Понятие общественная безопасность

А.В. Степанов,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника института по научной работе

ФКОУ ВПО «Пермский институт ФСИН России»

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Исследование проблем общественной безопасности, как и всякая познавательная, интеллектуальная деятельность, требует четкой проработанности используемого понятийно-категориального аппарата. Ведь отсутствие согласованных понятий и научных категорий в обеспечении общественной безопасности делает этот процесс менее эффективным, более двусмысленным и противоречивым1.

Научный анализ сути и содержания общественной безопасности, характеристика правового регулирования совокупности отношений в сфере обеспечения общественной безопасности, а с этих позиций и объективная оценка ее назначения чрезвычайно важны, поскольку в итоге направлены на совершенствование деятельности субъектов обеспечения общественной безопасности2.

Анализ русского законодательства показывает, что различные понятия, обозначающие общественный порядок и безопасность, встречались в актах, начиная с середины XVII в., в частности в Соборном уложении 1649 г. Слова «бесчиние» и «бесчинство» применялись к лицам, нарушающим порядок в общественных местах. Так, в главе II Уложения 1649 г. (ст. ст. 6 — 7) эти слова адресовались лицам, нарушающим порядок в церкви во время богослужения. В главе III «О государевом дворе, чтоб на государевом дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было» в понятие «бесчинство» входили: оскорбление словом и действием на царском дворе, обнажение оружия при государе, ношение оружия на царском дворе, ловля рыбы в государевых прудах и озерах . Эта глава была направлена на охрану феодального

порядка и чести царского двора .

1 Демин И.В. Общественная безопасность: теоретико-методологические аспекты // Юридический мир. 2007. № 6.

2 Демин И.В. Указ. соч.

3 См.: Соборное уложение 1649 г. / рук. авт. колл. А.Г. Маньков. Л., 1987. С. 110, 137.

Также понятие «общественная безопасность» встречается в законодательном акте Российской империи «Общее губернское учреждение», принятом в царствование Николая I в 1845г.1

В 1990-х гг. концепцию общественной безопасности разрабатывали европейские ученые, ставшие свидетелями стремительного разрушения национальной и культурной идентичности своих стран, главным образом под воздействием феномена иммиграции . По их мнению, в отличие от национальной безопасности, основанной на политическом контроле ситуации, общественная безопасность означает «способность общества сохранять свою сущность неизменной в условиях постоянно изменяющихся окружающих условий и фактических или возможных угроз». То есть речь идет о сохранении — при обеспечении необходимых условий для развития — традиционных структур языка, культуры, общественного устройства, религии и национальной идентичности3.

Основным нормативным правовым актом, содержащим систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации, является Концепция общественной безопасности в Российской Федерации от 20 ноября 2013 года4 (далее — Концепция).

В соответствии с Концепцией под общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Необходимо отметить, что законодательное закрепление определения «общественная безопасность» позволит конкретизировать положения определенных нормативно-правовых актов и улучшить их практическое применение в дальнейшем5.

Данное понятие отражает управленческие и правовые аспекты, а обеспечение общественной безопасности связывается с установлением и реализацией системы нормативных правовых актов как гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, прав и свобод6.

Понятие «общественная безопасность» неоднократно использовалось и используется в различных нормативных правовых актах Российской Федерации.

1 Свод законов Российской империи. Т. 2. 4.1. Общие губернские учреждения. СПб., 1857.

2 Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 2.

3 Осипов Г.В., Кузнецов В.Н. Социология и государственность (достижения, проблемы, решения). М., 2005. С. 187-189.

4 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: Утв. Президентом Российской Федерации от 20 ноября

2013 года . Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультантп-люс».

5 Камилов М. А. Определение общественной безопасности в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности

в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 775-778.

6 Демин И.В. Указ. соч.

Так, например, в п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации говорится, что вопросы обеспечения общественной безопасности определяются как находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Уголовное законодательство понятие «общественная безопасность» использует в качестве родового объекта преступлений, предусмотренных разделом IX Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Административное законодательство устанавливает в главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

В ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года (в ред. от 14 октября 2014 г.) «О полиции»1 определено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства… и для обеспечения общественной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О безопасности» перечисляя виды безопасности, в том числе и общественную безопасность, не дает их определения.

Таким образом, многие правовые акты упоминали и упоминают данное понятие, однако до утверждения Концепции нормативного закрепления определения и соответственно сущности и содержания данного института не было.

В настоящее время этот правовой пробел ликвидирован, но, несмотря на нормативное закрепление понятия «общественная безопасность» в научной литературе до сих пор существуют различные точки зрения на понимание исследуемой категории.

Проведенное исследование позволило выявить два основных подхода к определению общественной безопасности.

Первый подход основан на широком понимании общественной безопасности и характеризует ее, как правило, нормальным режимом функционирования общественной жизни.

В философском смысле общественная безопасность вбирает в себя два начала: безопасность как надежность существования и устойчивость развития любых объектов социальной природы и общество, представляющее собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей . Этот подход обусловил вывод о том, что общественная безопасность представляет собой состояние общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения вреда и обеспечивающее тем самым их нормальное функционирование.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011.№ N 7. Ст. 900; 2014. № 42. Ст. 5615.

2 Конин В.Н. Общественная безопасность как социально-правовое явление // Административное право и процесс. 2012. № 4. С. 42-44.

Общественная безопасность есть безопасность не только здоровья отдельного члена общества или коллектива (группы), это и безопасность их имущества, чести, достоинства, нравственности. Это — безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами1.

