Отпуск муниципалам

Содержание

Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Муниципальным служащим ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск. Он состоит из основного отпуска (30 календарных дней) и дополнительных отпусков, продолжительность которых зависит от условий труда и стажа муниципальной службы.

В данной консультации расскажем, как определить продолжительность оплачиваемого отпуска муниципального служащего. Коротко остановимся на порядке определения размера денежного содержания за период отпуска. Кроме того, поговорим об отпусках без сохранения заработной платы.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о муниципальной службе (п. 2 ст. 3, ст. 11 названного закона). Таким образом, вопросы предоставления и оплаты отпусков регулируются прежде всего специальным законодательством, а потом уже трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит:

  • из основного оплачиваемого отпуска;

  • из дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск муниципального служащего составляет 30 календарных дней. Такая продолжительность отпуска установлена Законом о муниципальной службе в РФ и применяется ко всем без исключения муниципальным служащим.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

Муниципальному служащему предоставляются следующие дополнительные оплачиваемые отпуска:

  • за выслугу лет;

  • за ненормированный рабочий день (если служащему установлен такой режим работы);

  • за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если таковые имеются);

  • за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;

  • в случаях, установленных законами субъекта РФ.

Остановимся на каждом из этих видов отпусков отдельно.

Отпуск за выслугу лет

Федеральным законодателем установлена максимальная продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет – 10 календарных дней. Конкретный порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов РФ. Приведем выдержки из некоторых региональных законов.

Наименование и норма документа

Порядок предоставления отпуска

Пункт 5 ст. 28 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее – Закон № 50)

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год муниципальной службы

Пункт 2 ст. 15 Закона г. Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 53-8)

Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день за 3 полных календарных года муниципальной службы, но не более 10 календарных дней

Пункт 4 ст. 20 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (далее – Закон № 99-З)

Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;

2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет – календарных дней;

3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;

4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более – 10 календарных дней

Если в законе субъекта РФ либо нормативном акте муниципалитета не прописан порядок определения продолжительности оплачиваемого отпуска за выслугу лет, то следует применять правила, установленные п. 5 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, поскольку посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (п. 5 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ, п. 5 ст. 7 Закона о государственной гражданской службе в РФ). В соответствии с этим законом продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет составляет:

  • при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;

  • при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;

  • при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;

  • при стаже муниципальной службы 15 лет и более – 10 календарных дней.

Отпуск за ненормированный рабочий день

Отпуск за ненормированный рабочий день предоставляется только тем муниципальным служащим, которым установлен такой режим работы. Продолжительность отпуска определена федеральным законодателем и составляет три календарных дня. Право на такой отпуск возникает у муниципального служащего обычно независимо от продолжительности службы в условиях ненормированного дня.

Отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Специальных положений о предоставлении муниципальным служащим дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Закон о муниципальной службе в РФ не содержит. Следовательно, применяются общие положения, установленные Трудовым кодексом.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо к опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ (ст. 117 ТК РФ).

Отпуск за работу в особых климатических условиях

В силу ст. 116, 321 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» кроме установленных дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, в качестве компенсации полагается также ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

  • в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня;

  • в приравненных к ним местностях – 16 календарных дней;

  • в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, – 8 календарных дней.

Согласно ст. 313 ТК РФ лицам, проживающим в названных районах, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

Иные дополнительные отпуска, предусмотренные федеральным законодательством

На муниципальных служащих, как и на других граждан РФ, распространяются положения иных федеральных законов, предусматривающих предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков. Речь прежде всего идет о гражданах, подвергшихся воздействию радиации.

Категория граждан

Продолжительность дополнительного отпуска

Наименование и норма документа

Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

14 календарных дней

Пункт 15 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

14 календарных дней

Пункт 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1

Разделение отпуска на части

В соответствии со ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.

Законами субъектов РФ муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные гарантии, например возможность разделения отпуска на части по желанию работника. Приведем выдержки из региональных законов.

