Содержание
Государственная казна используется в качестве основного рычага, с помощью которого регулируются основные сферы жизнедеятельности страны и ее населения. Положительные или отрицательные изменения казны могут привести к соответствующим переменам в жизни общества.
Государственная казна представляет собой не просто хранилище, в котором находятся денежные ценности, а сложную систему с большим количеством правил и ограничений. Комплекс правовых и экономических мероприятий направлен на регулирование большого объема ресурсов, принадлежащих государству. Постоянно меняющаяся законодательная база призвана регулировать использование ресурсов в казне с целью их поддержания на необходимом для экономики страны уровне.
Казна формируется за счет налоговых отчислений с различных уровней, природных ресурсов, имущества, находящегося в собственности государства. Действующее законодательство подробно описывает принципы и технологию наполнения государственной казны, а также механизмы взыскания средств и ценностей по решениям суда.
Управление государственной казной выполняется министерством финансов и правительством страны. Механизмы, с помощью которых осуществляется распределение средств, также определены на законодательном уровне и должны исполняться соответствующими органами. За формированием и распределением государственной казны ведется постоянный контроль, к которому привлекаются соответствующие структуры.
Функции
Наполнение государственной казны материальными ценностями происходит постоянно, равно как и отчисления на экономическую деятельность. Рост объемов запасов свидетельствует о хорошем положении дел в стране и позволяет выделять часть ресурсов на реализацию различных проектов. В противном случае правительству приходится регулировать расходную часть, урезать финансирование отдельных отраслей.
Основные функции:
- Пополнение региональных и муниципальных бюджетов для обеспечения деятельности и реализации приоритетных проектов.
- Накопление ресурсов, их хранение и капитализация.
- Социальная функция, необходимая для поддержки населения страны и реализации социально значимых задач.
- Наличие и эффективная работа государственной казны позволяет развивать рыночную экономику, конкуренцию, поддерживать предпринимательскую деятельность.
- Казна необходима для реализации инвестиционной функции. С помощью финансовых инструментов правительство вкладывает средства в проекты, способные принести прибыль и извлечь ощутимые выгоды для государства.
- Государственная казна выполняет гарантийную функцию, поддерживая экономику страны и уровень жизнь населения в период экономического кризиса.
Поэтому своевременное пополнение и рост объемов казны позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.
Государственная казна — хранилище в виде банковских счетов, имущества, материальных ценностей, недвижимости. С ее помощью осуществляется движение финансовых потоков в государстве, регулирование экономической деятельности, реализация социальных гарантий и поддержка приемлемого уровня жизни в сложные периоды.
29
Введение.
В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели — обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество), включенные в казну, составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество (активы казны), принадлежащее Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Имущество казны России, составляющее основу национального богатства, является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и, в основном, обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета) и возможностями по пополнению (формированию) таких активов.
Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны казна рассматривается как хранилище имущества, и данная трактовка казны приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе значение института казны — система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам, основное назначение которой — перераспределение государственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников, для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется, в основном, органами государственной власти различных уровней, на которые возложены функции приобретения, инвентаризации, учета, оценки, хранения, контроля, передачи в хозяйственное пользование и оперативное управление, приватизации, ликвидации соответствующих видов активов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций), которые, в свою очередь, группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования. При формировании активов казны можно выделить следующие процедуры: оценка текущего состояния казны и прогноза ее изменения, выработка политики по формированию казны, нормативно-правовое обеспечение формирования казны, информационное обеспечение и ведение баз данных по активам. В составе перечисленных процедур, а также в качестве самостоятельных единиц при формировании казны используются отдельные операции, такие как операции учета, оценки, инвентаризации, хранения и т. п.
1. Теоретические аспекты государственной казны России.
1.1. Понятие, сущность, цели и задачи государственной казны.
В казну поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ, республикой в составе РФ, автономной областью, автономным округом, краем, областью в соответствии с законом.
Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:
1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством
расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий, отраслей экономики публично-правового образования, образуются доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения, инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.
2. Социальная функция. Осуществляется в связи с финансированием социально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государственной казны производит опосредованный социальный эффект, заключающийся в сохранении и создании новых рабочих мест.
3. Функция капитализации. Реализуется при поступлении в государственную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ.
4. Инвестиционная функция. Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики публично-правового образования (обеспечительная мера).
5. Организационная функция. Проявляется в обеспечении деятельности органов государственной власти публичного субъекта, государственных унитарных предприятий и учреждений.
6. Гарантийная функция. Выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и т.д.).
7. Правовая функция. Обусловливает возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления, в реализации которых она должна участвовать:
-
рост социально-экономического уровня жизни населения;
-
пополнение бюджетов соответствующих уровней;
— развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;
— учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного государственного имущества;
— вывод общественных ресурсов из теневой экономики.
Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства
должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики, активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ресурса необходимо:
-
четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъектами общества, в том числе общественно-правовыми образованиями;
-
учет потенциального имущества, который должен производиться на основе социально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспективу включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов социального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения потенциального имущества.
Кроме того, формирование казны как инструмента, позволяющего решать социально-экономические задачи, предусматривает вложение средств для придания объектам имущества товарного вида в целях передачи правомочий собственности на имущество казны, как субъектам государственных предприятий, учреждений, так и частным организациям социального блока.
При этом основными задачами в отношении государственной собственности являются:
-
поэтапное сокращение избыточной части государственного сектора, которая не обеспечивает выполнения функций государства;
-
переход к новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства;
-
качественное повышение эффективности управления федеральной собственностью с целью существенного увеличения доходов от использования имущества, утратившего значение для обеспечения выполнения государственных функций и временно находящегося в федеральной собственности.
1.2. Структура государственной казны России.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов, относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то, что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года, что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета), составляющего казну Российской Федерации», утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, кроме средств федерального бюджета, Пенсионного фонда, Государственного резерва, Алмазного фонда, Фонда социального страхования, других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации, уставного капитала и иного имущества Банка России, включая золотовалютные резервы, относится движимое и недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Таким образом, к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;
в) недвижимое имущество, в том числе:
— здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;
— объекты инженерного и коммунального назначения;
— бесхозное имущество (на период установления собственника);
— имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;
г) движимое имущество, в том числе акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в федеральной собственности;
д) имущественные права, в том числе права на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств федерального бюджета;
и) иное, находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям, выморочное имущество.
Об утверждении Положения ‘О муниципальной казне муниципального образования ‘город Оренбург’
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ
РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2009 года N 982
Об утверждении Положения «О муниципальной казне муниципального образования «город Оренбург»
(с изменениями на 28 апреля 2018 года)
(в ред. Решений Оренбургского городского Совета от 19.06.2014 N 846, от 28.04.2018 N 524)
На основании статей 12, 132 Конституции Российской Федерации, статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ и руководствуясь статьями 27, 51 Устава города Оренбурга, Оренбургский городской Совет
РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение «О муниципальной казне муниципального образования «город Оренбург» согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановление Оренбургского городского Совета от 26.03.1998 N 34 «Об утверждении Положения «О муниципальной казне города Оренбурга»;
2.2. Постановление Оренбургского городского Совета от 26.08.1999 N 126 «О внесении дополнений в Положение «О муниципальной казне города Оренбурга», утвержденное Постановлением Оренбургского городского Совета от 26.03.98 N 34″;
2.3. Решение Оренбургского городского Совета от 11.06.2009 N 855 «О внесении изменений в Постановление Оренбургского городского Совета от 26.03.1998 N 34».
3. Установить, что настоящее решение Совета вступает в силу после его официального опубликования в газете «Вечерний Оренбург».
4. Поручить организацию исполнения настоящего решения Совета первому заместителю Главы города Тонких В.П.
5. Возложить контроль за исполнением настоящего решения на председателя постоянной депутатской комиссии Совета по бюджету, экономике, городскому хозяйству и муниципальной собственности Булгакова В.П.
Глава города Оренбурга
Ю.Н.МИЩЕРЯКОВ
Приложение. Положение о муниципальной казне муниципального образования «город Оренбург»
Приложение
к решению
Оренбургского городского Совета
от 8 декабря 2009 г. N 982
(в ред. Решений Оренбургского городского Совета от 19.06.2014 N 846, от 28.04.2018 N 524)
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, Законом Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», Уставом города Оренбурга.
(в ред. Решения Оренбургского городского Совета от 19.06.2014 N 846)
1.2. Настоящее Положение определяет состав, источники, основные цели и задачи формирования, направления использования объектов в составе имущества муниципальной казны муниципального образования «город Оренбург».
1.3. Муниципальную казну муниципального образования «город Оренбург» (далее муниципальная казна) составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Настоящее Положение не регулирует порядок учета, распоряжения и использования средств местного бюджета, входящих в состав муниципальной казны.
1.4. Основными целями и задачами формирования муниципальной казны являются:
— обеспечение финансово-экономической основы деятельности органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
— повышение доходов местного бюджета от эффективного использования объектов в составе имущества муниципальной казны;
— привлечение инвестиций и создание условий для предпринимательской деятельности;
— совершенствование системы учета, сохранности и содержания объектов в составе имущества муниципальной казны;
— обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета и движения объектов в составе имущества муниципальной казны;
— применение наиболее эффективных способов использования объектов в составе имущества муниципальной казны;
— осуществление контроля за использованием и сохранностью объектов в составе имущества муниципальной казны.
1.5. Направлениями использования объектов в составе имущества муниципальной казны являются:
— передача в аренду;
— передача в безвозмездное пользование;
— передача в доверительное управление;
— передача на хранение;
— передача по концессионному соглашению;
— передача в залог;
— внесение в качестве вкладов в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ;
— иные направления использования, предусмотренные действующим законодательством.
1.6. Порядок использования объектов в составе имущества муниципальной казны устанавливается Положением, утверждаемым Оренбургским городским Советом.
(в ред. Решения Оренбургского городского Совета от 19.06.2014 N 846)
Формирование муниципальной казны
2.1. В состав муниципальной казны включается:
— недвижимое имущество (здания, помещения, сооружения, объекты незавершенного строительства);
— движимое имущество (транспортные средства, машины и оборудование, ценные бумаги, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ, прочее движимое имущество);
— нематериальные активы (патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, прочие нематериальные активы);
— непроизведенные активы (земля, ресурсы недр, прочие непроизведенные активы);
— материальные запасы (сырье, материалы, продукция);
— средства местного бюджета.
2.2. Источниками формирования муниципальной казны является имущество:
— безвозмездно передаваемое в собственность муниципального образования «город Оренбург» в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении полномочий и имущества между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
— безвозмездно передаваемое в собственность муниципального образования «город Оренбург» на основании решений государственных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия собственника имущества, принятых в установленном порядке;
— вновь созданное за счет средств местного бюджета;
— признанное собственностью муниципального образования «город Оренбург» по решению суда;
— переход права собственности на которое осуществляется на основании решения суда;
— на которое прекращены вещные права муниципальных предприятий и учреждений;
— выявленное в ходе инвентаризации объектов в составе имущества муниципальной казны и проведенной технической инвентаризации объектов в составе недвижимого имущества муниципальной казны;
— принимаемое в собственность муниципального образования «город Оренбург» на основании гражданско-правовых сделок и по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
2.3. Включение объектов в состав имущества муниципальной казны осуществляется на основании:
— правового акта администрации города Оренбурга в случаях возникновения на имущество права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
— правового акта Комитета по управлению имуществом города Оренбурга в случае наличия на имущество права собственности муниципального образования «город Оренбург», за исключением земельных участков;
(в ред. Решения Оренбургского городского Совета от 28.04.2018 N 524)
— правового акта департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга об оформлении права муниципальной собственности на земельный участок, принятого в соответствии с земельным законодательством.
(абзац введен Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2018 N 524)
2.4. Имущество подлежит включению в состав муниципальной казны в случаях:
— отсутствия муниципальной специализированной организации, которой имущество должно быть передано по функциональному назначению;
— передачи по гражданско-правовым сделкам;
— выявления в ходе инвентаризации объектов в составе имущества муниципальной казны и проведенной технической инвентаризации объектов недвижимого имущества в составе муниципальной казны.
2.5. Внесение изменений в сведения об объектах в составе имущества муниципальной казны осуществляется в случаях:
— изменения технических характеристик и первоначальной стоимости объектов в составе имущества муниципальной казны (достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция, частичная ликвидация и др.);
— переоценки объектов в составе имущества муниципальной казны в соответствии с действующим законодательством;
— проведения в установленном действующим законодательством порядке независимой оценки объектов в составе имущества муниципальной казны;
— проведения в установленном действующим законодательством порядке инвентаризации объектов в составе имущества муниципальной казны;
— проведения технической инвентаризации объектов в составе недвижимого имущества муниципальной казны.
2.6. Внесение изменений в сведения об объектах в составе имущества муниципальной казны осуществляется на основании правовых актов Комитета по управлению имуществом города Оренбурга и департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в рамках полномочий, определенных пунктом 2.3 настоящего Положения.
(п. 2.6 в ред. Решения Оренбургского городского Совета от 28.04.2018 N 524)
2.7. Исключение объектов из состава имущества муниципальной казны осуществляется в случаях:
— безвозмездной передачи в государственную собственность Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении полномочий и имущества между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
— принятия Оренбургским городским Советом решения о безвозмездной передаче;
— отчуждения имущества в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации;
— отчуждения имущества по гражданско-правовым сделкам;
— исполнения судебных решений;
— списания имущества;
— закрепления имущества за муниципальными предприятиями и учреждениями;
— по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
2.8. Исключение объектов из состава имущества муниципальной казны осуществляется на основании:
— правового акта администрации города Оренбурга в случаях прекращения на имущество права собственности муниципального образования «город Оренбург»;
— правового акта Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга в случаях закрепления имущества за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Учет объектов в составе имущества муниципальной казны
3.1. Объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Принятие к бюджетному учету объектов в составе имущества муниципальной казны, за исключением земельных участков, автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений, осуществляется Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга.
(п. 3.2 в ред. Решения Оренбургского городского Совета от 28.04.2018 N 524)
3.3. Принятие к бюджетному учету земельных участков в составе имущества муниципальной казны осуществляется Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.
(в ред. Решения Оренбургского городского Совета от 19.06.2014 N 846)
3.4. Принятие к бюджетному учету в составе имущества муниципальной казны автомобильных дорог общего пользования местного значения и дорожных сооружений осуществляется управлением строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга.
(п. 3.4 введен Решением Оренбургского городского Совета от 28.04.2018 N 524)
Заключительные положения
4.1. Контроль за сохранностью, целевым использованием и техническим состоянием объектов в составе имущества муниципальной казны обеспечивают органы, осуществляющие бюджетный учет объектов в составе имущества муниципальной казны.
4.2. На срок передачи объектов в составе имущества муниципальной казны по гражданско-правовым сделкам бремя их содержания и риски их случайной гибели или случайного повреждения несет пользователь по договору в случае, если это предусмотрено условиями договора.
4.3. В период, когда объекты в составе имущества муниципальной казны не обременены договорными обязательствами, риски их случайной гибели или случайного повреждения несет муниципальное образование «город Оренбург».
4.4. В период, когда объекты в составе имущества муниципальной казны не обременены договорными обязательствами, финансирование мероприятий по контролю за сохранностью и техническим состоянием объектов в составе имущества муниципальной казны осуществляется за счет средств местного бюджета.