Пользование природными ресурсами

Общие требования платности использования земли

Общие требования платности использования земли установлены Земельным кодексом РФ. Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ плата за использование земли взимается в формах:

    1. земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и
    2. арендной платы.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

За арендуемую землю взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ (часть первая) земельный налог относится к местным налогам.

Платежи за пользование недрами

Платежи при пользовании недрами регулируются в разделе V Закона РФ «О недрах». При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок и условиях взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, определен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2003 г. N 249. Регулярные платежи за пользование недрами по указанным участкам уплачиваются пользователями недр, осуществляющими поиск и разведку месторождений, ежеквартально и зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Общие требования о плате за водопользование

Общие требования о плате за водопользование устанавливаются Водным кодексом РФ (ст. 20). Такая плата предусматривается договором на водопользование. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Платежи за пользование лесным фондом в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируются Лесным кодексом РФ. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 г.

Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены Федеральным законом «О животном мире». Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 52).

1. Плата за пользование природными ресурсами

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. платежи за природные ресурсы являются ресурсными налогами и регламентируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Предусматривается установление федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:

-земельный налог; налог на пользование недрами; налог на добычу полезных ископаемых; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами; водный налог;

Кроме того взимаются неналоговые платежи:

-плата за пользование недрами; плата за аренду земли; плата за пользование лесным фондом; федеральные лицензионные сборы.

В федеральной системе налогов и сборов предусмотрены:

Плата за нерациональное использование природных ресурсов — это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненных в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

В современных условиях плата за природные ресурсы выполняет воспроизводственную функцию.

Плата за пользование землей

Порядок и размер взимания платы за пользование землей установлен Земельным Кодексом РФ № 102 — ФЗ от 19 июня 2007 года. Статья 65. Платность использования земли

1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) иарендная плата.

2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей в процентах от кадастровой стоимости в расчете на год. Ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов. С учетом инфляции уровень земельного налога индексируется.

Плата за пользование водой

В 2006 году принят Водный кодекс РФ (№74 –ФЗ от 3 июня 2006 года, в ред. № 102-ФЗ от 19.06.2007 г.)

Статья 20. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

— стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

— дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

— равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. При потреблении воды в пределах лимита забора воды плата взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды плата за воду взимается в пятикратном размере.

Предусмотрены два платежа:

— за пользование водными объектами (водный налог);

-плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

Источником платы за пользование водой (водный налог) и платы, направляемой на восстановление и охрану водных ресурсов является себестоимость продукции (услуг).

Плата за пользование недрами

В настоящее время действует следующая система платежей за недра:

— Платежи за пользование недрами;

— Платежи за право добычи полезных ископаемых;

— Платежи за право использовать отходы горно-добывающих и перерабатывающих производств;

-Платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Согласно действующему законодательству, в России предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии.

Платежи за пользование лесным фондом

Лесной кодекс Российской Федерации (№ 200-ФЗ от 4 декабря 2006 года) регламентирует основы рационального использования, охраны, защиты, воспроизводства и повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Статья 94. Платность использования лесов

1. Использование лесов в Российской Федерации является платным.

2. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

3. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.

Платежи за пользование лесным фондом поступают в федеральный бюджет — 40%, в бюджеты субъектов РФ – 60% и используются для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.

Платежи за пользование объектами животного мира

В соответствии с налоговым кодексом установлен размер, порядок взимания, распределения и использования сбора за право пользования объектами животного мира. Платежи вносят организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие изъятие из среды обитания объекты животного мира.

62. Платежи за загрязнение окружающей среды. В России введена плата за загрязнение окружающей природной среды, которая взимается за:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;

— размещение отходов.

В методике определения нормативов платы были заложены следующие принципы:

— плата должна носить единый межотраслевой характер;

— плата зависит от массы и состава выбросов;

— плата вносится за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах;

— при оплате учитывается региональная экологическая специфика (ассимиляционный потенциал).

Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих в процессе хозяйственной деятельности воздействие на окружающую среду (выбросы, сбросы, размещение отходов):

Базовые нормативы платы корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и индексации с учетом инфляции. Устанавливаемые на федеральном уровне коэффициент индексаций платы за загрязнение может регулироваться в субъектах Федерации.

Источники платы за загрязнение окружающей природной среды:

— себестоимость продукции – в случае загрязнения в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);

— прибыль предприятия, если загрязнение превышает допустимые нормативы.

