Относится к материальному производству общественное питание

1. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, МЕСТО И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

  1. Место н роль общественного питания в системе воспроизведена

  2. Общественное питание как подотрасль экономики.

  3. Функции и значение обиюственного питании в рыночной экономике.

1.1. Моего и роль общественного питания в систем* воспроизводстве

Как известно из истории экономической науки, усложнение содер­жания труда таило» причиной возникновения его разделения по одно­типным функциям. Разделении труда не существовало лишь в экономике натурального хозяйства, когда все что производилось, там же и потребля­лось. Поэтому в натуральном типе хоэяйствоваяня имели место лишь сфера производства и сфера потребления* которые существовали в преде­лах территориально обособленного хозяйства феодала иди подобного ему собствен инка.

В рыночной экономике на основе разделения труда выделились три основные сферы движения произведенных благ.

  1. производства, в том числе производства и предоставления услуг,

  2. обращения;

  3. потребления товаров и услуг.

Сферой а экономике называют большую группу однородных от­раслей хозяйства.

Сфера производства — это область, в которой происходит создание всевозможных благ, а также новых продуктов, выполняются работы н прелостааляются услуги.

В сс>ере обращения происходят отчуждение произведенных про­дуктов труда от производителей и доведение их до потребителей на осно­ве эквивалентного возмещения их стоимости деньгами либо другими продуктами труда. В этой сфере новые продукты производства не созда­ются, но превращаются в предметы личного и производственного по­требления, т. е. удовлетворяются какие-либо человеческие или производстве иные потребности.

Сфера тютребления является заключительной а едином воспроиз­водственном процессе и представляет собой сферу использования благ для удовлетворения потребностей человека

Созданные блага в потреблении уничтожаются, но одновременно потребность в них воспроизводится вновь. Но воспроизводится уже не как простая потребноегь в идентмч1кэм благе, а как потребность в более

совершенном, поскольку а процессе гютребленил обнаруживаются поло­жительные и отрицательные свойства благ н степень их соответствия потребностям.

Формирование сферы обращения прошло значительную эволюцию своего раэвитня. Появление на рынке специализированных предпрнятий сферы обращения в их современном понимании относится к началу XVUI в. В середине XIX в возникла двухзвениая структура сферы обра­щения посредством отделения оптовой торговли от розничной. На про­тяжении XX в. сфера обращения превратилась а совокупность индустри­ально-организованных отраслей, включающую крупные, средние и мел-кис предприятия с механизированными иди автоматизированными торго-всмехнологическими процессами и управленческими операциями. В то же время к концу XX в. начали появляться признаки концентрации ресур­сов, в результате чего возникла тенденция интеграции предприятий сфе­ры обращения с производством и кредитно-финансовой системой. >та доминирующая а современной экономике тенденция сочетается с процес­сами специализации отдельных направлений деятельности в сфере обра­щения, укрупнением предприятий н процессами развития мелкого пред-лриниыательства.

Сфера производства н обращения услуг образует специфическую область деятельности и в настоящее время в экономической науке отно­сится к сфере материального производства и обращения. Специфика сфе­ры услуг состоит в том, что здесь блага производятся и потребляются а одно и то же время. Услугу нельзя отложить про запас, накопить, так как в данном случае потребляется непосредственно сама деятельность хозяй­ствующего субъекта, который производит услугу.

Услуги подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные услуги в экономическом смысле являются товарами: на них есть спрос и предложение, и цены на них устанавливаются по законам рынка под влиянием конкуренции. Нерыночные услуги производятся и учитываются в секторе государственных учреждений (образование, здравоохранение, управление и пр.). Нерыночные услуги не участвуют в формировании спроса, предложения и установлении цен, а поэтому оцениваются услов­но. Основой этой оценки являются затраты на произволстпо и цены ана­логичных рыночных услуг.

Требования к услугам общественного питания определены ГОСТом Р 50764-95 «Услуги обществен 1юго питания. Общие требова­ния» Согласно указанному ГОСТу услуга существенного питания — это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению 1Ютребностей потребителя а низании и проведении досу-га.

В данном ГОСТе услуги классифицированы и определен состав каждой классифнкацношюй группы. В соответствии с классификацией услуги общественного питания подразделяются на:

-услуги питания;

  • услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

  • услуги по организации потребления и обслуживания;

  • услуги по реализации кулинарной продукции;

  • услуги по организации досуга;

  • информационно- консультативные услуги;

  • прочие услуги.

