Предприятие среднего бизнеса

Основные критерии определения малого предприятия 2019

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Критерий

Среднее предприятие

Малое предприятие

Микропредприятие

Доходы

2 млрд. руб.

800 млн. руб.

120 млн. руб.

Численность сотрудников

101–250 человек

100 человек

15 человек

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

ВАЖНО! С 1 декабря 2018 года Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ в перечень субъектов малого предпринимательства добавлены хозяйственные общества. Теперь они тоже могут предетендовать на поддержку государства.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

ВАЖНО! Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ, он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Новые критерии определения малого и среднего бизнеса

Напомним, что к микро-, малым и средним предприятиям относят организации, чья выручка за прошлый год не превышает установленных предельных значений. Новые компании в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к малому бизнесу, если их показатели со дня их госрегистрации не превышают предельных значений. Критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702, они вступили в силу 25.07.2015. Подробнее смотрите в таблице.

Новые критерии принадлежности к микро-, малым и средним предприятиям

Критерии Микро Малые Средние
Средняя численность, чел. ≤ 14 ≤ 100 ≤ 250
Выручка от реализации (без НДС), млн ₽ ≤ 120 ≤ 800 ≤ 2 000
Суммарная доля участия в уставном капитале других организаций, %
  • иностранных организаций — ≤ 49;
  • российских организаций, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса — ≤ 49;
  • российских организаций, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов — ≤ 25

Признание организации субъектом малого предпринимательства дает ряд преимуществ, нацеленных на развитие данного бизнеса. Так, микро- и малые предприятия могут вести бухучет по упрощенным правилам:

  • использовать сокращенный рабочий план счетов;
  • применять кассовый метод признания доходов и расходов;
  • составлять сокращенную бухгалтерскую отчетность, состоящую из баланса и отчета о финансовых результатах;
  • ведение бухгалтерского учета может возложить на себя руководитель;
  • проценты по любым заемным обязательствам учитывать в составе прочих расходов;
  • перспективно отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики;
  • любые ошибки, включая существенные, исправлять как несущественные;
  • не применять требования: ПБУ 2/2008, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 18/02, ПБУ 12/2010;
  • не создавать резервы отпусков и переоценивать по рыночной стоимости любые финансовые вложения.

У микропредприятий есть дополнительные преимущества. Они имеют законное право не принимать к оплате банковские карты, а также вести бухучет без применения двойной записи.

В налоговом учете льготы для субъектов малого предпринимательства НК РФ не установлены, но органы местного самоуправления могут утвердить пониженные тарифы по налогу на имущество и земельному налогу.

Порядок ведения кассовых операций малые предприятия должны соблюдать, но они вправе не устанавливать лимит остатка наличных в кассе и хранить все деньги в кассе, не сдавая их в учреждение банка.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 предусмотрены благоприятные условия для участия в госзакупках.

Может ли непубличное акционерное общество быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства при следующих условиях: выручка — 260 000 000 руб., среднесписочная численность работников — 56 человек, акционерами являются пять физических лиц?

