Понятие и характеристика участков недр

О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения

ЗАКОН
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
от 24 декабря 2010 года N 460-ЗЗК
О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения

(с изменениями на 25 июля 2019 года)

Принят
Законодательным Собранием
Забайкальского края
15 декабря 2010 года

Статья 1. Общие положения

1. К участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

(в ред. Законов Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК, от 25.07.2019 N 1751-ЗЗК)

1(1). Подготовка и утверждение перечня участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляются исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края (далее — уполномоченный орган), по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством.

Региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, на территории Забайкальского края формируется Правительством Забайкальского края совместно с федеральным органом государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

(часть 1(1) введена Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

2. Право пользования участками недр местного значения предоставляется отвечающим требованиям Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» юридическим лицам, иностранным гражданам, субъектам предпринимательской деятельности, в том числе участникам простого товарищества, если иное не установлено федеральными законами.

(часть 2 в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

3. Предоставление в пользование участков недр местного значения оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

(в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

4. В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

(в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

Пользователь недр, получивший участок недр в виде горного отвода, имеет исключительное право осуществлять в его границах деятельность в соответствии с лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

5. Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

(в ред. Закона Забайкальского края от 25.07.2019 N 1751-ЗЗК)

6. К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Статья 2. Порядок предоставления в пользование участков недр местного значения

(в ред. Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

1. Право пользования участками недр местного значения предоставляется по результатам аукциона либо без проведения аукциона.

(часть 1 в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

2. Право пользования участком недр местного значения по результатам аукциона на право пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых возникает на основании решения уполномоченного органа.

Принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются уполномоченным органом.

(часть 2 в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

3. По решению уполномоченного органа право пользования участками недр местного значения без проведения аукционов предоставляется:

(в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

1) для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в целях выполнения работ по государственному или муниципальному контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или по договору, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

(в ред. Законов Забайкальского края от 28.04.2014 N 970-ЗЗК, от 18.11.2015 N 1248-ЗЗК)

2) для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

(п. 2 в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

3) на участок недр местного значения, содержащий месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенный в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

(п. 3 в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

4) для краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;

(п. 4 в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

5) для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, в целях реализации инвестиционных проектов краевого значения, приоритетных инвестиционных проектов Забайкальского края, мероприятий государственных программ Российской Федерации, реализуемых на территории Забайкальского края, и государственных программ Забайкальского края;

(в ред. Законов Забайкальского края от 28.04.2014 N 970-ЗЗК, от 18.11.2015 N 1248-ЗЗК)

6) на участок недр местного значения, включенный в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

(п. 6 введен Законом Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

7) для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;

(п. 7 введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

8) для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, в установленном Правительством Забайкальского края порядке.

(п. 8 введен Законом Забайкальского края от 25.07.2019 N 1751-ЗЗК)

4. В случаях, установленных частью 3 настоящей статьи, заявитель подает в уполномоченный орган заявку на получение права пользования участком недр местного значения (далее — заявка), в которой указываются:

(в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

1) сведения о заявителе:

для юридического лица — наименование (полное и сокращенное), организационно-правовая форма, фамилия, имя, отчество руководителя, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет, банковские реквизиты, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, банковские реквизиты, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;

(п. 1 в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

2) местоположение участка недр;

3) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, и о целевом использовании полезного ископаемого;

4) данные о том, кем и когда проводились геологические изыскания (при наличии);

(в ред. Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

5) данные о государственном (муниципальном) контракте на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд или договоре, заключенном по результатам закупки, с указанием номера, даты, наименования, срока действия (в случае, установленном пунктом 1 части 3 настоящей статьи);

(п. 5 в ред. Закона Забайкальского края от 18.11.2015 N 1248-ЗЗК)

6) планируемая глубина изучения (разработки) объекта (метров);

(п. 6 в ред. Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

7) проектный (среднегодовой) объем добычи полезного ископаемого (тыс. куб. метров) или обоснованная потребность в подземных водах с учетом перспективы развития (кубических метров в сутки);

(в ред. Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

7(1)) реквизиты (номер, дата выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения его использования (в случае получения права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения);

(п. 7(1) введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК; в ред. Закона Забайкальского края от 13.10.2016 N 1382-ЗЗК)

8) срок пользования участком недр;

9) опись прилагаемых документов.

Заявка подписывается руководителем организации-заявителя в случае, если заявителем является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем в случае, если заявителем является индивидуальный предприниматель, и заверяется печатью (при ее наличии).

(в ред. Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

5. К заявке прилагаются:

1) для юридического лица — копии учредительных документов, заверенная в установленном порядке копия решения уполномоченных органов управления организации-заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации;

2) доверенность, выданная в установленном порядке (в случае, если интересы заявителя представляются лицом, не имеющим права без доверенности представлять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя);

3) документы, подтверждающие наличие квалифицированных специалистов и технических средств, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, за исключением случая, установленного пунктом 8 части 3 настоящей статьи:

(в ред. Закона Забайкальского края от 25.07.2019 N 1751-ЗЗК)

а) справка о технических средствах, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии документов на транспортное средство и его составные части, в том числе копии регистрационных документов, документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида), подписанная руководителем организации-заявителя в случае, если заявителем является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем в случае, если заявителем является индивидуальный предприниматель, и заверенная печатью (при ее наличии);

(в ред. Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

б) выписка из штатного расписания заявителя либо подрядчика или выписка из трудовой книжки с записью о принятии специалиста на работу, копии документов (о трудовой деятельности, о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность), подтверждающих квалификацию специалиста;

в) копии договоров подряда со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков для выполнения работ, связанных с пользованием недрами (в случае их заключения);

(в ред. Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

4) копия договора подряда, заключенного для выполнения работ, указанных в пункте 1 части 3 настоящей статьи;

(п. 4 в ред. Закона Забайкальского края от 18.11.2015 N 1248-ЗЗК)

5) картографический материал, поясняющий местонахождение участка недр и его географические координаты;

(п. 5 в ред. Закона Забайкальского края от 28.04.2014 N 970-ЗЗК)

6) краткая геологическая характеристика участка недр с указанием наличия месторождений (залежей) полезных ископаемых и запасов (ресурсов) по ним, наличия на участке недр горных выработок, скважин и иных объектов, сведения о добытых полезных ископаемых (если ранее производилась добыча полезных ископаемых) (за исключением случая, установленного пунктом 7 части 3 настоящей статьи);

