Правовые меры охраны окружающей среды

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности правового режима отдельных территорий и объектов, заповедников и национальных парков, заказников, памятников природы;

уметь

  • • определять правовой статус особо охраняемых природных территорий и объектов, критерии, на основании которых той или иной территории или объекту был присвоен статус особо охраняемой;
  • • давать разъяснения гражданам и юридическим лицам о ценности, значимости, правилах функционирования и в некоторых случаях использования таких объектов;

владеть навыками

  • • работы с правовыми актами, документами, направляемыми в адрес органов исполнительной власти для присвоения конкретному природному объекту или территории статуса особо охраняемого в целях сохранения его в силу значимости, уникальности и др.;
  • • защиты особо охраняемых природных территорий и объектов, а также прав человека и гражданина с помощью правовых приемов и способов.

Правовые основы природопользования на особо охраняемых природных территориях

Виды правового режима

Выделение и охрана особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) базируются на ст. 9, 36, 42, 71 Конституции РФ, ст. 1, 3, 4, 58–62 Федерального закона «Об охране окружающей среды», являющегося базовым в природоохранном законодательстве, ВК РФ, ЛК РФ, Законе РФ «О недрах», Федеральном законе «О животном мире» и отражают потребности общества в сохранении уникальных, особо ценных природных территорий и природных объектов в интересах настоящего и будущих поколений.

На особо охраняемых природных территориях создастся специальный правовой режим природопользования.

В ЗК РФ предусматриваются отнесение особо охраняемых территорий к объектам общенационального достояния и установление особенностей использования, создание охранных зон и округов на прилегающих к ним земельных участках, запрещение ряда действий, в том числе изменения целевого назначения земельных участков или прекращения прав на них для нужд, противоречащих их целевому назначению.

Основным актом регулирования использования и охраны участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, является Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В нем предусматриваются порядок создания и функционирования ООПТ, полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов по созданию и отграничению земель ООПТ, которые различны.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Государственные заповедники и национальные парки относятся к территориям федерального значения.

Государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения. Природные парки имеют региональное значение.

Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, их режим охраны устанавливается и их земли отграничиваются от других земель соответственно Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а ООПТ местного значения и отведение им земель определяются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать не только указанные традиционные ООПТ, но и иные категории ООПТ – территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники.

Так, например, акты Республики Хакассии выделяют охрану земель архитектурных объектов, курганов, древних поселений, крепостных валов, наскальных рисунков и соответствующих земельных участков. В Республике Карелии охраняются законом уникальные исторические природноландшафтные территории.

Специфические черты присущи и отдельным видам особо охраняемых территорий и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый более подробно в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории – в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой.

Пункт «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит вопросы государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования ООПТ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности вправе принимать органы государственной власти субъектов РФ на основании принятых схем развития и размещения ООПТ или территориальных схем охраны природы.

Регулирование использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, объектов, имеющих особое эстетическое, оздоровительное и иное ценное значение, осуществляется на основе Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Общие требования по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

Учитывая необходимость обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, сопряженных нередко с использованием опасных для здоровья населения и окружающей среды технологий и производств, веществ и материалов, законодатель установил в гл. 7 Закона об охране окружающей среды перечень важнейших экологических требований применительно к различным сферам хозяйственной и иной деятельности.

Статья 34 названного Закона определяет общие требования в области охраны окружающей среды, которые сводятся к тому, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Требования по охране окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов

Согласно ст. 35 Закона об охране окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей среды с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При этом выбор мест размещения таких объектов должен осуществляться с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Кроме того, если размещение объектов затрагивает законные интересы граждан, решение должно приниматься с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.

Статья 36 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Закон запрещает изменять стоимость проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Проекты, не имеющие положительного заключения государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещено.

В соответствии со ст. 37 Закона об охране окружающей среды строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением экологических требований, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

Запрещается строительство и реконструкция до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб экологическим требованиям. При строительстве и реконструкции должны приниматься меры по рекультивации земель и благоустройству территорий.

Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов согласно ст. 38 Закона об охране окружающей среды осуществляется при условии выполнения в полном объеме экологических требований и в соответствии с актами комиссий по приемке в эксплуатации таких объектов, в состав которых должны включаться представители специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими соблюдение экологических требований. Также запрещается вводить в эксплуатацию объекты, не оснащенные средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий.

На основании ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица при эксплуатации объектов должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий.

Вывод из эксплуатации объектов осуществляется с соблюдением экологических требований и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При этом должны быть разработаны и реализованы мероприятия по обеспечению благоприятной окружающей среды.