Ответственность за разглашение государственной тайны

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Согласно части первой статьи 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее Закон «О государственной тайне») должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Абзацем третьим части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» определено, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

В соответствии со статьей 23 Закона «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

При рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, прекращением допуска к государственной тайне и привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение режима секретности, подразделения МВД России руководствуются:

Законом Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»;

Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004г. №3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010г. №63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;

приказом МВД России от 20 августа 2010г. № 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне»;

приказом МВД России от 11 марта 2012г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации»;

приказом МВД России от 12 сентября 2013г. № 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории Российской Федерации».

Нарушение установленного порядка обеспечения сохранности государственной тайны является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства. На военнослужащего, как субъекта, наделенного специальным правовым статусом в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», возлагается специальная обязанность по сохранности государственной и военной тайны. За нарушение установленных законом обязанностей по хранению государственной тайны, военнослужащие несут уголовную ответственность на общих основаниях по статье 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Основное наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях – от 3 до 7 лет. При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Понятие государственной тайны определено в законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон). Государственная тайна – сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение тех или иных сведений к категории тайны указывает, что они ограничены в обороте или изъяты из оборота, то есть доступ к такой информации обеспечивается в специальном порядке с учетом ограничений, установленных законодательством. Понятие «государственная тайна» охватывает собой совокупность информации (сведений) в определенных сферах жизнедеятельности государства. Особо следует обратить внимание на то, что принципиальное значение отношении государственной тайны имеет факт ее распространения (независимо от способа распространения), а также последствия такого распространения в виде ущерба интересам государства, то есть наступлении невыгодных для государства и его безопасности последствий. Спектр сведений, разглашение которых может причинить ущерб интересам государства, широк и охватывает собой сведения в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Содержание каждого из таких направлений деятельности определено в рамках статьи 5 Закона и конкретизировано применительно к объему сведений, охраняемых и защищаемых государством по соответствующему направлению в подзаконном нормативно-правовом акте – Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 и соответствующих перечнях сведений, подлежащими засекречиванию, федеральных органов исполнительной власти. Носителями информации, составляющей государственную тайну, являются объекты, в которых такие сведения находят отражение. Применительно к государственной тайне такой носитель может быть: вещественно-предметным – книги, письма, аппаратные запоминающие устройства; документальным – в форме документа ограниченного использования; электронным – обеспечивающим хранение информации в электронной форме посредством специальных символов, кодировок и т.п.; Отдельно можно выделить специализированные носители информации, которые предназначены, например, только для определенного круга специалистов или для конкретных направлений деятельности. Согласно статье 21 Закона устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: ниям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. К основным направлениям по обеспечению защиты государственной тайны можно отнести: доведение и разъяснение существующего порядка охраны государственной тайны лицам, допущенным к работе с соответствующими сведениями; предупреждение и борьбу с фактами беспечности, болтливости дительности лиц, имеющих допуск и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Она осуществляется, главным образом, за счет улучшения работы по подбору и воспитанию кадров, повышению уровня воспитательной и организационной работы, а также путем проведения мероприятий по профилактике и предупреждению разглашения государственной тайны. Однако данные мероприятия не всегда обеспечивают надежную сохранность указанных сведений. Поэтому, как показывает практика, к лицам, которые допускают разглашение производственных, военных и иных секретов, необходимо применять и меры уголовно-правового воздействия. Большинство уголовных дел, возбужденных и расследованных в 2018 году следственными подразделениями органов федеральной службы безопасности в отношении военнослужащих, связаны с совершением последними преступлений, предусмотренных статьей 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Общественная опасность разглашения государственной тайны заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России. Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны. Предмет преступления – сведения, составляющие государственную тайну. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены и шпионажа. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям. Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п. Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица). Допуск предполагает специально оформленное право гражданина, разрешающее ему ознакомление и работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина (при наличии у того допуска) со сведениями, составляющими государственную тайну. Следует иметь в виду, что лицо, разгласившее секретные сведения, может быть привлечено к уголовной ответственности при наличии надлежащим образом оформленного допуска к государственной тайне и реального доступа к ним. Данное лицо принимает на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных ему секретных сведений. Наряду с этим к числу субъектов преступления на практике относят также лиц (с оформленным допуском), которым тайна специально не доверена (отсутствует специально оформленный доступ), но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (к примеру, обслуживающий персонал режимных учреждений, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве адвокаты по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну), а также учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Субъективная сторона данного преступления характеризуется только умышленной формой вины. При прямом умысле лицо осознает общественно опасный характер своих действий, связанный с разглашением государственной тайны, а также то, что разглашаемые им сведения воспринимает постороннее лицо, и он желает этого. Часть 2 статьи 283 УК РФ устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адрес атом, ущерба от разглашения и т.д.). К тяжким последствиям могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание другого государства. Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 283 УК РФ, признается преступлением средней тяжести, а частью 2 – тяжким преступлением. Наиболее характерными для понимания специфики данного вида преступлений являются следующие примеры в отношении осужденных в истекшем году военными судами лиц. В марте 2017 года заместитель командира в/части 00000 по вооружению – начальник технической части подполковник Т. в помещении штаба части неоднократно привлекал подчиненного прапорщика Г., не имеющего допуска к государственной тайне, к работе с документами со степенью секретности «секретно», для чего передавал ему незарегистрированный флэш-накопитель электронными копиями секретных документов. В результате Г. ознакомился с этими документами и усвоил их содержание. Военнослужащий в/части 00000 капитан А. в период временного исполнения обязанностей начальника штаба части в течение февраля-июня 2017 года, неоднократно привлекал к работе с документами по вопросам организации противодействия терроризму, содержащими сведения о боевом и численном составе части, имеющими гриф секретности «секретно», старшего стрелка роты охраны названной воинской части рядового по призыву Е., не имевшего допуска и доступа к составляющим государственную тайну сведениям. В результате чего он также ознакомился с ними и усвоил их содержание. Все допустившие разглашение государственной тайны военнослужащие по направленным в суды уголовным делам осуждены. К отдельным из них судами применено в виде наказания лишение права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с допуском к государственной тайне, что повлекло их увольнение с военной службы.

7. Разглашение государственной тайны

Объект преступления — безопасность государства, а также установленный порядок охраны сведений, составляющих государственную тайну.

Предмет преступления составляют сведения, отнесенные законом к государственной тайне. Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне1, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 и содержит 87 позиций.

Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, то есть распространении их с нарушением установленного порядка, в результате чего они становятся известными посторонним лицам.

В диспозиции ч. 1 ст. 283 сделана ссылка на отсутствие в действиях лица признаков государственной измены, из чего можно сделать вывод, что разглашение государственной тайны совершается не в порядке оказания помощи иностранному государству или организации в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

Разглашение государственной тайны может быть совершено путем действия (публичное выступление, демонстрация документов, ознакомление посторонних лиц с выписками из таких документов) или бездействия (оставление носителей государственной тайны в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Обязательным элементом объективной стороны преступления является ознакомление с такими сведениями посторонних лиц, количество которых не ограничено.

Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими государственную тайну, посторонних лиц.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. Преступление совершается с прямым умыслом, когда виновный осознает, что разглашаемые им сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (например, дача интервью средству массовой информации). Преступление совершается с косвенным умыслом, когда виновный намеренно предает огласке информацию, отнесенную к сведениям, составляющим государственную тайну, и допускает, что они воспринимаются посторонними лицами (обсуждение таких сведений в местах, где присутствуют посторонние лица).

Преступление совершается по легкомыслию, когда виновный осознает, что он нарушает правила сохранения сведений, составляющих государственную тайну, но рассчитывает на то, что это не повлечет никаких последствий (например, нарушение режима хранения документов). Преступление совершается по небрежности, если лицо не предвидит возможности разглашения государственной тайны, хотя должно было и могло предвидеть такие последствия (например, виновный теряет ключ от сейфа и не сообщает об этом).

Цель преступления, как правило, состоит в стремлении виновного продемонстрировать посторонним лицам свою значимость и осведомленность о государственных секретах. Преступление может быть совершено из корыстных побуждений, когда разглашение сведений осуществляется за плату. При этом лицо, получающее сведения, может использовать их для оказания помощи иностранному государству или организации либо действовать по их заданию.

Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которому в силу трудовых или служебных обязанностей доверены или известны сведения, составляющие государственную тайну.

Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 283) предполагает наступление в результате разглашения государственной тайны тяжких последствий. К тяжким последствиям относится переход сведений, составляющих государственную тайну, к иностранным спецслужбам, срыв государственных мероприятий, совершение преступления в отношении лиц, подлежащих государственной защите, и др. Это преступление считается оконченным с момента наступления тяжких последствий.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 283, имеет две формы вины. В отношении последствий вина всегда является неосторожной. При умышленном разглашении государственной тайны, с прямым или косвенным умыслом в отношении последствий, действия виновного квалифицируются как государственная измена.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Комментарий к статье 283

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

2. Разглашение государственной тайны есть предание огласке или распространение с нарушением установленного порядка (правил) сведений, составляющих государственную тайну, вследствие чего они становятся известны другим лицам. К таким другим лицам следует отнести тех лиц, которым соответствующие сведения не были доверены или стали известны по службе или работе. Разглашение может быть как устным (например, в ходе публичного выступления), так и письменным (опубликование в средствах массовой информации, сообщение в письме). Оно может выразиться путем не только действия, но и бездействия — например, оставление документов, содержащих государственную тайну, в доступном для посторонних месте.

3. Преступление является оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица (при этом требуется восприятие (осознание) таким лицом фактического смысла полученных им сведений.

4. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе. Правила и порядок допуска должностных лиц, граждан и организаций к государственной тайне определяются Законом РФ «О государственной тайне» 1993 г. (РГ, 1993, 21 сентября). Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и не стали известны по службе или работе, состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, не образует (например, разглашение сведений из случайно найденного на улице документа).

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит как возможность, так и неизбежность того, что они станут достоянием других лиц, и желает или сознательно допускает это либо относится к этому безразлично.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает разглашение государственной тайны, повлекшее тяжкие последствия. Таковыми следует, в частности, признавать случаи, когда в результате разглашения сведений они стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.

7. Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены, квалифицируется по ст. 275 (см. комментарий к этой статье).

Научно-практический комментарий:
1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.
Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.
2. Объективная сторона состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц.
Разглашение означает предать огласке указанные сведения. Способ может быть различным: устным (частная беседа, публичное выступление и др.) и письменным (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.).
Деяние признается преступным, если сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Таким образом, преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам России. Лицо должно осознавать фактический смысл полученных им сведений.
С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, которые ему были доверены по службе. Он привлек своих подчиненных военнослужащих рядовых С. и Ш. к изготовлению личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время, отнесенного к категории секретных. В результате этого указанным военнослужащим стали известны сведения, являющиеся государственной тайной. Военной коллегия Верховного Суда РФ квалификацию действий С. по ст. 283 УК признала правильной (Кассационное определение от 06.04.2004 N 3-011/04).
3. Разглашение государственной тайны образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если в деянии отсутствуют признаки государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны (см. комментарий к ст. 275).
4. Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано. Разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
При умышленном совершении преступления мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать свою осведомленность, профессиональную и социальную значимость и т.д.
5. Правила и порядок допуска к государственной тайне определяется Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» <1>, Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 N 1050 <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.
<2> СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987.
Закон выделяет две категории лиц, которые могут нести ответственность за разглашение государственной тайны:
лицо, которому она была доверена по службе; им следует считать лицо, которое в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при выполнении профессиональных обязанностей;
лицо, которому она стала известна по службе или работе, — работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, рабочий, изготовивший макет секретного образца, и т.д.).
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну иным лицом, т.е. лицом, которому они не были доверены по службе и не стали известны по службе или работе, не образует состава рассматриваемого преступления (например, огласка сведений, почерпнутых из случайно найденных документов).
6. В части 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия — понятие оценочное, устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (например, необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований).