Платежное поручение об оплате

Когда электронное платежное поручение можно считать оригиналом?

Главная → Статьи → Когда электронное платежное поручение можно считать оригиналом?

Налоговый орган требует от бюджетного учреждения представить оригинал платежного поручения, оформленного в электронном виде.
Будет ли считаться оригиналом платежное поручение с отметкой в верхней части, содержащей указание на ключ подписи и фамилию владельца подписи?

Согласно п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция), первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей субъекта учета, на машинных носителях – в виде электронного документа с использованием электронно-цифровой подписи (далее – электронный документ) (смотрите также ч. 5 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, далее – Закон № 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Закон № 63-ФЗ). Так, информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Платежное поручение – это расчетный (платежный) документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (п. 1 ст. 863 ГК РФ, пп. 1.12, 5.1 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств” – далее Положение № 383-П).

Содержание и форма платежного поручения должны соответствовать требованиям закона и банковским правилам (п. 1 ст. 864 ГК РФ, п. 5.3 Положения № 383-П).

Платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе (п. 5.4 Положения № 383-П).

Согласно п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения” (утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 № 1185-ст) подлинник документа – это первый или единственный экземпляр документа (пп. 21). Копия документа – это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа (пп. 23). Электронная копия документа – копия документа, созданная в электронной форме (пп. 24). Заверенная копия документа – копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (пп. 25).

Таким образом, подлинник платежного поручения формируется в единственном экземпляре либо в электронном виде, либо на бумажном носителе. Следовательно, подлинником (оригиналом) платежного поручения, сформированного в электронном виде, является сам электронный документ, составленный в установленном Банком России формате и подписанный квалифицированной электронной подписью.

Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи установлен приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Следовательно, если налоговый орган запрашивает подлинник (оригинал) платежного поручения, составленного в электронной форме, то полагаем, учреждение может передать платежное поручение в электронном виде только при наличии технических возможностей. Отметим, что формат платежного поручения ФНС не установлен.

Обратите внимание, что согласно ч. 8 ст. 9 Закона № 402-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета (смотрите также ч. 9 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

В то же время в соответствии с ч. 6 ст. 9, ч. 7 ст. 10 Закона № 402-ФЗ и п. 7 Инструкции субъект учета, сформировавший электронный документ, обязан изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях по письменному запросу других участников фактов хозяйственной жизни, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Следовательно, если в рассматриваемой ситуации у учреждения отсутствуют технические возможности по передаче подлинника платежного поручения, оформленного в электронном виде, то полагаем, по требованию налогового органа учреждение должно изготовить за свой счет копию платежного поручения на бумажном носителе (письмо ФНС РФ от 29.05.2013 № ЕД-4-3/9773@).

Согласно п. 3.26 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации “Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст, при заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита “Подпись” проставляются: заверительная надпись: “Верно”, должность лица, заверившего копию; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата заверения.

Разъяснения Минфина России о заверении копий документов, представляемых в налоговые органы, приведены в письме от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142.

Ответ подготовил: Федорова Лилия, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российской коллегии аудиторов
Контроль качества ответа: Монако Ольга, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СПОРАМ В СФЕРЕ ГОСЗАКАЗА

Примечание. В 2014 г. размещение заказов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, если до 1 января 2014 г. на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещения о заказах или направлены приглашения принять участие в них (Письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13).

Требование о наличии отметки банка в платежном поручении, представляемом в составе заявки на участие в торгах

Подробнее о правовой проблеме

Перечень сведений и документов, которые должны включаться в заявку на участие в конкурсе, предусмотрен ч. 3 ст. 25, ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

Участник размещения заказа в заявке должен представить платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, либо его копию, если такое требование содержится в конкурсной документации, документации об аукционе (пп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 25, пп. «а» п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ).

В ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске участника размещения заказа. Одним из оснований является непредставление документа (его копии), подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о торгах (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ <1>). Отклонение заявки на участие в конкурсе или аукционе по другим основаниям, помимо указанных в ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, не допускается.

———————————

<1> В данном материале не рассматриваются споры по заказам, размещенным в период действия прежней редакции п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ (т.е. до 01.03.2009), согласно которой основанием для отказа в допуске участника размещения заказа являлось невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах.

В практике размещения государственных или муниципальных заказов в ряде случаев конкурсная или аукционная комиссия, основываясь на норме п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, отказывает участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах на основании того, что в платежном поручении отсутствует отметка банка об оплате или списании денежных средств со счета плательщика (вне зависимости от того, содержится ли данное требование в документации о торгах).

