Пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – самая крупная в России организация, специализирующаяся на социальной помощи населению. Образован 22 декабря 1990 года на основании постановления Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России.

Изначально Пенсионный фонд был создан для организации сбора страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, но уже в 1992 году в стране начался эксперимент по формированию единых пенсионных служб, в задачи которых входили также назначения и выплаты пособий. С 2000 года пошел процесс полного перевода расчетов с пенсионерами от органов социальной защиты Пенсионному фонду.

В 1997 году был принят Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. Согласно этому документу, в России была введена новая система, при которой учитывается не общий трудовой стаж, а размер платежей, вносимых работодателями за сотрудников. Таким образом, был создан единый общегосударственный Информационный центр персонифицированного учета.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» окончательно определил юридический статус Пенсионного фонда: он стал государственным учреждением, выполняющим страховые функции.

Кроме того, с 2000 года на него возложены функции по финансированию социальных программ, в т. ч. с 2007 года он отвечает за выдачу сертификатов на материнский капитал.

Начиная с 2010 года, после замены единого социального налога на взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, ПФР получил дополнительную задачу по администрированию этих сборов, т. е. стал выполнять фискальную функцию, переданную ему налоговыми органами.

На осень 2011 года в систему Пенсионного фонда входят восемь управлений в федеральных округах, 81 отделение в России, отделение в Байконуре (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений. Общее число служащих — более 133 тыс. человек.

Функции, которые выполняет ПФР, следующие:

  • учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, военнослужащим и их семьям и др.;
  • социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.;
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью через специализированные институты, такие как ВТБ или частные управляющие компании;
  • реализация программы государственного софинансирования пенсии.

На осень 2011 года ПФР учитывает страховые взносы почти 63 млн россиян от 6,2 млн юридических лиц, государственную пенсию получают 36,5 млн человек. При этом размер выплат Пенсионному фонду составил 26% от фонда оплаты труда по сравнению с 20% в 2010 году.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

  • центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

  • отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

  • управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 года «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления. Правление ПФР проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ФЗ РФ от 7 мая 1998 года (с последними изменениями) «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.

Следует различать два основных направления деятельности негосударственных пенсионных фондов:

1. Деятельность по обязательному пенсионному страхованию – учет, приумножение средств пенсионных накоплений и выплата накопительной части государственной пенсии по старости.

Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). Негосударственный пенсионный фонд также как Пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.

2. Негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение – негосударственный пенсионный фонд аккумулирует добровольные взносы граждан и приумножает их, а затем выплачивает при выходе на пенсию.

В данном случае работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на обычный вклад в банке, только деньги выплачиваются в виде пенсии после выхода на пенсию.

Таким образом, негосударственные пенсионные фонды участвуют в двух уровнях пенсионного обеспечения: накопительной части государственной пенсии и добровольной негосударственной пенсии.

По состоянию на февраль 2009 года в России действуют 133 негосударственных пенсионных фонда, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Важнейшим условием обеспечения сохранности и прироста пенсионных накоплений является их правильное инвестирование. Пенсионный фонд России и НПФ инвестируют пенсионные накопления граждан через управляющие компании, допущенные для инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственная управляющая компания (ГУК) назначена Постановлением Правительства РФ – это Внешэкономбанк. Государственная управляющая компания имеет право инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги и ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством.

Главная цель работы ГУК – обеспечить сохранность средств пенсионных накоплений и держать государственные ценные бумаги до погашения.

Частные управляющие компании (ЧУК), как и государственная, по договорам доверительного управления средствами пенсионных накоплений (СПН) с ПФР обязаны осуществлять управление СПН в строгом соответствии с требованиями законодательства в целях обеспечения права застрахованных лиц на накопительную часть пенсии.

Частные управляющие компании могут использовать более широкий перечень финансовых инструментов, включая акции и облигации предприятий, паи индексных инвестиционных фондов. Но в то же время это должны быть только высоконадежные и наименее рискованные активы, что послужит дополнительной гарантией сохранности и прироста средств пенсионных накоплений граждан.

Работать со средствами пенсионных накоплений допускаются лишь ЧУК, прошедшие конкурсный отбор Министерства финансов РФ.

В ЧУК передаются средства пенсионных накоплений на основании заявления застрахованного лица, в государственную – без заявления, по умолчанию (не воспользовавшихся правом выбора).

В Пенсионном фонде России застрахованное лицо выбирает один из инвестиционных портфелей, указанных в договоре доверительного управления, заключенном между управляющей компанией и Пенсионным фондом России. При изменении инвестиционной обстановки компания будет принимать свои решения только в рамках инвестиционного портфеля, указанного в договоре.

НПФ заключает договор о доверительном управлении, как правило, с несколькими управляющими компаниями. Фонд имеет возможность оперативно реагировать на изменение инвестиционной обстановки, меняя размер пенсионных накоплений, направляемых в ту или иную управляющую компанию.

К инвестиционному портфелю негосударственного пенсионного фонда предъявляются такие же требования и на него накладываются такие же ограничения, какие установлены для управляющих компаний, работающих с Пенсионным фондом России.