Права общественных объединений потребителей

УДК 366.542

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Яна Алексеевна Кирова

НОУ ВПО Центросоюза РФ Сибирский университет потребительской кооперации, 630087, Россия, г. Новосибирск, пр. Карла Маркса, 29, старший преподаватель кафедры трудового и земельного права, тел. (905)939-92-60

Работа посвящена исследованию теоритических и практических аспектов участия органов местного самоуправления в защите прав потребителей, определению их роли в национальной системе защиты прав потребителей. В статье рассматриваются особенности правового регулирования, выявляются причины, препятствующие эффективной защите прав потребителей, обосновываются предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, защита прав потребителей, муниципальные услуги, правовое регулирование.

CONSUMER SERVICES BY LOCAL AUTHORITIES: THE LEGAL REGULATION

Jana A. Kirova

Key words: local government, consumer protection, municipal services, legal regulation.

Органы местного самоуправления (далее — ОМСУ) занимают особое место в системе управления обществом и государством, являются одной из важнейших составляющих национальной системы защиты прав потребителей (далее -ЗПП), обеспечивая оперативную защиту интересов потребителей по месту их жительства на основе безвозмездности, беспристрастности и индивидуального подхода к каждому потребителю. Данное направление их деятельности приобретает особое значение в ситуации экономической нестабильности, при которой производство и реализация фальсифицированных товаров, необоснованное завышение цен, нарушения правил торговли и обман потребителей недобросовестными участниками рыночных отношений приобретают все большее распространение и носят массовый характер.

ОМСУ осуществляют деятельность в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. №1Э1-ФЗ, который, в том числе, к вопросам местного значения от-

носит создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, а также создание условий для развития малого и среднего предпринимательства^].

Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон «О ЗПП») определенные полномочия в сфере ЗПП возложены на высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления^]. Статья 42.1 указанного Закона закрепила за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ обязанность осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей, а также право принятия определенных мер в рассматриваемой сфере в пределах своих полномочий.

Права органов местного самоуправления согласно ст. 44 Закона «О ЗПП» заключаются в рассмотрении жалоб потребителей и консультировании потребителей по вопросам защиты их прав, обращении в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) и незамедлительном извещении федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Эффективность работы ОМСУ подтверждается, в частности, данными, периодически представляемыми в отчетах об итогах работы комитета по защите прав потребителей мэрии г. Новосибирска на ее официальном сайте, в публикациях в средствах массовой информации. По статистике большинство обращений граждан носит устный характер. Специалисты консультируют по вопросам ЗПП как на личных приемах, так и по телефону, участвуют в досудебном урегулировании споров между потребителями и профессиональными участниками рыночных отношений. Наибольшее количество нарушений прав потребителей выявляется в сферах, представляющих жизненный интерес для человека (торговля, бытовое обслуживание, услуги связи, коммунальные, медицинские, страховые, туристические и др.). Жалобы касаются реализации товара ненадлежащего качества, наличия неполной и недостоверной информации, нарушений при гарантийном обслуживании, предоставлении потребительского кредита. Если проверкой по жалобе потребителя выявлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, ОМСУ вправе незамедлительно направить материалы в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Закрепление Законом «О ЗПП» определенных полномочий за вышеуказанными органами вызвало включение соответствующих направлений деятельности в уставы субъектов РФ и муниципальных образований.

В сфере ЗПП ОМСУ тесно взаимодействуют с Федеральной службой по надзору в сфере ЗПП и благополучия человека — Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госу-

дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЗПП, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, руководство деятельностью осуществляет Правительство РФ. Именно Роспотреб-надзор реализует основной массив норм и правил в сфере ЗПП.

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения РФ, а также Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 (в ред. от 02.11.2013 № 988), устанавливающим статус данного органа и правила организации деятельности по реализации его функций и полномочий.

В ст. 40 Закона «О ЗПП» предусмотрен федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, его основные принципы и направления закреплены в подпунктах 1 — 7 пункта 2. Наряду с проверками профессиональных участников отношений по соблюдению ими обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, равно как и при проверках соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя также и проверки на предмет соблюдения (соответствия) тех же требований, установленных международными договорами РФ либо в соответствии с международными договорами РФ. Помимо действий, правовой основой для совершения которых служат соответствующие положения ФЗ от 26.12.2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и КоАП РФ, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей предусматривает также решение иных вопросов, сформулированных в подпунктах 4 — 7 пункта 2 ст. 40 Закона РФ о ЗПП .

Многие вопросы ЗПП, в том числе, процессуальные особенности рассмотрения дел о ЗПП, роль уполномоченных органов, осуществляющих обязанности по ЗПП и охраняемых законом интересов потребителей, ОМСУ, разъясняются в Постановлении Пленума ВС РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей.

Следует отметить, что в настоящее время ЗПП как функция местного значения отсутствует, закон не запрещает, но прямо и не обязывает реализовывать указанную функцию. К тому же ОМСУ крайне ограничены в выборе средств

охраны прав потребителей, сказываются и структурные изменения. Например, в связи с реорганизацией структуры и штатного расписания администраций районов г. Новосибирска отделы по ЗПП объединены с отделами потребительского рынка.