С одной стороны, Закон N 94-ФЗ не обязывает участников размещения заказа представлять платежное поручение с отметкой банка о списании денежных средств со счета плательщика. С другой стороны, в пп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 25, пп. «а» п. 3 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ указано, что данный платежный документ должен подтверждать внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

При переводе денежных средств исполнение распоряжения подтверждается банком плательщика (п. п. 4.6, 4.7 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, далее — Положение N 383-П <2>). При этом плательщику направляется в электронном виде извещение о списании денежных средств с его банковского счета, в котором приводятся реквизиты исполненного распоряжения, или исполненное распоряжение с указанием даты исполнения. Чтобы подтвердить исполнение распоряжения на бумажном носителе, банк плательщика представляет плательщику экземпляр исполненного распоряжения на бумажном носителе, в котором проставляются дата исполнения, штамп банка и подпись уполномоченного лица банка.

———————————

<2> Приведенная ниже практика сформировалась в период действия утратившего силу Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П, далее — Положение N 2-П). Однако она является актуальной, поскольку действующее Положение N 383-П содержит аналогичные нормы.

Реквизиты «Отметка банка» и «Списано со сч. плат.» платежного поручения являются обязательными в соответствии с Приложением 1 к Положению N 383-П.

В связи с изложенным возникает вопрос: правомерно ли установить требование о наличии в платежном поручении, представленном в составе заявки на участие в торгах, отметки банка о списании денежных средств?

Карточка вопроса

1. Правомерно ли установить требование о том, что в платежном поручении на перечисление денежных средств в обеспечение заявки на участие в торгах должна быть отметка банка об их списании? >>> Подход ФАС России Установление требования неправомерно >>>
Подход арбитражных судов Установление требования правомерно >>>
Возможные последствия признания действий заказчика (уполномоченного органа) неправомерными >>>
2. Правомерен ли отказ в допуске или допуск к участию в торгах участника, представившего в составе заявки платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств? >>> Подход Минэкономразвития России и ФАС России Отказ в допуске к торгам неправомерен >>>
Подход арбитражных судов, в том числе ВАС РФ Отказ в допуске к торгам правомерен, допуск к участию в торгах неправомерен >>>
Возможные последствия признания действий комиссии заказчика неправомерными >>>

1. Правомерно ли установить требование о том, что в платежном поручении на перечисление денежных средств в обеспечение заявки на участие в торгах должна быть отметка банка об их списании?

Подход ФАС России: Установление требования неправомерно.

Решение ФАС России от 16.12.2010 N К-1550/10

Обстоятельства дела: В документации о проведении аукциона установлено требование о наличии в заявке платежного поручения с отметкой банка о списании денежных средств со счета плательщика.

Вывод и обоснование: ФАС России признала действия заказчика неправомерными.

Включение в документацию о проведении аукциона указанного требования является дополнительным требованием и противоречит ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.

Решение ФАС России от 08.07.2010 по делу N К-511/10

Обстоятельства дела: Заказчик в документации о проведении аукциона установил требование о наличии в платежном поручении отметки банка об оплате либо оригинала выписки из банка.

Вывод и обоснование: ФАС России признала действия заказчика неправомерными. Установление данного требования является дополнительным требованием, что нарушает положения ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.

Аналогичные выводы содержат:

Решение ФАС России от 21.12.2010 по делу N К-1607/10

Решение ФАС России от 10.12.2010 по делу N К-1471/10

Подход арбитражных судов: Установление требования правомерно.

Примечание. В результате анализа судебной практики был выявлено Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2010 N КА-А40/9231-10, которым установление требования о представлении в составе заявки платежного поручения с отметкой банка о списании денежных средств признано неправомерным. Однако указанный акт не может рассматриваться как альтернативная позиция арбитражных судов по данному вопросу, поскольку принят ранее Постановления Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16083/11.

Постановления ФАС Дальневосточного округа >>>

Постановления ФАС Московского округа >>>

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2012 N Ф03-4417/2011

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Документация об аукционе предусматривала представление в заявке на участие в аукционе платежного поручения с отметкой банка о списании денежных средств со счета плательщика. Антимонопольный орган признал данное требование неправомерным.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств со счета плательщика не свидетельствует о том, что денежные средства перечислены в соответствии с требованиями п. п. 3.5, 3.8 Положения N 2-П, и не может подтверждать их внесение в качестве обеспечения заявки.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2011 N Ф03-2648/2011

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документации о проведении аукциона установлено требование о том, что платежное поручение представляется с отметкой банка об оплате денежных средств. Антимонопольный орган признал действия заказчика нарушением ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств со счета плательщика не свидетельствует о том, что денежные средства перечислены в соответствии с требованиями п. п. 3.5, 3.8 Положения N 2-П, и не может подтверждать их внесение в качестве обеспечения заявки.

Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2011 N КА-А40/5122-11

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документации о проведении аукциона установлено требование о том, что платежное поручение представляется с отметкой банка об оплате денежных средств. Антимонопольный орган признал действия заказчика нарушением ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Установление требования о представлении в заявке на участие в аукционе платежного поручения с отметкой банка об оплате или его копии не свидетельствует о наличии каких-либо дополнительных требований к оформлению платежного поручения, помимо предусмотренных законодательством и Положением N 2-П.

Постановление ФАС Московского округа от 28.03.2011 N КА-А40/2083-11

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Заказчик в документации об аукционе установил, что факт внесения участником размещения заказа денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе подтверждается платежным поручением (квитанцией в случае наличной формы оплаты) с отметкой банка об оплате. Антимонопольный орган выявил в действиях заказчика нарушение ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Требование о наличии в платежном поручении отметки банка об оплате денежных средств не является дополнительным требованием к платежному поручению.

См. также: Возможные последствия действий заказчика (уполномоченного органа) в зависимости от их квалификации >>>

2. Правомерен ли отказ в допуске или допуск к участию в торгах участника, представившего в составе заявки платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств?

Подход Минэкономразвития России и ФАС России: Отказ в допуске к торгам неправомерен.

Внимание! В результате анализа судебной практики выявлены решения территориальных органов ФАС России, в которых отказ в допуске в рассматриваемой ситуации признается правомерным (например, Решение Московского областного УФАС России от 22.12.2009 по делу N 07-24-623/09 (оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 28.10.2010 N КА-А40/12936-10)).

В случае если денежные средства не поступят на счет заказчика в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах, комиссия заказчика вправе отстранить такого участника от участия в торгах на основании ч. 4 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Письмо Минэкономразвития России от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05, ФАС России от 18.08.2009 N ИА/27690

Конкурсная или аукционная комиссия вправе отказать участнику в допуске к участию в торгах по следующим основаниям:

— в заявке не представлено платежное поручение (его копия);

— в представленном платежном поручении (его копии) содержатся реквизиты заказчика и сведения о назначении платежа, не соответствующие приведенным в документации о торгах;

— сумма платежа менее указанного в документации размера обеспечения заявки.

Иные основания отказа, связанные с представлением ненадлежащего платежного поручения (его непредставлением), будут являться нарушением ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Если денежные средства в объеме, соответствующем указанному в документации о торгах, не поступят на счет заказчика в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах, комиссия вправе отстранить такого участника от участия в торгах на основании ч. 4 ст. 12 Закона N 94-ФЗ (представление недостоверных сведений).

Письмо ФАС России от 24.03.2011 N АЦ/10284 «О разъяснении норм Федерального закона от 21.07.2005 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Отказ в допуске к участию в торгах из-за отсутствия отметки банка о датах поступления платежного поручения в банк плательщика и списании денежных средств со счета плательщика неправомерен.

Решение ФАС России от 27.06.2011 N К-1294/11

Обстоятельства дела: Участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в конкурсе на основании того, что платежное поручение не содержит отметки банка о списании денежных средств. Кроме того, на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе денежные средства на счет заказчика от данного участника размещения заказа не поступили.

Вывод и обоснование: Действия комиссии по отказу в допуске участнику размещения заказа, представившему платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств, неправомерны.

Заказчик, конкурсная комиссия обязаны отстранить участника размещения заказа от участия в торгах на основании ч. 4 ст. 12 Закона N 94-ФЗ только в том случае, если в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах денежные средства в качестве обеспечения таких заявок не поступили на счет, реквизиты которого приведены в документации о торгах, или такие средства поступили в объеме, не соответствующем указанному в документации о торгах.

Решение ФАС России от 21.12.2010 по делу N К-1607/10

Обстоятельства дела: Одним из оснований отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе явилось отсутствие в платежном поручении, представленном в заявке на участие в аукционе, отметки банка о списании денежных средств.

Вывод и обоснование: Действия комиссии по отказу в допуске участнику размещения заказа неправомерны.

Денежные средства поступили на счет заказчика на следующий день после даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Следовательно, отказ в допуске данного участника размещения заказа является нарушением ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Решение ФАС России от 10.12.2010 по делу N К-1471/10

Обстоятельства дела: Основанием отказа в допуске к участию в аукционе явилось отсутствие в платежном поручении, представленном в заявке на участие в аукционе, отметки банка о списании денежных средств.

Вывод и обоснование: Действия комиссии по отказу в допуске участнику размещения заказа неправомерны.

В Законе N 94-ФЗ не установлено требования о том, что в платежном поручении должна быть отметка банка о списании денежных средств со счета плательщика. В связи с этим отказ в допуске участника размещения заказа, представившего платежное поручение без указанной отметки банка, является нарушением ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Подход арбитражных судов, в том числе ВАС РФ: Отказ в допуске к торгам правомерен, допуск к участию в торгах неправомерен.

Постановления ВАС РФ >>>

Постановления ФАС Волго-Вятского округа >>>

Постановления ФАС Дальневосточного округа >>>

Постановления ФАС Московского округа >>>

Постановления ФАС Поволжского округа >>>

Постановления ФАС Центрального округа >>>

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16083/11

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Аукционная комиссия отказала участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе на том основании, что в платежном поручении в поле «Отметки банка» отсутствовала подпись исполнителя. Антимонопольный орган признал отказ в допуске незаконным.

Вывод и обоснование суда: Действия аукционной комиссии правомерны. Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Суды исходили из того, что платежное поручение не содержит отметки о списании денежных средств со счета плательщика и подписи исполнителя. Следовательно, оно не соответствует п. 3.8 Положения N 2-П, так как при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле «Списано со сч. плат.» указывается дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя. Отказ в допуске участника к торгам в связи с представлением документа, не соответствующего требованиям документации об аукционе, обоснован.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2011 по делу N А28-11877/2010

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Аукционная комиссия отказала участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе, так как в заявке на участие в аукционе не было представлено платежное поручение с отметкой банка о списании денежных средств со счета плательщика. Антимонопольный орган признал отказ в допуске незаконным.

Вывод и обоснование суда: Действия аукционной комиссии правомерны. Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Суды исходили из того, что требование о наличии в платежном поручении отметки банка о списании денежных средств, установленное в документации, соответствует Положению N 2-П. В связи с этим отказ в допуске участника размещения заказа является законным.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.09.2010 N Ф03-6640/2010

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Аукционная комиссия отказала участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе на основании того, что платежное поручение не содержит отметки банка о списании денежных средств со счета плательщика. Антимонопольный орган признал действия аукционной комиссии неправомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия аукционной комиссии правомерны. Решение антимонопольного органа признано недействительным.

Платежное поручение должно соответствовать требованиям п. 3.8 Положения N 2-П, поэтому оно должно иметь отметку банка о списании денежных средств.

Постановление ФАС Московского округа от 28.10.2010 N КА-А40/12936-10

Требование участника размещения заказа: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Аукционная комиссия отказала участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе на основании того, что в платежных поручениях не указаны даты поступления в банк платежного поручения и списания денежных средств со счета плательщика. Антимонопольный орган признал действия аукционной комиссии заказчика правомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия аукционной комиссии правомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств не соответствует требованиям Положения N 2-П и не может служить подтверждением того, что денежные средства перечислены в качестве обеспечения заявок.

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.11.2010 по делу N А65-33152/2009

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Аукционная комиссия допустила участника размещения заказа, который представил в заявке на участие в аукционе платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств со счета плательщика. Антимонопольный орган признал в данных действиях нарушение ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Вывод и обоснование суда: Действия аукционной комиссии неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Согласно Положению N 2-П платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств не является документом, подтверждающим их перечисление в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. Закон N 94-ФЗ не обязывает членов аукционной комиссии осуществлять проверку поступления денежных средств на счет заказчика.

Постановление ФАС Центрального округа от 15.06.2011 по делу N А35-10713/2010

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Комиссия заказчика допустила к участию в торгах участника размещения заказа, который в заявке на участие в аукционе представил платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств со счета плательщика. Антимонопольный орган признал в данных действиях заказчика нарушение ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Вывод и обоснование суда: Действия комиссии заказчика неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств не является документом, подтверждающим их перечисление в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, и не отвечает требованиям Положения N 2-П.

Постановление ФАС Центрального округа от 03.03.2010 по делу N А35-6650/2009

Требование участника размещения заказа: признать решение комиссии заказчика об отказе в допуске к участие в аукционе незаконным.

Обстоятельства дела: Аукционная комиссия отказала участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе на основании того, что в заявке на участие в аукционе представлено платежное поручение, не соответствующее требованиям Положения N 2-П.

Вывод и обоснование суда: Действия аукционной комиссии правомерны. Участнику размещения заказа отказано в удовлетворении требований.

Платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств не соответствует требованиям Положения N 2-П, в котором предусмотрено проставление отметки банка на платежном поручении о списании денежных средств.

