Понятие механизма взаимодействия

Ю.А. Хамрина

ВОСПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПОСРЕДСТВОМ РИТУАЛА

Целью статьи является выявление роли ритуала в процессе воспроизводства социального; показано, что данная цель достигается благодаря интерактивному характеру ритуалов. Автор полагает, что раскрыть значение ритуала в воспроизводстве социального можно посредством анализа основных функций ритуалов.

Ключевые слова: социальные ритуалы; интерактивные ритуалы; функции ритуалов.

Зачастую современный человек полагает, что он может обойтись без ритуалов, считая их устаревшими суевериями. Несмотря на это, фактом остается и то обстоятельство, что многие ритуалы продолжают совершаться и в наше время. Незаметные или намеренно не замечаемые, они до сих пор в значительной степени определяют картину общества. Ритуал является характерной чертой всех человеческих сообществ, как исторических, так и современных. Уже первые исследователи ритуальных практик (Дюркгейм, Геннеп, Рэд-клифф-Браун и др.) обратили внимание на ведущую роль ритуала в общественной жизни.

Ритуал, задача которого заключается в создании и поддержании солидарности внутри групп, чувства групповой принадлежности, мы будем называть социальным. Цель такого ритуала связана с поддержанием социальной структуры общества через воспроизведение социально значимых форм поведения.

Некоторые исследователи, занимающиеся изучением ритуалов в традиционных обществах (А. ван Геннеп, Б. Малиновский, В. Тернер, В.Н. Топоров и др.), пришли к выводу, что социальные общности устанавливаются благодаря ритуальным взаимодействиям. Например, Б. Малиновский в работе «Миф в первобытной психологии» (1926) утверждает, что ритуальные действия позволяют объединить отдельных людей в единое целое, благодаря чему и обеспечивается реализация основной функции всех элементов культуры -поддержание социальной стабильности общества в целом. Отечественный исследователь В.Н. Топоров, анализируя данные эпохи мифосознания, пришел к выводу, что ритуал для человека этой эпохи имеет не только центральное значение, но и является основной, наиболее яркой формой общественного бытия .

В современном обществе ритуальные взаимодействия осуществляются в процессе социальных ситуаций. Ритуалы представляют собой ситуацию взаимодействия двух и более индивидов здесь-и-теперь. Рассмотрение ритуалов как микроситуации взаимодействия приводит нас к выводу об интерактивном характере социальных ритуалов. С точки зрения американского социолога Р. Коллинза, любой интерактивный ритуал имеет следующие необходимые составные части: «группа как минимум из двух человек, находящихся рядом; участники сосредоточивают (фокусируют) внимание на одном и том же объекте или действии…; <…> усиливается и накапливается взаимный фокус внимания и общее настроение… в результате участники ощущают себя членами группы, имеющими взаимные моральные обязанности.» . Р. Коллинз пишет, что «теория ритуалов интеракции и цепочек ритуалов интеракции представляет собой прежде всего теорию ситуаций. Это теория кратковременных столк-

новений человеческих тел, заряженных эмоциями и сознанием в силу того, что они прошли цепочки предыдущих столкновений . То есть Коллинз в качестве отправной аналитической точки исследования избирает рассмотрение динамики ситуации, а не отдельного индивида. С его точки зрения, именно «происшествия создают своих участников.; встречи творят встречающихся» . Мы склонны согласиться с Р. Коллинзом, что именно микроситуации «создают» определенный тип участников. Ритуал как одна из микроситуаций сплачивает общество в единое целое, позволяет ему сохранить свое единство. Каким образом ритуал способен порождать единство общества? Р. Коллинз отвечает на этот вопрос так: «Центральный механизм теории ритуала интеракции состоит в том, что обстоятельства, сочетающие высокую степень сосредоточения внимания друг на друге. порождают чувство членства, связанное с когнитивными символами, и наделяют эмоциональной энергией отдельных участников, заставляя их испытывать уверенность, энтузиазм и желание действовать так, как они считают нравственно верным» .

Мы можем интерпретировать слова Коллинза следующим образом. Ритуалы как цепочки микроситуаций способны порождать и восстанавливать общий эмоциональный фон участников. Во время исполнения ритуала происходит усиление фокуса внимания на определенном аспекте. Например, в ритуалах поздравления или чествования внимание направлено на заслуги человека или группы людей перед обществом. Ритуальное празднование профессиональных дней предполагает объединение группы людей данной профессии в единое целое (пусть и не территориальное). Собравшись вместе, они восстанавливают и транслируют общие для них ценности. Трансляция ценностей происходит, в том числе, и за счет символов. Символы, заряженные чувством принадлежности к данной общности, формируют определенный образ действия индивида даже в отсутствии данной группы.

