Положение о метрологической службе

Испытательное оборудование (ИО) – средство испытаний, представляющее собой техническое устройство для воспроизведения условий испытаний (ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения. Статья 17).
Аттестация испытательного оборудования – определение нормированных точностных характеристик испытательного оборудования, их соответствия требованиям нормативных документов и установление пригодности этого оборудования к эксплуатации.
Основная цель аттестации ИО – подтверждение характеристик ИО и возможности воспроизведения условий испытаний продукции или определенных видов испытаний в заданных пределах с допускаемыми отклонениями и установление пригодности использования ИО в соответствии с его назначением.
Основные положения и порядок проведения аттестации испытательного оборудования, а также порядок разработки программы и методики аттестации испытательного оборудования приведены в национальном стандарте ГОСТ Р 8.568-2017. «ГСИ. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения».
Введен в действие 2018-08-01 взамен ГОСТ Р 8.568-97 г.
ИО подвергают первичной аттестации по программе аттестации (ПА) и методике аттестации (МА) до начала эксплуатации.
Место проведения первичной аттестации ИО определяется, исходя из требований к установке и (или) применению ИО. При этом должны учитываться:

а) наличие соответствующих СИ, СО, веществ, материалов и вспомогательных средств для проведения первичной аттестации;
б) наличие (отсутствие) факторов, влияющих на технические характеристики ИО при его транспортировании.
Если в эксплуатационном документе (ЭД) отсутствуют указания о возможности транспортирования ИО с гарантией сохранности определенных при аттестации значений точностных характеристик, первичная аттестация ИО проводится только на месте его применения;

в) влияние на результаты испытаний места, способа монтажа, условий окружающей среды и других внешних воздействий;
г) возможность создания условий окружающей среды и других воздействующих факторов, которые существуют на месте эксплуатации ИО.
При проведении первичной аттестации ИО должны учитываться обязательные требования, установленные к данному оборудованию в нормативных правовых актах (при их наличии).
В процессе эксплуатации ИО подлежит периодической аттестации. Перечень характеристик ИО в виде перечня пунктов ПА и МА, которые выполняются при проведении периодической аттестации ИО, а также интервалы времени проведения периодической аттестации определяются по результатам первичной аттестации ИО.
Интервалы времени периодической аттестации могут быть уменьшены по результатам контроля состояния ИО в процессе его эксплуатации. Если ИО состоит из отдельных, функционально независимых друг от друга блоков (элементов, узлов), допускается устанавливать для них отдельные интервалы.
После ремонта или модернизации ИО (например, включение дополнительных измерительных каналов, замена основных узлов, перевод на полуавтоматический или автоматический режим, замена программного обеспечения и др.), проведения работ с фундаментом, на котором оно смонтировано, перемещения стационарного ИО и других причин, которые могут вызвать изменения характеристик воспроизведения условий испытаний, ИО подлежит повторной аттестации.
Для аттестации ИО, используемого при обязательной сертификации продукции, при испытаниях продукции на соответствие обязательным требованиям технических регламентов, при производстве продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд, и в других случаях, когда к ней установлены обязательные требования, должны применяться СИ и СО утвержденных типов, экземпляры СИ должны быть поверены, методики измерений – аттестованы.
Для аттестации ИО, используемого при испытаниях и производстве продукции в сферах, где к ней не установлены обязательные требования, допускается применение калиброванных СИ.
Если конструктивное исполнение ИО не позволяет изъять встроенное СИ для проведения его периодической поверки, то разработчиком оборудования должна быть предусмотрена возможность его поверки в процессе эксплуатации без демонтажа, например с использованием переносных средств поверки и т.п.
Если конструктивные особенности ИО не позволяют демонтировать встроенные СИ для проведения их поверки, а осуществить поверку встроенных СИ без демонтажа невозможно, то вместо них допускается применять переносные СИ, обеспечивающие проведение измерений с требуемыми показателями точности. Возможность применения переносных СИ должна быть отражена в МА.
Технические системы и устройства с измерительными функциями (ТСУИФ) и СИ, используемые в качестве ИО, допускается не подвергать аттестации, если проведена предусмотренная для них оценка соответствия, например для СИ, утверждение типа и поверка.
Ранее выданные аттестат и протокол аттестации ИО являются действующими до проведения повторной аттестации ИО.
Первичная аттестация ИО заключается в экспертизе ЭД, экспериментальном определении характеристик (воспроизведения условий испытаний и, при наличии, контроля параметров испытываемой продукции) ИО и правильности работы ПО ИО с целью подтверждения пригодности использования ИО в соответствии с ЭД с учетом при необходимости конкретной методики испытаний.

Сертификат соответствия СМК ФБУ «Ростест-Москва»в части аттестации испытательного оборудования

Лаборатории по поверке и испытаниям средств измерений (СИ), аттестации испытательного оборудования (ИО)

ПР 50-732-93
Группа Т80

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ОКСТУ 0008

Дата введения 1994-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)
ИСПОЛНИТЕЛИ Е.А.Заец (руководитель темы), И.П.Канаева, Т.А.Иванова, Х.О.Маликова, Ю.И.Яжборовская
ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 295
ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Настоящее Типовое положение распространяется на метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих выполнение работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю и надзору в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и устанавливает их основные задачи, права и обязанности.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения (далее — предприятия), наделенные правами юридического лица, в соответствии со статьями 11 и 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.
При выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

1.2. Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:
структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;
головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;
метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.
В целесообразных случаях допускается возложение обязанностей по выполнению работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений приказом руководителя государственного органа управления на ответственных должностных лиц центрального аппарата.
В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объединений (далее по тексту — объединений юридических лиц) по решению руководящих органов объединения может создаваться аналогичная структура метрологической службы, включающая службу главного метролога объединения, головные и базовые организации метрологической службы, выполняющие свои функции на основании договоров с предприятиями, метрологические службы предприятий (организаций), возглавляемые главными метрологами.

1.2.1. Головные и базовые организации метрологической службы определяются из числа ведущих научно-производственных (производственных) объединений, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, независимо от форм собственности, для выработки технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений в отрасли (подотрасли) или иных областях деятельности, закрепленных за государственным органом управления или юридическим лицом.

1.2.2. Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) независимо от их подчиненности и форм собственности образуются, как правило, в виде самостоятельных структурных подразделений для выполнения задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и (или) эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за юридическим лицом, а также для осуществления метрологического контроля и надзора, и возглавляются главными метрологами.
В состав метрологических служб могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений.
Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.

1.3. Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы или иных организационных структур по обеспечению единства и требуемой точности измерений в центральном аппарате государственных органов управления Российской Федерации, головных и базовых организаций метрологической службы, а также на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях, пользующихся правами юридического лица, определяются Положением о метрологической службе государственного органа управления или юридического лица, разрабатываемым на основе настоящего Типового положения.

1.4. Положение о метрологической службе государственного органа управления должно содержать также информационные данные о государственном органе управления, структуре метрологической службы и ее звеньях, головных и базовых организациях метрологической службы, их основные задачи, обязанности и права. В Положении закрепляется распределение обязанностей между службой главного метролога в центральном аппарате, головными и базовыми организациями метрологической службы, устанавливается порядок утверждения Положений о головных и базовых организациях, а также основные направления деятельности всех звеньев метрологической службы.

1.4.1. Положение о метрологической службе государственного органа управления утверждается его руководителем.

В случаях, когда деятельность государственных органов управления Российской Федерации осуществляется в сферах, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», Положения о метрологических службах государственных органов управления Российской Федерации подлежат согласованию с Госстандартом России.

1.5. Положение о метрологической службе юридических лиц содержит информационные данные о юридическом лице и определяет структуру метрологической службы и ее звеньев, их задачи, обязанности и права.

1.5.1. Структура и штаты метрологической службы определяются руководителем юридического лица, исходя из объемов работ и с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а подразделения метрологической службы — к основным производственным, научно-исследовательским, конструкторским, проектно-конструкторским или технологическим подразделениям.

1.6. В своей деятельности метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», законодательными актами республик в составе Российской Федерации, актами, принятыми администрацией автономной области, автономных округов, краев, областей и городов, стандартами и другими нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений Российской Федерации, постановлениями Госстандарта России, другими нормативными документами, Положением о метрологической службе, приказами и руководящими документами государственных органов управления.

ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. К главным задачам метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц относятся:
обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;
определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности;
внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов (далее — средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;
осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;
осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ГЛАВНОГО МЕТРОЛОГА В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления имеет право:

3.1.1. осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

3.1.2. выдавать метрологическим службам подведомственных предприятий (организаций) обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

3.1.3. готовить предложения руководству государственного органа управления о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и осуществлять контроль за их деятельностью;

3.1.4. проводить аккредитацию головных и базовых организаций метрологической службы;

3.1.5. вносить предложения руководству государственного органа управления об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам; готовить заключения по проектам нормативных документов по вопросам метрологии;

3.1.6. готовить предложения руководству государственных органов управления о привлечении независимых экспертов к проведению метрологической экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации, к проведению экспертизы долгосрочных и среднесрочных программ метрологического обеспечения отрасли (подотрасли), к участию в аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы и других метрологических работах;

3.1.7. получать от подвергаемых контролю метрологических служб юридических лиц материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического надзора;

3.1.8. принимать участие в аккредитации испытательных подразделений, аналитических лабораторий, метрологических служб.

Государственный метрологический надзор и метрологический контроль (ГМН и МК) устанавливается для контроля за средствами и методиками измерений и соблюдения метрологических правил и норм.

  • Государственный метрологический надзор (ГМН) – это деятельность ГМС по проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм при изготовлении, ремонте и эксплуатации СИ. ГМН осуществляют государственные инспекторы по надзору за стандартами и СИ.
  • Метрологический контроль (МК) – это деятельность субъектов хозяйствования по проверке соблюдения установленных метрологических правил и норм на предприятии.

К основным задачам метрологического надзора и контроля относят:

  • Проверку соблюдения законов, указов президента, постановлений правительства, стандартов в области метрологии с целью обеспечения единства измерений.
  • Предупреждение и пресечение нарушений метрологических правил и норм, а также принятие мер по устранению этих нарушений.

Объектами государственного метрологического надзора и контроля являются:

1) единицы измерений; 2) средства измерений;

3) методики выполнения измерений; 4) результаты измерений;

5) лица, осуществляющие измерения;

Виды деятельности, которая требует обязательного государственного метрологического надзора:

а) проведение торговых операций и взаимных расчетов между покупателем и продавцом;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

б) диагностика и лечение заболеваний человека и животных;

в) контроль медикаментов;

г) контроль состояния окружающей среды;

д) контроль безопасности и условий труда;

е) учет, хранение, перевозка и уничтожение токсичных, легко воспламеняющихся, взрывчатых или радиоактивных веществ;

ж) проведение геодезических и гидрометеорологических операций;

з) обеспечение обороны государства; и т.д.

Объектами деятельности метрологического контроля являются все те средства и методики выполнения измерений, которые не относятся к объектам ГМН.

  • Эти объекты устанавливает сам субъект хозяйствования, и он же устанавливает порядок и правила проведения метрологического контроля, а также используемые методики и СИ.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость