Ответственность за финансовую отчетность несут

Обухова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Федеральному закону от 29.05.2019 № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Для того чтобы отчетность содержала достоверные сведения о финансово-хозяйственной деятельности, субъект учета должен отражать факты своей хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета в соответствии с нормами законодательства РФ.

Информация о размере административной ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности крайне актуальна для главного бухгалтера, поскольку согласно позиции Верховного суда, изложенной в п. 24 Постановления от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях», главный бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер) несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

За нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Здесь же отметим, что в случае искажения показателей бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с нормами Инструкции № 33н, а также при грубом нарушении требований к бухгалтерскому учету в отношении автономных учреждений применялась (до 09.06.2019) ст. 15.11 КоАП РФ. Положения ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении действий автономных учреждений не использовались, поскольку эта статья устанавливала административную ответственность должностных лиц в части нарушения порядка представления бюджетной отчетности, то есть отчетности, составляемой в соответствии с Инструкцией № 191н, а автономные учреждения составляют отчетность согласно Инструкции № 33н.

Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ в ст. 15.11, 15.15.6 КоАП РФ внес изменения, которые применяются с 09.06.2019. В силу поправок административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ, возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством РФ бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности. Таким образом, в случае нарушения должностными лицами автономных учреждений требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности применяются нормы, закрепленные в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Ниже рассмотрим новшества, внесенные в данную статью.

Непредставление отчетности или ее представление с нарушением сроков

Согласно положениям п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бухгалтерской отчетности должностные лица учреждения привлекаются к ответственности в виде административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Напомним, что ранее в силу ст. 15.11 КоАП РФ размер штрафа за подобное нарушение составлял от 5 000 до 10 000 руб.

Нарушение требований к ведению бухгалтерского учета

Пунктом 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ в новой редакции установлена следующая классификация нарушений требований к ведению бухгалтерского учета.

В примечании к ст. 15.15.6 КоАП РФ разъяснено, какие нарушения являются незначительными, значительными и грубыми. Ниже в форме таблицы отобразим условия отнесения нарушений к той или иной группе.

Вид нарушения

Критерии

Незначительное нарушение

Значительное нарушение

Грубое нарушение

Искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) финансовом результате

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
– не более чем на 1% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.

– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;
– не более чем на 1% и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

– более чем на 10%;
– не менее чем на 1%, но не более чем на 10% и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.

Занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов

На сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

На сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

На сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности

Помимо нарушений, указанных в таблице, под грубым нарушением требований к ведению бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской отчетности понимаются:

  • включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

  • регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

  • отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Административная ответственность не применяется

Пункт 5 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона № 113-ФЗ устанавливает, что предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется:

  • к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета;

  • к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

Административная ответственность за искажение показателей отчетности не применяется в случае, если искажение показателей отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Должностные лица освобождаются от административной ответственности

Федеральным законом № 113-ФЗ ст. 15.15.6 КоАП РФ дополнена нормой, освобождающей должностных лиц от административной ответственности. Итак, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.15.6 КоАП РФ, в следующих случаях:

1) при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании такой налоговой декларации (такого расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также при уплате соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) при представлении бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности):

  • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);

  • после принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, закрепленных в ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в отчетности.

Какие хозяйствующие субъекты обязаны вести бухучет

В соответствии с положениями ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ бухгалтерский учет обязаны вести все типы хозяйствующих субъектов, кроме:

  • ИП (при условии учета собственных доходов и расходов иными методами, предусмотренными налоговым законодательством);
  • структурных подразделений иностранных фирм, работающих в России (при условии ведения учета выручки и издержек в соответствии с нормами налогового законодательства).

Организация должна вести бухучет с момента государственной регистрации и до прекращения деятельности. Невыполнение этой установленной законом обязанности грозит фирме юридическими последствиями в виде мер, установленных в ст. 120 НК РФ (штраф) и ст. 15.11 КоАП РФ (штраф либо дисквалификация должностных лиц).

В интересах фирмы — вести корректный бухучет. Кто же должен отвечать за его организацию?

На ком лежит ответственность за организацию бухучета

Законодатель не раскрывает понятие «организация бухгалтерского учета», несмотря на то, что это словосочетание приведено, в частности, в одном из основных нормативных актов, регулирующих бухучет, — приказе Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Ответственность за организацию бухучета несет руководитель хозяйствующего субъекта (п. 6 приказа № 34н). Из опыта практической деятельности под организацией учета правомерно понимать:

  • юридическое оформление системы бухгалтерского учета (например, учреждение положения о бухгалтерии, издание приказов о включении в штатное расписание должностей ответственных за бухучет, оформление на работу специалистов на соответствующие должности);
  • техническое обеспечение системы бухгалтерского учета (закупку компьютеров, бухгалтерского ПО и иной инфраструктуры, необходимой для работы специалистов);
  • организацию непосредственно ведения бухгалтерского учета.

Кто отвечает за ведение бухучета

За организацию ведения бухучета также отвечает руководитель (п. 1 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Если иное не предусмотрено законом, руководитель фирмы обязан возложить функции по бухучету на компетентное лицо (п. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ). Им может быть:

  • главный бухгалтер или иной компетентный сотрудник компании (в банковских учреждениях — только главный бухгалтер);
  • сторонняя организация или физлицо, оказывающие услуги по договору аутсорсинга.

Кто несет ответственность за ошибки в бухгалтерском, налоговом учете, а также в отчетности, если ведение бухгалтерского и налогового учета передано фирме-аутсорсеру? Ответ на данный вопрос рассматривают эксперты КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Вести бухучет сам, без привлечения других лиц, штатных или внештатных, может только:

  • руководитель хозяйствующего субъекта, который по закону имеет право применять упрощенные способы ведения бухучета;
  • руководитель предприятия, классифицируемого как субъект среднего бизнеса.

В случае если хозяйствующий субъект зарегистрирован как АО, имеет статус НПФ, является участником торгов или ведет деятельность в страховом бизнесе, бухучет в нем должен вестись лицом, имеющим определенный законодательством уровень квалификации, опыта и компетентности.

Требования к ответственному за ведение бухучета

Квалификационные требования к лицу, претендующему на позицию, подразумевающую выполнение функций по ведению бухучета, зависит от правового статуса и отраслевой принадлежности предприятия.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ главный бухгалтер, оформляемый на работу в АО, страховую фирму, НПФ, управляющую финансовую компанию и иные фирмы, которые участвуют в торгах (но не являются банками), должен соответствовать одному из следующих квалификационных требований:

  • наличие высшего образования в сфере бухучета и аудита, а также стажа работы на должности, связанной с ведением бухучета, длительностью не менее 3 лет из 5, предшествующих назначению на позицию ответственного за бухучет;
  • наличие высшего образования по любой специализации, а также стажа работы, связанной с бухучетом, длительностью не менее 5 лет из 7, предшествующих назначению.

Кроме того, в обоих случаях у бухгалтера не должно быть неснятой либо непогашенной судимости за экономические преступления.

Отдельные квалификационные требования установлены для главного бухгалтера банковской организации (п. 7 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

В общем случае руководителю фирмы или менеджеру по кадрам, оформляющему главного бухгалтера на работу, следует ориентироваться на квалификационные требования, установленные профстандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н.

Подробнее см.: «Новый профстандарт бухгалтера — приказ № 103н».

Содержание работы ответственного за ведение бухучета

Главный бухгалтер или иное лицо, отвечающее за бухучет в компании, в процессе выполнения своей работы решает такие задачи, как:

  • обеспечение корректного ведения бухучета (с точки зрения документооборота, указания в отчетности достоверных данных);
  • обеспечение своевременного ведения бухучета (представления отчетности);
  • принятие в оборот первичных и прочих документов, удостоверяющих хозяйственные операции, в соответствии с законом;
  • сверка хозяйственных расчетов с контрагентами;
  • проведение своевременной инвентаризации имущества фирмы;
  • обеспечение сохранности бухгалтерских документов.

Должностные обязанности главного бухгалтера прописываются в трудовом договоре. Что же будет, если человек, занимающий данную должность, их нарушит?

Подробнее об обязанностях главбуха читайте в наших публикациях:

  • «Ищем лишние обязанности в должностной инструкции главбуха»;
  • «Вносим изменения в должностную инструкцию».

Нарушение бухгалтером трудовых обязанностей: последствия

Если главный бухгалтер нарушит свои обязанности, типичные для его должности, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с трудовым, административным и уголовным законодательством.

К ответственности по трудовому законодательству главный бухгалтер может быть привлечен на основании:

  • ст. 192 ТК РФ (возможные санкции — замечание, выговор, увольнение);
  • п. 9 ст. 81 ТК РФ (возможная санкция — увольнение);
  • ст. 243 ТК РФ (возможная санкция — взыскание компанией компенсации за материальный вред).

Положения ст. 192 ТК РФ могут быть применены работодателем в случае прямого неисполнения бухгалтером обязанностей, установленных трудовым договором или его должностной инструкцией.

Нормы п. 9 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе применить, если бухгалтер примет то или иное решение, которое повлечет за собой ущерб имуществу фирмы либо неправомерное использование данного имущества.

Санкции, предусмотренные ст. 243 ТК РФ, могут быть применены в отношении главного бухгалтера, если он:

  • нанес компании материальный ущерб по причине неисполнения обязанностей;
  • допустил недостачу материальных ценностей, которые были ему вверены;
  • причинил ущерб фирме умышленно;
  • причинил ущерб в фирме под воздействием алкоголя, наркотиков;
  • причинил ущерб, совершая преступление, административный проступок;
  • допустил разглашение коммерческой тайны;
  • нанес фирме ущерб вне периода исполнения трудовых обязанностей.

Кроме того, трудовым договором могут быть установлены иные критерии возникновения материальной ответственности главного бухгалтера.

ВАЖНО! Материальная ответственность в полном размере может быть возложена на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что главный бухгалтер в случае причинения ущерба несет материальную ответственность в полном размере, то ответственность за причиненный ущерб может быть взыскана только в размере его среднего месячного заработка (п. 10 постановления Пленума ВС от 16.11.2006 № 52).

Если говорить об административной ответственности, то, исходя из положений ст. 15.11 КоАП РФ, бухгалтер как должностное лицо в случае грубого нарушения ведения бухучета (в соответствии с критериями, установленными п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ) может быть:

  • оштрафован на сумму 5 000–10 000 руб.;
  • оштрафован на сумму 10 000–20 000 рублей или дисквалифицирован на 1–2 года, если нарушение будет повторным.

ВНИМАНИЕ! В 2019 году в ст. 15.11 КоАП РФ были внесены изменения, предусматривающие возможность освобождения бухгалтера от ответственности, если ошибки в учете он допустил по вине третьих лиц. Подробно о них мы рассказывали в этой статье.

Главный бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности на основании ст. 199, 199.1, 199.4 УК РФ. Нормы, установленные данными статьями, применяются, если по причине действий бухгалтера компания была признана уклонившейся от уплаты налогов, страховых взносов. Возможные санкции:

  • штраф;
  • арест;
  • лишение свободы.

Более строгими санкции становятся, если доказано, что преступление совершено несколькими сотрудниками фирмы по предварительному сговору, либо выявлена неуплата налогов в особо крупном размере.

Ответственность по ст. 199 УК РФ главный бухгалтер несет, только если будут доказаны махинации с крупными суммами, осуществленные умышленно или в сговоре с руководителем (пп. 7, 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Нарушения в бухучете: ответственность руководителя или главбуха

Безусловно, просчеты в бухучете могут иметь последствия и для руководителя фирмы. В каких случаях именно он может быть привлечен к ответственности?

В федеральном законодательстве пока отсутствуют нормы, на основании которых можно однозначно разграничить ответственность главного бухгалтера и руководителя организации. Определяющую роль в данном случае играет правоприменительная практика, прежде всего судебная.

Так, в постановлении пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 высказана позиция, в соответствии с которой разграничение ответственности бухгалтера и руководителя следует осуществлять исходя из разности возложенных на них обязательств: руководитель отвечает за организацию учета, в то время как бухгалтер — за его корректное ведение.

ВАЖНО! Можно сделать вывод, что руководитель в общем случае может нести ответственность за неосуществление или некорректную организацию бухучета. Подобные действия или же, наоборот, бездействие руководителя фирмы могут привести к тому, что именно он, а не главный бухгалтер, будет оштрафован или дисквалифицирован по ст. 15.11 КоАП РФ.

Если допущены просчеты непосредственно в ведении бухучета, правомерно говорить о том, что бухгалтер и директор могут нести совместную ответственность за правовые последствия ошибок или осознанных действий.

Кроме того, формулировки ВС РФ позволяют сделать вывод о том, что отвечать за последствия ошибок в ведении бухгалтерии будет только руководитель, если выяснится, что бухгалтер был вынужден осуществлять незаконные действия вследствие прямого письменного распоряжения руководителя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 8 ст. 7 закона № 402-ФЗ бухгалтер имеет право запросить соответствующее распоряжение по своей инициативе. Например, если посчитает, что вследствие проставления им подписи на том или ином финансовом документе фирме не избежать неприятных последствий.

Так или иначе, следует признать, что разграничение ответственности главного бухгалтера и руководителя фирмы исходя из норм закона и правоприменительной практики — вопрос крайне неоднозначный. Многое зависит от обстоятельств конкретного прецедента, доказательной базы, степени серьезности правонарушения, а также оценки фактов, имеющих отношение к делу, со стороны компетентных исполнительных или судебных органов.

Грозит ли ответственность руководителю фирмы, если главный бухгалтер несвоевременно сдал бухгалтерскую отчетность? Получите пробный доступ и бесплатно узнайте ответ в экспертном мнении от КонсультантПлюс.

Итоги

Бухгалтерский учет относится к важнейшим с точки зрения управления бизнесом направлениям деятельности компании. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель фирмы. Ключевые функции по ведению бухучета в фирме выполняет опытный и квалифицированный специалист уровня главного бухгалтера. Он отвечает за свою работу в соответствии с нормами закона, а также условиями трудового договора.

Узнать больше об особенностях бухгалтерского учета вы можете в статьях рубрики «Бухгалтерский учет (план счетов и принципы)»:

  • «Бухгалтерский учет и анализ финансовых результатов»;
  • «Право второй подписи главного бухгалтера на документах»;
  • «Когда выполняются работы по восстановлению бухучета?» и др.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

За искажение бухгалтерской отчётности, несвоевременную подачу документов в вышестоящие органы законом предусмотрены штрафы. За занижение суммы взносов и налогов бухгалтеру может грозить административная или даже уголовная ответственность.

Что относится к грубым нарушениям правил ведения бухгалтерского учета

Статья 15.11 КоАП РФ посвящена серьёзным нарушениям в сфере бухучета и финансовой отчётности. В примечании к пункту 1 обозначается, что такое грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета. В частности, к таковому относят:

  1. Искажение любого из показателей бухгалтерской отчётности, если размер отчисляемого налога был занижен на сумму не менее 10%.
  2. Если компания зарегистрировала мнимый объект бухучета, вела учет несуществующих операций.
  3. В случаях, если бухгалтерская отчетность составлялась в разрезе с фактическими данными регистров бухучета.
  4. Если у предприятия отсутствуют первичные учетные документы, бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения. То есть, данные бумаги должны храниться в организации определенное количество лет.

Посмотреть информацию про сдачу бухгалтерской отчетности можно

Размеры штрафов в 2020 году

В конце мая 2019 года Президент РФ подписал закон под номером 113-ФЗ. Этот документ был призван скорректировать размеры взысканий за те или иные нарушения в бухгалтерском учете. Остановимся на этом аспекте подробнее.

Первичный штраф за искажение бухгалтерской отчётности 2020 года за грубые нарушения составляет 5.000-10.000 руб. Если же это повторное нарушение, тогда сумма возрастает в 2 раза, и её пределы колеблются от 10.000 до 20.000 руб. Также за грубое искажение бухгалтерской отчётности ответственность в 2020 году может повлечь дисквалификацию профильного специалиста на срок 1-2 года.

Но если бухгалтер исказил показатели отчётности не по своей вине, тогда он сможет избежать административной ответственности. В этом случае следует доказать, что специалист не смог отразить в отчетных документах достоверные показатели из-за того, что иные ответственные лица своевременно не предоставили ему необходимые первичные документы или в этих бумагах были ложные данные.

Чтобы избежать штрафных санкций за искажение отчетности в 2020 году, главному бухгалтеру следует исправить ошибки в бухгалтерской отчётности до того, как её утвердили; скорректировать отчетность по налогам, в короткие сроки отчислить недостающую сумму в налоговые органы и погасить пени.

Новая редакция Ст. 15.11 КоАП РФ

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Примечания:

1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Комментарий к Статье 15.11 КоАП РФ

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;

б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК).

Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП (от двух тысяч до трех тысяч рублей).

В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП на ч. 1 ст. 15.6 КоАП, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.

Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.

При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.

Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

Другой комментарий к Ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом указанного нарушения являются правила единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, установленные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

2. Объективная сторона характеризуется деянием (действием или бездействием) и выражается: в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов.

3. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

4. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Под искажением в значении данной статьи следует понимать неприменение правил бухгалтерского учета, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности заведомо неправильных, недостоверных данных.

5. Под учетными документами понимаются бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета, регистры налогового учета, план счетов бухгалтерского учета, первичные учетные документы, другие документы учетной политики.

6. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; учета о прибылях и убытках; приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительной записки; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

7. Регистры бухгалтерского учета представляют собой документы, в которых содержатся систематизация и накопление информации на основе принятых к учету первичных документов для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

8. План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

9. Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

10. Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных счетах бухгалтерского учета, группирующего детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

11. Под аналитическими регистрами налогового учета понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый период), сгруппированных в соответствии с требованиями гл.23 НК, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

12. В качестве первичного учетного документа признается оправдательный документ, составленный по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, но они содержат их обязательные реквизиты. К обязательным реквизитам относятся: наименование документа; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за нарушение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

13. Под своевременным и правильным отражением на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика понимается составление первичного учетного документа в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно после ее окончания; передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.

14. Достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обеспечивается проведением инвентаризации имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

15. К грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета приравниваются нарушения порядка и сроков хранения учетных документов.

Порядок хранения предусматривает соблюдение требований, установленных с целью сохранности учетных документов. Так, при хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Срок хранения — временной отрезок, в течение которого организация обязана хранить учетные документы. Указанный срок составляет не менее пяти лет (см. приказ Минфина России от 29 июля 1998 г.).

16. Субъектом нарушения может выступать исключительно должностное лицо организации: ее руководитель, на которого возложена ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (ст.6 Федерального закона о бухгалтерском учете).

17. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла. Так, например, совершение правонарушения в форме умысла означает: лицо знает и осознает, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности, желает этого либо безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета.

Взыскание с директора ущерба за плохое управление предприятием

Вопрос о взыскании с руководящих работников ущерба достаточно сложен, судебная практика по делам неоднородна. Должность генерального директора подразумевает ответственность, в том числе и материальную (ст 227 ТК РФ). Как поступить, если директор не оправдал возложенных на него надежд учредителя организации? В каких случаях можно взыскать с него ущерб за непрофессиональное управление фирмой и обязать погасить образовавшиеся убытки? Во-первых, нужно разобраться, что именно считать непрофессионализмом в этом случае. Непрофессиональное управление предприятием — это действия или бездействие ответственного и уполномоченного лица, которые свидетельствуют об отсутствии подготовки в необходимой сфере, неведении или нежелании применять знания по определенной дисциплине. Далее, важно выяснить пределы материальной ответственности генерального директора. По ГК РФ единоличный исполнительный орган в лице гендиректора обязан действовать в интересах юр. лица разумно и добросовестно. Руководитель предприятия, даже если он уже не занимает эту должность, несёт полную материальную ответственность за причиненный организации вред по статье 277 ТК РФ части 1. Так, генеральный директор возмещает предприятию весь прямой действительный вред, нанесённый его непрофессиональным руководством. Упущенная выгода при этом не взыскивается (ст 238 ТК РФ). Чтобы привлечь директора к ответственности через суд, именно работодателю необходимо доказать причинение ответчиком реального прямого ущерба организации. Например, факт наличия необоснованных расходов, если в таковых обвиняется гендиректор, обязательно должен подтверждаться доказательствами. Обязательны подтверждения того, что руководитель действовал вопреки интересам предприятия. Итак, возложить на генерального директора мат. ответственность за убытки предприятия по ст 277 ТК РФ можно только, доказав:

  • право организации подать подобный иск;
  • факт причинения убытков и их реальный размер;
  • виновность действий или бездействия ответчика;
  • наличие причинно-следственной связи между действиями директора и убытками.

Доказать нужно всю совокупность перечисленных факторов. В качестве примера можно привести конкретную ситуацию. Так директор предприятия по делу N 33-5514/2014 был привлечён к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей руководителя. Таких как: организация деятельности фирмы по ведению бух. учёта и отчётности, обеспечение сохранности денег (товаров) и назначение материально-ответственных лиц. В этом и состоял непрофессионализм директора: руководитель не сумел обеспечить учёт утраченных ценностей; предоставить документы, которые могли бы доказать отсутствие недостачи; предъявить трудовые договоры с другими работниками (кассирами, продавцами), на которых можно было бы возложить часть материальной ответственности. Так как директор сам принял материальные ценности предприятия под роспись, и не оспаривал факт торговли, то налицо совокупность условий возникновения мат. ответственности руководителя по ст 277 ТК РФ. Судом было доказано, что именно ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей директора повлекло недостачу денег и ценных товаров на предприятии. Доказательств вины других лиц найдено не было, и полная материальная ответственность за действительный ущерб была возложена на гендиректора. Для контраста в качестве примера приведём и отрицательную судебную практику, то есть дело, в котором суд не признал директора организации материально ответственным за ущерб. В судебном деле N 33-2289/2014 возник спор по расходованию денежных средств. Директор выплатил дополнительные деньги за ведение бухгалтерского учёта фирмы, а учредитель посчитал такие действия недобросовестными. Суд, отказав в удовлетворении требований истца, указал, что устав организации даёт директору как исполнительному органу фирмы право издавать приказы о поощрении. Доказательств причинения действиями директора прямого ущерба в рамках статьи 277 ТК РФ предъявлено не было, соответственно, суд отказался возлагать какую-либо ответственность на директора организации. Итак, бремя доказывания вины директора в спорах о возмещении ущерба полностью ложится на работодателя. Важно установить факт неразумности и недобросовестности действий руководителя, наличие связи между этими действиями и ущербом, и, конечно, подтвердить сам ущерб. Только совокупность всех доказательств суд примет во внимание при взыскании ущерба с директора за плохое управление предприятием.