При взимании платы установлены льготы для предприятий. Используются следующие виды льгот: при налогообложении имущества предприятий исчисляемая для целей налогооблогаемая база уменьшается на балансовую стоимость объектов природоохранного назначения; из налогооблогаемой прибыли исключаются суммы реинвестируемые внутри предприятия на природоохранные нужды и другие.

Частичное освобождение от платы за загрязнениие распространяется на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяйства. В этом случае природопользователи освобождаются от платы пропорционально объемам загрязнения, связанного с оказанием вышеперечисленных услуг. Полное или частичное освобождение от платы за загрязнение предусматривается при соблюдении установленных для природопользователей природоохранными органами норм и требований, в противном случае плата за загрязнение рассчитывается и взимается на общих основаниях.

В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется корректировка (снижение) платы с учетом освоения средств природопользователем на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы, начисленной природопользователю за фактическое загрязнение окружающей среды.

Плата за загрязнение может выступать в 2 формах:

1.налоговой (сборы в рамках государственной налоговой системы);

2.вненалоговой (сборы в поступают во внебюджетные фонды).

В России при введении в практику хозяйственной и экономической жизни принципа «загрязнитель платит» была установлена вненалоговая форма взимания платы за загрязнение, основная часть (90%) которой поступает в государственные внебюджетные экологические фонды. Средства от платежей за загрязнение перечисляются в доходы бюджетов всех уровней,

Существующая система платежей за загрязнение окружающей среды имеет ряд недостатков, главный из них:

— низкий уровень платежей;

— нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятиях;

— многие предприятия обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата является заниженной даже по тем веществам, для которых имеются нормативы платы;

— коэффициенты индексации платы за загрязнение не сопоставимы с фактическими темпами роста инфляции, поэтому аккумулируемые за счет нее средства быстро обесцениваются;

— системой платежей не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (радиационное, бактериологическое и др.).

Тем не менее применение действующего механизма определения и взимания платы за загрязнение окружающей среды доказало его жизнеспособность и правильность основных применяемых принципов.

Дифференциация базовых нормативов платы за размещение отходов принята в зависимости от их деления на два вида – нетоксичные и токсичные. В объеме размещения нетоксичных отходов учитываются отходы добывающей промышленности и отходы переработки.

При размещении отходов на территории природопользователя в соответствии с разрешительными документами в расчет платы вводится понижающий коэффициент. При размещении отходов в водоохранных зонах на ненадлежащем удалении от селитебных территорий в расчет платы вводят повышающие коэффициенты, имеющие значение от 3 до 5.

Плата за природопользование

Платность является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей. Во-первых, плата за пользование природными ресурсами является источником пополнения государственного и местного бюджетов, а также экологических фондов. Во-вторых, важнейшая цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

Законом «Об охране окружающей среды» устанавливаются следующие виды платежей — 1) за пользование природными ресурсами и 2) за загрязнение окружающей среды. В законодательстве каждый из этих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок их внесения за природопользование регулируются природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Плата за пользование природными ресурсами

Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурсными законодательными актами. Так, Земельный кодекс РФ устанавливает принцип платности землевладения, бессрочного (постоянного) и временного пользования земельными участками и их аренды. За земельные участки, находящиеся в собственности, взимается земельный налог. За арендуемую землю взимается арендная плата. Размеры платы за землю определяются в зависимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки.

Платежи за землю поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Частично они централизуются на специальных бюджетных счетах субъектов РФ и в республиканском бюджете РФ (ст. 49 ЗК РФ). При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата поступает на его счет.

Платежи за землю направляются исключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты землепользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории. Арендная плата, получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению.

Одновременно Земельный кодекс устанавливает льготы по взиманию платы за землю. В частности, от платы за землю полностью освобождаются: заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные земли в соответствии с кадастровой оценкой, и некоторые другие категории землевладельцев и землепользователей.

Плата при пользовании недрами регулируется Законом «О недрах» 1992г.(изм. 2005г.). Он устанавливает принцип платности пользования недрами, за исключением случаев, предусмотренных в самом Законе. За пользование недрами устанавливаются следующие виды платежей:

* сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

* платежи за пользование недрами;

* отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

* акцизы (т.е. косвенный налог на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками). Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. Закон «О недрах» (ст. 42) устанавливает конкретные требования о распределении платежей за пользование недрами по бюджетам в зависимости от видов пользования, видов добываемых полезных ископаемых и других условий.

