Письмо комитета по тарифам

Информационное письмо

Комитета по тарифам Санкт-Петербурга

от 13.07.2018 № 01-13-885/18-0-0

Об изменении платежей граждан за вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2019.

В связи с требованиями федерального законодательства о переходе к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее Комитет) разъясняет следующее.

С 01.01.2019 на территории Санкт-Петербурга начнет действовать региональный оператор по Обращению с ТКО.

С 01.10.2019 услуга за вывоз и захоронение (обработку, обезвреживание) ТКО будет исключена из состава платы за содержание жилого помещения и включена в состав платы за коммунальные услуги под названием «Услуга по обращению с ТКО».

В порядке. Предусмотренном Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484, 29.06.2018 в Комитет поступила заявка СПб ГУП «Завод МПБО-2» на регулирование деятельности в сфере обращения с ТКО, которая была размещена на сайте Комитета 06.07.2018 в разделе: «Стандарты раскрытия информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами», с которой можно ознакомиться по следующему адресу:

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга устанавливается Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Управляющие организации, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, в соответствии с частями 7 и 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, вправе устанавливать тарифы отличные от установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, на основании решений принятых на собраниях собственников.
Источник: сайт Комитета по тарифам Санкт-Петербурга

Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2019 № 255-р «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга на 2020 год»

Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 11.09.2020 № 97-р О внесении изменений в постановление 255-р

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2020

N п/п

Наименование услуги (работы)

За 1 кв. м общей площади жилого помещения, руб. в месяц

За 1 кв. м площади комнат в общежитиях, руб. в месяц

Содержание жилого помещения <*>, в т.ч.:

1

Управление многоквартирным домом

3,39

5,12

2

Содержание общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за исключением услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4 — 11 настоящего приложения)

12,87

19,43

3

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, за исключением услуг и работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4, 6 — 11 настоящего приложения) <**>

6,31

9,53

4

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома

1,96

2,96

5

Очистка мусоропроводов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

1,62

2,45

6

Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,34

0,51

7

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,34

0,51

8

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,80

1,21

9

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), в т.ч.:

9.1

эксплуатация приборов учета электрической энергии

0,07

0,11

9.2

эксплуатация приборов учета тепловой энергии и горячей воды

0,54

0,82

9.3

эксплуатация приборов учета холодной воды

0,06

0,09

10

Содержание и текущий ремонт систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,06

0,09

11

Содержание и ремонт лифтов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме) <***>

определяется в соответствии с приложением

12

Коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч.:

12.1

холодная вода

0,20

0,30

12.2

горячая вода

0,42

0,63

12.3

электрическая энергия:

12.3.1

в многоквартирных домах, не оборудованных стационарными электрическими плитами:
12.3.1.1 оборудованных лифтами

0,71

1,07

12.3.1.2 не оборудованных лифтами

0,41

0,62

12.3.2

в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электрическими плитами

0,53

0,80

12.4

отведение холодной воды

0,20

0,30

12.5 отведение горячей воды

0,12

0,18

<*> Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме формируется с учетом комплекса предоставляемых услуг (выполняемых работ), указанных в пунктах 1-11, состава общего имущества в многоквартирном доме, а также расходов на приобретение коммунальных ресурсов, указанных в пункте 12, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

<**> Не взимается с граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, признанных аварийными, а также в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.

<***> Для граждан, проживающих в жилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов, а также для граждан, проживающих в жилых помещениях, имеющих выходы в подъезды, не оборудованные лифтом, устанавливается с 01.07.2020 при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме лифта.

Приложение к таблице «Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2020»

Размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов определяется по формуле:

где:

Р — размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов, руб. в месяц;

Р0 — базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта одного лифта для девятиэтажных домов принимается равной 4447,26 руб. за один лифт в месяц, определенная с учетом ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации»;

k — коэффициент увеличения (уменьшения) базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности, равный +/- 0,031 на каждый этаж;

Л — количество лифтов в многоквартирном доме;

S — общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, оборудованного лифтами, без площади жилых помещений первых этажей, кв. м;

Si — общая площадь жилого (нежилого) помещения, кв. м.

Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2020


п/п

Наименование услуги (работы)

За 1 кв.м общей площади жилого помещения, руб. в месяц

За 1 кв.м площади
комнат
в общежитиях, руб. в месяц

Содержание жилого помещения <*>, в т.ч.:

1

Управление многоквартирным домом

3,73

5,63

2

Содержание общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за исключением услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4 — 11 настоящего приложения)

13,02

19,66

3

Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (включает в себя услуги и работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, за исключением услуг и работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктами 4, 6 — 11 настоящего приложения) <**>

6,33

9,56

4

Уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества, содержание и уход за элементами озеленения, находящимися на земельном участке, входящем в состав общего имущества, а также иными объектами, расположенными на земельном участке, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома

2,02

3,05

5

Очистка мусоропроводов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

1,67

2,52

6

Содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,34

0,51

7

Содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,40

0,60

8

Содержание и текущий ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,89

1,34

9

Эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов (при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме), в т.ч.:

9.1

эксплуатация приборов учета электрической энергии

0,07

0,11

9.2

эксплуатация приборов учета тепловой энергии
и горячей воды

0,54

0,82

9.3

эксплуатация приборов учета холодной воды

0,06

0,09

10

Содержание и текущий ремонт систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения
или о возникновении чрезвычайных ситуаций
(при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме)

0,07

0,11

11

Содержание и ремонт лифтов (при наличии
в составе общего имущества в многоквартирном доме) <***>

определяется в соответствии
с приложением

12

Коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч.:

12.1

холодная вода

0,21

0,32

12.2

горячая вода

0,43

0,65

12.3

электрическая энергия:

12.3.1

в многоквартирных домах, не оборудованных стационарными электрическими плитами:

оборудованных лифтами

0,74

1,12

не оборудованных лифтами

0,42

0,63

12.3.2

в многоквартирных домах, оборудованных стационарными электрическими плитами

0,55

0,83

12.4

отведение холодной воды

0,21

0,32

12.5

отведение горячей воды

0,12

0,18

<*> Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме формируется с учетом комплекса предоставляемых услуг (выполняемых работ), указанных в пунктах 1 — 11, состава общего имущества в многоквартирном доме, а также расходов на приобретение коммунальных ресурсов, указанных в пункте 12, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга.

<**> Не взимается с граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, признанных аварийными, а также в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.

<***> Для граждан, проживающих в жилых помещениях на первых этажах многоквартирных домов, а также для граждан, проживающих в жилых помещениях, имеющих выходы в подъезды, не оборудованные лифтом, устанавливается с 01.07.2021 при наличии в составе общего имущества в многоквартирном доме лифта.

Приложение к таблице «Размер платы за содержание жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.07.2020»

Размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов определяется по формуле:

где:

Рi — размер платы за содержание и текущий ремонт лифтов для жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме, руб. в месяц;

Р0 — базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта одного лифта для двухэтажных домов (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 1), определенная в соответствии с приказом Госстроя России от 11.07.1997 N 17-43 «Об утверждении норм времени и расценок на ремонт, модернизацию и техническое обслуживание лифтов» и с учетом ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации»;

j — количество лифтов в многоквартирном доме, изменяется от j = 1 до m;

n — количество этажей в подъезде многоквартирного дома, обслуживаемом j-м лифтом (с учетом цокольных этажей);

k — коэффициент увеличения базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности подъезда в многоквартирном доме (учитывается в зависимости от скорости и грузоподъемности лифта в соответствии с данными Таблицы 2);

Sобщ — общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, оборудованного лифтами, м2;

S1этаж — общая площадь жилых помещений первых этажей многоквартирного дома, м2;

Si — общая площадь жилого (нежилого) помещения, м2.

Таблица 1

Базовая стоимость технического обслуживания и текущего ремонта лифта в многоквартирном доме (Р0), руб./лифт в месяц

Наименование

Скорость движения, м/с

с распашными дверями

с автоматическим приводом дверей

до 0,71 (включительно)

до 0,71 (включительно)

до 1 (включительно)

свыше 1

Грузоподъемность, кг

до 500 (включительно)

4949,80

5112,77

5540,84

5792,46

свыше 500 до 1000 (включительно)

4949,80

5112,77

5597,17

5792,46

свыше 1000

4949,80

5112,77

5792,46

6431,10

Таблица 2

Коэффициент увеличения базовой стоимости технического обслуживания и текущего ремонта лифта в зависимости от этажности подъезда в многоквартирном доме (k)

Документы

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

Распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1394-р » О комиссии Жилищного комитета по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга»

Распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1395-р «Об утверждении порядка размещения на сайте Жилищного комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реестра квалифицированных подрядных организаций»

Распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1396-р «О порядке проведения Жилищным комитетом предварительного отбора подрядных организаций в целях формирования реестра квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказания услуг и (или) выполнения работ по капительному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга»

Распоряжение Жилищного комитета от 16.02.2015 № 104-р «Об утверждении примерных форм технических заданий на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, в случае если подготовка проектной документации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется»;

Распоряжение Жилищного комитета от 16.02.2015 № 105-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию требований к применяемым техническим решениям, технологиям и материалам, а также к оформлению описей работ по объектам капитального ремонта исходя из перечня работ, которые могут оплачиваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме»;

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2016 № 779 » О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 №175″

Распоряжение Жилищного комитета от 21.09.2016 № 1461-р » О внесении изменения в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1396-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 01.12.2016 № 2075-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1394-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 08.11.2017 № 2166-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1394-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 24.11.2017 № 2283-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1394-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 02.10.2017 № 1916-р » О внесении изменения в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1396-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 25.12.2017 № 2662-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1394-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 11.09.2018 № 1692-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1394-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 26.11.2018 № 2158-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1394-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 29.12.2017 № 2789-р » О внесении изменения в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1395-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 31.01.2019 № 83-р «О внесении изменения в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1395-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 25.01.2018 № 56-р » О внесении изменения в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1396-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 31.01.2018 № 79-р «О порядке размещения информации в реестре квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, в случае изменения сведений о подрядной организации»

Распоряжение Жилищного комитета от 16.10.2018 № 1916-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 31.01.2018 № 79-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 29.11.2018 № 2184-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 31.01.2018 № 79-р»

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2014 № 1206 «О Положении о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и(или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах»

Распоряжение Жилищного комитета от 11.07.2018 №1172-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 16.02.2015 № 106-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 17.04.2019 № 677-р «Об утверждении состава комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с разещением информации в реестре квалифицированных подрядных организаций Санкт-Петербурга, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга, в случае изменения сведений о подрядной организации»

Распоряжение Жилищного комитета от 07.05.2019 № 782-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1396-р»

Распоряжение Жилищного комитета от 07.05.2019 № 783-р «О внесении изменений в распоряжение Жилищного комитета от 08.09.2016 № 1395-р»

В помощь собственнику помещений многоквартирного дома — практическое пособие в вопросах и ответах, подготовленное Фондом содействия реформированию ЖКХ и ФСТ России.

1. Какой порядок расчета за коммунальную услугу по водоотведению?

Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении, определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды — в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению.

Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, определяется по формуле 4:

Pi = ni × Nj × T кр,

где:

ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj — норматив потребления j-й коммунальной услуги;

T кр — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 37 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Нормативы потребления коммунальных услуг установлены распоряжением от 22.08.2012 № 250-р.

Разъяснения по оплате коммунальных услуг по водоотведению на общедомовые нужды приведены в ответе на вопрос № 4.

2. Правомерно ли начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по окончании отопительного периода?

По общему правилу оплата коммунальной услуги должна производиться в период, когда такая услуга оказывается.

При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в Разделе VI «Отопление» приложения № 1 к Правилам.

При этом ресурсоснабжающая организация вправе осуществлять расчеты с исполнителями коммунальных услуг, выставляя счет на оплату за расчетный период равный периоду фактического потребления.

В Санкт-Петербурге сложилась следующая практика. При наличии приборов учета счет на оплату коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, отопление) выставляется в месяце, следующим за отчетным.
Например, в счете-квитанции за июль следовало бы указать, что оплата коммунальной услуги по горячему водоснабжению производится по показаниям прибора учета горячей воды за июнь.

3. Какой тариф должен применяться при расчетах с населением за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению?

Порядок оплаты коммунальных услуг с 01.09.2012 определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

При наличии общедомовых приборов учета граждане должны оплатить то количество коммунальных ресурсов, которое зафиксировано прибором учета.

С 01.01.2014 в рамках действующего законодательства Комитетом по тарифам Санкт-Пететербурга установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду и тарифы на теплоноситель для всех категорий потребителей, за исключением категории потребителей, относящихся к категории «Население».

В соответствие с положениями постановления Правительства Российской Федерации № 1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», при расчетах с населением исполнители коммунальных услуг должны применять установленный средневзвешенный тариф на тепловую энергию в руб./Гкал и горячую воду в руб./ куб. м без выделения соответствующих компонентов.

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую исполнителям коммунальных услуг, установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга в руб./Гкал.
При этом тариф на горячую воду для граждан рассчитан исходя из среднего расчетного количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды: 0,06 Гкал/ куб. м.

Разъяснения, касающиеся оплаты потребленного количества тепловой энергии, превышающей расчетную величину 0,06 Гкал/куб.м., отражен в информационном письме Комитета от 15.08.2013 № 01-13-922/13-0-0.

4. Необходимо ли производить оплату за водоотведение на общедомовые нужды?

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:

— коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;

— плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

При этом услуга по водоотведению является самостоятельной коммунальной услугой и должна указываться в платежном документе отдельной строкой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 в Правила с 01.06.2013 внесены изменения согласно которым исключено понятие коммунальной услуги «водоотведение на общедомовые нужды». Согласно изменениям плата за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды не выставляется.

Также следует отметить, что в силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, например, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

5. О введении социальной нормы потребления электрической энергии на территории Санкт-Петербурга

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (далее – постановление № 614) расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы потребления электрической энергии (далее – социальная норма потребления) в субъектах Российской Федерации, не включенных в перечень пилотных регионов, включая Санкт-Петербург, начинают осуществляться не позднее 01.07.2016.

Согласно положениям постановления № 614 расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению будет производиться с учетом объемов потребления электрической энергии (мощности) в пределах и сверх социальной нормы для 6 групп домохозяйств в зависимости от количества зарегистрированных граждан (от 1 до 5 и более), а также для категорий потребителей, приравненных к населению. К шестой группе домохозяйств относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в том числе в общежитиях, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.

За базовую величину социальной нормы потребления согласно постановлению № 614 принимается расчетная величина, определенная на основании статистических данных для одиноко проживающего гражданина в квартире с газовой плитой. Среднегодовое статистическое потребление электрической энергии для каждого региона Российской Федерации определяется индивидуально, так как должны учитываться такие параметры электропотребления как продолжительность светового дня, использование бытовых электрических приборов различной мощности и др. При этом порядок определения величины социальной нормы потребления электрической энергии в действующей редакции постановления № 614 не предусматривает учет таких факторов как расположение окон жилого помещения или сезон времени года.

Таким образом, базовая величина потребления электрической энергии в пределах социальной нормы потребления должна усредненно учитывать влияние различных объективных и субъективных факторов.

6. Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга для нанимателей государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.07.2011 № 134-р «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга» (далее – распоряжение № 134-р) установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Подробная расшифровка размера платы указана в информационном письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29.08.2012 № 01-14-1691/12-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012».

При этом обращаем внимание, что установленный распоряжением № 134-р размер платы, относится исключительно к нанимателям государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Для собственников жилых и нежилых помещений (далее – собственники помещений) в многоквартирных домах порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым размер платы за жилищные услуги устанавливается на общем собрании собственников многоквартирного дома.