(в ред. Закона Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

6(1)) краткая гидрогеологическая характеристика участка недр (в случае, установленном пунктом 7 части 3 настоящей статьи) с указанием:

а) наличия на участке недр месторождений (залежей) подземных вод и запасов по ним;

б) географических координат скважины (скважин);

в) расчета зон санитарной охраны в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

г) соответствия качества подземных вод санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

д) кратких сведений о геологической и гидрогеологической изученности участка недр с указанием наличия на участке недр горных выработок, скважин и иных объектов, которые могут быть использованы при работе на этом участке;

е) наличия других недропользователей на данном участке недр;

(п. 6(1) введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

7) технико-экономическое обоснование разработки месторождения полезного ископаемого, обеспечивающее рациональное использование и охрану недр (за исключением случаев, установленных пунктами 7 и 8 части 3 настоящей статьи);

8) копия паспорта или учетной карточки водозаборного сооружения (в случае, установленном пунктом 7 части 3 настоящей статьи);

(п. 8 введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

9) копия бухгалтерского баланса или копии соответствующих налоговых деклараций за последний отчетный период и за предыдущий год, содержащие отметку об их представлении в установленном порядке в налоговый орган (за исключением случая, установленного пунктом 8 части 3 настоящей статьи);

(п. 9 введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК; в ред. Закона Забайкальского края от 25.07.2019 N 1751-ЗЗК)

10) сведения о качестве подземных вод и режиме эксплуатации водозаборных сооружений (в случае, установленном пунктом 7 части 3 настоящей статьи);

(п. 10 введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

11) сведения о наличии имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристика, сведения о методах наблюдений за подземными водами (в случае, установленном пунктом 7 части 3 настоящей статьи);

(п. 11 введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

12) расчет обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития (в случае, установленном пунктом 7 части 3 настоящей статьи).

(п. 12 введен Законом Забайкальского края от 13.10.2016 N 1382-ЗЗК)

(часть 5 в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

5.1. Заявитель вправе по собственной инициативе прилагать к заявке:

1) для юридического лица — выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки;

для индивидуального предпринимателя — выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки;

2) копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

3) копию документа об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых (в случае, установленном пунктом 3 части 3 настоящей статьи);

4) информацию органа, уполномоченного на управление государственным фондом недр, об отсутствии полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе (за исключением случая, установленного пунктом 4 части 3 настоящей статьи);

5) согласование работ, связанных с пользованием недрами, предоставленное органом местного самоуправления, на территории которого планируется проведение работ (за исключением случая, установленного пунктом 4 части 3 настоящей статьи);

6) копию государственного (муниципального) контракта на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд или договора, заключенного по результатам закупки (в случае, установленном пунктом 1 части 3 настоящей статьи);

(п. 6 в ред. Закона Забайкальского края от 18.11.2015 N 1248-ЗЗК)

7) справку налоговых органов о наличии (отсутствии) задолженности заявителя по уплате налоговых платежей, а также платежей за пользование недрами;

(п. 7 введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК)

8) санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (в случае получения права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

(п. 8 введен Законом Забайкальского края от 12.10.2015 N 1228-ЗЗК; в ред. Закона Забайкальского края от 13.10.2016 N 1382-ЗЗК)

(часть 5.1 введена Законом Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

5.2. Документы, указанные в части 5.1 настоящей статьи, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия, если они не были представлены заявителем по собственной инициативе.

(часть 5.2 введена Законом Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

6. Уполномоченный орган рассматривает заявку и документы, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, и уведомляет заявителя в письменной форме о приеме либо об отказе в приеме заявки в течение 30 дней со дня регистрации заявки.

Отказ в приеме заявки и документов, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, может последовать в следующих случаях, установленных законодательством Российской Федерации:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

7. Оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на право пользования участками недр местного значения осуществляются уполномоченным органом в установленном им порядке.

(в ред. Закона Забайкальского края от 06.07.2012 N 686-ЗЗК)

Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона края

Настоящий Закон края вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель Законодательного
Собрания Забайкальского края
А.П.РОМАНОВ

Губернатор
Забайкальского края
Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН

г. Чита
24 декабря 2010 года
N 460-ЗЗК

После расформирования Министерства окружающей среды и водных ресурсов в 2014 году с передачей комитетов в Министерство Энергетики и в Министерство сельского хозяйства в результате отсутствия преемственности политики в области окружающей среды и фрагментированных действий комитетов, подчиненных в разные министерства состояние окружающей среды ухудшалось и работы по очистке исторически загрязненных территорий были приостановлены и произошли ряд экологических катастроф, которых не было за всю независимость Казахстана. Эксперты, НПО и граждане все чаще выделяли проблему окружающей среды и в феврале 2019 года после озвучивания предложения о создании отдельного Министерства окружающей среды на различных телепрограммах Ассоциация практикующих экологов официально обратилась в Администрацию Президента с предложением создать отдельное Министерство окружающей среды с объединением в данное Министерство Комитета экологического регулирования и контроля и департаментов по охране окружающей среды из Министерства Энергетики, Комитета по водным ресурсам и Комитета лесного хозяйства и животного мира из Министерства Сельского Хозяйства.

И в соответствии с №17 указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» от 17 июня 2019 года в Казахстане было создано Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан с передачей ему функций и полномочий:

  • Министерства энергетики Республики Казахстан в области формирования и реализации государственной политики охраны окружающей среды, обращения с твердыми бытовыми отходами, охраны, контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов;
  • Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения, лесного хозяйства;
  • Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в сфере государственного геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Вопросы недропользования не будут переданы министерству экологии, геологии и природных ресурсов, сообщил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев. «От нашего ведомства в новое министерство переданы только функции по охране окружающей среды. Функции недропользования остались в министерстве энергетики, и мы будем продолжать их выполнять», — сказал Бозумбаев на отчетной встрече с населением. При этом он пояснил, какие функции будет выполнять новое министерство.

«У министерства экологии, геологии и природных ресурсов достаточно большие полномочия в сфере геологии: в первую очередь, они – хранители фондов, хранители информации, мониторинг недр будут осуществлять, следить за рациональным использованием природных ресурсов и так далее», — пояснил министр.

