Передача авторских прав на музыкальное произведение

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Перед началом использования произведения или объекта смежных прав необходимо согласие правообладателя.

Авторские права, в большинстве случаев, передаются только по договору, заключенному в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет признание договора недействительным и использование будет не законным.

Перед заключением договора и передачи третьим лицам объектов интеллектуальных прав рекомендуется осуществлять РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ.

Для лицензирования интеллектуальной собственности действующее законодательство предоставляет возможность выбора между несколькими видами договоров о передаче (предоставления или уступки) авторских прав.

Три основных вида договоров передачи авторских прав и несколько дополнительных:

  • договор отчуждения или уступка авторских прав (исключительное право на произведение) в полном объеме (статья 1285 ГК РФ );
  • лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия);
  • лицензионный договор (соглашение) о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (простая, не исключительная лицензия).

Несколько специальных договоров:

  • Издательский лицензионный договор
  • Договор авторского заказа — авторский договор
  • Лицензионное соглашение с обществом по коллективному управлению правами.

При заключении лицензионного договора одна его сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) право использования произведения не в полном объеме, а только в тех пределах, которые устанавливаются лицензионным договором.Таким образом происходит передача авторских прав.

Согласно общему правилу лицензионный договор (лицензионное соглашение) должен заключаться в письменной форме.

Из этого правила сделано всего два исключения:

1) в устной форме может заключаться лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании (пункт 2 Статья 1286 ГК РФ);

2) лицензионный договор о предоставлении права использования программы ЭВМ или базы данных может заключаться в форме как «оберточная лицензия». Условия такого договора должны быть изложены на приобретаемом экземпляре программы или базы данных или на упаковке приобретаемого экземпляра.

Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. При отсутствии указаний на безвозмездность лицензионного договора он считается возмездным (пункт 5 статьи 1235 ГК РФ).

В лицензионном договоре должна указываться территория, на которой допускается использование произведений. В случае, когда территория использования в договоре не указана, лицензиат вправе использовать произведение только на территории Российской Федерации.

В лицензионном договоре должен быть определен срок его действия. В случае, когда в договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

Пунктом 6 статьи 1235 ГК РФ установлено, что лицензионный договор в обязательном порядке должен предусматривать:

1) предмет договора — указание на произведение, право использования которого предоставляется по договору;

2) способы использования произведения.

Кроме того, лицензионный договор продолжает действовать даже в том случае, если исключительное право на произведение переходит от одного лица к другому.

Также, согласно статье 1238 ГК РФ , лицо, получившее по лицензионному договору право использования произведения, может разрешать иным лицам использовать это произведение (заключать сублицензионные договоры), но делать это он сможет только после заключения письменного согласия с правообладателем.

Для разработки Лицензионного договора в большинстве случаях необходимо оказание юридических услуг.

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Лицензионный договор в законодательстве:

Распоряжение исключительным правом

Договор отчуждения исключительного авторского права

Лицензионный договор

Виды лицензионных договоров

Исполнение лицензионного договора

Сублицензионный договор

  • Авторский договор — неисключительная лицензия
  • Объекты охраны авторского права
  • Переход имущественных авторских прав в порядке наследования
  • Договор отчуждения исключительного права на произведение
  • Издательский лицензионный договор
  • Договор авторского заказа

Статьи и новости по теме:

30.12.2018 Что решает суд когда авторские права не зарегистрированы?

Согласно имеющейся информации, фотограф из Ульяновска обратился в районный суд с иском, чтобы таким образом разобраться с делом о нарушении прав интеллектуальной собственности

27.08.2018 Родственники Эдуарда Успенского могут рассчитывать на выплаты от авторских прав

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие

24.01.2017 Авторское право в Европейском парламенте

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию

28.08.2014 Анализ мнений европейского сообщества о реформе авторских прав

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат

06.08.2014 О вреде экспериментов с исключениями и ограничениями авторских прав

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам

23.06.2014 Какие авторские произведения являются сиротскими и как их использовать?

