УДК 614.862
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Федотов М. И.
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Make 161rus@rambler.ru
Показано, каким образом внедрение информационных технологий с использованием мобильных устройств может решить вопросы безопасности эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог (ППКД). Такой подход позволяет на более высоком уровне контролировать техническое состояние объекта, исключать ошибки сотрудников и облегчает обучение персонала. Описанная информационно-коммуникационная технология может использоваться в работе руководства дороги и сотрудников Ростехнадзора: мониторинг выполняется автоматически на основе математических расчетов. В процессе интерактивного общения с системой сотрудник сразу выбирает цвет, обозначающий определенный уровень опасности. Результаты такой коммуникации визуализируются в виде цветных пометок на карте.
Ключевые слова: подвесные канатные дороги, повышение безопасности при запуске, происшествия в Грузии, мобильное устройство, контроль технического состояния, дистанционный контроль Ростехнадзора.
UDC 614.862
IMPROVING THE SAFETY OF PASSENGER CABLE WAYS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Fedotov M. I.
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
Makc161 rus@rambler.ru
Введение. Эффективное решение вопросов безопасности подвесных канатных дорог (ППКД) позволяет избежать существенного материального ущерба, а также сохранить здоровье и жизнь пассажиров. С этой точки зрения особую опасность представляют ошибки персонала. Сотрудники ППКД обязаны наизусть знать технические требования к элементам системы, а также нормы браковки, зафиксированные в федеральных нормах и правилах (ФНП) в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» . Однако человек может забыть правило, не заметить неисправность или признак неблагоприятной ситуации. В этой связи наиболее актуальным и целесообразным представляется ограничение влияния человеческого фактора на безопасность эксплуатации ППКД.
Основная часть. В интервью телеканалу РБК Алексей Алешин, глава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), предложил контролировать опасные производственные объекты (ОПО) с помощью светофорного регулирования: светофоры должны сигнализировать о техническом состоянии объекта зеленым, желтым и красным цветами . Ранее такая система мониторинга была предложена для ОПО 4-го класса (башенных кранов) профессором А. А. Коротким, членом комитета по промышленной безопасности ТПП РФ. Применение аналогичного решения для ППКД повысит их безопасность и улучшит контроль состояния оборудования.
Канатная дорога представляет собой опасный производственный объект, требующий постоянного надзора. В начале и по окончании каждой смены сотрудники осматривают технически важные элементы. ППКД эксплуатируется при разных погодных условиях, нагрузках, поэтому и детали изнашиваются по-разному. Они могут выйти из строя до того, как начнутся плановые технические работы.
По данным Ростехнадзора, самая частая причина аварий на ППКД — неисправность элементов системы (рис. 1).
Чаще всего речь идет о неисправности привода, электрооборудования, устройств безопасности, состояния канатов и зажимов .
Следует отметить, что технические неисправности нередко возникают из-за недостаточного внимания сотрудников к данному вопросу, однако собственно ошибками персонала они не считаются. В 5 % случаев ошибочные действия персонала прямо связаны с ответственностью сотрудников, их невнимательностью или недостаточным знание инструкций . Это подтверждают резонансные происшествия на пассажирских канатных дорогах. Человеческий фактор стал причиной ЧП, случившегося на курорте Гудаури в Грузии 16 марта 2018 года. После падения электроэнергии машинист, вопреки должностной инструкции, не перевел работу дороги на резервный дизельный двигатель, что позволило бы безопасно снять пассажиров с канатной дороги. Вследствие этой ошибки кресла покатились под уклон на высокой скорости. Пострадали 11 человек . На следующий день после этого случилось ЧП в Приэльбрусье. Старая маятниковая канатная дорога вышла из строя — также из-за скачка электроэнергии. Приближаясь к станции, кабины не сбросили скорость и врезались в перрон . Машинист тоже действовал не по инструкции, поэтому не смог выполнить аварийную остановку. К счастью, серьезно никто не пострадал.
■ Природные воздействия Ошибки персонала
■ Отключение электропитания
■ Неисправность элементов Нарушение требований безопасности
■ Прочее
Рис. 1. Частота (%) фиксируемых причин аварий при эксплуатации ППКД
Современные канатные дороги зарубежных производителей (Pome, Doppelmayr и др.) рассчитаны на нагрузку более 2,5 тыс. пассажиров в час. Они могут работать при перепаде высот более 800 м со скоростью 50 км/ч .
Следует отметить, что постоянно дорабатываются и изменяются документы (в частности стандарты), регулирующие вопросы безопасности на опасных объектах 3-го класса, к которым относятся ППКД. Кроме того, Ростехнадзор ежегодно тестирует всех специалистов канатных дорог и обеспечивает повышение квалификации сотрудников .
На любой канатной дороге в обязательном порядке ведутся вахтовый журнал и журнал осмотра и ремонта ППКД. Таким образом каждая смена фиксирует все проведенные осмотры . В процессе работы сотрудники общаются по рации.
Современный уровень развития информационных технологий требует их внедрения на ППКД. Очевидно, что радиосвязь и заполнение журналов вручную давно устарели.
Беспроводная локальная сеть на всей территории объекта обеспечит полный доступ персонала к корпоративному интернет-ресурсу. Создание и внедрение специальной программы для мобильных устройств работников повысит оперативность и качество коммуникаций. В начале смены сотрудник, используя свой смартфон или иной гаджет, войдет под личным логином и паролем в программу и получит подробную инструкцию, что именно ему нужно проверить перед запуском КД. Это крайне важно, учитывая, что в течение смены сотрудник выполняет более 10 обязанностей. Программа работает в интерактивном режиме: сотрудник отвечает на вопросы, выбирая категории «зеленый», «желтый», «красный». В последних двух случаях необходимо обосновать выбор: написать комментарий в приложении (рис. 2).
Рис. 2. Интерфейс работающей программы
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Полученные таким образом ответы по корпоративной беспроводной сети передаются на компьютер руководителя. При этом система анализирует состояние объекта по выбранным цветам и разрешает или запрещает запуск.
Описанное программное обеспечение позволит специалистам Ростехнадзора контролировать состояние объекта. На карте будут показаны канатные дороги, которые подключены к программе, и их техническое состояние (рис. 3).
Рис. 3. Цветовая маркировка объектов ППКД на карте Ростехнадзора
Зафиксировав красный или желтый сигнал, сотрудник Ростехнадзора свяжется с ответственным за безопасность неисправной канатной дороги и узнает причину и сроки исправления.
Заключение. Внедрение на ППКД беспроводной локальной корпоративной сети, обеспечение мобильных устройств сотрудником соответствующим софтом позволят повысить безопасность эксплуатируемых объектов и улучшить контроль технического состояния подвесной канатной дороги. Предварительные подсчеты (для одного объекта) позволяют утверждать, что затраты на оборудование и программное обеспечение составят около 550 тыс. руб.
Библиографический список
1. Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров» (с изменениями на 28 апреля 2016 года) : приказ / Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору // Техэксперт / Кодекс. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499077072 (дата обращения 12.09.18).
5.1. Общие правила доступа.
Пассажиры обязаны изучить настоящие Правила, а также ознакомиться с текущей обстановкой (метеоусловиями, состоянием трасс посредством установленных на территории Курорта информационных мониторов и системы звукового оповещения) и оценить собственные возможности по использованию канатных дорог, а также возможности сопровождаемых детей или инвалидов.
Доступ на канатные дороги разрешен Клиентам только с действующими абонементами. Доступ на определенные участки канатных дорог может быть временно или постоянно закрыт или ограничен в зависимости от погодных условий.
5.2. Доступ детей.
Проезд на канатных дорогах кресельного типа и бугельных канатных дорогах детей ростом менее 125 см без сопровождения дееспособных взрослых лиц запрещен.
При сопровождении на кресельной дороге двух детей, рост которых не превышает 125 см, они должны сидеть по обе стороны от сопровождающего, при этом между ребенком/детьми и сопровождающим не должно быть пустого места.
