Порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров устанавливает

Содержание

В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу абзац четвертый пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 34, ст. 3688).

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин

Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. (далее — Соглашение), при вывозе товаров из Российской Федерации (далее — оцениваемые (вывозимые) товары).

2. Таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров.

3. Таможенная стоимость товаров не определяется и не заявляется, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами и законодательством Российской Федерации при вывозе товаров из Российской Федерации не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, базой исчисления для которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров.

4. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:

а) «идентичные товары» — товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде товаров не являются основанием для отказа в рассмотрении их как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют требованиям настоящего подпункта. Товары не считаются идентичными, если они произведены не в той же стране, что и оцениваемые (вывозимые) товары. Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (вывозимых) товаров, рассматриваются как идентичные лишь в случае, если идентичные товары того же производителя не выявлены на территории Российской Федерации;

б) «однородные товары» — товары, не являющиеся идентичными, но имеющие сходные характеристики и состоящие из сходных компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (вывозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (вывозимые) товары. Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (вывозимых) товаров, рассматриваются как однородные лишь в случае, если однородные товары того же производителя не выявлены на территории Российской Федерации.

5. Понятия используются в настоящих Правилах в значениях, определенных в Соглашении, за исключением понятий, которые установлены настоящими Правилами.

II. Основные принципы определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров

6. Основными принципами определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров являются принципы, которые установлены в Соглашении, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

7. Основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 настоящих Правил.

8. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (далее — метод 1), таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами (далее — метод 2), либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (далее — метод 3), либо метода сложения (далее — метод 5). Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров один из указанных методов.

9. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием указанных в пункте 8 настоящих Правил методов, применяется резервный метод (далее — метод 6).

10. Процедура определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны назначения, вида товаров, участников сделки и др.).

III. Методы определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров

Метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1)

11. Таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:

а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;

б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 — 22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;

г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

12. Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для определения таможенной стоимости таких товаров. Если на основе информации, представленной декларантом или полученной таможенным органом иным способом, будут обнаружены признаки того, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на стоимость сделки, то таможенный орган в письменном виде сообщает декларанту об этих признаках. При этом декларант имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи на стоимость сделки.

13. При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки принимается таможенным органом и таможенная стоимость определяется в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил, если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тот же или в соответствующий ему период времени одной из следующих проверочных величин:

стоимость сделки при продаже идентичных или однородных товаров на вывоз из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами. Может использоваться информация о продаже идентичных или однородных товаров тем же продавцом, который продает оцениваемые (вывозимые) товары;

таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определяемая в соответствии с пунктами 32-35 настоящих Правил.

14. Положения, предусмотренные пунктом 13 настоящих Правил, используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров.

15. При осуществлении сравнения с использованием положений, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, учитываются представленные декларантом сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином), в количестве товаров, в дополнительных начислениях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, а также в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, если продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами.

16. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.

Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате

17. При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются в размере, не включенном в указанную цену:

а) расходы, которые произведены покупателем:

на выплату вознаграждения агенту (посреднику), за исключением вознаграждения, выплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с оцениваемыми (вывозимыми) товарами;

по упаковке оцениваемых (вывозимых) товаров, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

б) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством оцениваемых (вывозимых) товаров и продажей их на вывоз из Российской Федерации в страну назначения:

сырье, материалы и комплектующие, которые являются составной частью оцениваемых (вывозимых) товаров;

инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров;

материалы, израсходованные при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров;

проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, а также эскизы и чертежи, необходимые для производства оцениваемых (вывозимых) товаров;

в) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения оцениваемых (вывозимых) товаров вне территории Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым (вывозимым) товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, при условии, что указанные платежи относятся к оцениваемым (вывозимым) товарам;

г) часть дохода, полученного покупателем в результате последующей продажи, использования или распоряжения иным способом оцениваемых (вывозимых) товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу.

18. Дополнительные начисления, предусмотренные пунктом 17 настоящих Правил, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии таких сведений метод 1 не применяется.

19. При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров не производятся дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, кроме дополнительных начислений, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил.

20. Распределение стоимости использованных при производстве оцениваемых (вывозимых) товаров предметов, предусмотренных абзацем третьим подпункта «б» пункта 17 настоящих Правил, может осуществляться путем ее отнесения к таможенной стоимости первой партии товаров или к таможенной стоимости иного определенного декларантом количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у декларанта документов и в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель вывозимых товаров приобрел эти предметы у лиц, не являющихся взаимосвязанными лицами в отношении данного покупателя, либо расходы по их изготовлению, если такие предметы произведены покупателем оцениваемых (вывозимых) товаров или лицом, являющимся взаимосвязанным лицом в отношении этого покупателя. Если указанные предметы ранее использовались покупателем оцениваемых (вывозимых) товаров (независимо от того, были они им приобретены или произведены), исходная цена приобретения или производства подлежит уменьшению с тем, чтобы получить (определить) стоимость этих предметов с учетом их использования.

21. В отношении предоставленных покупателем продавцу предусмотренных абзацем пятым подпункта «б» пункта 17 настоящих Правил товаров и услуг, которые были приобретены или арендованы покупателем, дополнительные начисления производятся в части, касающейся расходов на их приобретение или аренду.

22. В случае ввоза в Российскую Федерацию товаров, предусмотренных подпунктом «б» пункта 17 настоящих Правил, их стоимостью считается таможенная стоимость, заявленная при ввозе этих товаров на таможенную территорию Таможенного союза и принятая в установленном порядке таможенным органом.

Если товары, предусмотренные подпунктом «б» пункта 17 настоящих Правил, были приобретены на таможенной территории Таможенного союза, их стоимостью считается стоимость приобретения.

23. При производстве дополнительных начислений, предусмотренных подпунктом «б» пункта 17 настоящих Правил, помимо стоимости непосредственно товаров и услуг либо соответственно таможенной стоимости этих товаров учитываются все расходы, связанные с предоставлением (доставкой) таких товаров продавцу (включая расходы на их возврат, если таковой предусмотрен).

