Содержание
В каких случаях применяется нацрежим
Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам товаров из России и других стран-участниц ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии). Нацрежим реализуется с помощью двух инструментов:
1. Полный запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):
- Программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
- Промышленных товаров для государственных нужд, обороны страны и безопасностью государства: от обуви до танкеров (ПП РФ № 616 от 30.04.2020);
- Машиностроения: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
- Отдельных видов радиоэлектронной продукции. (ПП № 878 от 10.07. 2019).
2. Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:
- Продуктов питания, мебели, посуды и других товаров по приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
- Медицинских изделий, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и другие товары (ПП РФ №102 от 05.02.2015);
- Лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ №1289 от 30.11.2015);
- Продукты питания (ПП №832 от 22.08.2016).
Найти закупки
Как работает национальный режим
Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения. Правила применения нацрежима различаются в разных постановлениях. Все они описаны в отдельной статье.
В этой статье рассмотрим подробнее, как применяются преференции к товарам, которые включены приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Формат преференций зависит от способа отбора поставщика.
Конкурс, запрос предложений и котировок
Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕАЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик.
Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили столовую посуду общей стоимостью 400 000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340 000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340 000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400 000 рублей.
Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.
Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который прислал заявку раньше.
Электронный аукцион
В случае с электронным аукционом преференции могут отразиться на цене контракта. Если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.
Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку звуковых плат. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил товар российского производства. А второй – вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.
Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе.
В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:
- Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся (прислали одну заявку),
- Заказчик закупается у единственного поставщика;
- В заявках на участие нет предложений о поставке товаров из ЕАЭС;
- В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке иностранных товаров;
Как подтвердить страну происхождения?
Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим по приказу № 126н, приложите к заявке декларацию в свободной форме, указав страну происхождения. Иначе заказчик будет считать ваш товар иностранным: или отклонит заявку, или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.
5 ноября 2018 года вступил в силу Приказ Минфина Российской Федерации № 126н от 4 июня 2018 года. В этом приказе прописаны новые правила допуска товаров иностранного производства.
С 05.11.2018 г. утратил силу Приказ Министерства Экономического Развития РФ № 155 от 25 марта 2014 года «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств…». Вместо него вышел Приказ Минфина Российской Федерации № 126н от 4 июня 2018 года.
На какие товары распространяются новые правила?
Товары из Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые отвечает требованиям документации, имеет преимущества в отношении НМЦК в размере 15 процентов (подразумевается товар, перечисленный в Приложении к новому Приказу). Среди этих товаров наиболее часто закупаемыми являются:
- лекарственные препараты;
- стенты, предназначенные для коронарных артерий, и катетеры;
- капуста, огурцы, картофель, томаты, лук, свекла, морковь, виноград, яблоки и картофель;
- икра, рыба;
- мясо;
- консервы;
- соль пищевая;
- мебель;
- станки и прочее оборудование.
Как вид закупки влияет на преференции?
- В ходе проведения конкурсов, запросов предложений и запросов котировок заявку с товарами, происходящими из ЕАЭС, оценивают по цене, предложенной участником, сниженной на 15 процентов. Государственный контракт с этим участником заключают по цене, которая предложена в заявке.
- В ходе проведения электронных аукционов:
а) Если заявка победителя содержит хотя бы один товар, произведённый за пределами России, то цена, предложенная победителем, снижается на 15 процентов. При этом должна быть подана хотя бы одна заявка исключительно с товарами, происходящими из ЕАЭС.
б) Если в заявку включены товары из ЕАЭС, то государственный контракт заключают по цене, предложенной победителем.
В каких случаях всё вышеперечисленное не применяется
1. Все поданные заявки предлагают товары, происходящие исключительно из стран ЕАЭС;
2. Все заявки являются «смешанными», то есть, они содержат хотя бы один товар иностранного производства;
3. Процедура торгов была признана не состоявшейся.
О правиле «третий лишний»
В новый приказ включено Постановление № 1289 о «третьем лишнем». На основании этого Постановления государственный заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложения, касающиеся поставки иностранных лекарственных средств, при условии, что на участие в выборе поставщика подано не меньше двух заявок.
При отклонении поданных заявок по пункту № 1 Постановления правительства № 1289 государственный контракт заключается с участником закупки по цене, предложенной им, при совокупности нижеперечисленных условий:
- заявка полностью соответствует требованиям документации;
- лекарственные средства из поданной заявки полностью производят на территории стран ЕАЭС, при этом информация о них включена в государственный реестр лекарственных препаратов;
- участником предложена наименьшая цена среди заявок, которые не были отклонены, при этом она полностью соответствует двум первым условиям;
- участником предложена цена, не превышающая более чем на 25 процентов наименьшее предложение, а наименьшее предложение – с товарами из ЕАЭС, однако их производство осуществляются не на территории стран ЕАЭС и информация о товаре не включена в реестр лекарственных препаратов.
Другие важные моменты
В ходе исполнения государственного контракта нельзя провести замену страны происхождения товара. Исключением является замена на товар из государств ЕАЭС.
Предметом одного государственного контракта не могут выступать товары, которые указаны в Приложении и не указаны в нем. Если вам такое встретится, то это очевидное нарушение.
Теги: иностранные товары,