Дети младше 14 лет должны сопровождаться взрослыми, которые обязаны:
— оценить состояние детей и организовать их безопасную посадку, перевозку и высадку;
— проинформировать детей о правилах поведения на канатных дорогах, особенно в случае остановки подвижного состава.
В гондолах каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, занимает 1 (одно) посадочное место. В кресельных подъемниках должен быть как минимум 1 (один) взрослый в каждом кресле. Детям младше 1 (одного) года доступ на канатные дороги не рекомендуется.
5.3. Доступ Клиентов с ограниченными физическими возможностями.
Клиент с ограниченными физическими возможностями или сопровождающее его лицо, до приобретения абонемента на канатную дорогу, обязаны сообщить сотрудникам Курорта о своих ограничениях и о возможной необходимости дополнительной помощи.
В случае использования специальных приспособлений (инвалидного кресла, специального спортивного снаряжения), они должны быть оценены и разрешены к перевозке сотрудниками службы канатных дорог.
5.4. Провоз багажа.
Малогабаритная ручная кладь разрешена к перевозке в кабинах гондольных канатных дорог. Горные лыжи и сноуборды перевозятся в специальных отделениях, расположенных снаружи открывающихся дверей кабины, лыжные палки перевозятся внутри кабины. Транспортировка другого багажа может быть разрешена сотрудниками службы канатных дорог, если он не представляет угрозы безопасности для людей и оборудования.
5.5. Перевозка животных.
Перевозка животных (за исключением собак весом до 5 (пяти) килограммов, помещенных в контейнер/клетку/сумку для перевозки животных со сплошным водонепроницаемым дном и исключающую самопроизвольный выход собаки из нее, – в кабинах гондольных канатных дорог) на канатных дорогах Курорта не допускается.
5.6. Посадка на канатную дорогу. Посадка в подвижной состав пассажирской подвесной канатной дороги разрешается в указанных местах станций и только в присутствии дежурного по станции. Пассажиры, которые нуждаются в помощи при посадке или высадке с канатной дороги должны заранее сообщить об этом дежурному по станции.
Также, пассажиры обязаны:
— производить посадку в порядке очереди, не создавая помех другим пассажирам;
— соблюдать количество посадочных мест: 8 (Восемь) в кабине гондольной канатной дороги и соответственно количеству кресел для кресельной канатной дороги;
— соблюдать правила провоза багажа;
— не заходить за обозначенные пределы посадочной платформы;
— не препятствовать закрытию дверей кабины гондольной канатной дороги.
Для посадки в подвижной состав кресельной канатной дороги необходимо встать в шеренгу согласно разметке, параллельно линии приближающихся кресел. После посадки в кресло опустить рамку безопасности. При неполной загрузке кресла, во избежание его перекоса, располагаться по центру кресла.
5.7. Перевозка пассажиров на канатной дороге.
5.7.1. Перевозка пассажиров на канатной дороге производится в соответствии с настоящими Правилами только при условии исправности канатной дороги и в соответствии с расписанием ее работы.
5.7.2. Во время перевозки категорически запрещается:
— пытаться открывать двери во время движения кабины;
— выбрасывать предметы из окна или оставлять мусор в кабине;
— раскачивать кабину и вставать со своих мест во время движения;
5.7.3. Во время перевозки пассажиры обязаны:
— сохранять положение сидя;
— в случае остановки кабины, не пытаться самостоятельно выбраться из нее, а ждать указаний сотрудников службы спасения или канатных дорог;
— по прибытии в зону высадки, дождаться полного открытия дверей кабины;
— при выходе из кабины не создавать помех другим пассажирам;
— если не удается осуществить высадку из кабины до обозначенной границы платформы, оставаться на месте и ждать указаний сотрудников службы канатных дорог;
— при обнаружении посторонних предметов сообщить об этом по телефону +7-928-444-16-67, +7 (862) 24 08 911 и дополнительно лично персоналу канатной дороги или сотрудникам службы безопасности сразу после осуществления высадки с канатной дороги.
5.8. Высадка пассажиров канатной дороги. По прибытии в зону высадки пассажиры обязаны:
— дождаться открытия дверей кабины;
— выйти из кабины или спуститься с кресла, не создавая помех другим пассажирам;
— если не удается осуществить высадку из кабины или кресла до обозначенной границы платформы, оставаться на месте и ждать указаний сотрудников службы канатных дорог.
5.9. Категорически запрещается:
— совершать посадку на канатную дорогу, закрытую для Клиентов;
— совершать посадку вне обозначенных посадочных зон;
— курить, употреблять алкогольные напитки, находиться в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
— наносить вред оборудованию и металлоконструкциям канатной дороги;
— рисовать или наносить надписи на полу, опорах, стенах, кабинах или креслах;
— провозить взрывчатые, огнеопасные и ядовитые вещества, оружие, другие предметы, угрожающие безопасности Клиентов и работников Курорта.
5.10. Особенности пользования канатными дорогами кресельного типа:
— посадка на канатную дорогу кресельного типа горнолыжником допускается только с пристегнутыми лыжами (взяв лыжные палки в одну руку), сноубордистом – с пристегнутым к одной ноге сноубордом;
— перед посадкой на канатную дорогу кресельного типа с иным инвентарем (прокатным инвентарем) необходимо без промедления закрепить его за специальный крюк, следуя указаниям дежурного по станции либо рекомендациям, отображенным на специальных знаках или передать инвентарь дежурному по станции, который соответствующим образом закрепит инвентарь на кресле канатной дороги;
— во время движения на канатной дороге кресельного типа запрещается раскачивать кресло, поднимать рамку безопасности;
— после высадки необходимо без промедления снять прикрепленный к креслу канатной дороги инвентарь или обратиться за помощью к дежурному по станции канатной дороги.
5.11. Особенности пользования буксировочными канатными дорогами:
— посадка на канатную дорогу и высадка с нее допускается только в обозначенных для этого местах;
— во время буксировки необходимо следовать строго по колее, соответствующей линии движения каната, не отклоняясь в стороны (кроме случаев, когда это необходимо для исключения угрозы жизни и здоровью);
— в случае падения необходимо отпустить буксировочную рукоять, быстро сместиться в сторону от линии движения и оси канатной дороги.
— во время высадки с канатной дороги необходимо плавно отпустить буксировочную рукоять и без промедлений освободить площадку высадки для беспрепятственного завершения подъема следующими пассажирами;
— в случае если пассажир не успел отпустить буксировочную рукоять, необходимо громким окриком сообщить об этом оператору канатной дороги для остановки ее движения;
— не допускается осуществлять спуск вниз по линии подъема канатной дороги.
5.12. Особенности пользования подъемником ленточного типа:
— посадка на подъемник ленточного типа допускается только от ее начала, а для пользования сноу-тюбингом – с предварительным проходом через пропускной турникет;
— посадка на подъемник ленточного типа горнолыжником допускается только с пристегнутыми лыжами, сноубордистом – с отстегнутым от ног сноубордом;
— при посадке пассажир должен находиться в устойчивом положении лицом к подъему;
— в ходе движения на подъемнике ленточного типа запрещается передвигаться по ленте подъемника, разворачиваться спиной к подъему, сидеть на ленте, сходить с ленты до завершения подъема, цепляться за находящиеся вдоль ленты предметы/поверхности (кроме случаев, когда это необходимо для исключения угрозы жизни и здоровью);
— при случайном сходе с подъемника ленточного типа до завершения подъема пассажир должен немедленно закончить подъем пешком либо спуститься вниз, сохраняя визуальный контроль за скатывающимися по трассе лицами/предметами;
— при высадке с подъемника ленточного типа в конечном пункте подъема необходимо учитывать силу инерции и без промедлений освободить площадку высадки для беспрепятственного завершения подъема следующими пассажирами.
5.13. Пользуясь канатными дорогами любого типа, Клиент подтверждает, что полностью ознакомлен и согласен с настоящими Правилами.