24. В случае если раздельные платежи покупателя (то есть осуществленные помимо цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате), подлежащие учету в качестве дополнительных начислений, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, произведены в адрес российского лица, не являющегося продавцом оцениваемых (вывозимых) товаров, продавец указанных товаров вправе запрашивать и получать от этого лица документы, подтверждающие стоимость соответствующих товаров и (или) услуг.

25. Метод 1 не может быть применен, если указанные в пункте 24 настоящих Правил выплаты (платежи) произведены лицу, находящемуся вне территории Российской Федерации, и если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

а) продавец оцениваемых (вывозимых) товаров не располагает документами этого лица, подтверждающими стоимость товаров и (или) услуг;

б) достоверность документов невозможно подтвердить способами, совместимыми с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, при этом у таможенного органа отсутствует возможность осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, включая выездную таможенную проверку;

в) таможенная стоимость товаров, предусмотренная абзацем первым пункта 22 настоящих Правил, отсутствует или не может быть применена.

Метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2)

26. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена по методу 1, таможенной стоимостью таких товаров может являться стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары.

Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная по методу 1 и принятая таможенным органом.

27. Для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 2 используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (вывозимые) товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если и такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но по существу в тех же количествах. В случае если такие продажи также не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах.

Указанные данные корректируются с учетом различий в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или к уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод 2 не используется.

При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 2 при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с идентичными товарами для учета значительной разницы в расходах, связанных с вывозом оцениваемых и идентичных товаров, обусловленной различием в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта.

28. В случае выявления более одной стоимости сделки с идентичными товарами (с учетом корректировки, произведенной в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил), для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров применяется самая низкая из них.

Метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3)

29. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена по методу 1, таможенной стоимостью товаров может являться стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары.

Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная по методу 1 и принятая таможенным органом.

30. Для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 3 используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (вывозимые) товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если такие продажи также не выявлены, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах.

Указанные данные корректируются с учетом различий в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или к уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод 3 не используется.

При определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 3 при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с однородными товарами для учета значительной разницы в расходах, связанных с вывозом оцениваемых и однородных товаров, обусловленной различием в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта.

31. В случае выявления более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом корректировки, произведенной в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил), для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров применяется самая низкая из них.

Метод сложения (метод 5)

32. В случае невозможности определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 1 таможенной стоимостью этих товаров может являться расчетная стоимость, которая определяется путем сложения:

а) суммы расходов на изготовление или приобретение материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (вывозимых) товаров;

б) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (вывозимые) товары, которые производятся в Российской Федерации для вывоза в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары.

33. Расходы, указанные в подпункте «а» пункта 32 настоящих Правил, определяются на основе сведений о производстве оцениваемых (вывозимых) товаров, представленных производителем или от его имени и подтвержденных коммерческими документами производителя при условии, что такие документы соответствуют правилам бухгалтерского учета, установленным в Российской Федерации.

34. В расходы, указанные в подпункте «а» пункта 32 настоящих Правил, включаются расходы, указанные в абзацах третьем и четвертом подпункта «а» пункта 17 настоящих Правил, и соответствующим образом распределенная стоимость прямо или косвенно предоставленного покупателем для использования в связи с производством оцениваемых (вывозимых) товаров каждого предмета (товара) или услуги, указанных в подпункте «б» пункта 17 настоящих Правил.

При определении указанных расходов не допускается повторный учет одних и тех же показателей.

35. Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основе сведений, представленных производителем оцениваемых (вывозимых) товаров или от его имени. Если эти сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов, которые обычно имеют место при продаже товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (вывозимые) товары при их продаже для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, таможенный орган может определить обычную сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходов на основе имеющихся у него сведений.

Резервный метод (метод 6)

36. В случае невозможности определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методам 1, 2, 3 или 5 таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся в Российской Федерации, путем использования методов, совместимых с принципами Соглашения и положениями настоящих Правил.

37. Определение таможенной стоимости товаров по методу 6 осуществляется путем гибкого применения методов 1, 2, 3 или 5, в частности допускается следующее:

а) при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 2 или 3 допускается разумное отклонение от установленных пунктами 26 и 29 настоящих Правил требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть вывезены в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары;

б) при определении таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная по методу 2 или 3.

38. В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров по методу 6 не могут быть использованы:

а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

б) цена товара, поставляемого из Российской Федерации для продажи в иную страну, чем страна, в которую поставляются оцениваемые (вывозимые) товары;

в) расходы, не включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров при определении таможенной стоимости по методу 5;

г) система, предусматривающая принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;

д) минимальная таможенная стоимость;

е) произвольная или фиктивная стоимость.

39. В случае применения таможенным органом положений, предусмотренных пунктами 11 — 37 настоящих Правил, он обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

/ Для юридических лиц

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров

Порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров установлен Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и производится путем применения одного из шести методов определения таможенной стоимости товаров:

— по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
— по стоимости сделки с идентичными товарами;
— по стоимости сделки с однородными товарами;
— методом вычитания стоимости;
— методом сложения стоимости;
— резервным методом.

В качестве основного метода определения таможенной стоимости широко используется метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В случаях, когда основной метод применить нельзя, последовательно применяется каждый из перечисленных методов.

Перечень документов, необходимых для определения таможенной стоимости ввозимых товаров указан в .

Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (Метод 1)

Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, где под таможенной стоимостью ввозимого товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны

При определении таможенной стоимости товара, в цену сделки включаются следующие расходы, при условии, если они не были ранее в нее включены:

— Расходы по доставке товара на единую таможенную территорию таможенного союза (стоимость транспортировки, погрузки или разгрузки, страховая сумма);
— Расходы, понесенные покупателем (брокерские и комиссионные вознаграждения, стоимость многооборотной тары, стоимость упаковки);
— Часть стоимости товаров или услуг, которые были представлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для производства и продажи конечных товаров (сырье, материалы, детали, инструменты, штампы, формы, дизайн, эскизы, чертежи);
— Лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
— Часть дохода продавца от любой последующей перепродажи, передачи или использования оцениваемых товаров.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

а) платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на единой таможенной территории таможенного союза;
б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.

Следует отметить, что включение понесенных расходов или платежей в цену сделки осуществляется только при условии, когда:

— есть документальное подтверждение этих расходов или платежей;
— они не включены в цену товара; они оплачиваются покупателем.

Дополнительно декларант может предоставить документы, подтверждающие расходы, понесенные декларантом за операции по доставке товара после ввоза на единую таможенную территорию таможенного союза, которые подлежат исключению из цены сделки. Также исключению подлежат расходы на строительство, сборку, монтаж и обслуживание, производимые после ввоза товаров; пошлины, налоги и сборы, взимаемые в ТС.

Метод определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован, когда:

— Существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением ограничений установленных законодательством ТС; географического региона, где товары могут быть перепроданы ограничений существенно не влияющих на цену товара;
— Продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
— Сведения о таможенной стоимости, предоставленные декларантом, не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными;
— Установлена взаимозависимость участников сделки, за исключением случаев, когда эта взаимозависимость не повлияла на цену сделки.

Другими словами, сделки, не предусматривающие собой передачу права собственности на товары от продавца к покупателю за определенное вознаграждение не будут расцениваться как продажа (подарки, бесплатные образцы; товары, ввезенные филиалом, не являющимся самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности; товары, ввезенные на условиях консигнации или в целях проката, аренды, займу). В этих случаях, определение таможенной стоимости по методу 1 невозможно.

Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами (Метод 2)

При невозможности определения стоимости сделки с ввозимыми товарами, либо невыполнения условий применения основного метода, используется метод определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с идентичными товарами. Суть данного метода изложена в статье 6 , по которому, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется путем использования стоимости сделки идентичных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу 1.

В качестве обязательного критерия определения таможенной стоимости товаров по методу 2 используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и в том же количестве, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров. В случае, если эти критерии серьезно разнятся, то цена сделки с идентичными товарами подвергается соответствующей корректировке для компенсации разницы и приведения сравниваемых условий к сопоставимому виду.

При этом под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми товарами по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, стране происхождения и производителю.

Незначительные различия во внешнем виде не являются основанием для отказа к применению метода 2. Незначительными различиями признаются: размер, этикетка, цвет. Сравниваемые товары должны быть обязательно произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.

Товары, произведенные в одной стране разными производителями, могут рассматриваться как идентичные только в случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, выпущенных производителем оцениваемых товаров.

При определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу 2, при необходимости может производиться корректировка таможенной стоимости идентичных товаров, в случаях нахождения различий в расстоянии перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.

В случае если определено наличие нескольких стоимостей сделки с идентичными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

Метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами (Метод 3)

В случаях, когда условия применения метода 1 и метода 2 не выполняются, применяется метод по стоимости сделки с однородными товарами. При использовании данного метода, таможенная стоимость ввозимых товаров будет определяться как стоимость сделки с однородными товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.

В качестве дополнительного критерия использования этого метода установлено, что товары, выбранные для сравнения, должны быть ввезены в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне с ввозимыми товарами, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров. В случае различия этой информации, цена сделки с однородными товарами подвергается соответствующей корректировке.

Однородными товарами могут являться товары со схожими характеристиками и состоящие из схожих компонентов, которые позволяют им выполнять те же самые функции, что и оцениваемым товарам.

Учитываются следующие признаки однородности товаров: качество товара, наличие товарного знака и его репутация на рынке, страна происхождения товара, а также производитель товара.

В случае применения метода 3 определения таможенной стоимости, необходимо помнить, что:

— Товары не будут считаться однородными с оцениваемыми, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
— Товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, принимаются во внимание только если не имеется однородных товаров, произведенных производителем оцениваемых товаров;
— Товары не будут считаться однородными, если их проектирование, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на территории Таможенного союза.

При определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу 3, может производиться корректировка таможенной стоимости однородных товаров, в случаях нахождения различий в расстоянии перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.

В случае если определено наличие нескольких стоимостей сделки с однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

Метод вычитания стоимости (Метод 4)

В случаях, когда методы 1-3 не могут быть применены для определения таможенной стоимости, используется метод вычитания стоимости. Данный метод применяется в том случае, если оцениваемые товары либо идентичные или однородные им товары продаются на территории таможенного союза в том же состоянии, в котором они были ввезены.

Под этим термином понимаются операции не связанные с производством (сборка) и дальнейшей обработкой товаров. Стоит отметить, что товар будет считаться в неизмененном состоянии в случае осуществления операций по переупаковке товаров для внутреннего рынка. Естественные изменения с товаром (усушка, испарение) также будут считаться товаром неизмененного состояния.

В качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на единой таможенной территории таможенного союза, в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу Таможенного союза.

За основу метода 4 берется цена, по которой товары продаются в ТС. Для правильного определения наибольшего совокупного количества производится суммирование всех продаж товара по одной цене.

Для исчисления таможенной стоимости на основании внутренней цены, производятся следующие вычеты сумм:

— Расходы на выплату вознаграждений агенту (надбавка на прибыль, общие расходы связанные с продажей ввозимых товаров того же класса и вида на территории ТС;
— Расходы, понесенные за транспортировку, страхование, а так же организацию погрузочных, разгрузочных работ на территории ТС;
— Суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов, а также иных платежей, подлежащих уплате на территории ТС в связи с ввозом или продажей товаров;

Для данного метода существует своя особенность определения взаимозависимости сторон. В отличие от статьи 19 , под взаимозависимостью сторон, при использовании метода 4, понимается взаимозависимость между импортером и покупателем на территории ТС. Однако, критерии взаимозависимости, остаются прежними.

В рамках данного метода рассматриваются только продажи, предназначенные только для внутреннего потребления, осуществленные на территории ТС. При этом законом установлены временные ограничения применения данного метода — не позднее 90 дней с даты фактического ввоза.

