Порядок уплаты налога

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору законодательством о налогах и сборах, поэтому не существует какой-то универсальной даты сдачи отчетности или оплаты налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, причем, если более продолжительный срок не указан в уведомлении, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения этого налогового уведомления.

В течение налогового периода могут быть установлены предварительные платежи по налогу (авансовые платежи), нарушение порядка исчисления которых не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, но за пропуск срока оплаты начисляются пени.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме, но при отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

  • бесплатно принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджет по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  • вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
  • выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции установленной формы, подтверждающие прием этих денежных средств;
  • представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджет.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Порядок и сроки уплаты налогов и сборов:

  1. НДС налогоплательщиками и налоговыми агентами уплачивается равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) (п. 1 ст. 174 НК РФ).
  2. Косвенные налоги при торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан уплачиваются до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары поставлены на учет, либо наступил срок платежа по договору лизинга (уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства — члена таможенного союза) (п. 7 ст. 2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» от 11.12.2009 г.).
  3. Акцизы плательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом уплачиваются не позднее 25 числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3.1. ст. 204 НК РФ), а авансовые платежи – не позднее 15 числа текущего налогового периода (п. 6 ст. 204 НК РФ).
  4. Иные плательщики акцизов уплачивают акцизы не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 204 НК РФ), а авансовые платежи – не позднее 15 числа текущего налогового периода (п. 6 ст. 204 НК РФ).
  5. НДФЛ, удерживаемый работодателями (налоговыми агентами), перечисляется в бюджет не позднее дня получения в банке средств на выплату дохода, а также дня перечисления со счета налогового агента на счет налогоплательщика (6 ст. 226 НК РФ).
  6. НДФЛ, уплачиваемый налогоплательщиками самостоятельно, должен быть уплачен не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ), а авансовые платежи должны быть уплачены (п. 9 ст. 227 НК РФ): за январь-июнь – не позднее 15 июля; за июль-сентябрь – не позднее 15 октября; за октябрь-декабрь – не позднее 15 января.
  7. Налог на прибыль, уплачиваемый организациями отчитывающимися ежеквартально, уплачивается за год (за налоговый период) не позднее 28 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 287 НК РФ) (налоговые агенты платят налог в сроки, установленные ст. 287 НК РФ), а авансовые платежи для налогоплательщиков – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ).
  8. Налог на прибыль, уплачиваемый организациями уплачивающими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, уплачивается за год (налоговый период) не позднее 28 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 287 НК РФ), а авансовые платежи для налогоплательщиков по итогам отчетного периода – не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ) (налоговые агенты платят налог в сроки, установленные ст. 287 НК РФ).
  9. Налог на прибыль, уплачиваемый организациями отчитывающимися ежеквартально, но уплачивающих ежемесячные авансовые платежи и платежи по итогам отчетного периода, уплачивается за год не позднее 28 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 287 НК РФ). Ежемесячные авансовые платежи – не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ), а авансовые платежи по итогам отчетного периода – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ) (налоговые агенты платят налог в сроки, установленные ст. 287 НК РФ).
  10. Водный налог уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (налоговым периодом) (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).
  11. НДПИ уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим (ст. 344 НК РФ).
  12. УСН организации платят не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом (абз. 1 п. 7 ст. 346.21 НК РФ), а авансовые платежи – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
  13. УСН индивидуальные предприниматели платят не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом (абз. 1 п. 7 ст. 346.21 НК РФ), а авансовые платежи – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ).
  14. ЕНВД уплачивается не позднее 25 числа первого месяца периода, следующего за налоговым (п. 1 ст. 346.32 НК РФ).
  15. ЕСХН уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом (п. 5 ст. 346.9 НК РФ), а авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 2 ст.

    Порядок исчисления и уплаты налогов

    346.9 НК РФ).

  16. Транспортный налог уплачивается в сроки, устанавливаемые субъектами РФ, но не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ) (законами субъектов РФ могут быть установлены обязанность уплаты авансовых платежей и сроки уплаты этих платежей (п. 1 ст. 363 НК РФ)).
  17. Налог на имущество и авансовые платежи платятся в сроки, установленные актами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).
  18. Земельный налог и авансовые платежи платятся в сроки, установленные актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга) (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  19. Взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС вносятся ежемесячно не позднее 15 числа календарного месяца за предыдущий месяц (ч. 5 ст. 15 Федерального Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
  20. Дополнительные взносы в ПФР вносятся ежемесячно не позднее 15 числа календарного месяца за предыдущий месяц (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 №56-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Федерального Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
  21. Взносы на травматизм в ФСС уплачиваются ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, — в срок, установленный страховщиком (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ).
  22. Взносы в ПФР и ФФОМС самозанятыми лицами за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного год, а страховые взносы, исчисленные с дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим  (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
  23. Взносы в ФСС самозанятыми лицами, добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию, за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 №790).
  24. Взносы за негативное воздействие на окружающую природную среду вносятся не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 №557).
  25. Платежи за пользование недрами вносятся в размере 1/4 годового платежа не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 4 ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1).

Срок уплаты налога и (или) сбора по общему правилу может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

  • отсрочки;
  • рассрочки;
  • инвестиционного налогового кредита.

Заинтересованное в изменении срока уплаты налога и (или) сбора лицо (кроме налогового агента) вправе подать заявление в уполномоченный орган о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется на основании ходатайства заинтересованного лица в пределах установленных сроков.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды

Путь: Главная → Лекции (продолжение) → Экономика организации →

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи: содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Виды налогов

В соответствии с законодательством все действующие на территории Российской Федерации налоги и сборы делятся на три группы: федеральные, региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) и местные. С вступлением в действие Конституции РФ налоговое право органов государственной власти на местах существенно расширилось. Теперь им предоставлено право самостоятельно вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления на основе общих принципов, устанавливаемых в федеральном налоговом законодательстве.

По объекту налогообложения, существующие в Российской Федерации налоговые платежи можно разделить на налоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами); за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины), добавленную стоимость продукции, работ и услуг, пользование природными ресурсами.

Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения. Особенностью российской налоговой системы является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, платежи в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.п.).

Налог на прибыль

В системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с предприятий, ведущее место принадлежит налогу на прибыль (доход). Система функционирования этого налога отличается рядом особенностей, связанных с российской спецификой переходного периода к рыночным отношениям.

Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Плательщиками этого налога являются и не располагающие статусом юридических лиц филиалы предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий (предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ и др.), кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации.

Одним из наиболее серьезных вопросов при определении базы обложения налогом на прибыль является правильное определение затрат, принимаемых к исключению при расчете валовой прибыли. В настоящее время для этих целей продолжает применяться Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (с учетом изменений, внесенных в него постановлением ПравительстваРФ от 1 июля 1995 г.). В качестве общего правила принимается, что такие затраты включаются в расходы, учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от предварительной или последующей формы их оплаты.

Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налог а. С 1992 г. эта ставка неоднократно изменялась; с 1995 г. ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 13%. Одновременно установлено, что в бюджетах субъектов Российской Федерации налог на прибыль зачисляется по ставкам, установленным законодательными органами соответствующих субъектов Федерации в размере не свыше 22%, а бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков, а также для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, — по ставкам в размере не свыше 30%.

Отличительной особенностью действующего в Российской Федерации порядка налогообложения прибыли является наличие большого числа разнообразных налоговых льгот, среди которых особо следует отметить выведение из-под налогообложения затрат предприятий на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также затрат на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Условием предоставления этой льготы является полное использование предприятием сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату, которые исключаются из льготируемой суммы расходов.

Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах.

Налог на имущество предприятия

До настоящего времени значение этого налога, как в общем объеме доходных поступлений государства, так и с точки зрения его обременительности для отдельных плательщиков относительно невелико. Однако по мере формирования рыночной среды, а также в связи с уже проведенными и предполагаемыми очередными переоценками основных фондов предприятий роль этого налога существенно возрастает.

Плата за ресурсы

Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа). Имеются и платежи за загрязнение природной среды (подробнее см. гл. 18).

Косвенные налоги

Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Ему принадлежит одно из ведущих мест по общему объему налоговых поступлений. Подобный налог применяется во многих странах, и прежде всего, в странахЕС. В 20 из 24 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), НДС является основным налогом на потребление.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Механизм функционирования этого налога в России близок к порядку, действующему в большинстве европейских стран; налог взимается с каждого акта купли-продажи, начиная со стадии первичного производства вплоть до реализации законченного продукта конечному потребителю, и представляет собой разницу между суммой налога, уплаченного поставщику сырья и материалов, и суммой, полученной плательщиком налога от покупателя произведенной им продукции (выполненных работ, услуг).

Фактический НДС оплачивается конечным потребителем товаров (работ, услуг) и не затрагивает издержки и прибыль предприятий — производителей промежуточной продукции, ибо уплаченный ими как потребителями сырья, материалов и т.д. налог в их себестоимость не включается, а идет на уменьшение подлежащего зачислению в бюджет НДС по проданным предприятиями товарам (работам, услугам).

В настоящее время датой совершения оборота для исчисления НДС считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — день поступления выручки в кассу.

Акцизы по своему содержанию являются косвенными налогами на потребителя. Перечень товаров, облагаемых акцизами в России, сравнительно невелик и в основном совпадает с наборами аналогичных товаров многих других стран (алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, меха, изделия из драгоценных металлов и некоторые другие престижные товары). Акцизы установлены на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.

Особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление составляют таможенные пошлины. Экспортно-импортные пошлины используются в основном для регулирования взаимосвязи внутреннего рынка товаров с мировым рынком. Они поселяют стимулировать экспорт и защищать внутреннего производителя от интервенции аналогичной продукции из-за рубежа. Эти платежи имеют большое значение с точки зрения фискальных интересов государства, поскольку носят стабильный характер и достаточно легко поддаются администрированию (подробнее см. гл. 19).

Платежи во внебюджетные фонды

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством все предприятия, объединения и организации (в том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства), расположенные на территории Российской Федерации, обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Эти платежи, хотя и не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач, однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Наряду с обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды социального назначения все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Помимо обязательных отчислений в государственные внебюджетные социальные и дорожные фонды по отдельным отраслям народного хозяйства (электроэнергетика, металлургия и т.д.), а также для предприятий определенного профиля предусмотрены отчисления в ряд отраслевых внебюджетных фондов, за счет которых осуществляется решение общеотраслевых проблем. Решения об отчислениях в такие фонды принимаются Правительством РФ.

Навигация

« Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятиях различных организационных формФинансовый план предприятия »

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Порядок, способы и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налога – это способы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Порядок уплаты налога, как элемент закона о налоге, предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа, т. е. в бюджет или во внебюджетный фонд, в который уплачивается налог;

· средства уплаты налога, т. е. в рублевых средствах, валюте; как правило, налог уплачивается в национальной валюте (возможны исключения, которые определяются законодательными актами);

· механизм платежа(в безналичном или наличном порядке, в кассусборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т. п.);

· особенности контроля за уплатой налога.

Хотя вопросы налогового контроля – предмет специальных законов о налоговой службе, в ряде случаев специфические вопросы контроля могут рассматриваться и в законах о конкретных налогах.

Общий порядок уплаты налогов и сборов приведен в ст. 58 НК РФ (ч. 1, гл. 8):

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют четыре основных способа уплаты налога:

· уплата налога по декларации;

· уплата налога у источника дохода;

· кадастровый способ уплаты налога;

· уплата налога по уведомлению.

Уплата налога по декларации состоит в следующем. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате.

При уплате налога у источника дохода, в отличие от способа уплаты налога по декларации, момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода.

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату.

Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми налогами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога означает, что налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества.

Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков предполагаемой доходности, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.

Уплата налога по уведомлениюприменяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны:

· основание к уплате и размер налога, подлежащего уплате

· расчет налоговой базы

· срок уплаты налога

Обязанность по уплате возникает не ранее даты получения уведомления.

Информация о сроках уплаты налогов и сборов отражена в ст. 57 НК РФ(ч. 1, гл. 8).

В зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные.

К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины.

Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» – сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

· Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут.

· Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции (п. 2 ст. 57 НК РФ).

· В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

· отсрочки,

· рассрочки;

· налогового кредита;

· инвестиционного налогового кредита.

Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 591;

Исчисление и уплата налогов налоговыми агентами

Понятие налоговых агентов, их обязанности определены в ст.24 НК РФ. В случаях, предусмотренных НК РФ, они обязаны исчислить, удержать и перечислить налоги в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Порядок уплаты налогов налоговым агентом аналогичен порядку уплаты налогов налогоплательщиком. Налоговый агент кроме всего прочего обязан письменно сообщать в течение одного месяца в налоговый орган по месту своего нахождения о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме его задолженности. Налоговый агент обязан вести учет выплаченных доходов и удержанных сумм налогов персонально по каждому налогоплательщику и представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля правильности удержания и уплаты соответствующих налогов.

Возникновение обязанности налогового агента у налогоплательщика определяется в законодательном порядке конкретно по каждому виду налога.

Наиболее распространенным случаем является возникновение у налогоплательщика обязанности налогового агента при выплате доходов физическим лицам. Организация — налогоплательщик обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в соответствии с положениями гл.23 НК РФ. По истечении налогового периода организация, являющаяся налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц, подает сведения о выплаченных доходах.

Обязанности налоговых агентов возникают у налогоплательщика по налогу на прибыль, НДС, налогу с продаж.

