Повременные платежи

1. В случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда.

2. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Законом или иными правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых может быть произведена капитализация платежей.

Комментарий к Ст. 1093 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила возмещения вреда в случае прекращения юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина. Согласно ст. ст. 57 — 65 ГК РФ прекращение деятельности юридического лица возможно либо в результате реорганизации, либо в результате его ликвидации.

Положения данной статьи призваны защитить права и охраняемые законом интересы потерпевшего или лиц, понесших ущерб в результате смерти кормильца. Исходя из общего правила п. 1 ст. 1092 ГК РФ, установившего, что выплата причитающихся гражданину сумм в возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами, т.е. длительное время и периодически до восстановления трудоспособности либо до достижения определенного возраста или наступления другого юридически значимого обстоятельства (см. ст. 1088 ГК и комментарий к ней), законодатель предусмотрел порядок возмещения вреда и на тот случай, когда причинитель вреда — юридическое лицо прекратит свое существование ранее момента прекращения его обязанности по выплате соответствующих платежей.

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи в случае реорганизации юридического лица обязанность по выплате соответствующих платежей несет его правопреемник. Данное положение ГК РФ полностью согласуется с правилами универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц (ст. 58 ГК).

К правопреемнику могут быть предъявлены требования о возмещении вреда. Это означает, что гражданин может обратиться с данным требованием к правопреемнику и в том случае, когда увечье или иное повреждение здоровья либо смерть потерпевшего имели место в период существования реорганизованного юридического лица (самого причинителя вреда), но к моменту предъявления требования оно уже прекратило свое существование. К правопреемнику можно обратиться с требованием об увеличении размера возмещения вреда (п. 1 ст. 1090 ГК). В свою очередь, лицо, которое несет ответственность за вред в порядке правопреемства, также вправе при наличии указанных в законе обстоятельств потребовать уменьшения размера возмещения вреда (п. 2 ст. 1090 ГК).

Одним из прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, права требования которых возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, является право потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (п. 2 ст. 60 ГК в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ). Представляется, что существо обязательства по возмещению вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, не всегда позволяет должнику исполнить его досрочно по причине невозможности заранее определить размер будущего возмещения. Вместе с тем в некоторых случаях, например в случае возмещения вреда несовершеннолетним или учащимся старше 18 лет в связи со смертью кормильца, соответствующее обязательство по требованию кредитора может быть исполнено реорганизуемым юридическим лицом досрочно.

3. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК).

Часть первая ГК РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица в добровольном порядке (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или в принудительном порядке (по решению суда, в частности, в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также в иных случаях, предусмотренных ГК). Наиболее распространенным случаем ликвидации юридического лица до сих пор остается ликвидация юридического лица вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (ст. ст. 61, 65 ГК).

В случае ликвидации юридического лица ГК РФ предусматривает, что соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Данное положение гражданского закона является исключением из общего правила о том, что гражданско-правовое обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (ст. 419 ГК). В этом случае обязательство ликвидируемой организации по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, возлагается законом на иных лиц — страховые организации, однако только в случае обязательного социального страхования, или в силу п. 3 ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — на Российскую Федерацию.

Капитализация платежей означает, что организация — причинитель вреда в случае ликвидации производит расчет будущих выплат гражданам, перед которыми она несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и по общему правилу перечисляет сумму соответствующих выплат (капитализированные платежи) в установленном порядке на счет страховщика (Фонд социального страхования РФ).

Следует отметить, что механизм капитализации платежей не позволяет с точностью определить размер будущих выплат. Вместе с тем законодательный подход к капитализации основан на принципе, согласно которому страховые организации должны производить выплаты потерпевшему или лицам, которые понесли ущерб в результате смерти кормильца за счет капитализированных сумм, перечисленных организацией — причинителем вреда в установленном порядке на счет страховщика, и при этом предполагается, что этих сумм должно быть достаточно на весь период возмещения. Однако неизвестность перед будущим не позволяет достичь такого баланса, в связи с чем деятельность страховщика носит алеаторный (рисковый) характер. Нередко, к сожалению, ликвидируемая организация не имеет достаточно средств, необходимых для удовлетворения требований даже кредиторов первой очереди.

Цель капитализации может быть достигнута и другими способами, в частности в результате перехода права требования гражданина в сумме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации и исполнения Российской Федерацией обязательства организации — причинителя вреда.

4. В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, определен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно подп. 10 п. 2 ст. 18 которого Фонд социального страхования РФ обязан аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя.

Во исполнение п. 2 ст. 23 Закона об обязательном социальном страховании Правительство РФ Постановлением от 17 ноября 2000 г. N 863 утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Порядок внесения капитализированных платежей).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2000. N 48. Ст. 4693.