Наименование и норма документа

Порядок предоставления отпуска

Пункт 6 ст. 28 Закона № 50

По желанию муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней

Пункт 3 ст. 15 Закона № 53-8

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней

Замена отпуска денежной компенсацией

В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Однако нужно помнить, что замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, осуществляется в особом порядке (ст. 117 ТК РФ, Письмо Минтруда РФ от 27.06.2017 № 14-2/ООГ-5299):

  • не допускается замена денежной компенсацией минимально установленной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (7 календарных дней);

  • замена дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего минимально установленную продолжительность такого отпуска (7 календарных дней), возможна при условии, если это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором, а также на основании письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков:

  • беременным женщинам;

  • работникам в возрасте до 18 лет.

Порядок расчета отпускных

Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, определенном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы (ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ). Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, действует единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

К сведению! Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, установлены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

В пунктах 2, 3 Положения № 922 указано, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, за исключением выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Напомним, что труд муниципального служащего оплачивается в виде денежного содержания, которое состоит (ст. 22 Закона о муниципальной службе в РФ):

  • из должностного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью;

  • из ежемесячных и иных дополнительных выплат служащего, определяемых законом субъекта РФ.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.

Таким образом, в разных субъектах РФ (муниципалитетах) действуют свои правила определения размера денежного содержания муниципальных служащих, поэтому универсальный совет, как определить размер отпускных, дать сложно. Выделим лишь некоторые базовые моменты.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В соответствии с п. 2 Положения № 922 применительно к муниципальным служащим к таким выплатам, в частности, относятся:

  • денежное содержание, начисленное служащему за отработанное время (пп. «е»);

  • надбавки и доплаты к должностным окладам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и др. (пп. «к»);

  • выплаты, связанные с условиями труда, в том числе обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы (пп. «л»);

  • премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. «н»);

  • другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (пп. «о»).

Размер денежного содержания на период нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске исчисляется следующим образом:

1) определяется средний дневной заработок путем деления суммы фактически начисленного служащему денежного содержания за 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3) (п. 10 Положения № 922);

2) определяется сумма отпускных путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска.

Часто у бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли включать ту или иную выплату, полагающуюся служащему, в расчет среднего заработка? Разберем этот вопрос подробно.

Дополнительные выплаты к отпуску.

Как правило, при уходе в отпуск муниципальным служащим полагаются дополнительные выплаты к отпуску.

Наименование и норма документа

Порядок предоставления отпуска

Пункт 10 ст. 20 Закона № 99-З

При предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух должностных окладов

Пункты 1, 2 Закона № 50

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, в том числе размер и порядок осуществления единовременной выплаты к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску

Напомним, п. 3 Положения № 922 установлено, что в расчет среднего заработка для оплаты очередного отпуска не принимаются выплаты социального характера. Действующее законодательство не содержит прямого указания на порядок учета при расчете среднего заработка для муниципального служащего единовременной выплаты к отпуску. При этом отсутствие утвержденного федеральным законодательством правила для муниципальных служащих не препятствует установлению его нормативным правовым актом субъекта РФ.

Материальная помощь.

Сложности возникают и с материальной помощью. Дело в том, что в Положении № 922 материальная помощь отнесена к выплатам социального характера, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Однако у муниципальных служащих материальная помощь нередко входит в систему оплаты труда и, по сути, социальной выплатой не является.

Анализ арбитражной практики показывает, что большинство судей считают, что названные выше выплаты не должны учитываться при определении среднего заработка.

Реквизиты документа

Выводы судей

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.04.2017 по делу № 33-3195/2017

Единовременная выплата при предоставлении отпуска и материальная помощь не должны учитываться при расчете среднего заработка

Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014

Материальная помощь к отпуску относится к социальным выплатам, не учитываемым в составе заработка при исчислении среднедневного заработка

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 по делу № 33-2190

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска относится к выплатам социального характера, так как не связана с выполнением муниципальным служащим функциональных обязанностей, и не учитывается при расчете среднего заработка

Справедливости ради надо отметить, что есть и противоположные решения судей. Например, в Определении Ростовского областного суда от 26.01.2012 по делу № 33-1042 сказано, что поскольку согласно закону субъекта РФ о муниципальной службе служащему в числе дополнительных выплат ежемесячно выплачивается материальная помощь, она не является социальной выплатой, а относится к денежному содержанию служащего, следовательно, должна учитываться при расчете среднего заработка. Подчеркнем, что таких решений намного меньше. В любом случае при принятии решения о том, учитывать спорные суммы при расчете среднего заработка или нет, нужно ориентироваться на формулировки регионального законодательства о муниципальной службе в части порядка определения денежного содержания муниципальных служащих.

В целом же порядок расчета отпускных муниципальным служащим мало чем отличается от порядка расчета отпускных иным работникам государственных (муниципальных) учреждений. Об этом мы писали на страницах нашего журнала ранее. Для удобства приведем в таблице эти материалы.

Наименование статьи, вопрос

Автор статьи, номер и год выхода журнала

«Как рассчитать средний заработок, если работник увольняется в последний рабочий день месяца?»

М. С. Звягинцева, № 1, 2020

«Переходящие отпуска: исчисляем НДФЛ и страховые взносы»

А. О. Егорова, № 10, 2019

«Отпуск после декрета: как определить расчетный период»

С. В. Манохова, № 8, 2019

«Расчет среднего заработка для выплаты отпускных»

С. В. Манохова, № 7, 2019

«Учет выплат при расчете среднего заработка для оплаты отпусков»

В. В. Никитин, № 2, 2019

Отпуск без сохранения денежного содержания

Муниципальному служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя (работодателя) может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более года. Отпуск без сохранения денежного содержания предоставляется в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 6, 7 ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ).

Действующим законодательством предусмотрен целый ряд случаев, когда любой работник, в том числе муниципальный служащий, может претендовать на предоставление отпуска без сохранения заработной платы (денежного содержания).

В соответствии со ст. 128 ТК РФ отпуск без сохранения денежного содержания предоставляется:

  • работающим пенсионерам по старости (по возрасту) – до 14 календарных дней в году;

  • родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, – до 14 календарных дней в году;

  • работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году;

  • работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до 5 календарных дней в году;

  • в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

К другим случаям, которые предусмотрены ТК РФ, можно отнести дополнительные отпуска без сохранения денежного содержания муниципальным служащим, осуществляющим уход за детьми (ст. 263 ТК РФ). В частности, отпуск без сохранения заработной платы полагается:

  • лицам, имеющим двух или более детей в возрасте до 14 лет;

  • лицам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

  • одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет;

  • отцам, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет без матери.

Указанным лицам коллективным договором могут предоставляться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.

Такой отпуск по письменному заявлению муниципального служащего может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Также в соответствии с ТК РФ представитель нанимателя (работодатель) обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы муниципальным служащим (ст. 173, 174 ТК РФ):

1) допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, – 15 календарных дней;

2) являющимся слушателями подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, для сдачи выпускных экзаменов – 15 календарных дней;

3) обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 15 календарных дней в учебном году;

4) для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – 4 месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов – 1 месяц;

5) допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, – 10 календарных дней;

6) обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – 2 месяца, для сдачи итоговых экзаменов – 1 месяц.

Об утверждении Положения о порядке предоставления отпусков муниципальным служащим и лицам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, в администрации Брянского района

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 года N 1532
Об утверждении Положения о порядке предоставления отпусков муниципальным служащим и лицам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, в администрации Брянского района

(с изменениями на 14 июня 2018 года)

Глава администрации
Брянского района
Н.Н.Якушенко

Утверждено
постановлением администрации
Брянского района
от 07.12.2017 N 1532

Положение о порядке предоставления отпусков муниципальным служащим и лицам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, в администрации Брянского района

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке предоставления отпусков муниципальным служащим и лицам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, в администрации Брянского района (далее — Положение) разработано в соответствии с главой 19 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Брянской области от 16.11.2007 N 156-З «О муниципальной службе в Брянской области», определяет порядок и условия предоставления отпусков муниципальным служащим и лицам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы (далее — работники).
1.2. Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из основного, дополнительного отпусков и отпуска за ненормированный служебный день. Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях.
1.3. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
1.4. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска, оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
1.5. Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, отзыв из него оформляются распоряжением представителя нанимателя (работодателя).
1.6. Периоды работы, которые были включены в установленном порядке муниципальному служащему (работнику) в стаж для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет до вступления в силу настоящего Положения, сохраняются.

Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

2.1. Муниципальным служащим (работникам) предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
2.2. Право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает у муниципального служащего (работника) по истечении шести месяцев его непрерывной работы в администрации Брянского района.
2.3. Ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлен и до истечения шести месяцев по согласованию между главой администрации и муниципальным служащим (работником).
2.4. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работнику предоставляется продолжительностью 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск муниципальному служащему предоставляется продолжительностью 30 календарных дней. (в ред. постановления администрации Брянского района от 14.06.2018 N 490)
2.5. Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска оформляется распоряжением главы администрации и доводится до муниципального служащего (работника) под роспись.
2.6. Отдельным категориям муниципальных служащих (работников) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Порядок составления, согласования и утверждения графика отпусков

3.1. Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым главой администрации с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.
3.2. Предложения (информация) о планируемых отпусках муниципальных служащих (работников) составляется как с учетом их пожеланий, так и с учетом загруженности и особенности работы структурного подразделения. Уход муниципальных служащих (работников) в отпуск не должен нарушать нормальную работу как структурного подразделения, так и работу администрации Брянского района в целом.
3.3. Сводный график отпусков муниципальных служащих (работников) аппарата администрации Брянского района составляется общим отделом администрации Брянского района (далее — общий отдел) по форме Т-7 «График отпусков», утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 года N 1.
3.4. После утверждения главой администрации графика отпусков сотрудник общего отдела знакомит под роспись с графиком отпусков муниципальных служащих (работников).
3.5. Не позднее чем за две недели до начала отпуска муниципальный служащий (работник) должен быть уведомлен о времени начала отпуска под роспись.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день муниципальным служащим

4.1. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет определяется в соответствии со стажем работы, установленным муниципальному служащему комиссией по исчислению стажа работы.
4.2. Ненормированный служебный день устанавливается для муниципальных служащих, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы Брянского муниципального района.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет работнику

5.1. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет определяется в соответствии со стажем работы, установленным работнику (осуществляющему трудовую деятельность в аппарате администрации) комиссией по исчислению стажа работы, и составляет:
1) при стаже работы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;
2) при стаже работы от 5 лет до 10 лет — 5 календарных дней;
3) при стаже работы от 10 лет до 15 лет — 7 календарных дней;
4) при стаже 15 лет и более — 10 календарных дней.

Отпуск без сохранения заработной платы

6.1. В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами либо коллективным договором, муниципальному служащему (работнику) по его письменному заявлению, согласованному с непосредственным руководителем и курирующим заместителем главы, может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между муниципальным служащим (работником) и работодателем.
6.2. Муниципальному служащему в соответствии с законодательством о муниципальной службе по его письменному заявлению решением работодателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска

7.1. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий муниципального служащего (работника), в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, локальными нормативными актами органов местного самоуправления.
7.2. Даты отпуска могут переноситься по соглашению сторон между муниципальным служащим (работником) и работодателем.

7.3. Заявление о переносе отпуска муниципальный служащий (работник) должен подать не позднее чем за 14 календарных дней с даты начала отпуска.
7.4. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска муниципальному служащему (работнику) в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы администрации Брянского района, допускается с согласия муниципального служащего (работника) перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
7.5. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска

8.1. По соглашению между муниципальным служащим (работником) и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.
8.2. Отзыв муниципального служащего (работника) из ежегодного оплачиваемого отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору муниципального служащего (работника) в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Реализация права на отпуск при увольнении муниципального служащего (работника)

9.1. При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
9.2. По письменному заявлению муниципального служащего (работника) неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.

Заместитель главы администрации
по социальным вопросам
В.Е.Демин

Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

О порядке предоставления отпусков муниципальным служащим органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и Избирательной комиссии городского округа город Воронеж

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2009 года N 152-II
О порядке предоставления отпусков муниципальным служащим органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и Избирательной комиссии городского округа город Воронеж

(с изменениями на 4 апреля 2018 года)

В соответствии с Законом Воронежской области от 28.12.2007 N 175-ОЗ «О муниципальной службе в Воронежской области», а также в целях приведения нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж в соответствие действующему законодательству Воронежская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение о порядке предоставления отпусков муниципальным служащим органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и Избирательной комиссии городского округа город Воронеж согласно приложению.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 157-III)

2. Администрации городского округа город Воронеж ежегодно предусматривать при формировании бюджета городского округа город Воронеж расходы на выплату денежных компенсаций за неиспользованный отпуск.

3. Считать утратившим силу решение Воронежской городской Думы от 28.05.2008 N 160-II «О порядке предоставления отпусков муниципальным служащим органов местного самоуправления городского округа город Воронеж».

4. Утратил силу. — Решение Воронежской городской Думы от 13.09.2017 N 630-IV.

Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ

Приложение. Положение о порядке предоставления отпусков муниципальным служащим органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и Избирательной комиссии городского округа город Воронеж

Приложение
к решению
Воронежской городской Думы
от 10.06.2009 N 152-II

Настоящее Положение определяет продолжительность и порядок предоставления отпусков муниципальным служащим органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и Избирательной комиссии городского округа город Воронеж.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 157-III)

Продолжительность ежегодного основного и дополнительных отпусков

2.1. Муниципальному служащему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания.

2.2. Ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков за выслугу лет и за ненормированный служебный день.

(в ред. решений Воронежской городской Думы от 07.06.2017 N 555-IV, от 13.09.2017 N 630-IV)

2.3. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней.

(п. 2.3 в ред. решения Воронежской городской Думы от 07.06.2017 N 555-IV)

2.4. Муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет — 1 календарный день;

2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет — 5 календарных дней;

3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет — 7 календарных дней;

4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более — 10 календарных дней.

(п. 2.4 в ред. решения Воронежской городской Думы от 13.09.2017 N 630-IV)

2.5. Утратил силу. — Решение Воронежской городской Думы от 13.09.2017 N 630-IV.

2.6. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для муниципальных служащих не должна превышать 40 календарных дней.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 07.06.2017 N 555-IV)

2.7. Стаж муниципальной службы, дающий право на дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, определяется кадровыми службами (специалистами) соответствующего органа местного самоуправления городского округа и Избирательной комиссии городского округа в порядке, установленном решением Воронежской городской Думы.

(п. 2.7 в ред. решения Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 157-III)

2.8. Утратил силу. — Решение Воронежской городской Думы от 13.09.2017 N 630-IV.

2.8.1. Муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.

