Правила 112 перевозки пассажиров

Выписка из устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (ред. от 08.11.2007 №259-фз), правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ред. от 14.02.2009 №112), приказа Минавтотранса РСФСР «Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» (ред. от 31.12.1981 №200).

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа

2.1. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

2.2. Водитель или кондуктор обязаны правильно и четко объявлять пассажирам названия каждого остановочного пункта и следующего за ним, мест пересадок, а при изменении маршрута объявлять об этом на каждой остановке, а так же заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

2.3. В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

2.4. Нормы провоза ручной клади и багажа, в том числе бесплатного, устанавливаются перевозчиком с учетом требований, предусмотренных статьей 22 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

2.5. В составе ручной клади разрешается провозить предметы вне зависимости от вида упаковки. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается.

2.6. Наличие у пассажиров билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади контролируется должностными лицами, уполномоченными перевозчиками, а также иными лицами, на которые такой контроль возложен в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (далее — контролер).

2.7. Безбилетным является лицо:

а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;

б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;

в) предъявившее поддельный билет;

г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;

д) предъявившее ранее использованный билет;

е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

2.8. Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

2.9. Билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, при непредоставлении документа, подтверждающего право на указанное преимущество, изымается. Изъятие билета оформляется актом, первый экземпляр которого вручается лицу, предъявившему указанный билет.

2.10. В случае обнаружения в транспортном средстве багажа или ручной клади, перевозка или провоз которых подлежит оплате, владелец этого багажа или этой ручной клади обязан оплатить их перевозку от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком.

2.11. Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади, предусмотренных пунктами 2.8 и 2.10 настоящих Правил, не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

2.12. Пассажир обязан

2.12.1. Производить посадку и выходить из автобуса (троллейбуса) только на установленных остановочных пунктах маршрута после полной остановки подвижного состава.

2.12.2. Оплатить, не ожидая требования водителя или кондуктора, проезд и провоз ручной клади (багажа) и получить соответствующие билеты у кондуктора (водителя).

2.12.3. Пассажир обязан хранить билет, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Разовый проездной билет и контрольный билет действительны только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.

2.13. Пассажир имеет право

2.13.1. Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

2.13.2. Допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробов, контейнеров и др.) отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 2.13.1. настоящих Правил.

2.14. Пассажиру запрещается

2.14.1. Препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в салоне автобуса, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы для открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

2.14.2. Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

2.15. Перевозчик вправе

2.15.1. Устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади, в том числе бесплатно, большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено п. 2.13.1.

2.15.2. Отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

2.15.3. Отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство, выходу пассажиров из транспортного средства.

3. Продажа билетов

3.1 Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

3.2 Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщении производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

3.3 В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора — водителем.

3.4 Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.

4. Забытые и найденные вещи

4.1 Лица, обнаружившие забытые вещи в транспортном средстве или на территории автовокзала, обязаны сообщить об этом кондуктору (водителю).

Рассмотрим, что собой представляет организация перевозок и обслуживания пассажиров. Выясним, какие виды транспорта для этого используют, какие требования выдвигаются и какие правила устанавливаются.

Пассажирские перевозки – услуга, к которой выдвигаются особые требования, так как компании-перевозчику стоит гарантировать безопасность людям и выполнить свои обязательства максимально качественно.

Что включает в себя

Основной задачей организации перевозок пассажиров – удовлетворить потребности населения в передвижении, обеспечив при этом безопасность граждан и предоставив высококачественное обслуживание людей.

Чтобы организовать пассажирские перевозки и развить соответствующие устройства, устанавливаются ожидаемые объемы по перевозкам в пассажирокилометрах.

Основа для этого:

  • результат анализа отчетов о тех транспортировках, что были выполнены в прошедшем периоде;
  • сведения о количестве граждан;
  • экономические показатели (о возведении города и поселка в том числе);
  • расширение курортной сети и домов отдыха и т. д.

Стоит учесть и такой фактор, как массовая организованная перевозка пассажиров на выставку, туристов, удельный вес междугородней и пригородной перевозки лиц разными видами транспортных средств.

Устройство для обслуживания граждан должно обеспечить максимальное удобство.

Основные правила организации пассажирских перевозок

Определим, какие правила устанавливаются для организации пассажироперевозок различным транспортом.

На автомобильном транспорте

Автотранспорт, который осуществляет перевозки пассажиров, играет особую роль в транспортном комплексе страны. Это значит, что потребности населения удовлетворяются своевременно с помощью качественного обслуживания и исправного транспорта.

Основной принцип организации пассажирских транспортировок автотранспортом отражаются в нормах Министерства, которые должны выполняться всеми работниками, которые связаны с автоперевозками.

При соблюдении правил будет удовлетворено потребности граждан и обеспечено культуру обслуживания и безопасности. Для этого должны быть продуманы маршруты, устанавливается требование к производительности персонала транспортной компании.