Метод сложения стоимости (Метод 5)

В качестве еще одного метода определения таможенной стоимости используется метод сложения стоимости, где за основу принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определяется путем сложения расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров, с учетом:

— расходов по упаковке, включая стоимость тары, контейнеров, прокладочных материалов и стоимость работ по упаковке;
— стоимости товаров и услуг, предоставленных бесплатно или по сниженной цене покупателем продавцу;
— инженерно-конструкторской проработки и других видов работ, произведенных вне территории ТС;
— расходов, связанных с транспортировкой товаров, погрузкой, выгрузкой или перегрузкой товаров, их страхованием, до момента прибытия товаров на таможенную территорию ТС;
— суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов получаемой экспортером, эквивалентной той величине, которая учитывается при продажах товаров того же класса или вида (товары одной группы или диапазона изделий, изготовленных одним сектором промышленности или отраслью), что и оцениваемые товары, произведенные в стране экспорта для вывоза в ТС.

Другими словами, при использовании метода 5, таможенная стоимость оцениваемых товаров будет определяться на основе издержек производства этих товаров, к которым добавляются суммы прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в ТС.

Для этих целей необходимы сведения об издержках производства оцениваемых товаров, которые можно получить только за пределами страны ввоза. В большинстве случаев, производитель товаров находится на территории другого государства, в связи с чем, использование метода сложения стоимости будет ограничено случаями, в которых покупатель и продавец являются взаимозависимыми лицами, и производитель готов представить властям страны ввоза необходимые сведения об издержках производства. Данные об издержках должны быть определены на основании сведений, относящихся к производству оцениваемых товаров и предоставляемых производителем или доверенным лицом. При этом информация принимается в форме коммерческих отчетов производителя, в случаях если такие отчеты соответствуют общепринятым принципам учета в стране производства.

В случаях, когда данные изготовителя по прибыли и общим расходам не соотносятся с показателями торговли, для расчетов берутся данные, соответствующие торговым показателям. Тем самым, могут возникнуть ситуации, когда решение в отношении таможенной стоимости принимается на основании информации, полученной из других источников.

В соответствии с установленными международными нормами, ни одна из сторон не может потребовать от нерезидента предоставить доступ к его учетной документации или счетам с целью определения таможенной стоимости.

Резервный метод (Метод 6)

Иногда возникают ситуации, когда ни один из вариантов определения таможенной стоимости не может быть использован. Чаще всего это случаи, когда товары ввозятся временно или не перепродаются в стране-импортере, либо в случаях, когда изготовитель неизвестен или отказывается предоставить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.

Именно в этих исключительных случаях применяется резервный метод, предусматривающий определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учетом мировой практики.

В соответствии с статьей 7 Соглашения ГАТТ/ВТО по таможенной оценке, в рамках метода 6, таможенная стоимость определяется с использованием разумных способов, совместимых с принципами и общими условиями Соглашения и на базе данных, имеющихся в стране-импортере. Другими словами, резервный метод не дает специального способа оценки товаров, однако, при осуществлении оценки требует учитывать ряд принципов. Таможенная стоимость определяется в соответствии с установленными методами, допуская определенную гибкость в случае их применения, для достижения общих целей и условий принятой системы оценки товаров в таможенных целях.

В рамках проведения резервного метода соблюдается та же последовательность применения методов оценки.

Среди общих принципов, установленных Соглашением ГАТТ/ВТО, при использовании метода 6, можно выделить:

— Базирование оценки на стоимости сделки ввезенных товаров;
— Обеспечение единообразного осуществления оценки товаров;
— Честность осуществления оценки товаров;
— Простота критериев оценки и их беспристрастность;
— Совместимость методов оценки с коммерческой практикой;
— Использование ближайших зафиксированных стоимостей, в случае невозможности определения таможенной стоимости по методу 1;
— Неприменение стоимости товаров отечественного происхождения в качестве основы оценки стоимости товаров.

Сущность данного метода заключается в гибкости подхода к использованию методов определения таможенной стоимости. В частности, допускается следующее:

— Может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем оцениваемые товары;
— Может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная методом вычитания или сложения;
— При определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных временных ограничений;
— При определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания допускается отклонение от установленных временных ограничений.

При использовании метода 6 допускается осуществление расчетов таможенной стоимости на основе реальных, обоснованных ценовых данных. При определении таможенной стоимости по методу 6 можно использовать: прейскуранты цен; каталоги, содержащие подробное описание товара; предложения цен по поставкам товаров на территорию ТС; биржевые котировки; статистические данные об общепринятых уровнях комиссионных, скидок, прибыли, тарифах на транспорт; результаты товарно-стоимостной экспертизы и др.

Общим требованием к данным по другим сделкам или разрешенной ценовой информации при использовании метода 6, будет необходимость учета базовых, исходных условий конкретных сделок, а также соответствующей идентификации цены и товара.

Дополнительно, таможенным законодательством установлены случаи, когда метод 6 не может быть использован в качестве основы определения таможенной стоимости. Так, например, по резервному методу не могут быть использованы:

— Цена товара на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на единой таможенной территории Таможенного союза;
— Цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
— Цена на внутреннем рынке;
— Цена на товары на внутреннем рынке страны вывоза
— Иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров методом сложения;
— Цена, которая предусматривает принятие наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
— Произвольно установленная или фиктивная цена.
— Минимальные таможенные стоимости.

Применяя резервный метод, декларант имеет право запросить в таможенном органе имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию по интересующим товарам и использовать ее в расчетах при определении таможенной стоимости.

В случае если данный метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

Законодательные нормы РФ предусматривают необходимость оформления ввозимых и вывозимых через госграницу товаров. В рамках такой процедуры, которая может называться декларированием, таможенной очисткой, заявитель подает документ – декларацию. Посредством этого документа таможенный орган получает необходимую информацию о товаре, что позволяет подтвердить или опровергнуть законность факта перемещения груза через границу. Предоставляемые сведения должны быть корректными и достоверными, в противном случае заявителю грозит административная ответственность, а товар будет задержан.

Вопросы таможенного оформления товаров в РФ находятся в юрисдикции Федеральной таможенной службы (ФТС). Учитывая, что Россия входит в состав Таможенного союза, поэтому на ее территории действуют те же правила таможенного регулирования, что и в других государствах-членах ТС.

В рамках действующего Таможенного кодекса Таможенного Союза (ТК ТС) термин «таможенное оформление» больше не фигурирует и заменен на «таможенное декларирование».

Как происходит таможенное декларирование

Можно выделить следующие основные этапы декларирования товаров:

  • регистрация и выпуск деклараций на товар(ы);
  • проверка кода ТН ВЭД (если классификация товаров определяется как некорректная, таможенный орган сам определяет соответствующий код);
  • проверка соответствия заявленной и фактической таможенной стоимости: для этого таможенный орган может потребовать документы, где отражено, сколько стоит товар, может отправить запрос в соответствующие контролирующие органы;
  • уплата необходимых таможенных пошлин и налогов;
  • контроль валютных перечислений на счета банков согласно конкретным внешнеторговым сделкам.

Какие документы может потребовать таможенный орган

Чтобы провести декларирование товаров, необходимо предоставить документы, на основании которых заполнена ТД (ст. 183 ТК РФ):

  • договор на сделку ВЭД, соглашение на поставку и т.п.;
  • товарно-транспортные документы на товар (коносамент, накладные и т.п.);
  • документы, которые послужили основанием для присвоения товару того или иного кода ТН ВЭД;
  • документы-подтверждения уплаты таможенных платежей;
  • платежные поручения;
  • документы-подтверждения заявленной таможенной стоимости;
  • документы, подтверждающие соблюдение нетарифных ограничений (лицензии, сертификаты безопасности, сертификаты соответствия, ветеринарные сертификаты и т.п.);
  • доверенность, если декларированием занимается доверенное лицо;
  • пакет документов компании (уставные документы, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о внесении в ЕГСД, коды статистики, справка о открытом банковском счете).

Кроме того, при импорте товаров потребуются:

  • экспортная декларация;
  • прайс-лист от отправителя;
  • сертификаты формы «А», «СТ-1» (при наличии).

При экспорте потребуется:

  • счет-фактура;
  • заключенный контракт;
  • упаковочные листы и спецификации;
  • калькуляция стоимости товара;
  • технический паспорт;
  • CMR, TIR.

Если в ТД содержаться сведения, которые не нашли свое отражение ни в одном из документов, указанных выше, требуется представление иного документа. Если в силу определенных объективных обстоятельств некоторые документально зафиксированные сведения не могут быть предоставлены, то заявитель вправе обратиться в таможенный орган с просьбой разрешить представить такие документы до выпуска товара или в ряде случаев возможно даже после выпуска.

Если какие-то документы ранее уже подавались в таможенный орган, то достаточно их копий или предоставления сведений о предыдущей подаче.

Декларируя товар, лицо-заявитель может представлять в таможенный орган документы и сведения на государственных языках стран-членов Таможенного союза и на иностранных языках. При этом уполномоченный представитель таможни может потребовать перевод с языка, который не является государственным для органа таможни, куда представляются документы.

Когда применяется особая процедура декларирования товаров

В ряде случаев нормами таможенного законодательства РФ и/или государств-членов ТС для отдельных категорий товаров и лиц их перемещающих процедура декларирования может отличаться, в частности если:

  • один и тот же декларант регулярно перемещает через госграницу товар в течение определенного времени;
  • декларант не располагает точными данными, требуемыми для декларирования;
  • товар перемещается трубопроводным транспортом и по линиям электропередач;
  • товар перемещается в несобранном либо разобранном виде (включая некомплектный или незавершенный формат).

Кто может выступить в роли декларанта

Основная характеристика лица-заявителя согласно новому ТК РФ – это обладание правом распоряжаться товарами на таможенной территории России. Возможность того или иного лица выступить в роли декларанта, зависит от основания, дающего право распоряжения товаром. Как правило, таким основанием является внешнеэкономическая сделка.

Если речь не идет о сделке, одна из сторон которой представляет Россию, то декларантом может выступить лицо, которое имеет российское гражданство или:

  • перемещает товар для личных нужд;
  • представляет иностранную организацию, имеющую на территории РФ представительства;
  • официально представляет иностранное государство, международную организацию;
  • является иностранным перевозчиком.

В новой редакции таможенного кодекса таможенный брокер не выступает в роли декларанта. Теперь брокер лишь совершает таможенные операции от имени и по поручению лица-заявителя.

Какой товар может быть отнесен к категории «для личного пользования»

В ст. 4 ТК ТС, а именно пункте 36 отражено определение таких товаров – это вещи, предполагающие использование для осуществления бытовых нужд, в личных целях, не связанных с коммерцией. В таком случае перемещение через госграницу происходит по упрощенной процедуре, как правило, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Какие вещи будут расценены сотрудниками таможни, как предметы для личного пользования? Для выполнения такой оценки уполномоченные представители таможни принимают во внимание не только количество и стоимость товара, но и то, как часто конкретное физлицо пересекает границу с провозом товаров.

На практике органы таможни применяют следующие критерии для определения назначения товаров:

  • исходные свойства товара: если изделие традиционно не используется в быту и не имеет соответствующих характеристик, позволяющих его использование, такое изделие не будет отнесено к категории «для личного пользования»;
  • количество: оценивается, насколько объем провозимого товара может объективно соответствовать возможностям потребления конкретного лица или его семьи;
  • частота перемещения товаров через госграницу: даже если лицо перевозит тот или иной товар в небольших, на первый взгляд, разумных объемах, но делает это достаточно часто, то сотрудник таможни разумно может заподозрить коммерческую цель такого перемещения товара.

Таким образом, при отнесении товара к категории «для личного пользования» невозможно исключить субъективный фактор. Рассматривая каждый случай индивидуально, сотрудник таможни может также принять во внимание состав семьи, место работы, место жительства, ассортимент изделий и т.д. Немаловажным аргументом могут стать чеки, подтверждающие факт приобретения товаров в розницу.

Права и обязанности декларанта

Права лица-декларанта относительно декларируемых твоаров включают:

  • осмотр и измерение товаров, подлежащих декларированию, до подачи декларации;
  • взятие проб и образцов товаров, подлежащих декларированию и ввезенных на таможенную территорию РФ (с разрешения органа таможни);
  • присутствие при осмотре, досмотре, взятии проб и образцов;
  • ознакомление с имеющимися результатами проведенных исследований проб и образцов;
  • предоставление документов и сведений с целью декларирования товаров в электронном виде;
  • пользование правами и полномочиями согласно ТК РФ.

Обязанности предполагают:

  • подачу таможенной декларации и представление в таможенный орган всех требуемых документов и сведений касательно декларируемых товаров;
  • предъявление декларируемых товаров по требованию уполномоченных сотрудников таможни;
  • уплату таможенных платежей.

Уплата таможенных сборов и пошлин, налогов: сроки и порядок

Таможенные сборы как в случае экспорта, так и при импорте должны уплачиваться одновременно с подачей ТД согласно установленным ставкам.

Уплата таможенных сборов, а также пошлин, налогов осуществляется на расчетный счет Федерального казначейства. В распоряжении о переводе оплаты указывается код таможни, в регионе деятельность которой происходит декларирование (код можно узнать на официальном сайте ФТС России, где также доступна информация о реквизитах счета). Юридическое лицо вправе выполнить оплату со своего расчетного счета в кредитной организации, а также посредством электронных средств платежа.

Если товар импортируется, таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены в следующие сроки:

  1. касательно товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – до выпуска;
  2. касательно товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с заявлением о наличии льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, связанных с ограничениями пользования и/или распоряжения данными товарами:
    • если декларант отказывается от применения льгот – до внесения изменений в части отказа от льгот в ранее поданную заявителем ТД;
    • если были совершены действия с товарами в нарушение ограничений по пользованию и/или распоряжению такими товарами в связи с применением льгот, либо если цели не соответствуют условиям предоставления льгот, — в 1-й день совершения указанных действий. В случае невозможности достоверно установить день, используется дата регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Если товар экспортируется, то таможенные пошлины должны быть уплачены до выпуска товаров, либо в случае временного периодического декларирования:

  • при подаче временной декларации на товар – до выпуска товара;
  • при подаче полной декларации на товар – одновременно с подачей такой декларации.

Как задекларировать стоимость товара

Ст. 65 ТК ТС посвящена вопросу декларирования таможенной стоимости товара, информация о которой вносится при заполнении ТД. Кроме того, в декларации нужно указать и как эта стоимость была определена: метод определения, обстоятельства сделки ВЭД. Декларант обязан приложить соответствующие подтверждающие документы.

Выбор метода не оставляется на усмотрение декларанта. Как правило, используется метод при сделках с ввозимыми товарами, согласно которому таможенная стоимость – это максимально возможная стоимость сделки с такого рода товаром. Чтобы определить денежное выражение стоимости используется цена, которая уже была или будет уплачена при фактическом перемещении через границу товара на единой таможенной территории ТС.

Следует отметить, что процедура определения таможенной стоимости товаров требует достаточно глубоких знаний, поэтому такую задачу лучше делегировать таможенному брокеру либо заранее проконсультироваться с должностным лицом таможни, в том числе и направив письменный запрос. Сотрудники таможни не имеют право заранее назвать таможенную стоимость, однако обязаны будут своевременно (в течение 1 месяца) предоставить достоверную информацию касательно этого вопроса.

Формы таможенного декларирования

Возможны следующие формы таможенного декларирования:

  • устная: такой формой могут воспользоваться исключительно физлица, перевозя через границу вещи для личного пользования. Субъект проходит через «зеленый коридор», заявляя о том, что не везет с собой товар в коммерческих целях. Однако если при выборочной проверке уполномоченным сотрудником таможни будет выявлен товар, который включен в перечень товаров, подлежащих обязательному декларированию, это повлечет привлечение физлица к ответственности согласно законодательству РФ;
  • письменная: при ввозе или вывозе товаров юридическим лицом такая форма обязательна. Физлицо в ряде случаев также обязано письменно задекларировать товар или может сделать это по собственной инициативе. Наиболее часто с такой процедурой сталкиваются владельцы транспортных средств, пересекая границу;
  • электронная: декларация на товар подается удаленно согласно общим требованиям, удостоверяется электронно-цифровой подписью заявителя. Такая форма позволяет значительно ускорить проведение процедур декларирования, обеспечивая возможность заявителю производить декларирование товаров сразу на нескольких таможенных постах.

Конклюдентное декларирование имеет место, когда декларант своими действиями сообщает, что не имеет товаров, подлежащих декларированию, например, проходит через «зеленый» коридор.

Декларация на товар может быть подготовлена и подана самостоятельно декларантом. Однако если речь идет не о физическом, а о юридическом лице, в частности компании, осуществляющей ВЭД, то как правило, подачу и заполнение декларации осуществляет посредник – брокер. Как показывает практика, такой способ осуществить декларирование товаров экономически оправдан.

Порядок подачи и регистрации декларации на товары

Заранее сформированный пакет документов перед подачей декларации на товар декларант размещает в электронном архиве документов декларанта (ЭАДД). Документ в ЭАДД размещается однократно и доступен для любого таможенного органа без территориальной привязки.

Требования к форматам документов устанавливаются ФТС России.

При размещении документов в ЭАДД декларант получает идентификационный номер документа, который в дальнейшем будет указывать в декларации на товар.

Осуществлять декларирование товаров в электронной форме, подавая непосредственно декларацию на товар и сопроводительную документацию, на основании которой она заполнена, можно посредством:

  • портала электронного декларирования ФТС РФ;
  • специализированных программных средств, имеющих соответствующие сертификаты;
  • услуг таможенных представителей.

Поданная декларация автоматически проходит проверку на наличие ошибок по формату и структуре, и в случае обнаружения таковых возвращается заявителю для внесения исправлений.

Как происходит электронное декларирование товаров: общая схема организации процесса

Данный процесс строго формализован. Его осуществление предполагает использование целого комплекса программных и технических средств, что обуславливает высокую стоимость. Поэтому такая процедура организовывается через информационного оператора, имеющего соответствующую лицензию. Участник ВЭД берет на себя оплату за каждую успешно оформленную и переданную грузовую транспортную декларацию на товар (ГТД).

Чтобы обладать правом оказания услуг по электронному декларированию товаров, оператор должен иметь:

  • лицензии на оказание услуг связи;
  • лицензии на работу с ЭЦП;
  • лицензии, выдаваемые ФСБ, на услуги в сфере шифрования информации и выполнения технического обслуживания шифровальных устройств;
  • собственные абонентские пункты, аттестованные на соответствие требованиям информационной безопасности.

Задача декларанта заключается в том, чтобы оформить ГТД на товар и другие необходимые сопроводительные документы и, заверив их своей ЭЦП, отправить информационному оператору. Далее пакет документов проходит следующий путь:

  • через сервер оператора попадает в АПС «Электронное предоставление сведений» ГНИВЦ ФТС России, где происходит проверка прав доступа декларанта к системе электронного декларирования и достоверность ЭЦП;
  • через канал ведомственной транспортной системы таможенных органов поступает в систему АИСТ РТ-21 (АИС «АИСТ-М») того таможенного поста, где будет производиться таможенное оформление товаров.

Сообщения таможенного инспектора проделывают обратный путь в направлении декларанта (циклов может быть несколько).

Электронное декларирование товаров позволяет не только ускорить саму процедуру, но и, в конечном счете, увеличить товарооборот за счет увеличения пропускной способности каждого таможенного пункта, снизив при этом трудоемкость работы сотрудников таможни, а также ускорить поступление таможенных платежей в госбюджет. И, конечно же, максимальная формализация процедуры и перевод в удаленный режим, когда декларант и инспектор не имеют возможности личного контакта, снижает влияние субъективных факторов.

Грузовая таможенная декларация: понятие, функции

Грузовая таможенная декларация – документ, в котором участник ВЭД заявляет основные сведения о товаре. Именно этот документ является основополагающим при проведении процедуры таможенного декларирования товаров. Кроме того, ГТД используется для:

  • формирования статистики внешней торговли;
  • начисления и взимания таможенных платежей;
  • представления участником ВЭД законности сделки;
  • подтверждения органом таможенного контроля законности импорта или экспорта товара.

В рамках ГТД заявитель предоставляет основные сведения о товаре: наименование, вес, стоимость, коды ТН ВЭД, таможенный режим и многое другое. Благодаря введению в практику ГТД, таможенный документооборот значительно сократился, и стала возможна автоматизация процесса обработки данных.

Виды таможенных деклараций

Согласно ТК ТС выделяют следующие виды таможенных деклараций (ТД):

  • на товар: предоставляется субъектами хозяйственно-торговой деятельности при осуществлении ВЭД;
  • транзитная: необходима при провозе товаров по процедуре транзита;
  • пассажирская: должна быть подана физлицами на товары для личного пользования, а также транспортные средства, культурные ценности, валюту, если они подпадают под пункты ст. 335 ТК ТС;
  • на транспортное средство: должна быть заполнена и подана, если речь идет о провозе через госграницу транспортного средства.

Транзитная декларация

Ст. 182 ТК РФ регламентирует порядок подачи транзитной декларации, представляемой в случае помещения товара под процедуру таможенного транзита. В роли такого документа могут выступить транспортные, коммерческие и/или иные документы.

Транзитная декларация должна включать следующие данные:

  • кто является отправителем, получателем товара согласно с транспортными документами;
  • страна отправления и назначения товара;
  • кто выступает декларантом;
  • кто является перевозчиком;
  • информация о транспортном средстве, выполняющем международную перевозку товара;
  • наименование, количество, стоимость перевозимого товара согласно с транспортными (или коммерческими) документами;
  • код товара на уровне не менее 6-ти первых знаков согласно с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров либо Товарной номенклатурой ВЭД;
  • вес брутто или объем, а также данные о количестве товара в дополнительных единицах измерения по каждому коду (если имеются такие сведения);
  • количество грузовых мест;
  • пункт назначения товаров;
  • информация о документах, которые подтверждают соблюдение ограничений в связи с перемещением через таможенную границу;
  • планируется ли перегрузка или другие грузовые операции на пути следования транспортного средства.

Сроки оформления таможенной декларации

ТД на импортируемый в зону Таможенного Союза (ТС) товар должна быть подана до окончания срока, отведенного для временного хранения – 2-х месяцев. По заявлению декларанта срок может быть пролонгирован еще на 2 месяца. В случае экспорта ТД должна быть подана до момента убытия товаров с таможенной территории ТС.

Особенности предварительного таможенного декларирования

Подать таможенную декларацию закон разрешает и до момента ввоза товаров иностранного происхождения на таможенную территорию Таможенного союза. В таком случае декларант может предоставить копии транспортных или коммерческих документов, на основании которых будет происходить процедура таможенной очистки товара, либо предоставить сведения из этих документов удаленно – в электронном виде. В дальнейшем при прохождении таможенного контроля предоставленные ранее данные будут сопоставлены с данными оригиналов документов.

При этом допускается отсутствие в таможенной декларации сведений, которые не могут быть известны декларанту до момента попадания товара на таможенную территорию Таможенного союза и/или их представления органу таможни. Такие сведения подлежат внесению в декларацию до принятия решения о выпуске товара.

В случае каких-либо изменений (количественных, стоимостных) показателей, заявленных предварительно, в обязательном порядке должны быть предоставлены документы, подтверждающие такие изменения. Если после ввоза товара на таможенную территорию ТС заявитель обнаружил несоответствие веса, количества или стоимости от данных, поданных им предварительно, декларант имеет право отозвать свою декларацию.

Если в течение 30-ти календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации товар не был предъявлен на таможне либо если в течение указанного периода были введены какие-либо запреты и ограничения в отношении товара, таможенный орган откажет в выпуске такого товара.

Основания для выпуска товаров и для его приостановления

Таможенный орган уполномочен осуществить выпуск товаров в случаях, если соблюдены следующие условия:

  • в процессе таможенного оформления и проверки товаров не были выявлены нарушения законодательства РФ либо выявленные нарушения были устранены;
  • таможенный орган получил все необходимые лицензии, сертификаты и другие подтверждающие документы, свидетельствующие о соблюдении ограничений, установленных законодательством РФ, кроме случаев, когда такие документы допустимо предоставить после выпуска товаров;
  • соблюдены все требования и условия помещения товаров под определенный декларантом таможенный режим;
  • уплачены все таможенные пошлины и налоги либо декларантом представлено обеспечение уплаты таковых.

Согласно ст. 397 ТК РФ выпуск товаров может быть приостановлен на 10 рабочих дней, таможенный орган выявит товар, указанный правообладателем (его представителем) как контрафактный. При этом правообладатель может письменно обратиться с мотивированной просьбой о пролонгации срока невыпуска еще на 10 рабочих дней.

Решение о приостановлении выпуска принимается начальником таможни или его заместителем, о чем декларант должен быть уведомлен не позднее дня, следующего за днем приостановления выпуска. Таможенный орган должен сообщить декларанту не только о таком факте, но и о причинах, сроках, а также предоставить информацию о правообладателе (ФИО, адрес).

Если окажется, что товар, выпуск которого был приостановлен, не является контрафактным, правообладатель считается ответственным за имущественный вред, причиненный декларанту вследствие задержки процедуры выпуска.

Меры по приостановлению выпуска не могут быть применены относительно объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых физлицами или пересылаемыми в почтовых отправлениях, не в коммерческих целях.

«Подводные камни» при таможенном декларировании товаров

К числу проблемных аспектов декларирования можно отнести следующие ситуации:

  • документация, участвующая в процедуре декларирования, оформлена недостоверно или с ошибками. Это может стать причиной принятия мер, ограничивающих выпуск товара до момента устранения неточностей;
  • намеренное или непреднамеренное невключение товара в декларацию может быть расценено как попытка к контрабанде, что приведет к аресту груза и применению норм административной или уголовной ответственности относительно к лицу-заявителю;
  • возникновение подозрений у сотрудников таможни относительно перемещаемого товара может стать поводом для помещения груза на склад временного хранения в ожидании сведений уточняющего характера.

Услуга по оформлению таможенной декларации от «Балткомплект»

Компания «Балткомплект» является одним из крупнейших таможенных брокеров на Северо-Западе. Мы оказываем услуги по таможенному декларированию товаров и грузов для ряда компаний, чья деятельность связана с внешней торговлей. В услугу входят таможенное декларирование:

  • товаров;
  • грузов;
  • опасных грузов;
  • транспортных средств;
  • денежных средств;
  • подача ЭДТ.

Таким образом, любой ваш груз (товар) проходит необходимые юридические процедуры. Пользуясь услугами таможенного декларирования в компании «Балткомплект», вы получаете ответственное, квалифицированное и своевременное решение ваших проблем по оформлению ваших грузов в таможне.

Стоимость данной услуги вы можете узнать, связавшись с нашими специалистами и предоставив основную информацию, необходимую для расчета.

Преимущества работы с компанией «Балткомплект»

Выбирая нашу компанию в качестве брокера, наши клиенты получают следующие преимущества:

  • оперативность выполнения работы и минимум рисков: в нашей компании работают только опытные квалифицированные сотрудники, которые знакомы со всеми актуальными нормами таможенного законодательства;
  • возможность получать квалифицированную консультацию;
  • индивидуальный подход к каждому клиенту;
  • гарантии качественного выполнения взятых на себя обязательств.

Не сомневайтесь – обратитесь к профессионалам!

В настоящее время формы де­кла­ра­ций та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти ДТС-1 и ДТС-2 и порядок декларирования утвер­жде­ны Ре­ше­ни­ем Ко­мис­сии Та­мо­жен­но­го союза от 20.09.2010 № 376. С 01.07.2019 этот порядок отменяется Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 160 (далее — Решение № 160).

Когда нужна ДТС-1, когда – ДТС-2

Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при декларировании товаров.

Де­кла­ра­ция та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти (ДТС-1 и ДТС-2) яв­ля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой ча­стью де­кла­ра­ции на то­ва­ры (п. 2 ст. 105 ТК ЕАЭС).

В ДТС участник ВЭД за­яв­ляет све­де­ния о та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти то­ва­ров, в т. ч. о ме­то­де опре­де­ле­ния та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти то­ва­ров, а также об усло­ви­ях и об­сто­я­тель­ствах сдел­ки, которые имеют от­но­ше­ние к опре­де­ле­нию та­мо­жен­ной сто­и­мо­сти товаров.

Определить таможенную стоимость ввозимых товаров можно одним из шести методов:

1 — по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2 — по стоимости сделки с идентичными товарами;

3 — по стоимости сделки с однородными товарами ;

4 — метод вычитания;

5 — метод сложения;

6 — резервный метод.

Напомним, что основным методом является метод 1. Если основной метод использовать нельзя, последовательно применяют каждый из других методов.

ДТС-1 заполняют, если таможенная стоимость товаров определена по методу 1 — по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В остальных случаях заполняют ДТС-2.

Когда заполнять ДТС

Главное новшество Решения № 160 – это установление случаев, когда требуется заполнять ДТС. Это должно привести к упрощению таможенного оформления.

ДТС заполняется в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Это требуется в случае, если в отношении товаров уплачиваются таможенные пошлины, налоги, таможенная стоимость товаров определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и имеется взаимосвязь между продавцом и покупателем товаров в значении, указанном в статье 37 ТК ЕАЭС, а именно:

  • они являются сотрудниками или директорами (руководителями) организаций друг друга;
  • они являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;
  • они являются работодателем и работником;
  • какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем 5 или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;
  • одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
  • оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
  • вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
  • они являются родственниками или членами одной семьи.

Также если в отношении товаров уплачиваются таможенные пошлины, налоги, и к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС.

ДТС придется заполнить, если вносятся изменения (дополнения) в сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации на товары, кроме изменений в связи с выявлением исключительно технических ошибок (опечаток, арифметических ошибок, в том числе из-за неправильного применения курса валюты).

Также ДТС нужно заполнять:

  • если применяется процедура отложенного определения таможенной стоимости товаров;
  • по требованию таможенного органа, если при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом запрошены коммерческие, бухгалтерские документы, иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения;
  • по инициативе декларанта.

С 01.07.2019 ДТС будет заполняться по новой форме, утвержденной Решением № 160.

Изменения в наименованиях граф формы связаны с изменением терминологии в ТК ЕАЭС или носят технический характер.