По статистике, у многих охраняемых авторским правом произведений не найден правообладатель. При этом лицо, использующее произведение без разрешения правообладателя, идёт на риск, связанный с его вероятным появлением и обращением в суд по факту нарушения авторских и смежных прав

20.09.2013 Государство планирует выкупать авторские права для Интернета

19 сентября Михаил Абызов (министр по связям с Открытым правительством) сделал сенсационное заявление о возможности выкупа государством авторских прав «на некоторые объекты интеллектуальной собственности» для обеспечения пользователям бесплатного доступа к их лицензионным качественным копиям в Рунете

23.01.2013 Авторские права: культура копирования контента в Интернете оставляет желать лучшего

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете

10.07.2012 Авторское право может стать жертвой Интернета

Андрей Колесников, директор Координационного центра домена .Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью

04.07.2012 Европейский суд об исчерпании прав: контент на продажу вопреки пользовательскому соглашению

Европейский суд (European Сourt of Justice) разрешил всем владельцам цифрового контента, приобретенного ими через цифровые сервисы продажи, перепродавать его

Бюджетное учреждение выступает в качестве организатора концерта, в ходе проведения которого используются фонограммы. Вход на концерт — бесплатный. К учреждению обратились представители Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» с просьбой заключить договор о выплате авторского вознаграждения.
Правомерно ли такое требование? Обязано ли учреждение заключать договор, учитывая, что прибыли от организации концерта оно не получило, и учреждение является некоммерческой организацией?

27 октября 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае использования в ходе проведения концертов фонограмм организатор концерта (учреждение или орган местного самоуправления) обязан выплачивать авторское вознаграждение. Договор о выплате вознаграждения может быть заключен напрямую с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе, например, РАО.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 1225 ГК РФ правовая охрана предоставляется результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, перечисленным в данном пункте (интеллектуальной собственности), в том числе и фонограммам (пп. 5 указанного пункта).
На интеллектуальную собственность признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом (ст. 1226 ГК РФ). Исключительное право состоит в возможности использовать соответствующую интеллектуальную собственность по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, а также по своему усмотрению разрешать или запрещать его использование другим лицам. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную законодательством, кроме случая, когда ГК РФ допускает такое использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).
Исключительное право на фонограмму относится к смежным правам (правам, смежным с авторскими правами) (ст. 1303 ГК РФ) и принадлежит изготовителю фонограммы (п. 1 ст. 1324 ГК РФ). Одним из способов использования фонограммы, исключительное право на которую принадлежит изготовителю, признается публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (п. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 1326 ГК РФ публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. Сбор с пользователей вознаграждения и его распределение осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности в соответствии со ст. 1244 ГК РФ.
В настоящее время аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, является Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 15.08.2008 N 16).
Порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения установлен соответствующими Правилами (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 988.
Плательщиками вознаграждения за публичное исполнение фонограмм являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие или организующие публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее исполнения или в другом месте одновременно с ее исполнением (п. 2 Правил).
Плательщиками вознаграждения за публичное исполнение фонограмм являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие или организующие публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее исполнения или в другом месте одновременно с ее исполнением (п. 2 Правил).
Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории РФ в соответствии со ст. 1321 и ст. 1328 ГК РФ (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 6 Правил выплата вознаграждения может быть осуществлена получателю вознаграждения как непосредственно, так и через организацию, управляющую правами указанного лица на основе договора с ним, о чем аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе письменно уведомляет получателя вознаграждения.
Вознаграждения за использование фонограмм выплачиваются на основании договоров, заключенных между плательщиками и аккредитованными организациями. В договорах устанавливаются сроки выплаты вознаграждения, а также его размер (п. 4 Правил).
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 N 5/29 суды разъяснили, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения, является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.
Именно это лицо должно заключить договор о выплате вознаграждения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение (ст. 1243 ГК РФ).
Законодательством не установлено каких-либо исключений для случаев использования фонограмм некоммерческими организациями, учреждениями либо органами местного самоуправления. Не влияет на обязанность выплаты вознаграждения и факт использования фонограммы в некоммерческих целях.
Поэтому использование в ходе проведения концертов фонограмм должно осуществляться учреждениями (органами местного самоуправления) с выплатой авторского вознаграждения. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2017 N 15АП-10835/17, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 N 08АП-1593/17).

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Закупка у единственного поставщика произведений литературы и искусства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Новая редакция Ст. 1324 ГК РФ

1. Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму.

2. Использованием фонограммы считается:

1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или ее части в любой материальной форме. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись фонограммы, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование фонограммы либо ее передачу в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

9) переработка фонограммы.

3. Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

4. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, соответственно применяются правила пункта 2 статьи 1323 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1324 ГК РФ

Пункт 4 ст. 1324 подчеркивает необходимость соблюдения прав авторов произведений и прав исполнителей.

Судебная практика.

Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Например, правомерно воспроизведенные и распространяемые на территории другой страны экземпляры произведений, не предназначенные для распространения на территории Российской Федерации, являются контрафактными при распространении на территории Российской Федерации (Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).

Специальная норма.

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (заключена в Женеве 29 октября 1971 г.). Конвенция вступила в силу для России с 13 марта 1995 г.

Воспроизведение фонограмм является на сегодня в РФ лицензируемым видом деятельности.

Специальная норма.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (подп. 86 ст. 17). Постановление Правительства РФ от 28.04.2006 N 252 «О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей».

С 2006 г. значительно ужесточены требования к продавцам экземпляров фонограмм. В частности, не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток, а также не в упаковке производителя. В странах Западной Европы, например, диски с аудиозаписями без упаковки можно купить на улице в специальных автоматах. В России производители таких автоматов столкнулись с необходимостью их переделки для продажи дисков в упаковке.

Специальная норма.

Постановление Правительства РФ от 12.07.2003 N 421 (ред. от 28.04.2006) «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров и в Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей».

Другой комментарий к Ст. 1324 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Принадлежащее изготовителю фонограммы исключительное право состоит в возможности использовать исполнение любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1324). В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК изготовитель может самостоятельно использовать фонограмму (например, путем размещения на своем сайте в Интернете, самостоятельного изготовления ее экземпляров и т.п.), а также разрешать ее использование другим лицам по своему усмотрению. Изготовитель может распорядиться исключительным правом на фонограмму, например путем отчуждения этого права в полном объеме по договору либо путем предоставления права использования фонограммы на основе лицензионного договора.

2. В пункте 2 ст. 1324 содержится примерный, неисчерпывающий перечень способов использования фонограмм, являющихся одновременно правомочиями в составе исключительного права на фонограмму. Он во многом повторяет перечень п. 2 ст. 1270 ГК о способах использования произведений, охраняемых авторским правом, и п. 2 ст. 1317 ГК о способах использования исполнений. Перечень п. 2 ст. 1324 ГК отличается от них иным расположением способов использования и отсутствием тех, которые неприменимы к фонограммам.

В подпункте 9 п. 2 ст. 1324 в качестве самостоятельного способа использования фонограммы названа ее переработка. Правомочие на переработку фонограммы, являющееся составной частью исключительного права имущественного характера, необходимо отличать от неимущественного права на защиту фонограммы от искажения при ее использовании (подп. 3 п. 1 ст. 1323 ГК РФ). Назначением права на защиту фонограммы от искажения является охрана оригинальной фонограммы (первой записи), тогда как любая творческая переработка, ведущая к созданию новой (производной) фонограммы при сохранении первоначальной относится к способам использования фонограммы и составляет часть исключительного права ее изготовителя. Переработка фонограммы возможна только с разрешения ее изготовителя, но право на переработку отчуждаемо и может быть передано другому лицу.

3. В пункте 3 комментируемой статьи установлено, что лицо, которое правомерно (т.е. с разрешения правообладателя) осуществило переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму. Таким образом, подобно производным произведениям, получающим авторско-правовую охрану (подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), производные фонограммы также получают охрану как самостоятельные объекты смежных прав.

4. Исключительное право может перейти от изготовителя фонограммы к другим лицам, поэтому в п. 4 ст. 1324 для случаев, в которых использование фонограммы осуществляется лицом, не являющимся ее изготовителем, специально включена оговорка о необходимости соблюдения таким лицом прав авторов произведений и прав исполнителей (п. 2 ст. 1323 ГК РФ).

В определении понятия изготовителя фонограммы как субъекта смежных прав традиционно включена его характеристика как лица, взявшего на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. О понятии звуков (музыки, голосов, шорохов и т.п.) и их отображений в цифровой форме говорится в подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК.

Статья 1322 ГК также традиционно устанавливает презумпцию признания изготовителем фонограммы лица, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Обязанность опровержения данной презумпции, т.е. доказывания факта изготовления фонограммы другим лицом, лежит на заинтересованном лице.

Подобно правам автора исполнения (исполнителя), закрепленным в ст. 1315 ГК, изготовитель фонограммы обладает одним имущественным (исключительным) правом на фонограмму (ст. 1324 ГК) и несколькими личными неимущественными правами. В число последних входят права: на имя (наименование), на защиту фонограммы от искажения (своего рода «право на неприкосновенность фонограммы») и на обнародование фонограммы.

Право изготовителя фонограммы на имя или наименование реализуется путем указания одного из этих обозначений на таких материальных объектах, как экземпляры фонограммы и (или) их упаковка. Потребность в праве на защиту фонограммы от искажения обычно возникает при несанкционированном техническом вторжении в фонограмму при ее использовании.

В характеристике права на обнародование фонограммы наблюдается значительное сходство с трактовкой права на обнародование произведения в п. 1 ст. 1268 ГК. Право на обнародование фонограммы понимается как легальная возможность осуществления действий, впервые делающих фонограмму доступной для всеобщего сведения.

Способами обнародования фонограммы служат ее опубликование, публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, а также другие возможные способы. Содержание одного из указанных способов дается в подп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК. Речь идет об опубликовании фонограммы, которое именуется также выпуском фонограммы в свет, под которым понимается выпуск в обращение экземпляров фонограммы с соблюдением двух непременных условий. Во-первых, выпуск экземпляров должен осуществляться только с согласия изготовителя фонограммы. Во-вторых, количество выпускаемых экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики, что в конечном счете определяется степенью популярности записанных на фонограмму звуков исполнения (музыки, песен и т.п.) или других звуков либо их отображений.

Подобно исполнителю изготовитель фонограммы должен осуществлять свои права, в первую очередь исключительное право на фонограмму, с соблюдением прав авторов произведений, т.е. интеллектуальных авторских прав на соответствующие произведения (стихи, музыку и т.п.) и прав исполнителей. Наиболее эффективными правовыми формами соблюдения этих прав являются, в частности, договоры, заключаемые изготовителем фонограммы с авторами произведений и авторами исполнений, использованных при изготовлении фонограмм.

При этом точно так же, как права исполнителя, признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение права изготовителя фонограммы.

Вместе с тем действие и охрана права изготовителя фонограммы на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, а также право на защиту фонограммы от искажения ограничено во времени. Указанные права действуют и охраняются только в течение всей жизни гражданина или вплоть до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

В качестве имущественного права изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму понимается как право изготовителя использовать фонограмму по правилам ст. 1229 ГК. Во-первых, изготовитель фонограммы вправе сам использовать ее любым не противоречащим закону способом. Во-вторых, он может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на фонограмму.

Подробная характеристика типичных способов использования фонограммы дается п. 2 ст. 1324 ГК. Наиболее популярным из них является публичное исполнение, под которым понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств. Исполнение фонограммы квалифицируется как публичное, если сообщение фонограммы производится в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (например, в случае трансляции исполнения из зала консерватории). Подобным местом может служить кинотеатр, клуб, парк, кафе или бар.

Не менее популярным, чем публичное исполнение, является сообщение фонограммы в эфир, который трактуется как сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.

Использование фонограммы путем ее сообщения в эфир во многом аналогично сообщению в эфир исполнения. Однако между ними есть и различия, обусловленные разными средствами выражения исполнения и фонограммы. Если фонограмма выражает только звуки исполнения или другие звуки либо их отображения, то исполнение может быть рассчитано не только на слуховое, но и на зрительное восприятие.

Поэтому под сообщением фонограммы понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной только для слухового восприятия. При этом, так же как и в случае с сообщением в эфир исполнения, не имеет значения фактическое восприятие фонограммы публикой.

Фактически тождественными являются понятия сообщения в эфир через спутник как фонограммы, так и исполнения. В обоих случаях под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения (также независимо от ее фактического приема публикой). Различие заключается лишь в том, что при сообщении исполнения в эфир через спутник принимаются и передаются сигналы, которые могут быть доступны не только для слухового, но и для зрительного восприятия.

В отличие от сообщения в эфир сообщение фонограммы по кабелю, т.е. сообщение ее для всеобщего сведения посредством передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), сопряжено с применением определенных технических средств, таких как, в частности, кабель, провод или оптическое волокно.

В качестве самостоятельного способа использования фонограммы предусматривается доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что доступ к ней может быть обеспечен любому лицу из любого места и в любое время. Выбор как вида фонограммы, так и места и времени доступа к ней осуществляет в этом случае само заинтересованное лицо. Подобный способ использования фонограммы обычно обеспечивается при помощи сети Интернет.

Под воспроизведением фонограммы понимается изготовление одного и более экземпляров фонограммы или ее части. Воспроизведением считается также запись фонограммы или ее части на электронном носителе (компакт-диске, аудиокассете), в том числе запись в память ЭВМ. Исключение составляет случай, когда подобная запись, во-первых, является временной, например на период подготовки какой-либо телепередачи, и, во-вторых, составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса создания данной передачи. Наконец, в-третьих, единственной целью указанного процесса является правомерное использование записи или аналогичное доведение фонограммы до всеобщего сведения.

Традиционными способами использования фонограммы служат: продажа или иное отчуждение (дарение, мена) оригинала или экземпляров копий фонограммы на любом материальном носителе; импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая правомерно изготовленные экземпляры, т.е. экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя; прокат оригинала и экземпляров (копий) фонограммы, а также переработка фонограммы.

Последний способ использования фонограммы может повлечь возникновение самостоятельного смежного права. Необходимо лишь, чтобы лицо осуществляло переработку правомерно. При этом условии переработчик приобретает собственное смежное право на переработанную фонограмму.

Установленное п. 2 ст. 1323 ГК требование об осуществлении изготовителем фонограммы своих прав с соблюдением прав авторов произведений и исполнителей в равной мере применяется и при использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, например правопреемником изготовителя фонограммы.

В ст. 1325 ГК закреплен правовой институт, обычно именуемый применительно к другим объектам интеллектуальных прав, например к товарным знакам (ст. 1487 ГК), «исчерпанием исключительного права». Распространение оригинала или экземпляров, т.е. копий фонограммы на территории РФ допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения. Такое распространение допускается при наличии одновременно двух условий. Во-первых, оригинал или экземпляры фонограммы должны быть правомерно опубликованы в рамках реализации изготовителем фонограммы своего права на ее обнародование (ст. 1323 ГК). Во-вторых, оригинал или экземпляры фонограммы должны быть введены в гражданский оборот на российской территории путем ее продажи или иного отчуждения, например мены или дарения.

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, т.е. в целях получения изготовителем фонограммы прибыли, допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. То же самое допускается в отношении сообщения указанной фонограммы в эфир или по кабелю.

Сбор с пользователей указанного в п. 1 ст. 1326 ГК вознаграждения и его распределение между правообладателями осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе. Эти организации должны иметь государственную аккредитацию на осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, с последующим распределением этого вознаграждения между всеми правообладателями и его выплатой (ст. 1243, 1244 ГК).

Пункт 3 ст. 1326 ГК устанавливает общие правила распределения вознаграждения между правообладателями: 50% – исполнителям и 50% – изготовителям фонограмм. В свою очередь, распределение вознаграждения между отдельными исполнителями и изготовителями фонограмм производится пропорционально фактическому использованию конкретных фонограмм.

Учитывая сложность как сбора, так и распределения и выплаты вознаграждения в рассматриваемых правоотношениях, закон делегирует установление их порядка Правительству РФ, утвердившему Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1245 ГК).

Реализация организацией по управлению правами изготовителей на коллективной основе своей деятельности по выплате вознаграждения должна опираться на достоверные сведения об использовании фонограмм, публикуемых в коммерческих целях. В связи с этим закон обязывает пользователей фонограмм предъявлять указанным организациям отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, которые необходимы для сбора и распределения вознаграждения. Прежде всего речь должна идти о планово-финансовых и бухгалтерских документах.

Как и существование большинства других исключительных прав, существование исключительного права на фонограмму ограничено общим 50-летним сроком. Однако отсчет данного срока возможен в двух вариантах.

По общему правилу указанный срок исчисляется, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. Иные правила применяются в случае обнародования фонограммы (ст. 1323 ГК). В указанном случае 50-летний срок действия исключительного права исчисляется, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования. Однако это правило применяется только при условии обнародования фонограммы не позднее 50 лет после осуществления записи.

Установленный законом 50-летний срок действия исключительного права на фонограмму не подлежит продлению. Он является единым независимо от числа наследников и других правопреемников изготовителя фонограммы. К наследникам и другим правопреемникам исключительное право на фонограмму переходит только в оставшейся части указанного 50-летнего срока.

Истечение срока действия исключительного права на фонограмму влечет последствие, традиционное для подобного юридического факта в отношении всех других исключительных прав. По истечении данного срока фонограмма переходит в общественное достояние, и к ней применяются правила ст. 1282 ГК.

Действие (существование) исключительного права на фонограмму распространяется на российскую территорию как минимум в трех случаях: во-первых, когда фонограмма изготовлена российским гражданином или юридическим лицом (независимо от места изготовления фонограммы); во-вторых, когда фонограмма была обнародована или ее экземпляры впервые распространены на российской территории (независимо от гражданства либо принадлежности юридического лица – изготовителя); во всех иных случаях, которые были предусмотрены международными договорами РФ.