Есть несколько направлений при реализации правил организации пассажироперевозок:

  • должна изучаться плотность пассажирского потока;
  • разрабатываются на основе полученного исследования рационального маршрута (если есть необходимость, открываются новые маршруты или изменяются действующие);
  • определяются скоростные нормы движения транспортных средств;
  • выбирается оптимальная форма организации работы водителя;
  • составляется график движения, который координируется с иным видом транспорта;
  • разрабатывается план развития городских, пригородных и междугородных автоперевозок.

Должна анализироваться ситуация на рынке перевозок пассажиров, перенаправляются низкорентабельные маршруты, ликвидируются убыточные и выявляются потребности граждан. При этом учитывается, открыты ли новые компании, есть ли новый жилой район и т. д.

Требования к автомобилистам – у них должны быть определенные знания, ими должен соблюдаться устав автотранспорта России, нормативы пассажироперевозок и багажа, правила безопасности при движении.

На ЖД

Железная дорога в транспортной системе государства занимает значимое место. В некоторых территориальных округах это единственный вид транспорта.

Правила железнодорожных перевозок пассажиров разрабатывает правительство РФ. В ФЗ прописываются услуги, что могут предоставляться гражданам, их грузу, багажу, что не имеет отношения к ведению деятельности предпринимателя.

При организации перевозки устанавливаются обязательства, главное из которых – доставить гражданина в пункт назначения, предоставив место в вагоне.

В случае сдачи багажа, перевозчики должны доставить и его по указанному адресу и обеспечить передачу груза человеку, который имеет соответствующие права.

Пассажиром же должна производиться оплата проезда и перевозки багажа в соответствии с установленными тарифами. Квитанции и билеты – это договора перевозки.

Перевозчиком должна предоставляться пользователю бесплатно вся информация на станции и вокзале, что относится к ведомству железной дороги, а также в поезде и в другом обслуживающем месте.

Письменные справки оплачиваются согласно тарификации, что установлены правилами перевозки.

Предполагается, что при организации перевозок железнодорожным транспортом пассажиры должны своевременно быть информированы о расписании движения пригородного, почтово-багажного поезда, рейса дальнего следования. Уведомляют граждан и обо всех изменениях графиков.

Такие сведения доносят до сведения посредством:

  • использования информационного стенда;
  • печатного справочника;
  • систем громкой связи на станции и вокзале

При авиаперевозках

Авиаперевозки предполагают тщательную организацию, так как они характеризуются наличием повышенных рисков. Для внутреннего и междугороднего воздушного рейса устанавливаются правила, которыми регламентируется услуга по перевозке пассажиров.

Основная задача – гарантировать гражданам безопасность. Включаются требования, что связаны с таможенной и пограничной процедурой, санитарным и иным контролем.

Общими правилами определены условия проведения процедуры:

  • бронирования мест;
  • оформления документов для перевозок;
  • обслуживания пассажиров;
  • оплаты и возврата денег;
  • соблюдения договоров перевозок;
  • регистрации и перевозки багажа.

Перевозчики также могут опираться на дополнительные правила, которые утвердят самостоятельно, если технологии перевозок не будут противоречить законодательству и не будет снижено качество услуг.

Основание для оказания услуги – авиабилет. В случае его утери авиакомпания не вправе отказаться от своих обязательств. Обычно перевозчиками требуется паспорт при регистрации. Иные же данные сохранены в информационной базе.

Для повышения безопасности перевозок пассажиров, компании проводят предполетные досмотры пассажиров и багажа. Запрещенные вещи изымают. К примеру, Росавиация запрещает перевоз любой жидкости.

Багаж выдается в том аэропорту, в котором регистрировался багаж к транспортировке.

Отдельно оговаривается порядок перевозки хрупкого и негабаритного багажа, домашних животных. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно сразу уточнить, какие из вещей допускаются.

Основные принципы должностной инструкции водителя автобуса на предприятии рассматриваются в статье: должностная инструкция водителя автобуса.

О наказании за незаконную перевозку пассажиров на легковом автомобиле .

При морских и речных

При перевозке в территориальных водах стоит опираться на Кодекс торгового мореплавания, что действует с начала мая 1999.

Согласно договорам морских перевозок перевозчик обязан доставить пассажиров к пункту назначения и выдать его багаж. Пассажиры же оплачивают такую услугу. Есть 9 пароходств, которые находятся в подчинении Министерства Морфлота России.

Размер платы устанавливается с учетом тарифа, что предусмотрены законодательными документами. Пассажиры вправе бесплатно перевозить 1 ребенка, которому нет 2 лет, но при этом место малышу не предоставляется.

В отношении остальных деток (до 12 лет) устанавливаются льготные цены и предоставляются отдельные места. Льготные тарифы составляют 50 – 75 процентов от взрослого тарифа (учитывается категория каюты).

Пассажиры могут бесплатно перевозить каютный багаж установленных норм.