Интерактивный характер ритуала имеет большое значение для формирования чувств общности и приобщения к некоторой группе, будь то группа политическая, социальная или религиозная. Рассмотрим на примере политического ритуала (а именно демонстрации), посредством чего накапливается взаимный фокус внимания. В массовых мероприятиях участники временно объединяются в общей для них реальности. Реальность для участников конструирует не только место проведения мероприятия, очерченное небольшим локусом, но и плакаты, лозунги, речь политических лидеров. Постепенно телодвижения и речевые акты начинают согласовываться в едином ритме, общем для всех (или, по крайней мере, большинства) участников.

Эта концентрация внимания на отдельном аспекте и приводит к единению группы общества. Коллинз утверждает, и мы с ним склонны согласиться, что впоследствии отношение между участниками «символизируется всем тем, что служило фокусом внимания во время ритуального взаимодействия. Впоследствии, когда люди используют данные символы в разговоре или мышлении, это безмолвно напоминает им о групповой принадлежности <. > символы, достаточно заряженные чувством принадлежности к группе, задают индивиду определенный образ действия даже в отсутствии группы» . Это еще раз подтверждает тезис о необходимости периодического возобновления отдельных видов политического ритуала с целью регулярного подтверждения и укрепления социальнополитических порядков.

Мы считаем, что раскрыть значение ритуального действия в возникновении социального в жизни людей современного общества можно посредством анализа его функций. Мы выделили 5 функций ритуала, которые отвечают этой задачи.

1. Социализирующая функция. Являясь элементом культуры, ритуал служит в то же время одним из средств приобщения к ней индивида. Ритуал, выполняющий социализирующую функцию, готовит индивида к социальной жизни, воспитывает в нем качества, без которых невозможна его жизнь в обществе. Находясь вовлеченным в ритуальную практику, человек «принимает» на себя нормы и ценности общества. Принятие норм и ценностей общества в традиционных культурах происходит, главным образом, через ритуалы инициации, знаменующие собой переход из одного социального статуса в другой. Применительно к современным обществам мы предлагаем заменить термин «инициация» термином «ритуал социального признания», так как последний наиболее точно выражает смысл самого ритуала. Ритуалы социального признания имеют большое значение для стабилизации общества в целом, они отражаются и на социальном бытии конкретного человека. Они направлены на выработку группового единства, основанного на общих нормах, конституирующих чувство солидарности и сопричастности. Источник солидарности — не отдельные виды взаимодействия, не институт разделения труда, обусловливающий взаимозависимость индивидов, а интерактивные ритуалы, продуцирующие солидарность как фактор формирования и сплочения общностей, но одновременно и как фактор их разделения и дистанцирования друг от друга .

Говоря о производстве социального, профессор Междисциплинарного центра исторической антропологии Свободного берлинского университета К. Вульф в лекции, прочитанной в Санкт-Петербургском университете, приводит предварительные результаты берлинских исследований ритуала . Во время этих исследований были изучены ритуалы семьи, школы, детско-юношеской культуры и медиа. Цель исследований связана с выявлением значения ритуала в воспитании и образовании и в жизни детей и подростков. Так, например, Вульф утверждает, что процесс празднования начала школьного обучения и выпускного бала имеет ритуальный характер и выражен он в инсценируемом

переходе от одного состояния к другому . Мы можем добавить к этому, что после перехода за индивидом закрепляется новый для него социальный статус. При этом сам переход возможен только в том случае, если индивидом были выполнены все предыдущие ритуалы, выражающие определенные требования со стороны общества. Узаконивание перехода из одного социального статуса в другой выражается, прежде всего, в признании другими членами общества нового социального положения индивида.

С социализирующей функцией ритуала тесно связана и его интегративная роль. Мы не выделяем интегрирующую функцию ритуала как самостоятельную, посредством которой ритуал способен воспроизводить социальное. И социализирующая, и интегрирующая функции имеют своей целью приобщение индивида к обществу, формирование у него способности понимать окружающую его социальную реальность. Тем не менее мы не можем оставить интегративную роль ритуала без внимания, так как эта функция заключается в утверждении целостности некоторого сообщества людей (профессионального сообщества, классового или территориального) и в противопоставлении другим обществам. «Именно в ритуале люди, на бессознательном уровне, чувствуют свое единство, ими владеют общие чувства и настроения — то, что отсутствует в повседневной жизни…» . Следует иметь в виду, что ритуал не только объединяет людей в единое целое, но и одновременно отделяет от других обществ, тем самым выполняя функцию дифференциации. Утверждая свое единство внутри общества, эти ритуалы отделяют участников от других обществ. К ритуалам, выполняющим одновременно функцию интеграции и дифференциации, можно отнести ритуалы, связанные с профессиональными (День учителя, День шахтера и т.д.), государственными и семейными (Новый год и др.) праздниками.

2. Функция сохранения социальной памяти. Ритуал играет важную роль в поддержании коллективной памяти. Как отмечает Байбурин, важнейшим условием существования всякого общества является наличие общей (коллективной) памяти . О.Т. Лойко в статье «Ритуал в социальной памяти» цитирует К. Шмида, профессора Фрайбургского университета, который пишет: «Память всегда имела социальное, объединяющее действие, реализующее общность людей как ныне живущих, так и умерших. Одновременно социальная память предполагает глубинную духовную общность между живыми ныне, живущими в прошлом и теми, кто будет жить в будущем» (цит. по: ). Поэтому ритуалы должны время от времени повторяться для актуализации в памяти индивидов опыта прошлых поколений.

Для поддержания целостности общества необходимо постоянно «переутверждать» социальное объединение людей. Идею обновления норм, ценностей, которые были заданы в первоначальное время с помощью и посредством ритуала, развивают М. Элиаде, А.Е. Ензен и другие исследователи . С точки зрения М. Элиаде, ритуалы играют важную роль в воспроизведении культурного наследия. В результате «отмены» и «возрождения» времени в сознании индивидов стира-

ется связь между прошлым и настоящим, актуализируются идеи, связывающие членов данного общества в истории. По весьма точному замечанию А.К. Байбури-на, «с помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания, свою веру и в конечном счете — свою социальную сущность» .

3. Идеологическая функция. Любая идеология — это апология существующего строя, защита его статус-кво. В этом состоит стабилизирующая роль идеологий. Возникает вопрос: как, с помощью каких механизмов идеология призвана себя оправдать и защищать? Одним из «рычагов» влияния идеологии на массовое сознание является ритуал.

Ритуал становится способом участия в идеологическом универсуме, который включает в себя социальный порядок и выходит за его пределы. Субъект ритуального действия является участником и пассивным реципиентом конкретного смыслообразования, фиксируемого и транслируемого ритуалом. Ритуал классифицирует все жизненные феномены на «правильные» и «неправильные», тем самым задает точки отсчета, легитимизирует определенный социальный порядок. Таким образом, идеологический полюс ритуала представлен культурными нормами и ценностями какого-либо общества. Принимая на себя нормы и ценности общества, трансляция которых осуществляется главным образом через систему ритуалов, индивид оказывается вовлеченным и в идеологический процесс кон-ституирования смыслов. В сознание индивида, без какой-либо рефлексии, проникают только те нормы, которые лежат в основе конкретного общества, которому и принадлежит этот индивид. Благодаря организации (посредством ритуала) единой и значимой для всех членов общества системы ценностей индивиды способны ощущать со-причастность обществу, в котором они находятся. Например, с помощью политических ритуалов происходит конституирование социальной идентичности — формирование в сознании индивидов чувства со-причастности своему городу (стране). Символы организуют участников в сегментарные группы, временно отделяя от другого сообщества (например, при проведении мероприятий, посвященных Дню милиции, Дню учителя и т. д.), или же, наоборот, символы могут выполнять функцию объединения всех людей, принадлежащих разным слоям, в общую группу (День Победы и др.).

4. Функция производства субъективности. В ритуале происходит формирование субъективности (понимаемой как индивидуальности). Вульф утверждает, что применительно к современному обществу противопоставление ритуальности и индивидуальности неверно. Он делает вывод, что «действие индивидов -это результат практического социального знания, развитие которого требует ритуальных композиций» . Мы склонны согласиться с этим мнением. С одной стороны, общество нуждается в индивидах, способных социально компетентно действовать, приобретать и развивать социальные способности с помощью ритуальных практик. Для достижения этой цели в обществах разрабатываются системы ритуалов, призванные «обучать» индивидов социальным навыкам. То есть здесь реализуется социализирующая

функция ритуала. С другой стороны, индивидуализация осуществляется в процессе формирования у индивида понимания социальных норм и ценностей, диктуемых обществом. Таким образом, две противоположные стороны (общество и индивид) взаимно обусловлены. Поэтому выделение главных функций будет зависеть от выбранной точки зрения. До сих пор мы рассматривали ритуал с точки зрения общества. Сейчас же мы попробуем рассмотреть ритуальную практику с точки зрения индивида.

Погружаясь в ритуальное действие, индивид способен самостоятельно интерпретировать окружающую его социальную реальность. Посредством участия в ритуале он получает возможность понять смысл происходящего, свое место в окружающем его мире. В конечном счете ритуал играет важную роль в гармонизации бытия человека, в его познании мира и самого себя. Любой ритуал, несущий в себе сакральный смысл, воздействует на индивида на уровне подсознания, тем самым производя личностную трансформацию участников. Одним из условий, способствующих выполнению функции производства субъективности, является отсутствие практической заинтересованности человека. То есть человек, вовлеченный в ритуальное действие, позволяет себя включить в этот процесс не на основании его личных выгод и интересов, а на основании его собственного внутреннего («незаинтересованного») желания. Поэтому в индивидуальном аспекте ритуал функционирует как средство личностной трансформации, облегчающее принятие индивидом ценностей, транслируемых при помощи ритуала.

Следует обратить внимание на то, что в современном обществе многие ритуалы приобретают характер симу-лякров. В таких ритуалах присутствуют рефлексивно созданные модели, отвечающие на социальные запросы. Соответственно, и воздействие таких ритуалов на индивидов будет иным. Ритуалы-симулякры практически не выполняют функцию производства субъективности. Они производят скорее противоположный эффект — через устоявшиеся и закрепленные формулы нивелируют личность до уровня безличного элемента массы.

5. Инновационная функция. Мы постулируем, что ритуал выполняет не только функцию сохранения (консервации) и воспроизводства социального опыта, но и инновационную функцию. Эта функция заключается в способности ритуала продуцировать новое. Наиболее ярко эта функция проявляется в ритуалах, совершаемых в пограничных (лиминальных) состояниях, так как лиминальность характеризуется промежуточным положением между старым и новым.

Инновационная функция ритуалов обеспечивает успешное продвижение и «принятие» социальных изменений как на индивидуальном, так и на общественном уровнях. В этом можно усмотреть и связь инновационной функции с интегрирующей, задача которой — приобщение индивида к обществу. Мы считаем, что функции ритуала, как и любого другого социального явления, не являются изолированными друг от друга и, так или иначе, перекликаются между собой. Здесь следует указать, почему мы пришли к выводу о необходимости рассматривать инновационную функцию в качестве самостоятельной.

Посредством ритуалов, выполняющих интегрирующую функцию, общество транслирует в сознание субъекта принципы, лежащие в основе этого общества. То есть происходит объединение общества вокруг выработанной предыдущим социальным опытом идеи. Инновационная функция выходит на передний план прежде всего в кризисных состояниях общества или индивида. Это состояние характеризуется неустойчивостью социальной системы, находящейся, выражаясь языком синергетики, близ «точки бифуркации». В этом состоянии возвращение системы к уже имеющемуся опыту невозможно, поэтому следует формулировать новый путь для дальнейшего развития общества. Если интегрирующие ритуалы предлагают уже «опробованный» предыдущими поколениями путь, то инновационные ритуалы предлагают совершенно новый путь развития. В этом случае ритуал должен помочь людям на психологическом уровне привыкнуть к новому, ранее не испытываемому опыту. Вместе со старыми порядками рушатся и старые ритуалы. Процесс «привыкания» к новому опыту происходит довольно медленно, психологически навязать новый ритуал довольно трудно, но его можно заставить исполнять. Отсюда можно сделать вывод, что такие ритуалы продолжают выполнять идеологическую функцию. Они объединяют людей в общество, основанное на единой, новой для этого общества идее.

Анализ основных функций ритуала показал, что ритуалы способны формировать сообщества, т.е. ритуалы создают социальное. Ритуал дает возможность человеку устанавливать отношения с другими людьми, понимать и принимать чужую культуру. Общение с человеком, поведение которого было сформировано иной культурной традицией, заставляет глубже осознать собственное поведение для того, чтобы установить отношения с ним и сделать свое поведение понятным для него .

Особенностью ритуалов в современном обществе является то обстоятельство, что ритуал не противопоставляется обыденности, повседневности. Ритуал присутствует в обществе во всей своей многообразной вариативности. Ритуал, будь он социальный, религиозный, политический или индивидуальный, неминуемо присутствует в жизни каждого члена общества в силу самой социальной структуры. В этом смысле ритуал как принцип построения общества, его гармонизации обладает онтологическим статусом: он вновь и вновь, по крайней мере для его участников, порождает и делает устойчивым само бытие. Поэтому ритуал как механизм сплочения людей, как основа социальности повсеместно присутствует в современной жизни. Этим обстоятельством определяется и та роль, которую ритуал продолжает играть в современном обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Топоров В.И. О ритуале. Введение в проблематику // Исследования по этимологии и семантике. Т. 1 : Теория и некоторые частные ее прило-

жения. М. : Языки славянской культуры, 2005. С. 484-538.

2. Коллинз Р. Социология философий. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2002. 1281 с.

3. Коллинз Р. Программа теории ритуала интеракции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7, № 1 (25). С. 27-39.

4. Прозорова Ю.А. Теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза: от микроинтерации к макроструктуре // Журнал социологии и социальной

антропологии. 2007. Т. 10, № 1 (38). С. 57-73.

С. 23-50.

7. Лойко О. Т. Ритуал в социальной памяти // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307, № 4. С. 151-156.

8. Гололобов И. О коммуникативной модели ритуала: к вопросу о формах бытования ритуала в традиционной культуре // Философско-

литературный журнал «Логос». 2001. № 1. ИЯЬ: http://www.ruthenia.ru/logos/kofr/2001/2001_01.htm (дата обращения 19.06.2011 г.).

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 24 октября 2011 г.

