Пояснение о несвоевременной сдачи декларации

Все статьи В каких случаях инспекция не будет штрафовать за несообщение сведений? (Фирфарова Н.В.)

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной проверки такой декларации представляют соответствующие пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (ЭДО) по установленному формату. За непредставление указанных пояснений им грозит штраф в соответствии со ст. 129.1 НК РФ.
Будет ли плательщик НДС привлечен к ответственности за представление пояснений к налоговой декларации в установленный срок с нарушением формата представления? Предлагаем разобраться в данном вопросе на конкретной ситуации.

За что могут наказать налоговики?

Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) налогоплательщиком сведений, которые в соответствии с НК РФ он должен сообщить инспекции, в том числе непредставление (несвоевременное представление) предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной декларации (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, — 20 тыс. руб.

О формате представления пояснений в инспекцию

Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ (далее — установленный формат).
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ необходимые налоговикам пояснения не считаются представленными в случае их представления на бумажном носителе.

О причине возникновения спора

В налоговый орган представлена первичная декларация по НДС. В ходе камеральной проверки налоговики обнаружили расхождения, в связи с чем в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи (через систему для отправки отчетности) выставлено требование о представлении в течение пяти дней необходимых пояснений.
Налогоплательщик в установленный срок представил в электронном виде пояснения, но не по установленному формату, а в форме простого электронного письма с прикреплением копий первичных документов.
В ответ контролеры направили уведомление об отказе в приеме пояснений. По их мнению, данные пояснения не считаются представленными налогоплательщиком, поскольку направлены по неустановленному формату. Указанный факт является основанием для привлечения нарушителя к ответственности по ст. 129.1 НК РФ и наложения на него штрафа за несообщение сведений в налоговый орган.
Налогоплательщик не согласился с мнением инспекции, указав при этом: пояснения были представлены в электронном виде, как и требует закон, но не по установленному формату, а в форме простого письма. По его мнению, нарушение формата представления пояснений не является основанием для привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ.
Более того, данные пояснения были использованы инспекцией в ходе проведения камеральной проверки, о чем свидетельствуют ссылки на них в составленном по ее результатам акте. Следовательно, по мнению налогоплательщика, имеется документальное подтверждение, что пояснения, представленные в ИФНС своевременно, налоговым органом были получены.
Спор, возникший между организацией и налоговым органом в отношении правомерности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, потребовал разрешения в вышестоящем налоговом органе.

Кто прав? Ищем ответ, опираясь на нормы налогового законодательства

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика:
— документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
— документы, подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления).
Налогоплательщики, в свою очередь, обязаны представлять в инспекцию в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Пунктом 2 ст.

Последствия непредоставления ответа на требование ифнс в течение 5 дней

87 НК РФ установлено: целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 87 НК РФ).
Вместе с тем у плательщика НДС имеется обязанность, установленная п. 3 ст. 88 НК РФ (о которой уже упоминалось выше): при проведении камеральной проверки представленной в ИФНС декларации в электронной форме он должен представлять пояснения, требуемые налоговиками, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по установленному формату.

Непредставление пояснений равнозначно их представлению по неустановленному формату?

Как было сказано, ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ наступает в том числе за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений. Считаются ли пояснения не представленными в ИФНС, если они направлены по неустановленному формату?
Обратимся к разъяснениям ФНС (Решение от 13.09.2017 N СА-4-9/18214@). По мнению ведомства, объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 НК РФ, является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
При этом на основании п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения не считаются представленными при направлении их на бумажном носителе.
При этом положения ст. 88, 129.1 НК РФ не содержат указание на то, что, если пояснения представлены в электронном виде, но не по установленному формату, они не считаются представленными. В рассматриваемом случае информация, истребуемая контролерами, в виде простого письма в электронной форме с прикрепленными копиями первичных документов была передана через оператора ЭДО.
С учетом вышеизложенного привлечение организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, за непредставление в инспекцию пояснений в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ является неправомерным.

* * *

По мнению ФНС, налогоплательщика, который отправил в инспекцию пояснения к декларации по НДС не по установленному формату, нельзя оштрафовать за несообщение сведений по ст. 129.1 НК РФ.
Решение ФНС N СА-4-9/18214@ размещено на сайте ведомства (www.nalog.ru) в разд. «Решения по жалобам». Напомним, интернет-сервис «Решения по жалобам» создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения ФНС жалоб (обращений) налогоплательщиков и используется для улучшения качества налогового администрирования путем сокращения количества налоговых споров.
Иначе говоря, при обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий либо бездействия их должностных лиц в досудебном и судебном порядке налогоплательщик вправе ссылаться на конкретные решения территориальных налоговых органов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

За непредставление пояснений, если они затребованы при камеральной проверке декларации, теперь может грозить штраф 5 000 руб. или даже 20 000 руб.

Как было

Собственно за непредставление пояснений раньше в Налоговом кодексе вообще не было специальной ответственности. Но это не мешало некоторым налоговикам применять «непрофильные» штрафы.
Так, иногда инспекторы пугали должностных лиц организации административным штрафом в размере от 2 000 до 4 000 руб. в случае непредставления в срок пояснений — как за неповиновение законному требованию <1>. Причем отсылка к ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ могла стоять прямо в требовании о представлении пояснений.
Однако ФНС уже давно разъяснила, что административная ответственность за неповиновение законному требованию ИФНС должна применяться только за неявку (в случае вызова должностных лиц в инспекцию), а не за отказ от дачи пояснений <2>. И судьи такой подход поддерживали <3>. Правда, были и исключения: иногда судьи все же признавали законным административный штраф за непредставление пояснений <4>.
Известны и случаи, когда инспекторы пугали организации и предпринимателей довольно внушительным — 10-тысячным — штрафом по п. 2 ст. 126 НК РФ как за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике <5>.
В то же время Президиум ВАС еще в 2003 г. разъяснил, что этот штраф возможен лишь при запросе у налогоплательщика документов, содержащих сведения о другом налогоплательщике (а не о нем самом) <6>. Так что непредставление пояснений о собственных операциях и иных данных не должно повлечь такой штраф.
Вместе с тем никаких сомнений не возникало в отношении наказания за несвоевременную передачу инспекции квитанции о приеме электронного требования о представлении пояснений. Если этого не было сделано в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции (6 рабочих дней считая со дня его отправки налоговым органом), то ИФНС могла заблокировать расчетный счет (электронный кошелек) <7>.
Некоторые инспекции пытались оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную передачу квитанции о приеме требования на 200 руб. на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (как за непредставление документов).
Но ФНС сама против такого подхода: ведь подача пояснений и представление документов — понятия принципиально разные <8>.
Однако в большинстве случаев представление пояснений было (да и остается сейчас) в интересах самого налогоплательщика. Так можно избежать доначисления налогов по итогам проверки и ненужных споров с проверяющими.
———————————
<1> Абзац 2 ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
<2> Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3).
<3> Постановления ФАС ВСО от 28.08.2012 N А10-355/2012; 8 ААС от 07.12.2010 N А70-8103/2010.
<4> Постановления 5 ААС от 14.10.2013 N 05АП-11259/2013, от 13.03.2012 N 05АП-902/2012.
<5> Постановление 5 ААС от 13.03.2012 N 05АП-902/2012.
<6> Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71.
<7> Пункт 6 ст. 6.1, п. 1, подп. 2 п. 3, п. 11 ст. 76 НК РФ.
<8> Решение ФНС России от 17.03.2016 N СА-3-9/4445@.

Как стало

С 2017 г. правила ужесточились. Инспекция может оштрафовать вашу организацию на 5 000 руб. за непредставление или несвоевременное представление пояснений в следующих случаях <9>:
— в декларации обнаружены ошибки или противоречия (несоответствия) между указанными в ней сведениями и сведениями, содержащимися в иных документах, имеющихся у ИФНС;
— в уточненной декларации по сравнению с ранее представленной уменьшена сумма налога к уплате;
— в декларации по налогу на прибыль или по «доходно-расходной» упрощенке заявлен налоговый убыток.
А в случае повторного в течение календарного года непредставления пояснений в рассмотренных случаях грозит еще более серьезный штраф — 20 000 руб. <10>.
———————————
<9> Пункт 1 ст. 129.1, п. 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<10> Пункт 2 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).

Что делать

Итак, порядок такой. При проведении камеральной проверки деклараций инспекция может затребовать пояснения по ней.
Как и прежде, при получении от инспекции такого требования в электронном виде надо не позднее 6 рабочих дней (считая со дня его отправки налоговым органом) передать в инспекцию квитанцию о его приеме <11>.

Внимание! Не забудьте вовремя передать в инспекцию квитанцию о приеме сообщения о требовании пояснений.

После получения требования о представлении пояснений у вас есть 5 рабочих дней для отправки таких пояснений либо представления уточненной декларации. Иначе — готовьтесь к штрафу, если поводом для получения пояснений были указанные выше случаи <12>.
Если же инспекция запросила у вас пояснения по иным причинам (не перечисленным в п. 3 ст. 88 НК РФ), то штрафа за их непредставление быть не должно <13>. К примеру, пояснения налоговики могут запросить в связи с заявленными в декларации налоговыми льготами <14>.

В каких случаях инспекция не будет штрафовать за несообщение сведений? (Фирфарова Н.В.)

В качестве оснований для получения таких пояснений в требовании об их представлении должен быть указан п. 6 ст. 88 НК РФ (а не «штрафной» п. 3 этой статьи).
Но учтите, что для проверки права на заявленные льготы налоговики чаще запрашивают не пояснения, а подтверждающие документы. И если такие документы у вас имеются, но вы их не представите, организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ <15>.

* * *

Если в течение 5 рабочих дней вместо пояснений вы представили в ИФНС уточненную декларацию, то штрафов за неподачу собственно пояснений не будет <13>.
———————————
<11> Пункт 6 ст. 6.1, п. 5.1 ст. 23 НК РФ.
<12> Пункт 3 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<13> Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<14> Пункт 6 ст. 88 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2017).
<15> Пункт 1 ст. 126 НК РФ.

Главная — Консультации

Непредставление пояснений по убытку

По причине отражения в декларации по налогу на прибыль убытка организация получила от налоговой инспекции требование о представлении пояснений. Чем чревато невыполнение данного требования налоговиков, выставленного в ходе камеральной проверки декларации?

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ требование о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок поступает от налогового органа в том случае, когда в ходе камеральной налоговой проверки выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации (расчете);
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Кроме того, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. Дополнительно к пояснениям налогоплательщик может представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Форма требования о представлении пояснений утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (приложение 1).

Статьей 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации. (Ответственность за непредставление пояснений введена в упомянутую статью Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ с 01.01.2017.) Виновник наказывается штрафом в размере 5 000 руб., который увеличивается до 20 000 руб. при повторном совершении деяния в течение календарного года.

Если пояснений нет и налоговый орган выявляет нарушение законодательства о налогах и сборах, должностное лицо, проводившее камеральную проверку, составляет акт проверки в порядке, предусмотренном ст.

Новый штраф за непредставление пояснений

100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ). Форма акта налоговой проверки утверждена Приказом ФНС РФ N ММВ-7-2/189@ (приложение 23). Акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки, в нем среди прочего указываются:

  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, если за эти нарушения предусмотрена ответственность.

Если же нарушения не выявлены, в том числе из-за отсутствия пояснений, камеральная налоговая проверка прекращается без составления акта (Письмо ФНС РФ от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693).

К сведению. Пояснения, затребованные в ходе камеральной проверки декларации по НДС, представленной в электронной форме в силу наличия такой обязанности, также должны быть представлены в электронном виде. Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@. В случае представления пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, введенный с 01.01.2017 Федеральным законом N 130-ФЗ).

* * *

За непредставление пояснений, обосновывающих размер убытка, отраженного в декларации по налогу на прибыль, организацию привлекут к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб. Если нарушение является повторным в течение календарного года, сумма штрафа составит 20 000 руб.

Октябрь 2017 г.

Налоговая ответственность, Налоговые споры

Сдали отчетность не вовремя — придется объясняться

Если компания с опозданием сдает расчет РСВ-1 в ПФР, то лучше добавить к отчетности объяснительную записку. О том, как подготовить данный документ нам рассказали эксперты журнала «Актуальная бухгалтерия».

Подготовка и сдача отчетности могут быть сорваны по различным причинам, среди которых работа провайдеров связи, ошибки в формате документа. Все это может привести к запоздалому представлению документов. За это закон предусматривает штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, которую следует уплатить за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц с даты, установленной для его представления, но не больше 30% от указанной суммы и не меньше 1000 р ( Закон № 212-ФЗ, часть 1 ст. 46).

Для того, чтобы уменьшить сумму штрафа, компании следует приложить объяснительную записку, в которой будут указаны все причины задержки представления документов (Закона № 212-ФЗ п. 5 ч. 1 ст. 28). При признании задержки обоснованной, контроллеры могут полностью снять ответственность за опоздание или же смягчить ее (Закон № 212-ФЗ п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 43, п. 4 ч. 1, ч. 4 ст.

Налоговая запросила пояснения – можно подать уточненку, не нарвавшись на штраф

44).

Составление записки

Составляется объяснительная записка в произвольной форме. Начинать следует с того, какой вид отчетности был предоставлен не в сроки, а так же указать дни просрочки. Ниже следует указать причины несвоевременной сдачи отчетности. Это может быть и поломка оборудования у самой компании, и технические сбои в работе провайдера. Чтобы смягчить или исключить вину компании, ей следует привести как можно доводов в свою защиту. Для подтверждения своих слов необходимо предоставить справки о поломках или сбоя.

Можно так же добавить, что вы не имели никакого умысла на совершение правонарушения, что платите страховые взносы в сроки и полностью. Если ситуация возникла впервые, то следует и об этом упомянуть.

Решение судей

Даже если вдруг контроллеры ПФР не обратят должного внимание на записку, объясняющую причины задержек и насчитают максимальный штраф, то их решение всегда можно оспорить в суде. Арбитры вправе понизить сумму штрафа, если, по их мнению, будет предоставлен исчерпывающий перечень причин.

Чтобы сдача отчетности в ПФР была произведена точно в сроки, закажите у нас абонентское бухгалтерское обслуживание вашей компании. Это позволит сэкономить деньги, время и нервы.

Без проблем сдача отчетности в электронном виде верез интернет.