Граждане вправе расторгать договора, пока не отошло судно, или же во время остановок в портах. При этом средства, которые лицо заплатило, он получит обратно.

Договора расторгаются и в случае:

  • военных действий или действия, которое угрожает захватом судна;
  • блокад пункта отправления/назначения;
  • задержек судна по распоряжениям правительства;
  • привлечения судна для госнужд;
  • гибели суден, захвата;
  • признания непригодности судна.

Если соглашение расторгнуто после отправления, пассажир получить уплаченные средства частично (сумма определяется с учетом пройденного расстояния). Доставка пассажиров будет осуществлена за счет перевозчика.

Перевозчики несут ответственность за нанесенный ущерб жизни и здоровью, что не превысит 175 тыс. расчетных единиц относительно перевозок в общем.

Установлены рамки ответственности и относительно:

Повреждения каютного багажа 1800 расчетных единиц
Повреждения автомобиля 10 тыс.
Иных видов багажа 2,7 тыс.

Особенности городских, пригородных и междугородних

Рассмотрим основы организации пассажирских перевозок по городу, в пригородной зоне и между городами.

Массовый – общественный транспорт, а значит, при организации такого рода перевозок на городском маршруте стоит увеличивать количество предоставляемых услуг.

Это нужно для сокращения времени, потраченного на доставку граждан к пункту назначения и обеспечения высокого комфорта поездок.

Качество могут предложить компании, которые не только осуществляют доставку, но и техобслуживание, ремонт ТС. Поэтому должно быть сбалансированным взаимодействие каждого производственного ресурса, чтобы был получен максимальный результат.

Особенность междугородней перевозки, которую нужно учесть при ее организации:

  1. Наличие более сложных дорожных и климатических условий.
  2. Транспорт движется с повышенной скоростью.
  3. Маршрут имеет значительную протяженность.
  4. Пассажиропоток не постоянный.
  5. Есть транзитные пассажиры, которым нужна пересадка.

Выбирая и давая обоснование междугороднему маршруту, стоит учесть:

  • есть ли дороги между территориальными округами и какое их состояние;
  • каков характер транспортного тяготения между городами и пунктами, что являются промежуточными;
  • поток пассажиров, дальность перевозки, корреспонденцию поездок;
  • вероятные изменения потока пассажиров, учитывая сезон, месяц, день, неделю;
  • общую рентабельность маршрутов;
  • режимы движения транспорта и условия организации работы водителя.

Осуществление пригородных перевозок пассажиров в пределах района, тяготеющего к городу на расстояния до 50 километров административных границ региона.

Пригородная перевозка отличается такими характеристиками:

протяженностью маршрутов 15 – 50 км
— средней длиной перегона в застроенных частях города;
— в незастроенных
— 500 – 700 м;
— 800 – 1200 м
интервалом движения 10 – 30 минут
расстоянием 8 – 12 км

Устанавливается ряд требований к транспорту:

  • необходимо наличие большого количества мест;
  • должны отсутствовать накопительные площадки;
  • авто должны характеризоваться высокими динамическими качествами;
  • должно быть место, чтобы разместить багаж.

Организуя новый пригородный маршрут, стоит предусмотреть промежуточную остановку. Место нахождения остановочного пункта зависит от места, где осуществляется пересадка пассажиров.

Международные

Значимую роль отводят организации международной пассажирской перевозке. В таком случае стоит руководствоваться договорами министерства доставки пассажиров, что имеет отношение к перевозкам.

Международная перевозка может быть:

  • регулярная;
  • нерегулярная.

В первом случае перевозки оговорены заранее и организуются постоянные маршруты. Обязательно стоит придерживаться норм Положения об организации регулярных пассажирских перевозок. Вторые же требуют отдельных разрешений.

Благодаря современным технологиям организации доставки (используется компьютерная программа), пользователи могут получить разные сведения, а также упростить себе задачу по качественному мониторингу спроса и предложения в разных направлениях, участвовать в каждой организационном этапе и управлении перевозками пассажиров.

Возможно предоставление услуг агента по организации пассажирских перевозок.

Документы

К примеру, используемые документы при организации перевозок на воздушных линиях:

  • ВК СССР, Наставление по производству полета в гражданской авиации;
  • НОП ГА-83.

Перевозка пассажиров морскими видами транспорта регулируется документацией международного и национального законодательства (Афинской «Конвенцией о перевозках морем», что принята в 1974, к которой Россия присоединилась в 1983).

Есть и иные конвенции, что регулируют морские пассажироперевозки – они приняты в 1974, 1967, 1981, 1979 и т. д.

Перевозчикам стоит ответственно подойти к организации пассажирских перевозок. А для этого стоит знать все правила и законодательные документы.

Перевозка детей на мотоцикле освещена в статье: перевозка детей на мотоцикле.

Нужна ли лицензия на нерегулярные пассажирские перевозки, смотрите на странице.

Размеры знака для перевозки детей .