В соответствии с Постановлением мэрии от 29.07.2012 г. № 12250 «О совершенствовании структуры мэрии г. Новосибирска», в целях оптимизации деятельности структурных подразделений, в структуре департамента по социальной политике мэрии комитет по ЗПП реорганизован в отдел, в связи с чем в значительной степени утрачена самостоятельность данного органа.

В соответствии со ст. 42.1 Закона РФ от 07.02.1992 г. «О ЗПП» в целях обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ОМСУ в НСО, общественных объединений и организаций, а также создания условий для соблюдения прав и интересов потребителей Постановлением Правительства НСО от 09.07.2012 № 325-п 1. образована комиссия при Правительстве Новосибирской области по вопросам ЗПП (ранее ОМСУ осуществляли деятельность в рамках Совета по взаимодействию с органами по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей и общественными объединениями, действующим на основании Постановления мэра г. Новосибирска от 15.04.2008 г. № 295 (ред. от 26.06.2009 г.) «Об утверждении состава и Положения о Совете по взаимодействию с органами по контролю (надзору) в области ЗПП и общественными объединениями потребителей»). Хотя Комиссия заявлена как постоянно действующий орган, ее заседания проходят «по мере необходимости».

На наш взгляд, прежде всего, следует внести соответствующие изменения в ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в ст. 44 Закона РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»: отнести ЗПП, в том числе, к вопросам местного значения, что должно свидетельствовать о ее необходимости и значимости; предусмотреть не только наделение ОМСУ правами в сфере ЗПП, а законодательно закрепить ЗПП как безусловную обязанность ОМСУ.

Следующими шагами могут стать наделение ОМСУ необходимыми полномочиями по реализации указанных функций, расширение и углубление различных аспектов их деятельности, в том числе взаимодействия с другими органами и организациями в сфере ЗПП. Это позволит повысить эффективность законодательства в сфере ЗПП, сформировать потребительскую культуру, поддержать добросовестную конкуренцию, а в итоге — учесть интересы населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля: федеральный закон от 26.12.2008 г.

№294-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249

4. Об утверждении положения о комиссии при Правительстве Новосибирской области по вопросам защиты прав потребителей: Постановление Правительства Новосибирской области от 09.07.2012 № 325-п

5. Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322. // СЗ РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2899.

6. Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Вынуждены заметить, что подавляющее число общественных объединений по защите прав потребителей из организаций, призванных бескорыстно оказывать помощь гражданам, защищать и просвещать их, превратились в коммерческие структуры, рассматривающие потребителя со своими проблемами исключительно как средство заработка. Потребителя сознательно вводят в заблуждение относительно его реальных прав, обещают золотые горы и многотысячные выплаты от продавца или изготовителя. При этом единственная цель таких обещаний – склонить потребителя к оплате как можно большего количества собственных услуг.

Обращаем внимание, что для общественных объединений потребителей в Законе предусмотрены лишь две формы компенсации. И обе они ставятся в зависимость от того, сумело ли общественное объединение защитить права потребителя:

  1. Общественное объединение вправе претендовать на половину штрафа, присужденного в пользу потребителя.
  2. Общественное объединение вправе требовать компенсации всех издержек, если удовлетворено его требование в защиту неопределенного круга потребителей.

Другими словами, Закон ставит возможность оплаты услуг общественного объединения в прямую зависимость от достигнутого им результата, от реального оказанной помощи. Однако большинство общественных объединений, пользуясь имеющимися пробелами в законодательстве, взимают с потребителя плату на всех этапах разрешения проблемы, за каждый свой шаг, не неся никакую ответственность за результат.

Поэтому, если Вы намерены для защиты своих прав прибегнуть к помощи общественного объединения потребителей, запомните основные признаки недобросовестных организаций:

  1. Оказывают помощь потребителю на платной основе (берут плату за консультации, составление претензий, жалоб, исковых заявлений, представительство в суде).
  2. Склоняют к проведению за Ваш счет проверки качества и экспертизы товара, при том, что гарантийный срок на товар не истек.
  3. Склоняют к судебному разбирательству, отказу от разрешения ситуации в досудебном порядке, при наличии такой возможности.

Если в деятельности выбранной Вами организации присутствует хотя бы один из указанных признаков, рекомендуем Вам остерегаться и продолжить поиски.

В отличие от общественных объединений, представленные на рынке юристы и адвокаты не вправе претендовать на часть выплат, которая может быть присуждена потребителю. Поэтому в большинстве случаев их основной задачей является продать потребителю как можно больший объем услуг на досудебной стадии, а потом все равно склонить к судебному разбирательству, за которое они также возьмут деньги. При этом итог такого разбирательства их особо не волнует и они не заинтересованы в результате.

Обращаем Ваше внимание, что вся информация и помощь, которая может быть получена на данном портале, является абсолютно бесплатной. Мы не будет вводить Вас в заблуждение относительного реального объема имеющихся у Вас прав, чтобы склонить к оплате тех или иных услуг. Мы безвозмездно предложим Вам все необходимые разъяснения и инструменты, чтобы Вы могли самостоятельно и эффективно защитить свои права без каких-либо затрат.

