Правила приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений

1.1. Квалификационные экзамены (далее — экзамены) проводятся с целью определения возможности выдачи кандидатам в водители водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 (далее — Правила).
1.2. Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена (первый этап — на закрытой от движения площадке или автодроме, второй этап — на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения).
1.3. Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка — «СДАЛ», отрицательная — «НЕ СДАЛ». Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене. В случае, если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.
1.4. Оценки, полученные кандидатом в водители, заносятся в экзаменационный лист (приложение к Общим положениям) и протокол экзамена (приложение № 3 к Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782).
1.5. Практический экзамен принимается на транспортном средстве той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:

«А» — на двухколесных мотоциклах без бокового прицепа;
«В» — на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 км/ч;
«С» — на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;
«D» — на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 м;
«Е» — на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории:
«В» — с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 кг;
«С» — с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м;
«D» — на сочлененном автобусе.
Примечание. В исключительных случаях (прием экзаменов у отдельных категорий граждан, прием экзаменов в сельской местности) по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения субъекта Российской Федерации допускается использование иных транспортных средств (мотоциклов с боковым прицепом, автобусов вместимостью не менее 20 сидячих мест и длиной не менее 6,5 м, грузовых автомобилей, относящихся к категории «С», с разрешенной максимальной массой менее 7000 кг).

Методика проведения теоретического экзамена

1.1. Экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний и определения возможности допуска кандидатов в водители к практическому экзамену либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
1.2. При проведении теоретического экзамена проверяется знание кандидатом в водители:
Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — ПДД) и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее — Основные положения по допуску ТС к эксплуатации); основ безопасного управления транспортным средством (далее — ТС); законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей ТС; технических аспектов безопасного управления ТС;
факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
элементов конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения; методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП).
1.3. Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты (далее — билеты), утвержденные Главным управлением ГИБДД МВД России. Билеты сгруппированы в комплекты для соответствующих категорий ТС:
комплект 1 («А» и «В») — для кандидатов в водители ТС категорий «А», «В»;
комплект 2 («С» и «D») — для кандидатов в водители ТС категорий «С», «D», «трамвай» и «троллейбус».
1.4. Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный.
2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
2.2. Теоретический экзамен проводится одним из методов:
методом письменного опроса по билетам;
методом программированного контроля знаний.
Метод проведения экзамена выбирается с учетом обеспеченности экзаменационного подразделения техническими средствами приема экзаменов.
Примечание. По мотивированной просьбе кандидата в водители по решению начальника экзаменационного подразделения метод проведения экзамена может быть изменен.