Комитет, в рамках своей компетенции, устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме при соблюдении двух условий:

  • размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома на очередной год общим собранием собственников не утверждался;
  • на общем собрании собственников помещений принято решение о необходимости обратиться в Комитет для установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором они проживают.

7. Расчет платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета

В случаях, когда общедомовые приборы учета в многоквартирном доме не установлены или их установка по техническим причинам не представляется возможным, расчет платы за коммунальные услуги производится по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р.

При наличии общедомовых приборов учета граждане должны оплачивать то количество коммунальных ресурсов, потребление которых зафиксировано приборами учета на тот или иной вид коммунального ресурса.

Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Обращаем внимание, что установленные Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифы на тот или иной вид коммунального ресурса применяются в расчетах как за коммунальные услуги, потребленные в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и на общедомовые нужды.

При этом тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые в нежилых помещениях, должны соответствовать тарифам, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для группы «Прочие».

8. Куда необходимо обращаться по вопросу правильности расчетов платы за коммунальные и жилищные услуги, а также по вопросу связанному с нарушениями в части определения объемов коммунальных услуг?

Рассмотрение вопросов, связанных с проведением проверок правильности расчетов размера платы за коммунальные и жилищные услуги, а также рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями в части определения объемов коммунальных ресурсов, предъявляемых к оплате, относятся к сфере регионального государственного жилищного надзора.

Согласно пункту 4 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 № 776 (далее – Порядок) региональный государственный жилищный надзор осуществляется Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга (далее – ГЖИ СПб). Пунктом 19.1 Порядка предусмотрено, что предметом проверок ГЖИ СПб является соблюдение лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги, а также к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

9. По какому тарифу производится оплата коммунальной услуги по отоплению в нежилых помещениях (на примере паркинга)?

Для расчета коммунальной услуги по отоплению в паркинге должны применяться тарифы на тепловую энергию для группы «Прочие потребители», установленные для ресурсоснабжающей организации, поставляющей тепловую энергию в здание, где расположен паркинг.

Следует отметить, тарифы на тепловую энергию устанавливаются распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга для соответствующих ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии.

По вопросу определения ресурсоснабжающей организации,
поставляющей тепловую энергию в здание, где расположен паркинг, следует обращаться к исполнителю коммунальных услуг, заключившему договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии.

Информацию о ресурсоснабжающих организациях, в отношении которых Комитетом осуществляется государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы можно получить на сайте Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по адресу: http://www.tarifspb.ru/documents/docs/.

10. Как рассчитывается размер платы за содержание земельного участка входящего в состав общего имущества многоквартирного дома?

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности помимо прочего общего имущества принадлежит земельный участок, на котором расположен данный многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы
и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт помещения, а также порядок внесения такой платы, указанный в договоре управления многоквартирным домом, на основании статей 156 и 158 ЖК РФ определяется общим собранием собственников с учетом предложений органов управления многоквартирного дома и устанавливается на срок не менее чем один год.

При этом согласно части 10 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В силу подпункта «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе земельный участок, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно пункту 3 статьи 156 ЖК РФ и пункту 3.7-2 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (далее – наниматели государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга).

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга (далее – плата за содержание), установленный распоряжением Комитета от 18.07.2011 № 134-р, а также составляющие размера платы за содержание, указанные в информационном письме Комитета от 29.08.2012 № 01-14-1691/12-0-0 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012», применяются в расчетах платы за содержание исключительно для нанимателей государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

В отношении собственников Комитет в рамках своей компетенции устанавливает размер платы за содержание и ремонт общего имущества отдельного многоквартирного дома при соблюдении двух условий:

  • вопросы, касающиеся платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, общим собранием собственников не утверждались;
  • на общем собрании собственников помещений принято решение о необходимости обращения в Комитет для последующего установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества данного многоквартирного дома.

11. Какой порядок применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду для потребителей, являющихся собственниками (арендаторами) нежилых помещений?

Разъяснения о порядке применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду для нежилых помещений даются в информационном письме Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 05.03.2014 № 01-13-301/14-0-0 «О порядке применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду».

При наличии прибора учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный дом (вариант 1), позволяющего определить количество горячей воды в куб. м и количество тепловой энергии в Гкал, использованной на подогрев холодной воды для приготовления горячей воды, расчет с собственником, нанимателем или арендатором i-го помещения в многоквартирном доме целесообразно производить следующим образом.

Количество горячей воды в i-м жилом или нежилом помещении м3iопределяется по внутриквартирному прибору учета, а при его отсутствии — по нормативу потребления для жилых помещений или расчетным методом
в порядке, предусмотренном законодательством, для нежилых помещений.

Количество тепловой энергии, используемой для приготовления горячей воды, рассчитывается исходя из соотношения показаний общедомового прибора учета на вводев многоквартирный дом в Гкал и м3 — Гкал(общ)/м3(общ).
Таким образом, количество тепловой энергии (Qi) на нужды горячего водоснабжения в нежилом помещении определяется:

Qi = м3i ∙ Гкал(общ)/м3(общ).

При наличии прибора учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный дом, позволяющего определить количество горячей воды в м3 и суммарное количество тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды для приготовления горячей и на отопление в Гкал (вариант 2), расчет с собственником, нанимателем или арендатором i-го помещения в многоквартирном доме целесообразно производить следующим образом.

Для определения объема тепловой энергии, отпущенной на цели горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений, при наличии указанного прибора учета, рекомендуется исходить из количества тепловой энергии 0,06 Гкал, расходуемого на приготовление 1 куб. м горячей воды. Указанное соотношение (Гкал/ куб. м) может применяться при соблюдении температуры горячей воды в местах водоразбора в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг) и Санитарных правил и норм СанПиН 4723 88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения», в соответствии с приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105 «Об утверждении Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения».

При этом в межотопительный период рекомендуется производить расчеты, исходя из варианта 1.

Данные варианты расчета расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды целесообразно применять до внесения соответствующих изменений в Правила предоставления коммунальных услуг.

Тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые в нежилых помещениях, должны соответствовать тарифам, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для группы «Прочие».

12. Является ли обязательным требование по установке приборов учета (как общедомовых, так и индивидуальных)?

Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме установить приборы учета используемых коммунальных ресурсов, а также обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При неисполнении собственниками указанных требований, обязанность по осуществлению деятельности, связанной с установкой, заменой, эксплуатацией приборов учета используемых коммунальных ресурсов, закреплена за ресурсоснабжающими организациями в соответствии с пунктами 9 и 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ.

В случае отсутствия приборов учета, с 1 января 2015 года предусмотрено применение поэтапного повышения коэффициентов платы на следующие виды коммунальных услуг: отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение.

13. Куда необходимо обращаться по вопросу установления платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга?

Закон Санкт-Петербурга от 04.12.2013 № 690-120 («О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге») (далее – Закон № 690-120) в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения, связанные с организацией проведения в Санкт-Петербурге капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Целью принятия Закона № 690-120 является проведение капитального ремонта в сроки, обеспечивающие безопасность и комфортность проживания граждан, а также недопущение снижения эксплуатационных характеристик многоквартирных домов. При этом предусматривается обязанность граждан по уплате взносов на капитальный ремонт.

Пунктом 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 № 49 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Санкт-Петербурга в 2014 году» установлено, что размер взноса для собственников помещений составляет 2,00 руб. на 1 кв. м общей площади помещения в месяц.

В силу пункта 3.2.7 Положения о Жилищном комитете, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175, Жилищный комитет осуществляет методическое руководство подведомственными Комитету организациями по вопросам контроля и надзора в установленном порядке за выполнением капитального ремонта жилищного фонда, в том числе в рамках федеральных целевых программ и целевых программ Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 4 Положения о порядке осуществления контроля за целевым расходованием владельцем специального счета денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2013 № 1019, контроль за целевым расходованием денежных средств и обеспечением их сохранности осуществляется администрациями районов Санкт-Петербурга.

На основании изложенного, по всем вопросам регулирования и контроля системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах необходимо обращаться в уполномоченные органы в соответствии с их компетенцией.