В экономике дорыночного типа в Российской чХаерации общест­венное питание относилось к сфере материального производства. Это было п определенной степени неверным, так как в общественном питании существуют лишь элементы материального производства, в основном доработка продуктов при производстве кулинарной продукции н се хра­нение. Эти операции представляют собой продолжение процесса произ­водства в сфере обращения. Главное же в общественном питании было и остается производство услуг. Таким образом, в современной статистиче­ской классификации общественное питание относится и к сфере матери­ального производства, и к сфере товарного обращения, так как в основ­ном текущие расходы здесь представлены издержками обращения и из­держками по организации потребления.

Стоимость услуг предприятий питания имеет четкое количествен­ное выражение. По кулинарной продукции она представляет собой раз­ницу между продажными ценами продукции общественного питания и себестоимостью их производства, а по покупным товарам она рав>1а раз­нице между продажной и покупной ценами. Таким образом, стоимость услуг предприятий питания — это сумма наценок общественного питания, включающих как составной элемент торговую наценку по покупным товарам.

Все этапы воспроизводственного процесса связаны между собой, хотя главная и определяющая роль принадлежит производству как исход­ному пункту. Общественное питание связано со всеми сферами движения производимых благ.

[В процессе воспроизводства общественного продукта рать обще­ственного питания заключается в:

-материальном производстве кулинарной продукции;

— обслуживании обращения по продаже кулинарной продукции ипокупных товаров;

— предоставлении услуг по потреблению кулинарной продукции и покупных товаров.

В то же время главное назначение общественного питания — обес­печение постепенного перехода от питания населения в домашних усло­виях к общественно-организованной форме потребления пищи по месту работы, проживания, проведения досуга и т. п. Таким образом, в процессе общественного разделения труда роль общественного питания заключа­ется в приготовлении пищи и предоставлении услуг для восстановления затраченной энергии в процессе жизнедеятельности человека и восста­новления его способности к активной и всесторонней жизни.

Особенность общественного питания — совпадение во времени про­цессов производства, обмена и потребления.

С точки же зрения воспроизводства общественного продукта дру­гих отраслей роль общественного питания заключается в обеспечении условий для возрастания авансированных экономических ресурсов в свя­занные с НИМ отрасли.

Роль общественного питания как составной части сферы производ­ства услуг и их обращения заключается в:

1) обеспечении непрерывности воспроизводства общественногопродукта, так как участвует в производстве, обращении и организациипотребления благ.

2) осуществлении продажи товаров и услуг в соответствии с запро­сами потребителей, тем самым обеспечивая удовлетворение спроса.

3) нормальном функционировании общественного питания, спо­собствующем устойчивости финансового состояния и денежного обраще­ния в стране. В результате деятслыюсти предприятий питания образуетсязначительная часть финансовых ресурсов других отраслей народногохозяйства и государства.’)

Как известно, продукты питания различаются гк> степени готовно­сти для потребления. Одни из них не нуждаются в предварительной тех­нологической обработке (кондитерские изделия, хлеб и пр.), другим она требуется. Продукты питания, которые прошли технологическую обра­ботку в предприятиях питания, называют кулинарной продукцией или продукцией собственного производства. Продукты, не подвергшиеся технологической обработке, являются покупными товарами.

Основой деятельности общественного питания является производ­ство кулинарной продукции и организация се потребления. В случае ин­дивидуально организованного производства кулинарной продукции в

домашнем хозяйстве она создастся и потребляется в рамках отдельной семьи. В случае же обшественно-органюованного производства кулинар­ная продукция превращается в товар.

Общественно организованное производство кулинарной продукции получило название общественного питания.

В современной статистике отрасль определяется как совокупность заведений, занятых одним видом невспомогательной деятельности, или в которых на долю ос ионной деятельности приходится большая часть вы* ручки.

Для отнесения предприятий к отраслям выделяют совокупность подразделений (заведений), образующих данное предприятие. Однако если выделить самостоятельные подразделения из общей деятельности предприятия невозможно, его прочие виды деятельности учитываются вместе с основной.

Отрасли существовали в экономике бывшего СССР и сейчас суще­ствуют в рыночной экономике Российской Федерации. Следует отметить, что структура командно-административной экономики строилась по от­раслевому ведомственному подчинению и руководилась министерствами, названными по аналогии с названиями отраслей.

В современной статистике Российской Федерации согласно обще­союзному классификатору отраслей народного хозяйства ОКОНХ, кото­рый действует со времен доперестроечного периода н по настоящее вре­мя, принят перечень отраслей в сочетании с группировкой организаций по признаку коммерциализации. По признаку коммерциализации в этом перечне 25 самостоятельных отраслей сгруппированы о 2 крупные груп­пы: производство товаров и производство услуг (в том числе рыночных и нерыночных).

