Ответственность за налоговое правонарушение

Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения

Процедура привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, включает четыре стадии:

1) выявление контролирующими органами фактов правонарушения законодательства о налогах и сборах;

2) рассмотрение материалов дела и вынесение решения;

3) обжалование решений налоговых органов;

4) исполнение решений налоговых органов.

По делам менее сложных налоговых правонарушений производство не так детально регламентировано НК РФ и имеет некоторые особенности.

Выявление правонарушений. При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт, подписываемый им и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, способом, свидетельствующим о дате его получения (под расписку или аналогичным способом). В этом случае акт направляется по почте заказным письмом и считается врученным на шестой день со дня отправки.

В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, лицо, совершившее налоговое правонарушение, имеет право в течение 10 дней со дня его получения представить в налоговый орган письменные возражения (по акту в целом или по его отдельным положениям).

Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. По истечении указанных 10 дней (периода представления письменных возражений) в течение следующих 10 дней руководитель (или его заместитель) налогового органа рассматривает акт, документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии налогоплательщика (или его представителя). О времени и месте рассмотрения акта привлекаемое к ответственности лицо извещается заблаговременно. Неявка налогоплательщика не лишает возможности руководителя (или его заместителя) налогового органа рассмотреть акт в его отсутствие.

Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта заслушиваются его объяснения, исследуются другие доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением законодательства. Если документы были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением установленных сроков, то полученные документы не будут считаться полученными с нарушением законодательства.

При рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении к участию в рассмотрении свидетеля, эксперта или специалиста.

В результате рассмотрения акта, документов и материалов руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит одно из решений — о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства указываются:

1) обстоятельства нарушения;

2) документы и другие сведения, которые их подтверждают;

3) доводы, приводимые лицом в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения налогового законодательства (с указанием статей НК РФ);

4) срок, в течение которого лицо имеет обжаловать это решение, порядок его обжалования в вышестоящий налоговый орган (или вышестоящему должностному лицу);

5) наименование органа, место его нахождения;

6) другие необходимые сведения.

На основании решения о привлечении лица к ответственности ему направляется требование об уплате пеней и штрафа. Копия решения и требование вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, способом, свидетельствующим о дате их получения (под расписку или другим аналогичным способом). В случае если лицо (или его представители) уклоняется от получения этих документов, они направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки.

Решение налогового органа о привлечении лица к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом в случае несоблюдения должностными лицами налоговых органов процедурных требований, нарушения существенных условий процедуры рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля, других нарушений процедуры рассмотрения материалов, если только они привели (или могли привести) к принятию неправильного решения.

По выявленным нарушениям налогового законодательства, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций к этим лицам производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях .

Обжалование решения. Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение или решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение может быть обжаловано как в административном, так и в судебном порядке. Налоговый кодекс РФ предусматривает общий порядок обжалования решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе. В соответствии со ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Чаще всего лицо «должно узнать» о факте нарушения своих прав в момент получения решения. Вынесенное решение может быть сразу обжаловано в судебном порядке без предварительного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Более того, лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, может одновременно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган и заявление в суд.

Арбитражный суд или суд общей юрисдикции рассматривает заявления о признании недействительными решений о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение или решений об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение в порядке, предусмотренном по делам об оспаривании актов государственных органов.

Исполнение решения. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пени и штрафа. Требование оформляется в порядке, предусмотренном ст. 69 НК РФ, а в случае неисполнения в срок указанного требования налоговый орган вправе вынести решение о взыскании пени и штрафа в порядке, предусмотренном п. 2 и 8 ст. 45 НК РФ.

Далее принудительное исполнение вынесенного решения зависит от того, кого привлекают к ответственности. С организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый орган в соответствии со ст. 46 и 47 НК РФ вправе взыскать пеню и штраф во внесудебном порядке, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — только в судебном порядке в соответствии со ст. 48 НК РФ .

Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика, налогового агента к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если истек срок исковой давности, а именно если со дня его совершения (или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется ко всем налоговым правонарушениям, кроме нарушений в виде неуплаты сумм налога в результате неправомерных действий и грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется к налоговым правонарушениям в виде неуплаты сумм налога в результате неправомерных действий и грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Таблица 2 Исчисление срока исковой давности по налоговым нарушениям

Вид нарушений

Момент начала исчисления срока исковой давности

Неуплата сумм налога в результате неправомерных действий и грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода

Все другие налоговые правонарушения

Со дня совершения налогового правонарушения

Налоговый кодекс РФ предусматривает наложение на нарушителя налогового законодательства налоговых санкций. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

Пеня не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением налогового законодательства. Для начисления пеней достаточно только одного основания — недоимки по налогу. При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня — это один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке (ст. 72 НК РФ).

Сумма штрафа перечисляется со счетов плательщика только после перечисления в полном объеме суммы задолженности по налогу и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством. Налоговые органы могут взыскать налоговую санкцию не позднее 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Указанный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа. .