Аналогичные выводы содержат:

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2011 N Ф03-2648/2011

См. также: Возможные последствия действий комиссии заказчика в зависимости от их квалификации >>>

Возможные последствия действий заказчика

(уполномоченного органа), комиссии заказчика

в зависимости от их квалификации

Внимание! При привлечении к административной ответственности лица, до 01.01.2014 нарушившего Закон N 94-ФЗ, применяются нормы КоАП РФ в редакции, которая действовала до указанной даты. Вместе с тем если в новой редакции КоАП РФ (действующей с 01.01.2014) размер штрафа за такое правонарушение меньше установленного нормами в предыдущей редакции, налагается штраф в размере, предусмотренном КоАП РФ в новой редакции.

Если нарушение Закона N 94-ФЗ совершено после 01.01.2014, применяются нормы КоАП РФ в новой редакции. Административная ответственность в данном случае будет наступать при условии, что рассматриваемые действия являются одновременно нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 23.01.2014 N ИА/2111/14).

Квалификация действий

Возможные последствия при установлении нарушения

ФАС России <3>

арбитражным судом

Заказчик (уполномоченный орган)

1. Установление требования о наличии в платежном поручении на перечисление денежных средств в обеспечение заявки на участие в торгах отметки банка об их списании может быть признано нарушением одной или нескольких норм Закона N 94-ФЗ:

— ч. 3, 4 ст. 25;

— ч. 3 ст. 35

1. Выдача предписания о внесении изменений в конкурсную, аукционную документацию и (или) об аннулировании торгов.

Обязанность: исполнение предписания.

2. Привлечение к ответственности по п. 4 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, уполномоченного органа, установившего требования к участникам размещения заказов, которые не предусмотрены законодательством.

Наказание: штраф в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 руб. и не более 30 000 руб.

1. Признание процедуры размещения заказа недействительной.

2. Признание заключенного контракта недействительным и применение последствий недействительности сделки

3. Привлечение к ответственности по п. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, утвердившего документацию, не соответствующую требованиям Закона N 94-ФЗ.

Наказание: штраф в размере 3000 руб.

Комиссия заказчика

2. Отказ в допуске или допуск к участию в торгах участника, представившего в составе заявки платежное поручение без отметки банка о списании денежных средств, может быть признан нарушением ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ 1. Выдача предписания об отмене протоколов торгов и проведении их нового рассмотрения, оценки и сопоставления в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ.

Обязанность: исполнение предписания.

2. Привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ члена комиссии, нарушившего порядок отбора участников торгов на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным Законом N 94-ФЗ.

Наказание: штраф в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 руб. и не более 30 000 руб.

1. Признание процедуры размещения заказа недействительной.

2. Признание заключенного контракта недействительным и применение последствий недействительности сделки

———————————

<3> Данные последствия выявлены исходя из анализа указанных норм Закона N 94-ФЗ и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов.

Внимание! Если в платежном поручении на перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах имеется отметка о списании денежных средств со счета плательщика, то участник сможет избежать отказа в допуске к участию в торгах.

Сводную информацию о размерах административных штрафов за нарушения в сфере госзакупок см. в Практическом пособии по размещению госзаказа.

Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»

Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Требование о наличии отметки банка в платежном поручении, представляемом в составе заявки на участие в торгах

Что такое госпошлина

Государственная пошлина – это платеж, вносимый в обязательном порядке при обращении в органы власти. Целью обращения, как правило, является решения вопроса, касающегося юридических действий.

Госпошлина в суд оплачивается до подачи искового заявления. Судами (арбитражным, мировым, Верховным и общей юрисдикции) определены особые правила предоставления платежного документа. Он подается вместе с иском в момент обращения в суд. Без сведений об уплате госпошлины (они указываются в иске) заявление не принимают. Судебная канцелярия может отказать в принятии иска, если заявителем не была предоставлена квитанция об уплате государственной пошлины. Именно поэтому важно правильно ее заполнить и вовремя оплатить.

Пошлина оплачивается через банк, госпорталы или Почту России. Документом, подтверждающим оплату, является квитанция. Если деньги были внесены безналичным расчетом, то фактом оплаты является банковское платежное поручение с печатью.

Величина пошлины зависит от цели обращения и государственного органа. Сумма определяется Налоговым кодексом РФ. Узнать, сколько нужно заплатить за обращение в тот или иной орган власти, можно на сайте ФНС или на сайте учреждения, требующего оплаты госпошлины. Если по какой-то причине вы переплатили пошлину, внеся лишние деньги, то позже эти средства можно будет вернуть. Для этого нужно сохранить оригинал квитанции.

Где взять квитанцию для оплаты госпошлины

Взять бланк можно в учреждении, обращение в которое требует уплаты госпошлины. Например, если вы подаете иск в суд, то бланк с реквизитами можно взять в судебной канцелярии. Также его можно попросить в банке, в которым вы будете оплачивать пошлину.

