Представительские расходы

Представительские расходы организации

В условиях современного предпринимательского рынка трудно представить себе организацию, которая существовала бы обособленно, не имея каких-либо связей с другими субъектами хозяйственной деятельности. Приобретая сырье, осуществляя процесс производства и реализации продукции, хозяйствующий субъект устанавливает определенные экономические связи. Занимаясь бизнесом, организация нередко проводит встречи и приемы представителей других организаций, в результате проведения которых заключает необходимые ей сделки. Однако проведение таких мероприятий влечет за собой определенные затраты, которые, являясь по своей сути коммерческими, составляют так называемые представительские расходы.

Представительским расходам организаций посвящен п. 2 ст. 264 НК РФ:

"К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период".

Анализируя вышеприведенную норму налогового законодательства, можно сделать вывод, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание следующих лиц:

  • представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
  • участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

Следует иметь в виду, что буквальное прочтение ст. 264 НК РФ дает основания полагать, что расходы организации на проведение официальных переговоров с индивидуальным предпринимателем не могут быть признаны представительскими в целях налогообложения. Заметьте, ведь в тексте ст. 264 НК РФ речь идет о "представителях других организаций"! Заметим, что аналогичная точка зрения изложена и в Письме Минфина России от 24 ноября 2005 г. N 03-03-04/2/119.

Однако, по мнению авторов настоящей статьи, такой подход несколько противоречит нормам ст. 252 НК РФ. Если налогоплательщик осуществляет экономически обоснованные расходы, связанные с получением дохода, и эти расходы имеют документальное подтверждение, то организация вправе учесть для целей налогообложения любые произведенные ею расходы, за исключением тех, которые прямо перечислены в ст. 270 НК РФ.

Обратите внимание! Налоговое законодательство прямо указывает на то, что место проведения встречи не имеет значения. Иначе говоря, это может быть как территория налогоплательщика, так и любая другая "нейтральная" территория, в том числе и территория иностранного государства. И хотя в ряде случаев налоговые органы считают, что места, связанные с организацией развлечений и отдыха, не могут являться местом проведения деловых переговоров, судебная практика в основном доказывает обратное. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 12 сентября 2005 г., 5 сентября 2005 г. по делу N КА-А40/8426-05, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 июня 2004 г. по делу N А05-14160/03-13 и другие.

Но иногда судьи поддерживают и сторону налогового органа. Так, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27 октября 2005 г. по делу N А56-3124/2005 арбитры согласились с мнением налоговиков о неправомерности включения в состав представительских расходов арендной платы дорожек для боулинга, так как такие расходы связаны с организацией развлечений.

Помимо собственно определения представительских расходов ст. 264 НК РФ содержит и их перечень, который является закрытым и расширению не подлежит. В перечень представительских расходов входят:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Обращаем Ваше внимание, что НК РФ к представительским расходам налогоплательщика относит расходы, связанные с официальным приемом и (или) обслуживанием не только представителей других организаций, но и официальных лиц самого налогоплательщика, участвующих в переговорах. При этом законодатель дает расшифровку, что понимается под официальным приемом — завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие. Поэтому встреча руководителей организаций, пусть и носящая деловой характер, но проведенная в неофициальной обстановке, не может быть признана в качестве представительских расходов. Отметим, что такое же мнение высказано столичными налоговиками в Письме УФНС России по г. Москве от 16 мая 2006 г. N 20-12/41851. О том, какими документами организация подтверждает официальный характер встречи, мы расскажем чуть ниже.

Нужно сказать, что в отношении признания представительскими расходами расходов на транспортное обслуживание у налогоплательщиков существуют определенные налоговые риски. Буквальное прочтение ст. 264 НК РФ не дает однозначного толкования, что имел в виду законодатель, прописывая норму о транспортном обслуживании, — транспортное обслуживание в пределах одного населенного пункта или что-то другое? А если участник переговоров — иностранец и прибывает из-за рубежа на самолете, специально направленном налогоплательщиком, то к какому виду расходов необходимо отнести расходы на проезд приглашенных участников встречи? С одной стороны, вроде бы понятно, что расходы должна нести приглашающая сторона, ведь именно она заинтересована в проведении такой встречи, но налоговики считают иначе.

Так, например, столичные чиновники в Письме УФНС России по г. Москве от 11 ноября 2004 г. N 26-12/73173 "О налогообложении представительских расходов" разъясняют, что "…действующим налоговым законодательством не предусмотрена возможность признания в качестве представительских расходов для целей налогообложения прибыли российской организации оптовой торговли ее затрат на транспортное обеспечение доставки представителей иностранной фирмы к месту проведения представительского мероприятия в различных случаях приезда представителей данной иностранной компании в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества.

Следовательно, согласно главе 25 НК РФ стоимость авиационных и железнодорожных билетов, а также визовая поддержка сотрудников иностранной компании по пути следования из иностранного государства до границ РФ и непосредственно по территории РФ не учитываются российской организацией в целях налогообложения прибыли и не относятся к представительским расходам".