Указанный Порядок внесения капитализированных платежей распространяется на юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ликвидируемых как в добровольном, так и в принудительном порядке (в том числе в связи с признанием лица несостоятельным (банкротом)) (см. также п. 6 настоящего комментария).

Согласно Порядку внесения капитализированных платежей ликвидационная комиссия или конкурсный управляющий в 10-дневный срок с даты их назначения направляет страховщику по месту регистрации страхователя уведомление о ликвидации (признании банкротом) страхователя. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) на основании полученного от страховщика списка граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, рассчитывает размер капитализируемых платежей и согласовывает его со страховщиком в двухнедельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу — страхователю.

Расчет размера капитализируемых платежей производится в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 июля 2001 г. N 72 (далее — Методика расчета размера капитализируемых платежей).

———————————
Финансовая газета. 2001. N 37.

5. Как было отмечено выше, размер капитализированных платежей должен быть максимально приближен к реальному размеру выплат, которые будут произведены в будущем. Вместе с тем достичь этого равенства практически невозможно. Именно поэтому Методика расчета размера капитализируемых платежей базируется на применении коэффициентов капитализации и основывается на информации о фактическом возрасте и поле получателя платежей, нуждаемости пострадавшего в обеспечении по страхованию, степени утраты им профессиональной трудоспособности, размере его среднего месячного заработка и размере ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком. Также, поскольку заранее не известны уровень инфляции и расходы в связи с повышением стоимости жизни (ст. 1091 ГК), зарезервировать данные суммы на будущее время невозможно, в связи с чем предусмотрено, что индексация ежемесячных страховых выплат будет производиться за счет возможных накоплений от размещения страховщиком (Фондом социального страхования РФ) капитализированных платежей в государственные ценные бумаги и банковские вклады. Фонду социального страхования РФ предоставлено право инвестировать часть временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. При этом помещение таких средств Фонда в банковские вклады может производиться лишь в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период (п. 7 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 ).

———————————
Российская газета. 1994. 22 февр. N 35.

6. Некоторые особенности установления размера требований о выплате капитализированных платежей в деле о банкротстве и порядка их выплаты гражданину предусмотрены Законом о банкротстве. В силу того, что Закон об обязательном социальном страховании регулирует отношения по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью только застрахованным в соответствии с данным Законом лицам, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 30 ноября 2006 г. N 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 57) разъяснил, что порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве, подлежит применению в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию. Капитализации в соответствии со ст. 135 Закона о банкротстве подлежат также требования лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в части, превышающей обеспечение по страхованию, на которое указанные лица имеют право в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании (см. п. 2 ст. 1 данного Закона, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 57). Вместе с тем в настоящее время неурегулированными остаются отношения по возмещению вреда жизни или здоровью, причиненного лицам, на которых не распространяется действие Закона об обязательном социальном страховании, и при этом причинителем вреда является организация, ликвидируемая по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ.

7. Следует заметить, что порядок капитализации платежей при банкротстве должника существенно отличается от предусмотренного Законом об обязательном социальном страховании порядка возмещения вреда жизни и здоровью ликвидируемым юридическим лицом. Специфика определения размера капитализируемых платежей и порядка их выплаты должником-банкротом заключается в следующем:

— при капитализации учитываются повременные платежи, подлежащие выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. В случае если возраст гражданина превышает 70 лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет 10 лет (п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве);

— капитализации подлежат повременные платежи, уплачиваемые на основании п. 1 ст. 1085, п. 1 ст. 1092 ГК РФ в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь. При расчете размера повременных платежей не подлежит применению Методика расчета размера капитализируемых платежей (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57);

— право требования гражданина к должнику в сумме капитализированных повременных платежей с согласия гражданина может перейти к Российской Федерации. При этом согласия Российской Федерации на переход к ней обязательств должника не требуется (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

Как отмечает А.В. Егоров, «предоставляемое кредитору право выбора — принять сумму в полном объеме или отдать свое требование государству, получая взамен повременные платежи, — является наиболее справедливым средством регулирования поведения личности в гражданском обществе» . Однако Высший Арбитражный Суд РФ указал, что Фонд социального страхования РФ вправе потребовать от должника-страхователя, признанного банкротом, капитализации платежей застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, и выплаты Фонду, а не гражданину капитализированной суммы (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

———————————
Егоров А.В. Капитализация повременных платежей в законодательстве о несостоятельности // Вестник ВАС РФ. 2004. N 5.

8. Несмотря на то что согласно п. 8 Порядка внесения капитализированных платежей указанные платежи по решению страховщика направляются для предоставления обеспечения по страхованию и формирования финансовых резервов для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, капитализированные платежи согласно п. 2 комментируемой статьи предназначены для выплаты конкретному гражданину, а не неопределенному кругу лиц. Данный вывод подтверждается также судебной практикой.

9. Требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, подлежат удовлетворению в первую очередь (п. 1 ст. 64 ГК).

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 Юридические науки Выпуск 1 (3)

УДК 347.51

КАПИТАЛИЗАЦИЯ ПЛА ТЕЖЕЙ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАН

С.В. Ибрагимова

Аспирант кафедры гражданского права и процесса

Пермского государственного университета, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Рассматриваются вопросы правового регулирования и процедуры капитализации платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за вред, причиненный жизни и здоровью граждан, дается понятие капитализации платежей. Особое внимание уделено вопросу о составе капитализируемых платежей, рассчитываемых и уплачиваемых при ликвидации юридических лиц, ответственных за вред.

Ключевые слова: капитализация платежей; возмещение вреда; состав капитализируемых платежей

Возмещение вреда жизни и здоровью граждан при ликвидации юридических лиц, ответственных за вред, обеспечивается путем проведения капитализации платежей, подлежащих уплате потерпевшим. Однако действующее законодательство предельно кратко по вопросу о возмещении вреда при ликвидации юридических лиц, ответственных за вред, что приводит к недостатку правовых положений относительно порядка капитализации и ее последствий.

В докладе Уполномоченного по правам человека в РФ отмечено, что пробелы в правовом регулировании компенсационных выплат лишают немалое число граждан права на полное возмещение вреда (Правительством России до сих пор не разработан порядок исполнения государством гражданско-правовых обязательств по возмещению вреда в случае банкротства предприятия); отсутствует единообразие судебной практики по данным категориям дел (последнее обобщение основных нормативных актов было сделано Верховным судом РФ в 1994 г., т.е. до вступления в силу Гражданского кодекса РФ и других ныне действующих законов ).

Капитализация платежей — это совокупность действий, совершаемых при ликвидации юридического лица, направленных

© Ибрагимова С.В., 2009

на расчет и резервирование суммы денежных средств, подлежащих уплате, в целях полного возмещения вреда гражданам, жизни или здоровью которых причинен вред, а также направленных на передачу рассчитанной суммы денежных средств уполномоченному Российской Федерацией лицу.

Модель капитализации платежей используется как в гражданско-правовых отношениях, так и в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое обеспечивает возмещение вреда, если вред причинен жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, вне зависимости от того, были ли капитализированы соответствующие суммы.

В.А. Болдырев полагает, что капитализация платежей влияет на права и обязанности, по крайней мере, трех субъектов:

1) потерпевшего, который теряет право требования к одному субъекту и приобретает право требования к другому;

2) юридического лица, находящегося на стадии ликвидации, которое слагает с себя обязанность по возмещению вреда;

3) субъекта, принимающего на себя обязанность по возмещению вреда .

В соответствии со ст. 1093 Гражданского кодекса РФ в случае ликвидации

юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Что такое капитализация платежей при возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, каким образом она должна быть произведена, какие именно платежи подлежат капитализации и куда они должны быть перечислены, законодатель в данной статье не указывает, отсылая к другим правовым источникам.

Помимо Гражданского кодекса капитализация платежей, предназначенных для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, упоминается в ст. 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Указанный закон не разграничивает порядка капитализации платежей в рамках отношений социального страхования и гражданско-правовых отношений по возмещению вреда между причинителем и потерпевшим, что на практике затрудняет деятельность арбитражных управляющих.

Капитализация платежей, предназначенных для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, упоминается в ст. 23 ФЗ от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Однако указанный источник также не содержит ни определения капитализации, ни порядка ее осуществления. Его нормы являются бланкетными и отсылают к Постановлению Правительства РФ.

Единственным нормативно-правовым актом Правительства РФ, затрагивающим вопросы капитализации, является постановление от 17 ноября 2000 г. № 863 «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», но и оно не способно в полной мере урегулировать те правоотношения, о которых идет

речь в ст. 1093 Гражданского кодекса РФ и в ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Дело в том, что указанное постановление принято Правительством РФ во исполнение ст. 23 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», регулирующего общественные отношения по вопросу предоставления застрахованным лицам, получившим трудовое увечье, и их иждивенцам (в случае смерти застрахованных) обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно ст. 5 указанного закона лицами, застрахованными по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являются физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Таким образом, постановлением Правительства РФ №863 регулируется порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей в отношении тех лиц, которые получают страховые выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью или жизни, непосредственно от Фонда.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и принятые в соответствии с ним нормативные акты не могут в полном объеме урегулировать правовые отношения по возмещению вреда гражданам при ликвидации причинителя вреда, а также разрешить вопросы по капитализации платежей.

Решение соответствующих вопросов имеет непосредственное практическое значение, поскольку согласно п. 2 ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с выплатой капитализированных повременных платежей прекращается соответствующее обязательство должника. Поэтому впоследствии (если должник не был ликвидирован), никакие претензии, связанные с обязанностями по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью (например, потребовать увеличения размера выплат в связи с ухудшением здоровья), предъявить нельзя. Необходимо учитывать, что обязательство юридического лица по возмещению вреда в любом случае прекращается с момента регистрации ликвидации данного лица, даже в том случае, если платежи не были капитализированы.

В настоящее время ни Гражданский кодекс, ни ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не регулируют процедуру капитализации платежей.

Применительно к возмещению вреда по страховым случаям, в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» постановлением Правительства РФ №863 от

17.11.2000 г. утвержден «Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц -страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный акт определяет следующую процедуру капитализации платежей в случаях, когда причинение вреда гражданам признано страховым случаем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) в 10-дневный срок с даты ее назначения уведомляет о ликвидации (признании банкротом) юридического лица Фонд социального страхования РФ по месту регистрации ликвидируемого лица. Фонд в 2-недельный срок с даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) юридического лица направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список лиц, перед кото-

рыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию. Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц -страхователей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 г. №72. Рассчитанный размер капитализируемых платежей согласовывается ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) с Фондом в 2-недельный срок с даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому лицу. Внесение капитализированных платежей осуществляется ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации юридического лица путем их перечисления в установленном порядке на счет Фонда. Сроки перечисления капитализированных платежей определяются ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по согласованию с Фондом.

В п. 1 ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством РФ. Поскольку до сих пор порядок и условия капитализации не урегулированы, Правительством РФ должен быть принят акт, регламентирующий данные вопросы. При этом, представляется, что принимаемый нормативно-правовой документ должен регулировать не только процедуру капитализации при признании лица банкротом, но и процедуру капитализации при добровольной ликвидации юридического лица, как это сделано в «Порядке внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей…», утвержденном Постановлением Правительства №863 (по страховым случаям).

В принимаемом нормативном акте, регулирующем процедуру капитализации платежей, должно быть отражено следующее: порядок и срок уведомления уполномоченного органа о ликвидации юридического лица, перечень лиц, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, порядок расчета размера капитализированных платежей, порядок и срок согласования расчета с уполномоченным органом, порядок и срок перечисления капитализированных платежей уполномоченному органу и др. Кроме того, нормативным актом должна быть утверждена методика расчета капитализированных платежей.

В настоящее время ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) следует ориентироваться на «Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей.», утвержденный постановлением Правительства №863. Несмотря на то, что положения указанного акта не являются обязательными при осуществлении капитализации платежей не по страховым случаям, тем не менее, многие из них могут помочь ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) правильно произвести капитализацию платежей.

Представляется необходимым остановиться на вопросе о составе капитализируемых платежей, рассчитываемых и уплачиваемых при ликвидации юридических лиц, ответственных за вред.

В соответствии с п. 1 ст. 1092 ГК РФ возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами.

Согласно п. 1 ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» капитализация платежей, подлежащих выплате гражданам, производится до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Ликвидируемое лицо капитализирует для гражданина совокупную сумму периодических выплат, которые он получил бы до достижения им семидесятилетнего возраста, но не менее чем за десять лет.

Представляется, что хотя для расчета суммы капитализированных платежей бе-

рется по общему правилу возраст семьдесят лет, выплата сумм в возмещение вреда будет осуществляться гражданам и после достижения ими возраста семидесяти лет, поскольку суммы в возмещение вреда должны выплачиваться пожизненно.

При причинении вреда малолетним гражданам возникает вопрос, происходит ли вообще капитализация платежей в таком случае, и если да, то в каком размере.

Согласно п. 1 ст. 1087 ГК РФ, если несовершеннолетний не имеет заработка, причинитель вреда изначально обязан возместить только фактические расходы, вызванные повреждением здоровья, но не обязан вносить периодические платежи, связанные с уменьшением трудоспособности (поскольку ее не было еще как таковой). Приблизительный перечень этих расходов дан в п. 1 ст. 1085 ГК РФ. Согласно п. 2-4 ст. 1087 ГК РФ несовершеннолетнему с момента достижения четырнадцатилетнего возраста будут причитатьсая периодические платежи в сумме, не меньшей, чем величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.

Представляется, что по смыслу норм Гражданского кодекса РФ при ликвидации юридического лица, причинившего вред малолетнему гражданину, капитализация платежей должна осуществляться. При этом сумма капитализации должна определяться на основе величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ (существующей на дату капитализации), но с условием, что эти платежи будут выплачиваться только по достижении потерпевшим возраста четырнадцати лет.

