Предоставление земельного участка в собственность

Кто имеет право на предоставление земельных участков

Согласно пункту 1 статьи 39. 20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Основание для бесплатного предоставления земельных участков

Основание для бесплатного предоставления в собственность земельных участков предусмотрено пунктом 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Указанной нормой предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР» (до 1 июля 1990 года), но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ.

С 24 июня 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (п. 4 ст. 3), согласно которым гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 30 октября 2001 года) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

С целью определения наличия оснований для бесплатного предоставления земельных участков, на которых расположены жилые дома, при подаче заявления о предоставлении земельного участка просьба представлять свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию на жилой дом в случае, если право собственности на жилой дом перешло в порядке наследования.

Выкупная цена земельных участков

Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов утвержден постановлением Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п.

Постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 № 419-п внесены изменения в постановление Правительства Омской области от 5 октября 2015 года № 275-п «О Порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Омской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи таких земельных участков без проведения торгов» согласно которым до 1 января 2021 года выкупная цена земельных участков под объектами недвижимости для субъектов малого и среднего предпринимательства определяется в размере 10 процентов их кадастровой стоимости при одновременном соблюдении следующих условий:

  • заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату подано в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, до 01.01.2020;
  • здание, сооружение, расположенное на земельном участке, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, находится в собственности лица, обратившегося с указанным заявлением, непрерывно в течение трех и более лет. При этом трехлетний срок исчисляется с даты, указанной в правоустанавливающем (правоудостоверяющем) документе, являющемся основанием для государственной регистрации права собственности на здание, сооружение, расположенное на земельном участке.
  • отсутствие задолженности по арендной плате и (или) неустойки (пеней) по договору аренды земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату, иной задолженности перед бюджетом за использование указанного земельного участка. При этом в случае отсутствия действующего договора аренды земельного участка в соответствии со статьями 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть оплачена стоимость неосновательного обогащения до подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату.

Порядок определения цены земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности города Омска, без проведения торгов установлен Решением Омского городского Совета от 22 июля 2015 года № 368.

Зарегистрировать собственность или другие права (аренду, сервитут, суперфиций, эмфитевзис и т.д.) на землю можно через местный центр предоставления административных услуг (ЦНАП), который принимает документы для госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество, или у нотариуса. Именно после регистрации в госреестре прав на недвижимое имущество возникает, изменяется или прекращается соответствующее право.

Для справки. Правила регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельный участок, определены, в частности Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 № 1127, вступившим в силу с 01.01.2016 г.

Если вспомнить, то до 2013 года право собственности на землю подтверждалось государственным актом о праве собственности на земельный участок, который можно было получить в местном органе Госкомзема.

Сегодня же, после включения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр и получения в местном управлении Госгеокадастра выписки из ГЗК, необходимо обратиться в местный ЦНАП или к нотариусу для регистрации вашего права на земельный участок. В ЦНАП можно зарегистрировать право собственности, аренды, сервитут, суперфиций, эмфитевзис, обременения на недвижимое имущество и тому подобное. Самым распространенным случаем обычно является именно регистрация права собственности на земельный участок, пошаговый порядок с образцами документов которой мы и рассмотрим ниже.

Пошаговый порядок регистрации права на земельный участок

1. Сначала необходимо определиться с удобным для Вас центром предоставления административных услуг (ЦНАП) или нотариусом, к которым можно обратиться по вопросу регистрации прав. Адреса местных ЦНАПов, которым следует подавать документы для регистрации права собственности на земельный участок можно найти, в частности в интернете. В ЦНАПе вы оплачиваете только административный сбор, однако там могут быть очереди. У нотариуса наоборот — дороже (админсбор + услуги нотариуса), но все удобно и без очередей.

2. Далее необходимо подготовить пакет документов для подачи в местный ЦНАП или нотариусу, который будет включать:

  • извлечение (вытяг) из Государственного земельного кадастра (ГЗК);
  • копию и оригинал паспорта заявителя;
  • копию и оригинал идентификационного номера;
  • подтверждение оплаты административного сбора (0,1 размера минимальной заработной платы, по состоянию на 2020 г. — это 210 грн.);
  • документ-основание возникновения права на участок (договор купли-продажи (дарения, мены и т.д.), решение суда, свидетельство на наследство и т.д.);
  • доверенность, если документы подаются представителем (нотариально заверенная, если от физического лица);
  • оригинал и копию паспорта, идентификационного номера представителя, если документы подаются представителем.

Заявление о регистрации права печатается госрегистратором или нотариусом и подписывается заявителем на месте.

Важно также то, что выписку из Государственного земельного кадастра (ГЗК) не нужно подавать в случае, когда документы, которые являются основанием возникновения, перехода или прекращения права собственности или иных прав, содержат в себе информацию о кадастровом номере.

С некоторыми случаями присвоения кадастрового номера земельному участку можно ознакомиться в разделе техническая документация по установлению границ земельного участка.

3. Общий срок рассмотрения представленных государственному регистратору документов составляет 5 рабочих дней (не календарных!). По истечении указанного срока, по желанию, можно будет получить от государственного регистратора распечатку из реестра на бланке формата А4, но без подписи и печати госрегистратора. Новый порядок предусматривает, что решение госрегистратора размещается на сайте Минюста и имеет такую же юридическую силу, как и бумажное подтверждение регистрации права.

Следует также отметить, что Закон предоставляет возможность сократить пятидневный срок до 2 дней, 24х и 2х часов, однако сбор за регистрацию права в таких случаях будет значительно больше.

После регистрации своего права в Государственном реестре вещных прав, вы станете полноправным владельцем земельного участка и в дальнейшем сможете распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе, продать, подарить, обменять и т.д.).

Напомним, что до 2016 года, по результатам регистрации права можно было получить один из следующих документов:

  • выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений;
  • свидетельство из Государственного реестра прав (только для вновь сформированных земельных участков, которые выделялись на основании решения местного совета/распоряжения госадминистрации/приказа областного управления Госземагентства или заявления владельца, в случае изменения целевого назначения или раздела земельного участка).

Сейчас такие документы больше не выдаются. Вместо таких документов можно получить выписку и информационную справку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, в том числе и самостоятельно через Кабинет электронных сервисов Минюста.

Предложения по регистрации права на земельный участок от нашей компании

Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для регистрации прав на земельный участок в Государственном реестре прав.

Что бы заказать услугу по регистрации права на земельный участок у нас, позвоните по номеру 044 3388830.

Стоимость регистрации права на земельный участок: от 1000 грн.
Нажмите для перехода к контактной информации

Срок выполнения работы: от 1 дня
Нажмите для перехода к контактной информации

Смотрите также: проект отвода земельного участка, разрешение на снятие грунта, изменение целевого назначения земельного участка

Под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности (т.е. деятельности, не связанной с систематическим извлечением прибыли) по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и осуществляемой гражданином или гражданином и членами его семьи на земельном участке, полученном или приобретенном для удовлетворения своих личных потребностей. При этом реализация произведенной продукции не признается предпринимательской деятельностью.

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки двух видов:
— в границах населенного пункта (приусадебный участок);
— за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
При этом Законом установлены ограничения по пределам использования приусадебного и полевого земельного участка.
Приусадебный земельный участок может быть использован как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных и бытовых построек, а также иных сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, а также противопожарных, санитарно-гигиенических и других правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 ГрК РФ.
Полевой земельный участок предназначен исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем каких-либо зданий и строений.
Органами местного самоуправления устанавливаются предельные (минимальные и максимальные) размеры предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства земельных участков.
Максимальный размер земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, которые могут находиться в собственности или ином вещном праве у граждан, установлен в размере 0,5 га. Данный размер может быть увеличен законом субъекта, но не более чем в пять раз.
Регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), осуществляется на основании акта о предоставлении гражданину земельного участка или акта (свидетельства) о праве гражданина на земельный участок, выданных органом государственной власти или органом местного самоуправления, либо на основании выданной органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги, или иного документа, удостоверяющего право гражданина на земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный выше земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется при предоставлении свидетельства о праве на наследство либо иного документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение, или один из документов, предусмотренных ч. 1 ст. 49 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, о которых сказано выше.
Если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, то предоставление указанных выше документов не требуется.
После вступления в действие ЗК РФ право собственности регистрируется на общих основаниях, а именно при предоставлении соответствующего акта государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка или гражданско-правового договора о его приобретении.
Предоставление земельных участков в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с нормами земельного законодательства.
Земельные участки предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или на основании договора купли-продажи за плату, в безвозмездное пользование.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства осуществляется без проведения торгов.
При этом цена земельного участка устанавливается органом государственной власти или органом местного самоуправления, которым принадлежит земельный участок.
В определенных законом случаях земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен гражданину бесплатно в случае, если ранее земельный участок был предоставлен гражданину в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства и в течение пяти лет использовался им по назначению в соответствии с видом его разрешенного использования.
Так же бесплатно могут быть предоставлены земельные участки гражданам, которые имеют трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, а также иным лицам в предусмотренных законом субъекта РФ или федеральным законом случаях.
Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен гражданину в аренду без проведения торгов.
Размер арендной платы устанавливается Правительством РФ (для земель, находящихся в федеральной собственности), органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в их собственности.
При этом срок аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта устанавливается в 20 лет.
Также земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены гражданину на праве безвозмездного пользования на срок не более чем 6 лет.
Таким образом, гражданам земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены на праве собственности, аренды либо на праве безвозмездного пользования.
По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в следующем порядке:
— подготовка схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать);
— подача гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать;
— принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
— обеспечение заинтересованным гражданином необходимых кадастровых работ в целях образования земельного участка;
— осуществление кадастрового учета земельного участка;
— подача гражданином заявления о предоставлении земельного участка;
— заключение договора купли-продажи, аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком.