Платность водопользования является основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Платность природопользования устанавливается также Водным кодексом РФ. Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает:

* плату за пользование водными объектами (водный налог);

* плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование.

Плата за пользование водными объектами (водный налог) поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. При этом в федеральный бюджет поступает 40%, а в бюджет субъекта РФ — 60% (ст. 124 ВК РФ).

Важное экологическое значение имеют целевые платежи, направляемые на восстановление и охрану водных объектов. Такие платежи поступают на специальные счета федерального бюджета и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов. Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, взимается за:

* изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;

* сверхлимитное изъятие воды;

* использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;

* сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов. 40% таких платежей поступает в федеральный бюджет и 60% — в бюджеты субъектов РФ. При этом за сверхлимитное изъятие воды устанавливается повышенная плата.

Использование названных финансовых средств может быть лишь целевым: для реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов; защиты от вредного воздействия вод; осуществления научно-исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Водный кодекс РФ (ст. 128) устанавливает некоторые льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами. В частности, льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, устанавливаются государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства. Льготы названным водопользователям, а также льготы другим категориям водопользователей по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов РФ, могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Платежи за пользование лесным фондом в виде лесных податей или арендной платы регулируются в гл. 13 Лесного кодекса РФ. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда (ст. 103 ЛК РФ).

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Их ставки устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, определяются Правительством России. Ставки лесных податей предусматриваются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или по результатам лесных аукционов.

Лесной кодекс РФ (ст. 104) перечисляет случаи, когда лесные подати не взимаются. Так, они не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, проведении научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования.

Арендная плата вносится арендаторами при аренде участков лесного фонда. Она определяется на основе ставок лесных податей. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором аренды участка лесного фонда.

Как распределяются и используются средства, получаемые при взимании платежей за пользование лесным фондом? Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%).

Лесным кодексом РФ (ст. 107) закреплены некоторые льготы по платежам за пользование лесным фондом. От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождается широкий круг лиц- лесопользователей, включая:

* участников Великой Отечественной войны, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

* инвалидов I и II групп;

* пенсионеров, проживающих в сельской местности;

* лиц, пострадавших от стихийных бедствий;

* вынужденных переселенцев;

* крестьянские (фермерские) хозяйства;

* представителей коренных малочисленных народов.

Общие требования к платежам за пользование животным миром установлены ст. 52 Федерального закона «О животном мире». Система таких платежей включает: плату за пользование и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. Отнесение штрафов к разновидности платежей за пользование природным .объектом является новацией данного Закона.

Плата за пользование животным миром поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%). Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром поступают в бюджеты субъектов РФ.

Поступающие в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ платежи используются на реализацию соответствующих федеральных и территориальных программ, мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредных воздействий, ведение государственного мониторинга объектов животного мира, научно-исследовательские работы, а также на иные цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием объектов животного мира и среды их обитания.

Общей серьезной проблемой платежей за использование природных ресурсов как стимула обеспечения рационального природопользования является их низкий уровень.

Плата за загрязнение окружающей среды.

Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Такие меры могут проявляться в разных формах. Природопользователи, незаинтересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное загрязнение, могут усовершенствовать технологию производства, построить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих сооружений. Наконец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения природной среды может достигаться Предприятиями за счет повышения требовательности к работникам и обеспечения соблюдения трудовой и технологической дисциплины.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает следующие виды платежей. Это — плата за:

* выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

* выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст. 45).

Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируется на федеральном уровне достаточно подробно документом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992г., который называется Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок).

В соответствии с существующей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. При этом дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природе-пользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных; видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Экологическое страхование.

Экологическое страхование — новая правовая мера охраны окружающей среды. Выделяют два вида экологического страхования — добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Порядок экологического страхования и использования его фондов устанавливается Правительством России.

Для обеспечения компенсаций пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды, получения дополнительных финансовых средств для осуществления природоохранной деятельности, а также создания условий для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических аварий и других целей в России было организовано проведение эксперимента по развитию экологического страхования. К основным задачам эксперимента относятся:

* укрепление и развитие системы добровольного экологического страхования в регионах;

* экспериментальная апробация элементов обязательного экологического страхования на региональном уровне;

* поиск путей бюджетного и внебюджетного финансирования развития экологического страхования;

* разработка регионального механизма отнесения экологических страховых платежей предприятий и организаций к природоохранным мероприятиям, засчитываемым в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды;

* разработка механизма взаимодействия территориальных органов охраны природы, администраций, предприятий и страховщиков в проведении экологического аудита предприятий и производств, определении ставок и способов уплаты страховых взносов и организации превентивных природоохранных работ.

Что касается обязательного экологического страхования, то |оно предусмотрено пока лишь Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» 1995г. В соответствии со ст. 18 определенный Законом круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. В этот круг входят работники серных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, оживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. По закону гражданам России обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования должны производиться независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению.

Основным документом в области добровольного экологического страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Российской государственной страховой компанией соответственно 3 декабря и 20 ноября 1992г. (далее — Типовое положение). На основании этого Типового положения страховая организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.

Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

В Типовом положении определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности. Это события:

* прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий;

* вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива;

* связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности;

* вызванные нарушением законов и других нормативных актов;

* связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;

* некоторые другие страховые события.

Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей его реквизиты.

На основании предъявленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия.

Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрении дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя:

* компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

* сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

* расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика;

* расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;

* связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика. Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются. Это убытки:

* связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды;

* причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе);

* связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора;

* штрафы, неустойки и т.п.;

* ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя.

В целом институт экологического страхования пока не получил развития в России.

Перспективным для России направлением экологического страхования является обязательное страхование гражданско-правовой ответственности высокорисковых экологически опасных объектов. К таким объектам должны относиться предприятия и иные объекты, на которых производятся или хранятся химические вещества определенных классов опасности и определенного количества.

Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Они включают:

* установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, При внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

* освобождение экологических фондов от налогообложения;

* передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

* установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;

* применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

* введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

* применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.

На практике эти направления остаются пока, за некоторыми исключениями, не реализованными.

Некоторые меры и принципы экономического стимулирования рационального природопользования, восстановления и охраны природных ресурсов предусмотрены природоресурсным законодательством.

56. Платежи за природопользование: виды, назначение.

В 1991 г. принцип “платности использования природных ресурсов” был закреплен как основополагающий в Законе “Об охране окружающей природной среды” (ст. 20.).

Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:

— за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

— за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

— за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.

1. Плата за пользование природным ресурсом – это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.

Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. этот платеж является налогом.

2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.

3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.

Рассмотрим подробнее особенности платежей за основные виды природных ресурсов.

Плата за землю. Она взимается с целью:

а) стимулирования рационального использования земли;

б) охраны и освоения новых земель;

в) повышения плодородия почвы;

г) выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;

д) развития инфраструктуры в населенных пунктах;

е) формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда Российской Федерации. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формы платы за землю:

— земельный налог;

— арендная плата;

— нормативная цена земли.

Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Основанием для установления налога являются документы, удостоверяющие права собственности, владения или пользования земельным участком.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель и зависит от вида земель. Кроме того, конкретная величина ставки налога зависит от качества земель, градостроительной ценности территории, статуса города, численности его населения.

По взиманию земельного налога предусмотрены такие формы льгот, как понижение ставок, частичное или полное освобождение от налогов определенных категорий плательщиков.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены региональными органами законодательной власти, а также органами местного самоуправления в пределах сумм, которые находятся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Использование средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы, имеет исключительно целевую направленность:

— на финансирование мероприятий по землеустройству;

— ведение земельного кадастра;

— мониторинг земельных ресурсов;

— освоение новых земель;

— охрану земель и повышение их плодородия;

— инженерное и социальное обустройство территории.

Арендная плата – это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.

Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель не применяется как плата в бюджет за землю. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются.

За нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Эти платежи исчисляются из расчета многократно увеличенных затрат, связанных с устранением негативных процессов в землевладении. Источником покрытия является прибыль землепользователей.

Система платежей при пользовании недрами включает следующие виды платежей:

а) платежи за пользование недрами;

б) плату (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

в) акцизы;

г) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

д) плату за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.

Платежи за пользование недрами включают: платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых; платежи за добычу полезных ископаемых; за пользование недрами в иных целях.

К платежам за пользование недрами может применяться скидка за истощение недр. Решение об установлении скидки и ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии.

Плата за воду. Это плата за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов – затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом игнорируется такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Это обстоятельство, в частности, делало невыгодным для предприятия создание замкнутых (оборотных) систем водоснабжения.

Для промышленных предприятий были введены лимиты потребления воды и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышали размер базовых тарифов).

В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды. Они исчисляются в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод с учетом проектных материалов и производственных планов.

Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 г. №661.

Помимо рассмотренного выше вида платы – платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов:

— платежи за пользование недрами по подземным водам;

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;

— плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты.

Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ предусмотрено введение следующих платежей:

— за пользование водными объектами;

— платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов;

— сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за лесные ресурсы. В соответствии с Федеральным законом “Лесной кодекс” (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:

— лесные подати;

— арендная плата.

Основой определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра.

Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Они взимаются в форме разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия лицензии. Плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов.

Арендная плата взимается при аренде участков лесного фонда. Размеры платежей определяются на основе ставок лесных податей.

Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок за древесину на корню поступают в федеральный (40%) и региональный бюджеты (60%).

Плата за ресурсы животного мира. Система платежей за пользование животным миром согласно Федеральному закону “О животном мире” (1995 г.) включает:

— плату за пользование животным миром;

— штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональный (60%) бюджеты.

Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступает в региональные бюджеты. Размер платежа должен учитывать не только ценность изъятого объекта, но и стимулировать его рациональное использование с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства.

Налогообложение использования природных ресурсов

Вопросы налогообложения использования природных ресурсов волнуют многих налогоплательщиков. В данной статье предлагаем вашему вниманию анализ арбитражной практики: автор приводит судебные прецеденты и комментарии к ним.

Напомним, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование указанными объектами на территории Российской Федерации.

Порядок уплаты сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов регламентируется гл. 25.1 НК РФ, а налога на добычу полезных ископаемых — гл. 26 Налогового кодекса РФ.

Рассмотрим некоторые ситуации, возникающие на практике.

Согласно положениям п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, корректировка сбора невозможна в силу того, что сбор взимается лишь за выдачу лицензии, а не за ее использование.

Ситуация 1. Организация получила разрешение на ведение рыбного промысла на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации на 2004 г., в соответствии с которым ей была выделена определенная квота на вылов водных биологических ресурсов.

По причине отсутствия деятельности по освоению квоты разрешение было аннулировано уполномоченным органом в области рыболовства. На этом основании организация представила в налоговый орган уточненные сведения о полученных лицензиях (разрешениях) и обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы сбора в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Однако налоговый орган отказал в возврате, что и послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.

Позиция суда. В соответствии с п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биоресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые в установленном законом порядке получили лицензии (разрешения) на промысел водных биоресурсов. Указанная лицензия дает право на вылов определенного количества конкретных водных биоресурсов в течение установленного периода времени оговоренными орудиями лова и в пределах предусмотренной доли квот (лимита).

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в п. п. 4 — 7 ст. 333.3 НК РФ, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на основании п. 2 упомянутой статьи.

Порядок и сроки уплаты сборов регламентированы ст. 333.5 НК РФ: пользователи уплачивают сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов. При этом сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10% и уплачивается при получении лицензии. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Как видно из материалов дела, организацией уплачены разовый сбор и регулярные взносы. Поскольку уплата данного сбора обусловлена только фактом выдачи лицензии на осуществление промысла соответствующих видов и объемов объектов водных биоресурсов (без условий использования лицензии), то сбор должен быть уплачен за весь объем ресурсов, предоставленных в пользование по лицензии (разрешению).

Исходя из смысла положений гл. 25.1 НК РФ сумма сбора является фиксированной и не зависит от фактического использования плательщиком права на вылов биоресурсов. Если вылов водных биоресурсов не проводился либо проводился в меньшем количестве, чем указано в разрешении, сумма сбора не подлежит корректировке.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 октября 2006 г. по делу N Ф03-А51/06-2/3782

Как следует из п. 1 ст. 333.8 НК РФ, плательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды, забранной из водного объекта.

Ситуация 2. Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком декларации по водному налогу. В ходе проверки было установлено, что налогоплательщик неправомерно применил ставку водного налога, поскольку у него отсутствуют лицензия и договор пользования водным объектом.

По результатам проверки инспекция приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ и доначислении налогоплательщику суммы водного налога.