Ассоциация практикующих экологов

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ, СТРАНАХ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

В.К. Филатов

Кафедра конституционного и муниципального права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье проводится сравнительный анализ конституционно-правового регулирования пользования недрами в Российской Федерации и некоторых странах Европы и Америки; исследуются соответствующие особенности недропользования; выявляется актуальный для России опыт.

Ключевые слова: конституция, право, законодательство, регулирование, недропользование, формы собственности, государственный контроль, зарубежный опыт.

Конституционно-правовое регулирование недропользования в России.

Согласно Конституции РФ (ст. 9, 36) земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; могут находиться в частной и иных формах собственности .

Необходимо заметить, что в советский и постсоветский периоды в нормативно-правовых актах и научной литературе имели место понятия «природные ресурсы», «природная среда», «природопользование», «охрана природы».

Перечень видов природных ресурсов в том или ином виде присутствовал в Декрете «О земле», конституциях РСФСР. При этом в соответствии с нормами международного права в советском государстве должны были применяться достаточные меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного миров, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

Конституция Российской Федерации 1993 г. впервые в истории российского конституционного права ввела понятие «природные ресурсы». В их составе в одном случае (ст. 9) выделялась только «земля», все остальные классифицировались как «другие природные ресурсы»; в другом случае (ст. 72) выделяются уже три вида: земля, недра и водные ресурсы, остальные отнесены к категории «другие» .

Указом Президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах» к категории природных ресурсов отнесены земли, воды, леса, недра, ресурсы животного и растительного мира .

Однако жизнь не стоит на месте, и наука стремительно развивается вместе с теми общественными отношениями, которые регулируются соответствующими отраслями системы права Российской Федерации.

Развитие науки в настоящее время позволяет относить к понятию природных ресурсов землю, недра, воды, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир .

Статья 9 Конституции РФ, на наш взгляд, устанавливает возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, что порождает неоднозначность ее толкования законодателем, правоприменительными органами и учеными. Действительно, одни полагают, что на все природные ресурсы разрешены любые формы собственности; другие считают, что, если в Конституции записано «могут быть», то это значит, что природные ресурсы «могут и не быть» (по усмотрению законодателя) во всех формах собственности . Вот законодатель в России и пошел по второму пути: анализ современного правового регулирования недропользования в нашей стране совершенно определенно свидетельствует об этом.

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Другими словами, неудачность формулирования конституционной нормы порождает конъюнктурность ее толкования и применения.

Статья 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Имеется в виду, что и Россия, в лице ее федерального центра, и субъекты Федерации совместно ответственны в этой сфере. При этом на вопрос о том, кто, в каком виде и перед кем отвечает, ответа нет.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды .

Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования утверждены распоряжением Правительства РФ от 21.04.2003 № 494-р.

Основными целями государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования являются:

— обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях обеспечения устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан;

— организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации;

— защита геополитических интересов России, в том числе на мировом рынке минерального сырья .

Конституционно-правовое регулирование недропользования в Европе

В современном мире в различных сочетаниях применяются разрешительная и договорная методики предоставления права пользования недрами с учетом национальной специфики. Практически во всем мире государство является собственником природных ресурсов, поэтому и при оформлении лицензии, и при заключении договоров на право пользования недрами оно является одним из участников соответствующих правоотношений.

Конституция Норвегии (ст. 110в) акцентирует внимание государства и общества не только на сиюминутных потребностях, но и на исторических перспективах использования природных ресурсов:

«Каждый имеет право на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье, и на охрану природной продовольственной продукции и ее многообразие.

Государственные органы принимают более детальные постановления для выполнения этих конституционных положений» .

Сложилось так, что нефтегазовая отрасль Норвегии начала свое развитие в 60-х гг. XX в. с формирования национального нефтяного законодательства. 21 июня 1963 г. норвежский парламент принял закон о научных исследованиях подводных природных ресурсов и об их разработке, который регламентировал основные вопросы проведения работ на континентальном шельфе. Согласно этому закону (ст. 2) права на естественные подводные ресурсы принадлежат государству .

На начальном этапе цели норвежского правительства заключались в:

— определении системы предоставления лицензий на проведение геологоразведки;

— обеспечении контроля государства за соблюдением правил лицензирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формировании среды, обеспечивающей конкурентную борьбу между компаниями .

Дальнейшее развитие норвежской нефтяной промышленности связано с усилением позиций государства. Для нефтяной деятельности базовым законом является Закон о нефтяной деятельности 1985 г. Статья 3 этого закона детализирует положение Конституции о природных ресурсах: работают и такие Законы, как Закон № 35 «О налогообложении нефти» от 13 июня 1975 г., Закон «О налоге на загрязнение COI в связи с нефтяной деятельностью на континенталь-

ном шельфе» от 21 декабря 1990 г. № 72 и др. Кроме этого, действуют постановления, введенные Королевским указом: «О зонах безопасности» 1975 г., «О нефтяном регистре» от 12 июня 1985 г., «Об охране труда и условиях труда в нефтяной деятельности» от 27 ноября 1992 г., «О внутреннем контроле обладателя лицензии в нефтяной деятельности на норвежском континентальном шельфе» и др. Нормативное регулирование осуществляется на основе постановлений, введенных контролирующим органом — Норвежским нефтяным директоратом: Постановление о бурении и оборудовании скважин, а также сборе геологических данных в нефтяной деятельности от 7 февраля 1992 г., Постановление о трубопроводных системах в нефтяной деятельности от 30 апреля 1992 г.

Государственные доходы от нефтегазового сектора поступают частично от прямого государственного участия в разработке месторождений и добыче, а частично — от системы налогообложения и сборов. Налог на чистый доход от деятельности на шельфе составляет 78% .

Прибыль от нефтегазовой деятельности направляется в государственный нефтяной фонд. Только 4% капитала фонда могут быть использованы на текущие цели государственного бюджета .

Основные направления развития нефтяной промышленности Норвегии рассматриваются в высшем законодательном органе — Стортинге. Правительство страны является исполнительным органом и несет ответственность перед Стортингом за выполнение принятых законов по ТЭК. При выполнении этих обязанностей правительство опирается на министерства и подчиненные директораты и агентства, на которые возложены соответствующие обязанности .

