Постановление правительства 693

19 июня 2018 г. было официально опубликовано Постановление Правительства РФ от 16 июня 2018 г. № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)» (далее – Постановление 693). Данный документ стал еще одним шагом на пути к интеграции в процесс автоматического обмена финансовой информацией о счетах резидентов с налоговыми органами иностранных государств.

Автоматический обмен информацией о финансовых счетах (далее — автообмен) будет осуществляться в рамках участия РФ в Многостороннем соглашении компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, далее — MCAA) с другими государствами-участниками этого соглашения. Его целью является обеспечение возможности компетентных органов одних государств получать информацию о финансовых счетах своих резидентов от финансовых организаций других государств-участников МСАА.

Первым этапом интеграции РФ в процесс автообмена стало подписание и ратификация МСАА. Затем было инициировано изменение налогового законодательства в РФ для целей введения определения самого понятия автообмена и иных связанных с ним понятий, а также обязанностей участников автообмена, необходимых для имплементации положений МСАА. Данные изменения содержатся в главах 20.1 и 20.2 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), введенными Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ.

Наконец, третьим этапом интеграции РФ в процесс автообмена стало принятие Правительством РФ нового подзаконного акта, детально регламентирующего особенности, порядок и процедуру предоставления информации в рамках автообмена. Рассмотрим этот документ подробнее.

Постановление 693 регулирует процедуру сбора и передачи налоговым органам (а именно ФНС России) информации о клиентах российских организаций финансового рынка (далее – ОФР), если такие клиенты (их выгодоприобретатели или контролирующие лица) являются налоговыми резидентами иностранных государств.

Клиентом ОФР для целей автообмена считается физическое или юридическое лицо, заключившее с ОФР договор оказания финансовых услуг следующего вида:

  • договор банковского счета (вклада);
  • договор добровольного страхования жизни;
  • договор о брокерском обслуживании;
  • договор доверительного управления имуществом (в том числе договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом, присоединение к которому осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда);
  • договор депозитарного обслуживания;
  • пенсионный договор;
  • договор с центральным контрагентом об оказании финансовых услуг;
  • договор инвестиционного товарищества или иной договор, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для осуществления сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Напомним, что в соответствии с пунктом 2 статьи 142.1 НК РФ следующие российские организации признаются ОФР:

  • кредитные организации;
  • страховые компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • управляющие по договору доверительного управления имуществом;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральные контрагенты;
  • управляющие товарищи инвестиционного товарищества;
  • иные организации или структуры без образования юридического лица (далее – СБОЮЛ), принимающие от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования или осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

В соответствии с Приложением № 2 к Постановлению 693 при установлении налогового резидентства своего клиента ОФР обязаны анализировать следующие признаки:

  • для физических лиц:
    а) идентификация соответствующего лица как налогового резидента иностранного государства;
    б) адрес места фактического проживания или почтовый адрес в иностранном государстве;
    в) номер телефона в иностранном государстве при отсутствии номера телефона в РФ;
    г) постоянное поручение на перечисление средств (за исключением банковского вклада) на счет или адрес в иностранном государстве;
    д) доверенность или право подписи, предоставленные лицу, проживающему в иностранном государстве;
    е) адрес до востребования в иностранной юрисдикции (в отсутствии иного адреса в отношении данного клиента, выгодоприобретателя или контролирующих лиц).
  • для юридических лиц и СБОЮЛ:
    а) местом инкорпорации (учреждения) такого лица является иностранное государство;
    б) имеется адрес (в том числе адрес головного офиса, адрес органа управления или управляющей структуры) в иностранном государстве;
    в) имеется адрес лица, исполняющего функции по управлению структурой без образования юридического лица, в иностранном государстве.

Таким образом, если ОФР установила статус клиента, выгодоприобретателя или контролирующего лица как резидента иностранного государства, то у ОФР возникает обязанность по сбору и предоставлению ФНС России определенной информации. В соответствии с разделом II Постановления 693, такая информация подразделяется на несколько групп:

Сведения об ОФР и общие сведения Информация о клиенте, являющемся резидентом иностранного государства (для физических лиц) Информация о клиенте, являющемся резидентом иностранного государства (для юридических лиц) Информация о договоре оказания финансовых услуг
а) наименование ОФР;
б) ОГРН ОФР;
в) ИНН ОФР;
г) контактные данные лица, уполномоченного представлять сведения от имени ОФР;
д) отчетный период.
а) фамилия, имя и отчество (при наличии);
б) дата и место рождения;
в) адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
г) государство (территория) налогового резидентства;
д) ИНН в государстве налогового резидентства.
а) наименование;
б) адрес в стране регистрации;
в) государство (территория) налогового резидентства;
г) ИНН в государстве налогового резидентства.
а) номер и дата открытия счета или номер и дата договора, иная идентифицирующая информация о договоре, а также вид и валюта договора (счета);
б) стоимость договора, определяемая в зависимости от вида финансовой услуги, оказываемой ОФР (остаток по счету).

При этом, если клиент-юридическое лицо признается пассивной нефинансовой организацией, то ОФР обязана определить налоговое резидентство контролирующих такого клиента лиц вне зависимости от налоговой резидентности самого клиента, и при необходимости передать информацию налоговому органу.

Контролирующими лицами для целей автообмена в соответствии с пунктом 7 статьи 142.1 НК РФ являются физические лица, которые «в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом либо имеют возможность контролировать действия клиента».

Пассивными нефинансовыми организациями для целей автообмена признаются юридические лица, не менее 50% доходов которых получены от пассивной деятельности, а именно:

  • дивиденды;
  • процентный доход (или иной аналогичный доход);
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества;
  • доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • периодические страховые выплаты (аннуитеты);
  • превышение доходов над расходами в результате осуществления операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (за исключением доходов, полученных в результате осуществления основной деятельности);
  • превышение доходов от операций с иностранной валютой (положительные курсовые разницы) над расходами от операций с иностранной валютой (отрицательные курсовые разницы);
  • доходы, полученные в рамках договора добровольного страхования жизни;
  • иные аналогичные доходы.

Отчетным периодом в отношении предоставляемой ОФР финансовой информации в отношении своих клиентов является календарный год. Первым отчетным периодом является 2017 календарный год. При этом, ОФР будут обязаны собрать и предоставить ФНС России информацию о клиентах, являющихся резидентами иностранных государств и ранее заключившим договор об оказании финансовых услуг, в срок до 31 июля 2018 года:

  • для физических лиц, если стоимость договора оказания финансовых услуг, заключенного ими с ОФР, или остаток по счетам превышает 1 000 000 долларов США (или эквивалент в другой валюте);
  • для юридических лиц и СБОЮЛ, если стоимость договора оказания финансовых услуг, заключенного ими с ОФР, или остаток по счетам превышает 250 000 долларов США (или эквивалент в другой валюте).

Если стоимость договора оказания финансовых услуг, ранее заключенного физическим лицом с ОФР, или остаток по счетам не превышает 1 000 000 долларов США, то ОФР обязаны предоставить ФНС России информацию о клиенте не позднее 31 мая 2019 года. Если стоимость договора оказания финансовых услуг, ранее заключенного юридическим лицом с ОФР, или остаток по счетам не превышает 250 000 долларов США, то ОФР обязаны предоставить ФНС России информацию о клиенте не позднее 31 мая 2020 года.

В отношении новых клиентов (как физических, так и юридических лиц) ОФР обязаны предоставлять информацию ФНС России не позднее 31 мая года, следующего за отчетным. Во всех случаях информация направляется в электронном виде через специальный сервис на веб-сайте ФНС. В качестве подтверждения получения информации служит квитанция о приеме, дата квитанции считается датой фактического получения информации ФНС России от ОФР. При отсутствии оснований для отказа в приеме документов, налоговый орган обязан выпустить квитанцию о приеме и отправить ее ОФР в течение 1 рабочего дня.

Постановление 693 вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, а именно 19 июля 2018 года. По информации, размещенной на интернет-портале ФНС России, налоговый орган готов принимать информацию от ОФР о клиентах (о контролирующих их лицах или выгодоприобретателях), являющихся резидентами иностранных государств, начиная с 17 июля 2018 года.

Теги: обмен информацией, законодательство РФ