(п. 2.8.1 введен решением Воронежской городской Думы от 07.06.2017 N 555-IV)

2.9. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет и за ненормированный служебный день суммируются и могут предоставляться по желанию муниципального служащего полностью или по частям. При этом продолжительность хотя бы одной из частей предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

(п. 2.9 в ред. решения Воронежской городской Думы от 13.09.2017 N 630-IV)

Порядок предоставления отпусков

3.1. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

3.2. Право на использование отпуска за первый год муниципальной службы возникает у муниципального служащего по истечении шести месяцев непрерывной службы в органе местного самоуправления городского округа город Воронеж, Избирательной комиссии городского округа город Воронеж.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 157-III)

По соглашению с представителем нанимателя отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

Отпуск за второй и последующие рабочие годы может предоставляться муниципальным служащим в любое время года в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

3.3. До истечения шести месяцев непрерывной службы отпуск по заявлению муниципального служащего предоставляется:

1) женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

2) муниципальным служащим, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев;

3) в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

3.4. Отзыв муниципального служащего из отпуска без его согласия не допускается.

В случае отзыва муниципального служащего из отпуска неиспользованная часть отпуска предоставляется по выбору муниципального служащего в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединяется к отпуску за следующий рабочий год.

3.5. Рабочий год муниципального служащего для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска исчисляется со дня назначения его на должность муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа город Воронеж, Избирательной комиссии городского округа город Воронеж. Рабочий год для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска может не совпадать с календарным годом.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 157-III)

3.6. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

(п. 3.6 в ред. решения Воронежской городской Думы от 04.04.2018 N 815-IV)

Перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска

4.1. В исключительных случаях с согласия муниципального служащего допускается перенесение отпуска на следующий рабочий год, если предоставление отпуска в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на ходе работы соответствующего органа местного самоуправления городского округа, Избирательной комиссии городского округа. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года, за который он предоставляется.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 157-III)

4.2. Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

4.3. Оплата перенесенных на следующий рабочий год ежегодных оплачиваемых отпусков (их частей) производится за счет средств фонда оплаты труда, предусмотренных на содержание соответствующего органа местного самоуправления городского округа, Избирательной комиссии городского округа на текущий календарный год.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 157-III)

Гарантии муниципальным служащим при предоставлении отпуска

5.1. При предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска производится единовременная выплата в размере, установленном решением Воронежской городской Думы.

5.2. Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению муниципального служащего может быть заменена денежной компенсацией.

При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации).

Выплата денежной компенсации производится за счет средств фонда оплаты труда, предусмотренных в смете расходов соответствующего органа местного самоуправления городского округа, Избирательной комиссии городского округа на текущий календарный год.

(п. 5.2 в ред. решения Воронежской городской Думы от 04.04.2018 N 815-IV)

5.3. Муниципальному служащему по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам по его заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения денежного содержания на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным и областным законодательством.

Во время отпуска без сохранения денежного содержания за муниципальным служащим сохраняется замещаемая должность муниципальной службы в соответствующем органе местного самоуправления городского округа, Избирательной комиссии городского округа.

(в ред. решения Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 157-III)

Руководитель аппарата
Воронежской городской Думы
Н.В.КОТЕНКО

«Обмен» отпуска на деньги допускается только в двух случаях:

  1. при увольнении работника, если у него остаются неиспользованные отпуска;
  2. при наличии дополнительных отпусков, превышающих 28 календарных дней.

В каждой ситуации бывают нестандартные вводные, поэтому остановимся на них подробнее.

Накопилась задолженность по отпускам — что делать?

Нередко у работников накапливаются задолженности по отпускам за несколько лет. И в таких случаях перед работодателем встает вопрос — как разобраться с этими «задолженностями»? Достаточно ли будет компенсировать их деньгами?

Ст. 126 ТК РФ устанавливает основную норму по отпускам: каждому гражданину РФ гарантированно положено 28 дней отдыха за отработанный год. И он должен использовать эти дни «в натуральном виде».

Таким образом, если у работодателя есть задолженность, например, в 100 дней отпуска, потому что сотрудник уже 4 года не брал отпуск, то заменить эту задолженность компенсацией просто так он не может. Только если работник увольняется. И в случае увольнения работодателю придется выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска, то есть за 4 года.

Компенсация за отпуск и претензии налоговиков

При выплате большой компенсации работодатель рискует вступить в спор с налоговиками. С их стороны могут появиться вопросы – почему компенсация за все 4 года была отнесена в расходы по налогу на прибыль? Ведь в соответствии со ст. 255 НК РФ на расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль нужно относить только компенсацию в соответствии с трудовым законодательством. А трудовое законодательство предупреждает о том, что «запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд» (ст. 124 ТК РФ).

Как правило, через суд работодатель оспаривает такие действия налоговиков, ссылаясь на ст. 127 ТК РФ, которая говорит о том, что в соответствии с Трудовым кодексом он обязан выплатить компенсацию работнику за все неиспользованные отпуска.

Рассчитывайте отпускные автоматически и без ошибок

Узнать больше

Компенсация части отпуска при условии наличия дополнительного отпуска

Если работник собирается продолжать работать в компании, то заменить компенсацией ему можно только часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней. То есть такая компенсация предусмотрена для тех категорий работников, которым по закону положен удлиненный основной отпуск — более 28 дней. К ним относятся:

  • работники-инвалиды, продолжительность отпуска — не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ);
  • несовершеннолетние работники, продолжительность отпуска — 31 календарный день (ст. 267 ТК РФ);
  • муниципальные служащие, продолжительность отпуска — 30 календарных дней (п. 3 ст. 21 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Также есть категории работников, которым положены по закону ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска:

  • работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ);
  • работники, имеющие особый характер работы (ст. 118 ТК РФ);
  • работники с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ);
  • работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (ст. 321 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1).

Дополнительные оплачиваемые отпуска могут устанавливаться по усмотрению работодателя с учетом производственных и финансовых обстоятельств. При этом условия и порядок предоставления таких отпусков прописывается коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Стоит отметить, что замена части отпуска денежной компенсацией является не обязанностью, а правом работодателя. Поэтому он может отказать в компенсации. Эта позиция сформулирована, в частности, в Определении Верховного Суда Республики Коми от 15.08. 2011 № 33-4410/2011).

В ч. 3 ст. 126 ТК РФ обозначены категории работников, в отношении которых не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков:

  • беременные женщины;
  • работники в возрасте до 18 лет;
  • работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда — им не заменяется деньгами ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Компенсацию за отпуск все эти работники могут получить только в одном случае — при увольнении.

Минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ). Однако конкретную продолжительность такого отдыха устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора.

Та часть отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена компенсацией. Для этого работнику нужно написать заявление на замену отпуска компенсацией. Кроме того, условие о замене дополнительного отпуска деньгами должно быть отражено в отраслевом соглашении или коллективном договоре.

Работнику, подвергшемуся воздействию радиации в результате чернобыльской катастрофы, неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск компенсации не подлежит (предоставляется на основании п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).

Компенсация при увольнении

Правило исчисления компенсации при увольнении в Трудовом кодексе не установлено. Поэтому работодателям следует руководствоваться старым документом – «Правилами об очередных и дополнительных отпусках» (утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169).

В Правилах важно обратить внимание на п. 35, где указано, что «при исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца».

В связи с этим правилом может возникнуть вопрос: как отсчитывать половину месяца в феврале, в котором, как известно, 28 дней? Нужно ориентироваться не на календарный, а на рабочий месяц, так как отпуск предоставляется за рабочий год.

Допустим, вы приняли работника на работу 17 сентября 2018 года. С 30 ноября 2018 года он увольняется. Работодателю нужно посмотреть, сколько полных месяцев отработал сотрудник. Первые два месяца отработаны полностью: с 17.09.18 по 16.10.18 и с 17.10.18 по 16.11.18. А третий месяц сотрудник отработал с 17.11.18 по 30.11.18, поэтому, согласно п. 35 «Правил об очередных и дополнительных отпусках», компенсацию нужно платить только за два месяца.

5 нестандартных кейсов на тему компенсации отпуска

  1. Работник отработал в организации 4 месяца, в этот период находился в отпуске без сохранения зарплаты 23 календарных дня. Положена ли ему компенсация при увольнении? Ответ эксперта.
  2. Директор небольшой компании замещает несколько должностей. Он не был в отпуске уже 2 года. Можно ли ему выплатить компенсацию за отпуск? Ответ эксперта.
  3. В компании единственный работник, его должность — генеральный директор. В отпуск он уйти не может. Должен ли он получить компенсацию за неиспользованный отпуск, чтобы не было проблем с ГИТ? Ответ эксперта.
  4. Чтобы рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск, нужно определить средний заработок работника. Как быть с февралем? Считать ли только полные месяцы работы? Ответ эксперта.
  5. Работник 12 месяцев был в отпуске без сохранения заработной платы. Как рассчитать сумму компенсации за неиспользованный отпуск? Ответ эксперта.

Алгоритм действий для оформления и получения компенсации за отпуск

Чтобы получить деньги взамен части отпуска, работнику необходимо написать соответствующее заявление. Можно воспользоваться образцом.

Получив от работника заявление, работодатель издает приказ о замене части отпуска денежной компенсацией, составленный в произвольной форме.

В приказе нужно указать:

  • ФИО и должность работника;
  • количество дней отпуска, которые должны быть заменены денежной компенсацией, расчетный период;
  • основание для издания приказа;
  • реквизиты заявления работника.

Работник знакомится с приказом и ставить под ним подпись. После этого работодатель вносит в личную карточку работника (унифицированная форма Т-2) в раздел 8 «Отпуск» сведения о замене денежной компенсацией части ежегодного оплачиваемого отпуска.

Как заполняются остальные графы?

В графе 1 «Вид отпуска» уточняется, какой отпуск заменяется денежной компенсацией (основной, дополнительный).

Для заполнения граф 2 и 3 «Периоды работы» специфических замечаний нет — они заполняются по общим правилам.

Количество дней отпуска, которое подлежит замене компенсацией, указывается в графе 4 «Количество календарных дней отпуска».

В графах 5 и 6 вносится соответствующая запись «Замена отпуска денежной компенсацией».

В графе 7 «Основания» отражаются реквизиты приказа. Эту же информацию следует зафиксировать в графике отпусков — в графе 10 «Примечание». Просто внесите запись о том, что часть ежегодного отпуска заменена деньгами, укажите при этом количество компенсированных дней.

Расчет отпускных в 2019 году: калькулятор

Рассчитать отпускные можно с помощью бесплатного калькулятора от сервиса Контур.Бухгалтерия. Введите данные о периоде отпуска, расчетном периоде и массовых повышениях зарплаты, если они были (чтобы заработок сотрудника за месяцы до повышения проиндексировался и расчет выполнился по текущему заработку). Также укажите фактические начисления сотрудника за расчетный период, по которым выполняется расчет среднего дневного заработка. Сумма отпускных рассчитывается автоматически.

Уважаемые коллеги! Сердечно поздравляю вас с замечательным праздником!

Сотрудники органов государственной и муниципальной власти представляют собой передовое высокопрофессиональное сообщество. Они ежедневно решают стратегически важные задачи, среди которых поддержание достойного уровня жизни ульяновцев, реализация инвестиционных проектов и целевых программ, благоустройство территорий.

Будучи профессионалами своего дела, госслужащие постоянно развивают и повышают уровень компетенций. Упорная работа и нацеленность на конкретный результат достойны благодарности и признания. Благодаря слаженной работе гражданских и муниципальных служащих Ульяновская область за последнее десятилетие превратилась в один из самых динамично развивающихся субъектов страны. Наши инновационные, экономические, социальные и культурные проекты всё чаще становятся моделями для развития других территорий Российской Федерации.

Дорогие друзья! Сердечно благодарю вас за высочайший профессионализм, компетентность и порядочность. От всего сердца желаю вам крепкого здоровья, семейного уюта и неуклонного стремления сделать лучше жизнь своих земляков!