Налог с продаж

В ст.354 гл.27 НК РФ указано, что налоговыми агентами становятся комиссионеры, которые осуществляют продажу товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет при поступлении всей выручки за товар (работы, услуги) в кассу комиссионера. Налог удерживается комиссионером как налоговым агентом по отношению к комитенту (т.е. удерживается и уплачивается из выручки, принадлежащей комитенту за проданный товар (работы, услуги)).

Налог на прибыль организаций

Глава 25 НК РФ предусматривает следующие случаи возникновения у налогоплательщика обязанностей налогового агента:

  1. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации. При этом обязанность по определению сумм налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению ее в бюджет возлагается на российскую или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (п.4 ст.286 НК РФ).
  2. Если доход выплачивается налогоплательщиком в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на источник доходов (п.5 ст.286 НК РФ).

Перечень доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, с которых налоговые агенты обязаны удержать налог, приведен в ст.309 НК РФ. К ним относятся:

  1. дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций (ставка налога для выплат в пользу организаций — 15%);
  2. доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (ставка налога — 20%);
  3. процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (ставка налога — 0 и 15% в зависимости от вида бумаг, п.4 ст.284 НК РФ), а также доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (ставка налога — 20%);
  4. доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (ставка — 20%);
  5. доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких долей (ставка налога — 24%);
  6. доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации (ставка налога — 24%);
  7. доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (ставка налога в части доходов от сдачи в аренду имущества и от лизинговых операций — 20%, в части аренды судов, транспортных средств, контейнеров — 10%);
  8. доходы от международных перевозок (ставка налога — 10%);
  9. штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств (ставка налога — 20%);
  10. иные аналогичные доходы (ставка налога — 20%).

Пунктом 2 ст.309 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в пп.5 и 6 п.1 ст.304, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

При удержании налога у источника выплаты по доходам, указанным в пп.5 и 6 п.1, из сумм таких доходов налоговым агентом могут быть вычтены расходы в порядке, предусмотренном ст.ст.268 и 280 НК РФ. Иностранная организация обязана в этом случае представить агенту документальное подтверждение произведенных расходов. Если эти расходы не признаются расходом для целей налогообложения, с таких доходов налог начисляется по ставке 20%.

Удержание и перечисление сумм налога в федеральный бюджет должны осуществляться налоговым агентом одновременно с выплатой дохода иностранной организации. Уплата налога производится либо в валюте дохода, либо в рублях по курсу Банка России на дату перечисления налога. В случае выплаты дохода в неденежной форме (в том числе в порядке взаимозачета) налоговый агент обязан перечислить налог в исчисленной сумме, уменьшив выплату неденежной составляющей иностранной организации.

Статьей 310 НК РФ предусмотрены случаи, когда налоговый агент не должен удерживать налог из перечисленных выше доходов иностранной организации:

  1. Иностранная организация имеет постоянное представительство в Российской Федерации, при этом у налогового агента на руках находится нотариально заверенная копия свидетельства постановки на учет получателя доходов в налоговых органах с датой постановки не ранее чем в предшествующих налоговых периодах.
  2. Налог с полученных доходов иностранной организации исчисляется по ставке 0% (определяемых ст.284 НК РФ).
  3. Выплаты доходов производятся в рамках соглашений о разделе продукции. Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие выплаты освобождены от удержания налога при перечислении дохода иностранным организациям.
  4. Выплаты в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом на территории Российской Федерации при условии представления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

Международными договорами (соглашениями) может быть предусмотрено применение пониженных ставок к некоторым видам доходов иностранной организации. В этом случае при условии предъявления налоговому агенту иностранной организацией подтверждения (согласно п.1 ст.312 НК РФ) налоговый агент удерживает налог по соответствующим пониженным ставкам.

Что касается исполнения российской организацией обязанностей налогового агента в отношении выплат дивидендов, начисляемых в пользу российских организаций и резидентов Российской Федерации, то особенности определения налоговой базы в этом случае регулируются ст.275 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая удержанию налоговым агентом, определяется как произведение ставки из расчета 6% (установленной для выплат дивидендов российским организациям и физическим лицам — резидентам Российской Федерации) на сумму дивидендов, подлежащих распределению в текущем налоговом периоде (за вычетом сумм дивидендов, подлежащих выплате иностранным организациям и нерезидентам). Полученная сумма учитывается налоговым агентом при общей сумме налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям от долевого участия. Из сумм дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом в текущем году (за минусом дивидендов, подлежащих выплате иностранным организациям и нерезидентам), вычитается сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов ранее не участвовали при определении облагаемого налогом дохода в виде дивидендов. К полученной разнице применяется ставка 6%. Если эта разница отрицательная, то налог не уплачивается и не возмещается. Следует отметить, что при выплате налоговым агентом дивидендов физическим лицам — нерезидентам Российской Федерации применяется ставка 30%.

