Правила эксплуатации водохранилищ

13 сентября 2017

Водохранилища в соответствии с положениями Водного кодекса РФ относятся к поверхностным водным объектам. В соответствии с п. 1.1 Санитарных правил проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ, утвержденных главным санитарным врачом СССР 01.07.1985, водохранилище – это искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водостоке с целью хранения воды и регулирования стока.
Использование водохранилищ согласно ч. 1 ст. 45 ВК РФ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ, включающими в себя правила использования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24.08.2010 № 330 утверждены Типовые правила использования водохранилищ. Правила устанавливают, что использование водных ресурсов водохранилищ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения приоритетно перед иными целями их использования.
Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водохранилищ без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. При этом использование водных ресурсов водохранилищ, образованных для обеспечения пожарной безопасности, в иных целях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, не допускается.
В соответствии с п. 10 Типовых правил использование водохранилищ для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с Водным кодексом РФ.
Типовые правила устанавливают также особенности использования водохранилищ для целей технического водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных организаций, водообеспечения объектов теплоэнергетики и производства электрической энергии, орошения земель сельскохозяйственного назначения; рыбохозяйственных целей; для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики и пр.
На водопользователей водохранилищ возлагаются обязанности по недопущению нарушению прав других водопользователей, недопущению причинения вреда окружающей среде; содержанию в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений и расположенных в акватории водохранилища гидротехнических и иных сооружений; своевременному осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водохранилищах и др.
Нарушение правил водопользования, в том числе при заборе воды, согласно ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Подготовлено прокуратурой Кораблинского района

Вернуться к списку

Генеральной прокуратуре РФ предложили рассмотреть возможность закрепления в законодательстве уголовной ответственности за уничтожение водного объекта. Такое предложение участников круглого стола комитета Совета Федерации по экономической политике «Водохозяйственная деятельность и восстановление водных объектов малых рек: экономический аспект» содержится в проекте решений.

«Участники «круглого стола» рекомендуют Генеральной прокуратуре РФ рассмотреть возможность закрепления реализации принципа приоритета охраны водных объектов перед их использованием, в том числе законодательно предусмотреть ответственность за уничтожение водного объекта или его части, в том числе уголовную», — говорится в проекте решения.

Кроме того, участники «круглого стола» рекомендуют усилить контроль за соблюдением требований водного законодательства РФ при формировании и выделении земельных участков в целях недопущения случаев незаконного предоставления в частную собственность водотоков и отдельных частей. Уточняется, что помимо этого следует исключить нарушения режимов использования водоохранных и прибрежных зон, береговых полос водных объектов общего пользования.

Приказ Ростехнадзора от 18.05.2017 N 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики»

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 «Положение о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ».

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

Приказ Росводресурсов от 28.12.2016 N 290 Об утверждении Временных правил использования водных ресурсов Нижне-Бурейского водохранилища на р. Бурее

Приказ Росводресурсов от 07.11.2016 N 225 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Камского и Воткинского водохранилищ на р. Каме

Приказ Росводресурсов от 31.10.2016 N 216 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Верхневолжского водохранилища на р. Волге

Приказ Росводресурсов от 02.06.2016 N 114 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Цимлянского водохранилища

Приказ Росводресурсов от 02.06.2016 N 113 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Юмагузинского водохранилища на р. Белой

Приказ Ростехнадзора от 27.06.2016 N 240 «Об утверждении Методических указаний по проверке гидротехнических сооружений на этапе их эксплуатации»

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ».

Приказ Росводресурсов от 20.11.2015 N 244 Об утверждении Правил использования водных ресурсов Богучанского водохранилища

В соответствии с Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2247), и Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2564; N 32, ст. 3348; 2006, N 24, ст. 2607; N 52, ст. 5598; 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935, ст. 1942; 2013, N 45, ст. 5822; 2014, N 10, ст. 1050; N 18, ст. 2203; 2015, N 2, ст. 491), приказываю:

Приказ Росводресурсов от 24.12.2014 N 312 О внесении изменений во Временные правила использования водных ресурсов Богучанского водохранилища на период его начального наполнения и первого этапа эксплуатации, утвержденные приказом Росводресурсов от 28 апреля 2012 г. N 79

В соответствии с Положением о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 349 «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2247) и Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2564; N 32, ст. 3348; 2006, N 24, ст. 2607; N 52, ст. 5598; 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935, ст. 1942; 2013, N 45, ст. 5822; 2014, N 10, ст. 1050; N 18, ст. 2203), приказываю:

Приказ Ростехнадзора от 28.07.2011 N 435 «Об утверждении раздела I «Технологический, строительный, энергетический надзор» Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по состоянию на 1 июля 2011 года» (вместе с «П-01-01-2011…»)

101. «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохранилищ» от 22.04.2009 N 349.

102. «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» от 22.09.2009 N 754.

Опубликовано: 01.06.2012

30 мая состоялось заседание научно-технического совета Ленского БВУ по рассмотрению проекта «Правил использования водных ресурсов Вилюйского водохранилища». Разработчиком проекта является ФГУП «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра», осуществляющий регистрацию гидросооужений и водных объектов по всей стране. Отметим, в настоящее время использование водных ресурсов водохранилища проводится согласно «Основным правилам использования водных ресурсов Вилюйского водохранилища», разработанным институтом Ленгидропроект и утвержденным в 1989 году.

За прошедшее время в использовании водных ресурсов произошли многие изменения, поэтому, давно назрела необходимость разработки новых правил, которая была обусловлена следующими основными причинами:

— изменениями, произошедшими в водном и природоохранном законодательстве со времени утверждения действующих правил;

— изменившимися требованиями, предъявляемыми к режимам работы водохранилища и его гидроузла со стороны участников водохозяйственного комплекса;

— накопившимся опытом эксплуатации водохранилища и продлением ряда наблюдений за стоком р. Вилюя;

— изменениями, произошедшими с гидротехническими сооружениями, представляющими угрозу для их безопасности.

По требованиям законодательства, Правила подлежат плановому пересмотру и обновлению каждые 10-15 лет в зависимости от изменения гидрологического режима водохранилищ и его режима использования. Вместе с тем, в документах необходимо учитывать современные требования водного законодательства РФ. Поэтому в настоящее время по всей стране идет процесс обновления Правил использования водохранилищ, приведения их в порядок, соответствующий единой системе. Например, система отсчета геодезических отметок требуется привести к единой по всей стране Балтийской системе высот.

По информации руководителя сектора ФГУП «Центр регистра и Кадастра» Виталия Чуканова, работы по разработке данного документа были начаты еще в 2010 году. В новом документе учтены многолетний опыт основных положений и правил использования водных ресурсов, правил эксплуатации водохранилищ Российской Федерации, тип водохранилища, его основные параметры, водообмен и уровенный режим водохранилища, экономическое и социальное значение, а также вид использования водного объекта. При разработке проекта Правил специалисты работали поэтапно, были включены такие мероприятия, как уточнение гидрологических характеристик стока, анализ фактических режимов работы водохранилищ, проведение серии водохозяйственных, водноэнергетических и гидравлических расчетов и другие. Кроме этого рассмотрено шесть вариантов режимов работы Вилюйского гидроузла.

На совещании члены НТС задали разработчикам различные вопросы. Например, за последние 30 лет специалисты отмечают расширение площади водохранилища, что привело к изменениям уровня воды, происходит переработка берегов, режим работы водохранилища осложнен условиями вечной мерзлоты и т.д.. На вопрос, учтены ли данные гидрологические и морфометрические явления при разработке Правил, Виталий Чуканов сказал, что разработка Правил использования водных ресурсов состоит из двух этапов, соответствующим их двух частям, из которых он состоит. Пока разработана первая часть Правил, которая посвящена регулированию режимов использования водных ресурсов водохранилища. Есть еще вторая часть, которая касается вопросов эксплуатации и благоустройства, в котором будут учтены все изменения в ложе водохранилища, влияние вечной мерзлоты и другие факторы, влияющие на нормальную и безопасную эксплуатацию водохранилища.

Членов Совета также интересовал вопрос о дальнейшей «судьбе» документа в случае соединения изолированной Западной Якутии с единой энергосистемой России. В данном случае, как отметили разработчики, может быть поставлен вопрос о досрочном пересмотре Правил.

После внесения корректировок и доработок по замечаниям и предложениям членов Совета и заинтересованных организаций, Правила будут направлены на утверждение в Федеральное агентство водных ресурсов, после чего водопользователи Вилюйского водохранилища продолжат свою работу в соответствии с новыми утвержденными Правилами.

Запись на семинар