Правом на благоприятную окружающую среду обладают

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Алихаджиева, Анна Саламуевна, 2003 год

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. — М.: Проспект, 2001. -48с.

4. Федеральный Конституционный закон от 12 июня 2002 года № 2 ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3641.

5. Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

6. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

8. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 года № 167 ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 4471.

9. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22 ФЗ // СЗ РФ. 1997. №5. Ст. 610.

11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136 -ФЗ //СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 196 ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 2.

13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197 ФЗ //СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

14. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95 ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

15. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138 ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

16. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487 1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

22. Федеральный закон от 21 июля 1993 года № 5485 1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.

23. Федеральный закон от 27 апреля 1993 года № 4866 1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

24. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648; СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4294.

25. Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст.167.

26. Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

27. Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52 ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

32. Федеральный закон от 8 августа 1995 года № 135 ФЗ «О благотворительный деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

34. Федеральный закон от 9 января 1996 года № 3 ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

35. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

39. Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

40. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

42. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

43. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

44. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. №6. Ст. 436.

45. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1176 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4082.

46. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении перечня сведений конфендициального характера» // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

48. Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 года № 4831 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2020.

50. Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 307 // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1443.

51. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 // СЗ РФ. 2000. №31. Ст. 3295.

52. Положение о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 622 // СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3590.

53. Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 года № 726 // СЗ РФ. 2000. №40. Ст. 3971.

54. Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 года № 841 // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4752.

55. Положение о Министерстве здравоохранения РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 года № 284 // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1771.

56. Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340 // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2157.

57. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 18 июня 1999 года № 4147 ГД «Об объявлении амнистии» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3181.

58. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества безопасности пищевых продуктов и здоровья населения» // СЗ РФ. 2000. № 48. Ст. 4701.

59. Положение о порядке проведения экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище. Приказ Минздрава РФ от 15 апреля 1997 года №117// Новая аптека. 1999. № 4.

60. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 года № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 7. Ст. 1994.

61. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. 8 февраля. 1995. № 29.

62. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // Российская газета. 24 ноября. 1998. №223.

63. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371 // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5938.

64. Правил а экспертизы декларации промышленной безопасности. Постановление Госгортехнадзора от 7 сентября 1999 года № 65 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 41.

65. Региональное законодательство:

66. Закон Саратовской области от 14 мая 1996 года № 28 378 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Информационный бюллетень Саратовской областной Думы. ЗСО. 1996. № 57. Ст. 437.

67. Лесной кодекс Саратовской области от 22 октября 1996 года № 90 300 // Информационный бюллетень Саратовской областной Думы. ЗСО. 2002. № 53. Ст. 144.

68. Концепции и программы по безопасной жизнедеятельностинаселения:

69. Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002 года. М., 2002.

71. Всеобщая Декларация прав человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

72. Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12. Ст. 4812.

73. Йоханнесбургский саммит от 24.08.2002 г. Информационный центр ООН в Москве. Пресс-релиз. 2002.

74. Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года от 31 августа 2000 года // СЗ РФ. 2000. № 37. Ст. 3734.

75. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхус. 25 июня 1998 г.

76. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней от 4 ноября 1950 года // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

77. Справочные и учебные пособия:

78. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. Ч. 1. М.: Зерцало, 2000. — 680с.

79. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2000. — 688с.

80. Боголюбов С. А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА*М, 2001. — 448с.

81. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право: Учебник для вузов. М.: Юрид. лит., 1997. — 569с.

82. Гусев Р. К. Экологическое право. Учебное пособие. М.: КОНТРАКТ-ИНФРА*М, 2001. — 208с.

83. Ерофеев Б. В. Экологическое право: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1992.-398с.

84. Ермаков В. Д., Сухарев A. JI. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: Триада, ЛТД, 1997. — 480с.

85. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2000. — 512с.

86. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.-816с.

88. Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1989. — 559с.

91. Балашенко С. А. Государственное управление в области охраны окружающей среды. Минск: Изд-во Беларусс. гос. ун-та, 2000. — 342с.

92. Бринчук М. М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука, 1990. — 214с.

93. Голиченков А. К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 136с.

94. Жевлаков Э. Н. Общие вопросы квалификации преступления в области окружающей среды. М.: ВЮЗИ, 1986. — 85с.

95. Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: Межд. отношения, 1982. — 237с.

96. Кравченко С. Н. Имущественная ответственность за нарушение законодательства. Львов: Висш. школа, 1979. — 238с.

97. Конституции государств Европейского Союза / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд. Группа ИФРА*М-НОРМА,1997. — 816с.

