Поощрительные санкции

Нормы административного права регулируют широкий спектр общественных отношений во многих областях человеческой деятельности, включая материальное производство, социально-культурную и административно-политическую деятельность. Широта охвата административно-правовыми нормами разнообразных социальных связей обусловливает использование органами исполнительной власти и отдельными государственными служащими многочисленных методов управленческой деятельности, среди которых можно выделить такие, как убеждение и стимулирование.
Рассматриваемые основные методы государственно-управленческой деятельности предполагают возможность применения к объекту управления иных, чем принуждение, мер воздействия — позитивных санкций в виде заранее обусловленного поощрения или поощрения по усмотрению субъекта государственного управления. В данном случае проявляется типичный признак государственного управления — наличие у субъекта управления обширных дискреционных полномочий.
Широкому применению позитивных санкций способствует и творчески организующий характер административно-правовых норм <1>, при помощи которых организуются и внедряются совершенно новые отношения либо оптимизируются существующие. Поощрение по административному праву находит применение даже там, где уже задействован метод принуждения и решается вопрос о назначении негативных санкций.
———————————
<1> Конин Н.М. Административное право: Учебник. М., 2006. 448 с.
В рамках внешнеуправленческих отношений поощрительные санкции реализуются в деятельности органов исполнительной власти и отдельных государственных служащих данных органов в сфере их взаимодействия с гражданами и организациями, общественными и религиозными объединениями. Они применяются во многих отраслях и сферах государственного управления, включая экономические отрасли (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), социально-культурные отрасли (здравоохранение, культура, наука, образование, спорт), а также в области административно-политической деятельности.
В сельском хозяйстве, например, поощрительной санкцией будет являться поддержка органами государственного управления тех производителей сельскохозяйственной продукции, которые пожелают осуществлять ее производство в неблагоприятных для этого климатических условиях. Реализация данного поощрения направлена на обеспечение занятости сельского населения и повышение уровня его доходов <2>.
———————————
<2> Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 27.
В отраслях науки в качестве позитивной санкции за научную активность и достигнутые результаты научной деятельности используется присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора как показателя заслуг ученого, что санкционируется Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России. Материальные поощрительные санкции в данной сфере выражаются в присуждении грантов, передаваемых научным и научно-педагогическим работникам, другим физическим лицам, а также научным организациям, образовательным организациям высшего образования, другим юридическим лицам в целях продвижения и развития их научных разработок <3>.
———————————
<3> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
Законодательство о физической культуре и спорте предусматривает массу поощрительных санкций для спортивных волонтеров, спортивных судей в связи с их участием в обеспечении спортивной деятельности, а также для самих спортсменов. В качестве показателя их достижений в спорте устанавливаются поощрения в виде спортивных званий (мастер спорта России международного класса, мастер спорта России, гроссмейстер России), а также многочисленных спортивных разрядов, вручения кубков и медалей участникам спортивных соревнований <4>.
———————————
<4> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
В Указе Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы» <5> перечислены государственные награды за достижения во всех областях человеческой деятельности в виде высших званий, орденов, знаков отличия, медалей и почетных званий Российской Федерации (Герой Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный архитектор Российской Федерации, заслуженный конструктор Российской Федерации, заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации и многие другие).
———————————
<5> СЗ РФ. 2010. N 37. Ст. 4643.
В административно-политической сфере часто используется поощрение граждан за выполнение гражданского долга. В частности, гражданам может быть назначено вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших. Граждане, оказавшие помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей, могут быть поощрены и иным образом <6>.
———————————
<6> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
На основании норм административного права могут поощряться сложные субъекты, такие как города. Например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 9 мая 2006 г. N 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы» <7> указанное звание присваивается городам Российской Федерации, на территории которых или в непосредственной близости от которых в ходе ожесточенных сражений защитники Отечества проявили мужество, стойкость и массовый героизм, в т.ч. городам Российской Федерации, которым присвоено звание «город-герой».
———————————
<7> СЗ РФ. 2006. N 20. Ст. 2158.
Внутриорганизационные отношения, регулируемые нормами административного права, предполагают влекущее юридические последствия внутрисистемное взаимодействие организационно соподчиненных субъектов в структуре аппарата органов публичной власти и подведомственных им организаций. Позитивные санкции в данной сфере отношений реализуются в виде различных форм материального, морального и организационного поощрения или стимулирования деятельности государственных служащих, что характерно для всего законодательства о государственной службе, включая федеральные законы о государственной гражданской службе, прокуратуре, Следственном комитете Российской Федерации, службе в органах внутренних дел, службе в таможенных органах и др. Как правило, позитивные санкции применяются здесь в рамках служебно-дисциплинарных отношений, поскольку добросовестное исполнение служебных обязанностей, за которое применяется поощрение, — показатель служебной дисциплины. Дисциплина в любой организации, в т.ч. в органе публичной власти, предполагает две формы реализации санкций — позитивную и негативную, что лишний раз подтверждает тезис о парности категорий — поощрения и наказания.
Поощрительные меры применяются к государственному служащему при позитивной оценке его труда для стимулирования дальнейшей успешной служебной деятельности, исполнения должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне, повышения мотивации к труду.
В законодательстве о государственной службе нормы о поощрении систематизируются в одной статье нормативного акта посредством их перечисления и установления порядка назначения. В отношении ранее названных форм поощрения следует отметить, что законодатель предполагает применение и кумулятивных позитивных санкций. Так, представитель нанимателя в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <8> обязан одновременно назначать поощрительные санкции и материального, и морального характера. Речь идет об объявлении благодарности с выплатой единовременного поощрения, а также о награждении почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка.
———————————
<8> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
Изучение государственно-служебного законодательства позволило установить, что среди поощрительных санкций исключительно морального характера называются присвоение почетных званий РФ, награждение знаками отличия РФ, награждение орденами и медалями РФ, ведомственными медалями («За верность служебному долгу», «Ветеран следственных органов» и другими медалями в системе Следственного комитета РФ), занесение на Доску почета, в Книгу почета, награждение нагрудными знаками («За безупречную службу в прокуратуре РФ», «Почетный работник прокуратуры РФ», «Почетный сотрудник Следственного комитета РФ»).
В числе позитивных санкций материального характера, помимо названных, можно выделить такие меры, как награждение подарком, именным оружием, выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Организационные поощрительные санкции призваны обеспечить добросовестное исполнение государственными служащими своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу механизмами карьерного роста. Среди них следует назвать досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного в системе Следственного комитета РФ и органов внутренних дел, досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного в органах и организациях прокуратуры. Вместе с тем можно вести речь и о смешанном характере подобных поощрительных санкций ввиду того, что, например, досрочное присвоение очередного специального звания предполагает и материальные последствия — увеличение размера оклада государственного служащего.
Поощрительные санкции, предусмотренные для государственных служащих, не всегда исчерпывающим образом перечисляются законодателем в списке мер поощрения. Содержание государственно-служебного законодательства показывает и иные примеры поощрительных мер, в первую очередь организационного характера. В частности, к ним можно отнести включение государственного гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Данная мера применяется по итогам аттестации в течение одного месяца после ее проведения, если служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв. Таким образом, данное законодательное установление стимулирует служащего не снижать к себе требований, поддерживать необходимый уровень квалификации, позволяя воплотить в действительность перспективу карьерного роста.
Среди санкций, применяемых в служебно-дисциплинарных отношениях, следует выделить и те, которые носят условно поощрительный характер ввиду постделиктного их применения. Реализации таких санкций предшествует наложение на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Основанием же применения позитивной санкции в данном случае является заслуженное постделиктное поведение правонарушителя, если иметь в виду, что за определенные достижения по службе дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно до истечения одного года со дня его применения, что, собственно, и следует рассматривать как позитивную санкцию. Такая мера поощрения указана в ч. 9 ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Хотя в данной норме и не указано фактическое основание применения данной санкции, однако очевидно, что досрочное снятие взыскания возможно, если государственный служащий изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных на него должностным регламентом.
В качестве внутриорганизационных отношений, урегулированных нормами административного права, следует рассматривать и те, которые реализуются внутри образовательных организаций между управленческим персоналом и обучающимися. Аналогично отношениям, связанным с внутриорганизационной деятельностью государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, здесь также имеют место поощрительные санкции за успехи обучающихся, достигнутые ими и зафиксированные органами внутреннего управления образовательной организации. Соответствующие поощрительные санкции являются структурным элементом правовых норм, содержащихся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <9>, а также подзаконных и локальных нормативных правовых актах, регулирующих образовательные отношения.
———————————
<9> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
К числу типичных поощрительных санкций в образовательной сфере следует отнести:
1) перевод с платного обучения на бесплатное, фактическим основанием применения которого является отсутствие академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения в случае сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично» <10>;
2) вручение медали «За особые успехи в учении», если лицо завершило освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошло государственную итоговую аттестацию и имеет итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом;
3) назначение государственной академической стипендии студентам в случае отсутствия у них по итогам промежуточной аттестации оценки «удовлетворительно» и академической задолженности <11>;
4) присуждение именных стипендий. Например, таковые присуждаются курсантам и слушателям федеральных казенных образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний, добившимся успехов в профессиональном обучении (как в целом по курсу обучения, так и по отдельным дисциплинам) и научно-исследовательской работе <12>.
———————————
<10> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное». URL: http://www.rg.ru/2013/07/25/minobrnauki-dok.html (дата обращения: 01.11.2014).
<11> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 139 «Об установлении требований к студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которым назначается государственная академическая стипендия». URL: http://www.rg.ru/2014/03/14/forma-dok.html (дата обращения: 01.11.2014).
<12> Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 июня 2014 г. N 328 «Об учреждении именных стипендий для курсантов и слушателей федеральных казенных образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний». URL: http://www.rg.ru/2014/08/20/fsin-dok.html (дата обращения: 01.11.2014).
Перечисленные и иные поощрительные санкции, являющиеся действенным инструментом государственного управления и административно-правового регулирования в сфере образования, призваны стимулировать возникновение потребности в освоении образовательных программ, повысить уровень знаний обучающихся.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о широком применении поощрительных санкций по административному праву, что обусловлено их многообразием, разносторонней направленностью, объемом предмета административно-правового регулирования, охватом нормами административного права практически всех сторон жизнедеятельности общества. Установление в законодательстве позитивных санкций призвано стимулировать не просто правомерное, но, более того, социально полезное, заслуженное поведение участников административных правоотношений, способствовать достижению ими сверхрезультатов, воспитанию в них созидательных установок.
Литература
1. Конин Н.М. Административное право: Учебник. М.: Велби; Проспект, 2006. 448 с.

Правовосстановительные и карательные санкции в налоговом праве

Соотношение понятий «ответственность» и «санкция» являлось предметом исследования многих ученых. В правовой науке термин «санкция» многозначен и определяется как: 1) утверждение высшей инстанцией какого-либо акта, придающего ему смысл закона; 2) часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникшие в результате нарушения диспозиции правовой нормы*(1).

В настоящей статье термин «санкция» будет использоваться в значении части юридической нормы. В зависимости от характера неблагоприятных последствий санкции принято подразделять на правовосстановительные и штрафные (карательные). «Правовосстановительные санкции предусматривают отмену или изменение акта, противоречащего закону, и иные меры, направленные на восстановление отношений, нарушенных вследствие правонарушения. Штрафные (карательные) санкции, воздействуя на имущественные или личные интересы граждан либо на различного рода коллективные интересы (в отношении юридического лица), имеют своей целью общее и специальное предупреждение»*(2).

Исходя из указанной классификации, можно предположить, что санкции за нарушение правовых норм налогового законодательства являются штрафными (карательными) во всех случаях, так как всегда направлены на умаление имущественной сферы правонарушителя. В этом смысле представляется весьма спорным мнение отдельных авторов, что основная особенность финансовой (налоговой) ответственности заключается в наличии правовосстановительных санкций, которые стимулируют исполнение физическими и юридическими лицами обязанностей, предусмотренных финансовым (налоговым) законодательством, а также обеспечивают компенсацию ущерба, причиненного государству в результате их противоправного поведения*(3). Тем более неубедительной такая позиция выглядит, поскольку к числу правовосстановительных санкций предлагается относить взыскание недоимки.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Неисполнение этой обязанности приводит к образованию у налогоплательщика недоимки, т.е. суммы налога, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Кроме того, неисполнение обязанности по уплате налога — это основание для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, предусмотренных НК РФ (п. 6 ст. 45). К таким мерам относятся взыскание налога путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика в банках (ст. 46), за счет иного имущества налогоплательщика-организации (ст. 47), за счет имущества налогоплательщика — физического лица (ст. 48).

Общим критерием, объединяющим все перечисленные меры как между собой, так и с добровольным исполнением налоговой обязанности, является правовой результат: поступление налога в соответствующий бюджет. Взыскивая недоимку и пени, государство получает то, что ему положено по праву.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» признал взыскание с юридических лиц недоимки по налогам, а также пеней в случае задержки уплаты налога в бесспорном порядке не противоречащим Конституции РФ. При этом КС РФ исходил из правовой природы налоговых правоотношений, в рамках которых взыскание налога представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Аналогичный вывод не может в полной мере относиться к налоговым пеням (ст. 75 НК РФ). С одной стороны, пени являются составной и неотъемлемой частью налогового платежа в случае его несвоевременного внесения в бюджет. Так, при анализе ст. 75 НК РФ специалисты отмечают следующее: «Не секрет — это достаточно явно высвечивается в Кодексе, — что пеня окончательно «отмежевалась» от мер налоговой ответственности, в качестве которых в НК фигурируют только штрафы: Взимание пени обуславливается только фактом просрочки уплаты налога и не требует соблюдения специальных процедур, предусмотренных для взыскания штрафов»*(4).

С другой стороны, в юридической литературе нередко относят пени к финансовым санкциям правовосстановительного характера. Основное отличие восстановительных санкций заключается в том, что они выполняют функции восстановления имущественного ущерба.

Среди характеристик правовой природы пеней можно встретить и такую: «…отнесение пени к способам обеспечения обязанности по уплате налога было вызвано необходимостью разграничить карательные и восстановительные меры принуждения, применяемые за нарушения налогового законодательства. Однако в действующем налоговом законодательстве санкционная природа пени завуалирована, поскольку в числе «налоговых санкций» как мер ответственности за налоговые правонарушения значится только штраф (ст. 114 НК РФ). Такое решение обусловлено тем, что пеня по налоговому праву является не карательной, а восстановительной санкцией — мерой восстановительной ответственности»*(5).

Ущерб вследствие уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки не возмещается одним погашением недоимки. Необходимость компенсации за неправомерное пользование денежными средствами обусловлено самой природой денежных обязательств. Закономерно, что в зарубежных налоговых системах пени нередко именуются «дополнительным налогом» (penalty tax, additional tax, surtax и т.д).

Тем не менее существует точка зрения, что отделение пеней от ответственности за налоговые правонарушения нельзя признать правильным. Такой вывод следует из понимания ответственности как санкции, состоящей в лишении субъекта, нарушившего закон, права и интересы других субъектов, имущества без какой-либо компенсации.

Между тем подобного рода действия — неотъемлемый признак любого налога, поскольку любой налог — это всегда законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности и безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением. Таким образом, единственным критерием, объединяющим пени и налоговые санкции, остается признак нарушения закона.

Рассматривая с этой точки зрения пени как разновидность ответственности за налоговые правонарушения, следует констатировать, что взыскание налоговой санкции (ст. 122 НК РФ) за неуплату (неполную уплату) налога будет противоречить принципу однократности юридической ответственности за одно и то же нарушение (ст. 50 Конституции РФ). Неуплата (неполная уплата) налогов (ст. 122 НК РФ) и уплата налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки (ст. 75 Кодекса), выходящие за рамки налогового периода, представляют собой одно и то же правонарушение. В этой связи признание пеней одним из видов налоговой ответственности будет означать необходимость исключения из закона налоговой санкции за основное налоговое правонарушение — неуплату или неполную уплату налога. Иначе говоря, объединение пеней и налоговых санкций в единую меру ответственности будет значительным шагом в сторону декриминализации указанного правонарушения, в результате чего могут утратить свое значение как карательная, так и стимулирующая функции юридической ответственности за неуплату налогов.

В то же время нельзя не согласиться с тем, что взыскание пеней не является наказанием за налоговое правонарушение лишь при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовремя (с учетом обесценения денег в результате инфляции)*(6).

Характер и степень общественной опасности правонарушения должны соответствовать характеру и степени неблагоприятных последствий, наступающих за его совершение. Наиболее полным образом это достигается отделением пеней от юридической ответственности и рассмотрением их в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. Такие способы перечислены в главе 11 НК РФ и в совокупности представляют собой правовые средства, создающие дополнительные стимулы надлежащего исполнения налоговых обязательств и неотделимы от них.

В совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 отмечается, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18). Взимание пеней законодатель не связывает с наличием или отсутствием вины налогоплательщика, что также подчеркивает самостоятельность этого института по отношению к налоговой ответственности.

При анализе правовой природы пеней в налоговом законодательстве следует учитывать вывод КС РФ, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона (п. 5 Постановления N 20-П).

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается с уплатой налога. При этом не имеет значения способ исполнения этой обязанности: добровольный или принудительный. Отметим, что принудительное исполнение обязанности, существовавшей до правонарушения, не есть юридическая ответственность. Юридическая ответственность выражается в исполнении под принуждением дополнительно возложенной обязанности (помимо выполненной)*(7). Такой вывод в полной мере распространяется и на ответственность за налоговые правонарушения.

В отличие от обязанности платить налоги (а в случае их несвоевременной уплаты также и пени) ни одна норма закона не возлагает на налогоплательщиков обязанности по уплате налоговых санкций. «По смыслу ст. 57 Конституции РФ налоги и сборы — это единственные платежи, взимаемые с использованием государственного принуждения с целью формирования доходов государственного бюджета. Иным принудительным платежам свойственны иные цели их установления»*(8).

Согласно п. 2 ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» НК РФ за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, по своей правовой природе и месту в системе обязательных платежей, взимание которых регулируется НК РФ, пени не могут отождествляться с налоговыми санкциями (штрафными санкциями) и являются обеспечительной мерой, направленной на восстановление нарушенного права (правовосстановительная санкция) государства на своевременное получение налоговых платежей.

А.Е. Анохин,

канд. юрид. наук,

адвокат

«Ваш налоговый адвокат», N 8, август 2008 г.

————————————————————————-

*(1) Бабаев В.К. Нормы права. Общая теория права: курс лекций. — Н. Новгород, 1993.

*(2) Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. — М.: Наука, 1986.

*(4) Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Постатейный комментарий / Под ред. В.И. Слома. — М.: Статус, 1999.

*(5) Стрельников В.В. Правовой режим пени в налоговом праве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — С. 14.

*(6) Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Юристъ, 2004.

*(7) Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности. — М., 1998.

Санкция — часть правовой нормы, указывающей на последствие наступающее в результате нарушения диспозиции.

Выделяют также положительные санкции, т.е. последствие за целесообразное либо желаемое поведение.

Виды санкций:

1. По характеру неблагоприятных последствий:

— штрафные или карательные,

— меры предупредительного воздействия (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение),

— правовосстановительные санкции (восстановление на прежней работе, взыскание алиментов, выплата средств в качестве компенсации нанесенного ущерба).

2. По объему и размеру неблагоприятных последствий:

— абсолютно-определенные (точно указан размер последствий, например, увольнение или размер штрафа),

— относительно-определенные (указаны верхняя и нижняя граница, например наказывается сроком от 2 до 5 лет),

— альтернативные (названы или перечислены несколько видов из которых выбирается один, например, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20, либо пожизненным лишением свободы),

— кумулятивные (допускают или обязывают вместе с основной мерой наказания еще и дополнительную)

Интересной разновидностью санкций являются поощрительные санкции, существование которых признается не всеми авторами.