Потребительский рынок определение

Рынок — это совокупность существующих и потенциальных потребителей, производителей, посредников, вступающих во взаимоотношения с целью купли, продажи и потребления товаров и услуг.

Рынок – это сфера обмена товаров на деньги и денег на товар, связи между обособленными товаропроизводителями; место, где совершается акт купли-продажи товаров.

Рынок – совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Функции рынка:

  1. обеспечение взаимосвязи производства и потребления;
  2. стимулирование эффективности производства;
  3. снижение затрат. Этого можно добиться, лишь применяя новую, более производительную технику, технологию, лучше организуя производство.
  4. стимулирование научно-технического прогресса;
  5. дифференциация производителей;
  6. забота производителя о качестве выпускаемой продукции.

Рынок нацеливает производителя на выпуск именно той продукции, которая нужна потребителю. Судьба производителя зависит от того, насколько точно он угадал потребность рынка. Рынок ориентируется на сильного производителя, предоставляет ему наиболее редкие ресурсы, что способствует их более эффективному использованию в масштабе всего общества.

Недоброкачественная продукция не будет раскуплена, а значит, производитель не только не получит прибыли, но даже не сможет возместить свои затраты. Более того, рынок заставляет производителя постоянно думать об обновлении продукции, ее видоизменении.

В зависимости от главенства роли того или иного игрока на рынке, рынки подразделяют:

  • Рынок продавца это такой рынок формирование которого, во многом, зависит и определяется продавцом, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть покупателям. Это рынок дефицита товаров и услуг.

  • Рынок покупателя это такой рынок правила игры на котором формируются под влиянием покупателей, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть продавцам (термин в словаре маркетолога ).

  • Рынок посредника (рынок перекупщика) – это рынок, во многом формируемый распределительными сетями, посредниками маркетингового канала, перекупщиками или дистрибьюторами, когда большей значимостью является не предложение конкретных товаров или спрос на нах, а опыт по организации доставки и распределения этих товаров и и умение налаживать взаимосвязь между производителями и потребителями.

В зависимости от оборачиваемого на рынке объекта маркетинга, рынки подразделяют:

Рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату и работодателей, готовых оплачивать выполнение этой работы. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные посреднические организации и консультационные фирмы по трудоустройству.

Рынок финансовый – это рынок, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранение. С его помощью происходит перераспределение ресурсов от менее эффективно действующих предприятий и предпринимателей к действующим более эффективно.

Рынок товарный – рынок купли, продажи физических и материальных объектов – товаров, произведенных производителем, перемещенных логистическими посредниками, распределенных товаров-распределительными сетями.

Рынок услуг – рынок оказания (предоставления, осуществления) и покупки услуг, когда в качестве объекта продажи фигурирует не товар, а оказанная услуга, выполненная работа, которая оплачивается покупателем услуг.

40 621 просмотр

управление рынком

потребительских товаров

азербайджана

Аннотация

В статье рассматривается проблема управления рынком потребительских товаров Азербайджана. Подчеркивается роль государства в этом процессе, бизнес-структур, влияние спроса и предложения. Отмечается рост розничного товарооборота в регионах Азербайджана по мере роста доходов населения.

Ключевые слова: управление, потребительский рынок, товар, регион, товарооборот, потребность, продукция, спрос

В условиях рыночной экономики развитие всех отраслей экономики осуществляется благодаря направляющей и регулирующей роли государства, что является объективной необходимостью. Только таким путем национальная экономика сможет за короткое время развиваться в нужном направлении.

Управление рынком потребительских товаров требует, в первую очередь, совершенствования его структуры и роста объема производимой продукции. Совершенствование управления рынка потребительских товаров предполагает выполнение следующих мероприятий:

— снабжение потребительского рынка необходимыми товарами;

— рост доходов населения и его покупательского спроса.