98. Лопашенко Н. А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. Спб.: Юридический центр Пресс, 2002. — 802с.

99. Ю.Лукашева Е. А. Общая теория прав человека. М.: НОРМА, 1996. — 520с.

100. П.Малеин Н. С. Юридическая ответственность и справедливость. М.: Манускрипт, 1992.-204с.

101. Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М.: Юрид. лит., 1985.- 192с.

102. З.Назарова Н. С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М.: Юриспруденция, 1989. — 90с.

103. Н.Окружающая среда и здоровье человека. М.: Изд-во Наука, 1979. — 199с.

104. Панкратов И. Ф., Сыродоев Н. А. Законодательство об охране и использовании животного мира. М.: Юрид. лит., 1983. — 96с.

105. Права человека. История, теория и практика / Отв. ред. Б. Л. Назаров. М.: Руссмет, 1995. -303с.

106. Проблемы правовой охраны природы и прокурорского надзора в сфере экологии. Сборник научных статей. М., 2002. — 248с.

107. Права человека. Основные международные документы. Сб. документов. -М.: Юрид. лит., 1998. 608с.

108. Правовые проблемы экологии на региональном уровне (legal problems of ekologi on the regional level). Саратов: Региональная общественная организация Центр содействия проекту правовой реформы Саратовской области, 1996. — 48с.

109. Петров В. В. Экология и право. М.: Юрид. лит., 1981. — 224с.

110. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 672с.

112. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. М.: Юрид. лит., 1998. — 96с.

113. Тимошенко А. С. Формирование и развитие международного права окружающей среды / Отв. ред. О. С. Колбасов. М.: Наука, 1986. — 191с.

115. Тлепцеришев Р. А. Правовое обеспечение охраны здоровья населения. — М.: Контур, 1998. -432с.

116. Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии. Киев: Наукова думка, 1989.-247с.

118. Шемшученко Ю. С. Государственное управление в области охраны окружающей среды в СССР (проблемы теории и практики). Киев: Наукова думка, 1978.-279с.

119. Экологическое право: от идей к практике / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М.: Новое в юридической науке и практике, 1997. — 28с.

120. Яковлев В. Н. Страховые правоотношения в сельском хозяйстве. Кишинев: Штиинца, 1973.-324с.

121. Материалы периодических изданий:

122. Аваков О. Правовое обеспечение экологических прав граждан // Законность. 2001. №2. С. 20-23.

123. Бакунина Т. С. Женщины за охрану окружающей среды // Государство и право. 1994. № 1. С. 136-146.

125. Бринчук М. М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. №8. С. 20-28.

128. Боголюбов С. А. Защита экологических прав // Государство и право. 1997. № 2. С. 119-121.

129. Боголюбов С. А. Референдумы по экологическим проектам // Государство и право. 1999. № 11. С. 31-37.

130. Боголюбов С. А. О возможностях экологического права // Журнал российского права. 2000. № 11. С. 3-9.

131. Васильева М. И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве // Государство и право. 1999. № 8. С. 49-62.

133. М.Васильев С. В. Доказывание и доказательства в делах по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием природной среде в гражданском процессе Украины // Государство и право. 2000. № 10. С. 79-84.

134. Васильева М. И. Ситуация: выводы, прогнозы, рекомендации // Зеленый мир. 2001. № 14-15. С. 25-27.

137. Виноградова Е. А. Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления // Российская юстиция. 2001. № 8. С. 62-64.

138. Виниченко В. Н. Экологическая информация и принципы работы с ней // Российская юстиция. 1998. С. 5-6.

139. Голицына Е. Ю. Некоторые аспекты экологической политики России // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3. С. 289-295.

140. Дубовик О. J1. Ответственность за экологические преступления // Журнал российского права. 1997. № 9. С. 50-61.

141. Дело о проверке конституционности Лесного кодекса РФ // Вестник Конституционного суда РФ. 1998. № 2. С. 5-18.

144. Катульский Е. Д., Меликьян Г. Г., Злоказов И. А. Демографическая ситуация в России накануне 19 века // Социс. 1997. № 6. С. 37-45.

145. Кадомцева А. Е. Правоисполнительная форма осуществления экологической функции современного Российского государства // Вопросы теории государства и права. 2000. № 2. С. 90-95.

146. Казанцев В. Право граждан на информацию об окружающей среде // Российская юстиция. 2000. № 1. С. 19-21.

