Отличие коллективного договора от локального нормативного акта

С соглашениями:

Общее: и соглашение и коллективный договор – разновидности нормативных договоров

Отличия от коллективного договора:

а) По уровню, на котором принимается;

б) В договоре две стороны, в соглашении может быть три.

С локальными актами:

Общее: распространяется на конкретную организацию

Отличие:

а) Коллективный договор заключается представителем работников и работодателем и он является актом социального партнёрства, а локальный нормативный акт – принимаются работодателем в пределах его компетенции единолично.

б) Действие локального акта неограниченно во времени, а коллективный договор заключается на 3 года (может пролонгироваться ещё на 3).

С трудовым договором:

Отличие:

а) Коллективный договор – нормативный акт, трудовой договор – нет, т.к. трудовой договор индивидуализирован;

б) Трудовой договор конкретизирует положения коллективного договора и не может их ухудшать.

Понятие трудового правоотношения и его содержание

Правоотно­шения в сфере трудового права — урегулированные трудовым за­конодательством трудовые и производные от них, непосредствен­но с ними связанные, отношения по труду работников.

Все трудовые правоотношения можно разделить по времени возникновения, развития и прекращения:

а) Предшествующие правоотношения. Отношения, предшествующие трудовым. Например, отношения по занятости и устройству у данного работодателя, отношения связанные с ученическим договором;

б) Сопутствующие отношения. Развиваются параллельно с трудовыми отношениями. Например, отношения по дополнительному профессиональному образованию: работник работает и его работодатель отправляет на обучение за свой счёт. Пример: государственным служащим в соответствии с ФЗ о государственной службе полагается прохождение подготовки, получение дополнительного профессионального образования один раз в 3 года.

в) Правоотношения, вытекающие из трудовых (последующие). Например, отношения по рассмотрению трудовых споров.

Трудовые отношения (ст. 15 ТК РФ) — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам ВТР при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Особенности трудового правоотношения:

1. Субъектами отношения всегда являются работник и работодатель;

2. Трудовое правоотношение имеет содержание, которое включает в себя права и обязанности каждого из субъектов трудового правоотношения;

3. Трудовое правоотношение является единым, т.е. права и обязанности друг другу корреспондируются;

4. Трудовое правоотношение носит длящийся характер.

Признаки трудового правоотношения, отличающие его от гражданско-правовых отношений:

1. Личный характер прав и обязанностей работника;

2. Работник обязан выполнять обусловленную трудовым договором трудовую функцию, т.е. работу по должности в соответствии со штатным расписанием, работу по профессии, работу по специальности с указанием квалификации;

3. Работник выполняет трудовую функцию в условиях коллективного труда, подчиняется правилам ВТР;

4. Возмездный характер трудового правоотношения проявляется в выплате работнику заработной платы не реже двух раз в месяц;

Со стороны работодателя:

5. Работодатель обязан создавать работнику безопасные условия труда и соблюдать трудовое законодательство;

6. Добровольность заключения трудового договора. Добровольность расторжения договора без каких-либо санкций для сторон. Работодатель обязан уведомить о предстоящем расторжении трудового договора и выплатить выходное пособие и иные компенсации. Работодатель должен уведомить работника о предстоящей реорганизации предприятия или расторжении трудового договора за 2 месяца. Работник может расторгнуть договор, предупредив работодателя за 2 недели.

Содержание трудового правоотношения.

Содержание трудового отношения – субъективные права и юридические обязанности сторон трудового отношения. Данные права и обязанности носят корреспондирующий характер, т.е. праву работника корреспондирует соответствующая обязанность работодателя по его реализации. И, наоборот, праву работодателя в трудовых отношениях корреспондирует обязанность работника по выполнению законных распоряжений представителей работодателя.

Например, праву работника на безопасные условия труда соответствует обязанность работодателя обеспечивать такие условия, а праву работодателя требовать от работника соблюдения правил ВТР — обязанность работника по их выполнению.

При вступлении в трудовое правоотношение у работника и работодателя возникают субъективные права и обязанности, составляющие содержание данного трудового правоотношения, представляющие собой конкретизацию и детализацию основных (статутных) прав и обязанностей.

Под субъективным правом понимается защищенная законом возможность управомоченного лица требовать от другого — обязанного субъекта — совершения определенного поведения.

Субъективная обязанность участника трудового правоотношения — юридическая мера должного поведения обязанного лица.

Перевозка груза автомобильным, морским или другими видами транспорта не всегда происходит гладко. Часто у получателей, отправителей или транспортной компании возникают претензии к грузоперевозке, которые невозможно урегулировать обоюдно выгодным решением, поэтому проблемы приходиться решать путем оформления актов и выставлением претензий.

По каким причинам происходит составление акта

Когда необходимо составление актов? В первую очередь это надо делать тогда, когда стороны не могут прийти к мирному соглашению. А произойти это может в любом из перечисленных случаев:

  • Перевозчик не приехал на загрузку в дату, предусмотренную договором.

  • Перевозчик приехал на загрузку, но не вывез по каким-то от него зависящим причинам груз.

  • Во время транспортировки груз был утрачен или поврежден.

  • Компания отправитель не предоставила груз, предусмотренный договором.

  • Отправитель отказался загружать транспорт, приехавший на подачу.

  • Доставка коммерческого груза перевозчиком произведена в более поздние сроки, чем это оговорено в договоре.

  • Случился простой транспортного средства, приехавшего на подачу.

  • Произошла задержка контейнеров, которые принадлежат перевозчику.

Как видим случаев много, возникающих по вине, как транспортной компании, так и отправителей.

Порядок составления

Итак, если проблема имеет место, то придется составлять определенные документы, которые помогут решить возникшую ситуацию. Для ее решения необходимо знать порядок составления актов и оформления претензий во время грузоперевозок. Ведь не вовремя зафиксированное событие или отсутствие нужной подписи может свести на нет все ваши усилия по возмещению убытков.

Правила и порядок оформления акта следующий:

  1. Акт составляется в те же или на следующие сутки после наступления события.

  2. При уклонении ответственной стороны от составления документа, он оформляется без ее участия. Но для этого необходимо письменно уведомить ответственную сторону о начале процесса составления документа.

  3. Все подписи и отметки в сопутствующих документах (ТТН, заказ-наряд) делают уполномоченные на это лица.

  4. При недостаче груза или его порче в акте отмечаются результаты экспертизы с подписью водителя, который обязательно должен присутствовать при ее оформлении.

  5. Если во время написания акта, уполномоченное лицо отказывается его подписывать, то он должен указать причину этого в письменном виде.

  6. Данный документ должен составляться минимум в двух экземплярах, в соответствии с числом составителей документа.

  7. При составлении бумаги нельзя делать исправления.

Кроме этого, порядок оформления акта претензии требует наличия специальных отметок, включающих описания обстоятельств, приведших к проблеме, и величину штрафных санкций. Отметки делаются в товарно-транспортной накладной, заявке-договоре, путевке и сопроводительной ведомости.

Основной проблемой для составителей, при которой они не могут возместить убытки, является то, что они не соблюдают время на составление претензий и порядок оформления акта, поэтому важно придерживаться всех перечисленных в предыдущем разделе положений. Но также необходимо соблюдать правильность составления документов, которые должны включать:

  • Место составления и дату.

  • Информацию по участвующим в составлении документов лиц: Ф.И.О., название должности.

  • Информацию о том, какие обстоятельства привели к возникновению проблемы.

  • Описание и размер убытков, если причиной составления претензий после грузоперевозки являются порча или недостача груза.

  • Подписи всех участников оформления документа.

Правила, порядок составления претензий после грузоперевозок

Правильно оформленный акт служит основой для подачи претензий и последующего ее рассмотрения в хозяйственном суде, если не будет заключена мировая до этого события. Все документы подаются по месту нахождения юридического лица в сроки, оговоренные статьей 42 ФЗ РФ.

В претензию должны быть включены следующие пункты:

  • Дата, место нахождения ответчика.

  • Данные лица (Ф.И.О., место нахождения), подающего бумагу.

  • Данные лица (Ф.И.О., место нахождения), получающего претензию.

  • Описание причин, приведших к написанию претензии.

  • Указание суммы штрафов и убытков, с подробным обоснованием и расчетами.

  • Наименования документов, которые прилагались к акту (ТТН, заказ и другие).

Кроме этого, в претензии указываются Ф.И.О., должность и подпись составителя в новой редакции от 06.12.2016 г. Документ оформляется в двух экземплярах — один находится у подающего, а второй, у получающего претензию.

Таким образом, акты и претензии к грузоперевозке, составленные в установленном порядке и в сроки, обозначенные законом, помогут решить возникшую проблему в вашу пользу и в полной мере возместить полученные вами убытки.

Обратите внимание: инструкции по охране труда (инструкция по охране труда — локальный нормативный правовой документ) и журнал их регистрации входят в перечень документов по охране труда, ведение которых обязательно для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности (постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.12.2011 № 140).

Документ:

Постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)».

Порядок подготовки и принятия работодателями локальных нормативных правовых актов (далее – ЛНПА) по охране труда в виде инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) установлен Инструкцией о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176 (далее — Инструкция).

Работодатели, не наделенные правом принятия ЛНПА, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда – отраслевыми типовыми инструкциями по охране труда и межотраслевыми типовыми инструкциями по охране труда.

Работодателем должны быть разработаны и приняты инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), которые выполняются в организации работниками различных профессий и должностей (например, погрузочно-разгрузочные работы, работы с электроинструментом и т.д.), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (например, работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях).

При разработке инструкций по охране труда следует учитывать требования нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, требования которых должны соблюдаться в организации, а также требований по охране труда, изложенных в технологической документации, технической документации на оборудование, эксплуатируемое в организации, с учетом специфики деятельности организации, конкретных условий производства работ, оказания услуг.

При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, требований по охране труда для профессий или отдельных видов работ (услуг) работодатели разрабатывают и включают в инструкции по охране труда требования по охране труда, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

Положения инструкций по охране труда не должны противоречить нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам, содержащим требования по охране труда.

Работающие должны быть ознакомлены с положениями ЛНПА по охране труда до начала работ (оказания услуг). Требования ЛНПА являются обязательными для работающих, их невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

Представим действия по разработке, согласованию и утверждению инструкций по охране труда в виде пошагового алгоритма.

Алгоритм разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда

Шаг 1. Составьте перечень инструкций по охране труда, которые должны быть разработаны в организации.

Шаг 2. Передайте перечень инструкций по охране труда на утверждение руководителю организации.

Шаг 3. Подготовьте приказ руководителя организации о разработке инструкций по охране труда.

Шаг 4. Организуйте контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда.

Шаг 5. Организуйте подготовительную работу по разработке проектов инструкций по охране труда.

Шаг 6. Передайте проекты инструкций по охране труда на рассмотрение службе охраны труда, заинтересованным структурным подразделениям организации, профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации).

Шаг 7. Оформите замечания и дополнения к проектам инструкций по охране труда (при их наличии).

Шаг 8. Подготовьте проекты инструкций по охране труда на подпись и согласование.

Шаг 9. Утвердите инструкции по охране труда.

Рассмотрим шаги алгоритма более подробно.

Шаг 1. Составьте перечень инструкций по охране труда, которые должны быть разработаны в организации.

Инструкции по охране труда разрабатывают на основании перечня, который составляет служба охраны труда (специалист по охране труда, лицо на которого возложены обязанности по охране труда). Перечень составляют с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации (главного механика, главного технолога, главного энергетика и др.), службы организации труда и заработной платы, отдела кадров. При составлении перечня следует руководствоваться штатным расписанием организации, Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих.

Шаг 2. Передайте перечень инструкций по охране труда на утверждение руководителю организации.

Перечень инструкций по охране труда подлежит утверждению руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.

Шаг 3. Подготовьте приказ руководителя организации о разработке инструкций по охране труда.

Разработка инструкций по охране труда осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя организации. В приказе (распоряжении) указывают исполнителей (разработчиков инструкций) и сроки разработки. Инструкции по охране труда разрабатывают руководители структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр) с участием профсоюза (при его наличии) или уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

Руководство разработкой инструкций по охране труда возлагают на руководителя организации или его заместителя, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.

Допускается привлекать к разработке инструкций по охране труда иные организации либо отдельных специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда.

Шаг 4. Организуйте контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда.

Контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций по охране труда, осуществляет служба охраны труда организации (специалист по охране труда, лицо на которого возложены обязанности по охране труда).

Важно!

Если вы используете в качестве инструкций по охране труда типовые инструкции по охране труда (без их переработки с учетом специфики деятельности организации) последние (за некоторым исключением) их нужно согласовать и утвердить в порядке, установленном Инструкцией.

Шаг 5. Организуйте подготовительную работу по разработке проектов инструкций по охране труда.

Подготовительная работа, предшествующая разработке проектов инструкций по охране труда, включает:

— анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, а также типичных, наиболее вероятных для соответствующей профессии, вида работ (услуг) причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— изучение информационных писем, приказов, распоряжений, постановлений органов государственного управления, вышестоящих организаций в связи с имевшими место авариями, несчастными случаями на производстве, профессиональными заболеваниями и по другим вопросам охраны труда;

— подбор и изучение нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, которые могут быть использованы при разработке инструкций по охране труда, а также других нормативных документов, соответствующей технической литературы, учебных пособий и тому подобного;

— определение опасных и (или) вредных производственных факторов, характерных для соответствующей профессии, вида работ (услуг), имеющих место при нормальном режиме, отклонениях от нормального режима, в аварийных ситуациях, мер и средств защиты от них;

— подбор средств индивидуальной защиты, обеспечивающих эффективную защиту от вредных и (или) опасных производственных факторов, присущих данному технологическому процессу (виду работ, услуг), как в нормальном режиме, так и в аварийных ситуациях;

— определение требований по охране труда к применяемому оборудованию, приспособлениям, инструменту, безопасных методов и приемов работы, последовательности выполнения работ, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих отражению в инструкции по охране труда.

Внимание!

Требования нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, включаемые в инструкцию по охране труда, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работающего. Положения указанных документов, не требующие конкретизации, вносятся без изменений в инструкцию по охране труда.

Шаг 6. Передайте проекты инструкций по охране труда на рассмотрение службе охраны труда, заинтересованным структурным подразделениям организации, профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации).

Проекты инструкций по охране труда подлежат рассмотрению службой охраны труда (объектовым пожарным аварийно-спасательным подразделением, медицинской службой), другими заинтересованными структурными подразделениями организации, а также профсоюзом (уполномоченным лицом по охране труда работников организации).

Шаг 7. Оформите замечания и дополнения к проектам инструкций по охране труда (при их наличии).

Замечания и дополнения к документу излагаются на отдельном листе, а на проекте документа нужно указать: «Замечания прилагаются» (Методические указания Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров РБ от 16.09.2005 № 41 «По практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).

После рассмотрения поступивших замечаний или предложений проекты инструкций по охране труда дорабатывают. Проект инструкции по охране труда должен быть напечатан одинаковым шрифтом без текстовых выделений (подчеркивание, печатание вразрядку, прописными буквами), за исключением названия инструкции, ее разделов и глав, подстрочных примечаний к проекту инструкции, грифов «УТВЕРЖДЕНО», «СОГЛАСОВАНО».

Шаг 8. Подписание и согласование проектов инструкций по охране труда.

Проекты инструкций по охране труда подписывает руководитель структурного подразделения (разработчика). Далее проекты передают на согласование:

— службе охраны труда (специалисту по охране труда или специалисту, на которого возложены эти обязанности);

— при необходимости, по усмотрению службы охраны труда (специалиста по охране труда или лица, на которого возложены обязанности по охране труда) другим заинтересованным структурным подразделениям и должностным лицам организации;

— профсоюзу (уполномоченному лицу по охране труда работников организации).

Шаг 9. Утверждение инструкций по охране труда.

Инструкции по охране труда могут утверждаться двумя способами: изданием распорядительного документа (приказа) или должностным лицом.

Как правило, инструкции утверждает руководитель организации или его заместитель, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда. Утверждение оформляют грифом утверждения, который состоит из слова «УТВЕРЖДЕНО» либо «УТВЕРЖДАЮ». Его располагают в правом верхнем углу первой страницы инструкции.

Образец оформления первой и последней страниц инструкции по охране труда см. в приложении 1 к Инструкции.

Справочно:

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда, которые обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Временные инструкции разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда

Проверку инструкций по охране труда нужно проводить не реже одного раза в 5 лет, а инструкций по охране труда для профессий и работ с повышенной опасностью — не реже одного раза в 3 года.

Если в течение указанных сроков условия труда на рабочих местах и требования нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, использованных при составлении инструкции, не изменились, то приказом по организации действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок, о чем делается запись: «Срок действия продлен. Приказ от __ № __» на первой странице инструкции.

До истечения сроков (трех лет для инструкций по охране труда для профессий и работ с повышенной опасностью и пяти лет для остальных инструкций по охране труда), инструкции по охране труда пересматриваются в случаях:

— введения новых или внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда;

— внедрения новой техники и технологий на производстве;

— применения новых видов оборудования, материалов, аппаратуры и инструмента, изменения технологического процесса или условий работы. В данном случае пересмотр инструкции по охране труда производится до введения указанных изменений;

— возникновения аварийной ситуации, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, вызвавших необходимость внесения изменения в инструкцию по охране труда.

Порядок оформления, согласования и утверждения пересмотренных инструкций по охране труда такой же, как и вновь разработанных.

Регистрация, копирований и учет инструкций по охране труда

Утвержденные инструкции по охране труда регистрирует служба охраны труда (специалист по охране труда или лицо, на которого возложены обязанности по охране труда) в журнале регистрации инструкций по охране труда по форме согласно приложению 2 к Инструкции в порядке, установленном в организации.

Инструкции по охране труда могут быть оформлены в виде брошюры или односторонних листов.

Инструкции по охране труда выдаются структурным подразделениям и соответствующим должностным лицам организации с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций по охране труда по форме согласно приложению 3 к Инструкции.

У руководителя структурного подразделения организации должен храниться комплект инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ (услуг), выполняемых в данном подразделении, а также перечень этих инструкций.

Отмененные инструкции по охране труда изымаются службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или лицом, на которого возложены эти обязанности).

Инструкции по охране труда хранятся в месте, определяемом руководителем структурного подразделения с учетом обеспечения доступности и удобства пользования ими работающими, либо вывешиваются на рабочих местах и участках. В случаях, когда доступ работающих к инструкциям по охране труда затруднен (выполнение работ (услуг) вне территории организации и других подобных случаях), инструкции выдаются работающим под роспись в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

Анатолий Королюк, специалист по охране труда.

Справочно:

Для наглядности отдельные требования инструкции по охране труда могут быть проиллюстрированы рисунками, схемами или чертежами, поясняющими смысл требований.

Справочно:

Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами (величины зазоров, расстояний), то их нужно указать в инструкции по охране труда.

Внимание!

Замена слов в тексте инструкции по охране труда буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии полной расшифровки аббревиатуры при ее первом применении.

Важно!

При изложении обязательных для исполнения нормативных предписаний в тексте типовых инструкций по охране труда применяются слова «должен», «не допускается», «необходимо», «следует». Слова «как правило», «преимущественно» означают, что данное нормативное предписание является преобладающим, а отступление от него при подготовке соответствующей инструкции по охране труда организации должно быть обосновано.

