Подоходный налог Швеция

Президент РФ Владимир Путин предложил увеличить ставку налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15 процентов с 1 января 2021 года для россиян, зарабатывающих более 5 млн рублей в год. А как обстоят дела с налогообложением в Германии?

Налоги и немцы, — при одном только упоминании этого вопроса налоговый консультант с многолетним опытом разведет руками. Пожалуй, ни одной теме не посвящено столько специализированной литературы, как налогообложению. Тем не менее, DW помогает разобраться в бюрократических вопросах:как оформить прописку, как получить водительское удостоверение, что нужно знать автовладельцу. И, наконец-то, мы добрались до налогов.

Lohnsteuer и Einkommensteuer — и то, и другое — подоходный налог. Первое понятие применяется к служащим, наемным работникам, второе — к индивидуальным предпринимателям, фрилансерам, адвокатам, налоговым консультантам, врачам, если у них есть своя практика.

Когда не надо платить налоги

Не облагаемый налогом минимум в Германии — девять тысяч евро на человека. Так, если общий доход семейной пары не превышает в год 18 тысячи евро, то она освобождается от уплаты налогов. Все, что выше, подлежит налогообложению. Принцип — довольно простой: чем больше человек зарабатывает, тем больше он платит налогов. Это называется прогрессивной шкалой налогообложения.

Налоговая ставка в Германии имеет весьма широкий диапазон:от 14 до 42 процентов. В некоторых случаях действует специальная максимальная ставка — 45 процентов. Прогрессивная шкала работает таким образом, что если годовой доход превышает 60 тысяч евро, то по максимальной ставке облагается только разница между суммой дохода и предельным значением в 60 тысяч евро.

Самой низкой налоговой ставкой облагаются доходы представителей профессий, где годовой заработок не превышает 30 тысяч евро, например, медсестры, воспитателя в детском саду, парикмахера, социального работника.

Под ставку 42 процента попадают лица, не состоящие в браке и не имеющие детей, с годовым доходом от 60 тысяч евро, а также семейные пары, имеющие доход выше 120 тысяч евро.

Налоговую декларацию (Steuererklärung) каждый может подать сам, заполнив вручную на распечатанных бланках, или с помощью специального программного обеспечения. Для наемного работника, получающего фиксированную зарплату (Lohn), заполнение налоговой декларации самостоятельно — реалистичная задача. Кстати, он не обязан подавать декларацию, так как налог на доход у него уже уплачен, однако, налоговые консультанты рекомендуют делать это каждому.

Нюансы налоговой декларации

Сложности возникают, когда появляются дополнительные заработки (в этом случае подача налоговой декларации обязательна), или если человек не состоит в трудовых отношениях с работодателем, а является индивидуальным предпринимателем. Тогда, скорее всего, придется обратиться к профессионалам. Итак, обращение к налоговому консультанту — дело добровольное. Важный момент, который нужно учесть: если вы подаете налоговую декларацию сами, то сроки подачи более ранние (разница примерно в полгода), чем в случае, когда документами занимается налоговый консультант.

В налоговой декларации можно выделить две группы: сами налоги и социальные отчисления. К налогам помимо подоходного налога относятся еще два: взнос солидарности с новыми федеральными землями (Solidaritätszuschlag) и церковный налог (Kirchensteuer). К социальным отчислениям относятся выплаты в пенсионный фонд, медицинское страхование, а также страховки на случай необходимости ухода и безработицы.

Всего в Германии шесть разрядов налогообложения: от 1-го (незамужние и неженатые) до 6-го (когда у человека несколько работ). Размер заработка и семейное положение — два фактора, влияющие на величину налоговой ставки.

Как правило, самое выгодное налогообложение — у семейной пары. Самое тяжелое налоговое бремя — у налогоплательщиков, живущих в одиночку и без детей.

Можно ли списать затраты на собеседование

Еще одно важное понятие — издержки, связанные с получением дохода (Werbungskosten). Например, вы едете на работу в Германию, тогда за счет затрат на переезд можно снизить общую сумму заработка, подлежащего налогообложению. Или при трудоустройстве у вас возникли траты на то, чтобы пройти собеседование. Обязательно сохраните оригиналы квитанций за проезд, проживание. Другой пример — вам приходится добираться на работу в другой город. Затраты, связанные с этим, тоже можно указать в декларации как издержки, связанные с получением дохода.

Кто в Германии зарабатывает больше всех


  • Кто в Германии зарабатывает больше всех

    Доход зависит от региона

    Средняя зарплата квалифицированных специалистов (то есть специалистов с высшим образованием) в Германии — около 58 тысяч евро брутто в год. Самые высокие доходы у жителей федеральной земли Гессен — более 63 тысяч до вычета налогов. Наиболее низкие зарплаты на востоке страны: в Мекленбурге — Передней Померании, Бранденбурге и Саксонии-Анхальт.


  • Лидеры рейтинга

    В рейтинге, опубликованном порталом StepStone в 2018 году, врачи оказались на первом месте. Надо сказать, уже не в первый раз. Средняя годовая зарплата немецких докторов — 84 233 евро до вычета налогов. Самые высокие доходы у профильных специалистов и главврачей, которые зарабатывают более ста тысяч в год.


  • Деньги к деньгам

    За большой зарплатой работникам финансовой сферы стоит отправляться в Гессен, а именно во Франкфурт-на-Майне. В среднем банкирам, страховщикам и финансистам здесь платят более 66 тысяч евро в год. Самые высокие доходы у сотрудников, задействованных в сфере кэш-менеджемента — специалистов по оптимизации услуг для корпоративных клиентов.


  • Сколько платят инженерам

    Высокие зарплаты у инженеров, задействованных в химической и нефтеперерабатывающей промышленности, — более 68 тысяч евро в год. Чуть меньше зарабатывают инженеры в фармацевтике, телекоммуникациях и энергетике: они получают от 64 до 66 тысяч евро брутто.


  • Работники IT-сектора

    Айтишники зарабатывают в немецких компаниях в среднем 64 тысячи евро брутто в год. Их зарплата сильно зависит от высшего образования: без диплома можно рассчитывать только на 58 тысяч. Мужчины-работники IT-сектора получают в год на шесть тысяч больше своих коллег женского пола. Наиболее перспективный регион — Гессен.


  • Юристы — на пятом месте

    Специалисты с юридическим образованием находятся на пятом месте в топе самых высокооплачиваемых профессий Германии. В среднем они зарабатывают 63 тысячи в год. Юристы, трудящиеся на предприятиях, могут рассчитывать на более высокую зарплату — более 74 тысяч брутто.


  • Топ самых высокооплачиваемых профессий

    Замыкают десятку самых высокооплачиваемых профессий в Германии страховые агенты, финансисты, торговые работники, маркетологи и специалисты в области естественных наук. К наиболее перспективным направлениям, которые сейчас стоит выбирать абитуриентам, эксперты отнесли медицину, юриспруденцию, экономическую инженерию и прикладную информатику в экономике.


  • Опыт имеет значение

    На величину зарплаты влияет не только полученное образование и регион, но и опыт работы. Еще один важный фактор — количество сотрудников в компании. В крупных немецких концернах можно рассчитывать на более высокий заработок.

    Ксения Сафронова

Смотреть видео 01:37

Система налогообложения

Для компаний-резидентов Швеции существует полная налоговая обязанность, которой подлежат все доходы предприятия. При стандартной схеме сумма налога на доход составляет 28%. Также предприятию может быть дана отсрочка в случае налогообложения неиспользованных ресурсов. Тогда ставка снизится до 26%. Какая же часть прибыли подлежит налогообложению? Это определяется так: от балансовой прибыли отнимают сумму производственных затрат, а также те средства, которые пойдут на сбыт продукции и уплату налогов. Такие обязательства распространяются на все предприятия, кроме тех, которые готовят развлекательные мероприятия.

Налоговые обязательства компаний в Швеции

  • Сумма НДС составляет 25% от цены товара или услуги. При этом у продуктов питания своя ставка -12%, а у периодических изданий и того меньше – 6%.
  • Получение дивидендов и вознаграждений, а также роялти и выигрышей облагается 25%-ным налогом.
  • Сумма подоходного налога предприятий колеблется в пределах 27-34%.
  • Нерезидентам сумма подоходного налога начисляется из 75% дохода, полученного предприятием за последние 3 года.

При учете применения Закона о двойном налогообложении, сумма налога на прибыль компаний-нерезидентов может составлять около 15%. А это весьма выгодные условия для размещения бизнеса в европейской юрисдикции.

Показать изображение крупным планом Закрыть В прошлом году религиозные общины Германии собрали в свою казну рекордное количество средств© picture-alliance / dpa

Федеральное статистическое управление подсчитало, что 2015 год стал рекордным для Германии по объему денежных средств, собранных в казну религиозных общин. Вся сумма составила около 11,5 миллиардов евро, и по сравнению с предыдущим годом возросла на 690 миллионов. При этом общеизвестно, что число плательщиков «налога на церковь» с каждым годом лишь уменьшается: кто-то «отходит от церкви» по идеологическим мотивам, кто-то не выдерживает проверку «десятиной», сказывается и демографическая ситуация в стране – «старение общества» и низкая рождаемость. Главными причинами рекорда налоговых сборов эксперты называют общий рост благосостояния граждан и среднее увеличение заработных плат.

Церковный налог – один из самых древних в мире. Христианские общины переняли библейскую традицию «церковной десятины» – добровольного жертвования на религиозные цели десятой части прироста имущества. В некоторых государствах Западной Европы, начиная с VI века, десятина превратилась в обязательную подать. Сегодня церковный налог, помимо Германии, в разных формах платят в Австрии, Швейцарии, Италии, Испании, Дании, Швеции, Финляндии.
История германских епископств и церковных княжеств уходит своими корнями к самым истокам христианства. Переустройство немецкого мира и новый этап секуляризации произошел в начале XIX века, когда в результате наполеоновских войн была перекроена территориальная карта католической Германии. После подписания Францией и Священной римской империей мирного соглашения немецкие земли на левом берегу Рейна отошли к французам. Согласно договору князья, потерявшие свои владения и вотчины, должны были получить компенсацию от проигравшей немецкой стороны. Необходимые деньги нашлись за счет конфискации церковного имущества, а на содержание церкви было решено ввести сборы среди членов религиозных общин.
Сегодня церковный налог в Германии платят христиане основных конфессий – протестантской, католической, старокатолической церквей – и члены еврейских общин. Некоторые организации, например, евангелические свободные церкви, сами отказываются собирать налог, другим – свидетелям Иеговым, баптистам, адвентистам и буддистам – запрещает государство. Религиозная община пополняется новыми прихожанами после процедуры крещения. Приезжие указывают свою принадлежность к какой-либо из конфессий во время регистрации по месту жительства или при приеме на работу. Затем списки крещеных и официально зарегистрированных верующих автоматически передаются в налоговую службу.
Правовая основа налогообложения в пользу церкви – Статья 140 Основного закона ФРГ. Она ссылается на Веймарскую конституцию 1919 года и декларирует, что в Германии нет государственной религии, а все официально признанные религиозные организации действуют в качестве так называемых публично-правовых корпораций. По реестру Министерства внутренних дел, такой статус сейчас имеет около 40 церковных структур. Это положение оговаривает запрет на любую государственную поддержку, но дает церковным организациям право собирать налоги. Кроме того, в стране действует принцип независимого управления церковным имуществом, согласно которому «служители культа» не обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