Полагая, что решение налогового органа нарушает его права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Позиция суда. Согласно ст. 333.8 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом признается забор воды из водных объектов, в том числе из поверхностных и подземных источников.

Налоговые ставки по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования установлены пп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ.

Суд установил, что в проверяемый период налогоплательщик производил забор воды из недр с использованием 17 эксплуатационных и 8 одиночных скважин.

Подземные водные объекты предоставляются в пользование в соответствии с водным законодательством и законодательством о недрах. Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей, регулируются Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах». Согласно положениям ст. ст. 10, 10.1, 16, 19 указанного Закона участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод по лицензии, которая выдается на основании решения специальной комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр (кроме случаев устройства бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющихся источниками централизованного водоснабжения), для целей питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Как следует из материалов дела, между комитетом по управлению муниципальным имуществом города (арендодатель) и налогоплательщиком (арендатор) заключен договор аренды комплекса инженерных сооружений по обеспечению населения, предприятий, организаций и учреждений города тепловой энергией, питьевой водой, водоотведением, транспортными и другими коммунальными услугами.

Таким образом, налогоплательщик в проверяемом периоде эксплуатировал инженерные сооружения, выполняя снабжение населения города водой на основании лицензии на эксплуатацию инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов.

При данных обстоятельствах суд пришел к выводу, что налогоплательщик обоснованно применил при уплате водного налога ставку, установленную п. 3 ст. 333.12 НК РФ.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. по делу N А33-9806/06-Ф02-6463/06-С1

Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В комментируемом Постановлении суд указал, что налогоплательщик производил реализацию не полезного ископаемого, а продукта его переработки, в связи с чем правомерно применил способ оценки налоговой базы.

Ситуация 3. По результатам проверки налогоплательщика, добывающего на месторождении щебень и горную массу в виде гранитогнейсов, инспекция составила акт и вынесла решение, где указала, что налогоплательщик неверно определил налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых (методом оценки стоимости единицы добытых полезных ископаемых исходя из их расчетной стоимости), что повлекло неправомерное ее занижение. Налогоплательщик оспорил данное решение налогового органа в судебном порядке.

Позиция суда. В соответствии со ст. 336 НК РФ объектом налогообложения признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, извлеченные из отходов добывающего производства, а также за пределами Российской Федерации, если их добывают на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, на участке недр, предоставляемом налогоплательщику в пользование.

Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ для целей налогообложения полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации (стандарту отрасли, региональному или международному стандарту), а при его отсутствии — стандарту организации (предприятия).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) <1> (ОКВЭД) добыча гранитогнейсов относится к добыче камня для строительства (код 14.11), поскольку, как следует из введения к Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 <1> (ОКПИиПВ), видам экономической деятельности по указанным группировкам ОКВЭД в ОКПИиПВ соответствуют полезные ископаемые, добываемые в результате этой деятельности. Гранитогнейс же указан в ОКПИиПВ как самостоятельное полезное ископаемое (код 14112915 в группировке «Камень для строительства» раздела «Прочие полезные ископаемые»). Гранитогнейс следует отнести к продукции горнодобывающей промышленности.

<1> Утверждены Постановлениями Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст, от 25 декабря 2002 г. N 503-ст.

Кроме того, в соответствии с пп. «а» п. 8 разд. II Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами <2> под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются «твердые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку, но без учета пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет запасов».

<2> Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 10 декабря 1998 г. N 76.

В силу пп. «а» п. 9 разд. II указанных Методических указаний под первичной обработкой твердых полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренные проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и проводимые, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др.).

В материалах дела имеются выписки из рабочего проекта разработки месторождения гранитогнейсов, в соответствии с которым оно является сырьевой базой действующего предприятия по производству щебня налогоплательщиком. В соответствии с этим проектом гранитогнейсы пригодны в качестве сырья для производства щебня (выход щебня из горной массы составляет 75%).

Налогоплательщиком разработан стандарт предприятия «Горная масса. Технические условия» СТП 1.1-2004, утвержденный приказом от 25 августа 2004 г., распространяющийся на горную массу, под которой понимается горная порода, прошедшая первичную обработку, контроль и вывезенная из карьера. Следовательно, целью первичной обработки горной породы является получение не щебня, а горной массы, т.е. полезного ископаемого — гранитогнейса.

