Ответственность за налоговые правонарушения

Содержание

Административная и уголовная ответственность в налоговой сфере

12345678910Следующая ⇒

В соответствии со ст. 108 Кодекса привлечение организации к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения не освобожда­ет ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной, дисциплинарной и гражданско-право­вой ответственности.

Административная ответственность — одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими ад­министративное правонарушение. Этот вид ответственности преду­сматривает уплату штрафа. Административные штрафы вправе нала­гать на виновных лиц районный или мировой судья.

Следует иметь в виду, что по нарушениям, указанным в Налоговом кодексе, налоговые органы вправе принять решение о штрафе. Однако налоговые органы не могут налагать административные санкции на ру­ководителей организаций за допущенные налоговые нарушения, ука­занные в КоАП; они могут лишь составлять протоколы о выявленных ими нарушениях.

Кодексом об административных правонарушениях установлены ос­нования для применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые руководитель или главный бухгалтер организации привлекаются к административной ответственности, на­считывает шесть позиций.

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетно­го фонда (при этом деятельность организация не вела) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2. Организация осуществляла деятельность без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Нарушение срока представления в налоговый орган или орган госу­дарственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в кредитной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

4. Нарушение сроков представления налоговой декларации в нало­говый орган по месту учета — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

5. Непредставление в установленный срок либо отказ от представле­ния в налоговые органы, таможенные органы и органы государ­ственного внебюджетного фонда документов и других сведений, необходимых для налогового контроля — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

6. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и пред­ставления бухгалтерской отчетности (данные искажены не менее чем на 10%), а также порядка и сроков хранения учетных доку­ментов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Как видно, санкции за аналогичные нарушения есть и в Налоговом кодексе. Но в соответствии с налоговым законодательством ответствен­ность несет организация, а в соответствии с КоАП — ее должностные лица: руководитель, главный бухгалтер или лица, которые выполняют их обязанности.

Административные штрафы в различных размерах налагаются и на граждан, виновных в нарушении законодательства о предприни­мательской деятельности; отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка; непредставлении или несво­евременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных.

Уголовная ответственность — правовое последствие совершения пре­ступления, когда к виновному применяется государственное принужде­ние в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.

Особого внимания заслуживают следующие четыре статьи, предусмот­ренные Уголовным кодексом (УК).

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК). Уголовная ответственность наступает за указанное дея­ние, совершенное путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законода­тельством о налогах и сборах обязательно, либо нутем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведе­ний, если оно совершено в крупном размере.1 В этом случае лицо на­казывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере,2 наказывает­ся штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати ме­сяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

‘ Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляю­щая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% под­лежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб.

2 Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс.

§2.3 Административная ответственность за налоговые правонарушения

руб., при условии, что сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уп­лате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.

2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК). Уголовная ответственность наступает за уклонение от внесения этих платежей путем непредставления налоговой декларации или иных до­кументов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в на­логовую декларацию или иные документы заведомо ложных сведе­ний. Причем это уклонение должно быть квалифицировано как совер­шенное в крупном размере.1

‘ В этой статье, а также в ст. 199.1 крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сбо­ров, либо превышающая 1,5 млн руб.

Это преступление предполагает вину в форме умысла. Субъектами преступления являются руководители (собственники) предприятий и организаций, а также работники, составляющие и подписывающие соот­ветствующие документы. Наказание за данное преступление — штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или ино­го дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арес­том на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору, б) в особо крупном размере,2наказывается штрафом в раз­мере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лише­нием свободы на срок до шести лет с лишением права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2 Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уп­лате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.

3. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК). Уго­ловная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное в личных интересах при исчислении, удержании или перечислении

(налоговых платежей в соответствии с законодательством РФ о нало­гах и сборах, если оно совершено в крупном размере.Данное преступ­ление наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести ме­сяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной де­ятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере,наказывает­ся штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права зани­мать определенные должности или заниматься определенной деятель­ностью на срок до трех лет или без такового.

4. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или инди­видуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК). Уголовная ответствен­ность наступает за это деяние, совершенные собственником или руково­дителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, если оно совершено в крупном размере.

Данное преступление наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать онределенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 431 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

4. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 122 НК РФ

Статья 122 НК РФ фактически состоит из 3 пунктов.

Причем п. 1 ст. 122 НК РФ предусматривает штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ. Здесь следует отметить, что при исчислении штрафа должна быть учтена сумма переплаты, имеющаяся у налогоплательщика по налогу, за неуплату которого он привлекается к налоговой ответственности.

В силу ст. 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При применении приведенной нормы необходимо принимать во внимание соответствующие положения ст. ст. 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;

на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

Пункт 3 предусматривает штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) за деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ, но совершенные умышленно.

Пункт 4 указывает на то, что не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ.

Неуплата налога (сбора) — это полное неисполнение виновным своей обязанности по уплате налога. Иначе говоря, виновный игнорирует обязанность, возложенную на него ст. 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ (о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги»). При этом виновный не только нарушает правила п. 1 ст. 45 НК РФ (о том, что он обязан самостоятельно и своевременно исполнить обязанность по уплате налога), но и не намерен (даже впоследствии) исполнить эту обязанность.

Неполная уплата налога (сбора) отличается от неуплаты налога тем, что виновный:

— все же частично исполняет свою обязанность по уплате налога (сбора). Не имеет при этом значения, в какой части он исполнил указанную обязанность (например, уплатил 20% суммы налога, половину этой суммы и т.п.). Однако полностью уплатить сумму налога (сбора) виновный и не собирается (не для этого он занижал налогооблагаемую базу) — наоборот, он стремится представить дело таким образом, что, осуществив неполную уплату налога, он тем самым в полном объеме «исполнил» обязанность по уплате налога;

— не нарушает формально срок исполнения обязанности по уплате налога, сбора. Иначе говоря, всем своим поведением (в том числе и тем, что частичной уплатой налога он якобы исполнил обязанность по уплате налога в полном объеме) виновный внешне демонстрирует, что он в установленном порядке и своевременно уплатил причитающуюся сумму налога.

Сами по себе «неуплата налога (сбора)» или «неполная уплата налога (сбора)» не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей: объективная сторона данного деяния налицо лишь постольку, поскольку неуплата, неполная уплата налога явились следствием:

— занижения виновным налогооблагаемой базы (она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются в Налоговом кодексе РФ);

— неправильного исчисления налога по итогам одного или нескольких налоговых периодов (ст. 55 НК РФ). Конечно, это может быть результатом и счетной, и технической ошибок, и неверного определения налоговой ставки и т.д. Не это главное: важен сам факт неправильного исчисления суммы налога, подлежащей уплате;

— других неправомерных действий (бездействия). Например, виновный неправомерно использует льготы, скрывает объекты, облагаемые поимущественными налогами, уклоняется от регистрации недвижимости в целях уклонения от уплаты налога и др.

Объективная сторона анализируемого деяния налицо и тогда, когда неуплата либо неполная уплата сумм налога обнаружены (выявлены) налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, и в случаях, если:

— факт неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) нарушитель выявил самостоятельно (например, в ходе проведения внутренней проверки, ревизии, иных форм контроля). Аналогично решается вопрос, если упомянутые факты были выявлены в результате внешнего аудита, силами третьих лиц, приглашенных виновным для проверки правильности и своевременности исчисления и уплаты налога. С другой стороны, лицо освобождается от ответственности по ст. 122 НК РФ, если оно внесет соответствующие изменения и дополнения в налоговые декларации в порядке, установленном ст. 81 НК РФ;

— неуплата или неполная уплата налога (сбора) были выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ). При этом налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени, однако налоговая санкция, предусмотренная комментируемой ст. 122 НК РФ, применяется только судом.

Нужно учесть, что Конституционный Суд РФ (в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О) указал на то, что положения п. п.

Налоговая, административная, уголовная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения

1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ:

— определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений;

— не могут (в связи с этим) применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. См. также Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 202-О.

Субъектами анализируемого налогового правонарушения являются не только налогоплательщики (ст. 19 НК РФ), но и налоговые агенты, иные лица.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного ст. ст. 198, 199 — 199.2 УК РФ (см. п. 3 ст. 108 НК РФ).