УДК 351.712.4 DOI: 10.5862/JE.223.9

И.А. Бабкин, Е.Д. Жеребов

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

I.A. Babkin, E.D. Zherebov

THE MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS ON THE BASIS OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

В последние десятилетия все больший интерес в сфере государственного управления вызывает особая форма взаимодействия государства и бизнеса — государственно-частное партнерство. Оно, в отличие от известных форм взаимодействия государства и бизнеса, имеет свои термины, цели, механизмы. При этом важен вопрос разграничения целей и значимости государства и бизнеса при реализации проектов государственно-частного партнерства. В статье рассматриваются особенности взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Проведен анализ понятия государственно-частное партнерство, описаны цели и значимость государства и бизнеса в государственно-частном партнерстве, проведена классификация элементов государственно-частного партнерства.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА; ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО; АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО»; ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА; ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА.

Введение. В условиях реализации стратегической задачи инновационного развития экономики России все более актуальным становится формирование концепции эффективного управления. При этом основным элементом организации эффективного управления является налаживание взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса и, как следствие, использование механизма государственно-частного партнерства (далее — ГЧП). Взаимодействие органов государственной власти и частного бизнеса для решения важнейших, общественно значимых задач имеет давнюю историю не только в мире, но и в России. Ниже мы проведем анализ понятия «государственно-частное партнерство», рассмотрим цели и значимость каждого из участников государственно-частного партнерства и проведем классификацию его элементов.

Методика и результаты исследования.

Анализ понятия «государственно-частное партнерство». Следует отметить, что в научной литературе встречаются разные термины, обозначающие рассматриваемую форму взаимодействия государства и бизнеса: «государственно-частное партнерство», «публично-частное партнерство», «общественно-частное партнерство» . Ученые, ставя на первое место в названии партнерства государство или бизнес, в большинстве случаев подчеркивают главенствующую роль и инициативу со стороны государства или бизнеса в реализации партнерских проектов.

Однако во многих случаях употребление той или иной формы определяется в значительной степени личными их предпочтениями. Учитывая исторические и современные особенности экономики России, где государ-

ство, как правило, является инициатором таких проектов, считаем более обоснованным применение понятия «государственно-частное партнерство». Более значимо здесь не столько различие в терминологии, сколько расхождение в определении сущности ГЧП среди исследователей данного вопроса. Выделим и рассмотрим несколько точек зрения и подходов относительно толкования понятия «государственно-частное партнерство».

При рассмотрении существующих определений государственно-частного партнерства будем опираться на предположение, что определение, наиболее полно освещающее суть такого взаимодействия, как ГЧП, должно включать следующие обязательные элементы: основные субъекты, объекты, цели и способы взаимодействия. Исходя из данного предположения, представим в табличном виде несколько определений понятия «государственно-частное партнерство» (см. табл. 1) и проанализируем полноту раскрытия его сущности в этих определениях.

В результате проведенного анализа подходов к определению понятия ГЧП, можно отметить следующие недостатки в большинстве случаев присущие разным авторам:

1) зачастую дается неполное определение ГЧП, из которого не ясно, какие субъекты взаимодействуют, в какой области происходит это взаимодействие, с какой целью и на какой основе;

2) встречаются определения, в которых акцентируется внимание либо на выгодах государства, либо только на выгодах бизнеса в ГЧП;

3) во многих определениях в качестве объекта ГЧП указывается (в разных формулировках) общественная инфраструктура, или же социальная и производственная инфраструктура, т. е. подразумевается, что объект ГЧП имеет только материальный характер (тоннели, газопроводы, мосты, здания и т. п.), не выделяются услуги и НИОКР, не идет речь об инновационной продукции;

4) невозможно в одном определении перечислить все сферы применения механизма ГЧП, попытки такого перечисления не очень удачны, так как в процессе подробного перечисления теряется широта охвата всех возможных вариантов, поэтому следует указывать более укрупненные сферы применения;

5) не всегда указывается, что взаимодействие партнеров в ГЧП происходит на взаи-

мовыгодной основе и в рамках формальных договоренностей (т. е. в рамках договоров, контрактов, нормативно-правовых актов);

6) встречаются подходы, в соответствии с которыми ГЧП определяется очень широко, подразумевается любое взаимодействие бизнеса и власти, что нам кажется некорректным.

Очевидно, что в самом понятии «государ-ственно-частное партнерство» заложено взаимодействие двух партнеров, имеющих разные цели: государства как представителя общественных интересов, и частного сектора. При этом государство должно трактоваться, в широком смысле, как обобщающий субъект общественной власти, включающий все уровни управления — федеральный (национальный), региональный и муниципальный. Основа концепции ГЧП состоит в том, что государство и бизнес обладают своими собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых формируется кооперация и создается эффект синергии.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение: государственно-частное партнерство — институциональный и организационный альянс государства (или муниципальной власти) и бизнеса, подразумевающий объединение материальных и нематериальных ресурсов обеих сторон на взаимовыгодной договорной основе в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг.

Цели государственно-частного партнерства.

Поскольку при государственно-частном партнерстве речь идет о взаимовыгодном партнерстве, то ключевым моментом взаимодействия является согласование целей и интересов каждой из сторон. Общие цели и значимость государства и бизнеса в ГЧП представлены здесь в виде схемы. Как видим, партнерская деятельность государства и бизнеса преследует, в конечном счете, социальные и экономические цели по созданию необходимых условий для функционирования хозяйственного комплекса и обслуживания потребностей населения, рационального управления государственной собственностью, доступности инфраструктуры, инновационного развития экономики страны.

Таблица 1

Сравнительный анализ существующих подходов к определению понятия «государственно-частное партнерство»

Автор Определение понятия ГЧП Наличие основных элементов, определяющих сущность понятия «государственно-частное партнерство» Достоинства и недостатки подходов

Субъекты Объекты Цели Способ взаимодействия Достоинства Недостатки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гладов A.B., Исупов A.M., Мартышкин A.C. Любое использование ресурсов и бизнеса для удовлетворения общественных потребностей. При этом под общественными потребностями понимается то, что признается таковым в каждом конкретном государстве: дороги, парки и даже такие в целом вполне коммерческие секторы, как связь и недвижимость Бизнес и государство От дорог до связи и недвижимости Удовлетворение общественных потребностей Расширенный подход, т. е. любые вариаты взаимодействия Основные элементы представлены Отсутствует конкретизация способов взаимодействия. Не представлены цели бизнеса

Варнавский В. Г. Институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг Государство и бизнес От базовых отраслей промышленности НИОКР до оказания общественных услуг Реализация общественно значимых проектов и программ Инстгауциональный и организационный альянс (т. е. отношения законно закреплены и формализированы) Все основные элементы представлены Цели бизнеса неявны

Михеев О.М. Объединение материальных и нематериальных ресурсов государства или местного самоуправления и частного сектора экономики на взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественно значимых услуг в области образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, социальной защиты населения и т. д. Государство (или местное самоуправление) и бизнес Образование, здравоохранениг, социальная защита населения и т. д. Создание общественных благ и оказание общественно значимых услуг Объединение ресурсов на взаимовыгодной основе Основные элементы представлены. Субъект «государство» расширен Отсутствует указание на договорную основу

Законодательные акты: Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП» Любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными участниками, в которых обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы <…> для достижения конкретных целей в определенной области Государственные и частные участники Любые офиииалшые отношения, подразумевающие «»инвестирование ограниченных ресурсов Особых плюсов не выявлено Не обозначены объекты и цели партнерства. Представлены не все основные элементы

Консалтинговая компания Deloitte Кошраюное соглашение между правительственным агентством и частной компанией, позволяющее последней увеличить ее участие в предоставлении общественных услуг Правительственное агентство и частная компания Предоставление общественных услуг Увеличение участия частной компании в предоставлении общественных услуг Контрактное соглашение Особых преимуществ не выявлено Не раскрыт объект взаимодействия. В качестве целей указаны только цели бизнеса

Всемирный банк Соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и что, еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования Публичная и частная сторона Производство и оказание инфраструкту рных услуг Дополнительные инвестиции. Эффективность бюджетного инвестирования Соглашения В определении ГЧП представлены основные элементы Не раскрыт способ взаимодействия. Не раскрыты цели бизнеса

Окончание табл. 1

Автор Определение понятия ГЧП Наличие основных элементов, определяющих сущность понятия «государственно-частное партнерство» Достоинства и недостатки подходов

Субъекты Объекты Цели Способ взаимодействия Достоинства Недостатки

Центр ГЧП Внешэкономбанка Привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях радоения рисков, компетенций и ошекпвенносш, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания Органы государственного и (или) муниципального управления и частный бизнес Общественная инфраструктура и предоставление публичных услуг Публичные работы, услуги Контракт и совокупность нормативно-правовых актов определяют условия разделения рисков, компетенций и ответственности Основные элементы представлены Не раскрыты цели партнерства. Объект ограничен

Price Water house Corpers . И C’lVFS’ Cameron McKenna Любая сделка, структура которой предполагает совместную работу государственного и частного секторов для достижения общей цели Государственный и частный сектор Достижение общих целей Любая сделка, предполагающая совместную работу Представлены не все основные элементы. Не раскрыты цели партнерства. Объект ограничен

ООН (перевод Касьяновой А.К.) Добровольное сотрудничество представителей общественного (государственного) и частного (негосуд арственного) секторов, в ходе которого все участники соглашаются о взаимодействии для достижения общей цели или решения определенных задач Представители общественного (государственного) и частного (негосударственного) секторов Обшиг для объектов цели Добровольное сотрудничество Представлены не все основные элементы. Не обозначен объект взаимодействия. Не раскрыты цели партнерства

