Пот напольный транспорт

Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 сентября 2001 г. N ПОТ РО-32-ЦД-855-01, и устанавливает основные требования охраны труда для составителя поездов при производстве маневровой работы на железнодорожных станциях открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

На основе настоящей Инструкции на железнодорожной станции разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для составителя поездов с учетом местных условий и специфики деятельности.

1.2. К производству маневровой работы на железнодорожных станциях допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обязательный при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр (обследование) и психиатрическое освидетельствование, вводный и первичный инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, стажировку на рабочем месте и первичную проверку знаний требований охраны труда.

В процессе работы составитель поездов должен проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры (обследования) и психиатрическое освидетельствование, повторные инструктажи по охране труда не реже 1 раза в три месяца, а также внеплановые и целевые инструктажи по охране труда.

1.3. Составителю поездов необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка железнодорожной станции, регламентирующие порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений на железнодорожной станции.

Для предотвращения охлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе в холодный период года при низких температурах предусматриваются перерывы для обогревания. Продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Микроклиматические параметры, при которых наружные работы следует прекратить, устанавливают местные органы власти.

1.4. Составитель поездов должен знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов и меры по защите от их воздействия;

вредное воздействие нефтепродуктов и основных химических грузов на организм человека, а также признаки отравления;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности, порядок ограждения подвижного состава, опасных мест;

правила оказания первой помощи пострадавшим;

места хранения аптечки первой помощи или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

правила нахождения на железнодорожных путях;

безопасные способы выполнения маневровой работы;

требования настоящей Инструкции.

1.5. Составитель поездов должен:

выполнять только входящую в его обязанности или порученную дежурным по железнодорожной станции работу;

применять безопасные приемы выполнения работ и технологические операции, которые предусмотрены технологическим процессом и должностными обязанностями;

руководить маневровой работой по формированию и расформированию поездов, перестановке вагонов, отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче и уборке вагонов с (на) погрузочно-выгрузочных путей необщего пользования и других (специальных) путей, обеспечивая личную безопасность, безопасность людей, движения поездов и сохранность подвижного состава при осаживании маневрового состава вагонами вперед;

обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников станций и локомотивного депо, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

содержать в исправном состоянии и чистоте радиостанцию, приспособления и средства индивидуальной защиты;

соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

проходить по территории железнодорожной станции по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, тоннелям, проходам и переходам;

быть предельно внимательным в местах движения вагонов и транспорта;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

уметь оказывать первую помощь пострадавшему;

знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.6. В процессе работы на составителя поездов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущийся подвижной состав, транспортные средства, механизмы;

расположение рабочего места на высоте относительно поверхности земли;

повышенный уровень шума;

повышенный уровень вибрации;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная влажность и подвижность воздуха;

повышенная напряженность электрического поля;

повышенный уровень статического электричества;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

физические перегрузки;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях во время движения поездов;

напряженность и тяжесть труда.

1.7. Составитель поездов обеспечивается следующей специальной одеждой и обувью:

костюм «Движенец-Л» или костюм хлопчатобумажный;

комплект мужской для защиты от воды;

ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;

рукавицы комбинированные;

жилет сигнальный со световозвращающими накладками;

головной убор летний;

зимой дополнительно:

теплозащитный костюм «Движенец»;

полушубок;

сапоги утепленные на нефтеморозостойкой подошве;

валенки;

галоши на валенки;

шапка-ушанка со звукопроводящими вставками;

рукавицы ватные.

1.8. Личную одежду и специальную одежду и обувь следует хранить отдельно в шкафчиках гардеробной.

Составитель поездов должен следить за исправностью специальной одежды и обуви, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать шкафчики гардеробной в чистоте и порядке.

Специальная одежда и обувь, выдаваемая составителю поездов, является собственностью ОАО «РЖД» и подлежит обязательному возврату по окончании срока носки, а также при увольнении или при переводе на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены Нормами.

1.9. Составитель поездов должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

курить только в специально отведенных для этой цели местах, имеющих надпись «Место для курения», обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;

не использовать поврежденные розетки, рубильники и другое электрооборудование;

не эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов;

не применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

не применять открытого огня, открытых нагревательных приборов;

хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

1.10. Составитель поездов должен немедленно извещать дежурного по станции или начальника станции о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшим на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

В случаях травмирования людей составитель поездов обязан сообщить об этом дежурному по станции и оказать первую помощь пострадавшему.

1.11. Принимать пищу следует в столовых, буфетах или в специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.

