Перевооружение производства

Разъяснение даёт заместитель директора по производству ООО «Энергия Плюс» Харитонов Николай

Модернизация – совокупность работ по усовершенствованию (обновлению) объекта, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: «Техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств».

Как можно заметить, определение «модернизации», очень схоже со значением определения «техническое перевооружение».

Однако, если в процессе модернизации происходит изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, то это уже «реконструкция» (согласно Градостроительному кодексу РФ).

В нормативной документации термин «модернизация» к объектам капитального строительства (в том числе котельным) не применяют, а используют термины «техническое перевооружение» и «реконструкция».

Положение о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающий промышленности

I. Область применения

1.1. Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (далее — Положение) устанавливает требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, оформлению и утверждению заключений экспертизы.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588; 2000, № 33, ст. 3348), Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 50, ст. 4742), Общими правилами промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А (зарегистрировано Минюстом России 28.11.2002 № 3968), Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 06.10.98 № 64 (зарегистрировано в Минюсте России 08.12.98, № 1656).

1.3. Положение обязательно к применению как специалистами организаций, непосредственно осуществляющих экспертизу промышленной безопасности объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, так и иными заинтересованными организациями, в том числе органами Госгортехнадзора России.

1.4. В настоящем Положении используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности.

1.5. Объектами экспертизы промышленной безопасности, на которые распространяется действие настоящего Положения, являются:

  • проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;
  • технические устройства, применяемые на химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производствах и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
  • здания и сооружения на химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производствах и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
  • декларации промышленной безопасности химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производствах и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах;
  • документация, связанная с эксплуатацией химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств и других взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.

II. Общие требования

2.1. Экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов, учитывающую специфику химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, проводят организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России на этот вид деятельности.

2.2. Контроль за выполнением условий действия лицензий осуществляет Управление по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности самостоятельно и через территориальные органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

2.3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными документами в области промышленной безопасности, а также настоящим Положением.

2.5. Требования к организациям, осуществляющим экспертизу промышленной безопасности

2.5.1. Экспертные организации проводят экспертизу промышленной безопасности в соответствии с настоящим Положением на принципах независимости.

2.5.2. Экспертные организации не проводят экспертизу собственных объектов, а также экспертизу объектов в организациях, с которыми экспертные организации имеют общие коммерческие интересы или административную зависимость.

2.5.3. Экспертные организации должны располагать штатными специалистами, имеющими соответствующее образование, необходимую квалификацию, практический опыт и аттестацию по направлениям экспертизы.

2.5.4. Экспертные организации при проведении экспертизы используют помещения (собственные, заказчика, арендуемые на договорной основе), оборудование и оргтехнику, необходимые для проведения экспертизы промышленной безопасности, подготовки и оформления отчетов и заключений экспертизы.

Оценка технического состояния зданий, сооружений и технических устройств с применением методов неразрушающего контроля (НК) проводится специалистами лабораторий НК, аттестованными в установленном порядке.

2.5.5. Экспертные организации при выполнении экспертизы промышленной безопасности руководствуются действующим законодательством в области промышленной безопасности и нормативными документами по соответствующим направлениям экспертной деятельности.

2.6. Условия привлечения сторонних организаций

2.6.1. Для выполнения отдельных видов экспертных работ экспертная организация (далее — Исполнитель) может привлекать как сторонние организации, имеющие соответствующие лицензии в области экспертизы промышленной безопасности, так и отдельных квалифицированных и аттестованных в установленном порядке экспертов, а также аттестованных специалистов по неразрушающему контролю.

2.6.2. В случаях когда организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее — Заказчик), имеет в своей структуре аттестованное в установленном порядке подразделение неразрушающего контроля, уровень квалификации специалистов которого позволяет выполнять отдельные виды экспертных работ, то допускается привлекать специалистов НК Заказчика, аттестованных в установленном порядке, к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в программе проведения экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами Заказчика, и формулироваться требования к качеству работ по форме и содержанию отчетных документов.

2.6.3. Руководитель экспертных работ и эксперты, кроме п. 2.6.2, выполняющие экспертизу, не могут являться штатными сотрудниками предприятия — владельца (или арендатора) объекта экспертизы.

2.7. Требования к заключению экспертизы промышленной безопасности

2.7.1. Структура и содержание заключения экспертизы промышленной безопасности должны соответствовать требованиям Правил проведения экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать оценку проектных и технических решений по обеспечению промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

2.7.2. Рассмотрение и утверждение заключений экспертизы промышленной безопасности проводится Госгортехнадзором России в соответствии с установленным им порядком.

2.7.3. Орган Госгортехнадзора России, которому представлено заключение экспертизы промышленной безопасности для рассмотрения и утверждения, может запросить от Исполнителя экспертизы дополнительные материалы, подтверждающие достоверность и объективность представленного заключения.

2.7.4. Если в процессе рассмотрения материалов, представленных на утверждение, будет установлена необъективность или некачественное выполнение работы, допускается привлекать независимого эксперта в качестве оппонента и (или) обязать Исполнителя провести повторную экспертизу (полностью или частично).

III. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

3.1. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов

3.1.1. Экспертиза проектной документации проводится:

  • перед принятием решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;
  • после внесения изменений и дополнений в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

3.1.2. При экспертизе проектной документации рассматриваются следующие документы:

  • технико-экономическое обоснование (обоснование инвестиций);
  • исходные данные для проектирования;
  • рабочий проект (генеральный план, технологическая часть, автоматизация процесса, электротехническая часть и др.);
  • рабочая документация по разделам проекта.

3.1.3. Экспертиза промышленной безопасности осуществляется относительно:

  • проекта в целом;
  • отдельных частей проекта.

3.1.4. При экспертизе проектов проводится анализ и оценка:

  • оптимальности принятого технологического процесса в части его безопасности и надежности, обоснованность технических решений и мероприятий по обеспечению безопасности ведения работ, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • характеристик основных взрывопожароопасных и токсичных свойств сырья, полупродуктов, товарного продукта и отходов;
  • наличия и достаточности мероприятий, направленных на обеспечение безопасности проектируемого объекта;
  • возможности оперативного и безопасного отключения отдельных элементов или участков объекта для производства ремонтных и аварийных работ;
  • оптимальности применяемых в проекте решений по компоновке технологического оборудования;
  • безопасности и рациональности проектных решений по размещению зданий и сооружений;
  • применения новых технологий и материалов при проектировании объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
  • сравнения предлагаемого метода производства с другими известными методами в зарубежной практике;
  • автоматизированных систем управления технологическими процессами и систем оперативного управления, прогнозирования, обнаружения, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций;
  • условий обеспечения взрывобезопасности зданий и их вентиляции, возможности автоматического поддержания заданных параметров эксплуатации, управления, эффективности систем противоаварийной защиты и сигнализации;
  • эффективности систем резервирования для обеспечения бесперебойности технологических процессов в случае отключения систем энергоснабжения;
  • мероприятий по обеспечению контроля герметичности и выполнения требований по защите оборудования от коррозии, выполнение условий надежности;
  • выполнения требований взрывопожаробезопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям в зависимости от технологического назначения, системам приточно-вытяжной вентиляции, к контролю загазованности;
  • соответствия категории надежности энергоснабжения, уровня оснащенности контрольно-измерительными приборами и средствами противоаварийной защиты нормативным требованиям;
  • оптимальности выбора основного и вспомогательного оборудования, его компоновки и схем обвязки, оснащения запорной, регулирующей арматурой, предохранительными устройствами и системами автоматического управления, регулирования, защиты, сигнализации, контроля и учета, уровня взрывозащищенности электрооборудования;
  • обеспечения безопасности эксплуатационного персонала, достаточности мер по локализации и ликвидации последствий аварий.

3.2. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах

3.2.1. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а также:

  • при отсутствии паспорта на техническое устройство;
  • при выработке установленного проектом расчетного срока эксплуатации или количества циклов нагружения;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  • при воздействии на техническое устройство в процессе эксплуатации факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление, внешние силовые нагрузки и др.) в результате нарушения регламентированного режима работы;
  • при проведении ремонтно-сварочных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства;
  • по требованию органов Госгортехнадзора России.

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.2002 N 43 (зарегистрировано Минюстом России 05.08.2002, № 3665).

3.2.2. Экспертиза технических устройств предусматривает оценку соответствия технологического оборудования, агрегатов и механизмов, технических систем и комплексов, приборов и аппаратуры требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также оценку технического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

3.2.3. Перечень документации, используемой при экспертизе технических устройств, применяемых на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (в общем виде), включает:

  • паспорт технического устройства;
  • акт приемки технического устройства в эксплуатацию;
  • акты испытаний, проводимых в процессе эксплуатации технического устройства;
  • сертификаты соответствия (при наличии);
  • акты, отчеты о выполненных работах при проведении капитальных ремонтов и реконструкции технического устройства;
  • технические условия на изготовление;
  • комплект чертежей с указанием основных технических решений и всех изменений, внесенных при производстве работ, и отметок о согласовании этих изменений с проектной организацией, разработавшей проект технического устройства;
  • проектные данные, устанавливающие технологические параметры эксплуатации технического устройства, оснащения его средствами контроля и безопасности, автоматического регулирования технологических параметров;
  • акты расследования аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией технического устройства;
  • документы, отражающие фактические технологические параметры работы оборудования;
  • заключения ранее проводимых экспертиз промышленной безопасности данного технического устройства и сведения о выполнении рекомендаций, направленных на обеспечение его безопасной эксплуатации;
  • документы, подтверждающие сроки эксплуатации технического устройства, периодичность проведения экспертизы и методики оценки его технического состояния.

3.2.4. Процедура проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств состоит из следующих основных этапов:

  • предварительный этап;
  • натурное обследование объекта (работа выполняется на производственной площадке Заказчика):
  • работа с документацией;
  • испытания объекта (в том числе неразрушающий контроль в требуемом нормативно-технической документацией объеме);
  • анализ результатов контроля и испытаний;
  • оформление, согласование и утверждение заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • составление предварительного решения по результатам экспертизы, включающего перечень мероприятий, которые необходимо провести для ее завершения;
  • составление и оформление отчетных документов и приложений;
  • составление, согласование и утверждение заключений экспертизы промышленной безопасности.

3.2.5. Предварительный этап

Предварительный этап включает в себя рассмотрение письменной заявки Заказчика работ, содержащей первичную информацию об объектах экспертизы:

Переговоры от экспертной организации ведут ее руководитель или иное лицо, его замещающее, ведущий эксперт (или эксперт), а со стороны Заказчика — руководитель или иное, уполномоченное руководством лицо.

По соглашению сторон результаты переговоров должны быть зафиксированы в рабочих записях.

Результаты переговоров являются исходной информацией для составления программы работ и календарного плана работ, в которых должна содержаться следующая информация:

  • перечень объектов экспертизы, их назначение и основные характеристики;
  • перечень необходимых документов, которые должен предоставить Заказчик Исполнителю в процессе проведения экспертизы.

3.2.6. Выполнение работ по натурному обследованию объекта

Выполнение натурного обследования объекта экспертизы проводится в соответствии с программой, согласованной Заказчиком и утвержденной в установленном порядке, при соблюдении нормативных и методических документов в области промышленной безопасности, государственных и отраслевых стандартов, технических условий и других документов, регламентирующих порядок выполнения работ по отдельным видам обследования.

3.2.6.1. В процессе выполнения экспертизы допускается обоснованная Исполнителем корректировка программы, если внесенные им изменения не противоречат требованиям применяемой при экспертизе нормативной документации. При необходимости корректировку порядка контроля объекта проводит эксперт, ответственный за проведение экспертизы.

Корректировка программы без дополнительного согласования с территориальными органами Госгортехнадзора России допускается в случаях, если:

а) изменения не приведут к ухудшению качества выполняемой работы и не повлияют на достоверность результатов;

б) по результатам выполнения работы по отдельному виду обследования появляются новые обстоятельства, не учтенные при разработке программы;

в) один или несколько предусмотренных в программе видов испытаний заменены на другие, сопоставимые по информативности и достоверности результатов;

г) при выполнении работ по отдельному виду контроля возникает необходимость замены некоторых технических средств и методов контроля на другие, не указанные в программе. При этом исполнитель работ должен в отчетных документах обосновать правомерность такой замены.

3.2.6.2. Допускается вносить изменения в календарный план, если перенос сроков окончания работ по экспертизе не требует продления установленного правилами по безопасной эксплуатации объекта экспертизы срока проведения его очередного технического освидетельствования (ревизии).

3.2.6.3. В случае невозможности проведения какого-либо из обязательных видов испытаний объекта при проведении экспертизы и составления заключения экспертизы промышленной безопасности допускается в обоснованных случаях использовать результаты его предыдущего испытания без внесения изменений в программу.

Если срок проведения испытаний объекта совпадает по времени с необходимостью проводить его очередное техническое освидетельствование (ревизию), то по результатам испытаний (до окончания работ по экспертизе) экспертом делается запись в техническом паспорте о результатах технического освидетельствования.

3.2.6.4. Если в процессе проведения экспертизы выявлены отдельные нарушения, несоответствия или дефекты, препятствующие выдаче положительного заключения, но не требующие экстренного вывода объекта экспертизы из эксплуатации, Исполнитель должен уведомить Заказчика в течение 2-х недель с момента выявления данного факта. Кроме того, Исполнитель может рекомендовать перечень мероприятий по приведению объекта в соответствие требуемой норме. После разработки Заказчиком и согласования плана проведения мероприятий по устранению выявленных недостатков может быть выдано положительное экспертное заключение с указанием сроков выполнения всех компенсирующих мероприятий по приведению объекта экспертизы в соответствие предъявляемым к нему требованиям.

3.2.6.5. Если получены данные, свидетельствующие о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта без проведения ремонтных работ, объект немедленно должен быть выведен из технологического цикла и эксплуатация его должна быть временно прекращена. Информация о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта экспертизы передается в органы Госгортехнадзора России.

3.2.7. Оценка результатов экспертизы

3.2.7.1. Анализ полученных результатов обследования объекта (в том числе испытания на прочность и контроля неразрушающими методами) рабочая группа экспертов осуществляет в процессе их проведения в соответствии с действующими нормами по конкретному виду работ.

3.2.7.2. После проведения всех работ по натурному обследованию объекта экспертизы Исполнитель выдает Заказчику замечания, выявленные в результате обследования.

3.2.7.3. Заказчик официально информирует Исполнителя об устранении выявленных замечаний.

3.2.7.4. После проверки информации Заказчика об устранении замечаний по результатам экспертизы и обобщения всех результатов экспертная организация оформляет проект заключения экспертизы промышленной безопасности и направляет его Заказчику.

3.2.7.5. Если в результате экспертизы установлено, что объект экспертизы не соответствует требованиям нормативно-правовых и нормативно-технических документов, то экспертная организация оформляет отрицательное заключение по объекту, о чем информирует орган Госгортехнадзора России.

3.2.7.6. Отчетные материалы по отдельным видам работ оформляются согласно требованиям соответствующего нормативного документа на данный вид работы и приводятся в приложении к заключению экспертизы промышленной безопасности.

3.3. Экспертиза зданий и сооружений на опасных производственных объектах

3.3.1. Экспертиза зданий и сооружений проводится в следующих случаях:

  • при выработке зданий и сооружений установленных проектом или другими документами сроков службы;
  • при воздействии на здание (сооружение) внешних воздействий (землетрясение, пожар, взрыв);
  • периодически в процессе эксплуатации;
  • по требованию органов Госгортехнадзора России.

3.3.2. Экспертиза зданий и сооружений на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности должна включать:

  • проверку соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций с составлением ведомостей дефектов и повреждений;
  • определение пространственного положения строительных конструкций, их фактических сечений и состояния соединений;
  • уточнение фактических и прогнозируемых нагрузок;
  • определение физических свойств материалов конструкций;
  • поверочный расчет конструкций с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций.

3.3.3. При проведении экспертизы зданий и сооружений на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности подлежит рассмотрению:

  • проектная документация и акт приемки здания (сооружения) в эксплуатацию;
  • сертификаты, технический паспорт, удостоверяющие качество конструкций и материалов;
  • акты расследования аварий и нарушений технологических процессов, влияющих на условия эксплуатации зданий (сооружений);
  • заключения экспертизы промышленной безопасности ранее проводимых экспертиз в части выполнения указаний, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации;
  • установленные нормативные сроки эксплуатации и периодичность проведения экспертизы их технического состояния;
  • документы о текущих и капитальных ремонтах, реконструкциях строительных конструкций здания (сооружения) и другая эксплуатационная документация.

3.3.4. На основании вышеперечисленных материалов проводится анализ и оформляются заключение экспертизы промышленной безопасности о техническом состоянии строительных конструкций, рекомендации и мероприятия по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений.

3.4. Экспертиза документации, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов

3.4.1. Данный вид экспертизы проводится с целью независимой оценки соблюдения организациями требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта и выполнения лицензионных требований и условий, установленных соответствующими положениями о лицензировании.

3.4.3. При экспертизе рассматриваются и оцениваются документы, подтверждающие соблюдение организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, а именно:

  • соответствие штатного расписания установленным требованиям по укомплектованию рабочих мест необходимым персоналом на опасном производственном объекте;
  • установление в организациях порядка допуска к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний, а также контроля за соблюдением этого порядка, в том числе при проведении подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • наличие на опасном производственном объекте нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих: правила безопасного ведения отдельных видов работ, технологических процессов на соответствующих рабочих местах;
  • порядок осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • организация необходимых мер, направленных на предотвращение проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц и порядок контроля их выполнения;
  • организация мер и наличие средств и порядка по ликвидации и локализации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • наличие договоров страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • порядок учета и анализа причин возникновения инцидентов на опасном производственном объекте, принятие мер по устранению указанных причин и профилактике инцидентов и контроль за их исполнением.

3.4.4. Оценка достаточности, качества разработки и соответствия документации, относящейся к эксплуатации опасного производственного объекта, осуществляется по соответствующим документам, представляемым заявителем по конкретным производствам, цехам или рабочим местам в соответствии с договором на проведение данной экспертизы.