Институт государственно-политических исследований (IPPPR), Великобритания Закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в государственной собственности и исполнять функции, традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти Государство и частная компания Государственная собственность Участие бизнеса в государственной собственности, выполнение государственных функций Закрепленное в договорной форме соглашение Все основные элементы взаимодействия государства и бизнеса представлены Не раскрыты цели государства в партнерстве. Объект партнерства представлен очень широко

Пайсон Д.Б. Институционально и организационно оформленное взаимодействие на взаимовыгодной основе между государством и бизнесом в целях реализации экономически и ооциально-значимых проектов Государство и бизнес Взаимная выгода сторон. Реализация социально значимых программ Институционально и организационно оформленное взаимодействие Представлены не все основные элементы взаимодействия государства и бизнеса Не обозначен объект взаимодействия

Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП

При этом каждая из сторон вносит свой вклад в общий проект. Со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, инновационные технологии, эффективное управление и т. д. Со стороны государства — возможность предоставления гарантий, налоговых и иных льгот, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов.

А учитывая тот факт, что в результате государственно-частного партнерства государство реализует общественно значимые проекты с меньшим расходованием бюджетных средств, оно получает более полную возможность исполнения таких функций, как контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов.

Элементы механизма государственно-частного партнерства. Взаимодействие государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства может быть реализовано через разнообразные схемы, в зависимости от выбранных моделей, форм, участников — субъектов ГЧП, видов финансирования, экономической ситуации в стране

и сложившихся институциональных условий (формальных и неформальных) для государственно-частного партнерства.

Под механизмом государственно-частного партнерства будем понимать систему, определяющую порядок взаимодействия субъектов ГЧП в отношении объекта ГЧП в условиях сложившейся институциональной среды.

Основные элементы механизма ГЧП классифицированы в зависимости от объекта ГЧП и представлены в табл. 2.

Подробное рассмотрение механизма ГЧП при различных комбинациях его элементов требует отдельного исследования: глубокого анализа как организационной составляющей этого механизма (взаимосвязи между субъектами, моделями, формами и организационными инструментами партнерства применительно к объектам ГЧП), так и финансово- экономической составляющей, подразумевающей, в свою очередь, большое количество вариантов финансово инвестиционных схем в зависимости от особенностей и сфер реализуемых проектов.

Таблица 2

Составные элементы механизма ГЧП

Составные элементы механизма Объекты ГЧП

Производственная и социальная инфраструктура Промышленные предприятия Научные исследования, разработки и инновации

Формы ГЧП Договоры на оказание услуг, управление. Договоры аренды, лизинга, соглашения о разделе продукции. Совместные предприятия, акционирование. Концессии Кооперативные и другие соглашения. Договоры на научные исследования и инновационное сотрудничество

Модели ГЧП 1 подход Модель оператора. Договорная модель. Модель временной передачи прав. Модель концессии. Модель кооперации. 2 подход Организационная модель. Модель финансирования. Модель кооперации Модель обмена (ориентированная на конкретный проект). Модель «пула» (институциональное партнерство, долгосрочная кооперация)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовые и организационные инструменты институциональной среды ГЧП Инвестиционный фонд. Банк развития Промышленные кластеры. Промышленно-производст-венные ОЭЗ Венчурные инновационные фонды. Венчурные компании. Технико-внедренческие ОЭЗ. Технологические платформы. Технопарки. Бизнес — инкубаторы

Субъекты ГЧП Представители публичной власти (федеральные, региональные и муниципальные органы власти, министерства, ведомства). Представители частного сектора (юридические или физические). Государственные и частные центры ГЧП, экспертные организации. Контролирующие организации. Инвестиционные компании, фонды, коммерческие банки. Общественные организации. Страховые организации

Вид финансирования В рамках ГЧП предполагается смешанное финансирование со стороны государства и частного сектора (в рамках одной или нескольких моделей): Кредиты, займы, кредитные линии банков. Проектное финансирование, инфраструктурные облигации. Венчурное финансирование. Средства инвестиционных фондов, облигационные займы и др.

Выводы. Анализ и систематизация определений государственно-частного партнерства выявили преимущества и недостатки данного механизма для каждого из его участников. Это позволило нам сформулировать свое определение понятия «государственно -частное партнерство». Нами классифицированы также элементы механизма государст-

венно-частного партнерства для различных объектов ГЧП в зависимости от выбранных моделей, форм и видов финансирования, что представляет интерес для дальнейших исследований.

Статья подготовлена в рамках проекта № 15-02-00629 Российского гуманитарного научного фонда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. О защите конкуренции: Федер. закон № 135-Ф3 от 26.07.2006 г.

5. Об особых экономических зонах: Федер. закон РФ № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. (ред. № 240-ФЗ от 30.10.2007 г.).

6. Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах: Закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 20.12.2006 г.

7. Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения: По-стан. Правительства РФ № 9-90 от 09.02.2007 г.

8. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: Постан. Правительства РФ № 134 от 01.03.2008 г. (ред. № 468 от 23.06.2008 г.) // Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сб. нормат. актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 10-28.

9. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: Постан. Правительства РФ № 134 от 01.03.2008 г. (ред. № 468 от 23.06.2008 г.) // Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сб. норм. актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 10-28.

10. Барьеры развития механизма ГЧП в России. М.: НПФ «Экспертный институт», 2010. 32 с.

12. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. 315 с.

13. Возможности федеральных инвестиций через ГЧП: сб. норм. актов по ГЧП в Российской Федерации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 994 с.

14. Гладов А.В., Исупов А.М., Мартышкин А.С.

Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы // Вестник СамГУ. 2008. № 7. С. 35-36.

15. Глухов В.В., Сафонов М.М. Партнерство государства и бизнеса. Модели, организация, оценка. СПб.: Изд-во Политехн, ун-та, 2012. 160 с.

18. Михеев О.Л. Финансовые и правовые проблемы частного государственного партнерства. М.: Анкил, 2008. 56 с.

19. Пайсон Д.Б. Государственно-частное партнерство как институт развития в области космической деятельности: зарубежный опыт и российские планы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 17—34.

20. Сосна С.А. Концессионное соглашение: теория и практика. М.: Нестор Академик Пабли-шерз, 2002. 256 с.

21. Хромов С.С. Иностранные концессии в СССР. 4.1. М., 2006. 383 с.

22. Closing the Infrastructure Gap: The Role of Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. 2006, p. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Сайт Центра ГЧП ВЭБ. URL: www.pppinrussia.ru

25. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. № 2. С. 13.

26. Семенова Е.А Партнерство государства и бизнеса в интересах, инновационного развития в странах ОЭСР // Аналитические обзоры РИСИ. 2007. № 4(17). С. 1—20.

27. Пайсон Д.Б. Частно-государственные партнерства в области космической деятельности // Авиакосмическое приборостроение. 2007. № 12. С. 48—51.

29. Бабкин А.В., Шамина Л.К. Анализ применения методологических подходов к управлению экономическими системами // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государст-

венного университета. Экономические науки. 2008. № 1(53). С. 18—22.

30. Королёва А.И., Бабкин И.А. Элементы государственно-частного партнерства как механизма инновационного развития экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета. Экономические науки. 2013. № 1(163). С. 31—38.

31. Бабкин И. А., Соколицына Н.А. Согласование экономических интересов публичного и частных партнеров — корпоративных фирм как инструмент повышения эффективности государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство: теоретические основы, базовые

принципы и практика реализации. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014.

32. Попов А.И., Плотников В.А. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 2. С. 197—209.

33. Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Исследование возможностей перехода экономики России на инновационно-ориентированную модель развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1(211). С. 84—92.

3. O zashchite konkurentsii: Feder. zakon № 135-F3 ot 26.07.2006 g. (rus)

5. Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh: Feder. zakon RF № 116-FZ ot 22.07.2005 g. (red. № 240-FZ ot 30.10.2007 g.). (rus)

10. Bar’ery razvitiia mekhanizma GChP v Rossii. M.: NPF «Ekspertnyi institut», 2010 32 s. (rus)

12. Varnavskii V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski. M.: Nauka, 2005. 315 s. (rus)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Mikheev O.L. Finansovye i pravovye problemy chastnogo sudarstvennogo partnerstva. M.: Ankil, 2008. 56 s. (rus)

20. Sosna S.A. Kontsessionnoe soglashenie: teoriia i praktika. M.: Nestor Akademik Pablisherz, 2002. 256 s. (rus)

21. Khromov S.S. Inostrannye kontsessii v SSSR. 4.1. M., 2006. 383 s. (rus)

22. Closing the Infrastructure Gap: The Role of

Public-Private Partnerships. A Deloitte Research Study. 2006, p. 5.

24. Sait Tsentra GChP VEB. URL: www.pppin russia.ru (rus)

25. Sharinger L. Novaia model’ investitsionnogo partnerstva gosudarstva i chastnogo sektora. Mir peremen. 2004. № 2. S. 13. (rus)

29. Shamina L.K., Babkin A.V. The analysis of application methodological approaches in the man-

БАБКИН Иван Александрович — доцент кафедры Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук.

195251, ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: babkin_ivan@mail.ru

BABKIN Ivan A. — Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

195251. Politechnicheskaya str. 29. St. Petersburg. Russia. E-mail: babkin_ivan@mail.ru

ЖЕРЕБОВ Егор Дмитриевич — ведущий инженер научной части СПбПУ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, кандидат экономических наук.

195251, ул. Политехническая, д. 29, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: zherebov@inbox.ru