При проведении в жизнь этих мероприятий регулирующая роль государства играет особую роль, так как обеспечение рынка потребительскими товарами в необходимом объеме в масштабах всей страны невозможно без всестороннего его учас-

Ализаде

Намиг Захид оглы

аспирант

факультета

стандартизации

и управления,

Азербайджанский

университет

кооперации

региональная

тте

в деле улучшения

_объема и структуры, и в целом в управлении потребительским рынком главным

_фактором является

рост денежных _доходов населения

тия. Система оплаты труда, являющейся основой обеспечения населения денежными доходами, работа производственных предприятий и торговых организаций, а также взаимосвязь между производственными и торговыми предприятиями также влияют на развитие потребительского рынка.

Состояние рынка потребительских товаров Азербайджана

Основной секрет управления и изучения перспектив развития потребительского рынка состоит в изучении элементов, определяющих его. Одним из организующих элементов является изучение спроса потребителей и определение на его основе рыночного сегмента. Другими словами, создается равновесие между ними, определяя структуру и объем предложения товаров, а также спросом соответствующим различным типам той или иной группы потребителей. В зависимости от объема доходов населения наблюдается изменение объема и структуры рынка потребительских товаров. Действительно, в течение 2006-2010 гг. можно наблюдать рост доходов населения и улучшение показателей объема и структуры потребительского рынка. А это значит, что в деле улучшения объема и структуры, и в целом в управлении потребительским рынком главным фактором является рост денежных доходов населения.

Как видно из табл. (см. на с. 201), рост розничной товарооборот на душу населения наблюдается во всех районах (за исключением Кельбаджар-Лачинкого района), что является результатом успешных экономических реформ, проведенных со стороны руководства республики в целях улучшения уровня жизни населения. Таким образом, рост и снижение уровня доходов населения, политика оплаты труда государства является одним из главных факторов, влияющих на управление и изменение объема и структуры потребительского рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако нельзя забывать, что в условиях неизменности уровня доходов населения и структуры его потребления, становится возможным и необходимым определить влияние многих факторов

е предпринимательство, 2011, № 12 (2)

Таблица

Розничный товароборот на душу населения в регионах Азербайджана

2006-2010 гг. (манат)

2006 2007 2008 2009 2010

Баку 1414.71 1810.89 2585.37 2627.09 2999.12

Апшеронский экономический район 514.17 700.4 873.29 901.66 1007.68

Гянджа-Казахский экономический район 479.91 635.18 858.79 927.37 1040.54

Шеки-Загатальский Экономический район 463.25 614.87 859.12 894.93 1018.05

Ленкоранский экономичсекий район 458.39 601.64 805.73 852.92 973.43

Губа-Хачмазский экономический район 470.31 617.72 887.71 979.64 1123.20

Аранский экономический район 422 569.64 813.99 888.04 1009.37

Верхне-Карабахский экономический район 375.09 418.86 569.95 569.83 629.75

Кельбаджар-Лачинский экономический район — — — — —

Нагороно-Шир-ванский экономический район 418.92 563.43 831.05 882.99 997.62

Нахичеванский экономический район 527.6 678.58 1048.25 1209.35 1513.89

Итого по стране 678.5 882.4 1247.50 1340.00 1531.10

на показатели потребительского рынка — спроса и предложения. Так, с сокращением уровня бедности населения начинает преобладать потребление более дорогих продовольственных товаров.

Совершенствование рынка потребительских товаров Азербайджана

Как и в других цивилизованных странах, в Азербайджане совершенствование потребительского рынка и его управление определяются целенаправленным воздействием на факторы, влияющих на баланс

_…с сокращением

_уровня бедности

населения начинает

_преобладать

_потребление

_более дорогих

продовольственных _товаров

те.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спроса, предложения, а также на структуру данного рынка.

В перспективе управление структурой и объемом потребительского рынка в Азербайджанской Республике требует учета нескольких признаков и исполнения их требований. С этой точки зрения ниже можно показать самые важные из них (при общей стабильности доходов населения).

1. Учитывая роль потребительского рынка в процессе воспроизводства, прогнозирование продовольственного и непродовольственного потребительского рынка и его управление следует исследовать не только с точки зрения роста отдельных «сегментов» этого рынка, но и с учетом взаимосвязи этих сегментов. Так как было бы серьезной ошибкой уделять главное внимание торговле, снабжающей потребительский рынок товарами, забывая при этом об его органической взаимосвязи с другими этапами процесса воспроизводства, а также обеспечение всего населения здоровыми продуктами питания.

С другой стороны, в условиях рыночной экономики допущение такого рода ошибок является естественным, потому что в современных условиях образование и нарушение равновесия между спросом и предложением происходит регулярно. Прогнозирование потребительского рынка должно быть увязано с отраслями, производящими и продающими основные продукты питания и их ценообразованием.

2. Прогнозирование потребительского рынка в стране и процессы его управления должны увязываться с отраслями по производству данных продуктов (их аналогов), а также их торговлей. Это в перспективе становится причиной влияния в большей степени на структуру и качество потребительского рынка, чем на его общий объем, то есть на удельный вес отдельных сегментов потребительских товаров, на продажу других, аналогичных с ними товаров. Каждый сегмент, образующий потребительский рынок, имеет потребность в таком посредничестве.

3. В странах, давно перешедших на рыночную систему, процесс управления потребительским рынком по своей экономической сущности

> / 1—

оссийское предпринимательство, 2011, № 12 (2)

состоит из попытки образовать баланс между спросом и предложением, а также в этой связи осуществлением необходимых мероприятий. В условиях административно-командной системы этот процесс, проводимый на основе государственного управления, должен все более освобождаться от бюрократических барьеров, проводить вышеуказанные мероприятия на основе свободной конкуренции и рекламных методов.

4. Вследствие разнообразия основных элементов, составляющих рынок потребительских товаров, организованного в соответствии с новой системой, методы воздействия на него также должны быть различными. Например, в условиях стабильных доходов населения приходится стимулировать спрос на продовольственные товары посредством рекламы, изменять объем производства в качестве реакции на изменение их предложения и др. воздействуя на них такого рода методами управления. В то же время следует учитывать комплекс многих других факторов, влияющих на каждый из этих элементов.

Перспективное управление спросом и предложением, формирующее потребительский рынок и его основные особенности зависит от правильного воздействия на факторы, определяющие его объем и структуру.

Факторы, определяющие правильное управление потребительским рынком, не ограничиваются только этими показателями: для его управления необходимо учитывать научно-технический прогресс, происходящий в отраслях производства, влияние новопроизведенной продукции, факторы, стимулирования экономических структур и т.д.

5. Эффективное управление потребительским рынком невозможно без учета передового опыта ведущих стран, маркетинговой деятельности и усвоения ее результатов. Как показывает опыт развитых стран, маркетинг играет важную роль в целевом управлении потребительским рынком и его целенаправленном развитии. В Азербайджане развитие маркетинга должно быть разносторонним: он должен быть направлен на развитие внешней и внутренней торговли.

..маркетинг играет важную роль в целевом управлении потребительским рынком и его целенаправленном развитии

Литература

1. Аббасов А.Ф. Социальная рыночная экономика. -Баку: Наука и жизнь, 1998. — 320 с.

2. Статистические показатели Азербайджана. Годовой бюллетень. — Баку: Сяда, 1994-2008.

3. Алирзаев А.Г. Концепция и программа экономического развития Азербайджана. — Баку: Одлар Йурду, 1999. — 104 с.

4. Коваленко В.П. Всемирный рынок: экономические законы развития. — М.: Экономика, 1990. — 128 с.

5. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. — М.: Соминтек, 1992. — 254 с.

6. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. — XV изд. — М., 1997.

Namig Zakhid ogly Alizade

Postgraduate Student,

Потребительский рынок — это общественные отношения, основанные на соблюдении правовых норм, возникающие между государством, изготовителем, продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации, выполнения и эксплуатации товаров, работ и услуг.

В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность и имеющих возможность ее удовлетворить в товарах определенной отрасли.

Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потребителем, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой.

Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов.

Целевые принципы

Целевые принципы потребительского рынка включают:

  1. Принцип согласованности государственных интересов с интересами других участников рынка.
  2. Принцип приоритетности социальной составляющей в системе целей и задач регулирования рынка, означающий, прежде всего первичность спроса перед товарным предложением.
  3. Принцип подчинения локальных интересов общим, означающий соответствие системы целей каждого участника рынка стратегическим и текущим целям государства, а также каждого отдельного элемента любой подсистемы рынка характеру всей подсистемы;
  4. Принцип необходимости и достаточности.
  5. Принцип приоритетности целей, не приемлющий распыления усилий на решение сиюминутных, неглавных задач.
  6. Принцип соизмеримости цели и средств ее достижения, необходимый как одно из условий эффективности регулирования рынка.

Государственное регулирование

Главной целью государственного регулирования потребительского рынка является оптимизация потребностей, интересов и целей всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно значимых и приемлемых целей. Решение задач регулирования потребительского рынка направлено на обеспечение условий для гармоничного развития индивидуальных, коллективных и общественных потребностей в товарах и услугах, что можно рассматривать как гарантию устойчивого развития общества. Механизм государственного регулирования рынка потребительских товаров также основан на определенных принципах, соблюдение которых позволяет эффективно достигать обозначенных целей

Сегментация рынка

Сегментация проводится с целью удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара. Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители. Выделенные особым образом, обладающие определенными общими признаками, они составляют сегмент рынка. Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке.

Примечания

См. также

  • Потребительские товары

В 1 полугодии 2020 года сохранилась тенденция динамичного развития потребительского рынка города Нижний Тагил, что способствовало повышению уровня товарного насыщения, развитию сети и качественному улучшению ее структуры. По состоянию на 1 июля 2020 года на потребительском рынке города Нижний Тагил устойчивую работу обеспечивают 4202 объекта:

•43 торговых центра;

•1764 магазинов;

•596 нестационарных торговых объектов;

•67 оптовых организаций;

•768 предприятий общественного питания;

•18 пищевых и перерабатывающих предприятий и малых производств;

• 946 предприятий, оказывающие бытовые услуги населению города.

За первое полугодие 2020 года в городе открылось 66 новых предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе: 26 торговых объектов, 35 предприятий общественного питания, 5 предприятий бытовых услуг. Создано 378 новых рабочих мест.

Розничная торговля

Сфера розничной торговли на территории города характеризуется средним темпом роста развития.

Общая торговая площадь на 01.07.2020 года составила 406758 кв. метра, включая торговые площади нестационарных торговых объектов. Соответственно обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в городе составляет 1146,65 кв. метра.

На рынке города работает 269 торговых сетей: 58 продовольственных, 211 непродовольственных, из них: 25 представляют международные торговые сети, 102 – федеральные, 35 – региональные, 41 – областные, 122 – местные.

Для обслуживания жителей сельских территорий работает 17 торговых объектов, в том числе 6 продовольственных магазинов, 4 непродовольственных магазина, в 7 предприятиях реализуются продовольственные и промышленные товары.

На территории города реализуется проект «Социальная карта тагильчанина». С начала действия проекта социальную карту получили 11 023 жителя города. Приобретая товар, граждане получают скидку от 2 до 5% в 30 предприятиях торговли.

В областной акции «Выбирай наше – местное» участвуют 333 магазина города, в которых представлен широкий ассортимент продовольственных товаров 57 производств пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области. Проводится ежемесячный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары. В ходе мониторинга наличия продовольственных товаров в торговых сетях и продовольственных магазинах города случаев превышения покупательского спроса над предложением или отсутствия тех или иных продовольственных товаров зафиксировано не было. Набор социально-значимых продовольственных товаров на прилавках магазинов обеспечен в полном ассортименте.

Нестационарная торговля

На территории города Нижний Тагил функционирует 593 объекта нестационарной торговли, сформировано 125 мест размещения сезонных нестационарных торговых объектов. Для обслуживания жителей сельских территорий работает 3 нестационарных торговых объекта. В 3 населенных пунктах, в которых отсутствуют стационарные предприятия торговли, организована выездная форма обслуживания. Доля торговых площадей нестационарных объектов в общей торговой площади составляет — 3,0%.

Организована и проведена 21 ярмарка. Ярмарки проводились на 4 площадках города: у КДК «Современник», ДК «Юбилейный», по Ленинградскому пр. 95, по ул. Юности, операторы ярмарок: ООО «ВО Уральские выставки» и Союз «Торгово-промышленная палата г. Нижний Тагил». На каждой ярмарочной площадке были организованы торговые места в количестве от 30 до 70.

Пищевые и перерабатывающие предприятия и малые производства

На территории города осуществляют хозяйственную деятельность 18 предприятий и цехов по производству продуктов питания.

В 1 полугодие 2020 года на территории города стабильно осуществляли хозяйственную деятельность: производитель хлеба и хлебобулочных изделий – АО «Нижнетагильский хлебокомбинат» (объем выпускаемой продукции — 26 тонн в сутки); производитель кондитерских, сахаристых изделий – ООО «КДВ-Нижний Тагил» (объем выпускаемой продукции — 14 тонн в сутки); производитель рыбной продукции – ООО «Бояр» (объем выпускаемой продукции — 0,8 тонн в сутки).

Общественное питание

В городе работает 768 предприятий общественного питания на 36 420 посадочных мест.

На 01.07.2020 года сеть предприятий общественного питания составляет: общедоступная сеть — 557 предприятий, это рестораны, кафе, закусочные, бары с, кулинарии и т.д., 211 — предприятия закрытой сети (рабочее, школьное, студенческое питание и т.д.)

За 2 квартал 2020 год на территории города открыто 12 предприятия общественного питания на 109 посадочных мест. Создано 41 новое рабочее место.

Бытовое обслуживание населения

941 предприятие бытового обслуживания оказывают населению более 800 видов услуг по 24 направлениям: ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов; ремонт и изготовление металлоизделий; изготовление и ремонт мебели; химическая чистка и крашение; услуги прачечных; ремонт и строительство жилья и других построек; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; услуги фотоателье и фото- и кинолаборатории; транспортно-экспедиторские услуги; услуги бань, душевых и саун; парикмахерские и косметические услуги; услуги предприятий по прокату; ритуальные, обрядовые услуги; оздоровительные услуги (солярии, массажные салоны); услуги нянь и гувернанток; услуги по изготовление печатей и штампов; услуги ломбардов; услуги по организации праздников; ремонт сотовых телефонов; копировальные услуги; клининговые услуги; прочие услуги непроизводственного характера.

В I полугодии 2020 года открылось 11 предприятий сферы услуг: парикмахерские, салоны красоты, автомойка. На предприятиях бытового обслуживания создано 24 рабочих места.

В городском проекте «Социальная карта тагильчанина» участвует 41 предприятие бытового обслуживания.

Защита прав потребителей

Прием граждан по вопросам защиты прав потребителей проводился 3 дня в неделю. В 1 полугодии 2020 года по вопросам защиты прав потребителей обратилось 45 граждан, проведены консультации по статьям закона «О защите прав потребителей» на личном приеме – 10 человек и по телефону — 35. С письменными жалобами на нарушения прав потребителей обратилось – 3 заявителя.

Обращения потребителей были связаны с приобретением товаров ненадлежащего качества (обуви, верхней одежды, мебели, сложнобытовой техники, а именно, сотовых телефонов, телеаппаратуры и прочих товаров), оказанием некачественных услуг по изготовлению мебели, пластиковых окон, по вопросам нарушения сроков по изготовлению и доставке мебели.