147. Кадомцева А. Е. Экологическая функция в системе основных внутренних функций современного Российского государства // Вопросы теории государства и права. 1998. № 1 (10). С. 121-127.

149. Кузьмин В. Н. Проблемы функционирования органов государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, осуществляющих экологическую безопасность // Следователь. 2000. № 5. С. 46-48.

150. Колбасов О. С. Возмещение гражданам экологического вреда // Государство и право. 1994. № 10. С. 107-117.

153. Кульпин Э. С. Современный глобальный экологический кризис и Россия // Полис. 1997. № 1. С. 182-191.

154. Лапина М. А. Опыт деятельности зарубежных правоохранительных органов по обеспечению экологической безопасности // Экологическое право. 2000. № 1. С. 33-34.

155. Ларионов Г. А. Общественный экологический контроль // Государство и право. 1996. № 2. С. 65-74.

156. Малько А. В. Право гражданина на информацию // Общественные науки и современность. 1995. № 5. С. 56-62.

157. Меркушев А. Е. О практике применения судами законодательства, предусматривающего ответственность за нарушение норм экологической безопасности // Российская юстиция. 1997. № 6. С. 6-9.

158. Нарышева Н. Г. Арбитражная практика по делам о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды // Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1997. № 5. С. 83-90.

160. Островский Н. В. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды на муниципальном уровне // Муниципалитет. 1998. № 11 12.С. 4-7.

164. Петров В. В. Закон РФ об ответственности за экологические преступления (проект) // Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1998. № 4. С. 54-61.

166. Салищева Н. Г. О некоторых способах защиты и охраны прав и свобод и законных интересов граждан в сфере деятельности исполнительной власти

167. РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека // Социально-гуманитарные знания. 1994. № 7. С. 73-77.

168. Семилетов С. И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5. С. 67-74.

169. Тазмору Усияма. Теоретические проблемы системы компенсаций за вред, причиненный загрязнением окружающей среде и влияние судебного процесса на проведение политики по ее охране // Вестник МГУ. Cep.ll, Право. №2. 1997. С. 50-62.

170. Тяжкова И. М. Экологические преступления в новом УК РФ // Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1998. № 3. С. 46-58.

171. Улучшить экологическую обстановку в Поволжье региональная задача // Законность. 1995. № 1. С. 27-34.

172. Фабрициус Ф. Исследование прав человека в свете Европейской политики // Вестник МГУ. Сер. 11, Право. № 1. 1997. С. 116-118.

173. Хижняк В. С. Право на информацию в России и международные стандарты прав человека // Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. № 3. С. 53-61.

174. Хаманева Н. Ю. Контроль омбудсмена за соблюдением прав и свобод граждан. Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека// Государство и право. 1998. № 7. С. 141-144.7. Практические материалы:

175. Материалы Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры. Отчет за 1997 год.

176. Состояние окружающей среды г. Саратова в 1999 году. Саратов: ГП ГИЦ «Добродея» «Саратовтелефильм», 2000. — 144с.

177. Окружающая среда г. Саратова 1998 год (материалы Госкомитета по охране окружающей среды г. Саратова). Саратов, 1998. — 132с.

178. Пояснительная записка к отчету Комитета природных ресурсов по Саратовской области по осуществлению государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды за 2001 год.8. Авторефераты диссертаций:

180. Васильева М. И. Право граждан СССР на здоровую окружающую среду: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. -М., 1990. 26с.

184. Духно Н. А. Теоретические проблемы обеспечения экологического правопорядка: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Уфа, 2000. — 52с.

186. Игнатьева И. А. Проблемы развития экологического законодательства России: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. -М., 1997. -25с.

190. Лопатин В. А. Проблемы криминализации экологических нарушений: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ленинград, 1991. — 14с.

195. Пономарева И. П. Конституционные основы экологической политики РФ: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. — 26с.

199. Хабиров Р. ф. Становление и развитие права на благоприятную окружающую среду: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Уфа, 1998. — 25с.

201. Шеварнадзе Г. Н. Санитарная охрана природы в СССР. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1986. — 29с.

202. Эрделевский А. М. Правовое регулирование морального вреда в гражданском праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1995. — 20с.

203. Яковлев В. Н. Теоретические правовые проблемы страхования имущества социалистических сельскохозяйственных предприятий в СССР: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. — Кишинев, 1973. -42с.

Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества — компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды. Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой — одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины. Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации. Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее — Закон Алтайского края). Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды. Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края. Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также на территории Алтайского края принят ряд подзаконных актов. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 года № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 — 2020 годы и др акты.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.