2.3. Для ответа на билет кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
2.4. Хронометраж времени ведется экзаменатором с момента подачи команды, разрешающей кандидатам в водители приступить к работе с билетом.
2.5. Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.
2.6. Экзамен проводится в помещении (экзаменационном классе), оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и экзаменатора.
Планировка и оборудование экзаменационного класса должны позволять экзаменатору осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители.
3. Порядок проведения экзамена
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методами и порядком проведения экзамена, порядком работы с билетом в зависимости от метода приема экзамена, разъясняет систему оценки.
3.2. Независимо от метода проведения экзамена экзаменационный билет формируется следующим образом.
Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит все вопросы №№ 1-5 экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДД МВД России; вторая — №№ 6-10; третья — №№ 11-15 и четвертая — №№ 16-20). Билет состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых выбран случайным образом из соответствующей группы.
Перестановка вопросов между тематическими блоками не допускается.
3.3. При проведении экзамена методом письменного опроса по билетам экзаменатор предлагает кандидату в водители выбрать билет. Если экзаменационному билету присвоен номер, он указывается экзаменатором в соответствующей графе экзаменационного листа.
На каждый вопрос билета кандидат в водители из числа предложенных ответов выбирает один. Номер выбранного ответа на каждый вопрос кандидат в водители заносит в графу с номером соответствующего вопроса экзаменационного листа чернильной или шариковой ручкой. После ответа на все вопросы билета или истечения установленного времени экзаменационный лист подписывается кандидатом в водители и вместе с билетом сдается экзаменатору.
Экзаменатор проверяет правильность ответов на вопросы билета.
Ответ на вопрос, имеющий исправления или подчистки, считается неправильным.
При наличии неправильных ответов их номера отмечаются экзаменатором в экзаменационном листе и указываются номера правильных ответов в строке «Отметки экзаменатора».
3.4. При проведении экзамена методом программированного контроля знаний экзаменатор предлагает кандидату в водители занять указанное автоматизированное рабочее место (АРМ).
К автоматизированному комплексу, используемому для приема теоретического экзамена, предъявляются следующие требования:
Комплекс должен состоять из центрального пульта (ЦП) экзаменатора, к которому подключены АРМ кандидатов в водители. Каждое АРМ должно быть оснащено клавиатурой и монитором.
Перед началом экзамена на мониторе отображается номер АРМ, категории транспортных средств, на получение права на управление которыми сдается экзамен, а также фамилия, имя, отчество кандидата в водители, находящегося за данным АРМ. Ввод указанной информации должен осуществляться с ЦП экзаменатора.
Экзаменационный билет формируется и выводится на экран монитора только после нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ.
В ходе экзамена на экране монитора АРМ кандидата в водители отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена. Графическое изображение вопросов на экране монитора должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных ГУГИБДД МВД России. Кандидат в водители должен иметь возможность самостоятельного выбора последовательности ответов на вопросы билета. Для исключения в ходе экзамена конфликтных ситуаций, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им ответ (например, повторным нажатием соответствующей клавиши).
Информация о правильности ответов на вопросы билета должна отображаться на экране монитора АРМ кандидата в водители только по окончании ответа на все вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.
На АРМ кандидата в водители должна быть предусмотрена возможность по окончании экзамена вывести на экран представленные ему вопросы, а также выбранные ответы.
Результат экзамена с АРМ кандидата в водители должен передаваться на ЦП экзаменатора для распечатки протокола экзамена и экзаменационного листа (в соответствии с установленной формой).
ЦП экзаменатора должен иметь возможность стыковки с базами данных, используемыми в подразделениях ГИБДД МВД России. В случае выявления неисправности автоматизированного комплекса в ходе экзамена оценка, выставленная кандидату в водители, аннулируется, и экзамен проводится вновь.

3.5. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором.

Кандидатами в водители считаются лица, впервые допущенные к сдаче экзаменов, лица, желающие получить право на управление другой категорией транспортных средств, а также другие лица, которым действующими нормативными документами предусмотрено сдавать квалификационные экзамены.

Кандидаты в водители, прошедшие подготовку по программе подготовки водителей ТС категорий «В-С», сдают теоретический экзамен по 2-му комплекту билетов.

В случае функционирования в экзаменационном подразделении единой автоматизированной системы приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений ввод информации может осуществляться с АРМ инспектора (паспортиста) на этапе приема от кандидата в водители установленных документов.

Методика проведения практического экзамена на автодроме

1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС конкретной категории и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
1.2. При проведении первого этапа практического экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:

  • пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида;
  • трогания с места;
  • маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;
  • построения оптимальной траектории маневра;
  • оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;
  • переключения передач;
  • остановки в обозначенном месте;
  • постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;
  • въезда в бокс задним ходом;
  • разворота на 1800 передним и задним ходом в ограниченном пространстве;
  • управления одной рукой мотоциклом;
  • движения мотоцикла по колейной доске;
  • управления мотоциклом на малой скорости;
  • движения автопоезда по прямой задним ходом;
  • постановки автопоезда задним бортом к платформе.

1.3. Первый этап практического экзамена проводится на закрытой от движения площадке или автодроме (далее — площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена).
1.4. Комплексы испытательных упражнений содержат:
1.4.1. Для кандидатов в водители ТС категории «А» 3 упражнения:

Примечание. При приеме экзамена на мотоцикле с боковым прицепом выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие элементы:

1.4.2. Для кандидатов в водители ТС категорий «В», «С» и «D» 3 упражнения:
а) вариант 1:

  • упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
  • упражнение № 5 — «параллельная парковка задним ходом»;
  • упражнение № 6 — «змейка»;

б) вариант 2:

в) вариант 3:

  • упражнение № 4 — «остановка и трогание на подъеме»;
  • упражнение № 6 — «змейка»;
  • упражнение № 8 — «въезд в бокс».

Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается ежедневно начальником экзаменационного подразделения и объявляется кандидатам в водители непосредственно перед началом практического экзамена.
В случае, когда размеры и оборудование площадки позволяют организовать прием экзамена по всем трем вариантам одновременно, рекомендуется давать возможность кандидату в водители самому определять вариант, по которому будет проводиться экзамен, путем выбора случайным образом одной из трех карточек, на которых указаны номера соответствующих вариантов.
1.4.3. Для кандидатов в водители ТС категории «Е» («В+Е», «С+Е», «D+Е») 2 упражнения:

  • упражнение № 9 — «постановка к платформе задним бортом»;
  • упражнение № 10 — «прямолинейное движение задним ходом».

1.5. Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не более 2 мин. При этом в экзаменационном ТС должен присутствовать его владелец (за исключением ТС категории «А»). Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена.
После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.

2. Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена — индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.
2.2. Первый этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
а) один кандидат в водители выполняет в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в водители, не останавливая двигатель и не покидая ТС, информирует экзаменатора об окончании выполнения одного упражнения и о готовности к выполнению следующего;
б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно упражнение, предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению следующего упражнения.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от материально-технического оснащения экзаменационного подразделения, обустроенности и размеров площадки, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.
2.3. Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.
2.4. Упражнения №№ 1 — 4 выполняются только на ТС с механической трансмиссией.
Примечание. При проведении экзамена на получение права на управление ТС категории «D» допускается выполнение упражнения № 4 на ТС с автоматической трансмиссией.
2.5. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель — прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач — в нейтральном положении, стояночный тормоз — включен.
2.6. Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей следующим требованиям:

  • площадка должна быть обустроена в соответствии со схемами упражнений (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена);
  • для упражнения № 4 «Остановка и трогание на подъеме» использование колейной эстакады не допускается; наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8-16 % включительно;
  • покрытие площадки должно быть ровным и однородным;
  • коэффициент сцепления колеса с покрытием площадки (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4;
  • в случае проведения экзамена в темное время суток освещенность площадки должна быть не менее 20 лк.

2.7. Не допускается проведение экзамена:

  • в случае, если ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5 настоящей Методики;
  • в случае, если площадка не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.6 настоящей Методики.

2.8. Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств.
Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться представители образовательных, автотранспортных учреждений (предприятий), военных комиссариатов и других организаций (далее — помощник).
3. Порядок проведения экзамена
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
3.2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.
3.3. При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.
Команды кандидату в водители должны подаваться четко и своевременно. При отсутствии возможности подачи команд голосом (нахождение экзаменатора вне зоны старта) экзаменатор может использовать систему условных жестов, значения которых предварительно доводятся до сведения кандидата в водители.
3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем — кандидатом в водители.
4. Система оценки
4.1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.
4.2. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе:
положительная оценка «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная — «НЕ ВЫПОЛНИЛ».
Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую — 1.
Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении к Методике проведения первого этапа практического экзамена.
Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.
Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.
4.3. Итоговая оценка «СДАЛ» за первый этап практического экзамена выставляется, если кандидат в водители получил оценку «ВЫПОЛНИЛ» за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.
4.4. Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители отказался от выполнения упражнения или получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом.
4.5. В случае, если кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется однократная возможность повторно выполнить это упражнение. Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном листе.
При положительном результате повторного выполнения упражнения за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется итоговая оценка «СДАЛ», при отрицательном — «НЕ СДАЛ».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 мая 2015 г. N 130-ФЗ) статья 25 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «А» — мотоциклы;

категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «BE» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

категория «Tm» — трамваи;

категория «Tb» — троллейбусы;

категория «М» — мопеды и легкие квадрициклы;

подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;

подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

подкатегория «С1E» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ в пункт 2 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее — экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учетом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.

Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденный приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995

3. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации.

Экзамены могут проводиться с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых.

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 4 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.

5. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Водительские удостоверения, выданные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ, признаются действительными до окончания установленного в них срока

6. Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 7 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» — подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» — подкатегории «С1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «СЕ» — подкатегории «С1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М».

8. Международное водительское удостоверение выдается на срок до трех лет, но не более чем на срок действия российского национального водительского удостоверения.

Выданное в Российской Федерации международное водительское удостоверение признается недействительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

9. Выдача российских национальных и международных водительских удостоверений взамен утраченных (похищенных) иностранных национальных и международных водительских удостоверений, выданных в других государствах, не производится.

10. Образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

11. В случае, если в водительском удостоверении указаны ограничения допуска к управлению транспортными средствами, данное водительское удостоверение признается действительным при условии соблюдения указанных в нем ограничений.

12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.

Пункт 13 изменен с 26 июля 2017 г. — Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 204-ФЗ

Пункт 13 статьи 25 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июня 2017 г.

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

14. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на территории Российской Федерации на основании международного водительского удостоверения при условии, если оно предъявляется вместе с национальным водительским удостоверением.

15. Национальное водительское удостоверение, выданное в иностранном государстве, не являющемся совместно с Российской Федерацией участником международных договоров в области обеспечения безопасности дорожного движения, признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации на основе взаимности при условии, если оно предъявляется вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, за исключением случаев, если в данном водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита.

16. Иностранные национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации по достижении владельцами указанных водительских удостоверений возраста, предусмотренного статьей 26 настоящего Федерального закона для соответствующих категорий и подкатегорий транспортных средств.

17. Положения, предусмотренные пунктами 13 и 16 настоящей статьи, не применяются в случаях участия транспортного средства в международном движении.

Абзац первый пункта 18 статьи 25 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ)

18. Порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.

19. К транспортным средствам категорий «В», «С» и подкатегории «С1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям и подкатегории.

20. Классификация транспортных средств и их самоходных шасси, перечисленных в настоящей статье, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

Статья 74. Условия получения права на управление транспортными средствами

1. Лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, после соответствующей подготовки допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами подкатегории «А1» – лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

транспортными средствами категорий «А», «В» и подкатегорий «В1», «С1» – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

транспортными средствами категорий «С» и подкатегории «D1» – лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее одного года;

транспортными средствами категории «Tm» – лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;

транспортными средствами категорий «D» и «Тb» – лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «D1», не менее трех лет;

составами транспортных средств подкатегорий «С1Е», «D1E» — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «С», «D» либо подкатегорий «С1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.

3. К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категорий «В», «С», а также подкатегории «С1» допускаются лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку водителей транспортных средств по направлениям местных органов военного управления, без стажа работы водителем и стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1».

Национальные водительские удостоверения указанным лицам выдаются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

4. Военнослужащие после соответствующей подготовки допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D 1» по достижении восемнадцатилетнего возраста.

До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Республики Казахстан, другим войскам и воинским формированиям.

Сноска. Статья 74 с изменениями, внесенными законами РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2017 № 83-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Комментарий к статье 26 ФЗ О безопасности дорожного движения

  1. Комментируемая статья определяет основные условия получения права на управление транспортными средствами.

В первую очередь устанавливается требования, при соблюдении которых лица могут быть допущены к сдаче экзаменов.

К таким требованиям относятся:

– достижение установленного возраста (п. 2 комментируемой статьи);

– наличие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами (см. комментарий к ст. 23);

– прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” профессиональное обучение – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 2 июля 2013 г. N 513.

В указанный Перечень включены в том числе следующие профессии:

– водитель мототранспортных средств;

Правила разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 980.

Данные Правила определяют порядок разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Примерные программы разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) и утверждаются Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством транспорта РФ, Министерством внутренних дел РФ и Министерством здравоохранения РФ.

Примерные программы должны содержать основные характеристики профессионального обучения (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические, кадровые, материально-технические и информационно-методические условия их реализации, в том числе:

– примерный учебный план, содержащий перечень учебных предметов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия;

– примерные рабочие программы учебных предметов, раскрывающие рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам;

– планируемые результаты освоения примерной программы;

– условия (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) реализации примерной программы;

– систему оценки результатов освоения примерной программы;

– учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию примерной программы.

