Пенсия в 1987 году

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Средний размер назначенных пенсий растет, но в некоторых регионах России остается ниже прожиточного минимума

В соответствии с российским законодательством, средства на выплату пенсий аккумулирует Пенсионный фонд Российской Федерации. Объемы поступления страховых взносов и налоговых платежей увеличиваются год от года и в 2003-2005 годах они устойчиво превышали суммы произведенных за счет фонда расходов (рис. 7).

В 2005 году объем поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и налоговых платежей достиг почти 1350 миллиардов рублей, что больше, по сравнению с предыдущим 2004 годом, на 32,9%, а с корректировкой на индекс потребительских цен — на 23,6%. Общий объем поступлений составил 6% от валового внутреннего продукта (ВВП).

В том же году фондом было израсходовано 1299 миллиардов рублей, в том числе на финансирование выплат населению пенсий и пособий — 1144, на осуществление ежемесячной денежной выплаты — 121 миллиард рублей. Доля средств, израсходованных на эти виды выплат, составила, соответственно, 5,3% в ВВП (по сравнению с 2004 годом ниже на 0,2 процентного пункта) и 0,6%.

Рисунок 7. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации, 1992-2005 годы, млрд.рублей (до 1998 г. — трлн.рублей)

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на конец 2005 года число пенсионеров, которым пенсии назначены в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации», составило 36,2 миллиона человек (94,4% от общего числа пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации). Средний размер назначенных им месячных пенсий — 2575,2 рубля, что в 1,3 раза выше среднего размера пенсий, назначенных в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Об изменении среднего размера основных видов пенсий можно судить по данным, представленным в таблице 1. В июле 2007 года средний размер назначенных месячных пенсий5 возрос, по предварительным данным, до 3101 рубля, что на 13,6% больше по сравнению с июлем 2006 года.

Таблица 1. Средний размер назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения6, на конец года; рублей (до 1998 г. — тыс.рублей)

Помимо государственного пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации действует негосударственное пенсионное обеспечение7. В 2005 году в стране насчитывалось 290 негосударственных пенсионных фондов (больше было только в предыдущем, 2004 году — 296). Они охватывали более 6,1 миллиона участников, из которых 705,7 тысячи человек являлись получателями дополнительных пенсий, что составляет 1,8% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (рис. 8). По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в 2005 году были осуществлены пенсионные выплаты на общую сумму 7569,0 млн.рублей, что в среднем составляет 893,8 рубля в месяц на одного получателя (в 2004 году — 825,9 рубля, в 2001 году — 258,5 рубля).

Рисунок 8. Число участников системы негосударственного пенсионного обеспечения и получателей негосударственных пенсий, 1996-2005 годы, тысяч человек

В 2006 году реальный размер8 назначенных месячных пенсий вырос на 5,1% по сравнению с предыдущим годом, а в 2005 году — на 9,6%. В итоге он достиг почти 70% к уровню 1990 года, заметно превышая уровень кризисных 90-х годов (рис. 9). Тенденция устойчивого роста реального размера назначенных пенсий наблюдается начиная с 2000 года, после того как в 1990 года он опустился до наиболее низкого уровня (30% к уровню 1990 года).

Повышению реального содержания пенсий способствовали проводимые индексации пенсий. На 1 января 2005 года размер базовой части трудовой пенсии по старости составлял 660 рублей в месяц, а с 1 марта 2005 года, в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 года № 3-ФЗ, размер базовой части трудовой пенсии по старости был увеличен до 900 рублей в месяц. С 1 августа 2005 года была проведена дополнительная индексация базовой и страховой части трудовой пенсии: коэффициент увеличения был определен в размере 1,06, а коэффициент дополнительного увеличения размера страховой части трудовой пенсии — в размере 1,048. В результате размер базовой части трудовой пенсии по старости составил 954 рубля в месяц. Размер ежемесячных денежных выплат в течение года также дважды индексировался, как и размер пенсии. Большая часть пенсионеров имела право на получение этих ежемесячных денежных выплат.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие переход от предоставления ряда натуральных льгот отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, а также разграничение расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по уровням бюджетной системы9.

Одновременно с увеличением реального размера назначенных пенсий устойчиво росло соотношение среднего размера пенсий с величиной прожиточного минимума: если в 1999 году средний размер назначенных пенсий составлял лишь 70% от величины установленного для пенсионеров прожиточного минимума, то в 2002 году они сравнялись, а в 2004 году средний размер пенсии превысил величину прожиточного минимума пенсионера на 6,3%. Поскольку ни в 2005, ни в 2006 году величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась, нельзя определенно утверждать, что тенденция устойчивого роста сохранялась и в эти годы. Однако в пользу этого утверждения говорит сохраняющаяся тенденция роста реального размера назначенных пенсий (рис. 10).

Рисунок 9. Реальный размер средней назначенной пенсии (1990=100) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в %), 1992-2006 годы

В первом полугодии 2007 года средний размер назначенных месячных пенсий составил 2968 рублей, а его реальный размер — 104,9% к соответствующему периоду 2006 года.

Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации) и величины среднего размера начисленной заработной платы составило 23,7% (в первом полугодии 2006 году — 26,6%, в целом за год — 25,6%). Примерно таким же оно было в 1992 году — 26,0%, а затем возросло до 40% в 1995-1996 годах. После снижения до 29% в 1999 году оно немного увеличилось и оставалось на уровне около 32% в 2000-2002 годах, а затем начало постепенно снижаться, что говорит о замедлении роста среднего размера назначенных песий по сравнению со средним размером начисленной заработной платы.

Рисунок 10. Реальный размер средней назначенной пенсии (в % к декабрю 1994 года) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в разах), по месяцам 1995-2007 годов

Сравнение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума, утвержденного региональными органами власти, показывает, что не во всех субъектах Российской Федерации пенсия может обеспечить даже самые минимальные жизненные потребности. Так, в 2005 году в 17 из 88 регионов-субъектов федерации средний размер назначенных пенсий был ниже величины утвержденного прожиточного минимума, причем особенно значительно в ряде регионов Крайнего Севера: Эвенкийском (69% от величины прожиточного минимума), Корякском (78%) и Чукотском автономных округах (82%). В половине регионов превышение среднего размера назначенных пенсий над величиной прожиточного минимума не превышало 19%, а наибольшим оно было в Республике Северной Осетии-Алании — на 42% (рис. 11).

Рисунок 11. Средний размер назначенных пенсий (рублей в месяц) и его соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в %), по регионам-субъектам Российской Федерации в 2005 году
Список регионов

5 — Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.
6 — До 2002 года — с учетом компенсации.
7 — Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
8 — Реальный размер назначенных пенсий — относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий период времени.
9 — К числу расходных обязательств Российской Федерации, которые финансируются из федерального бюджета, отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые:

  1. инвалидам войны;
  2. участникам Великой Отечественной войны;
  3. ветеранам боевых действий;
  4. военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  5. лицам, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  8. инвалидам;
  9. детям-инвалидам;
  10. лицам, подвегшимся воздействию радиации.

Этим категориям граждан предоставляются ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг, включающий:

  • обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера);
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

К числу расходных обязательств субъектов Российской Федерации (финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации) отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые:

  1. ветеранам труда;
  2. труженикам тыла;
  3. реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
  4. другим категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации.

С 1 апреля 2020 года пенсионный возраст для женщин увеличивается до 59 лет и 6 месяцев. Об этом сообщают на странице Пенсионного фонда Украины в Facebook.

«Пенсионный возраст для женщин на сегодняшний день определяется в зависимости от даты рождения. В 2020 году пенсионный возраст для женщин до 1 апреля составляет 59 лет, с 1 апреля — 59 лет и 6 месяцев. С 1 апреля 2021 года пенсионный возраст для женщин составит 60 лет», — говорится в сообщении.

Например, объясняют в ПФУ, в этом году женщины, родившиеся в период с 1 октября 1960 года до 31 марта 1961 года, могут выйти на пенсию по достижении возраста 59 лет 6 месяцев, а женщины, которые родились после 1 апреля 1961 года, могут получить пенсию по возрасту только после достижения ими возраста 60 лет в 2021 году.

Подпишитесь на канал DELO.UA

«Начиная с 1 января 2028 года пенсия по возрасту может быть назначена независимо от возраста, если человек имеет 40 и более календарных лет страхового стажа», — говорится в сообщении.

Отмечается, что страховой стаж, дающий право на назначение пенсии по возрасту, в 2020 году составляет не менее 27 лет и с каждым последующим годом будет увеличиваться на один год — до 35 лет в 2028 году.

«Продолжительность страхового стажа, дающего право на пенсию, определяется на дату достижения пенсионного возраста», — напоминают в ПФУ.

Слово «пенсия» – одно из самых популярных в современном мире. Практически во всех странах каждый человек может рассчитывать на поддержку государства на склоне лет. Однако так было не всегда. О возникновении и эволюции пенсионной системы в России рассказал ресурс с примечательным ником – mne50plus.ru

Пенсии в Российской империи. Без возрастного ценза

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации пенсии в России стали вводиться постепенно еще в XVII веке Петром I, а детально проработанное пенсионное законодательство было принято при Николае I. Первыми государственным обеспечением стали пользоваться военнослужащие и их вдовы, а также чиновники с рангом.

Впоследствии пенсионная система в России неуклонно расширялась, включив в себя обширные категории людей, которых сегодня называют «бюджетниками». Право на пенсии получили низшие служащие, не имевшие чинов, преподаватели государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеры и мастера, а с 1913 года и рабочие государственных предприятий и железных дорог. Правда, селяне могли рассчитывать только на свои сбережения и помощь родных.

К 1914 г. право на пенсию по выслуге лет имели чиновники всех классов, канцеляристы, офицеры, таможня, жандармы, учителя школ, преподаватели вузов, ученые и инженеры всех казенных заводов, врачи, медперсонал всех казенных больниц, рабочие казенных заводов и железной дороги.

Пенсия в размере полного оклада полагалась тем, кто проработал на одном месте 35 лет. Пенсию в 50% от своего оклада получали проработавшие на одном месте не менее 25 лет.

При этом возрастного ценза, когда человек мог отправиться на пенсию, в Российской империи не было.

Люди знали, что отработав от 20 до 30 лет, можно рассчитывать на пенсию до 2/3 оклада, а со стажем 10-20 — до 1/3 оклада.

Размер пенсии обжалованию не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.

Исключение составляли только те случаи, когда мужчина погибал на дуэли — в этом случае вдова лишалась материальной поддержки.

Также пенсии выплачивались только тем, кто ни в чем плохом замечен не был, то есть не привлекался, не был уволен по статье. Оступившиеся лишались пенсии и могли подать прошение государю либо попытаться заново заработать беспорочной службой пенсионный стаж в другом месте. Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал из России навсегда.

Пенсий после революции 1917 года практически не было

После образования СССР все царские пенсии упразднили одним махом. Большинство советских трудящихся длительное время не получали пенсий по старости – они были положены лишь для небольшой части населения.

Так, в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м — для старых большевиков, в 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим.

1937-й: стипендия больше пенсии

До 1956 г. размер пенсий в СССР был мизерным: участникам Гражданской войны, бойцам Красной армии, ставших инвалидами, полагалось 25 руб. — 45 руб. (вторая группа инвалидности) и 65 руб. (первая группа).

Также пенсии выплачивались нетрудоспособным членам семьей таких инвалидов (от 15 до 45 руб.). Если учесть, что в 1937 г. студенческая стипендия была 130 руб., то воевавшим людям, получившим инвалидность, выплачивали сущие крохи.

В 1926-1927 годах средняя продолжительность жизни мужчин в СССР была 40,23 года, женщин – 45,61 год.

А в 1932 году был законодательно установлен возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 — для мужчин.

Этот закон используется и сегодня, почти через 85 лет, правда сейчас (данные 2017 года) продолжительность жизни в России у мужчин 67,5 лет, у женщин — 77,4 года.

Максимальная пенсия в 300 руб. в начале 50-х годов 20 века составляла не более 25% от средней зарплаты (1200 руб.). Несмотря на рост цен и зарплат в стране, этот максимум оставался неизменным. Учитывая, что большинство пенсионеров получали 40-60 рублей, прожить на такие деньги без поддержки родных было абсолютно невозможно.

1956-й: закон о государственных пенсиях

Окончательно система пенсионного обеспечения в СССР была установлена только в 1956 году, совместно с принятием закона «О государственных пенсиях», т.е. под руководством Никиты Хрущева была проведена пенсионная реформа, и средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Никите Хрущеву обычно ставят в заслугу то, что он «дал пенсии колхозникам». На самом деле, всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц, что примерно равнялось стоимости четырех килограммов докторской колбасы.

В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей. Колхозам разрешалось выплачивать своим пенсионерам надбавки к пенсии, т.е. колхозников обязали создавать фонды, которые ежемесячно должны были помогать пенсионерам — деньгами, продуктами или трудоднями. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, устанавливали сами члены сельхозартели.

На этом фоне пенсионная система царской России выглядит просто роскошной.

Внуки помнят

И в конце моего рассказа хочу предложить вам воспоминания о жизни пенсионеров СССР.

Татьяна Рубанова:

— Ближе к концу 60-х мне было 4-5 лет, запомнила из разговора взрослых. Моя бабушка, которая всю жизнь проработала в колхозе, пережила войну, оккупацию (Курская дуга как раз проходило через их село), начала получать пенсию в размере 12 руб. И жили, в основном, тем, что выращивали на своем огороде.

Галина Врублевская:

— Вопрос пенсий обсуждался в нашей семье, когда ее назначили моей бабушке в 1957 году. Ей в то время было 59 лет, и она не получала до того никакой пенсии, потому что, как я поняла, у нее был большой перерыв без работы. Она прекратила работать в 1942, когда была эвакуирована из Ленинграда вместе с мужем (моим дедом), с его заводом.

Однако общий трудовой стаж у нее был большой, потому что она работала «в ученичестве» у хозяина в скорняжной мастерской с 10 лет, и позже, в советское время, на меховой фабрике. Ее пенсия составляла около 30 рублей (это уже в ценах 1961 года).

Сергей Александрович:

— Бабушка работала очень мало, но жила в городе. У нее было четверо детей. Она получала, кажется, рублей 25 — в начале 1960-х. Бабушка покупала «с пенсии» 150 г докторской колбаски, просила ее нарезать, и мы с ней (мне было лет 7) съедали колбаску прямо возле магазина. Это было так вкусно, что лучше и не придумаешь.

ххх

А сегодня только нам с вами решать: ждать от государства нежной заботы о нас или самим решать, как жить.

Обзор подготовила Марина Вяземская / «Новый пенсионер».