Отличие начальника от руководителя

Вопросы управления коллективом занимают исследователей на протяжении столетий, но универсальных формул успеха до настоящего момента не выведено. Зачастую позицию упрямого начальника противопоставляют концепции мудрого руководителя. Попробуем разобраться в значениях указанных категорий и понять разницу между ними.

Определение

Начальник – лицо, назначенное на управленческую должность в установленном порядке и получающее вознаграждение за свой труд. В его подчинении обязательно находится как минимум несколько человек, а круг прав и обязанностей определён законодательством и внутренними распоряжениями предприятия.

Руководитель – профессия, обозначающая группу формальных должностей и неформальных позиций. Конкретное выражение статуса, круг прав и обязанностей зависит от конкретных условий деятельности. К примеру, руководитель предприятия может быть директором, президентом, председателем правления. Кроме того, в объём понятия входит круг неформальных должностей, которые не подразумевают оплату труда.

Сравнение

Важнейшее отличие заключается в объёме понятий. Очевидно, что руководитель – это профессия, включающая в себя в том числе начальствующие должности. Способ управления и полномочия, а также авторитет и статус не играют особой роли. Другое дело – оплата труда: у начальника она обязательно есть, так как он трудоустроен на должность по договору, утверждённому приказом или распоряжением.

Руководитель может работать на общественных началах (к примеру, научное руководство, ведение благотворительных проектов, детских кружков). Его статус также может быть неформальным, что зависит от конкретных условий. Свои требования начальник может оформлять в виде приказов, распоряжений и указаний, а руководитель – ещё и в консультативной форме (предложения, проекты).

Выводы TheDifference.ru

  1. Объём понятия. Руководитель – это профессия, класс управленцев, а начальник – конкретная должность, занимаемая лицом.
  2. Формализация. Начальник в обязательном порядке трудоустроен приказом или распоряжением, руководитель может быть неформальным.
  3. Вознаграждение. Начальник всегда получает зарплату за свой труд, руководитель может работать на общественных началах.

«Как его могли назначить на такой высокий пост? Он же совершенно безынициативен! И в деталях никогда не разбирался!» Слышали мы такие рассуждения? Конечно! И сами это говорили, возмущались и удивлялись. А действительно – есть ли «секретное оружие», делающее человека руководителем? Какие психологические качества позволяют не только управлять другими, но и расширять степень своей ответственности?

Отличие первое – видеть перспективу

Эта способность в той или иной степени есть у каждого – смотреть вперед. В будущее. В светлое или темное завтра. У некоторых – в послезавтра. Эта способность жестко связана с талантом руководителя.

Девушка, молодой маркетолог, просит помочь ей определиться в выборе одного из двух вариантов: брендовой компании, где зарплата ну очень скромная, и небольшой семейной фирмы, в которой сумму предлагают, по ее оценкам, почти фантастическую. На предложение самой перечислить плюсы и минусы она говорит, что для ее специальности престижная компания, конечно же, перспективнее. Но денег хочется. Очень. Поэтому она склоняется к «вкусному бутерброду» в тесном и совершенно бесперспективном кругу. При этом нет у нее пока ни детей, требующих ухода и вложений, ни престарелых родственников, которым необходимы дорогие лекарства. Просто «хочется пожить». Прекрасно! Но когда задается еще один вопрос – «А из семейной этой фирмочки Вы куда планируете перейти?», приходит растерянность. Девушка об этом не думала. Хорошая девушка, не бездарная. Но не руководитель. Люди с психотипом руководителя, как правило, выбирают путь не более выгодный, а более перспективный.

Отличие второе – держать удар

Только ленивый не пишет на тему стресса: от методов его предотвращения до способов медикаментозного лечения. Сформулируем рабочее определение, которое подходит нам для анализа психологии руководителей. Например, такое: «Стресс – состояние напряжения, возникающее у человека вследствие сильных воздействий».

Как определить, стресс это уже или еще нет? Насколько велико напряжение и как оно влияет на различных людей? К примеру, слушаем рассказы коллег об ужасах передвижения по большим городам. На автомобиле – пробки, хамство других водителей, бездеятельность коммунальных служб. На городском транспорте – толчея, опять же хамство, очереди у касс в конце месяца. Эти ситуации можно назвать «индивидуально травматичными». Иначе говоря, один в аварию попадет и останется в прекрасном настроении, а другой от грубого слова в транспорте весь день в себя прийти не сможет. Эти люди различаются порогом чувствительности, или умением держать удар. Руководителю без этого умения просто не выжить.

Можно ли повысить порог чувствительности и не реагировать так болезненно на происходящие с нами неприятности? Отчасти этого действительно можно добиться при определенной работе над собой. Но самые успешные начальники – те, кто от рождения обладают высокой психологической устойчивостью. Так что если ваше дитя предпочитает «все делать по-своему», несмотря на карательные меры со стороны родителей, не спешите расстраиваться. Вполне возможно, что чадо очень неплохо обеспечит вас в старости.

Отличие третье – жить в неопределенности

Неопределенность – это то, что сопровождает любую, даже самую незначительную руководящую должность. Самый простой пример – проблемы с делегированием.

Я ведь знаю о себе, что умею выполнять свою работу. И выполняю с блеском. Но у меня есть амбиции, которые толкают меня «вперед и вверх». Я стремлюсь к менеджерской должности и достигаю ее. Результат? Мой спокойный и устойчивый мир разрушен. Еще вчера я точно знала, что к четвергу закончу с проверкой торговой точки, а за пятницу подготовлю об этом отчет. А что теперь? Ответственность за пятнадцать торговых точек, которые проверяют трое моих подчиненных. При этом одна из сотрудниц вполне может заболеть. Второй – толковый, но амбициозный – вряд ли будет правильно себя вести с работниками магазинов. Третья – всеобщая любимица, только с формулированием своих мыслей у нее бывают трудности. Конечно, я каждого проинструктирую тщательнейшим образом, организую промежуточный контроль за выполнением работы. Но мне не избежать того управленческого риска, который связан с ожиданием результата труда других людей.

Если вы способны в такой ситуации более или менее спокойно существовать, то один из факторов, делающих сотрудника управленцем, у вас точно есть. Если же вы перестаете спать, если не контролируете ситуацию до последней детали – стоит задуматься. Возможно, стремясь к руководящей должности, вы понижаете качество собственной жизни.

Отличие четвертое – талантливо коммуницировать

Коммуникации в менеджменте исключительно важны. Это и вертикальные связи (с руководителями и сотрудниками), и горизонтальные (со смежными подразделениями) и внешние (с представителями государственных организаций и деловыми партнерами). На первых ступенях управленческой карьеры достаточно лишь способностей ко всему этому.

К примеру, начальник прекрасно чувствует «вертикаль» и при докладе руководству подбирает именно те слова, что позволяют представить подразделение в самом выгодном свете. Ну, а уж если произошел форс-мажор или откровенная ошибка – сумеет выйти из ситуации с наименьшими потерями. Однако этот почти идеальный шеф, «отец родной» для подчиненных, относится к своему детищу-отделу слишком уж ревниво и трепетно. Считает, что все остальные части компании существуют лишь для того, чтобы это детище обслуживать, холить и лелеять «по максимуму». И не налаживает горизонтальные связи, просто не считает это нужным. Иначе говоря, способность к коммуникации у него есть, а вот талант отсутствует. Означает это, что либо работать ему до пенсии на должностях одного уровня, либо переходить с повышением, но уже в другую компанию, где об отсутствии у него коммуникативного таланта пока не ведают.

Отличие пятое – стремиться к самоинвестированию

Вы не обращали внимания, насколько по-разному люди обращаются с ресурсами? Причем с любыми – временем, деньгами, здоровьем, возможностями? Одни немедленно их расходуют, в итоге им не хватает ничего – ни времени, ни сил, ни денег. А на вопрос, почему при достаточно серьезной зарплате у них нет накоплений, вам распишут бюджет, в котором действительно ни копейки не остается на будущие проекты. То же – со временем. Ну нет у человека времени на изучение иностранного языка. Хотя он хотел бы работать в иностранной фирме, и язык может ему очень пригодиться. Действительно – не то что минуты, секунды не найти в его распорядке. Только логика у такого распорядка не управленческая. В нем пиво с друзьями по пятницам (5 часов в неделю) или покупка девятого пиджака (15 тысяч рублей) имеют более высокий приоритет, чем упомянутое выше изучение языка, требующее того же времени или тех же средств.

Есть и другая схема построения «бюджета ресурсов». И первые места в этой схеме занимают расходы, которые могут принести будущие дивиденды. Такие расходы принято называть инвестированием. Сотрудник, имеющий управленческий потенциал, очень постарается попасть на тренинг, не просто повышающий квалификацию, а расширяющий кругозор «на шаг вперед». И если компания не готова это обучение оплатить – он оплатит его сам, хотя есть сиюминутные расходы, для которых имеющиеся средства очень бы пригодились. Он найдет время для изучения приемов финансового менеджмента, хотя занимается профессионально другими вещами. На вопрос «Зачем ты это делаешь?» он ответит нечто вроде «Мне интересно». И полезные связи появятся в ходе обучения. Такой сотрудник заметно выделяется среди коллег уровнем активности, кругозором и общей «продвинутостью». Что делает его вероятным кандидатом на движение в структуре компании.

Итак, мы нашли пять основных различий между сотрудником X, имеющим потенциал роста, и сотрудником Y, такого потенциала не имеющим. Для чего это может пригодиться? Во-первых, для того чтобы не слишком сильно переживать, если сегодня на высокий пост назначили не нас, а другого. В большинстве случаев для этого имелись объективные предпосылки. Во-вторых, для того чтобы не подвергать себя лишним стрессам и не стремиться к руководящим позициям, если мы к ним не готовы. И, в-третьих, чтобы понять, куда развиваться. Ведь в той или иной степени каждое из начальственных качеств можно «подтянуть» и стать сильнее, чем мы были до сих пор.

Руководителями рождаются или становятся?

Михаил БОГДАНОВ,
председатель правления КГ «КОНСОРТ»:

В принципе руководителем можно стать — благодаря образованию, приобретенному опыту и житейской мудрости, наконец, благодаря страстному желанию «выбиться в начальники». Но ведь недаром существует выражение «прирожденный лидер». Если человеку не подфартило с этим от природы, вряд ли он оставит после себя заметный след на поприще менеджмента.

Основными качествами настоящего руководителя считаю наличие собственного мнения и уверенность в своей правоте, способность грамотно делегировать полномочия и превыше всего — готовность брать на себя ответственность за предпринимаемые действия. Много ли мы встречаем вокруг себя таких людей?

Вряд ли я уже в детстве знал, что с годами превращусь в руководителя. Но помню, что мечтал, как папа, махать дирижерской палочкой. А ведь дирижер — это руководитель оркестра.

Юрий РОДНЫЙ,
генеральный директор компании Dihouse:

Никогда не хотел быть руководителем, но стремился к лидерству. Руководителями становятся, если мы говорим о формально занимаемой должности. Но настоящий руководитель — это лидер. Думаю, что склонность к лидерству базируется во многом на врожденных качествах: публичности, умению коммуницировать с людьми, убеждать их и слушать, готовности нести ответственность не только за себя, желанию что-то менять, а не быть пассивным участником процесса, и даже некотором тщеславии. Однако это не означает, что человек не может стать лидером, не обладая этими качествами. Под давлением ли обстоятельств или, следуя своим целям, он может в себе их воспитать. Александр Невский — яркий пример врожденного лидера, а Суворов – воспитавшего лидерство в себе.

Алексей ФИЛАТОВ,
генеральный директор BBPG:

Я бы сказал, становятся, когда рождаются. В том смысле, что настоящий руководитель — это родившийся заново подчиненный. Ведь, с одной стороны — это человек, который смог расширить горизонт свого видения за пределы исполняемых раньше функций. Кстати, сам процесс рождения шефа- процедура болезненная, как любые роды. С другой стороны, руководитель — это одновременно и подчиненный. Своего босса — как начальник отдела, акционеров — как CEO или внешних факторов — как единоличный владелец бизнеса. Так или иначе, поднимаясь выше по ступенькам карьерной лестницы, мы неизбежно сохраняем подчиненность. Потому умение точно отвечать на запросы, вызовы управляющих вами сил, умение подчиняться, — очень важная составляющая искусства управления.

Уже в детстве я хотел быть руководителем. Причем страны.

Газета «Элитный персонал» №43 (531), 6 ноября 2007 года.

Когда я только пришёл в банк и начал ходить на встречи, у меня был разговор с одним сотрудником из другого отдела:
— Данияр, кто ваш начальник?
— У меня нет начальника.
— Как нет? Кому вы подчиняетесь?
— Я никому не подчиняюсь.
— Вы из маркетинга, да? Значит Антон Ким ваш начальник.
— Нет, Антон мой руководитель, не начальник. Это разные вещи.

Так же было и в Авиате, когда кто-то говорил что Мадина моя начальница, я поправлял и говорил, что она руководительница. Я так делаю, потому что верю, что слова определяют мышление. Частый страх перед руководством потому и появляется у людей, что они сами задают себе мысль, что какие-то люди могут выше них. Поэтому разница между «начальником» и «руководителем» для меня огромна.

Начальник — это такой человек, который указывает людям что делать, а те беспрекословно делают. Руководитель это такой же сотрудник, как и я, просто с другими задачами и другой зоной ответственности, руководить и направлять команду — это одна из его задач, которые он должен делать. И когда руководитель говорит что-то сделать, ты делаешь, потому что сам так решил — взять эту задачу. Можно отказаться, потом, соответственно, за это могут уволить, потому что ты не делаешь нужные руководителю задачи, а в его полномочия входит функция увольнения. Но главная мысль — что никто тебе не указ, ты сам решил прийти на работу, что-то делать, в конце дня пойти домой.

И это хорошо меняет мышление в том плане, что все начинают понимать, что они взрослые специалисты, которые несут ответственность за свою работу, и потому могут общаться на равных — аргументированно спорить, с чем-то не соглашаться, предлагать свои варианты. И им не нужен начальник, который бы за ними следил и указывал что делать.

На эту тему мне нравится ещё другой пример. Мне знакомый как-то рассказал, что в Израиле нет обращения «вы». Все друг к другу на «ты», потому что перед Богом все равны и не может быть так среди людей, что кто-то выше, а кто-то ниже. И это кажется очевидным и правильным.

Вопрос: В чем разница между руководителем и менеджером? Ответ: Это две стороны одной медали.
1. Менеджер — администратор, руководитель — инноватор.
2. Менеджер поручает, руководитель — вдохновляет.
3. Менеджер работает по целям других, руководитель работает по своим целям.
4. У менеджера основа действия — план, у руководителя — виденье.
5. Менеджер полагается на систему, руководитель полагается на людей.
6. Менеджер использует доводы, факты, руководитель использует эмоции.
7. Менеджер поддерживает движение. Руководитель даёт импульс движению.
8. Менеджер — профессионал. Руководитель — энтузиаст.
9. Менеджер работает за зарплату, а руководитель — за идею.
10. Менеджер принимает решения. Руководитель превращает решения в мечты.
11. Менеджер делает дело правильно. Руководитель делает правильное дело.
12. Хорошего менеджера уважают. Хорошего руководителя обожают.
13. Руководитель лидер, а менеджер — исполнитель.
14. Руководитель думает прежде всего над стратегией, а менеджер — над тактикой.
15. Руководитель подбирает и вдохновляет команду, а менеджер — мотивирует и стимулирует подчиненных.
16. Руководитель помнит о мелочах и повседневной рутине, но по настоящему его заботит будущее и неизвестное.
17. Руководитель задает ориентиры, мечтает, творит, придумывает, доверяет. Менеджер организует, отчитывается, контролирует, достигает заданных показателей.
18. Руководитель делает в первую очередь то уникальное, что никто кроме него в организации не может. Остальное он делегирует. Менеджер действует примерно также. Но его «уникальное» качественно другого рода.

***
Нужны и те и другие. Они органично дополняют друг друга.