Привлечение организации к ответственности за совершение рассматриваемого деяния не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, характеризуется наличием обеих форм вины, т.е. и умысла (п. 2), и неосторожности (п. 1).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства (они указаны в п. 1 ст. 112 НК РФ) размер штрафов уменьшается как минимум в 2 раза. При наличии отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ст. 112 НК РФ, размеры штрафов увеличиваются на 100%.

Отметим, что с 1 января 2015 г. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, привлекаются налогоплательщики в случае, если неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) произошла в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных не только ст. 129.3 НК РФ, но и ст. 129.5 НК РФ.

Указанное изменение внес в п. 1 ст. 122 НК РФ Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

Так, согласно п. 1 ст. 122 НК РФ (в ред. вышеуказанного Федерального закона) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Уголовная ответственность за нарушения в сфере налогообложения

В ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за следующие налоговые нарушения:

  • уклонение от уплаты налогов и сборов;
  • неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов (сборов);
  • сокрытие денежных средств либо имущества налогоплательщика, необходимых для взыскания недоимки.

Рассмотрим подробнее условия возникновения ответственности за эти преступления.

Кто ответит по закону

Прежде всего, следует отметить, что уголовную ответственность несут только физические лица (ст. 19 УК РФ). Организацию привлечь к уголовной ответственности невозможно. То есть если речь идет о частном предпринимателе, то уголовную ответственность несет он сам, а в случае компании — ее должностные лица, чаще всего руководитель и (или) главный бухгалтер либо лица, которые фактически выполняют их обязанности. Кроме того, к ответственности могут быть привлечены работники, которые непосредственно занимались первичной документацией, а также любые другие лица, оказавшиеся пособниками или подстрекателями налогового преступления (имеются в виду собственники бизнеса, аудиторы, консультанты, юристы и пр.).

В принципе уголовная ответственность за налоговые преступления применяется довольно редко. Конечно, чаще всего к ней привлекают генерального директора. В ряде случаев, например, если был доказан предварительный сговор между руководителем и главным бухгалтером либо если бухгалтер был в курсе противозаконных действий начальника, на скамье подсудимых вместе с генеральным директором может оказаться и главбух. Привлечение по статьям, связанным с налоговыми преступлениями, иных должностных лиц встречается намного реже. Впрочем, даже руководители и главные бухгалтеры зачастую получают условный срок, поскольку суд учитывает смягчающие обстоятельства (совершение преступления впервые, наличие несовершеннолетних детей и т.д.).

Если на человека заведено уголовное дело в связи с налоговым нарушением, то нельзя привлечь его за это же нарушение к налоговой либо административной ответственности. Допустим, если уголовное дело возбуждено против частного предпринимателя, то на него уже невозможно будет наложить штраф за неуплату налогов в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 122 НК РФ).

Вина и умысел

С точки зрения налогового законодательства при обнаружении недоимки фирма или предприниматель привлекаются к ответственности вне зависимости от того, по какой причине налоги не были заплачены — из-за безграмотного ведения учета и ошибок или из-за намеренного уклонения от уплаты. В Уголовном кодексе применяется совершенно иной подход, в соответствии с которым виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности (п. 1 ст. 24 УК РФ). Обратите внимание, что в последнем случае уголовная ответственность не наступает (Постановление Конституционного Суда от 27 мая 2003 г. N 9-П).

Преступление, совершенное по неосторожности, может быть совершено либо по легкомыслию, либо по небрежности (п. 1 ст. 26 УК РФ). Легкомысленным считается, если человек предполагал, что в результате его деяний возможны "общественно опасные последствия", однако полагал, что может их предотвратить. Например, если бухгалтер при расчете налога на прибыль учел сумму расходов на купленный товар, не имея на руках накладной, а положившись только на обещание менеджера по закупкам доставить документы позднее.

Преступление признается совершенным по небрежности, если человек не предвидел общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя, проявив внимательность, мог бы их предусмотреть. Здесь в качестве примера можно привести ситуацию, когда бухгалтер ввиду своей невысокой квалификации просто не знал, что его действия приведут к неуплате налога.

Как в случае неосторожности, так и в случае небрежности виновное лицо к уголовной ответственности не привлекается. Чего не скажешь о ситуации, когда предприниматель или должностное лицо, не уплачивая налоги, действовали с умыслом. Правда, этот умысел обвиняющая сторона еще должна доказать. То есть еще даже до возбуждения уголовного дела правоохранительные органы должны представить прокурору доказательства умысла (например, документы, не отраженные в налоговом учете, результаты опроса свидетелей и т.д.), чтобы получить его санкцию на возбуждение уголовного дела. В соответствии с Уголовным кодексом человек действовал умышленно, если осознавал, что в результате его действий налоги не будут уплачены, и желал именно таких последствий либо просто не препятствовал их наступлению (ст. 25 УК РФ). Кстати, даже при наличии умысла не всегда можно оказаться за решеткой. Так, если бухгалтер действовал в соответствии с официальными разъяснениями Министерства финансов, то он не может быть подвергнут наказанию, в том числе уголовному (ст. 111 НК РФ).

Действие и бездействие

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за любое противоправное деяние, то есть как за свое действие, так и за свое бездействие. Первое чаще всего выражается в представлении в контролирующие органы заведомо ложных сведений, влияющих на величину уплачиваемого налога. Допустим, уменьшение (неотражение) суммы доходов или завышение расходов в декларации по налогу на прибыль. Бездействие же обычно заключается в том, что в инспекцию просто не сдаются налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам и иные документы, к примеру, такие как копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур, выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, документы, подтверждающие право на налоговые льготы, и пр.

Когда возникает ответственность

Уголовная ответственность грозит предпринимателю или должностному лицу, если в результате его действий достигнута установленная законодательством сумма неуплаченных налогов. Этот "лимит" различается для предпринимателей и организаций.

Так, для частного предпринимателя критичной будет сумма неуплаты, превышающая 100 000 руб., если при этом доля неуплаты представляет собой более 10% подлежащих внесению в казну налогов; либо просто сумма, превышающая 300 000 руб.

Для организаций "лимит" несколько выше. Он составляет либо более 500 000 руб. неуплаченных налогов (это при условии, что доля неуплаты составляет свыше 10% от всех налогов, подлежащих уплате); либо просто свыше 1 500 000 руб.

Обратите внимание: суммы, входящие в "лимит" недоплаченных налогов и сборов, суммируются за три года! Таким образом, приведенные величины неуплаченных налогов нельзя назвать недостижимыми для любой компании средней величины или просто успешного предпринимателя.

Кроме того, возникает опасность возбуждения уголовного дела и в том случае, если после проверки налогоплательщик не погашает насчитанную ему недоимку в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если возникла такая ситуация, налоговики обязаны в течение 10 дней передать сведения о налогоплательщике в органы внутренних дел для возможного возбуждения уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ). Правда, при этом сумма неуплаты должна быть в размере, который позволяет предполагать факт нарушения налогового законодательства в форме преступления. Проще говоря, сумма недоимки должна быть немелкой.

Стоит упомянуть о том, что существует срок давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ). Так, для физических лиц (ст. 198 УК РФ) этот срок составляет два года (при наличии отягчающих обстоятельств — шесть лет). Для представителей организаций — шесть лет (при наличии отягчающих обстоятельств — десять лет).

Мера наказания для частного лица

Ответственность физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) за уклонение от уплаты налогов (НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога и т.д.) установлена ст. 198 Уголовного кодекса. Если налогоплательщик этой категории уклоняется от уплаты налогов (представив ложные сведения или просто не сдав декларацию), то ему грозит уголовное наказание. Здесь возможны два случая. Первый — уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере. То есть если за 3 года сумма неуплаты превысила 100 000 руб. и она составляется более 10% налога, подлежащего уплате; либо если по умыслу данного налогоплательщика бюджет не досчитался 300 000 руб. Тогда виновное лицо наказывается:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб.;
  • или штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • или арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до одного года.

Второй случай — уклонение от уплаты налогов физическим лицом в особо крупных размерах. То есть когда за 3 года сумма неуплаты более 500 000 руб.

Cоотношение административной и налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства

(и при этом доля неуплаты более 20% всех подлежащих уплате налогов); либо если неуплата за 3 года просто более 1 500 000 руб. Наказание при этом, естественно, будет более существенным, а именно:

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;
  • или штраф в размере заработной платы или другого дохода гражданина за период от восемнадцати месяцев до трех лет;
  • или лишение свободы на срок до трех лет.