И, хотя существует положительная для налогоплательщиков судебная практика по поводу отнесения расходов на проезд и расходов на проживание приглашенных участников в состав представительских расходов налогоплательщика — Постановление ФАС Поволжского округа от 16 марта 2006 г. по делу N А72-5629/05-6/435, N А72-5959/05-6/450, — все же при отнесении таких расходов в состав представительских вероятность спора с проверяющими органами велика.

Если же избежать таких затрат не удается, то рекомендуем при проведении представительских мероприятий заранее оформить документы, свидетельствующие о том, какие затраты принимающая сторона будет компенсировать приглашенным участникам. Это может быть приглашение на встречу, в котором предусмотрен порядок компенсации, гарантийное письмо либо иной документ.

Еще раз обращаем Ваше внимание на то, что перечень представительских расходов, установленный ст. 264 НК РФ, является закрытым и расширению не подлежит. Поэтому при отнесении каких-либо расходов в состав представительских тщательно проанализируйте их, дайте им правильную оценку, чтобы налоговые органы в данном вопросе не имели к вашей организации претензий. Имейте в виду, что в НК РФ прямо установлено, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

ПроБухучет

Поэтому в соответствии с гл. 25 НК РФ в составе представительских расходов нельзя отражать:

  • обед в казино или пансионате;
  • расходы по проживанию в гостиницах прибывших для ведения переговоров представителей других фирм;
  • расходы по приобретению проездных билетов для представителей других фирм, участвующих в переговорах;
  • оформление виз;
  • затраты на проведение праздничных мероприятий и юбилеев.

Отдельно хочется осветить и вопрос по поводу отражения в учете расходов, связанных с проведением презентаций. В условиях современного предпринимательского рынка это явление распространено достаточно широко. Это вполне объяснимо, ведь расширение рынка сбыта товаров, продукции, работ или услуг предполагает проведение таких мероприятий, как презентация отдельных товаров (работ или услуг). Однако может быть и презентация фирмы в целом. Поэтому при отнесении затрат, связанных с презентацией, необходимо четко разграничивать, когда презентация будет признана таковой в представительских целях, а когда будет отнесена к рекламе.

"Презентация" (от латинского — представление, предъявление), достаточно часто употребляемое в деловом мире слово, означает мероприятие, проводимое с целью объявить о создании нового субъекта хозяйственной деятельности или его подразделения (магазина, павильона, выставки) или с целью представить общественности продукцию действующей организации (обычно — нового товара или нового вида услуг).

Такую презентацию, проводимую для ограниченного числа лиц (представителей поставщиков, заказчиков и иных потенциальных партнеров), нельзя отнести к рекламным расходам. Напомним, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На презентации состав приглашенных лиц четко определен, поэтому признать расходы на проведение такого мероприятия рекламой нельзя. Кроме того, проведение презентаций, как правило, предполагает наличие соответствующей согласованной программы, включающей в себя совместные заседания, переговоры, совещания.

Пример 1 из консультационной практики ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Ситуация: При запуске новых изданий проводятся презентации для региональных клиентов. Пример: презентация на Дальнем Востоке, клиенты собираются со всего региона в г. Владивостоке. Фирма компенсирует представителям затраты на проезд до места проведения мероприятия и услуги по проживанию в гостинице.

Вопрос: Возможно ли отнесение на затраты данных сумм?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

По мнению, неоднократно высказываемому Минфином России и налоговыми органами, на основании данной нормы к представительским расходам относится оплата проезда прибывших приглашенных лиц к месту проведения официального мероприятия, например, от места нахождения принимающей организации или от гостиницы.

В Письме УФНС России по г. Москве от 11 ноября 2004 г. N 26-12/73173 "О налогообложении представительских расходов" сказано, что расходы, связанные с прибытием (убытием) участников презентации, к представительским не относятся и включению в расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, не подлежат. Кроме того, сумма оплаченных билетов для участников презентаций является их доходом и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Не относят налоговые органы к представительским расходам и затраты на оплату проживания участников презентаций в гостинице.

Утверждение, что данные расходы выходят за рамки положений ст. 264 НК РФ, оспорить сложно. Однако в судебной практике были случаи, когда расходы на проживание в гостинице представителей другой организации для целей налогового учета были признаны обоснованными. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2004 г. по делу N А56-21571/03, где суд согласился с тем, что организация, взявшая на себя расходы по проживанию гостей, вправе списать истраченные средства на представительские расходы.

При рассмотрении вышеуказанного дела принималось во внимание то, что данные представительские расходы были предусмотрены приказом об учетной политике общества, смета представительских расходов была утверждена протоколом общего собрания акционеров общества.

Также Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2004 г. по делу N 09-1562/04-АК понесенные обществом расходы по оплате проживания в гостинице и питания в ресторане представителей других организаций были признаны представительскими расходами. В данном Постановлении сказано, что расходы на питание и проживание в гостинице представителей других организаций, участвовавших в совещании-банкете, не могут быть квалифицированы как расходы на "организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний". В п. 2 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций. НК РФ не содержит определения термина "обслуживание". Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ при толковании значения данного термина следует обратиться к другим отраслям законодательства Российской Федерации. В частности, в п. 1 ст. 426 ГК РФ в числе услуг, оказание которых производится в рамках публичных договоров, поименованы: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное. Следовательно, из положений п. 1 ст. 264 НК РФ вытекает, что расходы на гостиничное обслуживание (то есть проживание и питание) представителей других организаций, участвующих в переговорах с налогоплательщиком, относятся к представительским расходам. Таким образом, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ и неопределенности термина "обслуживание" суд вынес правильное решение, признав правомерным отнесение к представительским расходам спорных затрат.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что если Ваша фирма не будет учитывать в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, расходы по оплате проживания в гостинице представителей других организаций, то со стороны налоговых органов претензий к Вам не будет.

Если же Вы примете решение учесть данные затраты в составе расходов, то доказывать правомерность данного решения Вам придется в суде.

Что касается оплаты проезда участников презентации, не являющихся сотрудниками Вашей организации, то по данному вопросу положительной арбитражной практики нет, поэтому такие расходы рекомендуем осуществлять за счет собственных средств организации.

Н.С.Кулаева

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Представительские расходы: все не так просто

Как правило, заключению договоров предшествуют деловые переговоры. Их проведение требует дополнительных затрат — так называемых представительских расходов. Как же такие расходы учитываются в налоговом и бухгалтерском учете?

Что такое представительские расходы

Виды представительских расходов и их фактическая величина в бухгалтерском и налоговом учете, как правило, различны. Это связано прежде всего с неодинаковым толкованием представительских расходов бухгалтерским и налоговым законодательством (см. таблицу).

Таблица

Нормы налогового и бухгалтерского учета о представительских расходах <*>

<*> Напомним, что разницы между налоговым и бухгалтерским учетом представительских расходов отражаются в бухучете в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Налоговый
учет
Бухгалтерский
учет
Определение
представитель-
ских расходов
Представительские расходы —
это расходы на официальный
прием и (или) обслуживание
представителей других орга-
низаций, участвующих в пе-
реговорах в целях установ-
ления и (или) поддержания
взаимного сотрудничества,
а также участников, прибыв-
ших на заседания совета
директоров (правления) или
иного руководящего органа
налогоплательщика, незави-
симо от места проведения
указанных мероприятий (п.2
ст.264 НК РФ)
Представительские расходы —
это расходы организации по
приему и обслуживанию пред-
ставителей других организа-
ций (включая иностранных),
участвующих в переговорах
с целью установления и
(или) поддержания взаимовы-
годного сотрудничества, а
также участников, прибывших
на заседания совета (прав-
ления) или другого анало-
гичного органа организации
(Приказ Минфина России от
15.03.2000 N 26н)
Перечень
представитель-
ских расходов
К представительским отно-
сятся расходы:
— на проведение официаль-
ного приема (завтрака, обе-
да или иного аналогичного
мероприятия) для указанных
лиц, а также официальных
лиц организации-налогопла-
тельщика, участвующих в пе-
реговорах;
— на транспортное обеспече-
ние доставки этих лиц к
месту проведения представи-
тельского мероприятия и
(или) заседания руководяще-
го органа и обратно;
— на буфетное обслуживание
во время переговоров;
— на оплату услуг перевод-
чиков, не состоящих в штате
налогоплательщика, по обес-
печению перевода во время
проведения представитель-
ских мероприятий.
К представительским расхо-
дам не относятся расходы на
организацию развлечений,
отдыха, профилактики или
лечения заболеваний (п.2
ст.264 НК РФ).
Перечень представительских
расходов является закрытым
и расширительному толкова-
нию не подлежит
К представительским отно-
сятся расходы, связанные:
— с проведением официаль-
ного приема (завтрака, обе-
да или другого аналогичного
мероприятия) представителей
(участников);
— с их транспортным обеспе-
чением;
— с посещением культурно-
зрелищных мероприятий;
— с буфетным обслуживанием
во время переговоров и ме-
роприятий культурной прог-
раммы
— с оплатой услуг перевод-
чиков, не состоящих в штате
организации (Приказ Минфина
России от 15.03.2000 N 26н)
Квалификация
расходов
Представительские расходы
относятся к прочим расхо-
дам, связанным с производ-
ством и (или) реализацией
(пп.22 п.1 ст.264 НК РФ)
Представительские расходы
признаются расходами по
обычным видам деятельности
(п.п.5 и 7 ПБУ 10/99)
Ограничение
на величину
расходов
Представительские расходы
в течение отчетного (нало-
гового) периода включаются
в состав прочих расходов
в размере, не превышающем
4% от расходов налогопла-
тельщика на оплату труда за
этот отчетный (налоговый)
период (п.2 ст.264 НК РФ)
Представительские расходы
включаются в расходы по
обычным видам деятельности
в сумме фактически произве-
денных затрат

Чтобы понять, что такое представительские расходы для целей исчисления налога на прибыль, обратимся к пп.22 п.1 и п.2 ст.264 НК РФ.