В соответствии с указанной классификацией отраслей обществен­ное питание организационно объединено в одну отрасль с торговлей и отнесено к производству услуг, в частности рыночных.

Таким образом, общественное питание организационно находится в составе отрасли торговли и общественного питания. В то же время оно является самостоятельной подотраслью деятельности. Самостоятельность обусловлена тем, что общественное питание имеет специфические основ­ные фонды, оборотные средства и специально подготовленную рабочую силу.

Следует признать, что организационное включение общественного питания в состав отрасли торговли и общественного питания нанесло и продолжает причинять значительный урон общественному питанию. Это связано с тем, что управляющие воздействия государства на торговлю ориентированы главным образом на обеспечение роста реализации, яв-

ляющейся основной функцией для торговли. В то же время в обществен­ном питании организуются не только реализации продукции в значитель­ных масштабах, но и се производство и потребление. Поэтому усилия целесообразно направлять на развитие производственно-торговой и по­требительской направленности подотрасли.

Предприятия общественного питания, как и другие юридические лица, в нормативной терминологии называются «организациями».

Подотрасль общественного питания — это совокупность органи­заций, объединенных по сходству управления производством, характеру выпускаемой продукции, формам обслуживания населения, предостав­ляющих услуги виедомашнего общественно-организованного приготов­ления и потребления пищи.

/ Согласно ГОСТу Р 50647 «Общественное питание. Термины и оп­ределения» пол общественным питанием понимается совокупность орга­низаций различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся прошводством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции./

В дорыночный период торговля и общественное питание были рас­средоточены по разным министерствам, несмотря на преобладание цен­трал изованного управления со стороны министерства торговли (общесо­юзного и республиканских). В каждом министерстве имелись ОРСы (от­делы рабочего снабжения) и другие аналогичные по сути объединения.

В настоящее время существование классификации предприятий по отраслям некоторые экономисты считают устаревшим. Однако следует признать, что общественное питание псе же существует как самооргани­зующаяся отрасль рынка, образованная совокупностью предприятий об­щественного питания, занимающихся специфической деятельностью, присущей только предприятиям этой отрасли.

В современных условиях в Российской Федерации основной явля­ется структура экономики по секторам, которые определяются в соответ­ствии с системой ОКДП — общероссийского классификатора видов эко­номической деятельности, продукции и услуг, введенным в действие с 1 января 1994 г. Сектор — это комплекс первичных структурных звеньев экономики (предприятий), объединенных по признаку результата дея­тельности, характера возмещения затрат, получения дохода и участия в формировании рынка.

При отнесении организации к сектору в первую очередь учитыва­ется признак коммерциализации, т. с. определяется, является ли деятель­ность коммерческой или некоммерческой. Цель коммерческой деятель­ности — прибыль. Некоммерческие организации могут реализовать часть

продукции и услуг за деньги, но при этом стремятся только лишь к воз­мещению затрат, не преследуя цели получения прибыли.

Кроме того, в ОКДП разграничивают нефинансовый сектор, фи­нансовые учреждения, органы общегосударственного управления, него­сударственные некоммерческие организации, домашние хозяйства и «ос­тальной мир».

Согласно классификации по секторам экономики общественное питание отнесено к нефинансовым услугам.

Также в системе ОКДП предусмотрено 16 наиболее крупных видов деятельности. Общественное питание находится в рубрике Н, в подруб-рике Н 552 «Деятельность ресторанов, баров и столовых».

Общественное питание тесно связано со многими отраслями. Так, пищевая промышленность и сельское хозяйство — это сырьевая база об­щественного питания, торговля — отрасль, с хоторой общественное пита­ние объединено госуправлением организационно.

Общественное питание сходно с:

  1. пищевой промышленностью, производящей продукты питания;

  2. розничной торговлей, реализующей товары населению.

В то же время имеется специфика общественного питания, которая связана с его особенностями, так как здесь сочетаются процессы произ­водства пищи, ее реализации, организации потребления и обслуживания потребителей. Tax, общественное питание отличается от других отраслей по следующим причинам:

  • от всех отраслей, так как организует потребление пиши;

  • от пищевой промышленности, потому что продукция обществен* ного питания не нодлежнт длительному хранению н должка быть быстро реализована.

Роль общественного питания в экономике страны оценивается на основе обобщающих социально-экономических показателей. Наиболее важным является показатель динамики добавленной стоимости общест­венного питания в сопоставимых ценах. Этот показатель характеризует объемы и темпы экономического роста отрасли. Переоценка в сопоста­вимые цены производится при помощи индекса-дефлятора, который рас­считывается как отношение средневзвешенных цен последующего года к предыдущему, на основе извешнвання в структуре потребления (а не в структуре реализации). Для расчета темпа экономического роста показа­тель добавленной стоимости отчетного года делят на произведение ин­декса-дефлятора и показателя добавленной стоимости базисного года.

Организация может содержать на балансе объекты жилищно — коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т.п.); пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания; столовые и буфеты; детские дошкольные учреждения (сады, ясли); дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительного и культурно — просветительного назначения, научно — исследовательские и конструкторские подразделения.
Содержание объектов непроизводственной сферы предполагает наличие обслуживающих производств (хозяйств), деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания предприятия. Однако данные производства могут выпускать товарную продукцию (выполнять работы, оказывать услуги), которая отпускается сторонним потребителям, в том числе и работникам предприятия, на возмездной основе.
Для обобщения информации о расходах на содержание непроизводственной сферы и затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами предприятия, согласно Инструкции по применению Плана счетов финансово — хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. N 56, предназначен счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (по новому Плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, используются счета, предназначенные для отражения соответствующих хозяйственных операций).
Учет хозяйственных операций ведется на отдельных субсчетах по каждому виду обслуживающего производства.
В течение месяца прямые расходы, связанные непосредственно с содержанием непроизводственной сферы, выпуском, обслуживающим производством (хозяйством) продукции, выполнением работ и оказанием услуг, отражаются по дебету счета 29 в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, амортизационных отчислений, расчетов со сторонними организациями, с персоналом по оплате труда, внебюджетными фондами и др. Отношение прямых расходов к обслуживающему производству подтверждается первичными документами. Кроме того, в конце месяца в дебет соответствующих субсчетов счета 29 (по каждому виду обслуживающего производства) также списываются расходы вспомогательных производств (в соответствующей доле, определяемой установленным в учетной политике способом).
На конец месяца выводится остаток по счету 29, который показывает стоимость незавершенного производства. Его сумма определяется в соответствии с учетной политикой, или на основании данных инвентаризации незавершенного производства, либо прямым счетом затрат, относящихся непосредственно к изготовленной продукции, выполненным работам, оказанным услугам (сумма остатка определяется путем вычитания из общей суммы затрат на отчетную дату фактических затрат на изготовление завершенной производством продукции, выполнение работ, оказание услуг).
Разница между общей суммой затрат обслуживающего производства за месяц и остатком по счету 29 представляет собой фактическую себестоимость завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг и должна быть списана на соответствующие счета по направлениям использования изготовленной продукции. В зависимости от направлений использования продукции (работ, услуг) обслуживающего производства определяется режим налогообложения результатов операций.
Продукция (работы, услуги) обслуживающего производства может передаваться сторонним потребителям, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. В первом случае следует иметь в виду, что в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 32н, для целей бухгалтерского учета организация имеет право самостоятельно признавать поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (внереализационными) исходя их требований данного положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
В случае признания организацией получаемых доходов от реализации продукции (работ, услуг) обслуживающих производств доходами от обычных видов деятельности учет доходов и расходов ведется на счете учета продаж (соответствующая часть расходов обслуживающего производства будет списана в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»).
Согласно п. 2 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с последующими изменениями и дополнениями), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции.
Определение размера сумм, списываемых со счета учета затрат обслуживающего производства в дебет счета 46, производится предприятием на основании калькуляции стоимости (себестоимости) единицы продукции (работ, услуг).
Если в бухгалтерском учете на счет 46 списана сумма в большем размере, то величина балансовой прибыли должна быть скорректирована при исчислении подлежащей налогообложению прибыли по строке 1.2 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли» (приложение N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 г. N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»). Если же предприятие признает такие доходы прочими поступлениями, то выявление финансового результата (списание соответствующей части расходов обслуживающего производства) может производиться непосредственно на счете 80 «Прибыли и убытки». По затратам, относящимся к полученной выручке (прочим поступлениям) от реализации продукции обслуживающего производства, льгота по налогу на прибыль согласно п.п. «б» п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116 — 1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не предоставляется, поскольку не выполняется необходимое условие несения расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Если нормативы на содержание объектов и учреждений социальной сферы, находящихся на балансе организаций, не утверждены, то следует для определения расходов по ним применять нормативы, действующие для аналогичных учреждений, расположенных на данной территории, подведомственных местным органам государственной власти.
Таким образом, при совместном использовании (эксплуатации) организациями жилищного фонда и объектов и учреждений социально — культурной сферы, находящихся на балансе одной из организаций, в соответствии с заключенным между ними договором о совместном использовании (эксплуатации) указанных объектов и учреждений определяется доля участия каждой из сторон в покрытии расходов на их содержание. В расчете налога от фактической прибыли каждый из участников вправе уменьшить облагаемую налогом прибыль на сумму фактически произведенных в соответствии с договором затрат, но не более соответствующей доли суммы установленного для данного объекта норматива. Следует иметь в виду, что данная льгота не предоставляется в случае направления прибыли на содержание жилищного фонда и объектов и учреждений социально — культурной сферы, находящихся на балансе специализированных организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно — коммунального хозяйства и социально — культурной сфере.
Кроме того, следует учитывать, что п. 7 ст. 6 указанного Закона предусмотрено, что налоговые льготы, установленные пп. 1 (за исключением п.п. «г», «д», «е») и 5 этой статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных льгот, больше чем на 50 %.
Продукция (работы, услуги) обслуживающего производства может передаваться сторонним потребителям на безвозмездной основе.
В соответствии с п. 82 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (в ред. от 24.03.2000 г.), в случае прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток по этим операциям у коммерческой организации относится на финансовые результаты.
Поскольку в данном случае передача права собственности на имущество (работы, услуги) осуществляется на безвозмездной основе, то согласно ст. 39 НК РФ такие расходы организации в целях налогообложения прибыли следует рассматривать, как внереализационные и при этом не связанные с получением внереализационного дохода, что не позволяет уменьшать размер налогооблагаемой прибыли на суммы таких расходов. В связи с этим размер выявленной в учете балансовой прибыли (убытка) при определении размера подлежащей налогообложению прибыли должен быть увеличен (уменьшен) на суммы списанных в учете на убытки суммы путем заполнения строки 4.5 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли».

