Правовое регулирование специальной оценки условий труда

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.032 YAK 316.354+658.310.9 ББК 60.55+65.291.68

М.В. СЕЛИВЕРСТОВА, А.Г. КАЛЕНОВА

M.V. SELIVYORSTOVA, A.G. KALENOVA

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

SOCIAL RESPONSIBILITY OF AN ORGANISATION AND SOCIO-LEGAL REGULATION OF SPECIAL ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS

Рассматриваются существующие теоретические подходы к пониманию социальной ответственности организации, терминов «специальная оценка условий труда» и «аттестация рабочего места». Уточняются особенности социального и нормативно-правового обеспечения при проведении специальной оценки условий труда. Представлены результаты сравнительного анализа изменений в части порядка, сроков, целей проведения специальной оценки условий труда.

Ключевые слова: социальная ответственность организации, социально-правовое обеспечение, специальная оценка условий труда.

Key words: social responsibility of an organization, socio-legal support, special assessment of working conditions.

Введение. Социальная ответственность организаций приобретает особую важность, поскольку на передний план выходят вопросы управления социальным развитием организации, обеспечение социальной устойчивости и безопасных условий труда.

Независимо от региональных особенностей, территориального размещения, форм собственности, социальной структуры персонала организации, актуальными остаются вопросы социально-правового механизма оценки условий труда, права на социальные гарантии и компенсации, снижения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Цель статьи заключается в рассмотрении подходов к пониманию сущности социальной ответственности организации и процесса социально-правового регулирования специальной оценки условий труда.

Материалы и методы. В работе представлены результаты сравнительного анализа изменений в части порядка, сроков, целей проведения специальной оценки условий труда.

Результаты и их обсуждение. Обращаясь к истории развития социально-правового механизма оценки условий труда важно отметить, что данная процедура оценки условий труда существует с ХХ века. Решение о её принятии было введено Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 15.08.1985 № 783 «О широком проведении аттестации рабочего места их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства» .

Она осуществлялась на основе минимальных требований. На тот период не существовало организаций, которые осуществляли независимую оценку условий труда в организациях. Поэтому для проведения замеров с помощью специального инструментария и выявления состояния условий труда в организациях создавались специальные базовые лаборатории. В самом постановлении не было изложено минимальных норм для условий труда, но

при проведении процедуры оценки необходимо было руководствоваться другими нормативно-правовыми актами. Также данная процедура проводилась не реже двух раз в пятилетку.

После распада СССР оценка условий труда продолжила своё применение в социальной деятельности организаций с учётом новых социально-экономических условий. Начиная с 1992 года, с целью преемственности и сохранения достигнутых результатов, Министерство труда утверждает Приказ от 08.01.1992 № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» .

Проведённый анализ социально-правового механизма оценки условий труда и нормативных документов того времени позволил установить, что для оценки условий труда применялся термин «аттестация рабочего места». Процедура проведения аттестации рабочего места носила обобщённый характер и занимала лишь небольшой параграф во всем документе. Однако вопрос регулирования и стимулирования работодателей к улучшению условий труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек по предоставлению гарантий и компенсаций, в России является предметом обсуждения разных государственных и региональных структур, социальных слоев правового государства и отечественных исследователей.

Изучение содержания понятия «аттестация рабочего места» в публикациях отечественных таких авторов, как В.А. Финоченко, И.А. Задорин, В.Д. Вархушев, В.М. Попов, А.А. Федорук, Р.В. Лизун и др., позволяет сделать вывод, что все перечисленные авторы рассматривали методологические составляющие данного понятия. Важно отметить, что авторы используют определение, конкретизируемое в части 12 ст. 209 ТК РФ, в которой указано, что «аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда» .

Начиная с 1985 года, создаются новые инструменты оценки, определяются более жёсткие минимальные нормы условий труда, которые задаются в соответствии с развитием науки и техники. В нормативно-правовое обеспечение вносятся соответствующие изменения и поправки, процедура аттестации рабочих мест уточняет порядок, цели и другие особенности регулирования оценки условий труда .

Перечень и последовательность утверждения нормативных документов за период с 1985 года по 2012 год в обобщенном виде представлены на рисунке 1.

Постановление 15.08.1985 №783 «О широком .

Исходя из этого можно судить о том, что достигнутых результатов было недостаточно, процесс оценки осуществлялся медленно, соответственно, было принято решение упразднить аттестацию рабочего места и начать процесс внедрения и реализации специальной оценки условий труда.