Перед едой необходимо тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Хранить и принимать пищу на рабочих местах не допускается.

Воду пить следует только кипяченую, хранящуюся в специальных закрытых бачках, защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по железнодорожному транспорту.

1.12. При нахождении на территории железнодорожной станции, в том числе и при проходе по служебному маршруту, составитель поездов должен сознательно распределять и переключать свое внимание.

Во время прохода по путям или во время работы составитель поездов должен:

распределять свое внимание между перемещением и выполнением своих служебных обязанностей;

переключать свое внимание с ближнего пространства на более удаленное для наблюдения за движущимся подвижным составом.

Составитель поездов, зная свойства внимания, должен сам контролировать свои действия на путях и безопасно выполнять свою работу.

Необходимо учитывать, что при утомлении организма нарушается оперативная (сиюминутная) память и внимание, снижаются зрение, слух, координация движений, снижается активность человека, появляется сонливость. Поэтому после окончания работы при проходе вдоль путей, через пути или по маршруту служебного прохода, составителю поездов надо быть особенно осмотрительными и не допускать отвлечения внимания от наблюдения за движущимся подвижным составом.

Составителю поездов следует соблюдать особую осмотрительность и внимание при нахождении на путях при плохой видимости, при сильных снегопадах, туманах и при сильном шуме, создаваемом работающей техникой, проходящим подвижным составом, особенно зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов и шума от подвижного состава.

Если, проходя по междупутью, составитель поездов видит, что к нему приближаются четный и нечетный поезда, он должен сойти на обочину или в другое междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. Если составитель поездов оказался между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами, то нужно немедленно присесть или лечь на землю в междупутье.

В темное время суток, во время тумана, гололеда, метели необходимо снизить свою скорость передвижения вдоль путей, повысить осмотрительность, внимание к звуковым сигналам, подаваемым локомотивами, электропоездами, автодрезинами или автомотрисами.

Выходя из помещений или зданий, ухудшающих видимость железнодорожного пути, составителю поездов необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

После выхода из помещения в ночное время требуется выждать некоторое время (1 — 2 мин.), пока глаза не привыкнут к темноте. Необходимо помнить, что в междупутье расположены различные устройства: кабельные ящики, стойки, дроссель-трансформаторы, предельные столбики, лотки, канавы и другие препятствия.

Если при проходе по территории железнодорожной станции обнаружен разлив или рассыпание опасных или вредных веществ из подвижного состава, то обойти их следует так, чтобы ветер не нес на вас пары или частицы этих веществ. Необходимо исключить курение. К таким опасным и вредным веществам относятся: бензин, керосин, мазут, солярка, нефть, ацетон, технический спирт и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.

1.13. При нахождении на железнодорожных путях составитель поездов должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить к месту работы и обратно в пределах железнодорожной станции по установленным маршрутам служебного прохода, разработанным с учетом местных условий;

при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, обращая внимание на предметы, выступающие за пределы габаритов погрузки подвижного состава и приближения строений;

выполнять требования знаков безопасности и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, связи и другие препятствия);

переходить железнодорожные пути только под прямым углом, не наступая на головку рельса, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь только переходными площадками с исправными подножками и поручнями;

подниматься и сходить с переходной площадки или специальной подножки, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожном пути и препятствий в междупутье или обочине пути;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

оказавшись на пути следования поезда, до его приближения отойти на обочину пути или на середину широкого междупутья на минимальное расстояние до крайнего рельса: при движении поездов со скоростями до 140 км/ч — 2 м; 141 — 160 км/ч — 4 м; 161 — 200 км/ч — 5 м;

отойти в безопасное место при расстоянии до приближающего поезда не менее 400 м при скоростях движения до 140 км/ч и не позднее 5 минут до прохода поезда при скоростях 141 — 200 км/ч;

при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, увязочную проволоку и другие предметы, выступающие за габарит подвижного состава.

1.14. При нахождении на железнодорожных путях составителю поездов запрещается:

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

пролезать под вагонами;

становиться или садиться на рельсы;

подниматься на специальные подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения подвижного состава;

находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;

при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

наступать на электрические провода и кабели;

находиться на территории железнодорожной станции и путях необщего пользования в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при проследовании подвижного состава.

1.15. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях составитель поездов должен соблюдать следующие требования безопасности:

не приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

не подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;

не прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет.

Составитель поездов, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом дежурному по станции.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

В случае попадания в зону «шаговых напряжений» необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, и не отрывая ног от земли.

1.16. Составитель поездов, виновный в нарушении требований охраны труда и настоящей Инструкции, привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек возложена на работодателя. Требования по охране труда при эксплуатации вилочных автопогрузчиков общего назначения, электропогрузчиков, электроштабелеров, электротележек, электротягачей, применяемых для транспортировки, буксировки, штабелирования грузов и погрузочно-разгрузочных работ (далее, напольный безрельсовый транспорт), грузовых тележек, предназначенных для транспортирования грузов (далее, грузовые тележки) установлены Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утверждённые постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2003 № 165 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2010 № 185), направлены на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых эксплуатацией напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, и распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководитель организации приказом назначает из числа специалистов лиц, ответственных за:

выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;

своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;

безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Допускается возложение на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Лицо, ответственное за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта:

проверяет совместно с работающими, занятыми управлением напольным безрельсовым транспортом (далее – водители), техническое состояние выпускаемого на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта. Выявленные при осмотре напольного безрельсового транспорта неисправности должны отмечаться в журнале учета неисправностей, выявленных при ежедневном осмотре напольного безрельсового транспорта;

осуществляет выпуск на линию напольного безрельсового транспорта в технически исправном состоянии с записью в журнале учета выпуска на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта;

своевременно устанавливает потребность в ремонте напольного безрельсового транспорта и направляет его на техническое обслуживание и ремонт в соответствии с графиками их проведения.

Лицо, ответственное за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек:

разрабатывает графики проведения технического обслуживания и ремонта напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в соответствии с эксплуатационными документами;

обеспечивает содержание напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в исправном состоянии путем своевременного проведения технического обслуживания и ремонта;

проводит осмотр (не реже 1 раза в 3 месяца) грузовых тележек с записью в журнале осмотра грузовых тележек;

обеспечивает сохранность технической документации напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек:

проверяет периодичность и объем выполнения технического обслуживания и ремонта напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в соответствии с графиком их проведения;

проверяет соблюдение порядка допуска водителей к управлению напольным безрельсовым транспортом либо в установленном порядке допускает водителей к управлению напольным безрельсовым транспортом;

контролирует выполнение инструкций по охране труда водителями;

проверяет выполнение требований локальных нормативных правовых актов, регламентирующих безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;

не допускает эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в неисправном состоянии, при несоответствии эксплуатационным документам.

К управлению напольным безрельсовым транспортом, техническому обслуживанию и ремонту напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек допускаются лица, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Водители, занятые управлением электропогрузчиками, электроштабелерами, электротележками, электротягачами, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

К обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются работающие, имеющие группу по электробезопасности не ниже III.

ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ТЕЛЕЖЕК

При эксплуатации напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек должны соблюдаться требования эксплуатационных документов, технических нормативных правовых актов.

Напольный безрельсовый транспорт в организации должен быть закреплен за водителями приказом (распоряжением) работодателя (уполномоченного им лица).

Напольный безрельсовый транспорт, грузовые тележки регистрируются в установленном в организации порядке с присвоением им инвентарного номера организации.

На напольный безрельсовый транспорт наносят отчетливо видимые и легко читаемые надписи с указанием инвентарного номера, грузоподъемности.

Грузовая тележка должна иметь табличку (надпись) с указанием грузоподъемности, инвентарного номера, наименования структурного подразделения организации. Надписи должны быть четкими и нестирающимися.

При проезде возле оборудования, колонн, стен, при наличии рабочих мест расстояние от них до габаритов напольного безрельсового транспорта должно быть не менее 0,8 м.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ вблизи здания расстояние между зданием и напольным безрельсовым транспортом с грузом должно быть не менее 0,8 м, а расстояние между напольным безрельсовым транспортом и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

Высота укладки груза на вилах автопогрузчиков, электропогрузчиков должна обеспечивать обзорность водителей на открытых площадках на расстоянии не менее 8 м, на складах – не менее 5 м.

Автопогрузчики, электропогрузчики, электроштабелеры, производящие укладку грузов в штабели, должны быть оборудованы кабинами или защитными решетками над рабочими местами водителей.

Перед въездом электропогрузчиков в железнодорожные вагоны, грузовые автомобили, поставленные под погрузку (разгрузку) грузов, водители должны убедиться, что:

— железнодорожный вагон заторможен с помощью тормозных башмаков, а грузовой автомобиль – с помощью противооткатных упоров;

— пол вагона или грузового автомобиля не имеет трещин, щелей, отверстий и других неисправностей и выдержит нагрузку (массу электропогрузчика, работающих, груза).

Во время проведения погрузочно-разгрузочных работ работающим, другим лицам находиться или проходить под подъемными устройствами напольного безрельсового транспорта запрещается.

Водителям запрещается:

передавать управление напольным безрельсовым транспортом другим лицам без указания своего непосредственного руководителя;

превышать установленную скорость передвижения;

перевозить на напольном безрельсовом транспорте работающих и других лиц, за исключением случаев, когда в соответствии с эксплуатационными документами для них предусмотрено специальное место;

использовать напольный безрельсовый транспорт для подъема, опускания, перевозки работающих и других лиц на сменных грузозахватных приспособлениях, платформах, в транспортных прицепах, буксируемых электротягачами;

использовать грузозахватные приспособления автопогрузчиков, электропогрузчиков для открывания дверей складов, ворот, железнодорожных вагонов;

использовать автопогрузчики, электропогрузчики для перемещения железнодорожных вагонов;

транспортировать груз волоком;

транспортировать груз при неустойчивом его положении, возможном его падении, если груз закрывает обзорность пути;

поднимать груз при отсутствии под ним просвета для свободного прохода вилочного захвата автопогрузчиков, электропогрузчиков, захватывать груз одной вилой;

отрывать автопогрузчиками, электропогрузчиками примерзший, защемленный, присыпанный груз;

производить техническое обслуживание и ремонт напольного безрельсового транспорта при несоответствии их квалификации выполняемым работам;

стаскивать автопогрузчиками, электропогрузчиками, электроштабелерами груз со штабеля;

пользоваться при осмотре напольного безрельсового транспорта открытым огнем;

оставлять напольный безрельсовый транспорт в проездах, проходах, на уклонах, подъемах, путях движения транспортных средств, железнодорожных переездах, а также покидать автопогрузчики, электропогрузчики и электроштабелеры с поднятым грузом;

использовать дополнительный противовес для увеличения грузоподъемности автопогрузчиков, электропогрузчиков, электроштабелеров.

Грузовые тележки должны быть исправными, устойчивыми, легко управляемыми, иметь поручни для удобства их передвижения вручную, а также должны соответствовать виду перевозимых грузов с возможностью их крепления и фиксации.

Грузовые тележки для транспортирования агрегатов, узлов, деталей оборудования и тому подобного массой более 15 кг оборудуются стойками, упорами и другими устройствами, предохраняющими агрегаты, детали и узлы от падения и самопроизвольного смещения.

При обнаружении во время эксплуатации напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек неисправностей, угрожающих безопасности работающих, других лиц, водители должны прекратить работу и сообщить об этом своему непосредственному руководителю.

1 Общие требования
2 Требования к транспортным средствам
2.1 Общие требования
2.2 Требования к грузовым автомобилям, прицепам и полуприцепам
2.3 Требования к транспортным средствам, работающим на газовом топливе
2.4 Требования к специализированным транспортным средствам
2.5 Требования к авто- и электропогрузчикам, электрокарам
2.6 Требования к ручным грузовым тележкам
3 Требования к процессам обслуживания и ремонта транспортных средств
3.1 Общие требования
3.2 Требования к процессам мойки транспортных средств, их агрегатов и деталей
3.3 Требования к процессам проверки технического состояния транспортных средств
3.4 Требования к процессам обслуживания аккумуляторных батарей
3.5 Требования к процессам кузовных работ
3.6 Требования к процессам окраски и антикоррозионной обработки
3.7 Требования к процессам вулканизации, шиноремонта и шиномонтажа
4 Требования к процессам эксплуатации транспортных средств
4.1 Организация управления эксплуатацией транспортных средств
4.2 Организация безопасного движения транспортных средств
4.3 Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств
5 Требования к территории и производственным площадкам
5.1 Требования к территории
5.2 Требования к площадкам для хранения транспортных средств
5.3 Требования к временным стоянкам транспортных средств
5.4 Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам
6 Требования к производственным помещениям
6.1 Общие требования
6.2 Требования к помещениям для стоянки транспортных средств
6.3 Требования к помещениям для технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств
6.4 Требования к помещениям для зарядки аккумуляторных батарей
7 Режимы труда и отдыха
8 Требования к профессиональному отбору и проверке знаний правил охраны труда
9 Требования к применению средств защиты
10 Ответственность за нарушение Правил
Приложение 1 Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств при перемещении опасных грузов
Приложение 2 Требования к материалам (веществам) и способам обращения с ними
Приложение 3 Основные санитарно-гигиенические требования к рабочему месту водителя транспортного средства
Приложение 4 Требования к пунктам заправки транспортных средств топливом, постам выпуска и слива газообразного топлива
Приложение 5 Форма удостоверения водителя промышленного напольного безрельсового колесного транспорта
Приложение 6 Форма путевого листа для промышленного напольного безрельсового колесного транспортного средства
Приложение 7 Журнал регистрации технического состояния и выпуска на линию транспортных средств
Приложение 8 Журнал учета выдачи водителям путевых листов
Приложение 9 Памятка водителя промышленного напольного безрельсового колесного транспортного средства
Приложение 10 Типовое положение о службе безопасности движения организации
Приложение 11 Нормы освещенности помещений, постов, участков для стоянки, обслуживания и ремонта транспортных средств
Приложение 12 Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей
Приложение 13 Список производств, профессий, работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин
Приложение 14 Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную
Приложение 15 Список производств, профессий, работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет
Приложение 16 Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную
Приложение 17 Состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила оказания доврачебной помощи

По отдельным видам работ требуется более частое определение состояния здоровья и пригодности работника, а именно непосредственно перед каждым допуском к трудовой функции (например, к управлению внутризаводским транспортом, к работе с источником повышенной опасности).

Как организовать безопасную эксплуатацию внутризаводского транспорта

Анализ производственного травматизма показывает, что одной из актуальных проблем в организациях республики остается нарушение требований безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта (напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек).

Подавляющее большинство несчастных случаев на производстве при использовании напольного безрельсового транспорта происходит в результате наезда на потерпевших.

Основными причинами несчастных случаев при эксплуатации внутризаводского транспорта являются невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда и нарушения требований безопасности труда как самими потерпевшими, так и другими работниками. Зачастую при производстве работ с использованием внутризаводского транспорта водители транспортных средств не уделяют должного внимания требованиям безопасности к размещению груза на вилочном захвате. Нередки также случаи травмирования работников организаций при использовании внутризаводского транспорта не по назначению. Кроме того, использование в работе заведомо неисправного транспортного средства, не прошедшего государственную регистрацию, государственный технический осмотр, а также невыполнение требований безопасности как должностными лицами организации, так и самим потерпевшим приводят к несчастным случаям.

Пример 1

4 февраля 2011 г. при выполнении складских работ (перемещение и размещение грузов) в РУП «Речицкий метизный завод» с использованием электроштабелера был придавлен к стеллажу и получил травму с тяжелым исходом один из работников указанной организации. Специальным расследованием данного несчастного случая было установлено, что складские работы осуществлялись при отсутствии карт технологического процесса, маршрутов движения электроштабелеров, знаков безопасности. К выполнению работ в качестве водителя электроштабелера было допущено лицо, не имеющее соответствующей подготовки и не прошедшее инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Пример 2

В ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» отсутствие разработанных транспортно-технологических схем, технологических карт загрузки вагонов привело 27 июля 2011 г. к травмированию погрузчиком работника, находившегося в вагоне.

Пример 3

Неудовлетворительное содержание территории предприятия, по которой производится транспортирование грузов от склада до цеха, явилось одной из причин несчастного случая, происшедшего 19 сентября 2011 г. со слесарем-ремонтником ПРУП «Могилевторгтехника». В результате попадания колеса тележки с грузом в выбоину на дорожном покрытии произошло ее опрокидывание. При этом работник, транспортировавший груз, получил тяжелую травму ноги.

Вопросы, связанные с безопасной эксплуатацией внутризаводского транспорта, изложены в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек.

Документ:

постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165 «Об утверждении Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек» (далее – Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек).

Указанными Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек установлены требования по охране труда при эксплуатации вилочных автопогрузчиков общего назначения, электропогрузчиков, электроштаблеров, электротележек, электротягочей, применяемых для транспортировок, буксировки, штабелирования грузов и погрузочно-разгрузочных работ, а также грузовых тележек, предназначенных для транспортировки грузов.

Действия (обязанности) работодателя по организации безопасной эксплуатации внутризаводского транспорта

Руководитель организации, эксплуатирующей внутризаводской транспорт, обязан назначить ответственных лиц:

– за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;

– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;

– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Справочно:

ответственные лица назначаются приказом руководителя организации.

Допускается возложение на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Основные обязанности ответственных лиц за безопасную эксплуатацию внутризаводского транспорта

Лицо, ответственное за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, обязано:

– осуществлять проверку совместно с водителями, занятыми управлением напольным безрельсовым транспортом, технического состояния выпускаемого на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта. Выявленные при осмотре неисправности должны быть занесены в журнал учета неисправностей;

– осуществлять выпуск на линию напольного безрельсового транспорта в технически исправном состоянии с записью в журнале учета выпуска на линию и возвращающегося с линии напольного безрельсового транспорта;

– своевременно устанавливать потребность в ремонте напольного безрельсового транспорта и направлять его на техническое обслуживание и ремонт согласно графикам их проведения.

Лицо, ответственное за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, обязано:

– разрабатывать графики проведения технического обслуживания и ремонта напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в соответствии с эксплуатационными документами;

– обеспечивать содержание напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в исправном состоянии путем своевременного проведения технического обслуживания и ремонта;

– проводить осмотр (не реже 1 раза в 3 месяца) грузовых тележек с записью в журнале осмотра грузовых тележек;

– обеспечивать сохранность технической документации напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.

Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузового транспорта, грузовых тележек, обязано:

– проверять периодичность и объем выполнения технического обслуживания и ремонта напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек в соответствии с графиком их проведения;

– проверять соблюдение порядка допуска водителей к управлению напольным безрельсовым транспортом либо в установленном порядке допускает водителей к управлению напольным безрельсовым транспортом;

– контролировать выполнение инструкций по охране труда водителями;

– проверять выполнение требований локальных нормативных правовых актов, регламентирующих безопасную работу напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;

– не допускать к эксплуатации напольный безрельсовый транспорт, грузовые тележки в неисправном состоянии при несоответствии эксплуатационным документам.

При сменном режиме работы техническое состояние напольного безрельсового транспорта проверяет лицо, ответственное за выпуск на линию напольного безрельсового транспорта, совместно с водителями, закончившими работу и приступающими к работе.

Допуск к работе с напольным безрельсовым транспортом

К управлению напольным безрельсовым транспортом, техническому обслуживанию и ремонту напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек допускаются лица, прошедшие обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Водители, занятые управлением электропогрузчиками, электроштабелерами, электротележками, электротягачами, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

К обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются рабочие, имеющие группу по электробезопасности не ниже III.

На территории организации движение напольного безрельсового транспорта осуществляется согласно схеме движения транспортных средств. Схема движения должна быть установлена на видных местах, в т.ч. перед въездом на территорию организации, в производственных помещениях, других местах интенсивного движения транспортных средств, и регулироваться дорожными знаками.

В помещении, в котором хранятся напольный безрельсовый транспорт, грузовые тележки, вывешиваются на видном месте план расстановки напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, схема их эвакуации. Стенд с планом расстановки и схема эвакуации должны быть освещены в темное время суток.

Что запрещается при эксплуатации напольного безрельсового транспорта

Водителям внутризаводского транспорта запрещается:

– передавать управление напольным безрельсовым транспортом другим лицам без указания своего непосредственного руководителя;

– превышать установленную скорость передвижения;

– перевозить на напольном безрельсовом транспорте работающих и других лиц, за исключением случаев, когда в соответствии с эксплуатационными документами для них предусмотрено специальное место;

– использовать напольный безрельсовый транспорт для подъема, опускания, перевозки работающих и других лиц на сменных грузозахватных приспособлениях, платформах, в транспортных прицепах, буксируемых электротягачами;

– использовать грузозахватные приспособления автопогрузчиков, электропогрузчиков для открывания дверей складов, ворот, железнодорожных вагонов;

– использовать автопогрузчики, электропогрузчики для перемещения железнодорожных вагонов;

– транспортировать груз волоком;

– транспортировать груз при неустойчивом его положении, возможном его падении, если груз закрывает обзорность пути;

– поднимать груз при отсутствии под ним просвета для свободного прохода вилочного захвата автопогрузчиков, электропогрузчиков, захватывать груз одной вилой;

– отрывать автопогрузчиками, электропогрузчиками примерзший, защемленный, присыпанный груз;

– производить техническое обслуживание и ремонт напольного безрельсового транспорта при несоответствии их квалификации выполняемым работам;

– стаскивать автопогрузчиками, электропогрузчиками, электроштабелерами груз со штабеля;

– пользоваться при осмотре напольного безрельсового транспорта открытым огнем;

– оставлять напольный безрельсовый транспорт в проездах, проходах, на уклонах, подъемах, путях движения транспортных средств, железнодорожных переездах, а также покидать автопогрузчики, электропогрузчики и электроштабелеры с поднятым грузом;

– использовать дополнительный противовес для увеличения грузоподъемности автопогрузчиков, электропогрузчиков, электроштабелеров.