Весьма поверхностный анализ законодательства Норвегии и России в сфере недропользования позволяет выделить некоторые различия конституционно-правового регулирования в соответствующей сфере экономики.

Так, система доступа к недрам в Норвегии только разрешительная, а в России еще и договорная (СРП). В Норвегии лицензия на разведку не дает преимуществ при выдаче лицензий на добычу. В Норвегии существует специальный налог на окись углерода (СО1). В России разделение континентального шельфа на блоки отсутствует. В Норвегии, в отличие от нас, допускается переуступка прав пользования недрами и залог прав пользования недрами, но по согласованию с Министерством нефти.

Другими словами, при жестком государственном контроле Норвежское Королевство допускает развитие рыночных отношений в сфере разведки, изучения и разработки недр гораздо более, чем Россия. Отсюда и получившие мировое признание экономические результаты.

Правовое регулирование в сфере углеводородов в Великобритании на законодательном уровне осуществляется на основе Закона о добыче нефти от 1934 г., который закрепил юридически исключительное право собственности монарха в соответствующей области, то есть государственную собственность на недра. Закон о континентальном шельфе от 1964 г. распространил эти права на Британский сектор шельфа.

Великобритания в правовом регулировании права на недропользование хозяйствующими субъектами идет по пути лицензирования, которое осуществляется на конкурсной основе. Однако в отношении иностранных компаний предъявляются дополнительные требования: найм британского персонала и соблюдение условий взаимности, по которым к конкурсу допускаются фирмы лишь тех стран, в которых английские компании имеют аналогичные права доступа к ресурсам.

Пользователь имеет право отказаться по своему желанию от всего лицензионного блока или его части, а также передать с согласия государства участок третьему лицу. Характерной особенностью процедуры лицензирования является требование о получении государственного разрешения на ввод в разработку новых месторождений. В разрешении указываются нормы добычи. Отдельное разрешение требуется на сжигание попутного газа. Строительство и использование трубопроводов также требует получения государственных разрешений.

Государство в лице Директората по нефти и газу Министерства торговли и промышленности контролирует выполнение лицензионных условий, и в случае их нарушения имеет право и возможность аннулировать лицензию .

Конституционно-правовое регулирование недропользования в странах Америки

США в силу исторических, экономических и географических причин имеют сложную систему предоставления прав недропользования. Исходя из федеративного устройства государства, правовое регулирование недропользования зависит от того, на территории каких земель расположены недра: федеральных, штата или частных.

На федеральном уровне отношения недропользования регулируются Горным законом США от 1872 г., Законом о горной аренде от 1920 г., Законом «О природном газе» от 1938 г., Законом «О политике в газовой промышленности» от 1978 г. Значительная, если не большая часть правоотношений в сфере недропользования регулируется законодательством штатов, а также судебными решениями. Преобладающими системами предоставления права пользования недрами являются патентная и арендная .

Производство нефти по всему миру в 2009 г. сократилось на 1,7 млн баррелей в сутки, заявил директор Международного энергетического агентства (Е1А) Нобуа Танака. По его словам, только в государствах ОПЕК за последнее время производилось на 500 тыс. баррелей в сутки меньше.

Снижение спроса на нефть особенно ощутимо со стороны США, которые не входят в ОПЕК и могут себе позволить переключиться на внутреннюю добычу, не нарушая никаких квот. Ее увеличение в 2009 г. составило с 240 тыс. баррелей до 7,74 млн баррелей в сутки. Импорт нефти снизился за год с 10 тыс. баррелей до 8,7 тыс. в сутки. Экспорт, напротив, вырос с 26-27 тыс. баррелей до 31 тыс.

В настоящее время США располагают запасами сланцевой нефти (жидкие углеводороды, получаемые с помощью пиролиза из горючих (нефтяных) сланцев), которые позволят значительно увеличить нефтедобычу внутри страны и равны объемам импорта в течение ста лет. Президент Обама заявил о необходимости расширить нефтедобычу на океанском шельфе и на Аляске, а это десятки миллиардов баррелей.

В настоящее время разведанные запасы газа в США равняются примерно 6 трлн м3, что составляет около 3% запасов этого энергоносителя в мире.

К особенностям регулирования нефтегазового комплекса США можно отнести следующее:

— развитие законодательства на нескольких уровнях (земли федеральные, земли штатов, частные);

— значительное совпадение газовых месторождений с нефтяными, что существенно сокращает эксплуатационные расходы;

— колоссальные запасы сланцевой нефти, что позволяет увеличить добычу сырья до уровня импорта в течение ста лет.

Канада занимает второе место в мире после Саудовской Аравии по объему пригодных для рентабельной разработки достоверных запасов нефти — 180 млрд баррелей. Она занимает третье место в мире по объемам ежегодного производства природного газа (183,6 млрд м3 2004 г.), а по объемам экспорта (102,1 млрд м3) — второе место после России.

Канада — федеративное государство. Субъектами федерации являются 10 провинций и 3 территории. По Конституционному акту Канады 1867 г. право собственности на большую часть природных ресурсов передано провинциям.

Законодательные собрания провинций обладают исключительной компетенцией по таким вопросам, как разведка, использование и охрана естественных невозобновляемых ресурсов на территории провинции .

Юрисдикция федерального правительства сохраняется на недра, находящиеся в малоосвоенных северных территориях, на территории континентального шельфа и морской экономической зоны . На федеральном уровне отношения в сфере недропользования регулируются Законом «О нефтяных ресурсах Канады» и Законом «О деятельности в области нефтегазодобычи».

Первым законом регулируются вопросы лицензирования, охраны окружающей среды, взаиморасчеты государства и недропользователей, а второй направлен на регулирование деятельности организаций нефтяного комплекса непосредственно при осуществлении ими добычи и транспортировки нефтяного сырья и газа.

В Законе «О нефтяных ресурсах Канады» определены три вида документов, предоставляющих право пользования участками недр, находящихся под юрисдикцией федерального правительства: лицензия на разведочные работы, лицензия на добычу, лицензия на крупное месторождение . Для первых двух видов нет никаких требований к недропользователю, а разрешение на до-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бычу может быть выдано только компании, зарегистрированной в Канаде; гражданину Канады; лицу, постоянно проживающему в Канаде.