Показать изображение крупным планом Закрыть Церковный налог – один из самых древних в мире© picture-alliance / dpa

Государственные службы в этой системе выступают в роли «инкассатора»: они лишь взимают налог и передают его той общине, к которой относится налогоплательщик. За свое посредничество они получают небольшой процент от собранных денег. Налог – это примерно две трети всех доходов церкви, остальное складывается из коммерческих услуг и пожертвований. Ставка церковного взноса составляет часть суммы годового подоходного налога. Так, в Баварии и Баден-Вюртемберге это 8 %, в остальных федеральных землях – 9 %. При этом подоходный налог в Германии прогрессивен и составляет от 0 до 45 %. То есть при годовом доходе в 30 тысяч евро, подоходный налог составит почти 2,7 тысячи, а церковный сбор – около 240 евро. Граждане, не платящие подоходный налог – дети, пенсионеры и взрослые с низким доходом – освобождаются и от налога «на веру». Чтобы не растерять состоятельных прихожан, церковь ввела ограничение суммы сбора – 2,75-3,5 %, опять же в зависимости от земли.
По официальным данным с 1990 года количество зарегистрированных верующих в Германии сократилось на 17,5 %. Паства действительно все чаще покидает лоно церкви, просто чтобы освободиться от дополнительного налогового бремени. Это легко сделать, подав заявление в паспортный стол. Причины «отказа от религии» указывать не нужно, но заплатить за него придется. Единоразовая плата колеблется от 10 до 32 евро. Еще недавно церковь не следила за уплатой «членских взносов». Однако затем католическое духовенство решило повлиять на ситуацию: в 2012 году в силу вступил декрет об отказе всем неплательщикам в исповеди, причастии и отпевании. Они не могут работать в религиозных организациях, управляемых ими школах, больницах и домах престарелых, а также не будут похоронены на церковном кладбище. Единственное послабление, которое описано в декрете, состоит в том, что «отошедшему» от церкви могут разрешить венчаться, если он обязуется «воспитывать детей в христианской вере».
Дарья Хрущёва

Швеция является страной с высоким уровнем развития экономики и социального обеспечения. По политическому устройству Швеция представляет собой конституционную монархию. Номинальным главой государства является король, фактически страной управляет премьер-министр, выбираемый парламентом Швеции. С 1995 г. Швеция входит в Евросоюз, но не вступила в зону евро, поэтому валютой страны остается шведская крона (SEK).

По государственному устройству Швеция является унитарным государством. Административно Швеция разделяется на 290 муниципалитетов и 20 окружных советов (ландстингов), включающих исторически выделенные регионы. Швеция имеет давние традиции местного самоуправления. Автономия и налоговые полномочия местных властей закреплены в Конституции Швеции. Право муниципалитетов и ландстингов на установление и взимание собственных налогов было закреплено еще в 1862 г. соответствующим постановлением о положении органов местного самоуправления.

Швеция наряду с другими скандинавскими странами характеризуется высоким показателем налоговой нагрузки на экономику — около 50%. В 2009 г. отношение налоговых доходов (включая социальные взносы) к ВВП составило 46,7%. На протяжении всей второй половины XX — начала XXI в. налоговая нагрузка на экономику Швеции была выше, чем в Великобритании, Франции и Италии. Структура налоговых платежей в Швеции представлена на рис. 3.7.

Как видно из приведенных данных, доля индивидуального подоходного налога в Швеции весьма значительна и превышает долю взносов и отчислений на социальное страхование (28,9 против 24,0%). Доля НДС в структуре доходов бюджетной системы страны составляет 20,7%.

Рассмотрим основные налоги, действующие в настоящее время в Швеции, более подробно.

Подоходный налог взимается с физических лиц как на уровне центрального правительства, так и на уровне муниципалитетов. На уровне центрального правительства подоходным налогом облагается только та часть дохода, которая превышает установленный минимальный уровень.

Физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Швеции, обязаны уплачивать налог со всех доходов вне зависимости от источника получения. Нерезиденты уплачивают только налог с доходов, полученных от источников в Швеции. Налоговым резидентом признается физическое лицо, место постоянного проживания которого находится в Швеции, или если лицо находилось на территории Швеции не менее чем 6 последующих месяцев в году. Кроме того, в отношении граждан Швеции и лиц, признаваемых резидентами Швеции по крайней мере в течение 10 последних лет, применяется так называемое пятилетнее правило. Согласно пятилетнему правилу вышеуказанные лица будут признаваться резидентами Швеции в течение пяти лет с момента их отъезда из Швеции, если они не подтвердят отсутствие у них существенных связей со Швецией.

Рис. 3.7. Структура доходов консолидированного бюджета Швеции (2009 г.)

Для целей налогообложения важно определить категорию и источник дохода. Выделяются три категории доходов: доход от предпринимательской деятельности; доход от капитала; заработная плата и иные доходы. Доход от капитала, заработная плата и иные доходы формируют один источник. Различные виды доходов от предпринимательской деятельности могут относиться к разным источникам: так, доход, полученный от деятельности за рубежом, и доход, полученный в рамках партнерства, рассматриваются как два отдельных источника.

КОММЕНТАРИИ

Швеция является участником Скандинавского соглашения об избежании двойного налогообложения (Nordic Double Tax Treaty — NDTT). Его участниками также являются Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия и Фарерские Острова. Положения этого соглашения, в частности, устанавливают, каким образом определяется страна, резидентом которой является человек, проживающий (семья которого постоянно проживает) в одной из названных стран, а работающий в другой.