Бесплатные консультации Вы можете получить по телефону горячей линии по защите прав потребителей 8-800-ххх, электронной почте или через форму обратной связи.

Все необходимые формы документов представлены в соответствующем разделе.

Последняя редакция Ст. 45 Закона о ЗПП

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Комментарий к Статье 45 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Законодательство, отстаивающее интересы потребителей, предусматривает наличие возможности гражданам объединяться. Это может стать хороши подспорьем для тех субъектов, которые не могут в силу правовой безграмотности и других причин самостоятельно защитить свои нарушенные права. Кроме того, такие союзы имеют правомочия выступать в суде или перед федеральными инстанциями с различными обращениями и в качестве представителей.

Что регулирует?

Статья 45 ЗоЗПП РФ регулирует вопросы создания и функционирования общественных организаций на добровольной основе. Они наделяются определенным объемом полномочий, а также правом представлять интересы неограниченного числа приобретателей перед судом. Это важно, так как не все приобретатели знают свои права и могут отстоять их.

Структура и содержание

Статья 45 Закона «О защите прав потребителя» имеет 2 пункта. В пункте первом определена норма, согласно которой разрешено гражданам объединяться и осуществлять деятельность, связанную с защитой прав потребителей.
Пункт 2 устанавливает права таких объединений на добровольной основе, в перечень которых входит:

  • возможность принимать непосредственное участие в разработке новых специальных требований к товарам;
  • осуществлять независимую экспертизу соответствия качества товара требуемому;
  • в результате проведения общественного контроля за качеством товара сообщать в ответственные органы государственной власти данные о выявленных нарушениях с целью их скорейшего устранения. При осуществлении контроля у таких объединений есть право истребовать документы у организаций, производителей и т.д.;
  • публиковать, доводить до сведения общественности информацию о правах потребителя, о выявленных нарушениях и установленных нормах;
  • выступать перед ответственными органами федеральной власти с инициативой по поводу усовершенствования законодательства о правах потребителей;
  • обращаться в федеральные органы с просьбой о признании изданных актов и нормативов, противоречащих законодательству;
  • обращаться в судебные инстанции с просьбой о защите интересов приобретателя.

Таким образом, статья 45 ЗоЗПП РФ определяет возможность формирования добровольных союзов граждан. Они наделяются определенным набором возможностей в сфере отстаивания интересов приобретателя.

Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей»

(ОО «БОЗП») является общественной, неправительственной, некоммерческой организацией, основная деятельность которой направлена на консультационно-правовую и экспертную помощь потребителям, совершенствование законодательства по защите прав потребителей, обеспечение информацией потребителей о качестве товаров и услуг, защиту правовых гарантий при возникновении конфликтных отношений с организациями торговли, сферой различных видов услуг.
Основано в 1989 году по инициативе граждан и зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Беларусь. Регистрационное свидетельство № 01583.
Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» является членом Международной конфедерации обществ потребителей стран СНГ КонфОП — Москва, членом-корреспондентом Всемирной Организации Потребителей Consumers International, сотрудничает с Германским институтом для потребителей «Штифтунг Варентест», Институтом потребителя (Украина),Национальной лигой потребителей Казахстана, другими потребительскими организациями стран ближнего и дальнего зарубежья.

Стратегия развития

Общественного объединения

«Белорусское общество защиты потребителей»

на период 2018 – 2022 г.г.

  1. Использовать накопленный опыт работы ОО «БОЗП» и организационных структур.
  2. Считать приоритетными направлениями деятельности ОО «БОЗП»: продвижение идеи устойчивого потребления*, воспитание ответственного потребителя.
  3. Продолжать работу по информированию, просвещению, образованию потребителей:
  • Через проведение общественных мониторингов, исследований, тестирования товаров народного потребления и доведение результатов испытаний до потребителя через СМИ, через свой собственный сайт. Будущее в информировании потребителей через электронные СМИ.

  • Продвижение потребительского образования школьников – увеличение количества школ, изучающих курс «Основы потребительских знаний», используя накопленный опыт работы с Министерством образования, отделами (управлениями) образования, общеобразовательными учреждениями. Воспитывая детей, молодое поколение мы воспитываем и взрослых. И, воспитывая молодое поколение, мы создаем наше будущее.

  • Проведение дней информации, семинаров, «круглых» столов, консультационных пунктов, «горячих» линий для потребителей и других мероприятий;

  1. Продолжать сотрудничество с государственными органами, общественными организациями, а также с Белорусским государственным аграрным техническим университетом, Институтом управления и предпринимательства, при котором создана общественная кафедра «Защита прав потребителей», с международными организациями, ВУЗами.
  2. Оказание помощи для потребителей в виде товароведческой экспертизы товаров народного потребления;
  3. Оказание потребителям юридической помощи, представление интересов потребителей.

*»Устойчивое потребление» — это использование услуг и сопутствующих товаров, которые отвечают основным потребностям и улучшают качество жизни при уменьшении использования природных ресурсов и токсичных материалов, а также отходов и загрязнения на протяжении всей жизни услуг или продукта так, чтобы не подвергать опасности нужды будущих поколений».