Сегодня на очередном заседании Алтайского краевого Законодательного Собрания принят закон Алтайского края «О внесении изменений в закон Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».
Краевой закон от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС устанавливает перечень и порядок учета категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, процедуру предоставления земельных участков, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры предоставляемых земельных участков.
Для формирования предложений по законопроекту, была создана рабочая группа при комитете по экономической политике, промышленности и предпринимательству Алтайского краевого Законодательного Собрания с участием представителей депутатского объединения фракций «ЛДПР» и «КПРФ». При подготовке изменений в закон учтены рекомендации органов местного самоуправления Алтайского края, а также практика других регионов, касающаяся вопроса предоставления земельных участков в собственность бесплатно льготным категориям граждан.
Вопрос социальной поддержки льготных категорий граждан, в частности, граждан, имеющих трех и более детей, не теряет своей актуальности. Закон дает им право приобрести бесплатно в собственность земельный участок, ранее принадлежащий на праве аренды, ином праве, предусмотренном земельным законодательством, а также участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом, находящийся в собственности гражданина. Земля предоставляется для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства Данным правом можно воспользоваться однократно.
Положения закона «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» не представляется возможным реализовать на территории городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края. Дело в том, что согласно Земельному кодексу Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, расположенные в границах закрытых административно-территориальных образований, относятся к ограниченным в обороте и не предоставляются в частную собственность. Данное обстоятельство выявило необходимость предусмотреть в законе право граждан, имеющих трех и более детей, постоянно проживающих на территории ЗАТО Сибирский, обращаться с заявлением о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков в органы местного самоуправления любого муниципального района и городского округа Алтайского края по своему усмотрению.
В связи с изменением нормативного срока договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, новая редакция закона устанавливает право граждан, которым предоставлены земельные участки в аренду на пять лет для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с ранее действующими региональными законами от 16 декабря 2002 года № 88-ЗС, от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС, заключить договор аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на срок, не превышающий 20 лет, рассчитываемый за вычетом срока действия предыдущего договора аренды земельного участка, в целях последующего приобретения в собственность такого земельного участка бесплатно.
Новая редакция закона сокращает сроки проведения процедуры предоставления земельных участков. Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов теперь обязаны организовать процедуру выбора земельных участков гражданами, состоящими на учете, в течение 10 дней со дня размещения на своих официальных сайтах перечней земельных участков, подлежащих предоставлению льготным категориям граждан.
Осуществление процедуры выбора земельных участков будет проводиться комиссионно. Граждане, отказавшиеся от предложенных на выбор земельных участков, в том числе не явившиеся на проведение выбора земельных участков, с учета не снимаются. Предоставление выбранного земельного участка осуществляется уполномоченным органом в соответствии с протоколом проведения выбора земельных участков.
Внесение изменений в закон Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» позволит решить ряд вопросов, с которыми в настоящее время столкнулись муниципальные образования края, что предполагает создание благоприятных условий для реализации законных прав граждан.

Статья 30. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, в постоянное (бессрочное) пользование.

4. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно — технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

6. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи.

7. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) заключения договора купли — продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;

3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

8. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.

9. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

10. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

11. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

12. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном настоящей статьей, в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

оглавление |