Примерные программы должны предусматривать достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенции объем практики, являющейся их обязательной частью.

Приказом Минобрнауки РФ от 18 июня 2010 г. N 636 по согласованию с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ утверждены:

– примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «A”;

– примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «B”;

– примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «C”;

– примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «D”;

– примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «E”.

Также Приказом Минобрнауки РФ от 20 января 2009 г. N 6 «О введении в действие Примерных программ переподготовки водителей транспортных средств различных категорий” введены в действие примерные программы переподготовки водителей транспортных средств:

– с категории «C” на категорию «D”;

– с категории «D” на категорию «B”;

– с категории «B” на категорию «D”;

– с категории «B” на категорию «C”;

– с категории «D” на категорию «C”;

– с категории «C” на категорию «B”.

Данные примерные программы также согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ.

  1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает возраст, по достижении которого предоставляется право на управление транспортными средствами:

– лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, – транспортными средствами категории «M” и подкатегории «A1”;

– лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – транспортными средствами категорий «A”, «B”, «C” и подкатегорий «B1”, «C1”;

– лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста, – транспортными средствами категорий «D”, «Tm”, «Tb” и подкатегории «D1”.

Одновременно определяются и требования к стажу управления транспортными средствами для предоставления права на управление транспортными средствами отдельных категорий:

– лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B”, «C”, «D” в течение не менее двенадцати месяцев, – составами транспортных средств категорий «BE”, «CE”, «DE”;

– лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C”, «D” либо подкатегорий «C1”, «D1” в течение не менее двенадцати месяцев, – составами транспортных средств подкатегорий «C1E”, «D1E”.

  1. Статья 26 комментируемого Закона разделяет такие понятия, как «право на управление транспортными средствами” и «допуск к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами”.

Так, п. 3 комментируемой статьи предусмотрена возможность сдачи экзаменов до достижения возраста предоставления права на управление транспортными средствами.

К сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «B” и «C” могут допускаться лица, достигшие семнадцатилетнего возраста.

Такой допуск осуществляется при условии:

– наличия медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами;

– прохождения в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.

Однако российские национальные водительские удостоверения выдаются указанным лицам по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, то есть в общем порядке.

  1. Пунктом 4 комментируемой статьи установлено еще одно исключение из общего правила о возрасте, при достижении которого допускается сдача экзаменов на право управления транспортными средствами и предоставляется право на управление транспортными средствами.

Согласно указанному п. 4 лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D” и подкатегории «D1” по достижении девятнадцатилетнего возраста.

До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D” и подкатегории «D1”, принадлежащими только Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе” военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

1) гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства:

– в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД РФ (далее – другие войска);

– в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования);

– Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее – органы);

– воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

2) гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

Прохождение военной службы осуществляется:

– гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

– иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах РФ, пограничных органах и во внутренних войсках МВД РФ.

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента РФ после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и органах.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих” к военнослужащим относятся:

– офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

– сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Граждане (иностранные граждане):

– приобретают статус военнослужащих с началом военной службы;

– утрачивают статус военнослужащих с окончанием военной службы.

Статья 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ предусматривает, что военнослужащие-граждане имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения, а также на подготовку и защиту в установленном законодательством Российской Федерации порядке диссертаций на соискание ученой степени.

Согласно Положению о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, началом военной службы считается:

– для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, – день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

– для граждан, поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта;

– для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, – день зачисления в указанные учебные заведения.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего:

– из списков личного состава воинской части (органов военного управления, органов, воинских частей, кораблей, соединений, предприятий, учреждений и организаций Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований или органов);

– из списков личного состава воинских подразделений федеральной противопожарной службы;

– с военных факультетов (кафедр) при образовательных учреждениях высшего профессионального образования).

По статистике, лишь 30% людей, окончивших автошколу, сдают «на права» в ГИБДД с первого раза. Увы, далеко не каждому автоновичку удается одномоментно реализовать свой шанс, и многие из-за этого впадают в панику. Однако для нее веских причин нет – тестирование можно пройти еще. Однако мало кто из претендентов на водительское удостоверение осведомлен о нюансах повторной проверки ПДД и навыков вождения. Ведь каждый нормальный человек обычно наценен оптимистично, и не предполагает фиаско. Поэтому понятно, что условия пересдачи требуют детального разъяснения. Эта информация также будет полезна тем уже состоявшимся водителям, которые по каким-либо причинам лишились прав.

Возвращаться ли в автошколу?

Многих волнует следующий вопрос: а обязательно ли возвращаться в автошколу, в которой вы получили первые навыки управления автомобиля? Закон утверждает, что делать это совсем необязательно. Другой вопрос, что вы сами мотивированы не пойти на третий круг, то есть снова завалить какую-то часть тестирования. Соответственно, если навыки управления машиной вам кажутся недостаточными, то вы можете пройти курс в автошколе повторно. Однако это и дорого, и долго. Гораздо экономнее взять дополнительные уроки вождения у частного автоинструктора по вождению – тогда вы сами определите, за какое количество часов будете платить.

Запись на пересдачу экзамена

С учетом последних поправок в законы, претендент на право управления легковым автомобилем может повторно пройти экзамен независимо от места проживания. Подать заявление для прохождения проверки можно либо в бумажном варианте, предоставив его в подразделение ГАИ, либо в электронном, на сайте Госуслуги. О последнем варианте, дающем несколько преимуществ по сравнению с традиционным, мы расскажем чуть ниже.

Соответственно, можно записаться на пересдачу в любом другом отделении ГИБДД, а не только в том, где была проведена первичная проверка. Скажем больше: даже на одном из этапов тестирования можно сменить учреждение, то есть проверку теоретических знаний пройти в одном, а вождение – в другом. Однако для этого вам потребуется передать в новое подразделение экзаменационный лист с результатами, полученными в первом отделении.

Итак, помимо заявления, написанного на бумаге, в ГИБДД необходимо предоставит пакет документов, в который входят:

паспорт либо иное удостоверение личности. Служившим в армии проще – они могут предъявить лишь военный билет;

документ об окончании автошколы. Государственной или частной – не имеет значения;

медицинское заключение о состоянии здоровья;

претендентам 16-18 лет дополнительно нужно предъявить разрешение законного представителя их прав, т. е. взрослого человека. Разумеется, обычно это родители, однако бывают случаи и опекунства. Однако данный документ для автоновичка не требуется, если он обрел полную дееспособность. Например, заключив брак;

квитанция об уплате госпошлины. Ее наличие не является обязательным условием, ибо сотрудники ГАИ имеют доступ к соответствующей электронной базе данных.

Новые правила пересдачи экзаменов в ГИБДД в 2018 году

Когда поданные документы проверены – в основном на это требуется 2-3 дня – назначается день и время проведения повторного экзамена. Если при первичной сдаче на права «завалили» теоретическую часть тестирования, то придется заново сдавать и «теорию», и вождение. Во втором случае испытуемым достаточно сдать лишь вождение на площадке и в городе, в реальных дорожных условиях.

Обо всех этапах процедуры сдачи экзамена мы подробно рассказывали в этой статье.
Здесь же упомянем о некоторых важных нововведениях:

испытуемый имеет право вести видеосъемку принятия практического экзамена. Разумеется, с камерой сам экзамен не сдашь, поэтому роль видеооператора поручается родственникам, друзьям и пр. Это новшество введено с целью быстрого и четкого решения возможных спорных вопросов;

претендентам на получение водительских прав разрешается самим выбирать, на какой машине они будут сдавать вождение – с механической коробкой передач или автоматической. Только учтите, что в вашем удостоверении обязательно будет соответствующая пометка.

Допустим, человек успешно сдал и теоретическую часть, и вождение на площадке, но не сумел успешно пройти испытание в реальных городских условиях. Должен ли он в таком случае повторно доказывать свое умение маневрировать на площадке? В этом вопросе нет уклончивого ответа, он однозначен – следующий раз выполнение элементов на автодроме либо площадке демонстрировать не нужно!

Другой вопрос, что строгие временные рамки для демонстрации практических навыков вождения как таковые отсутствуют. То есть, человек в погонах по закону должен предоставить столько минут, сколько требуется для прохождения всех заданий на автодроме. И если он спешит, дергает вас, торопит, то вряд ли вам поможет видеосъемка. Ведь оператор находится снаружи, а не внутри автомобиля, и звуковую запись не ведет. То есть вы вряд ли сможете доказать факт давления со стороны инспектора…

Сроки пересдачи экзаменов и сколько допускается попыток

Сколько автоновичку разрешено предпринимать попыток для того, чтобы получить водительское удостоверение? Закон об этом умалчивает. Сколько нужно – столько и предпринимайте до полной победы! Однако учтите, что повторная проверка допускается не раньше, чем через неделю. Этот 7-дневный интервал действителен для второй и третьей пересдачи, а потом каждая переэкзаменовка проходит как минимум через месяц.

Нельзя не забывать и тот факт, что при успешной сдаче теоретической части ее результаты действительны в течение полугода. То есть у вас есть 6 месяцев для сдачи вождения на площадке и в городе. По происшествие этого отрезка времени претенденту придется повторно тестироваться и на знание правил ПДД. Однако к тому времени «натасканность» на умение давать правильные ответы по теории существенно падает.

Нужно знать Эпопея с неоднократными попытками пересдачи экзаменов может и вовсе закончиться. Произойдет это через год, когда истечет срок действия медицинской справки. В довесок к этому в законах могут произойти изменения, по-другому трактующие ПДД, и сдавать «теорию» станет еще сложнее…

Пересдача экзамена в ГИБДД: цена вопроса

Как таковая плата за перепрохождение экзамена у нас отсутствует, хотя еще совсем недавно за каждую попытку следовало вносить в госпошлину. Соответственно, опасаться того, что сумма будет астрономически расти с каждой неудачей, не стоит. То есть, вы платите исключительно за удостоверение водителя, а по Налоговому кодексу единоразово за услуги:

500 рублей за бумажные «корочки»;

2 000 рублей, если получаете пластиковое удостоверение;

1 600 рублей взимается за документ международного образца.

И все же без дополнительных расходов обойтись не удастся. Поскольку для пересдачи автошкола предоставляет вам специально оборудованную машину, вы должны оплатить ее аренду. Сколько – зависит от аппетитов руководства этого учреждения, колебания в прайсах бывают очень широкими.

Полезный совет: чтобы снизить затраты, подавайте заявление на пересдачу экзамена и выдачу водительского удостоверения через портал Госуслуг. При оплате через данный ресурс вам предоставят 30-процентную скидку за получение прав на управление ТС.

Пересдача экзамена через Госуслуги

Буквально за несколько кликов вы получаете целый комплекс дистанционных услуг. Среди них не только оплата штрафов, но и получение/замена водительского удостоверения и подача документов на пересдачу экзамена в ГИБДД. И это – не реклама, а весьма приятные реалии. Уже хотя бы потому, что не нужно толкаться в очереди. Правда, есть и некритичные неудобства в виде долгой проверки сведений, технических неполадок и обязанность представлять документы в сканированном виде. Зато получаете бесплатную услугу и «дисконт»: вместо 2 000 рублей за пластиковое удостоверение платите здесь же, на Госуслугах, 1 400 безналичных рублей.

Для начала нужно пройти процедуру регистрации. Когда вы указали персональные данные, их нужно подтвердить. Для этого есть три способа: посещение офиса МФЦ, компании «Ростелеком» или отправка запроса по электронной почте. Если возникли технические сбои или другие проблемы, звоните в службу поддержки.

Когда персональные данные подтверждены, следует загрузить в систему документы в цифровом формате:

заявление;

паспорт или военный билет;

документ о прохождении курсов вождения;

СНИЛС, если планируется пересдавать и теоретический экзамен;

медицинскую справку.

Прикрепляйте документы к заявлению, отправляйте их по указанному на портале электронному адресу – и все, ждите ответа!