Видео: Организация пассажирских перевозок

Предыдущая статья: Должностная инструкция водителя автобуса Следующая статья: Пассажирские перевозки в Москве

Порядок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси регламентирован правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (ред. от 10.11.2018) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»)

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:

а) номер заказа;

б) дата принятия заказа;

в) дата выполнения заказа;

г) место подачи легкового такси;

д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;

е) планируемое время подачи легкового такси.

Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.

По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.

В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.

На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.

Легковое такси, следующее к месту постоянной стоянки, оборудуется табличкой с надписью «В парк», которая размещается в верхней части лобового стекла. Высота указанной таблички не должна превышать 140 мм.

Стоянка легковых такси оборудуется информационной табличкой, содержащей следующую информацию:

а) надпись «Стоянка такси»;

б) режим работы стоянки такси;

в) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Статья 35. Услуги пассажирского автомобильного транспорта.
Услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на услуги по перевозке пассажиров автобусами, на такси и легковыми автомобилями на заказ.
Перевозка пассажиров автобусами могут предоставляться по видам режимов организации перевозок: регулярные, регулярные специальные, нерегулярные.
Перевозки пассажиров автобусами в режиме регулярных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах общего пользования на договорных условиях с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Перевозки пассажиров автобусами в режиме регулярных специальных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах специальных перевозок на договорных условиях с заказчиками транспортных услуг.
Перевозки пассажиров автобусами в режиме нерегулярных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах нерегулярных перевозок на договорных условиях с заказчиками транспортных услуг.
Автобусные маршруты по видам сообщения делятся на: городские, пригородные, междугородные, международные.
Автобусные маршруты по видам перевозок подразделяются на: общего пользования, специальных перевозок, нерегулярных перевозок.
На пригородных и городских маршрутах разрешается перевозить стоячих пассажиров автобусами, которые по своей конструкции должны места для стоящих пассажиров, в количестве, предусмотренном технической характеристикой транспортного средства и определенной в регистрационных документах на это транспортное средство.
На международных и междугородных маршрутах разрешается перевозить пассажиров с обязательным предоставлением им мест для сидения.
На автобусные маршруты протяженностью более 500 км в рейс должны направляться два водителя.
Перевозка пассажиров на автобусном маршруте общего пользование может осуществляться в режимах: обычном, экспрессном, маршрутного такси.
Требования по использованию автобусов по видам сообщений, режимам движения и протяженности маршрутов, по параметрам пассажировместимости, комфортности, технических и экологических показателей устанавливает центральный орган исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта.
Услуги по перевозке на такси предоставляются гражданам в порядке очереди на стоянках такси и в пути следования, а также на заказ (обычное, срочное, ночное) устное, письменное или за телефоном.
Перевозка пассажиров легковыми автомобилями на заказа могут предоставляться только по предварительной договоренности с заказчиком услуг и не могут предоставляться на стоянках такси и на пути следования автомобиля гражданам, которым не было предварительная договоренность об услуге.
Субъекты хозяйствования, использующие легковые автомобили на заказ, имеют право включать расходы на эти услуги в себестоимость продукции только при условии, что в перевозчика есть соответствующая лицензия и с ним заключен письменный договор на обслуживание.
Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта (176-97-п) утверждает Кабинет Министров Украины.
Статья 36. Услуги автостанций.
Автостанции предоставляют пассажирам услуги, связанные с их проездом автобусными маршрутами общего пользования, а автомобильным перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров на договорных условиях, — услуги, связанные с отправлением и прибытием автобусов согласно расписанию движения.
К обязательным услугам, которые должны предоставляться автостанциями пассажирам, относятся:

  • продажа билетов;
  • пользование помещениями для ожидания поездки, обустроенными местами для сидения;
  • возможность пользования общественными уборными;
  • информирование о расписании движения автобусов и стоимости поездки.
  • К обязательным услугам, которые должны предоставляться автостанциями автомобильному перевозчику, относятся:
  • продажа билетов;
  • организация прибытия и отправления автобуса с обустроенных платформ;
  • информирование водителя об условиях дорожного движения на маршруте.

За предоставление обязательных услуг автостанций с лиц, приобретающих проездные билеты, взимают автостанционный сбор, входит в стоимость билета.
Услуги автостанций, кроме услуг комнаты матери и ребенка, пассажирам предоставляются за плату.
Владельцы автостанций несут ответственность за качество и безопасность предоставляемых услуг автостанциями пассажирам и автомобильным перевозчикам, технический и санитарно-гигиеническое состояние зданий, сооружений, оборудования и территории автостанции.
Статья 37. Льготные перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
Льготные перевозки пассажиров, согласно законодательства пользуются такими правами, обеспечивающими автомобильные перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования.
Автомобильному перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, запрещается отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом.
Безосновательный отказ от льготной перевозки влечет за собой ответственность согласно закону.
Виды и объемы льготных перевозок устанавливаются заказу, в котором определяется порядок компенсации автомобильным перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров на маршрутах общего пользования, убытков от этих перевозок.
Статья 38. Требования к перевозке организованных групп детей автобусами.
К перевозке организованных групп детей (далее — групп детей) относится одновременная перевозка группы из десяти и более детей, для которых заказчиком услуги назначается руководитель, ответственный за сопровождение их во время поездки, а на группу из 30 и более детей назначается также медицинский работник.
Перевозки групп детей можно осуществлять в режимах как регулярных, так и нерегулярных пассажирских перевозок.
Регулярные и нерегулярные перевозки групп детей осуществляется по условии согласования маршрута и расписания движения с заказчиком и местными органами Госавтоинспекции.
Максимальное количество детей и сопровождающих лиц при перевозке автобусом не должно превышать количества мест для сидения в нем, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства и определенного в регистрационных документах на это транспортное средство.
Группы детей должны перевозить опытные водители транспортных средств, которые имеют стаж управления автобусом не менее пяти лет.
Порядок организации перевозки групп детей определяется Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и другими нормативно-правовыми актами.
Статья 39. Документы, на основании которых выполняются пассажирские перевозки.

Автомобильные перевозчики, водители, пассажиры должны иметь и предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, документы, на основании которых выполняются пассажирские перевозки.
Документы для регулярных пассажирских перевозок:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, договор с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления или их разрешение, паспорт маршрута, документ, удостоверяющий использование автобуса на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя автобуса — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, билетно-кассовый лист, схема маршрута, расписание движения, таблица стоимости проезда (кроме городских перевозок), другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для пассажира — билет на проезд в автобусе и на перевозку багажа (для льготного проезда — удостоверение личности установленного образца).

Документы для регулярных специальных пассажирских перевозок:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, договор с заказчиком транспортных услуг, паспорт маршрута, документ, удостоверяет использование автобуса на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя автобуса — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, схема маршрута, расписание движения, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для нерегулярных пассажирских перевозок:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, документ, удостоверяет использование автобуса на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя автобуса — удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, договор с заказчиком транспортных услуг, документ, удостоверяющий оплату транспортных услуг, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров на такси:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя такси — удостоверение водителя соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для физического лица, осуществляющего перевозки пассажиров на такси:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя такси — удостоверение водителя соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров легковыми автомобилями на заказ:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, договор с заказчиком услуги, другие документы, предусмотренные законодательством Украина;
  • для водителя легкового автомобиля — водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, копия договора с заказчиком услуги, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для автомобильного самозанятого перевозчика:

  • лицензия, лицензионная карточка, водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, сервисная книжка, медицинская справка.
  • {Статью 39 дополнено частью согласно Законом N 586-VI (586-17) от 24.09.2008}

Документы для физического лица, осуществляющего перевозки пассажиров легковыми автомобилями на заказ:

  • для автомобильного перевозчика — лицензия, договор с заказчиком услуги, другие документы, предусмотренные законодательством Украина;
  • для водителя легкового автомобиля — водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка, копия договора с заказчиком услуги, иные документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы на перевозку пассажиров автобусами для собственных потребностей:

  • для автомобильного перевозчика — документ, удостоверяющий использование автобуса на законных основаниях, список пассажиров, которых перевозят, заверенный подписью перевозчика и печатью, другие документы, предусмотренные законодательством Украины;
  • для водителя — водительское удостоверение соответствующей категории, регистрационные документы на автобус, список пассажиров, которых перевозят, заверенный подписью перевозчика и печатью, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.

Документы для водителя юридического лица на перевозку пассажиров легковыми автомобилями для собственных нужд — водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.
Документы для физического лица на перевозку пассажиров легковыми автомобилями для собственных нужд — водительское удостоверение соответствующей категории, свидетельство о регистрации транспортного средства, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.
Статья 40. Основные права и обязанности водителя автобуса, такси, легкового автомобиля по заказу, легкового автомобиля при перевозке пассажиров.
Водитель автобуса при перевозке пассажиров автомобильным транспортом имеет право:

  • требовать от пассажиров выполнения их обязанностей;
  • не допускать к поездке пассажира, не имеющего билета, нарушает общественный порядок в салоне автобуса, загрязняет его, пассажиров или их вещи;
  • при посадке в автобус пассажиров на пригородном, междугородном или международном маршруте проверять наличие билетов на проезд и перевозку багажа;
  • не выдавать багаж, если пассажир не предъявил билета.

