Показание спидометра

Вне зависимости от того, как именно спидометр показывает скорость, он считается одним из наиболее важнейших устройств современного автомобиля. Мы вынуждены смотреть на его показания, иначе не получится избежать наказания за нарушения скоростных ограничений, действующих на территории страны.

Что собою представляет комбинация спидометр/одометр

Комбинированный прибор обозначает ведомую скорость в машине, измеряет пройденный пробег, показывает километраж одной поездки и мгновенную скорость движения.

Внимание! Значение шкалы спидометра помогает водителю определить срок замены моторной жидкости и фильтров и рассчитать топливный расход.

Спидометр бывает оснащён одометром — механизмом, замеряющим количество оборотов колеса машины. Таким образом, выявляется километраж, пройденный машиной. Удаётся рассчитать суточный и общий пробег.

Состоит одометр из:

  • счётчика количества оборотов автомобиля;
  • индикатора, демонстрирующего пройденный путь в км или милях;
  • устройства, фиксирующего обороты.

Одометр классифицируются на следующие типы.

  1. Механический прибор считается прародителем современных устройств. Он был придуман ещё в Древней Греции.
    Скручивать такой одометр проще простого, достаточно воздействовать на механизм кручения. Счётчик механического одометра реагирует на обороты и преобразовывает их в километры. Однако недостатком такого устройства является самопроизвольное обнуление данных при достижении определённого значения.
  2. Комбинированный одометр — усовершенствованная модель, дающая возможность корректировать данные посредством CAN-крутилки.
  3. Цифровой прибор, действующий на основе микроконтроллёра. Всё в таком одометре происходит в цифре, а воздействовать на показания устройства можно только с помощью высокопрофессионального оборудования. Электронные одометры входят в систему бортового компьютера автомобиля.

Принцип функционирования спидометра хорошо виден на примере механического устройства. Изменение скорости осуществляется за счёт механической связи между редукторным валом и стрелкой. Оба элемента соединяются тросом достаточной длины, поскольку вал расположен далеко от трансмиссии. Скорость его обусловлена конечной амплитудой вращения колёс.

Особая шестерёнка в главной передаче вращается вместе с выходным шкивом и тоже напрямую связана с тросиком, заключённым в специальный защитный кожух.

Ещё один обязательный элемент — дискообразный магнит, поставленный рядом со стальным барабаном. Последний закреплён на игле, а полученные показатели выводятся на шкалу.

Погрешности приборов

Даже электронный одометр имеет неточности. Их невозможно исключить, поэтому принято учитывать определённые стандарты, допускающие предел этого значения. К примеру, на механическом приборе погрешность не должна превышать 5%-15%.

Ошибки устройства объясняется наличием различных зазоров, слабостью троса, плохим сцеплением и слабыми пружинами. Больше погрешностей выдаёт механический одометр, цифровой — гораздо меньше, ведь имеется возможность считывать показания микроконтроллёра, датчика.

Погрешность бывает и на спидометре, рассчитывающим скорость автомобиля. Идеально точную информацию прибор вывести просто неспособен, так как скорость зависит от нескольких составляющих: вращения колеса, его диаметра и т. д.

Интересно будет проследить за погрешностями прибора на разных скоростных режимах.

  1. 60 км/ч — погрешностей почти не бывает.
  2. 110 км/ч — погрешность составляет 5-10 км/ч.
  3. 200 км/ч — среднее значение доходит до 10%.

Ещё погрешность варьируется согласно следующим моментам.

  1. На автомобилях с передним приводом погрешность проявляется, чуть ли, не на каждом повороте. Причина — спидометр интегрирован с одним колесом. Из-за этого поворот влево снижает показания, вправо — увеличивает их.
  2. На погрешность влияет нестандартный размер колёс. Разница в 1 см увеличивает погрешность до 2,5%.
  3. Немаловажное значение имеет диаметр резины. При малейшем несоответствии со стандартом показания спидометра занижаются или завышаются.
  4. Влиять на погрешность может давление в шинах и износ протектора. К примеру, если колесо плохо накачено, это приводит к занижению показателей максимальной скорости.

Наиболее точные показания даёт, как и говорилось, только цифровой девайс или устройство, подключённое к GPS-навигатору. Преимущества спутникового позиционирования трудно недооценить. Современные системы демонстрируют точную скорость транспортного средства без каких-либо погрешностей.

Стандартный спидометр помечен шкалой в 10 км/ч, а его стрелка дёргается на ухабах. Он может лишь завышать показания, но не занижать. В противном случае дорожная обстановка будет ложно оценена, и возникнет аварийная ситуация. Например, если будет показываться 100 км/ч вместо реальных 120 км/ч.

Несколько слов о погрешностях, связанных с размерами шин. Тут вступает в силу сама конструкция спидометра. Он состоит из двух приборов, объединённых в едином корпусе. Один прибор измеряет скорость, другой — показывает пробег автомобиля. Так они и называются: скоростным и счётным узлами.

Теперь конкретно: если автомобиль обут в резину, порядком поношенную, спидометр будет завышать показания, так как вступает в силу система градации через каждые 10 км/ч и закон округления чисел, используемый в одометрах.

Отличия: спидометр и одометр

Счётчик показаний пробега монтируется непосредственно в сам спидометр. По этой причине многим кажется, что устройство является единым прибором. На самом деле это не так:

  • спидометр показывает только скорость движения автомобиля;
  • одометр — указывает пройденный путь в км.

Функционал обоих приборов не взаимосвязан, а комбинирование обеих шкал сказывается всего лишь на удобстве водителя.

13 декабря 2019 Категория: Секреты автомобилей.

Неточность показаний спидометра и одометра в любом автомобиле легко доказать экспериментальным путем. Самый простой вариант — проверка скорости с помощью GPS-навигатора: реальное значение будет ниже, чем на спидометре.

Также можно проехать заранее известное расстояние (например, между несколькими километровыми столбами на трассе) — и, с учетом потраченного времени, рассчитать реальную скорость, а заодно — сверить фактический пробег с показаниями одометра.

На старых автомобилях, оснащенных аналоговыми приборами, погрешность показаний может достигать 15%. Современные цифровые спидометры и одометры намного точнее, но и у них отклонение составляет 3-10%, причем в сторону увеличения. Например, если прибор показывает скорость 120 км/ч, в реальности она может составлять 114 км/ч, а при зафиксированном пробеге 150 тыс. км фактически машина могла пройти 143-145 тыс. км.

Обратите внимание! Действующее дорожное законодательство не запрещает эксплуатировать автомобили, у которых данные спидометра и одометра незначительно завышены. Но занижение показателей скорости категорически запрещено.

Почему показания некорректны?

Главная фактор — политика автопроизводителей, которые преднамеренно закладывают погрешность примерно 3-5% в сторону увеличения. Это делается по следующим причинам:

  • Повышение безопасности движения. Изменение показаний спидометра в сторону увеличения является дополнительным фактором, ограничивающим скорость. Например, водитель видит на спидометре 90 км/ч, а фактически машина движется со скоростью 87 км/ч.
  • Снижение количества штрафов, выписываемых камерами видео- и фотофиксации. Если спидометр занизит скорость (а на его показания могут повлиять и другие факторы, о которых речь пойдет ниже), санкции будут неизбежны, что вызовет обоснованное недовольство водителя. То же самое касается ситуаций, когда скорость на трассе измеряется автоинспекторами с помощью радаров: если спидометр занизит показания, водитель может получить штраф, даже не имея намерений нарушить скоростной режим.
  • Стремление снизить расходы на гарантийное обслуживание автомобилей. Например, если гарантия действует до 100 тыс. км пробега, то при достижении данного показателя на одометре реальный пробег машины может составить 97 тыс. км. Это позволяет автопроизводителям снимать автомобили с гарантийного обслуживания раньше положенного времени.

Что еще влияет на показания спидометра и одометра?

Скорость движения автомобиля определяется на основании интенсивности вращения выходного вала трансмиссии. Этот же принцип используется во многих автомобилях для определения пробега. Но показания одометра также могут рассчитываться на основании информации, полученной от датчика, считающего обороты колес (чем больше оборотов — тем выше пробег, и наоборот). В этом случае появляется целый ряд дополнительных факторов, влияющих на достоверность показаний.

Один из них — изменение диаметра колес за счет установки нештатных дисков или шин. Если сделать его больше на 1 дюйм, то реальный пробег автомобиля будет отличаться от фактического на 5-7% при прежней интенсивности вращения выходного вала трансмиссии.

Неправильное давление в шинах также искажает показания скорости и пробега. Если колесо спущено, то его диаметр уменьшится, соответственно — увеличится количество совершаемых оборотов. Это будет зафиксировано датчиком вращения колеса, что приведет к увеличению показателей пробега.

Как продлить жизнь вашему автомобилю — читайте .

Важно! Давление в шинах самопроизвольно меняется в зависимости от температуры воздуха. Поэтому на одном и том же маршруте показания одометра могут различаться при холодной и теплой погоде.

Показания пробега и скорости также зависят от состояния дорожного полотна. Например, ближе к краю проезжей части покрытие может меняться по сравнению с серединой дороги (продавленная колея, ямки, трещины и т. п.). На таких местах колеса подпрыгивают, стучат, пробуксовывают, вращаются с разной интенсивностью, что приводит к искажению показаний скорости и пробега. Если же автомобиль забуксовал в грязи, сугробе или на льду, то все «холостые» обороты колес могут учитываться как реальный пробег.

Чтобы авто всегда был на ходу, в не зависимости от того, сколько за плечами километров, своевременно меняйте все запчасти. Благо вы можете сделать это у нас:

Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка

Метки: спидометр, одометр

Поверка спидометров – процесс, важность которого многие владельцы транспортных средств попросту недооценивают. Существующая погрешность измерений невооруженным глазом может быть не замечена, однако при этом значение отображаемой скорости нельзя оставлять без внимания. Ведь точность этих измерений имеет существенное влияние на множество процессов, связанных с различными сферами человеческой деятельности.
Поверка или калибровка спидометров осуществляется по законодательно утвержденным методикам с помощью специально разработанной для этой цели установки, а также путем использования в роли вспомогательного элемента идеально настроенного секундомера. Этот процесс включает в себя ряд процедур, каждая из которых дает возможность определить соответствие технических характеристик таких устройств установленным для них нормам. Специалистами изучаются внешняя и внутренняя поверхности этих приборов, а также их общая структура. При обнаружении каких-либо неисправностей устройство не может быть использовано до их полного устранения. То же самое касается найденных повреждений, искажающих точность показаний или препятствующих их корректному отображению на шкале приборов.
В соответствии с требованиями Перечня областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью (межповерочным интервалом) юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.03.2007 №17, спидометры подлежат поверке с межповерочным интервалом не более 24 месяцев при применении их в сферах законодательной метрологии: определении налоговой базы — затраты на содержание автомобиля, стоимость горюче-смазочных материалов относятся на себестоимость и учитываются при налогообложении, а также в области обеспечения защиты жизни и охраны здоровья человека.
При проверках субъектов хозяйствования Гродненской областной инспекцией Госстандарта постоянно выявляется эксплуатация автомобилей с установленными на них спидометрами и тахографами, не прошедшими поверку.
За применение в сфере законодательной метрологии средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку в соответствии с частью 2 статьи 23.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

По материалам отдела госнадзора г. Лида Гродненской областной инспекции Госстандарта