Что грозит должностным лицам

В соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса представителя организации, умышленно уклонившегося от уплаты налогов в крупном размере, ждет следующее наказание:

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.;
  • или штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • или арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • или лишение свободы на срок до двух лет.

Под крупным размером подразумевается 500 000 руб. неуплаты налогов за 3 года (если сумма неуплаты более 10% от величины, подлежащей уплате); либо если просто за 3 года было недоплачено 1 500 000 руб.

Если же имеются отягчающие обстоятельства, такие как особо крупный размер неуплаты или предварительный сговор должностных лиц, то виновных ждет более суровое наказание:

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;
  • или штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  • или лишение свободы на срок до шести лет с одновременным лишением права занимать руководящие должности на срок до пяти лет.

Под особо крупным размером неуплаты понимается ситуация, когда организация в течение трех лет недоплатила налогов на сумму более 2 500 000 руб. (и эта сумма превышает 20% от суммы налога, подлежащей уплате); либо если просто фирма за 3 года недоплатила налогов на сумму более 7 500 000 руб.

Ю.А.Перебейнос

Консультант

по налогам и сборам

Ответственность за налоговые правонарушения. Таблица

Нарушение

Наказание

Статья НК РФ

1. Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
2. Нарушение этого срока на срок более 90 дней
1. Штраф 5 тысяч руб.
2. Штраф 10 тысяч руб.
ст.116
1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
2. Ведение такой деятельности более 3 месяцев
1. Штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тысяч руб.
2. Штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней
ст.117
Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке Штраф 5 тысяч руб. ст.118
1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
2. Непредставление декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока представления такой декларации
1. Штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
2. Штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня
ст.119
1. Грубое нарушение (*) организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы
1. Штраф 5 тысяч руб.
2. Штраф 15 тысяч руб.
3. Штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тысяч руб.
ст.120
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)
3. Те же деяния , совершенные умышленно
1. Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога
3. Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога
ст.122
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению ст.123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест Штраф 10 тысяч руб. ст.125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством Штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ п.1 ст.126
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями (кроме случая непредставления банком налоговым органам сведений о налогоплательщиках — клиентах банка, т.к. этот случай предусмотрен ст.135.1) Штраф 5 тысяч руб. п.2 ст.126
1. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля
2.

Какая административная ответственность возникает за налоговые правонарушения в 2018 году

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

1. Штраф 1 тысяча руб.
2. Штраф 3 тысячи руб.
ст.128
1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки
2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода
1. Штраф 500 руб.
2. Штраф 1 тысяча руб.
ст.129
1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.126
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года
1. Штраф 1 тысяча руб.
2. Штраф 5 тысяч руб.
ст.129.1

(*) Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов — фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (ст.120 НК РФ).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Налоговым кодексом предусмотрена налоговая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение учреждением возложенных на него обязанностей. Мерой такой ответственности является налоговая санкция, направленная на предотвращение повторного совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. В свою очередь, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента (ст. 106 НК РФ). Из-за недостаточной информированности налогоплательщиков о видах налоговых правонарушений у них возникают конфликты с налоговыми органами. Поэтому в данной статье рассмотрим основные виды налоговых правонарушений и применяемые налоговые санкции за их совершение.

Налоговая ответственность

Прежде чем говорить о налоговой ответственности учреждений за совершение налоговых правонарушений, перечислим их обязанности, установленные ст. 23 НК РФ. В соответствии с этой статьей учреждения обязаны:

  • своевременно вставать на учет в налоговых органах;
  • производить уплату налогов;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • представлять своевременно в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, п. 2 ст. 23 НК РФ также предусмотрено, что учреждения обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения учреждения:

  • об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня их открытия (закрытия);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) (указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации);
  • о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Перечень налоговых правонарушений и размеры налоговых санкций, применяемых за их совершение

В этом разделе приведем перечень налоговых правонарушений и налоговых санкций, устанавливаемых за их совершение.

Примечание. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст.

Тема 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

114 НК РФ).

