Подтверждение нулевой ставки налога на прибыль

Налоговым кодексом установлено право на применение организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 0%. Для подтверждения выполнения условий ее применения медорганизации по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют нулевую ставку, в сроки, установленные для подачи декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности, а также сведения о численности работников, численности медицинского персонала (п. 3, п. 6 ст. 284.1 НК РФ).

Медорганизация подала эти сведения позже установленного срока, а именно вместе с уточненной декларацией по налогу на прибыль. Инспекция доначислила ей налог по ставке 20%, пени и штраф. Налогоплательщик подал в суд. Суды трех инстанций согласились с выводом инспекции и отказали в удовлетворении требований организации.

СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что сам по себе пропуск срока подачи первичной декларации и сведений о выполнении условий для применения ставки 0% не является основанием для лишения налоговой льготы, которая применялась налогоплательщиком в течение истекшего налогового периода (Определение ВС РФ от 18 сентября 2018 г. № 304-КГ-5513). При этом в п. 6 ст. 284.1 НК РФ, на который сослались инспекция и суды, не установлен запрет на использование нулевой ставки, если допущенное нарушение сводится только к несоблюдению срока представления сведений (документов), и указанное нарушение устранено на момент проведения налоговой проверки, рассмотрения ее материалов.

При ином подходе обязанность по исчислению и уплате налога по ставке 20% приобретает характер штрафной санкции (меры ответственности) за нарушение срока представления сведений, которая возлагается на налогоплательщика, чье соответствие условиям применения налоговой ставки 0% не опровергается по результатам налоговой проверки, и использовавшего льготу фактически при исчислении налога за истекший период (п. 3 ст. 284.1 НК РФ). Однако меры налоговой ответственности должны быть прямо предусмотрены главами 16 и 18 НК РФ, а их применение – отвечать требованиям соразмерности и справедливости.

Поэтому судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций в оспариваемой части подлежат отмене, решение ИФНС признано недействительным.

Вам нужно осуществить экспорт товаров в Беларусь. Вы знаете, что должна действовать нулевая ставка НДС, но не представляете, как это отображается в бухгалтерском учете и какие документы нужны для подтверждения 0% ставки?

Экспорт товаров в Белоруссию имеет ряд особенностей, которые возникают при таможенном оформлении. Так как республика Беларусь входит в состав ЕАЭС, то применяется нулевая ставка.

Нулевая ставка НДС

Применение нулевой ставки НДС осуществляется при проведении экспортной операции и предоставлением определенного пакета документов. Для подтверждения 0 ставки НДС компании-экспортеру необходимо подтвердить факт вывоза товара и уплату косвенных налогов за товар в Белоруссии.

Документы, предоставляемые в налоговую инспекцию:

1. Налоговая декларация по НДС
2. контракт со спецификацией с белорусской компанией по поставке товара
3. выписка из банка, подтверждающая поступление денег на счет российской компании от белорусского покупателя
4. копии транспортных документов
5. третий экземпляр заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой белорусской налоговой инспекцией о том, что покупатель заплатил НДС.

Важно, что именно это отметка подтверждает нулевую ставку НДС.

Все вышеперечисленные документы должны быть собраны и представлены в налоговую в течение 180 календарных дней.

После того как реализована экспортная поставка налоговая служба осуществляет камеральную проверку в течение 3х месяцев со дня подачи декларации.

Компания «АГАПАС-ЭКСПОРТ» поможет при экспорте товаров в Белоруссию. Мы предлагаем пакет услуг «контрактодержатель». В данной схеме работы мы по Вашему поручению и от своего имени осуществим экспорт товаров в Белоруссию. Воспользовавшись услугой «контрактодержатель» Вы избежите проверок со стороны налоговых и таможенных служб.

Схема работы проста как для российского поставщика, так и для белорусского покупателя:

  • Ваша компания выставляет нам счет на товар с НДС;
  • К счету мы добавляем стоимость наших услуг и перевыставляем его белорусской компании;
  • После согласования цены мы заключаем с Вами российский договор, с контрагентом из Белоруссии – контракт;
  • Как только клиент переводит нам деньги за товар, мы переводим их Вам;
  • Забираем товар с Вашего склада, проводим таможенное оформление и осуществляем доставку до Белоруссии;
  • Обмениваемся оригиналами документов.

Почему следует обратиться именно к нам?

  • Оказываем комплексные услуги по поставке товара
  • Более 3х лет успешно сотрудничаем с компаниями по всему миру в сфере ВЭД
  • У нас работают высококвалифицированные специалисты по ВЭД и таможенному оформлению
  • Всегда предлагаем оптимальный вариант работы и индивидуально подходим к решению задач наших клиентов
  • Всегда защищаем интересы своих клиентов

Получите консультацию по Вашей поставке прямо сейчас по телефону +7 (499) 703-18-15 или оставьте заявку на сайте, и наши специалисты свяжутся с Вами.

В связи с возникающими вопросами по порядку подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте с 2019 года товаров, стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 евро, и таможенное декларирование которых осуществляется согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» (далее – Указ № 490) с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов либо документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь разъясняют.

1. Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров (за исключением реализуемых посредством почтовой пересылки), таможенное декларирование которых осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

В соответствии с пунктом 17 приложения 1 к Указу № 490 при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

Справочно. Согласно подпунктам 15 и 48 пункта 1 статьи 2 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) к транспортным (перевозочным) документам относятся документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы), а к коммерческим — документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).

Транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы могут использоваться в качестве декларации на товары при помещении под таможенную процедуру экспорта товаров, в отношении которых не установлены вывозные таможенные пошлины, но только при одновременном соблюдении следующих условий (часть вторая пункта 17 приложения 1 к Указу № 490):

общая таможенная стоимость товаров либо стоимость сделки с товарами в случаях, когда таможенная стоимость в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС, либо законодательством о таможенном регулировании в Республике Беларусь не определяется, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день регистрации таможенным органом транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, используемых в качестве декларации на товары;

товары перемещает одно и то же лицо в рамках одного внешнеторгового договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки, или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;
товары перевозятся одним транспортным средством;

товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.

В соответствии с пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС при использовании в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов таможенное декларирование осуществляется в письменной форме.

В таможенный орган вместе с такими документами представляется письменное заявление в трех экземплярах (пункты 2 и 6-10 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263, далее – Инструкция № 263).

При принятии решения о выпуске товаров должностным лицом таможенного органа на экземплярах заявления проставляются соответствующие отметки, дата принятия решения, которые заверяются подписью и оттиском личной номерной печати. В данном случае, два экземпляра заявления возвращаются для последующего представления одного экземпляра таможенному органу в месте убытия товаров.

Справочно. Места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, через которые товары убывают с таможенной территории ЕАЭС, являются местами убытия (пункт 4 статьи 10 ТК ЕАЭС). Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС допускается с разрешения таможенного органа (пункт 9 статьи 92 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Кодекс) подтверждением обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, является:
наличие у плательщика контракта, заключенного с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;

представление плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС выданного таможенным органом подтверждения о вывозе товаров за пределы территории Республики Беларусь (далее в пункте 1 настоящего письма – подтверждение о вывозе) в случае осуществления декларирования товаров в письменной форме.

В случае реализации плательщиками права, предоставленного пунктом 17 приложения 1 к Указу № 490, то есть при таможенном декларировании товаров с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением в таможенный орган заявления согласно Инструкции № 263, подтверждение о вывозе, выданное таможенным органом, представляется плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС в виде:

либо копии заявления с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта, на которой должностным лицом таможенного органа, выдавшего подтверждение вывоза, проставлен заверенный личной номерной печатью и подписью должностного лица таможенного органа штамп «Товар вывезен» и дата выдачи подтверждения, и копий транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;

либо заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специального реестра вывезенных товаров с отметкой таможенного органа «Товар вывезен» и указанием даты выдачи подтверждения.

Справочно. При обращении плательщика в таможенный орган выпуска о подтверждении вывоза товаров должностное лицо таможенного органа при установлении факта вывоза товаров на копии заявления с отметками таможенного органа выпуска или на специальном реестре вывезенных товаров проставляет штамп «Товар вывезен», дату выдачи подтверждения и заверяет личной номерной печатью и подписью.
В связи с тем, что в соответствии с положениями подпункта 1.2 пункта 1 статьи 123 Кодекса не определены конкретные реквизиты, подлежащие указанию в специальном реестре вывезенных товаров, предлагается заполнять в нем плательщиками следующий состав сведений:

В случае отсутствия у плательщика сведений для заполнения граф «Дата убытия товаров» и «Номер разрешения на убытие товаров» реестр формируется на основании заявления плательщика должностным лицом таможенного органа выпуска при наличии таких сведений в таможенном органе выпуска.

2. Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации товаров посредством почтовой пересылки в международных почтовых отправлениях (далее — МПО), таможенное декларирование которых осуществляется с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов либо документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления при их пересылке (далее – документы ВПС).

2.1. В соответствии с пунктом 17 приложения 1 к Указу № 490 при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. При этом вывоз таких товаров может осуществляться путем их пересылки в МПО.

В соответствии с пунктом 13 статьи 286 ТК ЕАЭС таможенное декларирование и выпуск товаров, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, осуществляются до их передачи назначенным операторам почтовой связи для отправки.

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, в соответствии с таможенной процедурой экспорта может быть осуществлено как в месте (учреждении) международного почтового обмена, так и в ином таможенном органе, уполномоченном на совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта, до сдачи товаров в региональное отделение почтовой связи.

В случае реализации плательщиками права, предоставленного пунктом 17 приложения 1 к Указу № 490, то есть при таможенном декларировании товаров, реализуемых посредством почтовой пересылки в МПО, с использованием в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением в таможенный орган заявления согласно Инструкции № 263, для подтверждения вывоза товаров за пределы Республики Беларусь с учетом положений пункта 4 статьи 123 Кодекса плательщик представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС следующие документы:

1) копию контракта, заключенного плательщиком с иностранными организацией или физическим лицом, на основании которого реализуются товары;

2) копию заявления с прилагаемыми копиями транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с отметкой таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта;
либо специальный реестр вывезенных товаров с указанием проставленного таможенным органом на заявлении регистрационного номера декларации на товары и даты выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта. Указанный реестр заверяется подписью руководителя организации (уполномоченного им лица), подписью индивидуального предпринимателя;

3) выданную оператором почтовой связи квитанцию о приеме к пересылке регистрируемого почтового отправления, содержащего товар для пересылки покупателю.

2.2. В соответствии с пунктом 18 Приложения 1 к Указу № 490 при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в МПО, в соответствии с таможенной процедурой экспорта в качестве декларации на товары могут использоваться документы ВПС, при одновременном соблюдении следующих условий:

товары не облагаются вывозными таможенными пошлинами;

в отношении товаров не установлены запреты и ограничения;

стоимость товаров, указанных в документах ВПС, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком на день регистрации таможенным органом документов ВПС в качестве декларации на товары.
Пунктом 19 Приложения 1 к Указу определено, что при использовании в качестве декларации на товары документов ВПС, подача таких деклараций сопровождается представлением их электронного вида в случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

При этом установлено, что информация, представленная в электронном виде назначенным оператором почтовой связи о пересылаемых товарах, может быть использована в качестве электронного вида таких деклараций.

Справочно: Согласно подпункту 2.10 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (далее – постановление № 406) электронный вид таких деклараций на товары представляется в случае декларирования товаров в соответствии с таможенными процедурами экспорта и реимпорта. При этом подпункт 2.10 пункта 2 постановления № 406 вступает в силу с 01.01.2020.

В связи с вышеизложенным, подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, реализуемых посредством почтовой пересылки, в случае, когда таможенное декларирование таких товаров осуществилось с использованием в качестве декларации на товары документов ВПС, возможно только с 01.01.2020. Указанный порядок подтверждения будет разъяснен дополнительно.

Сектор информационно-разъяснительной работы инспекции МНС по г.Барановичи

С отменой обязательной продажи валюты новую жизнь получили и учетные правила экспорта. Ведь отныне вся выручка «заходит» в инвалюте.
Использовать ли и в дальнейшем субсчет 316 для учета денежных средств по распределительному счету? Как определять доход при экспорте? Как считать курсовые разницы? Каковы особенности определения суммы инвалютного дохода у плательщиков единого налога?
Об этом и не только читайте в нашей публикации

Учет экспорта зависит от порядка расчетов за экспортный товар нерезидентом: будет ли это полная предоплата, частичная или же послеоплата. Причиной является то, что расчеты осуществляются в иностранной валюте, а при их отражении в учете нужно применить соответствующий курс НБУ и рассчитать курсовые разницы (когда они возникают).

В случае предоплаты курсовых разниц по обязательствам не будет, а вот при постоплате они возникнут. Рассмотрим каждый из этих вариантов.

Налог на прибыль

В части экспортных операций возможна только корректировка финансового результата до налогообложения по контролируемым операциям.

Бухфинрезультат до налогообложения увеличивается на сумму превышения цены, определенной по принципу «вытянутой руки», над договорной (контрактной) стоимостью (стоимостью, по которой соответствующая операция должна отражаться при формировании финансового результата до налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета) реализованных товаров (работ, услуг) при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных ст. 39 НКУ (пп. 140.5.1 НКУ).

Понятное дело, что данные разницы касаются плательщиков налога на прибыль, применяющих разницы из р. ІІІ НКУ (пп. 134.1.1 НКУ).

Другие корректировки, связанные с отражением экспортных операций, в НКУ не предусмотрены. Ввиду этого все, что отражается в бухучете по данным операциям, повлияет на бухфинрезультат и, соответственно, на базу обложения налогом на прибыль.

Единый налог

Доход, выраженный в инвалюте, пересчитывают в гривне по курсу НБУ на дату получения данного дохода (п. 292.5 НКУ).

Датой получения дохода является дата поступления средств на счет.

То есть на дату получения средств на счет берется курс НБУ.

При этом налоговики всегда заявляли о курсе зачисления средств именно на текущий, а не распределительный счет.

Следовательно, инвалютные поступления у единщиков при признании дохода исчисляются по курсу НБУ на дату получения инвалюты на текущий счет.

Что касается курсовых разниц — по валюте на счете (в частности и по полученной от экспорта).

Для ФЛП-единщиков в разъяснении из категории 107.01.03 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) на вопрос — «Осуществляется ли пересчет иностранной валюты по официальному курсу гривни, установленному НБУ, которая на дату окончания отчетного периода учитывается на текущем счете ФЛП — плательщика ЕН?» — ответили: пересчет иностранной валюты по официальному курсу гривни, установленному Национальным банком Украины, которая на дату окончания отчетного периода учитывается на текущем счете физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога, не осуществляется.

Для юрлиц — единщиков группы 3 налоговики постоянно отмечали о включении положительных курсовых разниц в доход, а вот отрицательные никак на базу единого налога не влияют (см. разъяснение из категории 108.01.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua)).

НДС