Соглашение устанавливает, что если лицо работает в стране пять дней в неделю, а в другой, где проживет его семья, находится только два дня в неделю, это лицо будет признаваться налоговым резидентом той страны, где проживает его семья и куда он возвращается на выходные. Целью заключения этого соглашения было сформировать свободный рынок рабочей силы на территории стран-участниц, чтобы положения национальных налоговых законодательств не препятствовали гражданам искать и находить наиболее выгодные места приложения их труда.

К доходу от предпринимательской деятельности относится доход, получаемый от различных видов деловой и профессиональной активности, а также от сельского хозяйства. Сюда также относится доход от недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, и доход от использования и реализации движимого имущества, в том случае, если такую деятельность можно рассматривать как предпринимательскую (например, предоставление в аренду транспортных средств).

К доходу от капитала относят дивиденды, проценты и другой доход от капитальных инвестиций. Сюда же включаются доходы от прироста стоимости капитала, возникающие при продаже движимого и недвижимого имущества.

Весь остальной доход, который нельзя отнести к первым двум категориям, попадает в третью группу.

Расчет налогооблагаемой базы осуществляется отдельно по каждой группе доходов. Доход супругов также облагается раздельно. Кроме того, расчет налогооблагаемой базы по первой категории доходов производится раздельно по каждому источнику:

  • — доходы от участия в партнерстве;
  • — доход от деятельности, осуществляемой за рубежом;
  • — доходы от других форм деловой активности.

Внутри каждого источника убытки по одному виду деятельности покрываются прибылью по другим видам деятельности. Однако зачет убытков при определении итогового результата запрещен. Полученный убыток по какому-либо источнику дохода может быть перенесен на будущее и покрыт за счет прибыли от этого же источника в следующие периоды.

Итоговый положительный результат, полученный от расчета налогооблагаемой базы по каждому источнику дохода, агрегируется и формирует общий налогооблагаемый доход от предпринимательской деятельности.

Налоговая база по доходу от предпринимательской деятельности и заработной платы и иным доходам суммируется, а результат, уменьшенный на разрешенные вычеты, является налогооблагаемым заработанным доходом налогоплательщика (taxable earned income), который используется для целей обложения государственным и муниципальным налогами.

При определении налогооблагаемого заработанного дохода налогоплательщик вправе воспользоваться следующими вычетами:

  • — алименты, выплаченные бывшему супругу (если получатель уплачивает с них налог). Периодические выплаты на детей, которые не живут с налогоплательщиком, не вычитаются (так как не подлежат обложению у получателя);
  • — оплата взносов на формирование личных пенсионных планов (не более установленной суммы);
  • — оплата бытовых услуг (уборка, прачечная, приготовление еды, услуги няни и т.п.) в размере 50% от фактически уплаченной суммы (но не менее 1000 шв. крон), но не более установленного лимита;
  • — стандартные вычеты, размер которых определяется доходом налогоплательщика, и т.д.

Государственный налог с заработанного дохода взимается по прогрессивной шкале: до 316 700 шв. крон налог не взимается, свыше этой суммы и до 476 700 шв. крон налоговая ставка составляет 20%; свыше 476 700 шв. крон налог взимается по ставке 25%.

Муниципальный подоходный налог с заработанного дохода рассчитывается по пропорциональной ставке в зависимости от решения муниципалитета (в среднем 31,6%).

Налоговая ставка на доход от капитала установлена в размере 30% и взимается со всей налогооблагаемой базы (минимальный необлагаемый порог здесь не применяется). На уровне муниципалитетов налог с доходов от капитала не взимается.

Физические и юридические лица и организации также могут быть обязаны уплачивать налог на чистое богатство. Плательщиками данного налога признаются налоговые резиденты, определяемые согласно законодательству о подоходном налоге и налоге на прибыль корпораций. При этом лица, не имеющие шведского гражданства, но признававшиеся налоговыми резидентами не более чем за три года, для целей обложения налогом на чистое богатство не будут признаваться налогоплательщиками.

Объектом налогообложения признается имущество налогоплательщика вне зависимости от места его территориального нахождения, т.е. исчисляется по резидентскому принципу. В состав объектов обложения этим налогом входят как нефинансовые активы (жилые здания и помещения, в том числе для сезонного использования (дачи), сельскохозяйственная собственность, прочая недвижимость, включая землю, транспортные средства), так и финансовые активы (депозиты в банках, паи в инвестиционных фондах (процентных и паевых), акции, обращающиеся на организованном рынке, облигации, страховые полисы, подлежащие налогообложению).

Активы, используемые налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, освобождаются от налогообложения. Все виды активов подлежат оценке исходя из их рыночной стоимости. При этом по каждому виду активов предусмотрены некоторые исключения (в виде необлагаемого налогом минимума или в виде допускаемой при определенных условиях скидки). Так, в расчет облагаемой базы включается не вся рыночная стоимость облагаемого имущества, а только ее часть. По большинству активов норматив составляет 75%, а по ценным бумагам, котирующимся на Стокгольмской фондовой бирже, — 80%. Исключаются из обложения ценные бумаги в собственности принципала (если в собственности данного налогоплательщика находится более 25% акций компании). Это также рассматривается как собственность, составляющая предмет бизнеса и источник доходов налогоплательщика.

Концепция, положенная в основу построения данного налога, предполагает обложение «избыточного» для налогоплательщика имущества, т.е. имущества, которое не является для него необходимым. Поэтому установлена целая система вычетов к стоимости того жилья, в котором проживает налогоплательщик и его семья, а также по тому имуществу (в том числе и финансовым активам), которые необходимы налогоплательщику, чтобы получать основной доход.

Налоговая база рассчитывается как стоимость чистого богатства, т.е. как разность между стоимостью объектов обложения и объемом задолженности налогоплательщика, связанной с этими объектами, а также задолженности по студенческим кредитам (ссудам на образование).

Налог рассчитывается ежегодно с суммы чистого богатства налогоплательщика по данным на 31 декабря предшествующего года. Имущество супругов может суммироваться для целей налогообложения, тогда налог уплачивается пропорционально каждым из супругов. Если дети, проживающие совместно с налогоплательщиком, являются собственниками какого-либо облагаемого имущества, активы семьи также облагаются совместно.

Налог взимается с суммы налоговой базы, превышающей 1,5 млн шв. крон для одиноких налогоплательщиков и 3 млн шв. крон для налогоплательщиков, подающих совместную декларацию. Ставка налога в настоящее время составляет 75%, до 2007 г. ставка была равна 1,5%.

В Швеции планируется поэтапная отмена данного налога, а понижение налоговой ставки с 2007 г. рассматривается как первый шаг на пути отмены налога. Если в 2000 г. общее число налогоплательщиков составляло 700 тыс. чел. (семей), то за несколько лет число плательщиков сократилось более чем вдвое и составило всего 334 тыс. чел. Это связано с ростом задолженности населения (в том числе по ссудам на образование и ипотеке) и существенными изменениями в рыночной стоимости целого ряда финансовых активов.

Организации являются плательщиками данного налога по той же схеме, что и физические лица. А именно: налоговая база определяется как разность между общей суммой активов (за некоторым исключением) и суммой задолженности по этим активам.

Швеция относится к группе стран, которые используют налог на чистую стоимость богатства (состояния) как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. Объем налоговых поступлений от юридических лиц (в части налога на чистую стоимость богатства) составляет всего около 3% суммы налога, полученной от физических лиц. Столь низкие поступления налога от юридических лиц связаны, во-первых, с концепцией самого налога, который предполагает обложение имущества, не используемого в целях получения личного дохода (избыточного с производственной точки зрения). Во-вторых, низкие показатели поступлений налога от юридических лиц объясняются значительными объемами вычетов, которые допускаются при исчислении налоговой базы, — вычитается сумма задолженности, связанная с облагаемыми активами.

Взносы на обязательное социальное страхование в основном уплачиваются работодателями и индивидуальными предпринимателями, работники обязаны уплачивать только пенсионный взнос, который вычитается для целей обложения подоходным налогом.

Существует три категории взносов на социальное страхование.

1. Основная часть взносов уплачивается работодателями в качестве налога на фонд заработной платы по общей ставке 32,42% или индивидуальными предпринимателями за себя по ставке 30,71%. Ставки установлены в разрезе основных видов обязательного социального страхования следующим образом (табл. 3.11).

Таблица 3.11. Ставки взносов по основным видам обязательного социального страхования, %

Вид платежа

Работодатель

Индивидуальный предприниматель (за себя)

Пенсионное страхование

10,21

10,21

Страхование здоровья

8,78

9,61

Социальное страхование

4,45

1,91

Пенсионное страхование вдов (вдовцов)

1,7

1,7

Страхование по материнству

2,2

2,2

Страхование от несчастных случаев на производстве

0,68

0,68

Общий налог с заработной платы

4,4

4,4

Всего

32,42

30,71

При расчете налога плательщики вправе вычесть до 2,5% от налогооблагаемой базы, но не более установленного лимита.

  • 2. Взнос на пенсионное страхование по ставке 7% уплачивают все налогоплательщики: работодатели, работники (не старше 65 лет) и индивидуальные предприниматели.
  • 3. Специальный налог на заработную плату взимается с работодателей, которые выплачивают пенсии своим работникам. Сумма налога составляет 24,26% от затрат работодателя на формирование пенсий и включается в расходы для целей обложения налогом на прибыль.

Налог на прибыль обязаны уплачивать:

  • — государственные и частные компании, зарегистрированные в Швеции;
  • — экономические ассоциации, зарегистрированные в Швеции;
  • — фонды, зарегистрированные в Швеции или созданные по законодательству Швеции;
  • — некоторые иные ассоциации и фонды, указанные в законодательстве.

Перечисленные организации, ассоциации и фонды признаются налоговыми резидентами (по тесту регистрации), что обусловливает их полную налоговую обязанность. Организации, не признаваемые налоговыми резидентами, обязаны уплачивать налог на прибыль только с доходов, полученных от источников в Швеции.

Некоторые виды фондов и часть видов деятельности освобождаются от уплаты налога, например определенные виды деятельности некоммерческих организаций и органов государственной власти, определенные государственные предприятия, религиозные учреждения, школы, больницы и т.д.

Весь доход компании считается деловым доходом и включает в себя поступления из всех возможных источников, в том числе доходы от прироста стоимости капитала. Налогооблагаемый доход формируется как сумма чистого результата по каждому источнику. Часть доходов исключаются из налогооблагаемой базы, прежде всего — внутригрупповые дивиденды, отвечающие утвержденным условиям, и вклады в уставный капитал.

Все расходы, связанные с извлечением дохода, вычитаются для целей налогообложения, но некоторые — с учетом ограничений. Так, проценты и роялти подлежат вычету из налогооблагаемых доходов, но только в пределах рыночной цены. Также можно вычесть уплаченные налоги (социальные взносы, таможенные пошлины и налоги, уплаченные за рубежом, в том случае если они не подпадают под действие международных соглашений об избежании двойного налогообложения).

При этом часть расходов нельзя учесть для целей налогообложения, например штрафы, представительские расходы и расходы на развлечения свыше установленных лимитов.

Налог взимается по пропорциональной ставке 26,3%. Налог с полученных дивидендов, процентов, роялти не удерживается у источника выплаты, а включается в базу налогоплательщика и уплачивается в составе суммы налога с общей величины доходов.

Налог на прибыль рассчитывается за один год, так называемый год оценки, на основе дохода, полученного в предыдущем году («году получения дохода»). Год получения дохода должен совпадать с финансовым годом, который, как правило, длится 12 мес. Финансовый год должен оканчиваться 31 декабря, 30 апреля, 30 июня или 31 августа или в другой день, утвержденный налоговыми органами.

Еще одним прямым налогом, уплачиваемым организациями, является налог на недвижимость. Расходы на его уплату учитываются для целей налогообложения прибыли.

Данным налогом облагаются все виды недвижимого имущества, которое может использоваться в качестве жилья, коммерческой и промышленной недвижимости. Налоговой базой является оценочная стоимость имущества. Вновь построенные здания, предназначенные для жилья, освобождаются от обложения налогом в первые пять лет их использования, а на следующие пять лет ставка для такого имущества составляет лишь 50% от стандартной.

Ставка налога на промышленное имущество и жилье, сдаваемое в аренду, составляет 0,5%, а ставка налога на коммерческую недвижимость — 1%.

В Швеции как стране — члене ЕС действует налог на добавленную стоимость. Налогоплательщиками признаются лица, реализующие товары и услуги для целей извлечения прибыли. Некоторые виды деятельности освобождаются от обложения НДС, если оборот по ним не превышает 30 000 шв. крон.

Стандартная ставка НДС составляет 25% — максимально возможный уровень стандартной ставки для Евросоюза. Пониженная ставка в размере 12% применяется к продуктам питания и туристическим услугам. Ставкой в размере 6% облагается реализация еженедельных газет и журналов, внутренние транспортные услуги и услуги горных подъемников, услуги кинотеатров, театров и т.п. Нулевая налоговая ставка применяется к реализации лекарств по рецептам, инвестиционного золота, некоторые финансовые услуги и экспортные операции.

Акцизы в Швеции имеют весьма продолжительную историю. В настоящее время за счет этого источника формируется около 6% доходов консолидированного бюджета. В рамках общей группы акцизов может быть выделено несколько основных групп платежей.

Первая группа — энергетические и экологические налоги. Включает общеэнергетический налог, налог на атомную энергию, налог на углекислый газ, налог на серу; налог на окислители; налог на удобрения, песочный налог, платежи за мусор, платежи в пользу Шведского химического агентства и некоторые другие платежи. Эта группа налогов несет как фискальную, так и выраженную регулирующую функции. Так, налоговое бремя энергетический налогов распределяется отчасти в зависимости от того, какой ущерб окружающей среде наносит использование того или иного энергетического источника (атомная энергетика, использование природного газа, иные источники). Дифференцируется налоговое бремя территориально — в северных регионах действует более льготный режим использования углеводородов для отопления и т.д.

Вторая группа — налоги на алкоголь и табак. Это наиболее «древняя» составляющая акцизных налогов в Швеции — начало их использования датируется соответственно XVI и XVII вв. Введение этих налогов всегда несло, прежде всего, фискальную нагрузку, но во второй половине XX в. она стала дополняться и функцией защиты здоровья населения, а также определенной этической функцией. В качестве примера приведем ставки акцизов на сигареты — они носят комбинированный характер и складываются из специфической составляющей (0,20 шв. крон за сигарету) и адвалорной (30,9% розничной цены). В результате доля акцизов в конечной цене реализации сигарет достигает 52%.

Третья группа — налоги на автотранспортные средства (налог на транспортные средства, налог на пользование автодорогами). Налог на транспортные средства был введен еще в 1922 г., целью его введения было формирование ресурсов для поддержания дорог в нормальном состоянии. За весь период существования этого налога определение налоговой базы, порядок расчета, ставки и иные элементы неоднократно менялись. В настоящее время ставки налога устанавливаются в зависимости от содержания диоксида углерода в выхлопе автомобиля, они повышаются с ростом содержания вредных веществ. Ставки налога на пользование автодорогами дифференцированы в зависимости от веса автомобиля и места его производства (в Швеции или за рубежом).

Четвертая группа — прочие налоги, в частности налог на рекламу и некоторые другие платежи.

Строго говоря, третья и четвертая группа (и отчасти первая) представляют собой специфические налоги на товары и разрешение на их использование в соответствии с международными классификациями, однако в национальной отчетности эти налоги относятся к группе акцизов.

Швеция, как и большинство других экономически развитых стран, активно совершенствует национальную налоговую систему. На протяжении последних лет основными направлениями налоговых реформ были мероприятия по гармонизации национального налогового законодательства в соответствии с требованиями Евросоюза, а также упрощение системы поимущественного налогообложения (отмена налога с наследств и дарений, изменения в модели налогообложения чистого богатства) и некоторые другие мероприятия.

«Партнер» №12 (87) 2004г.

Что о нас знает налоговое ведомство

Согласитесь, что иногда мелькнет у кого-то из нас, сознательных налогоплательщиков, такая мыслишка: а что будет, если я в своем отчете что-нибудь да и «забуду»? Авось, пронесет! А если нет, то что мне за это будет? Вопрос, конечно, интересный. А действительно, что о нас знает и что может узнать налоговое ведомство?
Как проверяют налоговую декларацию? Каждый год, составляя декларацию о своих доходах, мы задумываемся о том, как Finanzamt будет ее проверять. Разумеется, большее внимание привлекают к себе те, кто широко использует возможности уменьшения налогооблагаемого дохода и заявляет большие суммы расходов. Например, поездки на работу. Сотрудник Finanzamt`а непременно проверит указанное вами расстояние своей компьютерной программой. Тем, кто ездит на служебной машине, положено вести Fahrtenbuch – путевой журнал автомобиля, и можно наверняка ожидать, что его запросят. И горе тому, у кого его не окажется или записи будут не соответствовать инструкции хотя бы в мелочах. Такой журнал не будет признан, а налогооблагаемый доход соответствующим образом увеличен.
Часто, если не всегда, в Finanzamt`е проверяют «стыковку» ваших данных с декларациями предыдущих лет, например, занесенные в документы показания спидометра вашего автомобиля или последовательность списания затрат на компьютер.
О чем Finanzamt узнает автоматически? Если обычный человек о чем-либо не знает, это его и не беспокоит. А вот к служителям госбюджета это утверждение не относится – их лишает покоя как раз то, чего они не знают.
Работа фининспекторов основана на системе контрольных сообщений – Kontrolmitteilungen. Обычно мы и не подозреваем об их существовании. Но вот нотариусы и суды информируют налоговые органы о сделках с недвижимостью, об ипотеках. Точно так же Finanzamt`у становится известно о ваших Freistellungsauftrag´aх – заявлениях на освобождение от удержания налога на проценты по вкладам или дивиденды по акциям. Сами Finanzamt`ы информируют друг друга по многим вопросам. Например, предприниматель выплатил знакомому комиссионные за содействие в продаже или некий журнал перевел гонорар автору. С довольно большой вероятностью можно предположить, что Finanzamt, получивший отчет предпринимателя или владельца журнала, пошлет контрольное сообщение в Finanzamt по месту жительства посредника или автора, чтобы там проверили, отчитались ли они по этим доходам.
В случае смерти налогоплательщика компетентные органы оказываются отлично информированными о его счетах, имуществе, размерах наследства и пр. Если жизнь покойного была застрахована и родственники получают страховку, то страховая компания уведомляет Finanzamt о выплаченной сумме. Это, кстати, относится и к выплатам страховок здравствующим гражданам.
Чем интересуется фининспектор? Finanzamt`ы обычно загружены работой до предела. И поэтому естественно, что из-за нехватки времени некоторые декларации проверяются довольно поверхностно. Однако государство своих денег дарить никому не собирается.
В немецкой экономической литературе имеются данные о том, что особо интенсивной проверке подвергаются примерно 70 % получателей окладов, достигающих 200.000 и более евро в год. Из числа же тех, чьи доходы оказываются ниже 75.000 евро в год, под тщательную проверку попадает не более 2 % налогоплательщиков. Однако эта «обнадеживающая» статистика – отнюдь не повод для шапкозакидательских настроений.
Ведь, кроме всесторонних проверок , работники налоговых служб руководствуются еще и так называемым принципом правдоподобия – Plausibilitätsprinzip. И поэтому даже без углубленного изучения «перекосы» в декларациях довольно легко бросаются им в глаза. Какие? Ну, скажем, невооруженным глазом видно, что ваш доход явно меньше прожиточного минимума (его обычно принимают равным актуальным нормам социальной помощи) семьи, или вы заявляете, что передали материальную помощь родным, проживающим за границей в апреле, а виза в вашем паспорте выдана только в июне, а штамп так и вообще августовский…
Что особенно привлекает внимание Finanzamt`а? Даже имея доход существенно меньше упоминавшихся выше 75.000 евро в год, заблуждаться в отношении налоговиков не следует. Помимо общего принципа правдоподобия, налоговые инстанции разбирают отчетность граждан и предприятий еще и под определенным, каждый год иным, углом зрения. Специалисты называют их Prüffelder – зоны контроля. Это могут быть, например, расходы на переезд или на ведение второго домашнего хозяйства. Поэтому всегда следует учитывать, что некоторые разделы вашей декларации могут рассматриваться весьма и весьма критически. А так как никто заранее не знает, какие из них в этом году будут директивно объявлены зонами контроля, то неблагоразумно рассчитывать на то,что перегруженный работой фининспектор что-то прозевает.
Что знает Finanzamt о наших банковских счетах? Все данные об упоминавшихся выше Freistellungsauftrаg´ах, отражающих факт наличия сбережений, банки, как уже говорилось, направляют в централизованную базу данных Федерального финансового ведомства. Теоретически оно может разыскать вообще все наши счета и вклады, поскольку то, чего нет у него самого, имеется в организации, известной под названием Schufa (смотри предыдущий номер «Partner»): там хранятся, например, номера счетов.
Может ли Finanzamt проверить доходы от капиталовложений? Есть мнение, что банковской тайны в Германии де-факто нет. Фининспектор, заинтересовавшийся вашими процентами или дивидендами, получает нужные ему сведения. Некоторым утешением может служить положение, по которому фининспектору предписывается поставить вас предварительно в известность о таком интересе. То есть, вначале чиновник Finanzamt`а должен запросить у вас сведения о доходах. И только если вы отказываетесь или просто не отвечаете, он может затребовать полную информацию в вашем банке. Поэтому при расследовании доходов по вкладам и ценным бумагам никаких проблем у него обычно не возникает. Несколько сложнее будет ему с расчетом прибыли от продажи акций, поскольку банк предоставляет ему только необходимые данные, а оценки он должен делать сам. Но практика показывает, что в аппарате Finanzamt`ов работают, как правило, очень любознательные сотрудники, не боящиеся трудностей.
Что им известно о счетах за границей? Узнает ли Finanzamt о счетах за рубежом? При необходимости, да. Например, тем, кто имеет счета или вклады в США, следует помнить, что с американцами имеется соглашение о передаче необходимых сообщений.
Впрочем, данные о зарубежных активах поступают в Finanzamt не автоматически. Но если фининспектору вдруг что-то покажется подозрительным ну, например, налогоплательщик задекларировал намного меньше доходов по вкладам, чем обычно, то он может обратиться за справками к иностранным коллегам. Как и в какой степени они ему помогут, зависит от законов той или иной страны. Органы финансового контроля некоторых стран могут быть подключены к проверке лишь при особых условиях, например, при обоснованных подозрениях в сокрытии доходов. А вот швейцарцы, например, реагируют только на факт возбуждения уголовного дела, скажем, о подделке документов. Говорят, что сокрытие доходов от налогообложения по швейцарским законам (особенно на счетах их банков) — не преступление. Впрочем, налоговые ведомства стран ЕС в последние годы прилагают немало усилий для того, чтобы ликвидировать «островки безопасности» на территории Сообщества. Такие имелись, например, в Люксембурге.
Насколько анонимны сделки на интернет-аукционе Ebay? Разумеется, объектом разработки налоговых следователей становится далеко не каждый, кто регулярно заглядывает на Интернет-аукцион, чтобы найти недорогую вещь или пустить с молотка содержимое своего подвала. Сначала нужно получить доказательства того, что речь идет о значительном числе операций за достаточно длительное время.
Установить данный факт не так уж трудно, поскольку система оценок и набора баллов дает в руки налоговой полиции достаточно информации. Условия сделок на eBay допускают сохранение в базе личных данных, высказываний на форумах, времени, виде, содержании и частоте сделок. Если Finanzamt заметит у одного и того же пользователя Интернета достаточно большую частоту покупок и продаж, то сыщики пойдут по следу дальше. Они определят, кто скрывается за адресом электронной почты, а затем проверят налоговую отчетность в соответствующем Finanzamt`е.
Даже те, кто, жертвуя положительными баллами оценок ради анонимности пользования, попытаются скрыться под несколькими псевдонимами, могут стать легкой добычей следствия. Надлежащий контакт с Интернет-провайдером, предоставившим электронный адрес, или же с интернет-аукционом быстро внесет в дело ясность. Следует знать, что налоговое законодательство обязывает эти предприятия, точно так же, как и банки, предоставлять налоговым органам справки безо всяких предварительных условий.
Какие неприятности может доставить ревизор (Betriebsprüfer)? Обычно ревизоры работают с документами предприятий, стараясь найти в них что-либо предосудительное. Однако столкнуться с ними могут и самые обычные налогоплательщики. Если вы, скажем, вступали в какие-то отношения с предприятием, на котором идет ревизия, вам надо будет учитывать возможность того, что в Finanzamt`е будут зафиксированы данные, касающиеся вас. Например, суммы выставленных вам как покупателю счетов. Их могут сопоставить с данными, представленными в вашей налоговой декларации. Если выявится несоответствие, настанет ваш черед отвечать на вопросы Finanzamt`а.
Когда приходит налоговая полиция (Steuerfahndung)? Если Finanzamt`у ваше поведение покажется чересчур подозрительным и у него возникнут предположения о сокрытии вами доходов, он может направить к вам налоговую полицию. Шутки с этими людьми плохи – государство наделило их большими правами. Например, если они звонят в дверь и их не впускают, закон разрешает им эту дверь взломать. Поэтому лучше открывать им сразу. Как себя вести при подобном визите, мы уже рассказывали на страницах журнала (см. «Partner № 9 / 2000). Налоговые полицейские не только обыскивают квартиру, но они вправе изъять всё, что посчитают нужным. Государство благоволит к ним, поскольку они приносят ему ощутимую пользу. По сообщениям печати, только в 2002 г. эта организация вернула в бюджет около полутора миллиардов евро!
Какое наказание грозит виновному? Незнание закона не освобождает от ответственности. В налоговых делах это, в частности, означает, что недоимка трактуется как сокрытие дохода вне зависимости от того, был ли у виновного злой умысел или нет. Чем больше сокрытая сумма, тем выше денежный штраф, а в особо тяжелых случаях дело может закончиться тюрьмой.
Суммы, явно забытые при составлении декларации, Finanzamt может (но не должен!) рассматривать как следствие невнимательности и ограничиться предусмотренными законом штрафами, пенями и начислением процентов за просроченное время. Хуже обстоит дело у тех, кто пытается избежать уплаты налогов, преднамеренно скрывая сведения о своих доходах. Тут уже появляются основания для возбуждения уголовного дела.
Отделаться легким испугом в принципе можно и здесь, но только в том случае, если виновный сам заявит об этом в Finanzamt, причем сделать это надо до того, как последний сам начнет какое-либо расследование. Само собой разумеется, что все налоги придется заплатить, причем с процентами и процентами на проценты.
Что делать? Наивен тот, кто рассчитывает найти какие-либо магические рецепты, которые позволили бы ему сделать себя, а заодно и свои «кровные», невидимыми для глаз Finanzamt`а. Увы, шапки-невидимки бывают только в сказках.
Да они и ни к чему. Мы уже не однажды обращали внимание читателей на то, что немецкие законы, при всей их кажущейся запутанности, предоставляют достаточно реальные возможности для вполне легального снижения налогов. Поэтому единственно верной дорогой нам представляется освоение этих возможностей. Сделать это можно и самостоятельно, и с помощью специалистов в области налогообложения.

В. Землицкий, А. Кушнир