Пример. Организация по итогам года получила прибыль в сумме 180 000 руб., которую хочет распределить между участниками в виде дивидендов. Из суммы прибыли часть составляют дивиденды, полученные самой организацией от участия в других организациях — 60 000 руб. Из предлагаемой к распределению в виде дивидендов суммы на долю иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, приходится 30 000 руб., на долю физического лица — нерезидента Российской Федерации — 5000 руб.

Формирование прибыли отражается следующими записями на счетах бухгалтерского учета:

  1. Д-т 51, К-т 91-1 — 60 000 руб. — получены дивиденды от участия в других организациях.
  2. Д-т 91-9, К-т 99 — 60 000 руб. — отражен финансовый результат от получения дивидендов.
  3. Д-т 99, К-т 84 — 60 000 руб. — определена прибыль к распределению от полученных дивидендов.
  4. Д-т 99, К-т 84 — 120 000 руб. — отражена прибыль от основного вида деятельности.

При распределении прибыли в виде дивидендов выполняются следующие записи на счетах бухгалтерского учета:

  1. Д-т 84, К-т 75 — 5000 руб. — начислены дивиденды физическому лицу — нерезиденту Российской Федерации.
  2. Д-т 75, К-т 68 — 1500 руб. — удержан налог на доходы физического лица — нерезидента в виде дивидендов (5000 х 0,3).
  3. Д-т 75, К-т 50 — 4500 руб. — выплачены дивиденды физическому лицу — нерезиденту Российской Федерации.
  4. Д-т 84, К-т 75 — 30 000 руб. — начислены дивиденды иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации.
  5. Д-т 75, К-т 68 — 4500 руб. — удержан налог на доходы в виде дивидендов иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации (30 000 х 0,15).
  6. Д-т 75, К-т 51 — 25 500 руб. — выплачены дивиденды иностранной организации.
  7. Д-т 84, К-т 75 — 85 000 руб. — начислены к распределению дивиденды участнику — российской организации (180 000 — 60 000 — 30 000 — 5000).
  8. Д-т 75, К-т 68 — 5100 руб. — удержан налог на доходы в виде дивидендов, распределяемых в пользу российской организации ((180 000 — 30 000 — 5000 — 60 000) х 0,06).
  9. Д-т 75, К-т 51 — 79 900 руб. — выплачены дивиденды российской организации.

Налог на добавленную стоимость

В отношении НДС возникновение обязанностей налогового агента у российских организаций определяется ст.161 НК РФ, согласно которой налоговыми агентами признаются:

  1. российские организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  2. организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставляется в аренду органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество на территории Российской Федерации;
  3. органы, организации, индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Следует отметить, что исполнение обязанностей налогового агента по НДС возникает у организации независимо от того, является она плательщиком НДС или нет.

Право на вычет уплаченного налоговым агентом НДС возникает в общепринятом порядке согласно положениям гл.21 НК РФ. При уплате суммы за товар (работу, услугу) поставщику и одновременном удержании и перечислении в бюджет налоговым агентом суммы НДС плательщик выписывает счет — фактуру на полную сумму и регистрирует в книге продаж в том периоде, когда налог был удержан. При возникновении у налогоплательщика, признаваемого налоговым агентом, права на налоговый вычет сумм налога, удержанных из сумм, выплаченных продавцу, данный счет — фактура регистрируется в книге покупок в том периоде, когда возникло право на вычет.

Пример. Организация арендует здание, находящееся в федеральной (муниципальной) власти и является налоговым агентом по уплате НДС. Сумма арендной платы с учетом НДС составляет 200 000 руб. в месяц.

Порядок уплаты налогов и сборов

Организация является плательщиком НДС и имеет право на вычет НДС.

На счетах учета арендатора после подписания акта и оплаты услуг по аренде производятся записи:

Д-т 76, К-т 68 — 33 333 руб. — начислен НДС в качестве налогового агента за арендодателя;

Д-т 68, К-т 51 — 33 333 руб. — перечислен НДС в качестве налогового агента за арендодателя;

Д-т 76, К-т 51 — 166 667 руб. — перечислена арендная плата арендодателю без НДС;

Д-т 20 (44), К-т 76 — 166 667 руб. — отнесены на затраты текущего периода расходы по аренде;

Д-т 19, К-т 76 — 33 333 руб. — учтена сумма НДС по аренде при подписании акта;

Д-т 68, К-т 19 — 33 333 руб. — принята к вычету сумма НДС по арендной плате.

А.Киселев

Ведущий аудитор

ООО "Аудит Груп"