Водитель автобуса обязан:

  • выполнять правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта общего пользования и технической эксплуатации автобуса;
  • иметь с собой и предъявлять для проверки уполномоченным должностным лицам документы, предусмотренные законодательством;
  • придерживаться определенного маршрута и расписания движения автобуса;
  • принимать, размещать и выдавать багаж пассажирам на остановках, предусмотренных расписанием движения;
  • следить за выполнением пассажирами своих обязанностей и безопасным размещением ими багажа и ручной клади в автобусе;
  • объявлять названия остановок и время стоянки на них;
  • осуществлять высадку пассажиров в отведенном для этого месте в случае заправки автобуса топливом при выполнении перевозок;
  • принимать необходимые меры для безопасности пассажиров в случае возникновения помех для движения на маршруте (туман, гололед и др.), которые не позволяют продолжить поездку, а также в случае вынужденной остановки автомобильного транспортного средства на железнодорожном переезде;
  • останавливать автобус по сигналу контролера, выполнять его указания и содействовать в осуществлении контроля.

Водителю автобуса запрещается:

  • изменять маршрут и расписание движения;
  • продавать пассажирам билеты во время управления автобусом.

Водитель такси имеет право отказывать в предоставлении услуги пассажиру, если:

  • пассажир имеет явные признаки опьянения;
  • количество лиц, которые требуют обслуживания, превышает количество мест в легковом автомобиле;
  • багаж пассажира не может быть свободно размещен в багажнике или салоне легкового автомобилю или может загрязнить ли повредить его.

Водитель такси обязан:

  • выполнять правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и технической эксплуатации легкового автомобиля;
  • осуществлять посадку пассажиров на стоянке в порядке очереди, а также предоставлять право внеочередного пользования такси согласно законодательством;
  • открывать двери такси, открывать багажник и проверять их закрытие во время посадки пассажиров;
  • называть пассажирам размер оплаты проезда, показатели таксометра в начале и в конце поездки и разъяснять порядок пользования такси;
  • осуществлять перевозки до пункта назначения по определенному пассажиром маршруту или кратчайшим путем с согласия пассажира.

Водителю такси запрещается:

  • отказывать пассажирам в перевозке, кроме случаев, обусловленных этой статьей;
  • выбирать пассажиров по выгодности направлений их следования;
  • предлагать гражданам поездку без согласия пассажиров, находятся в такси;
  • осуществлять перевозки пассажиров, если в такси отсутствует или не работает таксометр;
  • называть размер оплаты за поездку, который не отвечает показателям таксометра.

Водитель легкового автомобиля по заказу обязан выполнять правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта и технической эксплуатации легкового автомобиля.
Водитель легкового автомобиля не имеет права осуществлять стоянку и посадку пассажиров на стоянке такси.
Статья 41. Основные права и обязанности пассажира.
Пассажир имеет право:

  • получать от перевозчика, водителя, на остановках автобусных маршрутов общего пользования, автостанциях и автовокзалах информацию об услугах автомобильного транспорта общего пользования;
  • бесплатно провозить с собой на автобусных маршрутах общего пользования одного ребенка дошкольного возраста без предоставления ему отдельного места;
  • бесплатно перевозить с собой на автобусных маршрутах общего пользования ручную кладь, а также согласно законодательства о защите прав потребителей и правил перевозок пользоваться другими правами.

Пассажир обязан:

  • иметь при себе билет на проезд, на перевозку багажа, а за наличии права льготного проезда — соответствующее удостоверение;
  • выполнять требования правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.

Статья 42. Договоры по перевозке пассажиров.
Договор об организации перевозки пассажиров на автобусном маршруте общего пользования городском, пригородном и междугородном, не выходящих за пределы территории области (Внутриобластные маршруты), заключается между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и автомобильным перевозчиком и считается заключенным с момента его подписания сторонами.
Договор перевозки пассажира автобусом на маршруте общего пользования заключается между автомобильным перевозчиком и пассажиром. Этот договор считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета на право проезда, а для лиц, пользующихся правом льготного проезда, — с момента посадки в автобус.
Договор о нерегулярные пассажирские перевозки автобусом заключается между заказчиком транспортных услуг и автомобильным перевозчиком и считается заключенным с момента его подписания сторонами.
Договор перевозки пассажиров на такси вступает в силу с момента посадки пассажира и действует до момента его высадки в пункте назначения.
Договор об обслуживании легковым автомобилем по заказу заключается между автомобильным перевозчиком и заказчиком в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами или с момента договоренности сторон.
Действие договора перевозки пассажира автомобильным транспортом может быть прекращено по инициативе автомобильного перевозчика или водителя автомобильного транспортного средства, если пассажир:

  • находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • нарушает общественный порядок;
  • предъявляет запрещенный к перевозке багаж или багаж, который по габаритам не соответствует установленным нормам;
  • нарушает другие требования правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта.

Статья 43. Основные принципы определения автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользование.
Определение автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользования осуществляется исключительно на конкурсной началах.
Объектом конкурса могут быть: маршрут (несколько маршрутов), оборотный рейс (несколько оборотных рейсов).
На конкурс выносятся маршруты с утвержденными паспортами.
Определение кандидатуры автомобильного перевозчика для работы на международном автобусном маршруте общего пользования осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Статья 44. Определение условий перевозок и проведения конкурса.
Организация проведения конкурса и определение условий перевозок возлагаются на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.
К обязательным условиям конкурса на перевозку пассажиров относятся:

  • определена органами исполнительной власти и органами местного самоуправления обоснованная структура парка автобусов работать на маршруте общего пользования, за пассажировместимостью, классом, техническим и экологическим показателям;
  • государственные социальные нормативы в сфере транспортного обслуживания населения.