Продукция обслуживающего производства может не передаваться сторонним потребителям, а использоваться в процессе основного производства или в целях, не связанных с производственной деятельностью.
Если продукция обслуживающего производства потребляется организацией в процессе основного производства, то соответствующая часть затрат списывается на счета учета производственных затрат подразделений — потребителей работ (услуг), выполненных (оказанных) обслуживающими производствами и хозяйствами (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.п.).
Если продукция (работы, услуги) обслуживающего производства потребляется предприятием в целях, не связанных с производственной деятельностью, то в соответствии с п. 4 Положения о составе затрат расходы по содержанию (включая амортизационные отчисления и затраты на все виды ремонта) культурно-бытовых и других непроизводственных объектов, находящихся на балансе предприятий, не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом следует иметь в виду, что после вступления в силу положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н, организации могут как не признавать указанные затраты расходами организации (п. 3), так и учитывать их в составе расходов предприятия.
Порядок отражения в учете затрат обслуживающих производств должен быть закреплен в распорядительной документации.
Предприятие, не признававшее в целях бухгалтерского учета данные затраты расходами организации, все относящиеся к обслуживающему производству расходы списывает за счет остающейся после уплаты налогов прибыли, не отражает в себестоимости продукции (работ, услуг) основного производства и не учитывает при формировании финансовых результатов. В таком случае предприятие имеет право на льготу, установленную п.п. «б» п. 1 ст. 6 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций». При этом следует иметь в виду следующее. Если предприятие не покрывает данные затраты непосредственно за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов (или за счет сформированных за счет чистой прибыли специальных источников), то в учете данные расходы будут учтены или в качестве расходов по обычным видам деятельности (списаны со счета учета затрат на счет реализации), или в качестве внереализационных расходов (списаны на счет прибылей и убытков).
Однако применяемый в бухгалтерском учете порядок учета указанных затрат не влияет на порядок определения налогооблагаемой прибыли. Уменьшение балансовой прибыли в этом случае в целях налогообложения следует квалифицировать как убыток от деятельности непроизводственной сферы, не учитываемый при определении размера подлежащей налогообложению прибыли. В связи с этим размер выявленной в учете балансовой прибыли (убытка) должен быть увеличен (уменьшен) на суммы рассматриваемых расходов, связанных с содержанием непроизводственной сферы, путем заполнения строки 3.1 «а» Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли», или свободной подстроки строки 1.2 «г» (если в учете предприятия такие суммы по каким-либо причинам отражены по счету выявления финансового результата от обычных видов деятельности).
Если продукция (работы) обслуживающего производства изготовлена (закончены), но в отчетном периоде не передается сторонним потребителям и не используется внутри предприятия, затраты обслуживающего производства списываются на счета учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами, или числятся в составе незавершенного производства.