Сколько ждать до пересдачи экзамена

Увы, довольно часты случаи, когда из-за большого количества пройти ту же процедуру можно лишь через пару месяцев. Это – максимальный срок, обычно он меньше. И никто вам не мешает отслеживать талоны на более раннее время, которые приблизят час тестирования. Когда конкретно пользователя пригласят на пересдачу, станет известно в личном кабинете, куда поступил приглашение на посещение ГИБДД.

Пересдача экзамена в ГИБДД в 2018 году после лишения прав

Любой автовладелец знает, что управление даже личным транспортом в состоянии алкогольного опьянения – это прямой путь к лишению прав на полтора года. Впрочем, передача управления такому же лицу, даже слегка подшофе, карается тем же. И чтобы вернуть «корочки», придется не только сдать теоретический экзамен в ГИБДД, но и представить медицинскую справку. Ведь людям в погонах нужно быть уверенным, что человек не находится на учете у нарколога. Причем справка должна быть датирована не ранее, чем за 30 дней до окончания времени, на которое автовладелец лишился прав.

Запрет на управление транспортным средством должен наложить суд, и у провинившегося со дня его вступления в силу есть 10 дней, чтобы обжаловать наказание. В данный период времени он может пользоваться машиной, однако затем в течение трех дней обязан сдать права в отделение ГАИ.

Чем отличается экзамен на знание ПДД при лишении прав от обычного тестирования

Только одним – в билетах, содержание которых стандартное, затрагиваются исключительно аспекты правил дорожного движения. То есть, в билетах нет заданий на знание штрафов и оказание первой медицинской помощи, зато время на подготовку сокращено до 20 минут. Остальные же условия обычные:

40 билетов (вариантов);

в каждом билете по 20 вопросов;

допускаются не более двух неверных ответов; за один неправильный дается 5 дополнительных вопросов из той же категории.

Когда разрешено сдавать экзамен после лишения удостоверения

Не ранее, чем через половины срока, на который суд приговорил автовладельца к наказанию, т. е. минимум через 9 месяцев. Если попытка сдачи «теории» оказалась неудачной, повторный экзамен состоится не ранее, чем через 7 дней.

Нужно ли сдавать экзамен, когда прав лишили по медицинским показаниям

Если автовладельцу при прохождении медицинской комиссии вынесли вердикт «нельзя допускать к управлению транспортным средством», то вернуть права он может лишь в одном случае. Если спустя какое-то время на все той же медкомиссии ничего крамольного выявлено уже не будет — пожалуйста, снова садитесь за руль. Соответственно, для возврата водительского удостоверения достаточно написать заявление в ГИБДД и приложить «правильную» медсправку, а теоретический экзамен сдавать не нужно.

Как вернуть права досрочно

Ответ суров, но это закон: досрочно – никак! Правда, теоретический экзамен допускается пересдавать заранее. И тогда в день окончания срока наказания без лишних проволочек вы предъявите об этом документ в сочетании с паспортом и вернете удостоверение. И не забываем: при лишении по медицинским показаниям дополнительно требуется медсправка.

Где получить водительские права после лишения

В принципе, в любом отделении ГИБДД, потому что находиться в другом городе, а не в том населенном пункте, где ты пересдавал на права. Для этого достаточно написать заявление в отделение по месту исполнения решения суда с указанием отделения ГИБДД, где получить права удобнее всего. Причем данный документ рекомендуется составлять не позднее, чем месяц до окончания периода лишения. Это дает уверенность, что на заявленный адрес по почте будет заказным письмом выслано удостоверение. Почему лучше не затягивать с написанием заявления? Потому что Почта России – не самая оперативная организация в нашей стране, и на доставку прав может уйти до трех недель.

Лайфхак: упомянутое заявление лучше всего составлять сразу после вынесения судебного вердикта. Как-никак, а 9-18 месяцев более чем достаточно для того, чтобы сотрудники ГАИ перенаправили водительское удостоверение по указанному адресу. Туда, где и будет происходить пересдача «теории».

Новые правила пересдачи экзаменов прекрасно знают наши автоинструкторы. Они окажут помощь в улучшении навыков вождения и обладают не только водительским, но и богатым житейским опытом. А ведь именно он зачастую помогает обойти острые углы на пути к обладанию заветным водительским удостоверением! Подробную информацию ищите на этой странице.