Платон для каких машин

В 2013 году в России было принято Постановления Правительства № 504 о введении на дорогах страны платы за тонну перевозимого груза, которая получила название «Платон». Под действие регламента попали грузовики, масса которых превышает 12 тонн. В эксплуатацию система взимания платы с коммерческого транспорта была запущена в ноябре 2015 года.

Что такое «Платон»?

Что такое система взимания платы «Платон» и как она работает

Система «Платон» имеет свою базу данных. Она содержит в себе информацию о более 2-х миллионах единиц транспорта и 51 тысячи километров дорог. Главный оператор системы — частная компания «РТИТС». Её собственниками являются Игорь Ротенберг (50%) и «РТ-Инвест» (50%). Объявленный Уставный капитал «РТИТС» — 100 тысяч рублей.

По замыслу создателей системы, оператор системы занимается организацией денежных сборов на федеральных трассах за провоз груза и их перечислением в бюджеты различного уровня. Оплата услуг «РТИТС» по сбору денег оплачивается из федерального бюджета. При разработке системы планировалось ежегодно пополнять бюджет на 20-40 млрд. рублей. Заработок оператора системы должен был составить 10,6 млрд. в год.

Понять, как работает система «Платон», можно ознакомившись с законодательной базой, регламентирующей её деятельность. Введение в действие системы потребовало от законодателей внесения изменений в КоАП, которые ввели штрафные санкции за нарушения порядка оплаты за перевозку грузов на дорогах России. Основным законом, регламентирующим работу системы, является ФЗ № 68, который был принят в 2011 году.

Соответствующие изменения были внесены в ФЗ № 257, посвящённый автомобильным дорогам. Концессионное соглашение между оператором системы и Правительством было заключено в августе 2014 года. «Платон» система взимания платы начала официально собирать сборы с 15 ноября 2015 года.

На какие машины и дороги распространяется действие «Платона»?

Очень многих водителей, начинающих свою коммерческую деятельность по перевозке грузов интересует вопрос о том, как работает система «Платон», какие машины под нее попадают?Плата на дорогах за перевозку грузов взимается с коммерческого транспорта, разрешённая масса которого превышает 12 тонн. Существующие правила не предусматривают какую-либо градацию по типу груза или тоннажу свыше 12 тонн, но имеют список транспорта, на который не распространяются данные требования. К нему относится специализированная техника МВД, МО, МЧС, ФСБ и других государственных структур, задействованных в целях обороны страны, а также транспорт, занимающийся перевозками пассажиров и используемый учреждениями здравоохранения.

Произвести расчёты можно на официальном сайте platon.ru Для этого необходимо на нём зарегистрироваться, создать карту маршрута, получить договор и бортовое устройство для контроля движения транспорта. Такое устройство работает через систему ГЛОНАСС/GPS. Все расчёты суммы сбора проводятся в автоматическом режиме. Многие водители до сих пор не понимают на каких дорогах действует система «Платон». Она действует на федеральных трассах, но не применяется на платных магистралях.

Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на неназванного федерального чиновника. Сейчас система «Платон» действует лишь для автомобилей массой выше 12 тонн. Как пишет газета, на сайте госзакупок размещен контракт на научное обоснование этой меры. Контракт заключен между Высшей школой экономики и «Ространсмодернизацией ” еще этим летом. Стоимость работ  — без малого 11 млн руб., срок окончания работ — 15 ноября 2016 г. В  ВШЭ подтвердил газете, что контракт был получен и работа по нему ведется. В Минтрансе от комментарием отказались. Представитель оператора «Платон» заявил, что с ними пока эти планы не обсуждались.

Минтранс выясняет, стоит ли ввести сбор за проезд по федеральным трассам с автомобилей массой от 3,5 до 12 т, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. Минтранс не ответил на запрос.

Какие машины попадают под систему платы «Платон»?

Похожий контракт, по данным zakupki.gov.ru, – «Научное обоснование целесообразности введения на территории России системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 т включительно в целях поэтапного перехода к принципу «пользователь платит» – заключила с Высшей школой экономики (ВШЭ) ФКУ «Ространсмодернизация» в июне (цена – 10,8 млн руб., окончание работ – 15 ноября 2016 г.).

Дальние перевозки грузовиками от 3,5 т чаще всего экономически невыгодны, говорит Алексеев. Из Москвы в Тверь стоимость перевозки грузовиками массой 5 и 20 т отличается всего на 10–12% и затраты на перевозку единицы товара оказываются значительно выше, объясняет Воеводин. Сборы в федеральный дорожный фонд распространение «Платона» на менее крупные автомобили вряд ли повысит, резюмирует Алексеев, но это будет стимулировать укрупнение рынка: те, кто раньше использовал собственный транспорт, будут пользоваться услугами коммерческих перевозчиков, которые могут формировать сборные грузы, снижая себестоимость перевозки.

В итоге может повыситься эффективность логистики, развитие рынка: индивидуальный перевозчик не может полностью выполнить все требования транспортного законодательства – обучать сотрудников, соблюдать режим труда и отдыха, обеспечивать техническое обслуживание, предрейсовый медицинский осмотр/.

Posted in: Новости

В 2013 году в России было принято Постановления Правительства № 504 о введении на дорогах страны платы за тонну перевозимого груза, которая получила название «Платон». Под действие регламента попали грузовики, масса которых превышает 12 тонн. В эксплуатацию система взимания платы с коммерческого транспорта была запущена в ноябре 2015 года.

Что такое «Платон»?

Система «Платон» имеет свою базу данных. Она содержит в себе информацию о более 2-х миллионах единиц транспорта и 51 тысячи километров дорог. Главный оператор системы — частная компания «РТИТС».

Какие машины попадают

Её собственниками являются Игорь Ротенберг (50%) и «РТ-Инвест» (50%). Объявленный Уставный капитал «РТИТС» — 100 тысяч рублей.

По замыслу создателей системы, оператор системы занимается организацией денежных сборов на федеральных трассах за провоз груза и их перечислением в бюджеты различного уровня. Оплата услуг «РТИТС» по сбору денег оплачивается из федерального бюджета. При разработке системы планировалось ежегодно пополнять бюджет на 20-40 млрд. рублей. Заработок оператора системы должен был составить 10,6 млрд. в год.

Понять, как работает система «Платон», можно ознакомившись с законодательной базой, регламентирующей её деятельность. Введение в действие системы потребовало от законодателей внесения изменений в КоАП, которые ввели штрафные санкции за нарушения порядка оплаты за перевозку грузов на дорогах России.

Система Платон: какие машины под нее попадают

Основным законом, регламентирующим работу системы, является ФЗ № 68, который был принят в 2011 году.

Соответствующие изменения были внесены в ФЗ № 257, посвящённый автомобильным дорогам. Концессионное соглашение между оператором системы и Правительством было заключено в августе 2014 года. «Платон» система взимания платы начала официально собирать сборы с 15 ноября 2015 года.

На какие машины и дороги распространяется действие «Платона»?

Очень многих водителей, начинающих свою коммерческую деятельность по перевозке грузов интересует вопрос о том, как работает система «Платон», какие машины под нее попадают?Плата на дорогах за перевозку грузов взимается с коммерческого транспорта, разрешённая масса которого превышает 12 тонн. Существующие правила не предусматривают какую-либо градацию по типу груза или тоннажу свыше 12 тонн, но имеют список транспорта, на который не распространяются данные требования. К нему относится специализированная техника МВД, МО, МЧС, ФСБ и других государственных структур, задействованных в целях обороны страны, а также транспорт, занимающийся перевозками пассажиров и используемый учреждениями здравоохранения.

Произвести расчёты можно на официальном сайте platon.ru Для этого необходимо на нём зарегистрироваться, создать карту маршрута, получить договор и бортовое устройство для контроля движения транспорта. Такое устройство работает через систему ГЛОНАСС/GPS. Все расчёты суммы сбора проводятся в автоматическом режиме. Многие водители до сих пор не понимают на каких дорогах действует система «Платон». Она действует на федеральных трассах, но не применяется на платных магистралях.

10 Июл 2016 17:20

В то время, когда объявляется мораторий на повышение налоговой нагрузки на бизнес, одновременно наносится серьезнейший удар на перевозчиков в виде так называемой платы "Платону" за проезд 12-тонников по дорогам федерального значения. В связи с этим возник резонный вопрос, насколько данный платеж вообще соответствует Конституции? КС ответил на него утвердительно. Однако данное решение носит двойственный характер. С одной стороны, при этом были озвучены определенные ограничения, связанные с введением такого "довеска", а с другой — очевидно, что у законотворцев появилась возможность обойти установленный ими же мораторий на увеличение фискальной нагрузки на бизнес.

Система взимания платы за движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 т по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения действует с 15 ноября 2015 г. (ст. 31.1 Закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ). Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать их в системе "Платон" (ее название происходит отнюдь не от имени древнегреческого философа — за основу взято выражение "плата за тонны"), установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс. Несоблюдение этих правил влечет административную ответственность.
Данная плата представляет собой своего рода компенсацию, направленную на возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими большегрузами, — собранные средства передаются оператором системы в доход федерального бюджета и поступают в Федеральный дорожный фонд.
Надо сказать, что перевозчики до последнего лелеяли надежду, что введение данной платы будет отсрочено ввиду, мягко говоря, сложной экономической обстановки в стране. Однако, увы, чуда не произошло. Не помогли и митинги-забастовки дальнобойщиков, хотя на некоторые уступки чиновники все же пошли. Однако сейчас не об этом.
Вопрос в том, насколько вообще соответствует Конституции система "Платон", через которую проходят "большегрузные" платежи, и установленный порядок взимания таких платежей?

Слово о справедливости

Претензии к "Платону" возникли у… группы депутатов Госдумы, при непосредственном участии которых вводились соответствующие нормы. По их мнению, данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. По своей сути она является налогом. А раз так, то она должна устанавливаться федеральным законом, а не постановлением Правительства. Аналогично обстоят дела и с введением административной ответственности за несоблюдение требований по оплате проезда большегрузных автомобилей.

На какие автомобили распространяется система платон

Дескать, данная мера в нарушение Конституции основана не на законе, а на акте исполнительной власти. Кроме того, парламентарии указывают на то, что подобные санкции создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны.

Позиция КС

Проще говоря, перед Конституционным Судом была поставлена задача разобраться, имеет ли плата "Платону" признаки налога и насколько правительство вправе "рулить" данным вопросом, передавая соответствующие полномочия некой компании?
Постановление, которым определена "судьба" платы "Платону", КС огласил 31 мая 2016 г.

Кто-то же должен платить

Судьи начали с того, что основное бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве. Однако, по мнению представителей КС, это не исключает возможность возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги, существенно ускоряя износ полотна. Данный подход широко применяется в практике зарубежных стран.
Конституционный Суд указал также на то, что взимаемая с большегрузных автомобилей плата за пользование федеральными трассами не обладает характеристиками налога. Да, "большегрузная" плата зачисляется в бюджет, но это еще не делает ее налогом. Ее следует рассматривать как публичный индивидуальный возмездный платеж неналогового характера, у которого есть иная целевая направленность — возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Нельзя назвать плату "Платону" и сбором. Ведь ее взимание не связано с оказанием каких-либо госуслуг.
Наконец, судьи не усмотрели двойного обложения при взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо. И здесь все просто — объекты налогообложения-то разные.
Ну а раз "большегрузная" плата — это не налог, то правительство вполне может регламентировать ее путем утверждения соответствующего постановления.

Знай меру

То есть само по себе введение платы "Платону" вполне себе отвечает Конституции. С другой стороны, представители КС указали на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по целевому назначению обязательными платежами (пусть даже и разной природы). Это замечание адресовано законодателям и Правительству.
"Большегрузная" плата стала основной финансовой нагрузкой для ее плательщиков. И данный факт признало Правительство. Иначе зачем бы Кабинету министров вносить в Госдуму законопроект, предусматривающий зачет платы "Платону" при расчете транспортного налога? Не иначе как поняли, что переборщили… В КС посчитали, что как раз такая корректировка является конституционно оправданной.
Передачу хозяйствующим субъектам определенных государственных правомочий (речь идет об ООО "РТИСТ", который "держит" систему "Платон") в КС посчитали допустимым, но с оговоркой. Должны быть установлены прозрачный порядок определения оператора системы взимания платы и критерии, которым он должен соответствовать. Это раз.
Во-вторых, по мнению КС, недопустимо повышение установленного Правительством РФ размера платы (помимо ее индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов.
А вот предписания, наделяющие оператора системы "Платон" нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования, признаны противоречащими Конституции. Правительство обязано внести соответствующие изменения в свои правовые акты. Грубо говоря, оператор может устанавливать, как работают его офисы, регламентировать какие-либо технические или организационные вопросы, но не более того.
В-третьих, в любом случае оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера. Да и вообще штраф за нарушение правил оплаты пользования федеральными трассами не может налагаться в отсутствие вины владельца большегрузного транспорта. Он вправе доказать, что наличие формальных признаков правонарушения было вызвано не зависящими от него обстоятельствами (дорожной обстановкой, состоянием транспортной инфраструктуры или иными подобными причинами).
Работу над ошибками законодателю поручено проделать до 15 ноября 2016 г. До тех же пор пока останется все как есть.

Скрытые "резервы"

Откровенно говоря, ощущение от решения представителей КС осталось двоякое. С одной стороны, КС исключил произвольное повышение платы в системе "Платон", что, безусловно, является положительным моментом. С другой, сложно согласиться с тем, что "большегрузная" плата не имеет признаков налога. Ведь согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физлиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. А разве плата "Платону" не обязательна? Или она не является индивидуальным безвозмездным платежом? А может, она не направлена на обеспечение деятельности государства? Думается, что на все эти вопросы ответ должен быть отрицательным. А это как раз и есть все признаки налога.
Несколько озадачивает и указание КС на то, что основное бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве, но это не исключает возможность возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги, существенно ускоряя износ полотна. Если продолжить эту мысль, то выходит, что допустимым является введение платы в качестве "софинансирования" решения государственных задач. И эти платежи также не будут налогами. Получается какая-то параллельная "неналоговая", но не менее обременительная для бизнеса система…