В материалах дела имеется ответ доктора экономических наук на запрос сторонней организации, согласно которому горная масса из гранитогнейсов, прошедшая первичную обработку и отвечающая всем требованиям стандарта предприятия, является по рассматриваемому месторождению полезным ископаемым.

Суд также указал, что щебень может быть получен как самостоятельное полезное ископаемое и как продукт переработки. Кроме того, к материалам дела приложен выданный налогоплательщику Сертификат соответствия N ССХС 41.004, который удостоверяет, что поступивший в производственный химико-аналитический центр щебень природного камня из карьера соответствует требованиям ГОСТ 7392-85 «Щебень из природного камня для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия» и ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ».

При этом суд отметил, что щебень, представленный налогоплательщиком на сертификацию, не является природным, а представляет собой продукт, произведенный из природного камня плотных горных пород, которым и является гранитогнейс.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых.

При отсутствии у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ. Поскольку в проверенный период налогоплательщик реализовывал щебень, а не добытое полезное ископаемое (гранитогнейс), налогоплательщик обоснованно применил способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого, установленный пп. 3 п. 1 ст. 340 НК РФ, т.е. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 октября 2006 г. по делу N А05-1111/2006-18

Ю.М.Лермонтов

Консультант

Минфина России

Налоги на природные ресурсы в рф.

  1. Налог на добычу полезных ископаемых;

  2. Водный налог;

  3. Сборы за использование водных биологических ресурсов;

  4. Сборы за использование объектов животного мира;

  5. Земельный налог.

Налог на добычу полезных ископаемых. Система платежей за пользование природным и ресурсами в РФ стал формироваться с 1 января 2002 года. Постепенно по мере вступления 26 и 25 главы законодательство о недрах и законодательство по сборам начисления на воспроизводства минеральной сырьевой базы были заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Это второй по величине налог в РФ после НДС. Он приносит в бюджет более 35% дохода. Глава 26 НКРФ – для того чтобы оформить статус налогоплательщика в РФ служит следующая система платежей и организационных действий:

  1. Начинается все с подачи заявления. В заявлении просят рассмотреть заявку о том, что юр. лицо или группа юр. лиц желают добывать определенный вид полезных ископаемых с определённого участка. Заявление стоит 0,5 МРОТ, т.е. 5 руб. Для оценки заявления формируется экспертная группа, которая со специальным оборудованием приезжает на указанный участок и производит его оценку.

  2. Либо органы городской власти, либо экологическая служба по заявке делает фотографии ГИС.

  3. Разовые платежи или бонусы, как правило, устанавливаются на уровне 10%.

  4. Регулярные платежи за пользование недрами. Идут на оплату исключительных прав на поиск и оценку местонахождений, разведку полезных ископаемых. Платятся раз в год. Устанавливают на все время действия контракта.

  5. Сбор за участие в конкурсе. Только то лицо, которое победило на конкурсе, получает земельный участок. Доходы от участия поступают в бюджет.

  6. Сбор за выдачу лицензии. Меньше 1000 руб.

Субъект налогообложения – любое юр. лицо, или группа юр. лиц, индивидуальный предприниматель, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Если появляется иностранный предприниматель, то с ним заключают соглашение о разделе продукции.

Объектом налогообложения является выручка по рыночным ценам, от реализации добытых полезных ископаемых, но очищенный от налогов.

Поскольку полезные ископаемые реализуются по разным ценам, то имеется в виду выручка по средневзвешенным ценам. Средневзвешенная выручка от полезных ископаемых, соответствующих международным стандартам или Российским гостам. Их можно добыть:

  1. На земельном участке на территории РФ;

  2. Континентальные шельфы;

  3. На экономической территории РФ.

Такой порядок существует только для общераспространённых полезных ископаемых. Этот порядок не действует для добычи стратегических полезных ископаемых (нефть и газ).

Налоговый (1 год) и ответственный (1 месяц) период. Оплачивается до 25 числа каждого года, декларация идет ежемесячно. Ставки налога на добычу полезных ископаемых, на общераспространённые они устанавливаются в процентах.

Методика расчета. Зависит от метода учета полезного ископаемого. Метод учета может быть прямым и косвенным. Прямой метод учета – полезные ископаемые можно точно взвесить, просчитать объем, параметры при помощи специальных приборов. Если нельзя точно измерить, то применяют косвенный метод (пропорцией). При прямом методе используется следующая методика:

ЗАО «Спектр» добыл 60 000 тонн руды. 50 000 тонн было реализуемо. При чем 10000 тонн было реализовано за 100 000 руб., 20 – по 200 000 руб. и 20 – по 300 000 руб.

