Правила перевозок контейнеров железнодорожным транспортом

Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 января 2009 г.
Регистрационный N 13206

Внести в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 20Ц «Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте» (далее — Правила) (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 1999 г., регистрационный N 1786) следующие изменения:

1) наименование Правил изложить в следующей редакции:

«Правила перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов»;

2) пункт 1.1 Правил:

а) дополнить абзацем первым в следующей редакции:

«1.1. Настоящие Правила регулируют условия перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом»;

б) слова «указанные в приложении 1 к настоящим Правилам» и слово «кузова» исключить;

3) пункт 1.2 Правил изложить в следующей редакции:

«1.2. Профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. Грузы, отнесенные к смерзающимся, указаны в приложении N 1 к настоящим Правилам»;

4) Пункты 1.4, 1.6, 2.1, 2.2, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.7, 4.3 Правил, слово «:каменная,» из приложений N 1 и N 3 к Правилам исключить;

5) пункт 1.5 Правил изложить в следующей редакции:

«1.5. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный N 4856)»;

6) пункт 2.3 Правил изложить в следующей редакции:

«2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых грузов применяются в периоды, указанные в приложении N 2 к настоящим Правилам»;

7) пункт 2.4 Правил изложить в следующей редакции:

«2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов»;

8) пункт 3.1 Правил изложить в следующей редакции:

«3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее — профилактические меры), относятся:

предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;

промораживание грузов до их погрузки;

равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;

пересыпка груза сухими древесными опилками;

оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами»;

9) в пункте 3.6 Правил:

а) в первом предложении слова «Выбор различных» заменить словами «Применение конкретных»;

б) во втором предложении слова «предусмотренные соответствующими ГОСТами или техническими условиями на продукцию» заменить словами «установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию»;

в) дополнить предложением в следующей редакции:

«Не допускается применение солей (хлоридов натрия, калия и др.), обладающих коррозионными свойствами и отрицательно влияющих на состояние подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути, а также негативно влияющих на окружающую природную среду»;

г) во втором предложении после слов «При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на» дополнить словами «окружающую природную среду»;

10) пункт 3.8 Правил изложить в следующей редакции:

«3.8. Места общего и необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, в том числе обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов после их выгрузки, а также сохранность вагонов. Восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением, разогревом или другими способами, обеспечивающими выгрузку смерзшихся грузов, должны производиться в порядке, устанавливаемом грузополучателем и согласованном с перевозчиком, в котором указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути от повреждений»;

11) в пункте 4.1 Правил слова «Пересыпано известью в колич…. %» заменить словами «обработано хлористым кальцием в колич…. %»;

12) пункт 4.2 Правил изложить в следующей редакции:

«4.2. Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер.

При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель делает отметку: «С согласия получателя — без профилактики»;

13) пункт 4.4 изложить в следующей редакции:

«4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии (без согласия грузополучателя на прием груза без применения профилактических мер) перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы»;

14) в приложении N 2 к Правилам:

а) слово «Сроки» заменить словами «Периоды применения»;

б) слова «в холодный период года» исключить;

в) слова «железных дорог и их участков» заменить словами «регионов и их районов».

Министр И. Левитин

2 Марта 2020

  • Основные правила к контейнерам и грузам
  • Опломбировка
  • Необходимые документы
  • Порядок перевозки грузов в универсальных контейнерах

Правила перевозок грузов в контейнерах железнодорожным транспортом обязательны к соблюдению всеми сторонами сделки. Отсутствие нужных документов, неправильный выбор тары для транспортировки, нарушение иных требований приведет к тому, что РЖД откажет в перевозке. Также велика вероятность получить штраф или иное взыскание со стороны контролирующих органов.
Рассмотрим основные правила перевозок контейнеров железнодорожным транспортом и другие аспекты, которые нужно учитывать при отправке груза.

Основные требования к контейнерам и грузам

Транспортировка груза по железной дороге выполняется в универсальных контейнерах. Это специальный вариант грузового бокса со стандартизированными размерами. Внутри можно разместить штучный и тарный груз.
По железнодорожным путям можно отправлять среднетоннажные и крупнотоннажные варианты вагонов. Масса первого типа составляет от 3 до 10 тонн, второго – более 10 тонн.
Важное требование к отправке груза – правильная маркировка:

  1. Для среднетоннажных емкостей. На поверхность наносится специальный маркировочный номер, указывается максимальная масса брутто, а также внутренний объем и вес упакованной тары.
  2. Для крупнотоннажных емкостей схема маркировки аналогичная, главное – учитывать требования из приложения №1 , размещенные на сайте РЖД.

Так как вся тара должна проходить проверку, правила перевозок также указывают на необходимость снабжения безопасных контейнеров специальной табличкой. На ней прописывается, что претензий при осмотре не возникло.
Важно учитывать общие условия транспортировки разных видов грузов по железной дороге:

  • Каждый контейнер должен быть маркирован по всем правилам. Если условие не соблюдено, к перевозке его не допустят.
  • Чтобы понять, можно ли отправлять по ж/д скоропортящийся или опасный груз, нужно отправить запрос в РЖД или проверить специальный перечень. Так как в него могут быть внесены изменения, рекомендуем сверяться с табелем каждый раз, когда планируется отправка.
  • К перевозке могут быть не допущены грузы с сильным неприятным запахом или способные загрязнить внутреннюю часть вагонов.
  • Если вы все-таки перевозите пачкающие или неприятно пахнущие вещества, их нужно герметично упаковать, чтобы скрыть все негативные эффекты.
  • Для доставки покрытых маслом изделий – крепежных элементов или запчастей – необходимо подготовить упаковку из плотной бумаги и обеспечить застилку внутреннего пространства бокса.
  • Если вы транспортируете жидкий груз, его нужно разместить в специально подготовленной для этого таре. Емкости не должны биться, вероятность повреждения нужно свести к минимуму. Подойдут канистры, бидоны и аналогичные емкости. В случае, когда нужно транспортировать продукцию в стекле, бутылки нужно упаковывать в картонные коробки или в специальные решетчатые ящики, амортизирующие сильные нагрузки.

Также важно соблюдать требования по максимальной загрузке каждого грузового места. Для крупнотоннажных боксов максимальная масса на одно внутреннее место не должна превышать 1500 кг. Для среднетоннажных этот показатель должен быть менее 1000 кг. Масса может быть превышена только в том случае, если ответственные лица будут соблюдать дополнительные технические требования по укреплению места перевозки.
Если вы планируете отправку грузов, для которых не предусмотрены правила, вопросы их перевозки должны согласовываться в рамках заключенного между грузоотправителем и перевозчиком договора.

Опломбировка

Правила перевозки грузов в вагонах-контейнерах предполагают проведение опломбировки. Если вы имеете дело с уже загруженной емкостью, нужно следователь предписаниям использования запорно-пломбировочного устройства на железнодорожном транспорте.

При отправке порожнего бокса соблюдаются аналогичные правила, если не предусмотрены иные требования.

Необходимые документы

Для соблюдения требований оформляется специальная накладная. Три основные формы заполнения:

  1. Первый лист на бланке по ГУ-27в. Его прописывает отправитель. Предполагается создание формы под каждый контейнер, который вы отправляете. С порожними боксами форма готовится только в том случае, если тара не принадлежит перевозчику или находится в аренде. Листы со второго по четвертый заполняются по ГУ-29у-ВЦ.
  2. С первого по четвертый лист – бланки ГУ-29к. Все заполняется отправителем.
  3. Первый лист по форме ГУ-27у-ВЦ, остальные по аналогичной форме, но в машинописном виде. За заполнение отвечает отправитель.

Чтобы понять, какие документы нужны для перевозки контейнера, потребуется собрать сведения о грузе, месте его назначения и маршруте. Дополнительные разъяснения отправителю предоставляет перевозчик.

Порядок перевозки грузов в универсальных контейнерах

Есть список требований, которые нужно соблюдать при урегулировании отношений между отправителем и перевозчиком:

  • За погрузку и выгрузку в случае, если доставка проводится в местах не общего и общего назначения, за все действия на месте может отвечать грузополучатель или грузоотправитель. Распределение обязанностей фиксируется в заключенном между сторонами договоре.
  • При хранении учитываются требования порядка, предусмотренного для мест общего пользования.
  • После того как выгрузка была завершена, за очистку отвечает грузоотправитель. Если обязанности не были выполнены, у перевозчика появляется право не принимать привезенный контейнер.
  • Если контейнер принадлежит перевозчику, за вывоз груза из мест общего пользования отвечает отправитель или его уполномоченные лица.

Основным документом, регламентирующим отношения между отправителем и перевозчиком, остается договор. Работы с грузом указываются в нем в том случае, если иного не предусмотрено.

Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте (Минюст N 1898 14.09.99)

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 марта 1999 года N 10Ц

Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте

(с изменениями на 3 октября 2011 года)

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации»
приказываю:
Утвердить и ввести в действие прилагаемые Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте.

Министр
Н.Е.Аксененко

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
14 сентября 1999 года.
Регистрационный N 1898

Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МПС России
от 29 марта 1999 года N 10Ц

(с изменениями на 3 октября 2011 года)

1. Настоящие Правила определяют порядок перевозок грузов и порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее — собственные порожние вагоны) железнодорожным транспортом отправительскими маршрутами (абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94; дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258.
В целях ускорения доставки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов и собственных порожних вагонов могут осуществляться отправительскими маршрутами (абзац в редакции приказа Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94; дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258.

2. Под отправительским маршрутом (далее — маршрут) в настоящих Правилах понимается состав поезда, установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции (далее — станция) с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов (пункт в редакции приказа Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94.

3. Маршруты могут организовываться:
прямые, при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой);
в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки (абзац в редакции приказа Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94.
Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленного веса или длины под выгрузку.
Маршрутами могут осуществляться перевозки грузов в контейнерах (абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94).

4. Пункт исключен приказом Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94..

5. Вес и длина маршрутов устанавливаются перевозчиком по согласованию с владельцем инфраструктуры и объявляются грузоотправителю (абзац в редакции приказа Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94.

Абзац исключен приказом Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94..

При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения веса поезда (пунктов перелома) в сторону уменьшения маршруты организуются из ядра (основная часть отправительского маршрута установленного веса, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения веса поезда в пути следования) и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома веса.
Вес и длина ядра маршрута устанавливаются тем же порядком, как для маршрутов в целом.
Длина маршрута или ядра маршрута, состоящего из собственных порожних вагонов, устанавливается перевозчиком по согласованию с владельцем инфраструктуры и объявляется отправителю собственных порожних вагонов (абзац дополнительно включен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258).

6. Грузоотправители наряду с заявкой на перевозку грузов представляют заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах по форме согласно приложению к настоящим Правилам. При перевозках собственных порожних вагонов маршрутными отправками отправитель представляет перевозчику только заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах по форме согласно приложению к настоящим Правилам. При этом в заявке в графе «наименование номенклатурной группы грузов» указывается «собственные порожние вагоны (абзац в редакции приказа Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94; дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258.
Представление и рассмотрение железной дорогой заявок грузоотправителя на перевозку грузов осуществляются в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170, N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616), Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 16 июня 2003 года N 21 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 года, регистрационный N 4763) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 25 ноября 2008 года N 195 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2008 года, регистрационный N 12936). При этом проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов установленным нормам веса или длины маршрута (абзац в редакции приказа Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94.
Один экземпляр принятой заявки на перевозку грузов маршрутами направляется грузоотправителю или отправителю собственных порожних вагонов, второй экземпляр остается у перевозчика, а третий экземпляр — владельцу инфраструктуры (абзац в редакции, введенной в действие с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258.

7. Порядок подачи вагонов под погрузку (выгрузку) маршрутов, их формирования до установленных веса или длины, возврата после погрузки (выгрузки) и технологические нормы на погрузку (выгрузку) таких маршрутов устанавливаются в договорах на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170, N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 26 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 года, регистрационный N 4764) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 15 февраля 2008 года N 28 (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2008 года, регистрационный N 11283) (пункт дополнен приказом Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94.

8. Железнодорожная станция отправления маршрута в перевозочных документах на собственные порожние вагоны, следующие в составе маршрута или ядра маршрута на одну железнодорожную станцию назначения, делает отметку штемпелем «Отправительский маршрут N ______ прямой», назначением на железнодорожной станции распыления или в пункты распыления — штемпелем «Отправительский маршрут N _____ с распылением на железнодорожной станции _______________» (абзац в редакции, введенной в действие с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258.

Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в вагонах и собственных порожних вагонов, следующих в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 года, регистрационный N 4819) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 года N 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 года, регистрационный N 10971) и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 года N 32 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 года, регистрационный N 4815) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 10 июня 2007 года N 76 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2007 года, регистрационный N 9779) (абзац в редакции приказа Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94; дополнен с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258.
Перевозка грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, может оформляться одним либо несколькими перевозочными документами (абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94).

9. Заадресовка вагонов, прибывших в составе маршрута на станции распыления до станции назначения, находящихся в регионе действия станции распыления, производится грузоотправителями, грузополучателями, отправителями собственных порожних вагонов либо их уполномоченными представителями в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами (пункт в редакции приказа Минтранса России от 10 июня 2009 года N 94; в редакции, введенной в действие с 28 октября 2011 года приказом Минтранса России от 3 октября 2011 года N 258.

10. Учету подлежат все маршруты, отвечающие требованиям пунктов 2 и 5 настоящих Правил.

Приложение. Заявка на перевозку грузов отправительскими маршрутами

Приложение
к Правилам перевозок грузов
отправительскими маршрутами
на железнодорожном транспорте
(в редакции приказа Минтранса России
от 10 июня 2009 года N 94 —
см. предыдущую редакцию)

ЗАЯВКА
на перевозку грузов отправительскими маршрутами

(наименование номенклатурной группы грузов)

По железнодорожной станции

(наименование железнодорожной станции отправления)

Грузоотправитель

Полное наименование организации перевозчика и почтовый адрес

Дата подачи вагонов

Железнодо-
рожная станция назначения

Наименование инфраструктуры железнодорожной станции назначения маршрутов

Железнодо-
рожная станция распыления

Количество

маршрутов

вагонов

Всего

М.П.

(подпись, инициалы и фамилия представителя организации владельца инфраструктуры)

М.П.

(подпись, инициалы и фамилия представителя организации перевозчика)

М.П.

(подпись, инициалы и фамилия грузоотправителя или уполномоченного представителя грузоотправителя)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Приложение 4
к Указанию МПС России
от 5 декабря 2001 года N 249у
УТВЕРЖДЕНА
на тридцатом заседании Совета
по железнодорожному транспорту
19 октября 2001 года
ИНСТРУКЦИЯ
по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных
дорогах государств — участников СНГ, Латвийской Республики,
Литовской Республики, Эстонской Республики

Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах колеи 1520 мм разработана Государственным унитарным предприятием — Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ МПС, отделение Комплексных испытаний) с участием специалистов Департамента управления перевозками МПС России (Отдела специальных перевозок).
В Инструкции даны нормативная база и Методики решения технических вопросов, связанных с особыми и, прежде всего с точки зрения безопасности движения, едиными для всех железных дорог условиями перевозок негабаритных и тяжеловесных (на транспортерах) грузов, а также изложен порядок выполнения процедур согласования перевозок таких грузов, в том числе с третьими странами, имея в виду их инженерно-техническое обеспечение (согласование погрузочной документации, выдача разрешений на перевозки и т.д.), определение функций причастных должностных лиц по контролю за выполнением условий перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов как со стороны причастных работников железных дорог, так и грузоотправителей (грузополучателей).
Одновременно Инструкцией предусмотрена возможность выбора каждой железнодорожной администрацией государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики варианта решения общих (для сети железных дорог) задач по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов, исходя из учета структуры местных подразделений железных дорог.
Общие положения
1. Настоящей Инструкцией устанавливаются порядок и условия перевозок негабаритных грузов, всех грузов на транспортерах по железным дорогам колеи 1520 мм государств — участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, а также порядок согласования перевозок негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов в сообщении с третьими странами.*
_______________
* Третьи страны — страны, не перечисленные в п.1.
2. Перевозки негабаритных грузов и всех грузов на транспортерах в межгосударственном железнодорожном сообщении* осуществляются только после выполнения всех процедур согласования, предусмотренных настоящей Инструкцией.
_______________
* Перевозки в межгосударственном железнодорожном сообщении — перевозки между государствами — участниками СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.
3. При перевозке негабаритных тяжеловесных и длинномерных грузов в железнодорожном сообщении с третьими странами, кроме порядка и условий согласования таких перевозок, предусмотренных настоящей Инструкцией, должны соблюдаться также требования, установленные Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Служебной Инструкцией к СМГС и другими Соглашениями о прямых международных грузовых сообщениях со странами, участвующими в перевозке. При изменениях и дополнениях установленным порядком указанных выше нормативных документов соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены в настоящую Инструкцию.
4. С введением в действие настоящей Инструкции считается утратившей силу Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов по железным дорогам СССР колеи 1520 мм N ЦД/4172, утв. 14.12.83.

Глава 1. Габариты погрузки. Негабаритные грузы. Классификация негабаритных грузов

Глава 2. Порядок согласования и организации перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов

Глава 3. Пропуск негабаритных и тяжеловесных грузов по перегонам и станциям

Глава 4. Производство маневровой работы с транспортерами и вагонами, загруженными негабаритными грузом

Глава 5. Порядок использования железнодорожных транспортеров при перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов

Глава 6. Порядок отправления негабаритных вагонов электросекций и электропоездов (габарита Т), следующих в недействующем состоянии

Глава 7. Общие требования к размещению и креплению негабаритных и тяжеловесных грузов на открытом подвижном составе
Глава 8. Порядок согласования и оформления перевозок негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов на платформах и транспортерах в международном сообщении

Прием к перевозке грузов осуществляется в местах общего и необщего пользования железнодорожных станций (далее — станция), открытых для грузовых операций. Перечень таких станций публикуется в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.

Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками.

Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона.

Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера.
Мелкой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.

Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки.

Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине.

Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз разных наименований в адрес одного грузополучателя. В случаях, если при недостатке в накладной места для перечисления всех перевозимых по одной отправке грузов грузоотправителем составляется перечень и в графе «Наименование груза» указывается «Сборная повагонная отправка, перечень грузов прилагается».

Основанием для приема груза к перевозке является наличие заявки на перевозку груза с отметкой управления железной дороги о ее принятии и согласие (виза) начальника станции в накладной о назначении дня погрузки.

О предстоящей подаче грузоотправителю вагонов, контейнеров под погрузку, работник станции уведомляет грузоотправителя не позднее, чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку.

Порядок уведомления о времени подачи вагонов под погрузку (в том числе при погрузке средствами грузоотправителя на местах общего пользования) устанавливается начальником станции. По предложению грузоотправителя может быть установлен иной порядок уведомления. Для уведомления могут использоваться имеющиеся средства связи. Для обеспечения приема уведомлений грузоотправителем определяются ответственные по приему уведомлений лица, фамилии и номера телефонов (факсов, телексов), которые в письменной форме сообщаются начальнику станции.

При подаче железной дорогой вагонов без уведомления, поданные вагоны засчитываются за грузоотправителем и время их нахождения на железнодорожном подъездном пути исчисляется по истечении двух часов после фактической подачи вагонов.

При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, время нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути исчисляется с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то железная дорога обязана вновь уведомить грузоотправителя о предстоящей подаче.

Согласно статье 35 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.218) (далее — Транспортный устав) погрузка грузов может быть временно прекращена либо ограничена начальником железной дороги отправления с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя МПС России о таком прекращении или об ограничении. О прекращении и об ограничении погрузки железная дорога уведомляет грузоотправителей. Грузоотправители в течение 12 часов после получения от железной дороги уведомления обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку грузов в определенных железнодорожных направлениях.

Согласно статье 36 Транспортного устава до внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей за предыдущую перевозку груза подача вагонов, контейнеров для следующей погрузки груза прекращается. В исключительных случаях подача вагонов и контейнеров для погрузки груза может осуществляться по указанию в письменной форме начальника железной дороги отправления, согласованному с МПС России.

Железная дорога в соответствии со статьей 27 Транспортного устава обязана подавать под погрузку исправные, очищенные внутри и снаружи, а в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных.

Подготовка под налив цистерн, бункерных полувагонов, принадлежащих организациям федерального железнодорожного транспорта, проводится железной дорогой или грузоотправителями за счет железной дороги в соответствии с заключенными между ними договорами.

Подготовка под налив специализированных цистерн, не принадлежащих организациям федерального железнодорожного транспорта или сданных железной дорогой в аренду, проводится грузоотправителями.
Пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков, вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри них постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении: вагонов — грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею контейнеров — грузоотправителями.

Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретных грузов, и железная дорога обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки таких грузов вагоны, контейнеры.

Факты непригодности вагонов под перевозку грузов, в том числе используемых в порядке сдвоенных операций (после выгрузки груза из вагона), оформляются актом общей формы, который подписывается представителями железной дороги и грузоотправителя.

Погрузка грузов в вагоны осуществляется:
железной дорогой — в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, с согласия грузоотправителей, грузополучателей, за исключением: опасных и скоропортящихся грузов; сырых продуктов животного происхождения; груза, масса одного места которого свыше 0,5 тонны и который перевозится в крытом вагоне; негабаритных грузов; грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом, в специализированном подвижном составе, в сопровождении представителей грузоотправителей, грузополучателей
грузоотправителями — в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если погрузка грузов не обязательна для железной дороги.
Погрузка грузов в контейнеры в местах общего и необщего пользования осуществляется грузоотправителями.

Грузоотправители обязаны в соответствии со статьей 25 Транспортного устава подготавливать грузы для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров.

Грузы, в том числе при перевозке на экспорт через морские порты и пограничные передаточные станции железных дорог Российской Федерации не в прямом международном сообщении, а также в районы Крайнего Севера, в целях предохранения их от повреждения, порчи, утраты и недостачи, а также для предотвращения загрязнения и засорения подвижного состава, железнодорожного полотна и окружающей природной среды, должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением транспортной тары, соответствующей стандартам и техническим условиям.

Требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой железными дорогами продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями, утвержденными соответствующими организациями по согласованию с МПС России.

Грузоотправители по требованию станции предъявляют стандарты или технические условия на отгружаемую продукцию, а также на тару, упаковку, если груз упакован.

Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, представляются к перевозке в исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность при перевозке, соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку и требованиям настоящих Правил.

Импортные тарные и штучные грузы принимаются железной дорогой к перевозке в таре (упаковке), в которой они прибыли из-за границы, если тара (упаковка) обеспечивает сохранность груза при перевозке по железным дорогам. В необходимых случаях грузополучатель, грузоотправитель согласовывает с МПС России особые условия перевозки грузов.

Импортные тарные и штучные грузы принимаются железной дорогой к перевозке в таре (упаковке), в которой они прибыли из-за границы, если тара (упаковка) обеспечивает сохранность груза при перевозке по железным дорогам. В необходимых случаях грузополучатель, грузоотправитель согласовывает с МПС России особые условия перевозки грузов.

Основные надписи на грузовых местах должны содержать: полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя; полное наименование станции назначения и сокращенное наименование железной дороги назначения; число грузовых мест в отправке и порядковый номер места внутри отправки (указывается дробью: в числителе — порядковый номер места в отправке, в знаменателе — число мест в отправке). Число грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда в однотипной таре перевозятся разнородные или разносортные грузы (например, разные сорта хлопка в кипах), или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов, или когда перевозят комплекты оборудования, а также при перевозке с перегрузкой в пути следования или перевозке грузов в одном вагоне мелкими отправками.

Дополнительные надписи на грузовых местах должны содержать: полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя; наименование пункта отправления с указанием станции отправления и сокращенного наименования железной дороги отправления; железнодорожную маркировку, наносимую на каждое грузовое место при перевозке грузов мелкими отправками, в виде дроби: числитель — порядковый номер по книге приема грузов к отправлению и через тире — число мест в отправке; знаменатель — код станции отправления согласно тарифному руководству.

Железнодорожная маркировка наносится: станцией отправления — при приеме к перевозке грузов в местах общего пользования и наряду с этим указывается в накладной в графе «Марка ж.д.»; грузоотправителем (до предъявления грузов к перевозке) — при погрузке грузов мелкими отправками в местах не общего пользования.