1. Локальный нормативный акт образовательного учреждения — это документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления (должностным лицом) образовательной организации и регулирующий трудовые, образовательные и иные отношения в рамках данной образовательной организации.

Следует учитывать, что нормативными признаются такие документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют правила поведения. Поэтому, если в локальном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) просто повторяются нормы, которые уже закреплены в Трудовом кодексе РФ, то такой документ не является локальным нормативным актом (по сути — это какой-то информационный бюллетень).

Другой пример — правила приёма обучающихся. Этот локальный нормативный акт обязателен для всех типов образовательных организаций. Однако не нужно копировать министерские документы. В правилах приёма в конкретное образовательное учреждение нужно регулировать те моменты, которые не затронуты федеральным нормативным правовым актом (например, отношения по приёму на обучение по дополнительным образовательным программам или регламент предоставления документов: кому, в какие часы, в какой кабинет и т. д.).

Часто встречается вопрос: нужно ли перечень локальных нормативных актов закреплять в уставе образовательного учреждения? Такое требование в российском законодательстве отсутствует и решение по этому вопросу руководитель принимает самостоятельно. Вместо поименованного перечня, целесообразно закрепить в уставе виды локальных нормативных актов, которые могут быть приняты в образовательном учреждении (положение, инструкция, приказ и т. п.).

2. В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) локальные нормативные акты должны соответствовать:
– Конституции Российской Федерации;
– Закону об образовании;
– другим федеральным законам;
– иным нормативным правовым актам РФ (постановлениям Правительства, приказам Минобразования и др.);
– законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 частью 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при разработке локальных нормативных актов необходимо руководствоваться муниципальными актам, принятыми в сфере образования.

3. Локальные нормативные акты не только регулируют деятельность образовательной организации, но и являются способом оценки деятельности конкретного учреждения контролирующими органами. Например, Минобрнауки в одном из своих писем указало, что критерием готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения.

В соответствии с требованиями ст. 29 Закона об образовании копии локальных нормативных актов необходимо разместить на официальном сайте образовательного учреждения. При этом действует презумпция достоверности и актуальности выложенных на сайте документов. Таким образом, органы, осуществляющие контроль (надзор) в отношении образовательной организации, имеют возможность в любой момент ознакомиться не только с перечнем локальных нормативных актов, действующих в учреждении, но и с их содержанием. В результате такой проверки контролирующий орган может инициировать внеплановую проверку образовательной организации.

4. Локальные нормативные акты принимаются органами управления (общим собранием, директором, педагогическим советом и др.) в соответствии с уставом учреждения. Чаще всего используют четыре варианта наделения локального акта юридической силой:
– приказ руководителя;
– приказ руководителя + мнение коллегиального органа управления;
– приказ руководителя + согласие коллегиального органа управления;
– принятие коллегиальным органом управления.

5. Основные правовые нормы, которые регулируют локальное нормотворчество:
– статья 30 Закона об образовании;
– статья 8 Трудового кодекса РФ.

6. Для любой организации необходима система локальных нормативных актов (определённая иерархия), т. е. документы не должны противоречить и дублировать друг друга.

7. Российское законодательство не устанавливает перечень локальных нормативных актов, обязательных (или разрешённых) для той или иной организации. Однако законом могут быть установлены пределы регулирования (например, недопустимость ухудшения положения работников по сравнению с требованиями Трудового кодекса РФ).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке перечня необходимых локальных нормативных актов? Принцип, предусмотренный Законом об образовании такой: если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона, то необходимо принять соответствующий локальный нормативный акт. Например, одна из норм статьи 14 Закона об образовании предусматривает возможность получения образования на иностранном языке в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Если учреждение не собирается использовать данную возможность, то и необходимость локального регулирования отсутствует. Подобные нормы имеются в статьях 26, 27, 33, 34, 38, 47, 54 и др. Закона об образовании.

Локальное нормотворчество связано с компетенцией, обязанностями и правами образовательной организации. Поэтому желательно разработать локальные нормативные акты исходя из положений статьи 28 Закона об образовании. Например, пункт 10.1 части 3 статьи 28 относит к компетенции образовательной организации поощрение обучающихся. Реализуя эту норму, целесообразно принять соответствующий локальный нормативный акт (например, положение).

Минобрнауки России рекомендует (письмо от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17) принять локальные нормативные акты, которые, в частности, регламентируют:
1) правила приёма обучающихся;
2) режим занятий обучающихся;
3) формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
4) порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
5) организацию питания обучающихся и работников образовательной организации;
6) требования к одежде обучающихся;
7) деятельность общественных объединений учащихся, родителей (законных представителей), осуществляемой в образовательной организации и не запрещённой законодательством Российской Федерации;
8) порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения;
9) основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг;
10) порядок и формы проведения итоговой аттестации (не государственной, а, например, по дополнительным общеобразовательным программам);
11) ведение официального сайта образовательной организации;
12) внутренний распорядок обучающихся;
13) образец справки об обучении или о периоде обучения;
14) образец и порядок выдачи документов об обучении по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации;
15) порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами ФГОС, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги;
16) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы
17) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
18) зачёт результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (актуально для сетевой формы реализации образовательных программ);
19) пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
20) доступ педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности;
21) пользование педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации;
22) перечень факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

В другом письме (от 12 мая 2011 года № 03-296) Минобрнауки России предлагает принять следующие локальные нормативные акты:
1) положение о группе продлённого дня («школе полного дня»);
2) приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей);
3) положение об организации и проведении публичного отчёта образовательного учреждения;
4) положение об учебном кабинете;
5) положение об информационно-библиотечном центре;
6) положение о культурно-досуговом центре;
7) положение о физкультурно-оздоровительном центре;
8) должностные инструкции работников образовательного учреждения.

При разработке перечня локальных нормативных актов необходимо принимать во внимание нормы ФГОСов. Так, стандарты содержат требования к материально-техническому обеспечению. Поэтому желательно утвердить перечень средств обучения для реализации образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.

Трудовой кодекс РФ, в отличие от образовательного законодательства, содержит небольшой перечень необходимых локальных нормативных актов (при этом наличие некоторых документов подразумевается):
1) правила внутреннего трудового распорядка;
2) инструкции по охране труда;
3) положение о персональных данных;
4) штатное расписание;
5) график отпусков;
6) положение об оплате труда.

Необходимость принятия локальны нормативных актов может быть обусловлена нормативными правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные ни трудовые отношения. Например, Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» требует сформировать и утвердить учётную политику организации; в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» необходимо разработать политику в отношении обработки персональных данных (это необходимо сделать, например, в том случае, когда на сайте образовательной организации размещена форма регистрации или запрашиваются какие-либо данные посетителя сайта); Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возлагает на все организации обязанность разработать меры по предупреждению коррупции, Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена необходимость принятия положения о контрактном управляющем и т. д.

8. Принятие локального нормативного акта требует предварительной подготовки: необходимо продумать структуру документа (цель, мотивы принятия; круг лиц, на которые распространяется нормативный акт; требования; основания требований и др.), нужно предусмотреть последствия принятия акта, учитывая особенности коллектива и отдельных работников, предстоящие расходы, связанные с исполнением акта и т. п.

9. Очень важно, чтобы язык локального акта был понятен работникам организации с различным уровнем образования. В большинстве случаев нормативный акт должен быть написан как бы для 16-летнего подростка: просто, ясно, с минимумом специальных терминов, соответствовать правилам формальной логики.

10. Вносить в локальный нормативный акт какие-либо изменения имеет право только принявший этот акт орган. Например, директор не вправе изменить документ, принятый (разумеется, в рамках своей компетенции) общим собранием коллектива.