Полный перечень видов налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение приведены в гл. 16 НК РФ. Мы рассмотрим основные из них:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание с учреждения штрафа в размере 5000 руб. Если срок подачи заявления превысит 90 календарных дней, то штраф взыскивается в размере 10 000 руб. (ст. 116 НК РФ);
  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. Ведение деятельности учреждениями без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб. (ст. 117 НК РФ);
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (ст. 118 НК РФ);
  • непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. За непредставление учреждением налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации взыскивается штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня (ст. 119 НК РФ);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения грозит штрафом в размере 5000 руб. Если такие нарушения совершены в течение более одного налогового периода, то штраф составит 15 000 руб. За те же деяния, повлекшие занижение налоговой базы, будет взыскан штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. (ст. 120 НК РФ).

Примечание. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей применения настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика;

  • неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Если такие деяния совершенны умышленно, то размер штрафа составит 40% от неуплаченной суммы налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов наказывается штрафом в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).

Однако указанные выше размеры могут быть либо уменьшены, либо увеличены. Например, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.

В том случае, когда налоговое правонарушение совершается лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого с учреждения за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению только после уплаты в полном объеме суммы этой задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 6 ст. 114 НК РФ).

Напомним читателям, что согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога (сбора), пеней, штрафа считается исполненной налогоплательщиком, в частности:

  • с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
  • со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Обязанность по уплате налога не будет признана исполненной, в частности, в случае:

  • отзыва налогоплательщиком-учреждением, которому открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
  • неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
  • если на день предъявления налогоплательщиком в орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом лицевом счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Условия привлечения к налоговой ответственности

Следует учитывать, что нельзя привлечь лицо к налоговой ответственности при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события налогового правонарушения;
  • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
  • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, нельзя также привлечь лицо к ответственности (ст. 111 НК РФ):

  • при совершении действий, содержащих признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • при совершении действий, имеющих признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находящимся в состоянии, при котором оно не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • при выполнении налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога и по другим вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;
  • при иных обстоятельствах, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возложена на налоговые органы.

При привлечении к налоговой ответственности учитываются также смягчающие и отягчающие обстоятельства.

В ст. 112 НК РФ к смягчающим обстоятельствам отнесены: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не является закрытым, это позволяет судам в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ признавать смягчающими неограниченный круг обстоятельств.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.

Данные обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В то же время хочется обратить внимание, что в силу положений ст. 108 НК РФ повторное привлечение лица к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения не допускается. В данной статье также указано, что привлечение учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения не влечет освобождения его должностных лиц (при наличии оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ, и не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пеней.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

Срок исковой давности взыскания штрафа применяется для обращения ранее наложенного штрафа к взысканию.

Течение срока исковой давности начинается со дня совершения правонарушения для всех налоговых составов, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 НК РФ (грубое нарушение учета доходов и расходов и неуплата или неполная уплата налогов (сборов)). При совершении правонарушений, предусмотренных данными статьями, течение срока начинается со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение.

Обратите внимание! За совершение налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (п. 1 ст. 113 НК РФ).

Срок давности привлечения к налоговой ответственности может быть приостановлен, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет (пп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления налоговым органом акта при воспрепятствовании проведению выездной налоговой проверки. Течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении проверки.

Взыскание налоговых санкций

Общеустановленные правила взыскания задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам во внесудебном порядке закреплены в ст. ст. 46 и 47 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора), пеней и штрафа в установленный срок обязанность по их уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — учреждения в банках. Перед этим налоговый орган требованием ставит в известность учреждение о числящейся за ним задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам и сроках ее погашения.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ). В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с учреждения причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах учреждения налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств учреждения, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если судом будет установлено, что срок давности взыскания налоговой санкции истек, это может стать безусловным основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении иска.

Однако при применении положений вышеуказанных статей следует учитывать решение Пленума ВАС РФ, принятое в Постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение". В нем отмечено, что взыскание задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения с учреждений, которым открыт лицевой счет, осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к ним установленной ст. ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ.

Таким образом, с бюджетных учреждений взыскать задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения можно только в судебном порядке.

И.Зернова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"