Характерными чертами конституционно-правового регулирования права недропользования в Канаде можно считать следующие:

— система конституционно-правового регулирования права недропользования осуществляется на двух уровнях: федеральном и субъектов федерации (провинциальном);

— на федеральном уровне правовое регулирование осуществляется Конституционным актом Канады 1867 г. (с последующими изменениями и дополнениями); Законом «О нефтяных ресурсах Канады», Законом «О деятельности в области нефтегазодобычи»;

— на провинциальном уровне участки недр предоставляются в пользование после проведения тендеров, где единственным критерием для выявления победителя является размер разового платежа;

— налоговая система Канады представлена на трех основных уровнях: федеральном, провинциальном и местном. Основным налогом является роялти (налог на добычу), ставка которого варьируется от 8 до 16% стоимости сырья.

Согласно Конституции Боливии, «изначальной собственностью государства, помимо того имущества, которое объявлено таковым в законе, являются все полезные ископаемые, все пустующие земли с их недрами, все озера, реки и целебные источники, а также все естественные ресурсы, доступные для хозяйственного использования; законами устанавливаются условия пользования указанной собственностью, а также порядок передачи права собственности частным лицам» (ст. 108), «…экспорт нефти и ее продуктов, находящихся в государственном или частном владении, производится исключительно государством или учреждениями, его представляющими» (ст. 110), «все предприятия, созданные для добычи сырья, его обработки и продажи готовой продукции, считаются национальными предприятиями и подпадают под действие суверенитета, законов и распоряжений органов власти республики» (ст. 111).

Нефтегазовая промышленность играет большую роль в развитии экономики и производительных сил Боливии. Разведанные запасы нефти составляют около 19 млн т. К ним можно добавить предполагаемые запасы в размере 9 млн т.

Несмотря на активное привлечение иностранного капитала, нефтяная отрасль развивается пока недостаточно быстро. По-прежнему главным ресурсом страны остается природный газ, обеспеченность которым составляет приблизительно 40 лет.

Что касается перспектив Боливии в нефтегазовой отрасли, можно предположить ее развитие в основном за счет газовой промышленности. Серьезные проблемы в нефтяной сфере, вызванные быстрым истощением ранее разведанных месторождений и медленной разведкой новых, могут быть преодолены при условии повышения заинтересованности частного капитала боливийскими перспективными участками .

Согласно ст. 1 Конституции Республики Эквадор «необновляемые природные ресурсы, находящиеся на территории государства Эквадор, всецело относятся к собственности республики» .

Статья 408 Конституции относит к природным ресурсам продукты минеральных подземных вод и месторождений углеводородного сырья. Все приро-доресурсные активы республики могут быть использованы только в строгом соответствии с экологическими принципами, закрепленными в Конституции. Сеть устаревших нефтепроводов и отсутствие крупных нефтеперерабатывающих заводов сдерживают развитие эквадорской нефтяной отрасли.

Национализация, как показывает мировая практика, не добавит шансов нефтегазовому комплексу Эквадора.

Конституция Мексиканских Соединенных Штатов от 5 февраля 1917 г. установила: «Непосредственной собственностью государства являются. твердое минеральное топливо, нефть и все другие углеводороды в твердом, жидком или газообразном состоянии. Сдача в концессию нефти и других углеводородов не допускается; закон определяет порядок, в котором государство может осуществлять эксплуатацию этих богатств» (ст. 27).

Именно поэтому основные отрасли промышленности, к которым относится и нефтегазовая, контролируются государством. На его долю приходится 97% добычи нефти и газа, 90% энергетических мощностей, 85% продукции нефтехимической промышленности, 40% выплавки стали.

Нефтепромышленность фактически монополизирована и сосредоточена в руках государственной компании Petroleus Mexicanos (Pemex).

В 50-60-х гг. национализация способствовала развитию нефтепереработки в стране — мощности НПЗ увеличились настолько, что смогли полностью обеспечить Мексику нефтью и продукцией базовой нефтехимии.

Однако когда практически все доходы Pemex стали изыматься в федеральный бюджет, это привело к существенному сокращению капиталовложений в разработку и приобретение современных технологий, и, как следствие, резкому уменьшению выпуска нефтепродуктов и и нефтехимической продукции, их дефициту и стремительному росту импорта — в частности, это коснулось высокооктанового бензина .

Горный закон Мексики, Нефтяной кодекс регулируют сроки, условия действия концессий, естественно, опираясь на букву и дух Конституции. Поэтому государственная собственность на недра не подлежит реформации.

Государственная монополия и состояние современного мексиканского законодательства не позволяют частным компаниям участвовать в прибылях от эксплуатации месторождений или продажи сырья, что явно тормозит развитие этой области экономики.

Конституция Венесуэлы от 15 декабря 1999 г. относит к компетенции общенациональной государственной власти «регулирование и управление шахтами и углеводородными ресурсами, регулирование невозделанных земель и сохранение, развитие и использование лесов, почв, вод и других природных бо-

гатств страны. Исполнительная власть страны может предоставлять горнорудные концессии на неопределенный срок (ст. 156). В совокупности со ст. 302 и 303 окончательно закреплялась государственная монополия на деятельность в нефтяной отрасли. Однако нефтяная промышленность была национализирована еще на основании Закона о национализации от 1975 г.

В 2002 г. вступил в силу Закон об углеводородных ископаемых, усиливший роль государства в недропользовании и увеличивший налогообложение в нефтяной сфере. Доля государства в акциях предприятий по разведке и разработке нефтяных месторождений устанавливалась на уровне более 50%, плата за недра (роялти) увеличена с 16,7 до 30% . Наиболее заметной реакцией на меры, реализуемые Уго Чавесом как в нефтяной сфере, так и в других отраслях экономики, стало снижение доверия международных инвесторов. По итогам 2006 г. был зафиксирован отток из Венесуэлы прямых иностранных инвестиций на сумму 2,5 млрд долл. США, в то время как в 2005 г. наблюдался их чистый приток в 1,4 млрд. По мнению специалистов, это стало следствием в том числе преобразования сервисных соглашений в СП и повышения налогов .

Конституция Федеративной республики Бразилия (5 октября 1988 г.) наряду с конституциями других федеративных государств Латинской Америки регламентирует вопросы недропользования в стране с учетом собственной специфики.

Статья 20 Конституции относит к федеральной (союзной) собственности «минеральные ресурсы, включая подземные ресурсы». При этом § 1 данной статьи поясняет, что «Штаты, Федеральный округ, муниципии и администрация Союза, осуществляющая свою деятельность непосредственно, в соответствии с предписаниями закона участвуют в результатах эксплуатации нефтяных месторождений и природного газа, гидроресурсов для получения электрической энергии и других минеральных ресурсов, эксплуатируемых на их соответствующих территориях, на континентальном шельфе, в территориальном море или исключительной экономической зоне или получают финансовую компенсацию за такую эксплуатацию».

Статья 22 Конституции наделяет федерацию полномочиями правового регулирования использования природных ресурсов, в том числе месторождений полезных ископаемых.

В сфере совместной компетенции федерации и ее субъектов находится «охрана окружающей среды и борьба с загрязнением во всех его формах, сохранение лесов, фауны и флоры» (ст. 23).

При этом в сфере конкурирующего законодательства компетенция Союза ограничивается изданием норм общего характера, что не исключает дополнительной компетенции штатов. При отсутствии федерального закона штаты осуществляют полную законодательную компетенцию с тем, чтобы учесть свои особенности.

Последующее издание федерального закона прекращает действие закона штатов в тех его положениях, которые противоречат федеральному закону.

Протекционистская политика государства выражена достаточно ярко в ст. 176 Конституции Бразилии:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Эксплуатируемые и неэксплуатируемые месторождения, другие минеральные ресурсы и потенциальные источники гидроэнергии составляют собственность, отдельную от собственности на землю, для целей ее эксплуатации или использования, и они принадлежат Союзу; ее эксплуатация осуществляется концессионерами.

Изыскания и эксплуатация минеральных ресурсов и использование потенциальных источников гидроэнергии могут осуществляться в национальных интересах только посредством разрешения или предоставления концессии Союзом бразильцам или предприятиям, образованным на основе бразильского закона, органы управления которых находятся в стране. Разрешение на изыскания всегда предоставляется на определенное время; предоставленные разрешения или концессии не могут уступаться или передаваться полностью или частично без предварительного согласия соответствующего органа власти, принявшего решение о разрешении или концессии» .

Статья 177 Конституции устанавливает монополию федерации на:

— изыскания и эксплуатацию месторождений нефти, природного газа и других жидких углеводородов;

— очистку национальной или иностранной нефти;

— импортирование и экспортирование нефтепродуктов;

— морской транспорт по перевозке нефти и нефтепродуктов и природного

газа.

Конституция 1988 г. ввела не встречавшееся в других юрисдикциях новое фискальное изъятие из доходов добывающей промышленности, основанное на принципе суверенитета над минеральными ресурсами и на праве собственности государства на минеральные ресурсы in situ (в естественном залегании). При добыче углеводородов «участие в результатах эксплуатации минеральных ресурсов» исчисляется на основе рентных свойств месторождения и регулируется специальным законодательством .

Несмотря на то что на рынке недропользования Бразилии доминирует государственная компания Petrobras, с конца 90-х гг. к конкурсам на получение прав недропользования допускаются и другие, в том числе и зарубежные, «игроки».

Благодаря этому шагу по сравнению с 1980 г., когда добыча нефти составляла около 9 млн т, в 2001 г. она составила уже более 56 млн т, и на 14 НПЗ перерабатывалось около 83 млн т. А в феврале 2009 г. Россия увеличила экспорт нефти на 6,3%, и в марте — на 2,2%, тогда как Бразилия удвоила экспорт в каждом из этих месяцев! .

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

— совершенно определенное разграничение между федеральным центром и субъектами федерации полномочий в сфере управления недропользованием;

— совершенствование системы государственного контроля за геологическим изучением и использованием недр;

— более последовательное применение экономических санкций к недропользователям, нарушающим условия пользования недрами;

— использовать зарубежный опыт для предоставления концессий, лицензирования, более широкого внедрения гражданско-правовых отношений в сфере недропользования.

ЛИТЕРАТУРА

Анализ основных положений системы недропользования в зарубежных странах, подготовленный для Федерального Собрания Государственной Думы РФ, ФГУ ЦЕНТР «СРП-НЕДРА». — М.: ЦЕНТР «СРП-НЕДРА», 2004.

Байков Н.М. Организационные структуры Министерства энергетики США и Министерства нефти и энергии Норвегии // Нефтяное хозяйство. — 2009. — № 5.

Банько Ю. Пример других иным наука // Нефтегазовая вертикаль. — 2009. — № 13.

Бразилия и Россия увеличивают экспорт нефти. Аналитический обзор. URL: http://www.mineral/ru/News

Василевская Д.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах: теория и практика: Монография. — М.: ООО «Изд-во «Нестор Академик», 2007.

Закон Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-I (с изменениями от 26 июля 2010 г.) — Система ГАРАНТ.

Конституция Королевства Норвегии. URL: http//www.Altfornorge.narod.ru/constit

Конституция Республики Эквадор. URL: http://www.asambleanacional.gov.ec

Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. — М.: Горо-дец, 2000.

Конституция Российской Федерации. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2009.

Курский А., Курская В. Государственное регулирование нефтяной промышленности в Бразилии // Нефть, газ и право. — 2001. — № 4.

Леонтьев И.А. Комментарий к Закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I // Система ГАРАНТ.

Перчик А.И. Горное право: Учебник. — М: Изд. Дом «Филология три», 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нечайкина Л. Из Норвегии в Россию. С добрыми намерениями // Бурение и нефть. — 2008. — № 7.

Попов М.В. О нарушениях конституционных прав граждан на землю в субъектах Федерации // Журнал российского права. — 1998. — № 8.

Рогинский С.В. Черное золото страны викингов. Нефтегазовый комплекс Норвегии в 1962-2000 гг. — М.: Компания Спутник+, 2001.

Страны — производители нефти. Аналитический обзор. URL: http://petros.ru/Mexico

Семенов В. Времени на раздумья уже нет // Нефть и капитал. — 2007. — № 5.