Сформировать квитанцию самостоятельно можно на сайте органа власти, куда вы обращаетесь. Некоторые учреждения на своих сайтах предоставляют возможность самостоятельного формирования платежного документа. В электронный бланк необходимо ввести реквизиты органа, сумму, свои паспортные данные и иные необходимые сведения. Полученную электронную платежку далее останется только скачать, распечатать и поставить свою подпись на ней.

Еще один способ получить бланк – зайти на сайт ФНС (nalog.ru), перейти в раздел «Налоги», найти среди услуг «Уплата госпошлины», а затем выбрать вид платежа. На странице появится электронный платежный документ, поля которого нужно заполнить. Оплата производится через сайт ФНС.

Также найти необходимый образец можно в интернете, введя в поисковую строку название органа власти и регион.

Как правильно заполнить квитанцию

В документе нужно обязательно заполнить все поля, иначе его могут не принять. Если вы формируете платежный документ самостоятельно, то необходимо указать следующие данные:

  • Наименование получателя.
  • Идентификатор (это номер платежного документа).
  • ИНН получателя.
  • ОКТМО.
  • Платежные реквизиты и название банка.
  • БИК.
  • КБК.
  • Цель платежа (например: госпошлина за иск в Арбитражный суд).
  • Данные плательщика: адрес, ИНН, ФИО, адрес регистрации.
  • Сумма.
  • Дата и подпись плательщика.

Квитанция может выглядеть по-разному. Для каждого органа власти определены свои формы платежного документа. Реквизиты, на которые нужно перечислить деньги, нужно заранее узнать в органе, требующей оплаты государственной пошлины. Помните, что реквизиты у каждой инстанции разные. Документ должен быть заверен печатью банка.

Заполнить бланк можно как на компьютере, так и письменно. Все данные должны быть указаны верно, так как в случае ошибки в реквизитах платеж совершен не будет. Если данные плательщика и по паспорту не будут совпадать, то такой документ могут признать недействительным. При заполнении бланка от руки недопустимы помарки и исправления.

Если вы заполняете документ на сайте ФНС или портале госучреждения, то вам необходимо будет заполнить только свои данные: ФИО, регион, индекс, ИНН.

Что делать при потере квитанции

Сумма государственной пошлины бывает значительно крупной для плательщика, поэтому потеря квитанции в данном случае может оказаться серьезной проблемой.

При утере платежного документа или его порче нужно обратиться в банк, в котором производился перевод денег. В банке могут выдать копию квитанции или выписку об операции по расчетному счету. Копия квитанции и выписка должны быть заверены печатью банка. Только в этом случае они будут действительными.

Если вы заплатили пошлину в размере, превышающем необходимую сумму и хотите вернуть часть средств, то при потере квитанции возврат будет невозможен. В том случае, если вы намерены вернуть сумму оплаченной пошлины в полном размере, то для этого потребуется только копия платежного документа или выписка с лицевого счета, заверенная банковским работником.

Если оригинал документа потерян и восстановить его не удалось, то оплатить пошлину потребуется повторно.

Оплатить обращение в суд или в другие инстанции и органы власти сегодня возможно даже не выходя из дома. Заполнить квитанцию можно на портале госучреждения или на сайте ФНС. При формировании платежного документа через интернет снижается риск совершения ошибок в реквизитах и данных, так как заполнение на сайте автоматизировано. Если вы заполняете бланк вручную, то старайтесь не совершать ошибок, так как в случае неверных данных квитанция теряет юридическую силу.

Бланк и реквизиты для оплаты госпошлины

Оплатить государственную пошлину может потребоваться в разных ситуациях. Так, плату за предоставление госуслуг взимают множество министерств и ведомств. В зависимости от госоргана власти, который будет заниматься оказанием услуги, определяются ключевые реквизиты, и на их основе формируется квитанция для оплаты госпошлины.

Также в зависимости от назначения платежа различаются и бланки квитанции об оплате государственной пошлины. Например, если требуется оплатить сбор в Федеральную налоговую службу, то придется заполнить бланк формы № ПД-4 (налог).

Остальные платежи оформляются по форме № ПД-4.

Обратите внимание, что эти бланки могут использоваться не только при наличных расчетах, но и при осуществлении платы через платежные терминалы и онлайн-системы приема платежей. Однако такой документ об оплате государственной пошлины при безналичном расчете могут использовать только физические лица. Индивидуальные предприниматели, а также юридические лица для осуществления безналичных расчетов применяют специальные формы — платежные поручения (ОКУД 0401060).

Как заполнить квитанцию на госпошлину в 2019 году

Квиток на уплату государственной пошлины можно заполнить от руки в ближайшем отделении любого банка или расчетной кассы, принимающей данный вид платежей. Аккуратно впишите все необходимые реквизиты ведомства или министерства, которое будет оказывать услугу. Также документ можно заполнить на компьютере, распечатать и оплатить к банковской организации.

Самый простой способ уплаты — это сформировать квитанцию на оплату госпошлины онлайн на сайте Госуслуг. Это современно, несложно и очень удобно. Вам нужен будет только доступ к Интернету. Если у вас есть учетная запись на электронном портале «Госуслуги», то оплатить любую государственную пошлину можно прямо там.

Можно заплатить и через Сбербанк-онлайн (да и через любой другой мобильный банк). Для перечисления средств с личного расчетного счета достаточно только выбрать ведомство и вид государственной пошлины. Следуйте подсказкам системы, внимательно проверяйте реквизиты перед оплатой.

Когда требуется перечислить платеж в ИФНС, квитанция на оплату госпошлины быстро и просто формируется на официальном сайте Налоговой службы. Сервис дает возможность оплатить практически все виды государственных пошлин и сборов за услуги, осуществляемые инспекцией ФНС.

Госпошлина статус плательщика 01 или 08

Приказ Минфина № 107н был утвержден и набрал законную силу в 2013 году, но в 2019 году Министерство финансов запустило законопроект в нормативный акт, который предполагает изменений кодировки в отношении статуса плательщика обязательных платежей в государственные структуры, в том числе госпошлины. Разработка проекта направлена на администрирование налоговой службой обязательных взносов по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию, что предполагает вместо ранее указываемого кода «08» в платежке проставлять код «01». Иными словами все обязательные взносы, налоги и госпошлина перечисляются с указанием одного кода «01». Отличия будут касаться КБК и назначения платежа.

Ячейка 101 располагается в правом верхнем углу формуляра, код состоит из двух цифр, которые определяют плательщика по организационно-правовой форме, виду хозяйствования, а также указывают на назначение платежа. Полный перечень кодов представлен в приложении 5 к Приказу министерства финансов РФ № 107н, они отражаются в цифрах от 01 включительно до 26. Среди них имеются коды, относящиеся к государственным структурам, но мы поговорим о тех, которыми пользуются организации и ИП.

Онлайн журнал для бухгалтера

Что же касается заполнения платежек на госпошлину в арбитражный суд, то они заполняются по общепринятым правилам заполнения платежных поручений в 2019 году. Реквизиты получателя госпошлины (наименование арбитражного суда, ИНН, КПП, ОКТМО, банковский счет) можно узнать в непосредственно в суде или на его сайте. А основные позиции при заполнении полей заполняйте так:

Государственная пошлина – обязательный сбор, уплачиваемый при подаче искового заявления. В 2019 году пошлина перечисляется в Арбитражный суд первой инстанции, в апелляционный арбитражный суд и вносится строго в соответствии с реквизитами платежа. Приведем основные размеры государственной пошлины, которые в 2019 году применяются при обращении в арбитражные суды РФ и ВС РФ (по делам, рассматриваемым в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ):

Оплата государственной пошлины производится там, где выполняются юридические действия. Можно оплатить пошлину наличными или произвести перечисления по безналичному расчету. Если оплата выполняется по безналичному расчету, то необходимо предъявить платежное поручительство с отметкой и печатью банка или другого уполномоченного казначейства, расположенного на оговоренной территории, включая организации, проводящие электронные расчеты, о проведенном платеже.

Так как государственная пошлина является федеральным сбором с граждан и организаций, то ее оплата обязательна на территории всех регионов Российской Федерации. Размер государственной пошлины определяется в соответствии со статьями № 50; 56; 61; 611; 612 кодекса о бюджете. Все поступающие средства от получения госпошлины перечисляются в активы местного или федерального бюджетов или бюджета федеральных субъектов.

>Государственная пошлина

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20

Вид пошлины Объект обложения
Судебная

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Нотариальная Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324)
Регистрационная

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Административная

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период, определяемый ст. 55 Налогового кодекса, применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть: условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.


>Платежное поручение госпошлина на регистрацию автомобиля в гибдд 2019

Где взять реквизиты на пошлину за регистрацию автомобиля

На протяжении 10-ти дневного периода после покупки ТС, нужно зарегистрировать его. Для этого нужны реквизиты на оплату госпошлины за регистрацию автомобиля, причем нужны они вам предварительно, потому что в ГАИ с прочими бумагами вам нужно будет принести уже проплаченные квитанции.

Что касается интернет-банкинга, то нужно сказать, что данный вариант оплаты не самый оптимальный. Об этом заявляют сами работники ГАИ. Все объясняется просто – распечатанные квитанции, на которых отсутствует мокрая печать, не могут выступать в роли доказательства свершения оплаты. Инспекторам приходиться смотреть, пришли ли средства, а это занимает много времени. Так как финансы могут прийти к адресату не сразу, а через несколько дней, то в ходе проверки может быть установлено, что опала не была свершена, и в регистрационном процессе будет отказано.

Согласно ст.333.16 Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Указание направлено банку, в котором обслуживается счёт плательщика. Перевод денежных средств осуществляется с депозитного счёта. Если на счёте по каким-либо причинам отсутствует необходимая денежная сумма, но в договоре между банком и плательщиком предусмотрен овердрафт, то перевод будет осуществлён. Данный документ должен быть составлен и передан банку к исполнению в электронном или бумажном виде.

За что мы платим госпошлину

Госпошлина — это установленный НК РФ федеральный сбор (глава 25.3 НК РФ). Она уплачивается в случае обращения в различные органы (государственные, муниципальные, иные) за совершением определенных юридически значимых действий.

От того, какое действие требуется, зависит, какой КБК вы укажете в платежке. Для удобства представим основные виды действий, за которые уплачивается пошлина, в таблице и сразу приведем КБК для уплаты.

Юридически значимое действие

Размер госпошлины

(на 2019–2020 годы)

КБК для госпошлины

  • Государственная регистрация юрлица.
  • Внесение изменений в учредительные документы.
  • Ликвидация организации и т.п.
  • Государственная регистрация ИП.
  • Ликвидация ИП

4 000 руб.

800 руб.

800 руб.

800 руб.

160 руб.

182 1 08 07010 01 1000 110

  • Государственная регистрация прав на недвижимость, их ограничений (обременений) и сделок с ней, за некоторым исключением

22 000 руб. — для организаций.

2 000 руб. — для «физиков»

321 1 08 07020 01 1000 110

  • Регистрационные действия в отношении транспортных средств и выдача документов на них

От 350 до 1 600 руб.

188 1 08 07141 01 1000 110

Судебные пошлины, в т. ч.:

  • При обращении в арбитражные суды.
  • При обращении в суды общей юрисдикции, кроме ВС РФ.
  • При обращении в ВС РФ.
  • При обращении в КС РФ

Размер пошлины зависит от вида обращения, цены иска и того, кто является истцом (заявителем) — организация или физлицо

182 1 08 01000 01 1000 110

182 1 08 03010 01 1000 110

182 1 08 03020 01 1000 110

182 1 08 02010 01 1000 110

О том, как госпошлина отразится в бухучете, читайте в статье «Основные проводки в бухучете по госпошлине».

Образец платежного поручения на госпошлину в арбитражный суд в 2019–2020 годах

Рассмотрим порядок заполнения платежки на госпошлину на условном примере.

Допустим, ООО «ИКС» подало в ИФНС заявление о возврате переплаты по налогу на имущество в размере 90 000 руб.

Оформить такое заявление вам поможет материал «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога».

Однако в установленный срок инспекция деньги не вернула, и компания решила обратиться в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании бездействия налоговиков незаконным, а также с требованием о возврате переплаты в указанном размере и уплате процентов в сумме 990 руб.

О том, как считаются такие проценты, читайте в статье «Как рассчитать проценты за просрочку возврата налога».

Поскольку в данном случае обращение сочетает требования имущественного и неимущественного характера, ООО «ИКС» уплатит 2 госпошлины (подп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ):

  • 3 000 руб. — за признание бездействия незаконным (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ);
  • 3 640 руб. (4% от 90 990 руб.) — по имущественному требованию о возврате переплаты и процентов (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

То есть общая сумма к уплате составит 6 640 руб.

Составляя платежное поручение, ООО «ИКС»:

  • укажет в нем статус плательщика — 01;
  • получателя — УФК по г. Москве с указанием ИФНС по месту нахождения суда (в данном случае ИФНС № 26);
  • КБК — 182 1 08 01000 01 1000 110;
  • ОКТМО — по месту нахождения суда;
  • основание платежа (поле 106) — ТП;
  • в полях 107 «Налоговый период», 108 «Номер документа» и 109 «Дата документа» проставит 0;

Подробнее о полях платежки читайте .

  • в назначении платежа пояснит, какой иск, к кому предъявляется и какова его цена.

Как правило, найти все реквизиты для уплаты госпошлины можно на сайте того суда, в который вы хотите обратиться. Там же можно посчитать и размер госпошлины.

Заполненный образец платежного поручения на оплату госпошлины 2019–2020 годов можно посмотреть и скачать на нашем сайте.

О том, как уплатить госпошлину через представителя наличными, узнайте .