гоов

2005 2007 2005

О Б 10 15 20 25 30

ПРОЦЕНТ

Рис. 2. Удельный вес работников, занятых во вредных и(или) опасных условиях труда, в общей численности работников (по видам экономической деятельности) РФ данные за период 2004-2013 гг.

С 2014 года было издано четыре основных нормативных документа, регулирующих порядок проведения специальной оценки условий труда .

Перечень и последовательность утверждения нормативных документов за период с 2013 года по 2018 год в обобщенном виде представлен на рисунке 3.

Федеральныйзакон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральныйзакон от 28.12.2013 г. №421-ФЗ»0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий

труда» <

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № ЗЗн «ОбутвержДвнии Методики проведен™ специальной оценки условий труда. Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий _труда и инструкции по ее заполнению»_

Фeдq)aльныйзaкoн «О внесении изменений в статью 11 Фeдq)aльнoгo закона Об индивидуальном (персонифицированном)учете в системе обязательного пенсионного страхован™ и Федеральныйзакон О специальной оценке условий труда» от 01.05.201 б № 1 Зб-ФЗ

Рис. 3. Нормативно-правовое обеспечение специальной оценки условий труда за период 2013-2018 гг.

Анализ содержания этих документов показал, что каждый из них дополняет и вносит изменения в предыдущий.

Анализ трудов отечественных учёных А.Э. Мельгуй, А.Е. Крайновой, Ю.Г. Щемелева, А.М. Тушина, Ю.С. Белоусовой, В.В. Юшинова, Н.И. Чепеле-ва и других в отношении понятия «специальная оценка условий труда» (далее СОУТ) показал, что формулировки понятия являются однотипными, поскольку опираются на определение, представленное в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», где указано, что «специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и(или) опасные производственные факторы) и оцен-

ке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников» .

Важно отметить, что отдельные авторы берут в свои труды все определение полностью. Большинство из них сокращает его до минимума. В целом можно сказать, что основная суть понятия специальной оценки условий труда определяется как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.

Сравнительный анализ различий в регламентах и порядке аттестации рабочего места и СОУТ свидетельствует, что изменилось не только название процедуры оценки, но и множество других положений, доработанных, внедренных или вовсе исключенных. Результаты анализа различий и изменений по отдельным показателям в порядке аттестации рабочего места и СОУТ представлены в таблице 2.

Таблица 2

Отличительные особенности СОУТ и аттестации рабочего места

Показатели Год изменения Основные изменения в регламентах

1 2 3

Периодичность проведения 2012 1 раз в 5 лет (только для рабочих мест с вредными и опасными условиями труда)

2013 1 раз в 5 лет (если вредные и(или) опасные факторы не выявлены, то подается декларация и по ее истечению, в случае отсутствия обстоятельств указанных в ФЗ, продляется еще на 5 лет)

Рабочие места, подлежащие проверке 2012 Все рабочие места, в том числе вновь организованные

2013 Все рабочие места, в том числе вновь организованные, кроме надомников и дистанционных работников

Определение внеплановой проверки 2012 — в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест — по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации — выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда — замены производственного оборудования — изменения технологического процесса — изменения средств коллективной защиты — в случае обращения работника с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте — в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства

Продолжение табл. 2

1 2 3

— в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест — по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации — выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда — замены производственного оборудования — изменения технологического процесса — изменения средств коллективной защиты — в случае обращения работника с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте — в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства

2013 — ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест — получение работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями требований настоящего Федерального закона — изменение технологического процесса, замена производственного оборудования — изменение состава применяемых материалов и(или) сырья — изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты — произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание — наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных о проведении оценки

Определение понятия 2007 оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и(или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда

2013 является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и(или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников

Окончание табл.2

1 2 3

Структура нормативно-правового акта 2011 1. Общие положения 2. Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест 3. Порядок проведения оценки соответствия условий труда 4. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест 5. Порядок оформления результатов аттестации рабочих мест 6. Порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда 7. Заключительные положения 8. Приложения

2013 1. Общие положения 2. Порядок проведения специальной оценки 3. Организации, проводящие специальную оценку 4. Заключительные положения

Проверяющий орган 2007 Аттестующая организация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна быть занесена в реестр

Закрепление определения в ТК РФ 2013 Понятие «Аттестация рабочего места» утратило силу

2014 Понятие «Специальная оценка условий труда» не было закреплено

Выводы. Таким образом, начиная с 28 декабря 2013 года, продолжается совершенствование социально-правового механизма оценки условий труда. Из аттестации рабочего места берут все самое лучшее, что удалось создать, и переносят в специальную оценку условий труда с многочисленными доработками. Теперь помимо улучшений условий труда для работников и начисления им льгот и компенсаций одной из целей ее проведения является снижение размера выплачиваемых страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников.

Внесенные поправки теперь принесли экономическую выгоду не только непосредственно работникам, как это было ранее, но и работодателям. Это значит, что работодателям экономически стало выгодно ее проводить, поскольку механизм выгоды заключается в том, что чем хуже условия труда, тем выше тариф оплаты для предприятия, чем лучше, тем он ниже.

Несмотря на поправки и изменения в социально-правовой механизм оценки условий труда, которые вносятся более 30 лет, до сих пор в Министерстве труда и социальной защиты продолжается работа над его совершенствованием. Идет непрерывный процесс поиска новых путей развития.

В заключение отметим, что благодаря социально-правовому механизму оценки условий труда были достигнуты положительные показатели уровня травматизма на рабочем месте. В 1985-м году, когда произошло внедрение аттестации рабочего места, уровень травматизма составлял 456 тыс. человек и уже к 2000 году этот уровень сократился вдвое и составил 152 тыс. человек.

В целом реагирование организаций и соблюдение требований социально-правового механизма оценки условий труда повышает уровень социальной ответственности организации и обеспечивает качество социально-трудовых отношений в организации.

Литература

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»: Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.11.2018).

2. О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: Приказ Минтруда России от 12.12.2012 № 590н, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.11.2018).

3. О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»: Федеральный закон от 01.05.2016 № 136-Ф3.

6. О специальной оценке условий труда : федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 19.07.2018); принят Государственной думой 23 декабря 2013 года. Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года. Российская газета // Федеральный выпуск. № 6271 от 30 декабря 2013 г.

7. О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства: постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 15.08.1985 № 783. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.10.2018).

8. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и(или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению: приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 14.11.2016). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.10.2018).

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018).

12. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.11.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, –

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Новая редакция Ст. 426 ГК РФ

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

Судебная практика.

Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую «слабость» потребителя ограничением прав коммерческой организации.

При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 Кодекса) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (приложение к информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14). Такое ограничение свободы договора для одной стороны — исполнителя (в данном случае — медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь (Определение КС РФ от 06.06.2002 N 115-О).

Другой комментарий к Ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Определение публичного договора содержится в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи 426 ГК РФ.

Публичным считается такой договор, одной из сторон которого является коммерческая организация, обязанная выполнять вытекающие из договора обязательства в отношении любого лица, обратившегося к ней по поводу заключения договора.

В ГК приведен «открытый» перечень таких договоров: розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, договор об оказании услуг связи, договор энергоснабжения, договоры медицинского и гостиничного обслуживания. В этих случаях заключаемые договоры являются публичными в связи с тем, что их стороной является особый продавец, перевозчик, предприятие связи, поставщик, медицинское или гостиничное предприятие.

В ГК указаны и некоторые другие виды договоров, которые прямо названы публичными: прокат (ст. 626), бытовой подряд (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919), договор личного страхования (ст. 927). Публичными могут быть и иные договоры.

Партнером коммерческой организации по публичному договору может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Если гражданин-предприниматель осуществляет деятельность, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратился, то заключаемые им договоры также должны признаваться публичными.

Закон об авторском праве (ст. ст. 44, 45) предусматривает создание некоммерческих организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации обязаны заключать договоры с авторами, их наследниками и обладателями смежных прав о принятии их на обслуживание, а также лицензионные договоры с организациями-пользователями. Все такие договоры должны по аналогии со ст. 426 ГК считаться публичными, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к порядку заключения и к содержанию публичных договоров.

В абз. 1 п. 1 указывается, что публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации «по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг». Заключенные в кавычки слова не следует понимать ограничительно, например, если коммерческая организация занимается покупкой определенных товаров, то заключаемые ею договоры также могут признаваться публичными.

Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи 426 Гражданского кодекса России указывает на первую особенность публичных договоров: коммерческая организация обязана заключить такой договор с любым лицом, которое к ней обратится.

Это означает, что для коммерческой организации, получившей предложение о заключении публичного договора, не действует принцип «свободы договора» (ст. 421 ГК РФ): такая организация обязана заключить предложенный ей договор.

Однако для другой стороны публичного договора принцип «свободы договора» сохраняет свое действие.

С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить, а не данная коммерческая организация (п. 2 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» // Вестник ВАС РФ. 1997 г. N 7).

В абз. 2 п. 1 указанная выше норма поясняется: коммерческая организация обязана заключать публичные договоры с обратившимися к ней лицами в порядке очередности их обращений («в порядке общей очереди»). Однако законом или иным правовым актом могут быть установлены изъятия из этой нормы, касающиеся льготного, первоочередного заключения публичных договоров с отдельными категориями лиц, выразивших пожелание заключить договор (ветераны, инвалиды и т.п.).