В случае отсутствия у перевозчиков-претендентов автобусов, соответствуют условиям конкурса, они имеют право подавать в конкурсного комитета заявление на участие в конкурсе и документы, содержащие характеристику имеющихся автобусов, перевозчик-претендент предлагает использовать на данном маршруте, а также инвестиционный проект-обязательство по обновлению парка автобусов на этом маршруте на определенный период до пяти лет.
При отсутствии перевозчиков-претендентов, имеющих автобусы, соответствующие условиям конкурса, конкурс проводится среди претендентов, предлагающих использовать на данном маршруте автобусы, отвечающие требованиям безопасности, но не соответствуют условиям конкурса по классу, пассажировместимостью, параметрами комфортности, с учетом представленных инвестиционных проектов-обязательств по обновлению парка автобусов, которые будут полностью соответствовать всем требованиям, в срок до пяти лет.

Договор с победителем конкурса (или разрешение) органы власти и органы местного самоуправления заключают (или предоставляют) на срок от трех до пяти лет.
Договор с победителем конкурса (или разрешение) в случае отсутствия у него автобусов, соответствующих условиям конкурса, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления заключают (или предоставляют) на один год.
Разрешение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления пассажирскому перевозчику на обслуживание автобусных маршрутов предоставляется на срок до пяти лет.
Автомобильный перевозчик — победитель конкурса должен самостоятельно обеспечивать перевозку.
Для подготовки и проведения конкурса органы исполнительной власти и органы местного самоуправления образуют конкурсный комитет, в состав которого входят представители соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта и территориальных органов Министерства внутренних дел Украины, ответственных за безопасность дорожного движения, а также общественных организаций.
До конкурсного комитета не могут входить представители субъектов хозяйствования — автомобильных перевозчиков, которые являются участниками конкурса или которые действуют на рынке перевозок пассажиров и могут влиять на принятие решений комитета.
Для организации обеспечения и подготовки материалов для проведения заседаний конкурсного комитета органы исполнительной власти и органы местного самоуправления на конкурсных условиях по договору привлекают предприятие (организацию), имеющее специалистов и опыт работы не менее трех лет по вопросам организации пассажирских перевозок. Конкурс проводится с привлечением представителей соответствующих органов исполнительной власти, а также представителей общественных организаций. Привлечено для проведения заседаний конкурсного комитета предприятие (организация) готовит материалы об условиях конкурса, паспортов автобусных маршрутов, анализа полученных предложений и их оценки, договоров с победителями конкурса и другие материалы.
Порядок проведения конкурсов определяется Кабинетом Министров Украина.
Статья 45. Требования к автомобильным перевозчикам, которые допускаются к участию в конкурсе.
В конкурсе на определение автомобильного перевозчика на автобусном маршруте общего пользования могут принимать участие автомобильные перевозчики, которые имеют лицензию на тот вид услуг, выносят на конкурс, на законных основаниях используют в достаточном количестве сертифицированные автобусы соответствующего класса, соответствуют требованиям, изложенным в статье 34 настоящего Закона.
К участию в конкурсе не допускаются автомобильные перевозчики, которые:

  • признаны банкротами или против которых возбуждено дело о банкротстве или ликвидации как субъекта хозяйствования;
  • подали к участию в конкурсе документы, содержащие недостоверную информацию;
  • не отвечают требованиям статьи 34 настоящего Закона;
  • предусматривают использовать на маршрутах автобусы, переоборудованные из грузовых транспортных средств.

{Часть вторая статьи 45 дополнен абзацем пятым согласно с Законом N 586-VI (586-17) от 24.09.2008}
Статья 46. Проведения конкурса на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования.
Для участия в конкурсе на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования автомобильный перевозчик подает конкурсном комитета следующие документы:

  • заявление претендента установленного образца с указанием автобусного маршрута общего пользования, на котором собирается работать претендент;
  • нотариально заверенную копию лицензии на право предоставления услуг по перевозки пассажиров и копии лицензионных карточек на автобусы, которые будут использоваться на автобусном маршруте;
  • сведения о дополнительных условиях обслуживания маршрута;
  • документ, подтверждающий внесение платы за участие в конкурсе;
  • справку о соответствии технического состояния автобусов претендента условиям перевозок, выданная соответствующим подразделением Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины;
  • {Часть первая статьи 46 дополнена абзацем шестым по закону N 586-VI (586-17) от 24.09.2008}
  • вывод Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины о соответствии претендента требованиям нормативно-правовых актов в сфере безопасности дорожного движения, который составляется и выдается в порядке, установленном Министерством внутренних дел Украина.

