Права граждан в муниципальном образовании

2. Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ, в соответствии с которой Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет государственные гарантии его осуществления.

Граждане РФ осуществляют местное самоуправление в соответствии с гарантиями избирательных прав граждан, установленными федеральным законодательством путем референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования «Город Балабаново», обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами.

Граждане, проживающие на территории муниципального образования «Город Балабаново», имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Согласно п. «н» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ общие принципы организации системы органов местного самоуправления устанавливаются федеральным законом.

Закон о местном самоуправлении не устанавливает в самом тексте перечня принципов местного самоуправления, однако определяет общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления, среди которых можно выделить следующие:

  • – признание и гарантированность местного самоуправления;
  • – законодательное регулирование местного самоуправления в Российской Федерации при приоритете федеральных законов;
  • – самостоятельность местного самоуправления;
  • – активная роль населения в осуществлении местного самоуправления;
  • – открытость и гласность в деятельности местного самоуправления;
  • – стабильность территорий муниципальных образований;
  • – комплексный характер компетенции местного самоуправления, включающей не только вопросы местного значения, но и отдельные государственные полномочия;
  • – обеспечение финансово-экономических гарантий местного самоуправления;
  • – ответственность органов местного самоуправления.

Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности муниципального образования. Функции зависят от тех целей и задач, которые ставит перед собой орган местного самоуправления. Учитывая большую роль местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществления власти народом, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

  • – обеспечение участия населения в вопросах местного значения, что значит предоставление местным самоуправлением реальной возможности населению самостоятельно осуществлять власть на той территории, где оно проживает, решать вопросы местного значения;
  • – управление муниципальной собственностью, финансами местного самоуправления;
  • – обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
  • – обеспечение удовлетворения потребностей местного населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
  • – охрана общественного порядка;
  • – защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

В Российской Федерации обеспечиваются конституционные гарантии осуществления местного самоуправления, которое находится под особой правовой защитой государства.

В соответствии со ст. 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запрещается ограничение кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Право на судебную защиту является весьма значимой юридической гарантией местного самоуправления, поскольку направлено на обеспечение аффективного решения установленных законодательством вопросов местного значения, а также на защиту прав местного самоуправления, под которыми следует понимать право муниципальных образований в лице их органов обращаться в суд не только за защитой своих прав, но и прав и интересов населения соответствующего муниципального образования, а также право граждан на обращение в суд за защитой своих прав на местное самоуправление.

Российское законодательство предусматривает различные способы судебной защиты, из которых наиболее значимыми и эффективными в сфере местного самоуправления являются:

  • – оспаривание гражданами решений и действий различных органов государственной власти и должностных лиц, нарушающих их право на осуществление местного самоуправления;
  • – оспаривание органами местного самоуправления решений и действий органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти;
  • – разрешение споров о компетенции органов местного самоуправления между собой, а также между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституционные гарантии местного самоуправления получили развитие в федеральных законах, в которых устанавливаются конкретные права местного самоуправления. При этом законы субъектов РФ не могут снижать уровень гарантий местного самоуправления и ограничивать права местного самоуправления, определенные Конституцией РФ и федеральными законами.

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Нарушения прав местного самоуправления затрагивают интересы не только органов местного самоуправления, но и всех граждан, проживающих на территории муниципального сообщества, поэтому обращаться с заявлениями в суд может любой гражданин, проживающий на данной территории. Обжаловаться могут как индивидуальные правовые, так и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления. В случае если суд установит, что оспариваемый акт нарушает установленные законами права местного самоуправления, он в целом или в отдельной его части признается недействительным.

Местное самоуправление гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Если увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления происходит в результате государственных решений, принятие которых не зависит от органов местного самоуправления, то потери должны компенсироваться государственными органами, принявшими эти решения. Орган местного самоуправления вправе отказаться от государственных полномочий по причине ненадлежащего финансирования.

Существенная гарантия прав местного самоуправления запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.