2. В п. 2 устанавливается вторая особенность публичных договоров: все условия публичных договоров, заключаемых коммерческой организацией с отдельными партнерами, должны быть одинаковыми. Особо подчеркивается, что эта норма касается цены договора. Вместе с тем оговаривается, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены «льготы для отдельных категорий потребителей».

Здесь закон впервые дает наименование договорного партнера коммерческой организации в публичном договоре, называя его «потребителем». Это наименование не следует понимать ограничительно; оно не совпадает с определением термина «потребитель», содержащимся в Законе о защите прав потребителей. В частности, потребителем в смысле ст. 426 ГК является лицо, продающее иностранную валюту в пункте обмена валюты; кстати говоря, в этих пунктах при обмене больших сумм применяются льготные курсы.

3. Абзац 1 п. 3 косвенно подтверждает норму, согласно которой указанная коммерческая организация по общему правилу обязана включить публичный договор, а ее отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.

В абз. 2 п. 3 устанавливаются последствия необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора: контрагент имеет право потребовать либо заключения договора, либо взыскания убытков, либо заключения договора и взыскания убытков. Однако таких последствий не возникает, если коммерческая организация не имела возможности заключить договор (отсутствие товара, персонала и т.п.).

Бремя доказывания отсутствия возможности заключения публичного договора возлагается на соответствующую коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 указанного выше Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).

4. В п. 4 предусмотрено право Правительства РФ издавать типовые договоры, положения и другие подобные нормативные акты, содержащие правила, обязательные для сторон, заключающих публичные договоры.

Однако это право применяется только «в случаях, предусмотренных законом». Это означает, что закон должен прямо указывать на наделение Правительства таким правом. В связи с этим следует отметить, что ст. 1 ЗоЗПП РФ прямо не наделяет Правительство РФ такими правами.

5. Пункт 5 устанавливает, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям п. п. 2 и 4 ст. 426, являются ничтожными. Эта норма направлена на то, чтобы исключить применение оговорки, предусмотренной ст. 180 ГК, т.е. исключить признание недействительным заключенного договора в целом.

Правовые основы проведения специальной оценки условий труда зафиксированы в законе 426-ФЗ. Указанный нормативный документ определяет перечень требований к организации, которая может выступать в качестве исполнителя работ по спецоценке.

  1. Правовые основы проведения специальной оценки условий труда

Правовые основы проведения специальной оценки условий труда зафиксированы в законе 426-ФЗ. Указанный нормативный документ определяет перечень требований к организации, которая может выступать в качестве исполнителя работ по спецоценке. Они приведены в ст. 19 федерального закона.

Правовые основы проведения специальной оценки условий труда

  • Правовые основы проведения специальной оценки условий труда
  • Внесение организации в реестр

Перечень основных требований, которые предъявляются к экспертной организации действующим законодательством, включает в себя три ключевых условия:

  • указание спецоценки в качестве основного направления деятельности компании в уставных документах;
  • наличие в штате компании не менее пяти экспертов в области СОУТ. Они должны пройти аттестацию в порядке, установленном правовыми основами специальной оценки условий труда, и иметь действующий сертификат эксперта. К таким специалистам также предъявляются особые требования в части образования. Так, хотя бы один из них должен закончить вуз по специальности, связанной с охраной труда. К ним относятся гигиена трудовой деятельности, общая гигиена и лабораторные исследования санитарно-гигиенического профиля;
  • наличие в составе организации собственной испытательной лаборатории, имеющей необходимое оборудование для проведения замеров в рамках СОУТ. Такая лаборатория обязана пройти аккредитацию в области, предполагающей проведение замеров в сфере условий труда работников.

Если у компании нет собственной лаборатории, она вправе организовать лабораторные исследования силами сторонних предприятий. Наличие такой возможности должно быть подтверждено действующим договором на оказание услуг в области таких исследований.

Внесение организации в реестр

Правовое регулирование специальной оценки условий труда в части требований к экспертной организации содержит еще одно важное условие. Речь идет о включении такой компании в единый реестр экспертных учреждений, имеющих право на проведение СОУТ. Его ведением занимается Минтруд. Это касается как внесения данных в базу, так и их актуализации в части приостановления, возобновления и исключения компаний из реестра. Порядок внесения информации о заявителях в эту информационную базу урегулирован положениями Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 N 599. Организация получает право оказывать услуги в области спецоценки только с даты внесения в реестр.