Определим выручку:

Выручка = 100*10 + 200*20 + 300*20 = 1000 + 4 000 + 6000 = 11 000 руб.

Найдем средневзвешенную цену:

Р = 11 000/500 = 220 000 руб.

Налог:

НДПИ = 75*220*С = 16500 С

Налогообложением не облагаются нормативные потери. Кроме того, не облагаются налогом следующие полезные ископаемые:

  • Полезные ископаемые, добытые из отвалов и вскрышные полезные ископаемые;

  • Грунтовые воды;

  • Попутный газ;

  • Все виды вод для лечебный целей;

  • Для с/х нужд;

  • Если гос. органы проводят мониторинг, или работник музея, полезные ископаемы для целей гос. не облагаются налогом.

Ставки налога. Ставок налога очень много, например, на торг.- 4%, На необработанныве алмазы ставка 8%, На биметалическое сырье 7,5%.

Общераспространенные полезные ископаемые пополняют доходы бюджета как федерального так и местного согласно бюджетного кодекса, а стратегический только федеральный бюджет. К таким относится нефть и газ.

Методика расчета налога на нефть имеет специфику:

НДПИ=Q*Кц*449*К1*К2

Кц=(Р-15)Р/262

Q — добытые тонны нефти;

Кц — ценовой индекс;

449 — Ставка налога на нефть;

К1- Коэффициент учитывающий выработанность место рождения;

К2 — Коэффициент учитывающий условия добычи и качество нефти;

Р – рыночная цена за 1 баррель нефти = 158,9.

15 – цена за ЮРЛС (самая дешевая марка в России);

Р – курс доллара на дату подачи декларации;

262 – количество рабочих дней в году.

ВОДНЫЙ НАЛОГ (федеральный налог) ). Гл.25.2 НК. + Водный Кодекс.

Субъект налогообложения – физ и юр лица которые осуществляют специальное и особое водопользование.

По сколько воду можно использовать 4 способами, поэтому существует 4 объекта.

Способы использования воды:

  1. Забор воды из водных источников;

  2. Использовании акватории водных объектов;

  3. Использование водных объектов для целей гидроэнергетики;

  4. Сплав леса плотах и кошеля.

Не облагается налогом:

  • Оборона страны;

  • МЧС;

  • Цели исследования, мониторинг воды;

  • Люди 3х категорий: дети, инвалиды и пенсионеры в санатории;

  • Сельско-хозяйственные цели;

  • государственные коммуникации;

  • все службы связанные с постоянным нахождением в воде.

Ставка налога. Она зависит от:

  1. Характера водного источника;

  2. Местоположение водного источника;

  3. От цели водопользования.

Налогово-расчетный период.

Везде 1 год налоговой период а отчетный 1 квартал.

Методика расчета прописана в Водном Кодексе а также в НК.

  1. Расчет водного налога при заборе воды: ставка устанавливается за забранный кубометр.

Пример: Из реки Волги в пределах установленных лимитов забрали 10 тыс кубометров. Ставка налога 300 руб. за 1000 кубометров. 10*300=3000руб.

В РФ каждое предприятие подписывает экологический лимит в экологической службе.

Всё что добывается сверхустановленного лимита оплачивается по ставке в 5 раз выше, т.е. если 10000 сверх лимита то вы заплатите 15000.

  1. Акватория водных объектов.

Пример: Санаторий расположенной на территории Урал акватория имеет 5км. Ставка 32,4тыс руб.

за 1км2 . 5000*32,4=160,2т.р.

  1. Оплата берется за выработанный киловатт в час.

Пример: Гидроэлектростанции на реке Дон произвела 5000 киловатт час электроэнергии. Плата 9 руб 7коп за 1 киловатт в час. 5000*9,7= 48600руб

  1. Сплав леса.

Пример: Организация осуществляет сплав 300 кубометров леса на расстоянии 300км по реке Лена. Ставка 164 руб. 40коп. за 1000 кубометров на каждый 100км. =14817,6руб. Если превысили лимит заплатите в 5 раз больше.

Для бытовых целей налоговая ставка составляет 70руб за 1кубометр.

В доме с прямотоком понижающий коэффициент 0,8.