Юридические словари толкуют общественную безопасность также в широком смысле, понимая под ней систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих данные отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий2.

Подобным образом понимают анализируемую категорию отдельные ученые.

Опираясь на философские знания, общественную безопасность чаще рассматривают в самом широком ее значении как определенное «состояние общественных отношений, при котором предупреждается угроза причинения вреда и обеспечивается нормальное их функцио-нирование»3; «…при котором защищены различные жизненно важные интересы общества, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз и обеспечиваются возможности для прогрессивного развития личности и общества4; «. обеспечивается устойчивое существование общества, удовлетворение и реализация необходимых потребностей и интересов его граждан, способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз, прогрессу и развитию»5.

А. А. Кармолицкий представляет общественную безопасность как «систему отношений, которые складываются в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровья граждан и их имущества»6; А.А. Николаев — как «состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты»7; П.Г. Городецкий — как «установленный законом режим общественной жизни, обеспечивающий нормальное функциони-

1 См.: Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М.,

1989. С. 156. См., также: Веремеенко, И.И. Сущность и понимание общественного порядка // Советское государство и право. 1982. № 3. С. 23.

2 См.: Юридический словарь / гл. ред. П.И. Кудрявцев. 2-е изд. Т. 2. М., 1956. С. 19; Юридический энциклопедический сло-

варь / гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1984. С. 204.

3 См.: Тихий В.П. Уголовно-правовая охрана общественной безопасности: дис… д-ра. юрид. наук. Харьков, 1951. С. 23.

4 Демин И.В. Указ. работа.

5 Хамхоев Б.Т. Проблемы определения общественной безопасности //Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 40-

6 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов, Ю.М. Административное право России. Часть первая. М., 2011. С. 519.

7 Комментарий в КоАП / Под общ. ред. А.А. Николаева. Т. 1. М., 2003. С. 1023.

рование государственных и муниципальных органов, организаций, независимо от форм собственности, формирования гражданского общества, отдельных граждан и их объединений»1.

Краснова, К.А., Сибагатуллина, Э.Т. говорят, что «общественная безопасность имеет многоаспектный характер. Она представляет собой совокупность общественных отношений, создающую нормальные безопасные условия общественной жизни. Обеспечение общественной безопасности — это гарантии создания государством в обществе таких социальных условий, при которых реализуются положения ст. 2 Конституции Российской Федерации о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью»2.

Авторы комментария к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» Ко-тухов С.А., Кузьмин В.А., Соболева Ю.В. утверждают, что «система общественных отношений, регулирующая обеспечение общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий, является общественной безопасностью»3.

При таком подходе, по мнению И.Б. Кардашовой, существует опасность трактовки общественной безопасности слишком широко, поскольку термин «общественный» охватывает своим содержанием всю совокупность социальных явлений. С точки зрения этимологии такое понимание верно, но при этом происходит отождествление общественной безопасности с национальной безопасностью, т.е. смешивается видовое и родовое значение.

Второй подход основан на узком понимании системы общественных отношений, связанных, прежде всего, с источниками повышенной опасности.

Ряд ученых рассматривают общественную безопасность как «совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде» .

Некоторые авторы включают в это определение и отношения, возникающие в особых условиях в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами. Так, Л.Л. Попов трактует общественную безопасность как «систему общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опас-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Городецкий П.Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России: автореф. дис… д-ра

юрид. наук. М., 2001. 42 с.

2 Краснова К.А., Сибагатуллина, Э.Т. Роль миграционного законодательства в укреплении государственного суверенитета и

обеспечении общественной безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2011. № 3.

3 Котухов С.А., Кузьмин В.А., Соболева Ю.В. Указ. соч.

ность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо по другим чрезвычайным обстоятельствам социального или техногенного характера»1.

А.П. Коренев связывает общественную безопасность с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими2.

При этом ученые дифференцируют источники повышенной опасности на определенные категории: 1) машины, механизмы, приборы, технологические процессы, энергетические и иные установки, другие технические средства, создаваемые людьми для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей; 2) стихийные силы природы — пожары, землетрясения, ураганы и иные явления, возникающие независимо от воли и сознания людей; 3) вещества и предметы, подпадающие под так называемую разрешительную систему, — оружие, боеприпасы, ядовитые, взрывчатые и радиоактивные вещества; 4) действия и бездействие физических лиц, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, материальным и духовным ценностям, например применение оружия и эксплуатация неисправных транспортных средств3. В ст. 1079 Гражданского кодекса РФ4 имеется характеристика деятельности юридических лиц и граждан, связанной с повышенной опасностью для окружающих: «Использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с ней деятельности и др.».

Нельзя не согласиться с Кардашовой И.Б., которая считает, что такое определение сферы общественной безопасности необоснованно сужает ее. Нельзя все общественные отношения, складывающиеся в сфере безопасности, сводить к тем, которые возникают в связи с обеспечением безопасности при стихийных бедствиях, эпидемиях и эпизоотиях, а также в связи с пользованием предметами и материалами, являющимися источниками повышенной опасности. Сфера общественной безопасности обладает более широким кругом общественных отношений, поскольку зависит от многих социальных факторов, в частности от состояния правопорядка, благоустройства населенных мест, оборудования объектов, предназначенных для массового посещения людьми (стадионов, зданий и других сооружений) и т.п.

Конин В.Н. формулирует следующее понятие общественной безопасности: «объективно и субъективно обусловленная система общественных отношений, которая характеризуется состоянием защищенности материальных и духовных ценностей общества от общественно

1 Административное право: учебник / под общ. ред. Ю.М. Козлова, Л. Л. Попова. М., 2001. С. 689. См., также, Администра-

тивное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2010. С. 689.

2 См.: Коренев, А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 1996. С. 32.

3 Туманов Г.А., Фризко В.И. Указ. соч. С. 21.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. (в ред. от 22 октября 2014 г.) // Собр. зако-

нодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410; 2014. № 43. Ст. 5799.

опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных ситуаций социального, природного, техногенного и биологического характера»1.

Иные ученые под общественной безопасностью понимают «систему отношений, связанных с предотвращением или ликвидацией тяжких последствий в отношении жизни и здоровья человека, вызываемых как опасными для окружающих деятельностью или поведением людей, так и действием стихийных сил природы или эпидемиями»2; «систему связей и отношений, складывающихся при соблюдении технико-юридических норм, направленных на предотвращение и устранение опасных ситуаций и угрозы жизни и здоровью людей, а также имуществу от действия стихийных сил природы или деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих»3.

В.Н. Васин определяет понятие общественной безопасности как «состояние обеспеченности общества мерами охраны и механизмом их реализации от преступных посягательств, антропогенных воздействий природной среды, аварий и катастроф»4.

Б.Ф. Калачев, П.Н. Кобец понимают общественную безопасность как «отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства от опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, неконтролируемой миграцией, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными особыми обстоятельствами»5.

А.М. Воронов предлагает рассматривать общественную безопасность в общеюридическом смысле как «правовое состояние защищенности личности и общества от факторов, создающих потенциальную и реальную опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, выраженных, в частности, в общественно опасных действиях (бездействии) и охраняемых системой норм административного, информационного, уголовного, экологического и др. отраслей права»; в управленческом, административно-правовом и информационно-правовом смыслах как «состояние защищенности нормами административного и информационного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государ-

1 Конин В.Н. Указ. соч. С. 42 — 44.

2 Здир Я.А. По поводу прочитанного // Советское государство и право. 1967. № 2. С. 137.

3 Безденежных В.М., Емелин А.С., Кардашова И.Б., Кудин В .А., Попов В.И., Постольник В .А., Черепанов Е.А.

4 Васин В.Н. Право на общественную безопасность: Монография. М., 1999. С. 84.

5 Калачев Б.Ф., Кобец П.Н. Проблемы борьбы с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности Российской

Федерации. М., 2006. 141 с.

ственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов»1.

Вызывает интерес определение общественной безопасности, предложенное Б.П. Кондра-шовым. Под общественной безопасностью он понимает «систему общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В большей степени, по мнению автора данной монографии, комплексно отвечает реалиям законодательства и достижениям современной науки определение, сформулированное Бос-хамджиевой Н.А. В своем диссертационном исследовании она предлагает рассматривать общественную безопасность в Российской Федерации в качестве неотъемлемой части национальной безопасности и определить ее как урегулированное . правовыми нормами состояние защищённости материальных и духовных ценностей, составляющих основу организации социальных групп и общения людей, конституционных прав и свобод человека и гражданина, других законных интересов общества, предусмотренных Конституцией РФ и текущим законодательством, от противоправных деяний, вредоносных явлений техногенного и природного характера, других факторов и условий, создающих угрозу данным правам и законным интересам3.

Также, — продолжает Босхамджиева Н.А., — «. можно составить ряд правовых норм, образующих отраслевые институты общественной безопасности: институт противодействия терроризму; институт противодействия экстремизму; институт противодействия преступным и иным противоправным посягательствам; институт противодействия коррупции; институт защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; институт противодействия незаконной миграции; институты обеспечения отдельных видов общественной безопасности (пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности); институт развития международного сотрудничества по вопросам обеспечения общественной безопасности.

1 Воронов, А.М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения и ор-

ганизации управления. М., 2004. С. 35.

2 Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 8.

Большая часть выделенных институтов общественной безопасности, по ее мнению, сформировалась из норм федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые построены на разнообразных понятиях и до настоящего времени не систематизированы.

В целях совершенствования отечественного законодательства в сфере … правового обеспечения общественной безопасности Босхамджиевой Н.А. предлагается разработать и принять федеральный закон «Об общественной безопасности», детализирующий и конкретизирующий нормы Федерального закона «О безопасности», а также положения Стратегии национальной безопасности до 2020 г. и Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, а также провести комплексную систематизацию и унификацию нормативных правовых актов, нормы которых образуют институты общественной безопасности.

Руководствуясь всем вышеизложенным представляется возможным сформулировать авторскую позицию на определение общественной безопасности, под которой в современных условиях можно понимать — государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в различных областях общественной жизни (социальной и межнациональной, правоохранительной, пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной).

Обеспечение безопасности возможно только силами государства посредством закона. Безопасность неразрывно связана с суверенитетом: только абсолютно суверенное государство может стать полноправным субъектом международной безопасности. Любое государство во избежание распада должно определить и согласовать национальные интересы, учитывая возможные источники напряжения, и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения противоречий демократическим путем.

В соответствии со статьей 65 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Законом Приднестровской Молдавской Республики от 27 октября 1992 года «О безопасности» (СЗМР 92-4) в действующей редакции, Законом Приднестровской Молдавской Республики от 18 июля 1995 года «О милиции» (СЗМР 95-3) в действующей редакции, руководствуясь Стратегией развития Приднестровской Молдавской Республики на 2019 – 2026 годы, утвержденной Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 декабря 2018 года № 460 (САЗ 18-50),

п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить Концепцию охраны общественного порядка и общественной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике на 2020 – 2026 годы согласно Приложению к настоящему Указу.

2. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Аппарат Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики.

3. Ответственность за исполнение настоящего Указа возложить на руководителей органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, реализующих мероприятия, предусмотренные Приложением к настоящему Указу.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.

ПРЕЗИДЕНТ В.КРАСНОСЕЛЬСКИЙ

г. Тирасполь

7 февраля 2020 г.

№ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента

Приднестровской Молдавской

Республики

от 7 февраля 2020 года № 47

КОНЦЕПЦИЯ

охраны общественного порядка и общественной безопасности

в Приднестровской Молдавской Республике на 2020 – 2026 годы

1. Общие положения

1. Настоящая Концепция охраны общественного порядка и общественной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике на 2020 – 2026 годы (далее – Концепция) определяет систему принципов и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике.

2. Настоящая Концепция определяет основные источники угроз общественного порядка и общественной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике (далее – общественная безопасность), цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

3. Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики. Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Приднестровская Молдавская Республика при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер:

а) по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Приднестровской Молдавской Республики;

б) по профилактике социальных и межнациональных конфликтов;

в) по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

г) по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности;

д) по развитию международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

5. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

а) угроза общественной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;

б) обеспечение общественной безопасности – реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) система обеспечения общественной безопасности – силы и средства обеспечения общественной безопасности;

г) государственная система мониторинга состояния общественной безопасности – единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;

д) средства обеспечения общественной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии общественной безопасности и мерах по её укреплению.

6. Правовую основу обеспечения общественной безопасности составляют Конституция Приднестровской Молдавской Республики, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Приднестровской Молдавской Республики, конституционные законы, законы, нормативные правовые акты Президента Приднестровской Молдавской Республики и Правительства Приднестровской Молдавской Республики, а также ведомственные акты органов государственной власти.

2. Основные источники угроз общественной безопасности

7. Состояние общественной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике характеризуется как стабильное, но, несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности пока еще не достигнут.

8. Не прекращает расти количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

9. Увеличение числа уличной преступности как одного из наиболее опасных и латентных видов преступности, ввиду многообразия ее форм и методов воздействия одновременно на большие массы людей.

10. Тенденция роста преступности среди несовершеннолетних как следствие проблем домашнего неблагополучия, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, недостаточная организация досуга несовершеннолетних, приводящая к скитанию и бродяжничеству.

11. Значительное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что свидетельствует об осложнении криминогенной обстановки в республике вследствие массового злоупотребления алкогольной продукцией, а также немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Не сокращается число административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в области дорожного движения.

12. Наличие в государстве беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних лиц, граждан без определённого места жительства, лиц, освобождённых из мест лишения свободы, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода, способствует росту уровня преступности.

13. Несмотря на разработку и применение в Приднестровской Молдавской Республике правовых и организационных механизмов противодействия коррупции, уровень распространённости этого явления продолжает оставаться высоким.

Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж Приднестровской Молдавской Республики на международной арене.

14. В Приднестровской Молдавской Республике наблюдается ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, гидротехнических сооружений, связанное с их износом, что влечёт за собой снижение уровня безопасности при их эксплуатации, повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

15. Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности в Приднестровской Молдавской Республике. Минимизация потерь от пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития государства и одной из составляющих общественной безопасности.

3. Цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности

16. Целями обеспечения общественной безопасности являются:

а) достижение и поддержание необходимого уровня защищённости прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;

б) повышение уровня защищённости населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;

в) сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.

17. Приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина. К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся:

а) выявление и нейтрализация источников угроз общественной безопасности;

б) оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование её развития, информирование руководства республики, государственных органов, общественности о положении дел в данной области;

в) принятие и сопровождение комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

г) постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Приднестровской Молдавской Республики;

д) превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, защита прав и законных интересов граждан Приднестровской Молдавской Республики за рубежом, укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений республики, а также объектов жизнеобеспечения населения;

е) повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий;

ж) совершенствование профилактических мер по снижению риска террористических актов;

з) защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности;

и) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркотически зависимых лиц;

к) пресечение социальных и межнациональных конфликтов, незаконной миграции, деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

л) противодействие коррупции;

м) совершенствование механизмов эффективного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения общественной безопасности;

н) повышение уровня материального и технического оснащения сил обеспечения общественной безопасности.

18. Обеспечение общественной безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

а) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

б) законность;

в) системность и комплексность применения силами обеспечения общественной безопасности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер по обеспечению общественной безопасности;

г) приоритет профилактических мер по обеспечению общественной безопасности;

д) взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности.

4. Основные направления деятельности

по обеспечению общественной безопасности

19. Основными направлениями деятельности по обеспечению общественной безопасности являются:

а) в области противодействия экстремизму:

1) принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и развитию социальных и межнациональных конфликтов, противодействие экстремизму на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения экстремизма, чёткого разграничения функций и зон ответственности сил обеспечения общественной безопасности, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и глобальную сеть Интернет;

2) выявление субъектов экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций путём осуществления мер по предупреждению такой деятельности, совершенствование мер организационного и оперативного характера, направленных на пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц;

б) в области противодействия преступным и иным противоправным посягательствам:

1) совершенствование системы профилактики правонарушений, включающей в себя выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также принятие мер по их устранению, реализация отраслевых программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения;

2) выявление лиц, склонных к совершению преступлений (в том числе страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определённого места жительства), и применение к ним мер профилактического воздействия в целях недопущения с их стороны преступных посягательств, развитие системы профилактического учёта лиц, склонных к совершению преступлений, и контроля за ними, совершенствование механизмов административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, а также механизмов их социальной адаптации и реабилитации;

3) противодействие организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми;

4) профилактика дорожно-транспортных происшествий, преступлений и иных правонарушений, совершаемых по неосторожности в быту, на транспортном средстве, при использовании техники в сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства;

5) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними лицами, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

в) в области противодействия коррупции:

1) выявление и последующее устранение причин коррупции и условий её возникновения, разработка и осуществление профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности общественных отношений, обеспечение участия институтов гражданского общества в профилактике коррупции;

2) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;

г) в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, уменьшение размеров ущерба и потерь от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций, а также осуществление мероприятий по надзору и контролю в области гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности;

д) в области противодействия незаконной миграции: совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне, а также взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконной миграции;

е) в области расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере:

1) развитие сотрудничества Приднестровской Молдавской Республики с иностранными государствами и международными организациями в сферах выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам, а также розыска, ареста, конфискации и возврата имущества, полученного незаконным путём;

2) укрепление взаимодействия с международными организациями по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, терроризмом, экстремизмом, а также в области противодействия коррупции.

5. Субъекты реализации настоящей Концепции

20. Субъектами реализации настоящей Концепции являются:

а) органы внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики;

б) Прокуратура Приднестровской Молдавской Республики;

в) исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы обороны Приднестровской Молдавской Республики;

г) исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы государственной безопасности и охраны государственной границы Приднестровской Молдавской Республики;

д) исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы таможенного дела Приднестровской Молдавской Республики;

е) исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы здравоохранения Приднестровской Молдавской Республики;

ж) исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования Приднестровской Молдавской Республики;

К основным элементам безопасности государства относится обеспечение общественной безопасности. Наиболее сильным и жизнеспособным государство может стать только при наличии общенациональной идеи, поддерживаемой всем народом, основанной на единстве и межнациональном согласии. Поэтому проведение единой национальной политики является залогом обеспечения общественной безопасности <1>.
———————————
<1> Амандыкова С.К., Рустембекова Д.К. Обеспечение национальной безопасности как вектор государственной национальной политики Республики Казахстан (конституционно-правовые аспекты) / Конституционное право и политика: Сборник материалов международной научной конференции: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 28 — 30 марта 2012 года / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2012. С. 686.
Понятие общественной безопасности ранее содержалось в Приказе МВД РФ от 15 марта 2002 г. N 240 «Об утверждении Концепции развития Службы общественной безопасности МВД России», она определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в Российской Федерации, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями.
И.Б. Кардашова отмечает, что при определении таких видов национальной безопасности, как государственная безопасность и общественная безопасность, существует проблема, связанная с тем, что личность, общество и государство представлены в законодательстве как основные объекты безопасности, т.е. государственная и общественная безопасность являются прямым продолжением безопасности личности, которая предполагает защиту гражданского общества (общественного порядка и спокойствия, материальных и духовных ценностей, прав и свобод общественных объединений, их нормальной деятельности). Если рассматривать «личность» как индивид с устойчивой системой его социально значимых черт, а индивид как отдельного человека с его специфическими особенностями, то общество представляет собой совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений. Иначе говоря, личная безопасность есть исходное начало и относительная конечная цель общественной безопасности и государственной безопасности <2>.
———————————
<2> Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ общественной безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4.
В литературе отмечается дискуссионность вопроса об отнесении общественной безопасности к виду национальной безопасности. По мнению И.Б. Кардашовой, выделение общественной безопасности как вида в системе национальной безопасности необходимо, так как основой национальной безопасности и ее целью должно быть обеспечение безопасности личности посредством укрепления общественной безопасности. По ее мнению, этот вид национальной безопасности является «высшим срезом» национальной безопасности, т.е. его нельзя соотносить как равноценный с такими видами национальной безопасности, как экономическая, экологическая, информационная и др., можно только с государственной безопасностью <3>.
———————————
<3> Там же.
Позволим себе не согласиться с изложенной позицией в части выделения общественной безопасности как «высшего среза» национальной безопасности, так как высшей, по смыслу ст. 2 Конституции РФ, является исключительно безопасность личности, ее интересов. При этом представляется вполне обоснованным определение таких качественных характеристик общественной безопасности, которые говорят об уникальности данного вида безопасности государства. Общественная безопасность настолько широкое понятие и включает охрану общественных отношений, которые не являются правоотношениями, а также не имеют элементов исполнения государственно-властных полномочий, что это позволяет нам говорить о том, что общественная безопасность лишь частью входит в понятие национальной безопасности, ей присущи и иные подвиды, выходящие за рамки национальной безопасности, не регулируемые конституционно-правовыми нормами и выходящие за пределы понимания содержания фактической конституции.
Данная позиция соответствует тому, что концепцию общественной безопасности разрабатывали еще в 1990-х годах европейские ученые, по мнению которых, в отличие от национальной безопасности, основанной на политическом контроле ситуации, общественная безопасность означает «способность общества сохранять свою сущность неизменной в условиях постоянно изменяющихся окружающих условий и фактических или возможных угроз». То есть речь идет о сохранении (при обеспечении необходимых условий для развития) традиционных структур языка, культуры, общественного устройства, религии и национальной идентичности, в связи с чем И.Б. Кардашова отмечает, что общественная безопасность может быть представлена как обеспечение сохранности материальных и духовных ценностей общества <4>.
———————————
<4> Там же.
Общественная безопасность — это система общественных отношений, урегулированных нормами права в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения правил пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного технического и природного характера, а также других особых обстоятельств <5>.
———————————
<5> Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М.: Щит-М, 1998. С. 8.
Общественные отношения, которые являются объектом общественной безопасности и которые могут быть объектами угрозы, представлены в качестве объектов преступлений и изложены в положениях Уголовного кодекса РФ (гл. 24 «Преступления против общественной безопасности») и Кодекса РФ об административных правонарушениях (гл. 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность»). И.Б. Кардашова отмечает, что отнесение тех или иных деяний, названных в указанных нормативных правовых актах, к категории посягательств на общественную безопасность остается спорным ввиду отсутствия четкого определения признаков общественной безопасности. Однако их перечень постоянно расширяется в связи с появлением новых общественно опасных деяний и возрастанием общественной опасности составов уголовных преступлений и административных правонарушений. В связи с этим возрастает значение совершенствования мер административной ответственности за совершение посягательств на состояние общественной безопасности <6>.
———————————
<6> Кардашова И.Б. Указ. соч.
На наш взгляд, преступные посягательства и противодействие им отнюдь не являются исключительно содержанием общественной безопасности, угрозу которой могут составлять, например, действия, бездействие субъектов, не имеющие квалификации преступления или административного проступка, но наносящие вред общественным интересам. Такие действия, бездействие могут касаться неправовой, экономической сферы, сферы творчества и т.п., могут быть связаны с деятельностью органов местного самоуправления, общественных объединений, субъектов, не являющихся носителями властных полномочий. Реализация прав личности и существование нематериальных благ и законных интересов происходит гораздо сложнее. Так, например, не в рамках общественных отношений реализуются личные, информационные, некоторые экологические, духовные, соматические и другие права. Кроме того, угрозы общественной безопасности могут выходить за рамки интересов населения или группы населения одного государства.
Таким образом, под общественной безопасностью следует понимать безопасность всех в совокупности общественных интересов и общественных отношений, в том числе тех, которые не являются правоотношениями. Цель обеспечения общественной безопасности заключается в выявлении, устранении и предупреждении угроз, способных нанести ущерб общественным интересам, соответствующим общественным отношениям во всех сферах. Субъектами обеспечения общественной безопасности являются государство, органы государственной власти, государственные органы, не являющиеся носителями властных полномочий, органы местного самоуправления, общественные объединения, международные правительственные и неправительственные организации, субъекты правозащитной деятельности и т.д.
Предметом обеспечения общественной безопасности являются население конкретного государства, общности, группы населения (по территориальным, национальным, культурным, социальным, профессиональным и иным критериям), общественные институты, организации. Объектом общественной безопасности являются соответствующие общественные отношения.
Исходя из предмета и целей общественной безопасности, можно определить основные угрозы общественной безопасности как угрозы, наносящие ущерб социально-экономическим, духовным, экологическим и прочим интересам общества (как населения страны в целом, так и отдельным его группам, а также социальным образованиям межгосударственного, межнационального характера).
Так, одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений среди молодежи. Члены экстремистских организаций активно используют новые технологии, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности <7>.
———————————
<7> Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ). URL: http://www.kremlin.ru.
Изложенные выше проблемы, представляющие угрозу общественной безопасности, имеют настолько глобальный характер, что их решение и обеспечение безопасности соответствующих интересов и отношений выходит за рамки государственных отношений. Так, угрозы государственной безопасности становятся все более разнообразными, перестают быть исключительно военными. Такие проблемы, как охрана окружающей среды, экономика и культура, наркотики, терроризм, организованная преступность, незаконное пересечение Государственной границы РФ, и другие не могут быть решены военной силой. Для их устранения необходим глобальный механизм координации и сотрудничества между странами. Соответственно, усиливается тенденция к институализации, к укреплению и распространению механизмов коллективной безопасности (многостороннего оборонного механизма). Разнообразие решаемых в процессе такого взаимодействия проблем (от финансовых до экологических) с неизбежностью усиливает координацию действий государств в рамках межгосударственных объединений, многонациональных корпораций, транснациональных общественных движений, интернациональных органов регулирования и др. <8> В связи с этим терроризм, например, выступает не просто преступлением, угрозой безопасности личности, государственной безопасности, но и угрозой общественной безопасности, причем в ее глобальном значении.
———————————
<8> Вишняков В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильева Л.И., Гравина А.Л., Казанцев Н.М., Конюхова Т.В., Минина Е.Л., Трикоз Е.Н., Чертков А.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2.
В юридической литературе подчеркивается актуальность проблем миграционных потоков, внутренней миграции и временного пребывания в отдельных субъектах Российской Федерации <9>. Нарушение прав мигрантов затрагивает права и законные интересы не только отдельной личности, но и целых групп населения. В научной литературе определены угрозы национальной безопасности Российской Федерации в связи с международной миграцией (в политической, экономической, социальной сферах) <10>. Миллионы иностранцев, законно проникая на территорию России, незаконно осуществляют трудовую деятельность, порождая почву для возникновения и развития преступного сообщества, что приводит и к нарушению прав российских граждан <11>.
———————————
<9> Заседание Государственной Думы 22 января 2003 г. Правительственный час // Государственная Дума: Стенограмма заседаний. 2003 г. 15 января — 7 февраля. М., 2006. Т. 38 (118). С. 258 — 261.
<10> Довгополов Е.Ю. К вопросу о правовом регулировании миграционных процессов в Российской Федерации // Миграционное право. 2008. N 4. С. 17 — 20.
<11> Артамонов О.В., Малумов Г.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Считаем обоснованным включение некоторыми учеными транспортной безопасности в понятие общественной безопасности <12>.
———————————
<12> Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. N 12. С. 5 — 12; Притула В.Н., Зайцев А.Н., Геворкян С.К. Транспортная безопасность // Транспортное право. 2013. N 2. С. 13 — 16.
Весьма актуальны и иные проблемы, в частности, связанные с оказанием медицинской помощи детям, страдающим тяжелыми заболеваниями, и предоставлением им лекарственных средств <13>, осуществлением контроля за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних <14>. Остаются актуальными проблемы, связанные с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции <15>. В литературе отмечается неэффективность законодательного регулирования мер, применяемых для решения данных проблем, например повышение акцизов <16>.
———————————
<13> Материалы 187-го заседания Совета Федерации 15 ноября 2006 г. // Парламентское обозрение. 2006. N 11 — 12 (67 — 68); Гребнева Ж. Права детей в России в конце XX века // Права человека в России: прошлое и настоящее: Сб. докл. и мат. науч.-практ. конф. Пермь, 1999. С. 179 — 182.
<14> Козлов С.С. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Доступ из СПС «Гарант».
<15> Первое парламентское расследование может быть проведено по проблеме, связанной с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции. URL: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2006/11/item5255.html; http://www.er-duma.ru/news/14325; http://www.vladimirvasilyev.ru/index.php?page=position&id=131.
<16> Казанник А.И. Авторитарный характер Конституции Российской Федерации 1993 г. // Конституция Российской Федерации: политико-экономические приоритеты: Мат. всерос. науч.-практ. конф. (16 ноября 2009 г.). Омск, 2009. С. 31.
Проблемы роста коррупции также представляют угрозу общественной безопасности, она является одной из самых серьезных угроз национальной безопасности Российской Федерации, препятствует экономическому росту государства <17>. Ученые отмечают, что Россия находится на начальной стадии формирования антикоррупционного законодательства. Осознано, что данное законодательство следует понимать как систему норм, включающую не только уголовный закон, но и превентивные антикоррупционные нормы <18>.
———————————
<17> Борьба с коррупцией в Госдуме не дает никаких результатов, считают 44% россиян. URL: http://www.regnum.ru/news/496323.html.
<18> Абашидзе А.Х. Национальные и международные меры в борьбе против коррупции // Юрист-международник. Всероссийский журнал международного права. 2007. N 2. С. 2 — 10.
Весьма актуален вопрос о соблюдении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Актуальны проблемы массовых нарушений прав человека. Уже с 1994 года исследователи обращаются к вопросам защиты прав человека и важную роль отводят Конституции РФ как источнику юридических гарантий, обеспечения охраны и защиты прав граждан <19>. Экономические реформы в России сопровождались снижением жизненного уровня населения, спадом производства, недостаточным финансированием программ здравоохранения, социального обеспечения, образования и т.д. Все это отрицательно сказалось на соблюдении фактически всех прав человека в России. Массовые факты грубого нарушения прав человека допускают не только государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, но и руководители организаций. Это подтверждают эксперты Совета Европы, неправительственных правозащитных организаций, а также обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека <20>.
———————————
<19> Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека / Е.А. Лукашева, И.А. Ледях, А.М. Ларин . М., 1994. С. 5.
<20> Горшкова С.А. Европейские нормы по правам человека и усилия России по их соблюдению // Журнал российского права. 2001. N 11. С. 65 — 74.
Исходя из изложенного, можно заключить, что обеспечение общественной безопасности является более широким понятием, чем понятие безопасности государства, поскольку связано с обеспечением коллективной безопасности, предполагающей развитие международных отношений как суверенных государств, так и иных субъектов, в том числе в рамках международных неправительственных организаций. Кроме того, угрозы общественной безопасности могут возникнуть и в рамках одного государства, но носить негосударственный, общественный характер (в сфере искусства, науки, спорта, ремесла и т.д.), могут касаться отдельной группы населения. Разнообразие угроз общественной безопасности определяет специфику ее объектов, целей, задач и субъектов обеспечения.
В.Е. Чиркин, исследуя основы государственной власти, указывает, что одной из форм легитимации государственной власти в современных условиях является рациональная легитимация. Легитимация государственной власти, прежде всего, зависит от ее практической деятельности, от того, как эта власть решает вопросы, затрагивающие коренные интересы большинства населения <21>. Считаем, что обеспечение общественной безопасности может стать важным фактором для укрепления легитимации государственной власти в России.
———————————
<21> Чиркин В.Е. Основы государственной власти: Моногр. М., 1996. С. 96 — 111.
Список использованной литературы
1. Абашидзе А.Х. Национальные и международные меры в борьбе против коррупции // Юрист-международник. Всероссийский журнал международного права. 2007. N 2.
2. Амандыкова С.К., Рустембекова Д.К. Обеспечение национальной безопасности как вектор государственной национальной политики Республики Казахстан (конституционно-правовые аспекты) / Конституционное право и политика: Сборник материалов международной научной конференции: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 28 — 30 марта 2012 года / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2012.
3. Артамонов О.В., Малумов Г.Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Вишняков В.Г., Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильева Л.И., Гравина А.Л., Казанцев Н.М., Конюхова Т.В., Минина Е.Л., Трикоз Е.Н., Чертков А.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2.
5. Горшкова С.А. Европейские нормы по правам человека и усилия России по их соблюдению // Журнал российского права. 2001. N 11.
6. Гребнева Ж. Права детей в России в конце XX века // Права человека в России: прошлое и настоящее: Сб. докл. и мат. науч.-практ. конф. Пермь, 1999.
7. Довгополов Е.Ю. К вопросу о правовом регулировании миграционных процессов в Российской Федерации // Миграционное право. 2008. N 4.
8. Зырянов С.М., Кузнецов В.И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. N 12.
9. Казанник А.И. Авторитарный характер Конституции Российской Федерации 1993 г. // Конституция Российской Федерации: политико-экономические приоритеты: Мат. всерос. науч.-практ. конф. (16 ноября 2009 г.). Омск, 2009.
10. Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ общественной безопасности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4.
11. Козлов С.С. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Доступ из СПС «Гарант».
12. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М.: Щит-М, 1998.
13. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека / Е.А. Лукашева, И.А. Ледях, А.М. Ларин . М., 1994.
14. Материалы 187-го заседания Совета Федерации 15 ноября 2006 г. // Парламентское обозрение. 2006. N 11 — 12 (67 — 68).
15. Притула В.Н., Зайцев А.Н., Геворкян С.К. Транспортная безопасность // Транспортное право. 2013. N 2.
16. Чиркин В.Е. Основы государственной власти: Монография. М., 1996.

В статье рассматриваются особенности понятия и содержания общественной безопасности на современном этапе. Рассмотрены современные позиции исследователей о необходимости поиска новых путей осмысления безопасности, основываясь на научном анализе сущности российского государства, ее общественных структур, положения в мировом сообществе. Установлено, что безопасность характеризуется не степенью защищенности от внешних и внутренних угроз, а уровнем условий для существования, надлежащего функционирования и прогрессивного развития самой социальной системы. Акцентировано на отсутствии определенности в закрепленном законодательством понятии «безопасность”, что предопределяется возможностью искажения характера деятельности органов, призванных обеспечивать безопасность. Указано, что идея обеспечения безопасности не может быть абстрактной, независимой от развития общества, она освещается сквозь призму его ценностно-нормативных моделей. Понятие «безопасность” необходимо определять как динамически устойчивое состояние, относительно неблагоприятных воздействий, которое гарантирует возможность стабильного, всестороннего прогресса человека, общества и всего государства. Сущность категории общественной безопасности определена так же, как устойчивая система связей и отношений, складывающихся при функционировании опасных объектов и других угроз, которая контролируется со стороны уполномоченных на это органов с целью охраны жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды и других общественных отношений. Сделан вывод, что безопасность необходимо характеризовать стабильным состоянием, при кото-ром возможно развитие способностей и реализация социально значимых потребностей человека, сохранность и развитие материальных и духовных ценностей общества, а также территориальной целостности, суверенитета и конституционного строя государства. Предложены теоретические выводы по совершенствованию теоретико-правовых основ существования рассматриваемой категории.