Рыбаков А.А. Институт Латинской Америки РАН. URL: http://www.nefte.ru

Шарф И.В. Западные модели рентной политики в недропользовании // Экономика. — 2007. — № 10.

CONSTITUTIONALLY-LEGAL REGULATING USAGE OF MINERAL RESOURCES IN RUSSIAN FEDERATION, SOME COUNTRIES OF EUROPE AND USA

V.R. Filatov

The Department of Constitutional and Municipal Law Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература
  • English

Коцубинский М.Н. 1 1 РГЭУ (РИНХ) Важнейшей заинтересованностью государства как собственника недр и в настоящее время остается эффективное распоряжение своей собственностью. В статье рассмотрены основная проблема управления природопользованием в Российской Федерации. Для поддержки выбора и принятия управленческих решений в природно-ресурсной сфере и оптимизации процесса формирования программы развития ресурсной территории с использованием механизма государственно-частного партнерства необходима стоимостная оценка. Автор рассматривает проблему стоимостной оценки в системе недропользования РФ, основные понятия и нынешнее положение этого элемента рыночного механизма. Обозначается необходимость корректировки акцентов в правоприменительной практике РФ и необходимость создания отечественного Кодекса стоимостной оценки объектов недропользования, на примере международных кодексов. Отмечено, что стоимостная оценка является обязательным условием экономической оценки минерально-сырьевой базы и ее освоения. 300 KB стоимостная оценка минерально-сырьевые активы 1.Ампилов Ю.П. Стоимостная оценка недруб. Учебное пособие.-М. ООО «Геоинформмарк» 2011г. 408с. 2. Грязнова А.Г., Федотова М.А. и друб. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). М. ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. 544с. 3 Махоткин И.Л. Различие стандартов стоимостной оценки в системе недропользования в Российской и международной практике// Недропользование XXI век. 2013г. №6. с. 65-73. 4 Чернявский А.Г. О геолого-экономической и стоимостной оценке объектов твердых полезных ископаемых//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2013. № 2. с. 19-26. 5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 07.12.2016). 6. Приказ Минфина РФ от 06.10.2011 N 125н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 N 22875). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122051/ (дата обращения 05.12.2016). 7 Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180064/ (дата обращения 06.12.2016). 8Распоряжение МПР РФ от 01.04.2003 N 153-р «О комплексе мероприятий по организации проведения стоимостной оценки участков недр в системе МПР России». URL: http://base.garant.ru/2159465/ (дата обращения 04.12.2016). 9 Федеральный Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения 08.12.2016). 10 Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ (действующая редакция, 2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/ (дата обращения 06.12.2016). VALUATION OF THE SUBSOIL FACILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION Kotsubinsky M.N. 1 1 Rostov State University of Economics (RSUE) Abstract: The paper shows that the state as the owner of all mineral resources is highly interested in the effective management of its property. The article describes the main problem of environmental management in the Russian Federation. A special planning model is required to support the choice and managerial decision-making in the field of natural resources and optimization of the formation process of the resource region development program using the mechanism of public-private partnership. The author considers problem of valuation in the practice of subsoil using in the Russian Federation, basic concepts and present situation of these element of market-based mechanism. The conclusion is made about the necessity to transfer low enforcement in the Russian Federation and as a result to develop a national code for the valuation of the subsoil facilities in the case of international codes. It has been noticed that the valuation is an essential condition for the economic evaluation of the mineral resource base and its development. Keywords: valuation mineral assets

Важнейшим фактором, повышающим инвестиционную привлекательность добывающей промышленности, финансирование и развитие горно-геологического бизнеса в системе недропользования РФ является стоимостная оценка. Понятие стоимостной оценки объектов недропользования и требования к ее проведению впервые появилось в нормативных документах РФ в п.5.2. «Классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых» 1997г., без разъяснения этого понятия, хотя в последующих редакциях (2008, 2016г) это требование вообще исчезло. В законе РФ «О недрах» термин стоимостная оценка появился впервые в редакции от 02.01.2000г. также без расшифровки этого понятия . В настоящее время в России «стоимостная оценка объектов недропользования» термин свободного пользования, в который каждый из авторов вкладывает свой смысл. Министерством природных ресурсов РФ не утверждена ни одна из методик стоимостной оценки объектов недропользования, указанные расчеты по различным объектам проводятся разными организациями на возмездной и безвозмездной основе под координацией Федерального агентства по недропользованию РФ. В каждом случае исполнитель работ по оценке применяет свою методику, что затрудняет проверку правильности и достоверности результатов. Стоимостной оценке недр должны подлежать все объекты государственного фонда недр, вовлеченные в регулирование отношений недропользования, на практике же стоимостная оценка выполняется на государственном уровне лишь для участков, выставленных на конкурсы-аукционы, с целью определения величины бонуса-стартового платежа, который должен уплатить недропользователь государству за осуществление права на добычу.

Для понимания проблем стоимостной оценки объектов недропользования в РФ остановимся на таких ключевых моментах как: сущность оценки, объект и субъект оценки, цели и задачи оценки, нормативно-правовая база.

Сущность стоимостной оценки

Выражается через оценочную деятельность, которая представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент и в условиях конкретного рынка . Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости . В российской практике недропользования стоимостная оценка понимается в узком смысле, как ожидаемая величина чистого дисконтированного дохода, либо как стоимость права пользования участком недруб. В международной практике недропользования понятие и сущность стоимостной оценки широко раскрываются в международных кодексах стоимостной оценки объектов недропользования, активов и ценных бумаг-VALMIN (Австралия, 2015г), CIMVAL (Канада, 2003г) и SAMVAL (ЮАР, 2009г).

Объекты оценки

К ним относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте . Правоприменительная практика показывает, что недра в РФ в большинстве случаев не являются объектом гражданских прав. В соответствии с Законом РФ «О недрах» недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, и в отношении этой собственности ограничено применение норм и правил Гражданского Кодекса РФ. Не смотря на то, что ГК РФ относит недра к недвижимому имуществу, Государственный Кадастр недвижимости РФ (п. 6 ст.1) не позволяет применить этот закон в отношении недруб. В связи с преобладанием государственного права собственности на недра и разрешительной практики их пользования в различных странах мира, в том числе в РФ, полезные ископаемые и связанные с ними активы не рассматривались среди объектов стоимостной оценки, пока в международной практике не были разделены понятия недра и минерально-сырьевые активы. В условиях, когда даже в развитых рыночных странах мира большая часть недр является государственной собственностью, вместо стоимостной оценки недр стали проводить стоимостную оценку для минерально-сырьевых активов «mineral and petroleum assets» (VALMIN 2005,SAMVAL 2009) или минеральных правовладений «mineral property» (CIMVAL 2003). Международные определения минеральных активов и правовладений по сущности очень близки с российским пониманием геологоразведочных и поисковых активов, изложенных в Положении по бухгалтерскому учету (ПБУ 24/2011) . Среди продукции и активов недропользования в РФ можно выделить 2 большие группы, оценку стоимости объектов которых и следует осуществлять: материально-вещественная продукция и информационно-правовая продукция, в том числе стоимость права пользования созданными объектами интеллектуальной деятельности (нематериальные активы).

К материально-вещественной продукции относится добычная продукция на разведанных месторождениях и разведанные запасы на вновь открытых месторождениях, а также все оборудование и инфраструктура, которые относятся к основным средствам материальных активов. К информационно-правовой продукции относится информация о недрах, которую можно представить в виде интеллектуальной собственности и право на выполнение работ, подтвержденное лицензией, которые относятся к нематериальным активам. Таким образом, структура и сущность объектов оценки аналогичны тому, что обозначено в зарубежных кодексах стоимостной оценки.

Субъект оценочной деятельности

В РФ как предписано в ФЗ «Об оценочной деятельности» и во всех вариантах международных кодексов является независимый компетентный оценщик, обладающий требуемой подготовкой и квалификацией, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. В соответствии с Положением №293 утвержденным правительством РФ от 17.06.2004г на Федеральное агентство по недропользованию возложена организация в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценок. Регулирующие органы до сих пор рассматриваются в качестве субъектов оценки во всех теоретических устаревших отечественных разработках по применению стоимостных оценок в российском недропользовании. Очевидно, что проведение таких оценок регулирующими органами преследует только развитие административных рычагов управления в недропользовании РФ, а не развитие рыночных форм. Одним из основных элементов механизма привлечения финансового капитала в недропользование в развитых рыночных странах мира, как раз является институт независимых компетентных экспертов-оценщиков. Независимость важна, так как заинтересованными в объективной стоимостной оценке являются не только государство, но и недропользователи, инвесторы. Вообще сложилась странная ситуация с оценщиками недруб. С одной стороны, оценочные компании, имеющие соответствующие лицензии занимаются преимущественно оценкой недвижимости и не имеют? как правило представления об объектах недропользования, как объектах оценки, а исследовательские организации и специалисты геолого-экономического профиля не знакомы с оценочной деятельностью и не имеют соответствующих лицензий .

Субъект стоимостной оценки, понимая цели и задачи определения стоимости, может правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать методы и подход к оценке. Недропользователи и инвесторы, учитывая международный опыт, проводят стоимостную оценку, в основном в следующих целях :

— слияния, поглощения, создания совместных предприятий

— листинг на фондовой бирже

— подготовка оценки компании в рамках IPO

— аудит компании

— определение условий продажи или покупки

— управление активами компании, приоритеты компании

— разработка лицензионных соглашений

— судебные разбирательства

— налогооблажение и страховые требования.

Отечественные недропользователи, чаще всего проводят стоимостную оценку на этапе принятия решения о целесообразности получения лицензии, выдаваемой государством на основе конкурса-аукциона.

Государство, оценивая стоимость месторождений, участков недр преследуют главную цель, сущность которой заключается в государственном регулировании отношений недропользования и развитии минерально-сырьевой базы, решая следующие задачи:

— планирование доходов бюджета в виде различных налоговых поступлений на ближайшую и отделенную перспективы

— проведение четкой государственной стратегии по управлению фондом недр

— организация конкурсов-аукционов в соответствии с очередностью и привлекательностью объектов

— планирование геологоразведочных работ

— экономический и технологический мониторинг ресурсов и запасов сырья

— обоснование нормативов извлечения полезных ископаемых при их добыче и переработке.

На практике стоимостная оценка выполняется на государственном уровне лишь для участков, выставленных на конкурсы-аукционы, с целью определения величины бонуса-стартового платежа, который должен уплатить недропользователь государству за осуществление права на добычу .

Такое многообразие целей и отрыв действительности от теории, подчеркивает важность не стоимостной оценки как таковой, а унифицированной, общепринятой государством и бизнесом методологии определения разных видов стоимости, как инструмента взаимопонимания и согласованной политики, привлечения инвестиционных средств и технологической модернизации.

Выводы

Подводя итоги краткого рассмотрения ключевых моментов стоимостной оценки объектов недропользования в РФ можно сделать следующие выводы:

1. Закон РФ «О недрах» требует выполнения стоимостной оценки месторождений и участков недр, но нигде четко не определено содержание этого понятия, цели стоимостной оценки и задачи решаемые с ее помощью

2. Для развития настоящих рыночных форм управления процессом недропользования в РФ нет препятствий со стороны государственной собственности на недра

3. Стоимостная оценка объектов недропользования, в России пока не проводится должным образом, но в рыночных условиях она необходима для привлечения инвестиций

4. Необходима разработка публичного кодекса стоимостной оценки объектов недропользования (минерально-сырьевых активов), который учитывал бы специфику правовой базы в РФ, отечественные нормы финансовой и бухгалтерской отчетности, с целью создания условий для публичного раскрытия информации о стоимости. Примером могут служить уже созданные международные кодексы стоимостной оценки.

5. Объектами стоимостной оценки должны стать минерально-сырьевые активы (материально-вещественные и информационно-правовые), а не участки недруб.

6. Субъектами оценки минерально-сырьевых активов должны полноценно стать независимые эксперты-оценщики.

7. Создание национального публичного кодекса стоимостной оценки минерально-сырьевых активов, учитывающего вышеописанные предложения и еще множество нюансов, обеспечит продавцу (государству) и покупателю (инвестору) пространство для переговоров, а в случае сделки — справедливую цену.

Библиографическая ссылка

Коцубинский М.Н. СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕКТОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2016. – № 6. – С. 98-101;
URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=864 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI