Оценочные обязательства по премиям

Минфин России ответил на вопрос о моменте учета в расходах по налогу на прибыль премии за результаты работы прошлого периода.

Налог на прибыль

По нормам статьи 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, в том числе и премии (при условии их соответствия положениям статьи 252 Налогового кодекса РФ – экономическая обоснованность и документальная подтвержденность). А по нормам статьи 272 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения прибыли расходы на оплату труда признаются ежемесячно исходя из начисленных суммы.

В то же время организация вправе установить равномерный порядок учета расходов на выплату ежегодных премий (ст. 324.1 НК РФ). В этом случае в расходах на оплату труда будут признаваться ежемесячные отчисления в указанный резерв (п. 24 ст. 255, подп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, премии за результаты работы за год учитываются в расходах в периоде их начисления, но только если организация не формировала резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год.

А организация, принявшая решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату премии по итогам работы за год, обязана отразить в учетной политике принятый способ резервирования, определить предельную сумму и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв (п. п. 1, 6 ст. 324.1 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Обязательства перед работниками по выплате годовых премий — это оценочные обязательства (п. п. 4, 5 ПБУ 8/2010″Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н, Методические рекомендации МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками», принятые Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011).

Ранее сформированное оценочное обязательство по выплате годовых премий было отнесено на расходы по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 8/2010, п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Поэтому годовая премия и страховые взносы на нее начисляются за счет ранее признанного оценочного обязательства (п. 21 ПБУ 8/2010).

Заметьте: в бухгалтерском учете расходы в виде премии и начисленных на нее страховых взносов были признаются в момент признания оценочного обязательства. А в налоговом учете эти расходы признаются в месяце начисления премии и страховых взносов. Поэтому ранее, при признании оценочного обязательства по выплате годовых премий у организации возникли вычитаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые активы (п. п. 11, 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). По факту начисления годовых премии и страховых взносов эти разница и актив уменьшаются (п. 17 ПБУ 18/02).

Пример. Учет годовой производственной премии.

Согласно коллективному и трудовым договорам, положению о премировании работникам, отработавшим в организации не менее пяти лет (по состоянию на последний день календарного года), при достижении чистой прибыли суммы 2 000 000 рублей полагается годовая премия. Она начисляется и выплачивается в феврале следующего года. В налоговом учете резерв предстоящих расходов на выплату премий по итогам года не создается.

Показатель чистой прибыли в 2016 году составил 2 500 000 руб. Значит, основания для выплаты годовой премии работникам имеются. Предположим, что сумма премии работникам — налоговым резидентам РФ составила 400 000 рублей, а начисленные страховые взносы 104 000 рублей.

Бухгалтер сделает проводки (без применения вычетов по НДФЛ):

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 70

— 400 000 руб. – начислена премия по итогам работы за год;

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 69

— 104 000 руб. – начислены страховые взносы;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09

— 100 800 руб. (504 000 х 20%) – уменьшен отложенный налоговый актив;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

— 52 000 руб. (400 000 х 13%) – удержан НДФЛ с суммы премии;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» КРЕДИТ 51

— 52 000 руб. – перечислен НДФЛ в бюджет;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 51

— 348 000 руб. (400 000 – 52 000) – выплачены премии работникам.

А.Э. Цумарев,
кандидат филологических наук,
научный сотрудник отдела культуры русской речи
Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН

«Новые слова могут и должны стать предметом специального исследования культуры речи», — так в 1970 году писали авторы статьи «Новые слова, их принятие и нормативная оценка», вошедшей в программную монографию «Актуальные проблемы культуры речи»1.

В заметке речь пойдет об одном недавнем заимствовании, а также его производных, которые стали использоваться прежде всего в сфере промышленности и торговли для обозначения качества продукции.

В советское время говорили о высшем, первом, втором сорте (классе, категории), о высоких или низких сортах (по отношению, в частности, к сортам пшеницы употреблялось слово элитный); иногда использовали слово экстра. Современные товаропроизводители и работники торговли не удовлетворяются привычными наименованиями. Изменения в структуре общества и социальной психологии способствовали появлению слов, которые заключают в себе смысл ‘предназначенный не для всех’. В числе таких лексических единиц – прилагательные элитный, эксклюзивный, виповский, люксовый.

Данный ряд пополняется образованными от заимствованного слова премиум прилагательными премиумный и премиальный. Они употребляются в профессиональной речи, причем достаточно активно, и попадают на страницы изданий для широкого читателя. Например: «Премиальный сегмент будет расти еще быстрее, чем массовый, потому что, как только у потребителя появляется больше денег, обычно он переключается на более качественный продукт» (Московские новости, 2005, № 34).

Остановить внимание на слове премиум и его производных представляется любопытным потому, что эти слова отражают социальные изменения и относятся к области заимствований и новообразований последнего десятилетия, активных в речи, но не кодифицированных, насколько мне известно, в нынешних словарях.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что история изучения слова премиум ограничивается пока только одной профессиональной работой – лингвистической экспертизой названия торговой организации, в состав которого входит данное слово2. В исследовании группы известных лингвистов было, в частности, отмечено, что слово премиум «начало осуществлять первые этапы вхождения в русскую речь», «отсутствует в русском языке, хотя при этом оно может употребляться в русской речи». Представленный в экспертизе 2002 года анализ может быть дополнен, поскольку слово премиум продолжает существование в нашей речи. Кроме того, о производных этого слова никаких исследований, исключая непрофессиональные (с лингвистической точки зрения) обсуждения в Интернете, не встретилось.

В текстах советского периода слово премиум можно обнаружить как варваризм: в романе Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» (1963) есть следующее предложение (об автомобиле, на котором едут герои книги): «Он жрет горючее только высшего сорта «Премиум», а мы не достанем такого до Бангалура…». Характерно наличие слова высший как пояснения к «Премиум».

В современном английском языке, по данным «Нового большого англо-русского словаря»3, имеются два лексико-грамматических омонима: premium I – существительное с основным значением ‘награда; премия; вознаграждение; премиальная надбавка’4 и premium II – прилагательное со значением ‘первосортный, высшего качества’.

Именно последнее и было недавно заимствовано в русскую профессиональную речь для обозначения качества товаров. Прежде всего, встречается аналитическое прилагательное: класс премиум, водка премиум, но также получило хождение и склоняемое существительное: покупка премиума; работать в массовом сегменте и в премиуме; марка, тяготеющая к премиуму. Премиум становится первой частью сложных слов: премиум-бренд, премиум-магазин. Есть некоторое количество дублетов типа класс премиум и премиум-класс. Компонент премиум входит в состав наименований: банк «Премиум», фура «Рено-премиум». Готово к употреблению существительное: платить за премиальность товара. Правда, оно в части случаев берется в кавычки как неустоявшееся. Изредка попадается наречие: выглядеть премиально. Словообразовательная цепочка разрастается: в речи несложно обнаружить суб-, нижне- и суперпремиальный сегмент рынка. Следует отметить примеры употребления названных прилагательных в сравнительной степени: Конечно, есть в России и более премиумные конфеты, чем «Слад&Ко», но в том, что это очень сильный бренд, убедились, наверное, уже многие5.