Гражданская защита (ГЗ) – это комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства (далее — территории), материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Термин гражданская защита и его определение широко используется специалистами, что обусловлено:

  • его предметностью и соответствием содержанию терминов «противодействие чрезвычайным ситуациям», «защита населения и территории», «предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций», «гражданская оборона»;
  • краткостью, емкостью, удобностью в употреблении, т.к. он объединяет в себе и заменяет все вышеназванные термины со всеми их смысловыми оттенками и различиями.

Это понятие охватывает и термин «гражданская оборона», поскольку фактическим смыслом деятельности в рассматриваемой области является защита, а не такой конфликтный метод активного противодействия, как оборона. Термин гражданская защита аналогичен названию подобных областей деятельности и систем гражданской защиты многих развитых государств, чем упрощает международное сотрудничество в этой области, сохраняет преемственность международных правовых документов, сформулированных применительно к гражданской обороне, поскольку на него распространено действие Протокола 1 к Женевским конвенциям о защите жертв войны (Амманская конференция Международной организации гражданской обороны, 1994) и других актов.

Для реализации комплекса мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, территории, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий предполагается создание единой государственной системы гражданской защиты на основе уже идущего процесса интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и системы гражданской обороны. Этот процесс объективен по следующим причинам:

  • единства физических принципов, лежащих в основе поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;
  • сходства воздействия на людей и объекты экономики и инфраструктуры поражающих факторов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия;
  • единства целевых функций системы на мирное и военное время (предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение возможного ущерба от них, ликвидация чрезвычайных ситуаций);
  • сходства функциональных задач на мирное и военное время, обусловленного единством целевых функций, возможности решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;
  • сходства методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных воздействий в мирное и военное время;
  • возможности использования при противодействии чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, а также опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, в значительной степени одних и тех же технических средств, материалов и имущества.