Представительские расходы — это расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика. Место проведения таких мероприятий значения не имеет. То есть переговоры могут вестись как в офисе одной из сторон, так и в любом другом месте (конференц-зал гостиницы и др.) как на территории России, так и за ее пределами.

К представительским относятся расходы:

  • на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • на буфетное обслуживание во время переговоров;
  • на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. По данному виду представительских расходов отражается не только стоимость услуг переводчика, но и сумма ЕСН, начисляемого на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору (п.1 ст.236 НК РФ). При этом в составе ЕСН не начисляется взнос в Фонд социального страхования РФ (п.3 ст.238 НК РФ).

В п.2 ст.264 НК РФ прямо указано, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Приведенный перечень представительских расходов является закрытым. В связи с этим, например, затраты на оплату аренды помещения, в котором организация проводит официальный прием, не могут быть отнесены к представительским расходам в целях налогообложения прибыли <**>. Подтверждением тому служит Письмо Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-03/29.

<**> Позиция Департамента налогообложения прибыли МНС России по данному вопросу не высказывалась.

По той же причине не могут быть признаны в качестве представительских расходов при исчислении налога на прибыль:

  • затраты в виде компенсаций расходов на проживание (оплата счетов гостиниц) членам совета директоров, прибывшим на заседание руководящего органа;
  • расходы на оформление въездных виз для сотрудников иностранной компании, являющейся учредителем российской фирмы со 100-процентным иностранным капиталом;
  • затраты на передачу продукции собственного производства в качестве сувенира действующим или потенциальным заказчикам (покупателям) при проведении переговоров и приеме делегации;
  • затраты на изготовление визитных карточек, которые раздаются во время проведения официального приема для поддержания деловых контактов с другими организациями в интересах фирмы;
  • затраты на демонстрацию, например, программного обеспечения во время переговоров.

Что касается расходов на приобретение алкогольной продукции при проведении официального приема деловых партнеров (ужин, обеды в ресторанах и т.п.), то налоговое законодательство не содержит прямого запрета на признание таких расходов для целей исчисления налога на прибыль.

Учет представительских расходов

Затраты на приобретение продуктов питания и напитков при проведении официального приема представителей других организаций, участвующих в переговорах с целью взаимного сотрудничества, могут быть отнесены к представительским расходам. Но при условии экономической обоснованности подобных затрат. К этим расходам можно отнести приобретение чая, кофе, сахара и алкогольных напитков. Такие расходы можно отнести к буфетному обслуживанию и учесть в качестве представительских, если они документально подтверждены.

Условия признания расходов

Для целей исчисления налога на прибыль представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за этот период. Об этом гласит абз.3 п.2 ст.264 НК РФ. Представительские расходы в части, превышающей установленный норматив, при определении налоговой базы не учитываются (п.42 ст.270 Кодекса).

Данное ограничение не применяется в отношении представительских расходов, производимых некоммерческими организациями за счет целевых поступлений при осуществлении уставной деятельности.

Предельный размер представительских расходов необходимо определять в конце каждого отчетного периода по налогу на прибыль (ежемесячно или раз в квартал). И в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это следует из п.1 ст.272 НК РФ. Учет доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль ведется нарастающим итогом с начала года. Поэтому представительские расходы, которые по итогам, в частности, I квартала 2004 г. являются сверхнормативными, по итогам налогового периода (за 2004 г.) могут уложиться в установленный норматив.

При определении максимального размера представительских расходов расходы на оплату труда рассчитываются по нормам ст.255 НК РФ и включают в себя:

  • любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
  • стимулирующие начисления и надбавки;
  • компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;
  • премии и единовременные поощрительные начисления;
  • расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами.

При методе начисления представительские расходы признаются в качестве косвенных расходов и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п.п.1 и 2 ст.318 НК РФ и ст.320 НК РФ). Датой осуществления представительских расходов в этом случае считается дата утверждения авансового отчета (пп.5 п.7 ст.272 НК РФ).

При кассовом методе представительские расходы учитываются только после их оплаты.

Как оформить представительские расходы

Представительские расходы признаются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль, если выполнены требования п.1 ст.252 Налогового кодекса. А именно: произведенные расходы экономически оправданны и документально подтверждены.

Иными словами, организация должна обосновать произведенные затраты и подтвердить их первичными учетными документами. В документах необходимо указать дату и место проведения деловой встречи (приема), приглашенных лиц, участников со стороны организации — инициатора переговоров, конкретное назначение произведенных расходов и их величину.

Согласно п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В документах же, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны быть указаны следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Чтобы подтвердить произведенные расходы и учесть их в целях налогообложения, первичные документы должны соответствовать требованиям Закона N 129-ФЗ. То есть должны быть оформлены надлежащим образом и содержать обязательные реквизиты.

Примечание. Представительские расходы: налогообложение НДФЛ, ЕСН и НДС

Представительские расходы, оплаченные подотчетными лицами и оформленные с нарушением установленных требований, признаются доходами, подлежащими обложению НДФЛ.

На выданные работникам денежные авансы на представительские расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами, ЕСН начисляется в общеустановленном порядке.

В соответствии с п.7 ст.171 НК РФ к вычету принимаются суммы НДС только по представительским расходам, учтенным в целях налогообложения прибыли, при наличии соответствующих оправдательных документов. Соответственно, суммы НДС, относящиеся к сверхнормативным представительским расходам, не должны приниматься к вычету из налоговых обязательств.

А если норматив, рассчитанный в следующих отчетных периодах или по итогам налогового периода, позволит организации при исчислении налога на прибыль учесть представительские расходы, не учтенные ранее? Тогда сумма НДС по таким расходам может быть принята к вычету в том периоде, когда сумма, ранее бывшая сверхнормативной, перестала быть таковой.

Если реквизиты, установленные ст.9 Закона N 129-ФЗ, не указаны, расходы, отраженные в первичных документах, не являются документально подтвержденными. Следовательно, они не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. Такова позиция налоговых органов.

Предположим, организация удалила существенные реквизиты из унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России. В этом случае расходы организации, которые указаны в первичных документах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, не могут быть признаны документально подтвержденными. Следовательно, они не учитываются для целей налогообложения прибыли.

В качестве приложения к приказу по учетной политике можно утвердить локальный документ, который определял бы конкретный порядок использования средств на представительские расходы, их документального оформления и контроля, а также устанавливал бы круг лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации. В обязательном порядке назначается ответственный за проведение официальных деловых мероприятий.

В каждом конкретном случае целесообразно было бы составлять следующие организационно-распорядительные и первичные учетные документы по формам, утвержденным в приложении к приказу по учетной политике:

  • приказ о направлении приглашения на деловую встречу контрагентов с указанием цели прибытия представителей действующих или потенциальных партнеров;
  • смету представительских расходов на каждый квартал, утвержденную протоколом собрания учредителей;
  • исполнительную смету представительских расходов на каждую деловую встречу;
  • программу проведения каждой деловой встречи, включающую не только регламент встречи, но и перечень обсуждаемых вопросов;
  • акт на списание представительских расходов по каждому случаю приема делегации.

Создание таких документов, установление порядка и сроков их передачи для отражения в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с графиком документооборота, утвержденным в организации.

Перечисленные выше документы, составленные в произвольной форме, не могут служить оправдательными документами, подтверждающими представительские расходы.

Денежные средства на представительские расходы в виде аванса выдаются из кассы организации сотрудникам под отчет по расходному кассовому ордеру. Основанием служит приказ, определяющий список подотчетных лиц организации, либо локальный документ, о котором говорилось выше.

Из подотчета такие суммы списываются в течение срока, на который они выданы согласно указанным выше внутренним документам, при представлении авансового отчета по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55, первичных учетных документов, подтверждающих произведенные расходы, и счетов-фактур.

К первичным учетным документам организации, подтверждающим произведенные расходы, относятся:

  • кассовые чеки;
  • товарные чеки с подробной расшифровкой вида и количества товарно-материальных ценностей;
  • накладные;
  • торгово-закупочные акты;
  • счета на оплату услуг предприятий общественного питания и транспортных услуг;
  • договор на оказание услуг переводчика и др.

И.П.Орлова

Главный бухгалтер

ООО "Компания "ПремиумКонсалт"

Наличные средства, полученные сотрудниками из кассы предприятия на представительские расходы, считаются подотчетными суммами.

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью — это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии.

К представительским расходам относятся затраты, связанные:

· с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением;

· посещением культурно-зрелищных мероприятий;

· буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы;

· оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

Предприятия самостоятельно определяют конкретный порядок расходования средств на представительство, их документальное подтверждение, оформление и контроль, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия.

Для включения представительских расходов в себестоимость следует соблюдать определенные условия.

Представительскими расходами в соответствии с НК РФ являются только следующие расходы:

— расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия).

При этом применительно к представительским расходам Минфин России в Письме от 08.02.99 № 04-02-05/1 пояснил, что речь идет о «проведении единовременных мероприятий, а не о постоянном ресторанном обслуживании представителей других организаций». Однако «расходы на проведение официального приема» можно понимать в широком смысле. Так, например, в Постановлении ФАС МО от 16.03.99 по делу № КА-А41/561-99 подтверждена правомочность включения в себестоимость продукции (работ, услуг) «затрат по приобретению кофейного сервиза, ковров и газовой плиты, поскольку указанные предметы необходимы для осуществления рекламных и представительских мероприятий». В Письме Минфина России от 17.12.96 № 16-00-17-163 было разъяснено, что амортизацию холодильников, телевизоров, магнитофонов и другой аналогичной техники правомерно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) в качестве затрат, необходимых для осуществления рекламных и представительских мероприятий;

— транспортное обеспечение доставки лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения представительского мероприятия (к сожалению, НК РФ не конкретизирует, откуда доставляются участники: касается это границ одного населенного пункта или можно говорить о междугородных и международных перелетах).

В Письме Минфина России от 27.12.96 № 04-04-06 говорилось р том, что оплата расходов, связанных с прибытием (убытием) участников представительских мероприятий, их проживанием в гостиницах, к представительским расходам не относится и включению в себестоимость не подлежит;

— буфетное обслуживание во время переговоров;

— оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Следует обратить внимание на исключение из перечня представительских расходов, связанных с проведением мероприятий культурной программы. В пункте 2 статьи 264 НК РФ прямо указано, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Пунктом 2 статьи 264 НК РФ установлено, что представительские расходы являются таковыми независимо от места проведения указанных мероприятий. Это следовало и из Положения о составе затрат и признавалось судами. Так, например, в Постановлении ФАС МО от 28.06.99 по делу №КА-А40/1883-99 признано, что представительскими расходами могут являться и расходы по приему представителей других организаций не в месте фактического нахождения принимающей стороны.

Для правильного оформления и осуществления контроля за расходами на представительство на предприятии может быть издан приказ о создании комиссии по контролю за представительскими расходами.

Основным документом, на основании которого определяется годовая сумма представительских расходов, является смета, утверждаемая советом (правлением) организации на отчетный год, В смете указываются конкретные статьи представительских расходов и их предельная годовая сумма.

Согласно соответствующему приказу руководителя организации утверждается:

· программа мероприятий, связанных с деловой встречей (приемом);

· список приглашенных и участников со стороны организации;

· смета расходов по проведению деловой встречи.

Если сотрудник фирмы получил денежный аванс на представительские расходы, то После того, как выполнил задание, он должен представить авансовый отчет о фактически произведенных расходах. Поэтому авансовый отчет является основным документом, на основании которого производят списание задолженности с подотчетного лица. К нему нужно приложить документы, подтверждающие произведенные расходы.

Первичными документами, подтверждающими факты расходования средств на представительские цели, являются документы:

· удостоверяющие оплату транспортных расходов;

· счета организаций общественного питания;

· другие первичные документы, свидетельствующие о размере произведенных расходов.

Приказом Министерства финансов РФ №26н от 15.03.2000 (ред. 01.03.2001), ; устанавливающим нормативы на представительские расходы, определены реквизиты, которые обязательно должны присутствовать в этих оправдательных первичных документах:

· дата, место и программа проведения деловой встречи;

· приглашенные лица;

· участники со стороны предприятия;

· величина расходов.

По окончании мероприятия составляется акт, подтверждающий фактически произведенные расходы, с приложением к нему первичных оправдательных документов.

Отсутствие сметы представительских расходов, превышение фактических расходов над предусмотренными в смете, включение в состав представительских расходов затрат, не предусмотренных сметой, дает налоговой инспекции формальное основание не принимать указанные представительские расходы в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

В соответствии с приказом МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05/344 на выданные работникам денежные авансы на представительские и другие аналогичные расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами, начисляется в установленном порядке единый социальный налог.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов для целей налогообложения в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда (абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ).

Представительские расходы: особенности бухгалтерского и налогового учета

Расходы на оплату труда включают любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).

Представительские расходы в части, превышающей данный норматив, при определении налоговой базы не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ).

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятий, а также расходы по проведению заседаний правления и ревизионной комиссии предприятия:

· включаются в себестоимость продукции — в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год, разработанных исходя из установленных законодательством нормативов;

· а при их отсутствии по отдельным видам представительских расходов — за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Документально подтвержденные представительские расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей других организаций, прибывших для проведения переговоров, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, в котором осуществлялся прием и обслуживание представителей, независимо от времени оплаты расходов — предварительной или последующей.

В бухгалтерском учете представительские расходы отражаются по дебету счетов затрат в корреспонденции со счетом 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Для учета представительских расходов в организациях, осуществляющих торговую деятельность, используется счет 44 «Расходы на продажу».

Представительские расходы согласно пункту 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33 н, формируют расходы по обычным видам деятельности. Такие расходы в соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, перечисленных в пункте 16 ПБУ 10/99.

Пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ установлено, что из общей суммы налога на добавленную стоимость, причитающейся к уплате в бюджет, подлежат вычету суммы налога, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на доходы организаций. При этом сумма налога, подлежащая вычету, исчисляется по расчетной налоговой ставке 16,67% от суммы указанных расходов без учета налога с продаж.

Сумма налога на добавленную стоимость по представительским расходам согласно Инструкции по применению Плана счетов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Списание принятых к вычету сумм НДС в части представительских расходов в пределах, установленных законодательством, отражается:

— по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

— в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Списание суммы налога на добавленную стоимость в составе сверхнормативных представительских расходов отражается:

— по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

— в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 151 | Нарушение авторского права страницы

Что входит в представительские расходы

Представительские расходы организации

Любая коммерческая организация с целью расширения взаимовыгодного сотрудничества со своими контрагентами и заключения новых хозяйственных договоров осуществляет расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей собственной и других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах, т.е. осуществляет представительские расходы.

В состав представительских включаются также расходы организации по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или другого аналогичного органа организации.

Нормы бухгалтерского законодательства не содержат понятия "представительские расходы".

Таким образом, в настоящее время организациям следует руководствоваться перечнем представительских расходов, приведенным в ст.264 НК РФ.

К представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, буфетным обслуживанием во время переговоров, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

Проводиться подобные мероприятия (официальный обед, ужин и пр.) могут либо непосредственно в самой организации, либо с выездом на предприятие общественного питания, либо с этой целью организуется командировка работника в другую организацию, и т.д.

Оформление первичных документов

Как любая другая хозяйственная операция, проведение представительских мероприятий в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ) должно оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.

Документальное оформление представительских расходов состоит из нескольких этапов:

  1. оформление так называемых подготовительных документов;
  2. оформление уточняющих (конкретизирующих) документов;
  3. оформление документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств.

Представительские расходы — это планируемые и целевые расходы.

На первом этапе в организации составляется и протоколом общего собрания учредителей (акционеров) утверждается смета представительских расходов на отчетный год.

На этом же этапе целесообразно издать внутренние организационно-распорядительные документы (например, приказы руководителя организации), регламентирующие:

  • перечень официальных лиц организации, имеющих право участвовать в переговорах, а следовательно, получать под отчет средства на представительские расходы;
  • порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;
  • порядок расходования средств на представительские расходы;
  • документальное оформление представительских расходов;
  • порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы;
  • нормирование отдельных видов представительских расходов.

На втором этапе составляются внутренние оправдательные документы, непосредственно связанные с проведением конкретного представительского мероприятия. К таким документам, на наш взгляд, можно отнести:

  • приказ руководителя о назначении ответственного за проведение официального мероприятия;
  • приказ о направлении приглашения на деловую встречу, который должен содержать цель прибытия представителей сторонней организации;
  • программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, ФИО участников со стороны организации и со стороны приглашенных и их должностей, утвержденной сметы представительских расходов.

На третьем этапе ответственным лицом оформляются и представляются в бухгалтерию организации документы, подтверждающие фактическое расходование денежных средств на проведенное мероприятие:

  • отчет о расходах на проведение деловой встречи;
  • авансовый отчет с приложенными документами, подтверждающими произведенные расходы.

Такими документами являются: счета предприятий общественного питания, товарные чеки, чеки ККМ, документы об оплате транспортных расходов, документы об оплате услуг переводчика и т.д.

Все первичные документы должны соответствовать требованиям п.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ.

Бухгалтерский учет

Как было указано выше, документы, регулирующие порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организации, не содержат понятия "представительские расходы".

Но если понесенные организацией затраты по своему характеру можно отнести к представительским, то к ним применимы общие правила признания затрат расходами (п.2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99).

При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) представительские расходы согласно п.п.5 и 7 ПБУ 10/99 учитываются в качестве коммерческих (управленческих) в составе расходов по обычным видам деятельности. В бухгалтерском учете представительские расходы не нормируются, т.е. в полном объеме включаются в состав затрат.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) представительские расходы отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетами разд.VI "Расчеты", например 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и т.д.

Налогообложение Налог на прибыль организаций

При исчислении налога на прибыль расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты организации, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п.1 ст.252 НК РФ).

Согласно пп.22 п.1 ст.264 НК РФ в числе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются и представительские расходы при условии соответствия их критериям, перечисленным выше.

Порядок включения затрат, произведенных организацией на прием и обслуживание лиц, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, в состав представительских расходов определен п.2 ст.264 НК РФ. Положения этого пункта применяются к официальным лицам организации, представителям организаций-контрагентов и организаций — потенциальных партнеров, участникам, прибывшим на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации.

К представительским относятся расходы организации на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), транспортное обеспечение доставки принимаемых лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время представительских мероприятий.

Не относятся к представительским расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Представительские расходы организации принимаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период.

"Сверхнормативные" суммы представительских расходов согласно п.42 ст.270 НК РФ не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

В том случае, если организация определяет доходы и расходы методом начисления, ее представительские расходы относятся к косвенным расходам, которые в полной сумме включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода (п.1 ст.318 НК РФ).

Следует отметить, что база при исчислении предельного размера представительских расходов, учитываемых в целях налогообложения (сумма расходов на оплату труда), считается нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п.7 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по представительским расходам, включаемым в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

Так как представительские расходы согласно п.2 ст.264 НК РФ учитываются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Налоговые вычеты производятся организацией — покупателем товаров (работ, услуг) при принятии их на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих факт уплаты налога при наличии соответствующих первичных документов (п.1 ст.172 НК РФ).

Следует иметь в виду, что в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ).

При отсутствии счета-фактуры НДС к вычету не принимается. При этом выделенная отдельной строкой в расчетных документах сумма НДС не может быть включена и в расходы при исчислении налога на прибыль (п.1 ст.170 НК РФ). Если в первичных учетных и расчетных документах сумма НДС не выделена, то расчетным путем она не выделяется.

Пример. Торговая организация в 2003 г. с целью поддержания дальнейшего сотрудничества с организациями-покупателями провела два официальных приема.

В I квартале 2003 г. организован официальный ужин в загородном ресторане, сумма счета — 9000 руб. (в том числе НДС — 1500 руб.). Для доставки гостей туда и обратно организация воспользовалась услугами автотранспортного предприятия, стоимость услуг — 1200 руб. (в том числе НДС — 200 руб.).

Счета оплачены организацией в безналичной форме, счета-фактуры и акты выполненных работ от поставщиков услуг получены, услуги оказаны.

В III квартале 2003 г. менеджер по закупкам был направлен в командировку в другой город с целью установления контактов с новым поставщиком. Программа командировки содержит всю необходимую информацию для признания затрат представительскими расходами и утверждена приказом директора организации.

Работнику выданы из кассы денежные средства, которые были израсходованы им вместе с представителем потенциального поставщика в ходе банкета, что подтверждено счетом ресторана на сумму 1000 руб. (НДС не выделен) и чеком ККМ.

В IV квартале 2003 г. в собственном офисе был организован второй прием. Для этого приобретены в магазине продукты питания, алкоголь на общую сумму 7000 руб., а затем ответственным лицом представлен в бухгалтерию авансовый отчет на эту сумму, предварительно выданную из кассы, к которому приложены чеки ККМ (НДС не выделен, счет-фактура отсутствует).

Расходы на оплату труда в организации за 2003 г. составили:

в I квартале — 80 000 руб.;

во II квартале — 85 000 руб.;

в III квартале — 85 000 руб.;

в IV квартале -100 000 руб.

Налоговый период по НДС — квартал.

Регистр-расчет суммы представительских расходов, учитываемых для целей налогообложения за январь — декабрь 2003 г.

(руб.)

Отчетный
период
Сумма
представи-
тельских
расходов
(без НДС)
Сумма
расходов
на
оплату
труда
Норматив
представи-
тельских
расходов
(гр. 3 х
4%)
Сумма
представи-
тельских
расходов,
включаемых
в состав
прочих
расходов,
нарастающим
итогом
Сумма
представи-
тельских
расходов,
включаемых
в состав
прочих
расходов в
текущем
квартале
1 2 3 4 5 6
I квартал 8 500 80 000 3 200 3 200 3 200
Полугодие 8 500 165 000 6 600 6 600 3 400
9 месяцев 9 500 250 000 10 000 9 500 2 900
Год 16 500 350 000 140 000 14 000 4 500

По итогам 2003 г. организация сможет включить в состав прочих расходов только 14 000 руб., а 2500 руб. не будут учтены при налогообложении прибыли.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки.

В I квартале 2003 г.:

Дебет 44 Кредит 60

  • 7500 руб. — отражены расходы на проведение официального ужина с представителями покупателя;

Дебет 19 Кредит 60

  • 1500 руб. — отражена сумма НДС по расходам на проведение ужина;

Дебет 60 Кредит 51

  • 9000 руб. — оплачен счет ресторана;

Дебет 44 Кредит 60

  • 1000 руб. — отражены расходы на транспортное обслуживание представителей покупателя;

Дебет 19 Кредит 60

  • 200 руб. — отражена сумма НДС на транспортное обслуживание представителей покупателя;

Дебет 60 Кредит 51

  • 1200 руб. — оплачены услуги транспортной организации;

Дебет 68 Кредит 19

  • 640 руб. — принята к вычету сумма НДС по представительским расходам в пределах нормы <*>.

Во II квартале 2003 г.:

Дебет 68 Кредит 19

  • 680 руб. — принята к вычету сумма НДС в пределах норматива <**>.

В III квартале 2003 г.:

Дебет 71 Кредит 50

  • 1000 руб. — выданы денежные средства из кассы на проведение банкета с представителем потенциального поставщика;

Дебет 44 Кредит 71

  • 1000 руб. — отражены представительские расходы на проведение банкета;

Дебет 68 Кредит 19

  • 380 руб. — принята к вычету сумма НДС в пределах норматива <***>.

В IV квартале 2003 г.:

Дебет 71 Кредит 50

  • 7000 руб. — выданы денежные средства из кассы на проведение официального приема;

Дебет 44 Кредит 71

  • 7000 руб. — отражены расходы на проведение официального приема в составе представительских расходов.

<*> Норматив расходов за I квартал — 3200 руб. (80 000 руб. х 0,04). Общая сумма представительских расходов за I квартал без НДС — 8500 руб.

Сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом:

3200 руб.: 8500 руб. х 1700 руб. = 640 руб.

<**> Норматив расходов за полугодие — 6600 руб. Общая сумма расходов за полугодие без НДС — 8500 руб.

Сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается следующим образом:

6600 руб.: 8500 руб. х 1700 руб. — 640 руб. = 680 руб.

<***> Норматив расходов за 9 месяцев — 10 000 руб. Общая сумма расходов за 9 месяцев без НДС — 9500 руб. Поскольку фактически приведенные расходы меньше норматива, организация имеет право на вычет всей суммы НДС:

1700 руб. — 640 руб. — 680 руб. = 380 руб.

И.Кирюшина

АКДИ "Экономика и жизнь"