3.5. Экспертиза деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

3.5.1. Экспертиза деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов проводится в порядке, установленном Правилами экспертизы деклараций промышленной безопасности, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 65 (зарегистрировано Минюстом России 01.10.99, № 1920), с изменением № 1, утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 61 (зарегистрировано Минюстом России 30.11.2000, № 2476), с учетом особенностей, присущих опасным производственным объектам химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Тема 3.4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Известно, что инновационная деятельность включает:

  1. выполнение научно-исследовательских, опытно-конструк­торских или опытно-технологических работ по созданию инно­вацион­ной продукции, в том числе новых или усовершенство­ван­ных технологических процессов, предназначенных для практи­ческого применения;
  2. деятельность по продвижению инновационной продукции на внутренний и мировой рынки;
  3. технологическое переоснащение (перевооружение) и подготовку производства для выпуска инновационной продукции, внедрения нового или усовершенствованного технологического процесса;
  4. осуществление испытаний инновационной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
  5. выпуск инновационной продукции, применение нового или усовершенствованного технологического процесса;
  6. подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
  7. деятельность по проведению экспертиз, оказанию консульта­ционных, информационных, юридических и иных услуг по созданию и (или) практическому применению инновационной продукции, нового или усовершенствован­ного техноло­гического процесса и иные виды деятельности, направленные на создание инноваций и введение их в гражданский оборот.

Выше были изучены основные проблемы автоматизации технологической подготовки производства (АСТПП), в состав функций которой входит также технологическая подготовка реконструкции и технического перевооружения производства. Рассмотрим в связи со сказанным более подробно проблемы технического (технологического) перевооружения производства, его переоснащения и модернизации при внедрении новых (инновационных) технологий.

1. Основные сведения о технической реконструкции (модернизации) производства

Техническая реконструкция в отличие от экстенсивных способов развития производства в виде нового строительства и расширения действующих предприятий, позволяет решать задачи интенсификации производства. Ее основой является коренное переустройство в ходе инновационной деятельности производственных процессов и технологий, решение задач подготовки производственных мощностей и организации выпуска новой конкурентоспособной продукции на существующих произ­водственных площадях и при той же или даже меньшей численности работающих. Данные свойства позволяют относить техническую реконструкцию к эффективным методам организации производства техники новых поколений, которые, как правило, обеспечивают более высокую эконо­мическую, коммер­ческую, бюджетную, социальную и экологическую эффективность производства при более низких значениях инвестиционных рисков.

Техническая реконструкция, как важный компонент инновационного процесса создания, постановки новой продукции на производство, распространения новой продукции и применения новых технологий, которые обладают научно-технической новизной или удовлетворяют новые общественные потребности, может включать следующие составляющие, как в единичном, так и в комплексном применении:

— реновацию – это инновационный процесс в сфере основного капитала, при котором осуществляется замена действующих основных производственных фондов новыми;

— инновационную конверсию – это перепрофилирование про­изводства для выпуска новой или принципиально новой продукции;

— конверсию оборонного производства – это частичное или полное перепрофилирование производственных мощностей пред­приятия оборонно-промышленного комплекса с производства военной техники на изготовление продукции гражданского назначения;

— реконструкцию производства – это инвестиционный процесс интенсификации производства на основе его реорганизации и технического перевооружения, осуществляемый в целях подготовки производственных мощностей предприятия к постановке на производство новых изделий или увеличению объемов выпуска продукции, которая пользуется повышен­ным спросом на рынке;

— техническое перевооружение производства – это локальная разно­видность инновационного процесса реконструкции, которую осуществляют только путем замены техноло­гических процессов, технологического оборудования и других средств технологического оснащения новыми, более прогрессивными; техническое перево­оружение также как и реконструкция обеспечивает подготовку дополнительных производственных мощностей предприятия для выпуска новой продукции или увеличения выпуска продукции, которая пользуется повышенным спросом на рынке;

— комплексную автоматизацию (механизацию) производства – это локальная разновидность процесса технического перевооружения производства, которая основывается на системотехническом применении только новых средств автоматизации (механизации) производства;

— реконструкцию зданий – это процесс и новое состояние воспро­изведенных вновь в процессе реорганизации объектов, относящихся к пассивной части основных производствен­ных фондов.

Инновационным ядром всех названных разновидностей проектов является техническое перевооружение. Эта разновидность проектов технической реконструкции предпола­гает два основных способа совершен­ство­вания технологических процессов: пассивный и активный. Пассивный – это замена устаревшего оборудования и других средств технологического оснащения (в том числе и техно­ло­гического оборудования) эк­ви­­валентными, которые выпускают­ся в момент рекон­струкции. Этот способ технического перевооружения или реновации существенно ограничен по возможностям интенсификации произ­водственных процессов. Активный способ технического перевооружения на основе инновационной подготовки производства предполагает коренной пересмотр технологических процессов путем разработки и применения проектных (в том числе перспективных и директивных) технологических процессов. Этот способ оказывает более существенное влияние на улучшение технико-экономических показателей производства.

2. Подрядный и хозяйственный способы организации работ по модернизации производства

В практике организации работ по реконструкции приняты два основных способа выполнения разработок, согласования и утверждения проектной документации и выполнения на их основе строительно-монтажных и пуско­наладочных работ: подрядный и хозяйственный.

Подрядный способ относится к внезаводской технической подготовке производства, выполняемой силами проектно-технологических институтов (учреждений), субпод­рядных организаций, строительных, строительно-монтажных или монтажных предприятий, рис. 1.

На приведенной информационно-функциональной схеме авто­мати­зации технологического проектирования (рис. 1) приняты следующие условные обозначения процессов:

1 – разработка производственной программы;

2 – выбор организационных форм производства;

3 – разработка нормативных (перспективных) ТЭП и анализ цехов-аналогов;

4 – разработка норм технологического проектирования;

5 – расчет необходимого количества оборудования;

6 – расчет потребных энергоресурсов;

7 – выбор форм организации основного производства и техноло­ги­ческих процессов;

8 – выбор форм организации управления;

9 – выбор форм организации вспомогательного производства;

10 – выбор и проектирование типовых (групповых) технологических процессов;

11 – выбор и проектирование директивных технологических про­цессов;

12 – выбор проектных и разработка перспективных технологических процессов;

13 – разработка комплектов технологической документации;

14 – расчет трудоемкости (15 – расчет станкоемкости);

16 – расчет численности работающих;

17 – расчет площадей;

18 – разработка технологических ком­по­новок и планировок обо­рудования;

19 – расчет и анализ технико-экономических показателей.

Проектные работы в данном случае чаще всего выполняют по крупным объектам в виде нового предприятия, филиала или площадки действующего предприятия, производствен­ного корпуса существующего предприятия. Данный способ может быть использован также и в отношении небольших и даже в ряде случаев средних предприятий. Такие предприятия, как правило, не имеют широко развитой сети вспомогательных цехов (ремонтно-строительного, нестандарти­зованного оборудования, ремонтно-механического и т.п.) и развитой структуры служб технической подготовки про­изводства.

Подрядный способ организации работ, как правило, демонстрирует увеличенную длительность инвестиционного цикла реконструкционных работ. Данный недостаток имеет следствием то, что на предприятии в этот особый период его деятельности ухудшается целый ряд технико-экономических показателей (увеличивается себестоимость единицы работ и продукции, снижаются коэффициенты загрузки и сменности работы оборудования, уменьшается реальная выработка рабочих, съем продукции с единицы оборудования и площади, уменьшается фондоотдача и т.д.). Эти потери компенсируются только после завершения выполнения всего комплекса работ. В условиях технической реконструкции технологическая часть (техно­логические решения) проекта является центральным разделом, который обеспечивает экономическую и коммерческую эффектив­ность инвестиций, ориентированных на выпуск новой продукции. В случае разработки проектов технического перевооружения производства центр тяжести работ, как правило, должен смещаться из сферы строитель­ного проектирования в область технологического проектирования. В этой связи требуется научно-методическое обеспечение разработок средствами системо­технического технологического проектирования, обеспечивающего автоматизацию проектно-технологических работ в целях не только максимального сокращения длительности цикла технической подготовки производства, но и повышения качества и эффективности проектных разработок.

В этом плане рекомендуется использовать информационно-функциональную схему автоматизации техноло­гического проектирования реконструируемых цехов следующим образом (рис. 1.)

По результатам выполнения рассмотренных процессов разрабатывают техническую документацию, основные комплекты которой обозначены на рис. 1 следующими символами:

А – ведомости производственной программы;

Б – ведомости и спецификации оборудования;

В – ведомости трудоемкости;

Г – ведомости станкоемкости (или сводный документ, объединенный с ведомостью трудоемкости);

Д – ведомости состава рабочих (работающих);

Ж – ведомости и экспликации площадей;

И – комплекты документации технологических процессов;

К – комплект документов технологической части проекта реконструкции и/или технического перевооружения.

Хозяйственный способ. Кроме подрядного способа в практике организации работ по реконструкции действующего производства без его остановки применяют так называемый «хозяйственный способ» организации работ. Он обеспечивает средствами внутри­заводской технической под­готовки интенсификацию производства, подготовку производ­ственных мощностей к выпуску новых изделий, увеличению производства про­дукции, как правило, на тех же площадях и при той же численности работающих без остановки производства.

Хозяйственный способ организации работ,в отличие от подрядного способа, выполняют по схеме внутри­заводской технической подготовки производства. В данном случае на средних и крупных предприятиях обычно создают специали­зированные отделы реконструкции, капи­тального строительства, которые в сочетании с другими специа­ли­зированными техническими службами главных специалистов (главного технолога, главного металлурга, главного сварщика, главного механика, главного энергетика) в состоянии выполнить квалифицированную разработку проектной документации инвестиционно-инновационных проектов. Выполнение комплекса таких проектов и разработок обеспечивают вспомо­гательные цехи предприятия в сочетании с вспомогательными отделениями рекон­струируемых цехов. Весь этот комплекс работ объединяют в единую систему с помощью целевых программ реконструкции цехов (технического перевооружения участков) и сводного календарного графика выполнения рассматриваемых инвестиционно-инновационных проектов в целом.

Хозяйственный способ отличает от подрядного способа реорганизация менее сложных объектов, например, реконструкция отдельных цехов или техническое перевооружение производствен­ных участков. Реорганизация данных объектов должна быть увязана в систему работ, нацеленную на улучшение конечных результатов деятельности предприятия.

Для структурного анализа интенсифицируемого мате­риального потока в укрупненном виде (рис. 2) изобразим сетевой граф структуры производственных мощностей основного производства предприятия на схеме производственной структуры объекта управления (объекта проектирования).

На их основании с учетом эмпирических данных по типовым изделиям-представителям (изделиям-аналогам) можно определить локальные объемы работ в различных структурных подразделениях основного про­изводства (Vij) на различных технологических маршрутах движения изделий по цехам и службам предприятия.

Зная величину трудоемкости изготовления изделий по каждому цеху и производственному участку основного производства tij, количество установленного оборудования Sуст (как используемого, так и неиспользуемого в производственном процессе на текущий момент по каждому из таких участков) и эффективные фонды времени его работы за год Fэфф, можно рассчитать величины производственной мощности Мj по каждому структурному подразделению в штуках или комплектах изделий:

Если по оси абсцисс отложить текущее время, то несложно сделать вывод, что при интенсификации материального потока в сети цехов и производственных участков, который имеет место при решении задач инновационной подготовки производства и непрерывного наращивания объемов производства, все цехи и производственные участки рано или поздно переходят из зоны резерва производственной мощности (М > V) в зону дефицита производственной мощности (V > M ).

Этот факт позволяет разработать комплекс мероприятий по профилактике несоответствий анализируемых величин с помощью различного масштаба проектов технической реконструкции про­изводственных подразделений, в которых V расчетный > M проектной.

Если в анализируемом цехе дисбаланс невелик (менее 10%), то достаточно проверенным иннова­ционным средством является про­ведение традиционных организационно-технических меро­приятий по «расшивке узких мест» в виде рабочих мест или отдельных производственных групп оборудования, ко­то­­рые лимитируют производственную мощность участка или цеха.

В случае более существенных дисбалансов (от 10 до 20%) реорганизацию уже осуществляют на уровне технического перевооружения «ведущего» участка цеха, из числа тех, которые сдерживают наращивание производ­ственных мощностей. При этом в ходе разработки проекта технического перевооружения такого участка может быть выбран другой, более совершенный, проектный технологический процесс, изменена форма организации данного участка, например, путем замены группового производства на поточное производство, изменена структура парка технологического оборудования. Могут быть выполнены и другие инновации, которые обеспечивают устранение дисбаланса производственной мощности и заданного объема выпуска продукции или производственной программы.

Еще более значительные дисбалансы (в укрупненных пределах в 20–40%) могут быть устранены средствами комплексной рекон­струкции цеха, т.е. реорганизации системы его производственных участков. Более существенное превышение объемов выпуска продукции над производственной мощностью цеха устраняется уже на уровне реорганизации производственного корпуса (группы цехов), путем расширения цеха или создания нового структурного подразделения анало­гичного назначения.

Практика показывает, что точки возникновения дисбалансов, в которых V расчетный > M проектной (см. рис. 3), не совпадают по времени. Этот факт позволяет осуществлять реконструкционные работы в цехах основного производства не одновременно, а рас­средоточить их во времени в целях обеспечения профилактических мер по заблаговременному устранению дисбалансов производствен­ных мощностей для решения задачи интенсификации материального потока в сети цехов и производственных участков. В плане сказанного можно построить график реконструкции и технического перево­оружения цехов и участков предприятия, табл. 2.

Вспомогательные цехи предприятия также могут быть включены в график технической реконструкции по тем же правилам, так как их производственная мощность и объемы выпуска продукции полностью зависят от изменения производственных мощностей и объемов выпуска продукции цехов основного производства.

Сроки возникновения «узких мест» (рис. 3) позволяют выполнить расчет как наиболее раннего срока реконструкции и (или) технического перевооружения (tmin), так и наиболее позднего, т.е. максимального срока реконструкции и (или) технического перевооружения (tmax). Для такого расчета можно воспользоваться либо обоснованиями, которые представлены в специальной литературе по реконструкции производства и по инноватике, либо в условиях АСТПП выполнить расчеты по специальным компьютерным программам. Для автоматизации определения сроков реконструкции и (или) технического перевооружения может быть использована система MATLAB 7.2

Математический пакет MATLAB 7.2 при помощи встроенных функций позволяет получать линии регрессии функции изменения объемов про­изводства V(t) для всех степеней полиномов, а также графическое изо­бражение полученного полинома вместе с эмпирическими точками (рис. 4, рис. 5).

Не останавливаясь подробно на определении оптимального срока проведения реконструкционных работ (этот срок при правильной организации работ обычно находится в промежутке интервала tmin;tmax и определяется методом Ньютона-Лейбница по точке максимального экономического эффекта), а также на особенностях получения расчетных формул для других случаев, например, использования логарифмических закономерностей изменения линии регрессии V(t) и решения в итоге трансцендентных уравнений графическим способом или методом Ньютона, следует отметить следующее.

Практика расчетов показывает, что фактическая окупаемость капиталовложений в реконструкцию и техническое перевооружение цехов и участков в типовых случаях обычно находится в пределах 5-6 лет, в то время как межреконструкционный период (t1…tmax) в условиях интенсификации производства составляет около 7-8 лет. Т.е. интервал (tmin…tmax) чаще всего в типовых условиях имеет продолжительность около 2 лет. С учетом того, что реконструкция (техническое перевооружение) цеха, как показывает практика, длится около года (с учетом проектных работ, выполняемых хозяйственным способом), то, по сути, интервал (tmin…tmax) во многих случаях является интервалом технической подготовки процессов реконструкции и технического перевооружения. Он необходим для проведения собственно реорганизационных работ по подготовке производственных мощностей к выпуску увеличенного объема новых изделий.

Сопоставляя рассмотренный метод непрерывной технической реконструкции производства, следует подчеркнуть, что он имеет существенные преимущества перед проведением традиционных организационно-технических мероприятий. Практическая реализация рассмотренной системы организации хозяйственного способа технического перевооружения и реконструкции обеспечивает профилактику несоответствия заданных объемов производства и величин производственных мощностей в условиях высокой интенсификации производства и в полном соответствии с заданным темпом роста объемов выпуска новой продукции.

На основании изложенного систему непрерывной технической рекон­струкции производства можно определить так. Это система технической подготовки производственных мощ­ностей машино- и приборостроительных предприятий серийных типов производства. Она средствами реконструкции и технического перевооружения обеспечивает технологическую готовность всех производственных подразделений предприятия к выпуску новой продукции и увеличению объемов производства путем постоянного профи­лакти­ческого устранения дисбалансов производственных мощностей без остановки производства, на тех же площадях и при той же численности работников.

Практика работы одного из приборостроительных предприятий авиационной промышленности по этой системе показала существенные результаты. В течении пяти лет за счет применения рассмотренной выше системы организации работ хозяйственным способом, реконструкции восьми цехов, 50-ти производственных участков, выполнения других организа­ционно-технических мероприятий фактический индекс роста объема производства составил 194,4%, производительности труда –179,6 %, было освоено производство 52-х новых изделий авиационной техники, улучшены условия труда более 5000 рабочих, повысилась фондоотдача, улучшены другие технико-экономические показатели производства.

3. Основные сведения о проектах технического перевооружения производства

Техническое перевооружение производства, как правило, осуществляют в целях постановки на производство новых изделий (инновационной продукции). Оно предполагает коренной пересмотр технологических процессов на основе разработки проектных, перспективных и директивных технологических процессов. Такие комплекты технологической документации предусматривают применение новых более прогрессивных методов обработки (высоких и критических технологий) и новых средств технологического оснащения, улучшение заготовок, внедрение нового высоко­автоматизированного обо­рудования, прогрес­сивной технологической оснастки, много­инструментальных наладок, промышленных роботов и других инноваций.

Для унификации базовых, проектных (перспективных) технологических процессов, обеспечения гибкости производства, возможностей быстрой смены объектов производства проекты технического перевооружения могут также предусматривать:

— разработку типовых, групповых и модульных техно­логических процес­сов;

— использование мехатронного оборудования и другого оборудования с числовым программным управлением, гибких производ­ственных модулей, роботизированных техноло­гических комплексов, агрегатного оборудования и другого переналаживаемого технологического оборудо­вания и перена­лаживаемой технологической оснастки,

— применение концепций «умного производства» и «цифрового производства» для использования средств искусственного интеллекта, возможностей преобразования цифрового дизайна в материальные объекты и управ­ле­ния технологическими процессами и производством.

Комплексное применение таких мероприятий в инно­вационных проектах технического перевооружения машино­стро­ительного производства обеспе­чивает улучшение большинства технико-экономических пока­зателей. Сказанное можно про­следить на примере трендов роста произво­дительности труда и/или снижения трудоемкости, рис.6 и табл.3.

Кроме производственных участков объектами разработок в проектах технического перевооружения производства могут быть предприятия в целом, их филиалы и площадки, производствен­ные корпуса, цехи и другие объекты производственной и организационной структуры.