{Часть первая статьи 46 дополнена абзацем седьмым Законом N 586-VI (586-17) от 24.09.2008}
При определении победителя конкурса в случае равных предложений претендентов преимущество предоставляется перевозчикам, которые представили в конкурсного комитета: сертификат соответствия услуг по перевозки пассажиров автобусами лицензионным условиям, а также для междугородных и международных автобусных маршрутов свидетельство соответствия автобуса параметрам комфортности.
Финансирование проведения конкурса осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления за счет средств, внесенных претендентами как плата за участие в конкурсе, а также за счет собственных средств.
Если конкурс не состоялся или победитель не был определен, претендентам возвращают плату за участие в конкурсе, а расходы на подготовку конкурса относятся на счет органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2009 г. N 112

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.09.2011 N 757,

от 14.05.2013 N 411, от 26.11.2013 N 1073,

от 09.06.2014 N 528, от 28.04.2015 N 410)

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

2. Признать утратившими силу:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12 (СП РСФСР, 1969, N 2 и 3, ст. 8);

Постановление Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1969 г. N 648 «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства РСФСР в связи с реорганизацией Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР» (СП РСФСР, 1969, N 26, ст. 141);

Постановление Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1974 г. N 510 «О материальной ответственности автотранспортных предприятий и организаций, грузоотправителей и грузополучателей за ненадлежащее использование контейнеров при перевозках грузов автомобильным транспортом» (СП РСФСР, 1974, N 24, ст. 134);

Постановление Совета Министров РСФСР от 1 мая 1980 г. N 253 «О внесении изменений в Устав автомобильного транспорта РСФСР» (СП РСФСР, 1980, N 13, ст. 106);

Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1984 г. N 101 (СП РСФСР, 1984, N 7, ст. 57);

Постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. N 474 «Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям» (СП РСФСР, 1988, N 23, ст. 135);

Постановление Совета Министров РСФСР от 18 февраля 1991 г. N 98 «О повышении размера штрафов за сверхнормативные простои автомобилей и задержку контейнеров, а также изменении Устава автомобильного транспорта РСФСР» (СП РСФСР, 1991, N 12, ст. 156);

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 г. N 347 «Об усилении ответственности грузоотправителей, грузополучателей, железных дорог, пароходств, портов (пристаней), автотранспортных предприятий и организаций за нарушения обязательств по перевозкам грузов» (Российская газета, 1992, 30 мая);

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 95 «Об увеличении размеров штрафов при перевозках грузов железнодорожным, речным и автомобильным транспортом» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 597);

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. N 433 «Об увеличении размеров штрафов при перевозках грузов водным и автомобильным транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст. 1762);

пункт 5 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 476 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3270).

3. В Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2191):

а) в абзаце первом пункта 3 слова «пунктами 5 и 6» заменить словами «пунктами 5 — 6»;

б) дополнить пунктом 5.1 в следующей редакции:

«5.1. Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.»;

в) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:

а) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, установлен иной порядок заполнения бланка документа;

б) все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;

в) все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.».

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 14 февраля 2009 г. N 112

ПРАВИЛА

ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.09.2011 N 757,

от 14.05.2013 N 411, от 26.11.2013 N 1073,

от 09.06.2014 N 528, от 28.04.2015 N 410)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«автовокзал» — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2013 N 1073)

«автостанция» — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2013 N 1073)

«багажный автомобиль» — транспортное средство, осуществляющее перевозку багажа отдельно от пассажиров;

«коммерческий акт» — документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу багажа;

«кондуктор» — должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве;

«легковое такси» — транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;

«таксометр» — оборудование, предназначенное для расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа легковым такси исходя из установленных тарифов на единицу пробега и (или) единицу времени пользования транспортным средством;

«транспортное средство категории «M1» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения;

«транспортное средство категории «M2» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн;

«транспортное средство категории «M3» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого превышает 5 тонн.

II. Регулярные перевозки

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

4. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее — расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

5. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.

6. Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо сведений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт.

7. Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

8. В случае если потребность в регулярных перевозках пассажиров и багажа существенно зависит от времени года или дней недели, расписание может составляться на летний и осенне-зимний периоды года и (или) отдельно для рабочих, выходных и праздничных дней.

9. Изменения, внесенные в расписание, доводятся до сведения населения не позднее чем за 10 дней до начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа согласно измененному расписанию.

10. В расписаниях указывается местное время.

11. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

12. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров по их требованию осуществляется, если:

а) пассажир, находящийся в транспортном средстве, заранее уведомит кондуктора или водителя о необходимости остановки транспортного средства в соответствующем остановочном пункте;

б) в остановочном пункте имеются лица, ожидающие прибытия транспортного средства.

13. Водитель или кондуктор обязаны заранее предупреждать пассажиров, находящихся в транспортном средстве, об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

14. Остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.