16 февраля 2017

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В свою очередь, условия, позволяющие отнести хозяйствующего субъекта к малым или средним предприятиям, перечислены в ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Анализ положений указанной статьи показывает, что для признания акционерного общества (далее также — АО, общество) субъектом малого или среднего предпринимательства необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:
1) подпадало хотя бы под один из признаков, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;
2) среднесписочная численность его работников за предшествующий календарный год не должна превышать пределов, установленных пп. «а»-«в» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;
3) его доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что прежде, чем оценивать соответствие АО максимальным значениям численности работников и дохода, необходимо установить, применим ли к нему хотя бы один из подпунктов «а»-«д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Анализ данных норм свидетельствует о том, что указанное в вопросе АО может быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства только в том случае, если оно получило статус участника проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (пп. «г» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Ведь подпункт «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не может быть применен к нему, поскольку он касается только обществ с ограниченной ответственностью; пп. «б» этого же пункта не может быть применен потому, что под его действие подпадают только те акционерные общества, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг, что по смыслу п.п. 1 и 2 ст. 66.3 ГК РФ не допускается для тех АО, которые являются непубличными. В свою очередь, подпункты «в» и «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не могут быть применены к указанному в вопросе обществу потому, что они распространяются лишь на те хозяйственные общества, учредителями которых выступают указанные в этих пунктах юридические лица, тогда как в рассматриваемом случае участниками АО выступают исключительно физические лица.
Соответственно, если АО, указанное в вопросе, не является участником проекта «Сколково», оно не может быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства независимо от получаемого им дохода и среднесписочного состава работающих в нем лиц.
Если же АО является таким участником, то оно будет относиться к малым предприятиям как по среднесписочному составу своих работников (пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ), так и по полученному им доходу (п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 июля 2017 года субъектами малого или среднего предпринимательства смогут признаваться акционерные общества, в которых такие акционеры, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) будут владеть не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а акционеры — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, будут владеть не более чем 49% голосующих акций акционерного общества (пп. «а» п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ). Следовательно, при неизменности состава участников указанного в вопросе акционерного общества, а также при непревышении показателей его дохода и среднесписочной численности его работников над указанными в п.п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, такое общество с 1 июля 2017 года может быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства даже при отсутствии у него статуса участника проекта «Сколково».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Акционерные общества по общему правилу больше не будут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства

Нет, с 1 января 2016 г. любые акционерные общества, независимо от состава участников и формы — публичные или непубличные, по общему правилу к субъектам малого и среднего предпринимательства относиться не будут.

Соответствующие изменения внес Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ. Если раньше юридические лица относились к субъектам малого и среднего предпринимательства по критерию суммарной доли участия в них Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, то теперь этот критерий остался только для ООО (подп. «а» п. 1.1 ч. 1 ст. 4). Акционерные общества могут быть субъектами малого и среднего предпринимательства, только если:

  • их акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

  • их деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

  • они получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“»;

  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Кстати, наряду с условием о категориях юридических лиц, претендующих на статус субъектов малого и среднего предпринимательства, по-прежнему необходимо соблюдать также и условия о среднесписочной численности их работников и доходе (в прежней редакции закон говорил о выручке).

Из перечня исключили не только акционерные общества — потребительских кооперативов там тоже нет. Почему так произошло? Официальных комментариев ни Минэкономразвития России, ни другие ведомства пока не давали. По мнению руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Ивана Ефременкова, это связано со сложностями в администрировании исключенных категорий юридических лиц. В августе 2016 г. должен заработать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет вести ФНС России. На сегодняшний день в информационных ресурсах ФНС России отсутствует информация о структуре уставного капитала акционерных обществ, поэтому данные юридические лица не могут быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Как «ЭЖ» пояснили в Минэкономразвития России, в дальнейшем, по мере развития ведомственных информационных ресурсов и информационных систем и законодательства, возможно, будут предложены подходы к включению акционерных обществ в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос будет дополнительно проработан министерством.

Что делать тем акционерным обществам, которые рассчитывали на льготы и преференции, связанные со статусом субъекта малого и среднего предпринимательства? Можно подождать позитивных изменений или реорганизоваться в форме преобразования в ООО. Если, конечно, плюсы от реорганизации превысят возможные минусы.

КРИТЕРИИ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, УСТАНОВЛЕННЫЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 209-ФЗ ОТ 24.07.2007

Предельные значения средней численности
работников для каждой категории субъектов малого
и среднего предпринимательства

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Предельные значения средней численности работников
Микропредприятия от 1 до 15 человек включительно
Малые предприятия от 16 до 100 человек включительно
Средние предприятия от 101 до 250 включительно

Предельные значения выручки от реализации
товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета
налога на добавленную стоимость для каждой категории
субъектов малого и среднего предпринимательства,
установленные в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 13.07.15 N 702

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Предельные значения «выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость»
Микропредприятия 120 млн. рублей
Малые предприятия 800 млн. рублей
Средние предприятия 2000 млн. рублей

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из этих условий.