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает правила капитализации, которые находятся в противоречии с положениями Гражданского кодекса РФ относительно повременных платежей, выплачиваемых лицам, понесшим ущерб в связи с потерей кормильца. Закон указывает, что любая капитализация осуществляется до достижения гражданами возраста семидесяти лет. Пункт 2 ст. 1088 ГК РФ предусматривает разные сроки, некоторые из которых не совпадают со сроком, определенном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — до достижения восемнадцати лет несовершен-

нолетними, до достижения двадцати трех лет учащимися по очной форме обучения и т.д.

Видимо, законодатель урегулировал только возмещение вреда, причиняемого работникам на производстве. Нормы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должны применяться в системном толковании с правилами Гражданского кодекса РФ, в частности со ст. 1088 ГК РФ. Это означает, что капитализация платежей несовершеннолетним, потерявшим кормильца, должна осуществляться до достижения ими восемнадцати лет; учащимся старше восемнадцати лет — до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет; женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет — до достижения возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.

А.В. Егоров считает необходимым определить порядок капитализации в двух случаях, указанных в п. 2 ст. 1088 ГК РФ: платежи инвалидам, устанавливаемые на срок инвалидности, и платежи одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, — до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья. По его мнению, в случае инвалидности платежи должны быть рассчитаны, как если бы инвалидность никогда не прекратилась, а значит, до достижения семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Платежи лицам, осуществляющим уход, необходимо капитализировать за период до предполагаемого достижения опекаемыми лицами четырнадцатилетнего возраста . С таким мнением следует согласиться.

По мнению А.В. Егорова, в некоторых случаях капитализация все же будет невозможной. Например, п. 1 ст. 1088 ГК РФ предоставляет право на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца ребенку умершего, родившемуся после его смерти, но если ликвидация юридического лица и связанный с ней расчет капитализации происходят еще до рождения этого ребенка, право на возмещение вреда у него еще не возникло и после его рождения право тре-

бования к причинителю вреда у него не возникнет ввиду отсутствия последнего (его ликвидации). Не возникнет право на возмещение вреда и у лиц, состоявших на иждивении умершего и ставших нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти (абз. 5 п. 1 ст. 1088 ГК РФ), если к моменту наступления их нетрудоспособности организация-должник уже была ликвидирована и исключена из государственного реестра юридических лиц. Поскольку отсутствует право на возмещение вреда, капитализация в процессе ликвидации юридического лица не может быть произведена .

Такая позиция представляется правильной. Юридическое лицо, ответственное за вред, должно капитализировать те суммы по возмещению вреда, которые определены на момент осуществления его ликвидации.

Важным является вопрос о включения в состав капитализируемых платежей суммы дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших. Данный вопрос возник в связи с тем, что в соответствии с п. 1. ст. 135 закона «О несостоятельности (банкротстве)» определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью осуществляется путем капитализации соответствующих «повременных платежей». В то же время согласно подп. 2,3 п. 1 ст. 8 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат и оплаты дополнительных расходов.

Ряд авторов, например В.И. Зубов, Т.В. Борисенкова, полагают, что буквальное толкование п. 1. ст. 135 закона «О несостоятельности (банкротстве)» позволяет не включать в состав капитализируемых платежей суммы дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию .

Другие авторы, например А.В. Егоров, считают, что дополнительные расходы однозначно должны включаться в суммы капитализируемых платежей .

Решения судов зачастую также носили противоречивый характер и не давали возможность однозначно ответить на вопрос о включении в состав капитализируемых платежей суммы дополнительных расходов. Рассмотрим некоторые из них. Так, Федеральный арбитражный суд СевероЗападного округа признал обоснованными требования Фонда социального страхования РФ о включении в состав капитализированных платежей суммы дополнительных расходов. Суд посчитал подлежащим применению постановление Правительства РФ от

17.11.2000 №863 «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей.» и постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 №72 «Об утверждении Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц — страхователей». Суд указал, что методика соответствует положениям, содержащимся в ст. 1085 Гражданского кодекса РФ, устанавливающим, что в объем возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, включаются как утраченный потерпевшим заработок, так и дополнительные расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлена нуждаемость в этом потерпевшего. Виды обеспечения по страхованию установлены в п. 1 ст. 8 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и включают в себя оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного

Федеральный арбитражный суд Уральского округа принял противоположное решение. Он посчитал, что необоснованно включать в сумму капитализированных платежей суммы дополнительных рас-

ходов. Аргументация была дана следующая. В соответствии со ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный заработок, который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы. Обязанность по возмещению дополнительных расходов поставлена в зависимость от их фактического понесения, в связи с чем они не являются повременными платежами. Согласно п. 2 ст. 1093 Гражданского кодекса РФ и в соответствии со ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» капитализации подлежат только повременные платежи, установленные на дату принятия решения о банкротстве должника. Исходя из положений ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», смысла ст. 1085 ГК РФ, расширительное толкование понятия «повременные платежи», содержащееся в методике расчета капитализированных платежей, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 №72, не должно применяться. Из изложенного следует, что капитализация дополнительных расходов действующим законодательством не предусмотрена .

Президиум ВАС РФ при рассмотрении дела по вопросу капитализации дополнительных расходов сделал следующие выводы. В ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» использован термин «повременные платежи», однако в названном законе, равно как и в других федеральных законах, не содержится его толкования. Поэтому ч. 1 ст. 135 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда, причиненного здоровью работника, в порядке обязательного социального страхования. Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в п. 1 ст. 8 названного закона, а именно

ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (п. 3 ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией. В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от

17.11.2000 №863 «Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей.» определяет, что ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий) рассчитывает размер капитализируемых платежей в соответствии с методикой расчета размера капитализируемых платежей. Согласно «Методике расчета размера капитализируемых платежей.» утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 г. №72, в состав капитализируемых платежей входят ежемесячные выплаты и суммы дополнительных расходов .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, Президиум ВАС РФ посчитал допустимым включать в расчет капитализированных платежей сумму дополнительных расходов.

Такая позиция ВАС РФ представляется правильной. Полагаю, что данное толкование положений Гражданского кодекса РФ и иных законов, регулирующих капитализацию платежей, должно быть распространено на все случаи капитализации платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за вред (не только по страховым случаям). Юридические лица, осуществляющие свою ликвидацию, должны внести в сумму капитализированных платежей размер повременных платежей и сумму дополнительных расходов. Представляется, что именно такое положение дел будет отражать требование ст. 1085 ГК РФ, которая указывает, что при причинении гражданину

увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы.

Следует указать, что в случае, если бы ликвидация не была произведена, юридическое лицо обязано было бы возмещать потерпевшему утраченный заработок (доход) и дополнительно понесенные расходы, в связи с чем, ликвидация не должна быть основанием для уменьшения размера возмещения вреда жизни или здоровью граждан юридическим лицом.

На основании изложенного, представляется возможным дополнительно внести п. 3 в ст. 1093 Гражданского кодекса РФ, который может выглядеть следующим образом: «В состав капитализируемых платежей входят повременные платежи, а также дополнительные расходы, которые потерпевший понес или должен будет понести в будущем».

В заключение отмечу, что внесение дополнений в законодательство, регулирующее капитализацию платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за вред, является первоочередной задачей, поскольку капитализация платежей прямо влияет на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшим гражданам. Эти дополнения должны быть внесены непосредственно в Гражданский кодекс РФ, а также в иные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы капитализации платежей. Полная и четкая правовая регламентация устранит нарушения в области важнейших ценностей личности — жизни и здоровья и обеспечит возмещение причиненного вреда в полном объеме.

Библиографический список

1. Болдырев В.А. Капитализация платежей в возмещение вреда гражданину при ликвидации юридического лица // Журнал российского права. 2004. №1. С. 6973.

2. Доклад Уполномоченного по правам че-

ловека в РФ за 2006 год. Ц^: http://www.duma.gov.ru/

gosstroi/doclad.htm. (12.01.2009).

4. Зубов В.И., Борисенкова Т.В. Банкрот-

ство должника: актуальные вопросы баланса частных и публичных интересов при удовлетворении требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан //Арбитражный и гражданский процесс. 2004. №9.

С. 33-34.

5. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 06 сентября 2005 г. №4275/05 // Вестник ВАС РФ. 2006. №1.

6. Постановление ФАС Северо-западного округа от 17 февраля 2004 по делу №А13-75/03-22. . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Постановление ФАС Уральского округа от 11.02.2004 по делу №Ф09-236/04ГК. . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

CAPITALIZA TION OF PA YMENTS WHEN LIQUIDA TING LEGAL PERSONS RESPONSIBLE FOR HARM TO PERSON’S LIFE AND HEALTH

S.V. Ibragimova

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Дело № А13-5547/2016
г. Вологда
15 июня 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июня 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Козловой С.В., судей Писаревой О.Г. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждановой В.Н.,
при участии Захаровой Екатерины Борисовны, от Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области Шевелевой Е.К. по доверенности от 30.11.2016 № 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Сотамеко плюс» Захаровой Екатерины Борисовны на определение Арбитражного суда Вологодской области от 18 апреля 2017 года по делу № А13-5547/2016 (судья Корюкаева Т.Г.),
у с т а н о в и л:

определением Арбитражного суда Вологодской области от 10.06.2016 по заявлению конкурсного кредитора в обществе с ограниченной ответственностью «Сотамеко плюс» (местонахождение: 162130, Вологодская обл., г. Сокол, ул. Мамонова, д. 6; ОГРН 1023502491396; ИНН 3527007247; далее – Общество, Должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Захарова Екатерина Борисовна.
Решением от 12.12.2016 наблюдение прекращено, Должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением от этой же даты конкурсным управляющим утверждена Захарова Е.Б.
Сведения об этом опубликованы 10.12.2016 в номере 230 газеты «Коммерсантъ».
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (местонахождение: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 1; ОГРН 1043500240002; ИНН 3525145001; далее – уполномоченный орган), ссылаясь на статьи 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», 24.01.2017 обратилась в рамках дела о банкротстве Общества с заявлением о включении в реестр требований кредиторов (далее – Реестр) Должника 29 382 153 руб. 02 коп. капитализированных платежей, в том числе 19 240 726 руб. 43 коп. для обеспечения ежемесячных страховых выплат и 10 141 426 руб. 59 коп. для оплаты дополнительных расходов.
Определением от 09.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (местонахождение: 160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33; далее – Фонд).
Определением от 18.04.2017 требование уполномоченного органа в сумме 29 382 153 руб. 02 коп. капитализированных платежей признано установленным и подлежащим включению в третью очередь Реестра.
Конкурсный управляющий с судебным актом в части включения требования уполномоченного органа по капитализированным платежам для оплаты дополнительных расходов и в части не указания в определении на то, что установленное требование в неоспариваемой части не предоставляет уполномоченному органу права голоса на собраниях кредиторов, не согласился, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела, просил определение в части включения требования на сумму оплаты дополнительных расходов в размере 10 141 426 руб. 59 коп. отменить и отказать в удовлетворении заявления в названной части, а также указать на то, что требование в части повременных платежей, не оспариваемых арбитражным управляющим, не предоставляет уполномоченному органу права голоса на собраниях кредиторов Должника. По мнению подателя жалобы, Закон о банкротстве предусматривает капитализацию только повременных платежей, в состав которых дополнительные расходы не входят. Полагает, что требование несостоятельного должника перед гражданами, перед которыми он несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, устанавливаемое путем капитализации повременных платежей, по своей сути не подпадает под определение денежного обязательства либо обязательного платежа (статья 2 Закона о банкротстве), вследствие чего не может предоставлять право голоса на собраниях кредиторов. В судебном заседании Захарова Е.Б. поддержала апелляционную жалобу.

Представитель уполномоченного органа в судебном заседании доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Фонд с апелляционной жалобой конкурсного управляющего не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть определения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции».
Заслушав объяснения Захаровой Е.Б. и представителя уполномоченного органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона.
Указанные требования направляются в арбитражный суд и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Требования включаются арбитражным управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении в реестр требований кредиторов.
Перечень документов, которыми в отсутствие судебного акта может быть подтверждена обоснованность заявленных требований, является открытым.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, вытекающие из денежных обязательств либо возникшие вследствие неисполнения обязанностей по уплате обязательных платежей, относятся к третьей очереди реестра требований кредиторов (статья 137 Закона о банкротстве).
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3 – 5 статьи 71 и пунктов 3 – 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором — с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101).
Статьями 3, 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон о страховании) обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд. Внесение указанных платежей на счет Фонда предусмотрено также пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 № 863.
Во исполнение пункта 2 названного постановления Фондом утверждена Методика, положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» (далее – Постановление № 57) и в абзаце втором пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 № 136 «О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве» установлено, что требование по капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о страховании, является обязательным платежом, предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом и относится к третьей очереди удовлетворения.
Таким образом, вопреки мнению заявителя и с учетом названных разъяснений высшей судебной инстанции такое требование предоставляет право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве.
Как следует из материалов дела, в подтверждение обоснованности предъявленного требования уполномоченный орган представил расчет, выполненный Фондом с применением Методики.
Согласно данному расчету сумма 29 382 153 руб. 02 коп. капитализированных платежей предназначена для обеспечения после ликвидации Должника страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве работникам Общества, являющимся получателями страховых выплат (застрахованным лицам). При этом спорная сумма 10 141 426 руб. 59 коп. предназначена для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию.
Довод заявителя о том, что уполномоченному органу следовало отказать во включении в Реестр указанной суммы, поскольку Закон о банкротстве не предусматривает капитализацию дополнительных расходов (на санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения, приобретение лекарств и других), так как капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании пункта 1 статьи 1085, пункта 1 статьи 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь, отклоняется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 – 4 Постановления № 57, порядок капитализации повременных платежей и выплаты должником капитализированной суммы, предусмотренный пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, применяется в случае удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, не являющихся застрахованными или иными лицами, имеющими право на страховые выплаты по обязательному страхованию.
Такие требования, а также требования застрахованных лиц в части, превышающей обеспечение по страхованию, относятся к требованиям первой очереди, а размер повременных платежей, причитающихся указанным кредиторам и подлежащих капитализации, определяется в соответствии со статьей 1085 ГК РФ.
По смыслу пункта 1 статьи 135 Закона о банкротстве капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь. В этом случае Методика применению не подлежит.
Таким образом, при предъявлении требования лицом, не являющимся застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты по обязательному страхованию, повременные платежи, подлежащие капитализации, представляют возмещение утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь, и в эти платежи действительно не включаются дополнительные расходы, в том числе на санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения, приобретение лекарств, специальных транспортных средств и другие расходы.
По настоящему делу уполномоченным органом предъявлено требование Фонда не в соответствии с пунктом 1 статьи 135 Закона о банкротстве, а на основании пункта 2 статьи 23 Закона о страховании. Это требование представляет собой капитализированную сумму выплат застрахованным лицам, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве, а потому должно квалифицироваться как требование, относящееся к третьей очереди.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона о страховании), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести Фонду капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о страховании).
Капитализация платежей производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Законом о страховании не предусмотрено уменьшение размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 ГК РФ.
Иное нарушало бы права Фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения Фонда перед работниками должника.
Размер капитализированных платежей, вносимых в Фонд, определяется Методикой, согласно разделу 2 которой капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проверив расчет капитализируемых платежей, суд первой инстанции установил, что предъявленное уполномоченным органом требование в части 10 141 426 руб. 59 коп. составляет дополнительные расходы, связанные с повреждением здоровья пострадавших (Трошичевой Жанны Владимировны, Улютичева Александра Николаевича, Хазова Алексея Валентиновича, Чекалева Павла Алексеевича, Шутовой Светланы Николаевны), что подтверждается индивидуальными программами реабилитации пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, заключениями медико-социальной экспертизы, договорами на приобретение транспортного средства, из которых усматривается нуждаемость названных пострадавших в дополнительных расходах на приобретение лекарств, бытовой уход, приобретение и ремонт автомобилей, санаторно-курортное лечение.
Проверив представленный в материалы дела расчет дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, на предмет соответствия его Методике, апелляционный суд нашел его правильным. Контррасчета названных расходов конкурсным управляющим не представлено.
В свете изложенного оснований для отмены определения от 18.04.2017 в обжалуемой части не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при рассмотрении заявления уполномоченного органа не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Захаровой Е.Б. по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

определение Арбитражного суда Вологодской области от 18 апреля 2017 года по делу № А13-5547/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Сотамеко плюс» Захаровой Екатерины Борисовны – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в месячный срок.
Председательствующий
С.В. Козлова
Судьи
О.Г. Писарева
Л.Ф. Шумилова

Суд:

14 ААС (Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд)

Истцы:

ООО «Альянс»

Ответчики:

ООО «Сотамеко плюс»

Иные лица:

Администрация города Сокола
АО Газпромбанк «
АО Филиал Газпромбанк в г. Санкт-Петербурге
Бахирев Леонид Григорьевич
Ваширлинг Менеджент Телеком СА
ГИБДД УВД по ВО
ЗАО «Австрофор»
ИП Щербакова Марина Михайловна
к/у Захарова Е.Б.
Кулижникова Ю.В.
МИФНС №9 по ВО
МУП «Коммунальные системы»
МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал»
ООО «Вектор-лизинг»
ООО «ВолИнжКомпани»
ООО «ГазСтройКомплектСервис»
ООО «МАРИО»
ООО «ПЛИТКОМ»
ООО «СеверЛесЭкспорт»
ООО «Соколфанпром»
ООО «Сокольская плита»
ООО «Сокольская фанера»
ООО «Сокольская фанерная компания»
ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ»
ООО «Стройиндустрия»
ООО «Фанерный завод»
ООО «Фанерный комбинат»
ООО РСО «ЕВРОИНС»
ОСП по Сокольскому району
Сидоров Андрей Владимирович
Сокольский районный суд Вологодской области
управление госинспекции по надзору за тех сост самоходных машин и других видов техники ВО
УФНС по Вологодской области
УФССП ПО ВО
ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам «
ФНС России Межрайонная №11 по ВО
Фоменков В.Ф.
Шахов Николай Леонидович