POS система

Под ТСП понимают магазины или иные торговые точки, которые подписывают договор с эквайером по приёму платёжных карт в качестве средства расчета за предоставляемые товары или услуги. Эквайер по договору размещает на территории ТСП оборудование по приёму карт, куда относятся POS терминалы, маршрутизаторы, модемы, импринтеры и т.д. Эквайер обязуется принимать операции по платёжным картам от установленного оборудования и проводить дальнейшие расчеты по проведенным операциям, за что получает с торговца комиссию по каждой проведенной операции. ТСП в праве размещать у себя POS терминалы нескольких эквайеров, что повышает вероятность успешного завершения операции по карте при возможных проблемах на стороне одного из эквайеров. На практике выбор эквайера зависит от надёжности проводимых операций и от величины взимаемой им комиссии за обслуживание. Надёжность или успешность проводимых операций не всегда зависит от технической исправности всех систем на стороне эквайеров, а также и от того, какую политику безопасности он проводит и как противодействует мошенническим операциям. Консервативные и крупные эквайеры выбирают жесткие стандарты безопасности, в результате чего предпочтение отдается технологически безопасным методам оплаты, например, только по чиповым картам или проводятся дополнительные проверки каждой операции, что снижает количество одобренных операций. Например, такой эквайер сам будет отклонять fallback операции или PIN bypass. ТСП следует выбрать, какое оборудование будет использоваться для оплаты: привычные POS терминалы, кассовые решения для крупных торговых залов, импринтеры с голосовой авторизацией операций по телефону или компактные mPOS терминалы, подключаемые к смартфону. ТСП настоятельно рекомендуется обучать сотрудников не только навыкам работы с установленным оборудованием и его возможностями, но и со стандартами безопасного проведения платежей, куда можно отнести проверку подписи держателя карты или умение отличить белый пластик от реального. Согласно рекомендациям международных платежных систем ТСП имеет полное право попросить держателя карты предоставить документы, удостоверяющие его личность, при возникновении подозрений в подлинности карты и отказать в обслуживании, если держатель карты уклоняется от предоставления документов. ТСП не стоит откладывать процедуру сверки итогов по проведенным операциям, а проводить её, скажем, ежедневно, что поможет выявить расхождения на ранней стадии.

POS-системы — это аппаратные комплексы для автоматизации работы кассиров на базе фискальных регистраторов. Часто в состав POS-системы входит системный блок персонального компьютера, фискальный регистратор, POS-монитор кассира, денежный ящик, программируемая клавиатура, считыватель карт (card reader) и дисплей покупателя. Все эти составные модули (не обязательно все), интегрированные вместе, представляют собой законченное рабочее место кассира.

Аббревиатура POS имеет два значения Point of Sale (точка продажи) или Point of Service (точка обслуживания). POS может означать розничный магазин, зону обслуживания покупателя, или место в магазине, где происходит сделка. Если быть точным, то POS-система ссылается на аппаратное и программное обеспечение, используемое для подсчета суммы покупки – эквивалент электронного контрольно-кассового аппарата. POS-системы используются в супермаркетах, ресторанах, отелях, стадионах, кинотеатрах, казино, а также в многих других местах розничной торговли.

POS технологии

POS-системы эволюционировали от механических денежных регистраторов первой половины ХХ века, до многофункциональных систем, которыми мы их видим сейчас. Примерами прародителей можно назвать NCR регистраторы, использующие коленчатый рычаг, и основанные на рычагах регистраторы Burroughs. Эти кассовые аппараты записывали данные в специальном журнале или бумажной ленте и требовали дополнительного шага для написания информации продавца в системе бухгалтерского учета.

Позже кассовые регистраторы начали использовать электроэнергию, такие как регистратор NCR Class 5. Первые компьютерные системы были созданы в 1973 году, такие, как IBM 3653 Store System и NCR 2150. Другими производителями компьютерных систем были Regitel, TRW и Darachecker. Также в 1973 году в POS-системы начали внедрять устройство, способное считывать UPS / EAN штрих-коды. В 1986 году, в период жесткой конкуренции, IBM выпустила первый ПК на базе POS-системы – IBM 4683.

В конце 80-ых и начале 90-ых большинство производителей POS-систем начало внедрение устройств чтения магнитной полосы в своих системах. В дальнейшем это позволило покупателям не только оплачивать покупку с помощью кредитной карты, но и участвовать в различных акциях с накопительными картами скидок.

Большинство современных розничных POS-систем – это гораздо больше обычной «точки продажи». Даже POS-системы не больших производителей могут включать в себя полностью интегрированный учет продаж товара, модуль управления запасами, модуль взаимодействия с покупателем, модуль начисления заработной платы и многое другое. В связи с этим большинство POS решений зависит от программного обеспечения, установленного в системах.

Ранее программное обеспечение POS-систем

Изначально электронные контрольно-кассовые аппараты имели интегрированное патентное программное обеспечение и были весьма ограничены по функциональным и коммуникационным возможностям. В августе 1973 года IBM объявила о IBM 3650 и 3660 Store System, по сути являющихся ЭВМ в упаковке контроллера, которые могли контролировать 128 регистраторов IBM 3653/ 3663 Store System. Эта система стала первым коммерческим использованием технологий клиент-сервер, локальной вычислительной сети (LAN), резервного копирования и удаленной инициализации. К середине 1974 года эти системы установили в сети магазинов Pathmark в Нью-Джерси и магазинах Dillards.

Подход к программированию POS-систем для розничной торговли стал творческим. В 1979 году в кафе Gene Mosher’s Old Canal (Нью-Йорк) использовалась POS-система с программным обеспечением, разработанным самим Мошером. Эта система использовала Apple II и позволяла принять заказ посетителя в зале ресторана, переслать данные на кухню и тут же распечатать полные указания к приготовлению новых заказов. Эта система позволяла более оперативно обрабатывать заказы клиентов.

Сегодня, большинство POS-систем поступает в продажу с предустановленным многофункциональным программным обеспечением.

Стандартизация аппаратного интерфейса POS

Производители работают над стандартизацией производства компьютеризированных POS-систем и упростить взаимодействия POS устройств. Двумя такими инициативами являются OPOS и JavaPOS, удовлетворяющие стандартам UnifiedPOS Национального Розничного Фонада (The National Retail Foundation, США). OPOS, использующий технологию OLE для POS, стал первым широко принятым стандартом и был создан компаниями Microsoft, NCR, Epson и Fujitsu-ICL. OPOS основан на COM-интерфейсе, совместимом со всеми COM-ориентированными языками программирования для Microsoft Windows. Впервые OPOS появился в 1996 году. JavaPOS разрабатывался совместными силами Sun Microsystems, IBM и NCR Corporation в 1997 году, а появился в 1999 году. JavaPOS для Unix-одных платформ, OPOS для Window, т.е. основная разница состоит в платформах.