Проектирование технического (технологического) перево­оружения названных производственных подразде­лений в инновационных проектах часто осуще­ствляют с помощью САПР.

Функции, выполняемые САПР технологических планировок в проектах технического перевооружения производства и / или АСТПП обычно следующие:

— построение изображения строительных элементов здания;

— выбор и размещение пользователем моделей техноло­ги­ческого оборудования при выполнении норм техноло­гического проекти­рования за счет использования различных темплетов (масштабированных ортогональных проекций) или объемных макетов обору­дования;

— выбор и размещение пользователем на чертеже техно­логической планировки оборудования моделей подъемно-транспортных средств ( в том числе объемных макетов в виртуальном пространстве);

— организация диалоговой разработки чертежей техно­логических планировок оборудования (вставка любого элемента сопро­вождается диалогом с пользователем), в процессе которой можно изменить габаритные параметры моделей и (или) их атрибуты;

— автоматическая разработка спецификации используемых станков (оборудования) к чертежу раз­работанной техно­логической планировки произ­водствен­ного подразделения;

— обеспечение вывода подготовленного чертежа на твердый носитель при помощи принтера в необхо­димом масштабе;

— использование существующих планировок: в качестве прототипов, например, при техническом перевооружении участка (в качестве фрагментов при создании техноло­гических планировок, например, при проектировании пла­нировки цеха из разработанных планов расположения оборудования входящих в него производственных участков).

Чертеж планировки оборудования в проекте (рис. 7) наряду с его трехмерной моделью (рис. 8) является ответственным документом, так как на его основе осуще­ствля­ется разработка многих других принципиальных докумен­тов и разделов проекта:

— монтажного плана оборудования,

— дизайн-проекта или проекта архитектурно-художествен­ного оформления интерьера помещения,

— спецификаций оборудования,

— локальных смет на приобретение и монтаж оборудования,

— расчет объектных и сводных смет, определяющих сумму инвестиций и их эффективность по проекту в целом,

— технических заданий на проектирование специального оборудования и т.д.

Разработка и управле­ние проектамиреконструкции и технического перевооруженияпроизводства невозможны без научно обоснованной нормативной базы проектной деятельности.

Различают два типа нормативов:

— объемные, т.е. нормативы объема работ в натуральном выражении, и

— трудовые, т.е. нормативы объемов работ в нормо-часах (днях).

К первому типу нормативов относится, например, количество листов конструкторской документации на изделие, сборочную единицу, количество листов технологической документации на одну оригинальную деталь, сборочную единицу или изделие в целом. Ко второму – трудоемкость конструк­торских, чертежных, копировальных и других работ по конструированию изделий, разработке технологических процессов, оформлению проектной технологической документа­ции, конструированию оснастки в зависимости от группы сложности и степени новизны, разработке чертежей технологических планировок оборудования.

В нашем случае в дополнение к типовым нормам, которые обобщены в электронной базе данных (рис. 10) разработаны специальные уравнения регрессии, позволяющие определять трудоемкость работ на различных стадиях и этапах проекти­рования рекон­струк­ции и/или технического перевооружения, (рис. 11-рис. 13).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важными направлениями формирования технологических теорий в инновационной деятельности являются системотехнические или комплексные концепции развития технологий: техническая реконструкция, технологическое (техническое) перево­оружение, ком­плексная автоматизация и/или механизация различных процессов трудовой деятельности.

Техническая реконструкция в отличие от экстенсивных способов развития производства, т.е. нового строительства и расширения действующих предприятий, позволяет на основе коренного переустройства производства и технологий, интенсификации производственных процессов решать задачи подготовки производственных мощностей и организации выпуска новой продукции на существующих производственных площадях и при той же или даже меньшей численности работающих.

В условиях технической реконструкции технологическая часть (техно­логические решения) проекта является центральным разделом, который обеспечивает экономическую эффективность инвестиций в проект.

Технологическое перевооружение рассматривается как основа более масштабных проектов – проектов реконструкции, так и самостоятельных проектов коренного переустройства технологий – проектов технического перевооружения.

Техническое перевооружение (технологическое перевооружение, модернизация, техническая реконструкция) в инновационной деятельности, как показывает практика, обеспечивают улучшение большинства технико-экономических показателей действующего производства.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимают под технической реконструкцией производства?
  2. В чем сущность подрядного способа работ по модернизации производства?
  3. Что предполагает хозяйственный способ организации работ по модернизации производства?
  4. Как построить график реконструкции и технического перевооружения цехов и участков предприятия?
  5. В чем сущность проектов технического перевооружения производства?
  6. Какие Вы знаете компоновки (планировки) производственных участков в проектах технического перевооружения производства?
  7. Как разработать чертеж планировки технологического оборудования в проекте технического перевооружения производства?
  8. Какие Вы знаете нормы технологического проектирования, используемые в проектах технического перевооружения машиностроительного производства

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В математической теории систем реконструкцию нередко рассматривают как восстановление первона­чаль­ного вида, воссоздание исчезнувших форм. В этом случае реконструкция трактуется только как процесс и результат определения наборов подсистем, которые подходят для воссоздания заданной системы с заданной точностью, причем реконструкция должна производиться только по той информации, что содержится в этих подсистемах . Этот тип реконструкции, свойственный археологии, филологии древних языков в данном издании не рассматривается.

Селиванов С.Г., Гузаиров М.Б., Кутин А.А. Инноватика.Учебник для вузов. – М.: Машиностроение. 2013. 640 с.

Двайт Г.Б. Таблицы интегралов и другие математические формулы. – М.: Наука, 1973. – 228с

Внедрение системы непрерывной реконструкции производства в практику осуществлено генеральным директором УППО (г.Уфа) Панковым Г.В.

AutodeskFactoryDesignSuite – для разработки архитектурно-строительной части проекта и встраивания в нее технологической части проекта .

Расчеты данного примера выполнены В.В.Никитиным

Селиванов С.Г., Поезжалова С.Н. Нормирование времени для разработки инновационных проектов технического перевооружения авиадвигателе­строительного производства./ Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2010620215. Зарегистрировано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в реестре баз данных 25 марта 2010 г.

Техническое перевооружение, проводимое на опасном производственном объекте, помогает повысить результативность труда. Это сложное мероприятие, требующее предварительной подготовки. Сначала необходимо составить проект технического перевооружения ОПО, и только затем следует приступать к действиям.

Что выполняется при техническом перевооружении ОПО

Действия могут заключаться в следующем:

  • установка в уже имеющихся помещениях дополнительных устройств, позволяющих усовершенствовать технологические процессы;
  • замена отслужившего оборудования на новое, облегчающее выполнение рабочих операций;
  • внедрение более эффективных систем управления производством;
  • переустройство отопительных, вентиляционных систем.

Эти действия призваны улучшить различные технико-экономические показатели. Перевооружение способствует выпуску большего количества продукции, улучшению ее качества и расширению ассортимента. Вместе с тем уменьшаются финансовые и энергетические затраты. В конечном итоге эффективность производства повышается.

Проектирование – важный этап

Переоснащение производства выполняется в соответствии с законными требованиями. В частности, обязательным является подготовка проекта технического перевооружения ОПО. Этот документ должен соответствовать ФЗ № 116 и другой нормативной базе в сфере промышленной безопасности. До разработки проекта следует подготовить технико-экономическое обоснование. В нем называются предстоящие работы и просчитываются предполагаемые затраты, а также оценивается целесообразность проведения мероприятий по перевооружению опасного объекта. Кроме этого, потребуется привлечение специалистов в области инженерии и геодезии. Они должны обследовать производственное здание, его фундамент и грунт, чтобы определить соответствие всего этого нагрузкам, связанным с техническим перевооружением. Что касается самого проекта, он признается действительным только после проведения экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение и вынесения положительного заключения, которое затем регистрируется в реестре. Экспертизу выполняют специалисты уполномоченной организации. Они определяют, соответствует ли содержимое документа установленным требованиям и стандартам.

Что указывается в проекте

В документе излагается последовательность предстоящих работ, называются и обосновываются выбранные технологические решения. Даются сведения о том оборудовании, которое предполагается установить. Предоставляются необходимые графики и чертежи, а также рассчитывается объем вложений. В проект технического перевооружения включается информация о том, что предусмотрено для безопасного проведения работ. Это организационные и технические меры, не допускающие возникновение аварий в рамках производственного объекта и способствующие защите людей и экологии. Для некоторых ОПО составляется декларация. Она рассматривается как часть проектной документации. Разработка проекта требует грамотного подхода и специальных знаний. Выполнять эту работу могут только профессионалы, аттестованные в области, соответствующей объекту проектирования. Проще всего обратиться в специализированную организацию, сотрудники которой знают, как правильно составлять подобные документы. За профессиональной помощью вы можете обратиться к нам. Специалисты нашей организации разработают для вас нужный проект с учетом норм действующего законодательства. В нашем кадровом составе также есть аттестованные эксперты, которые по вашему заказу проведут экспертизу такого документа. Свяжитесь с нами по ExpertVR@mail.ru, по тел. 8(499)390-06-20, или Заполните форму ниже:
Для консультации или расчета стоимости напишите нам:

Вопрос:

Требуется ли получать разрешение на допуск в эксплуатацию котельной в органах государственного энергетического надзора при замене горелок и топливных насосов для перевода котельной с дизельного топлива на мазут без увеличения мощности?

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введённого в действие Федеральным законом от 29.12.2004 № 190-ФЗ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), введённый в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ, устанавливает, что к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

Отнесение работ к тому или другому признаку находится в компетенции собственника.

После проведения технического перевооружения выдача разрешения на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки не требуется.

Вопрос от 23.03.2018:

Необходимо ли проводить строительную (государственную/негосударственную) экспертизу проекта по реконструкции опасного производственного объекта и каким документом это установлено?

Ответ: Реконструкция опасных производственных объектов регулируется законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с требованием части 4.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.2004), проектная документация на реконструкцию объектов капитального строительства указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, в том числе особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе федерального уровня.

Перечень опасных производственных объектов, входящих в состав особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства определен пунктом 11 части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ:

  • это опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
  • а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
  • б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
  • в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Проектная документация на реконструкцию иных опасных производственных объектов, являющихся объектами капитального строительства, подлежит государственной экспертизе регионального уровня или негосударственной экспертизе, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4, 5 и 6 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, это:

  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
  • отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон;
  • буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации устанавливается «Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 145 от 05.03.2007.

Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации устанавливается «Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 272 от 31.03.2012.

Вопрос:

Необходимо ли проводить государственную экспертизу и получать разрешение на строительство (реконструкцию) при техническом перевооружении (модернизации) опасного производственного объекта, целью которого является замена материала технического устройства (подъемного сооружения) применяемого на нем, а также частичное изменение его конструкции?

Ответ: Согласно основным понятиям, используемым в целях реализации Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ), техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

На основании изложенного, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство при проведении технического перевооружения опасного производственного объекта не требуется, а документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта, в соответствии с законодательством о промышленной безопасности подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос:

Прошу дать разъяснение, о необходимости проведения оценки соответствия технического устройства (подъемного сооружения), имеющего фундамент и входящего в состав построенного опасного производственного объекта, которому при ремонте проведена замена материала его элементов, а также частично изменена конструкция. В случае необходимости поведения оценки соответствия, в указанных случаях, прошу сообщить в какой форме она должна быть проведена.

Ответ: Статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

При этом если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, такое техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности, в том числе после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства.

Вопрос от 08.07.2019:

Техперевооружением или реконструкцией является замена двух котлов с газовыми горелками в котельной на более современные с небольшим увеличением мощности, соответственно с заменой насосов на насосы с ЧРП, при этом строительные конструкции и дымовые трубы остаются без изменений?

Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте: внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

В соответствии с приложением 1 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 и зарегистрированные в Минюсте России 19.05.2014 № 32326 с изменениями от 12.12.2017 (далее — ФНП ОРПД), реконструкция (модернизация) — изменение технических характеристик оборудования путем замены (изменения) его отдельных элементов, узлов, устройств управления и обеспечения режима работы (автоматизированных систем управления технологическим процессом, регулирующих устройств, горелочных устройств) и (или) изменения конструкции оборудования под давлением и его элементов путем применения неразьёмных (сварных) соединений, вызывающее необходимость проведения прочностных расчетов и корректировки паспорта и руководства (инструкции) по эксплуатации, оформления нового паспорта и руководства по эксплуатации.

Исходя из вышесказанного, указанная в письме замена старого оборудования котельной на новое относится к техническому перевооружению.