Отказ в возмещении НДС

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.08.2017 N Ф02-3960/2017 по делу N А19-19614/2016 

Суд отказал в удовлетворении требований общества к МИФНС о признании незаконными решений инспекции об отказе в возмещении НДС и указал, что НК РФ (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ) регулирует налоговые правоотношения добросовестных покупателей, когда источник применения вычета формируется за счет продавца, предъявившего НДС при продаже товаров, не подлежащих обложению этим налогом.

Суть дела 

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации общества по НДС, по результатам которой составлен акт и приняты решения, которыми обществу отказано в возмещении НДС, доначислен НДС, пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Инспекция сделала вывод, что общество получило необоснованную выгоду, применив налоговые вычеты: оно выставило счета-фактуры с выделением НДС по операциям, которые не подлежат налогообложению, о чем общество заведомо знало.

Обжалуем отказ в возмещении НДС

При этом источника уплаты и возмещения НДС применительно к сделкам по передаче имущества ОАО, признанного судом банкротом, нет.

Не согласившись с решениями налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными.

Позиция суда 

Суды исходили из того, что материалами дела подтверждены выводы инспекции о получении обществом необоснованной налоговой выгоды. Как установлено судами, ОАО, признанное несостоятельным (банкротом) решением арбитражного суда, в нарушение подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ выставило в адрес налогоплательщика счета-фактуры с указанием НДС. По общему правилу согласно п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат обложению НДС, Конституционный Суд РФ в Определении от 07.11.2008 N 1049-О-О отметил, что правила п. 5 ст. 173 НК РФ в системной связи с другими положениями НК РФ предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы НДС, притом что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет; такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг), оно определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, что не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2014 N 17-П указал, что предписания п. 5 ст. 173 НК РФ являются по своей природе компенсационными, защищают бюджет от налоговых потерь и требуют уплаты НДС только в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от его уплаты, счета-фактуры с выделенной суммой данного налога, поскольку такая сумма может быть в дальнейшем использована для налоговых вычетов. Таким образом, положения НК РФ, на которые ссылается общество в кассационной жалобе, направлены на регулирование налоговых правоотношений добросовестных покупателей в ситуации, когда источник возмещения налога (применения вычета) может быть сформирован за счет продавца, предъявившего НДС при реализации товаров, не подлежащих обложению этим налогом.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 разъяснил, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили указанные положения законодательства, а также учли правовые позиции Конституционного Суда РФ и разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ и пришли к обоснованному выводу о том, что ООО претендует на получение необоснованной налоговой выгоды в виде применения вычетов по НДС в отношении хозяйственных операций с ОАО.

В частности, суды на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств установили, что общество заведомо знало о приобретении имущества в рамках сделок, не подлежащих налогообложению, изначальном определении цены реализуемого имущества на основании отчетов оценщиков без НДС.

Как следствие, является правильным вывод судов о том, что, применяя вычеты, ООО в рассматриваемом случае переложило на бюджет риски своего недобросовестного поведения, связанные с наличием у продавца статуса банкрота, отсутствием источника уплаты и возмещения спорной суммы налога. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, что ОАО представило третью уточненную декларацию, в которой отразило стоимость реализованного в адрес ООО имущества в качестве операций, не признаваемых объектом налогообложения, и по итогам своей хозяйственной деятельности за указанный период заявило к возмещению налог. 

Примечание. Налог, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется при реализации товаров, которые не подлежат налогообложению, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога

В рассматриваемой ситуации необходимо учитывать также позицию, изложенную в Постановлении КС РФ от 03.06.2014 N 17-П, согласно которой предписания п. 5 ст. 173 НК РФ являются по своей природе компенсационными, защищают бюджет от налоговых потерь и требуют уплаты НДС только в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от его уплаты, счета-фактуры с выделенной суммой данного налога, поскольку такая сумма может быть в дальнейшем использована для налоговых вычетов.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Решение об отказе в возмещении НДС: досудебный порядок обжалования и последствия его несоблюдения

Почему решения об отказе в возмещении НДС так часто отменяются в досудебном порядке

23.05.2017

НДС не всегда нужно платить государству. Бывает наоборот — налог можно забрать из бюджета. Происходит это когда сумма покупки оказывается больше, чем продажи. Однако у этого процесса есть и обратная сторона – резко увеличивается вероятность выездной проверки. Старший партнер «Рыков групп» Павел Пенкин в рамках своего авторского проекта рассказывает, как подготовиться к приезду налоговиков и почему #схемыбольшенеработают.

Причины возмещения НДС

Например, компания строит торговый центр. Она покупает стройматериалы, арендует технику, нанимает рабочих. Выходит много затрат, с которых налог можно ставить на вычет. А к начислению налога нет, так как нет пока дохода — торговый центр не достроен, его нельзя сдать в аренду владельцам магазинов и кафе.

Получается к уплате НДС с минусом, из-за того, что вычетов больше, чем начисленного с продажи налога. Но закон разрешает взять этот “минус” из бюджета, то есть возместить.

Иногда плательщики искусственно приписывают себе побольше расходов, чтобы побольше забрать из бюджета. Поэтому инспекторы с особым вниманием относятся ко всем, кто возмещает налог.

Кто находится в зоне риска

Все, кто подал декларацию на возврат налога, находятся под особым контролем. В некоторых инспекциях даже есть специальные отделы, которые занимаются проверкой только тех, кто возмещает налог.

Чем больше сумма к возврату, тем тщательнее будет проверка. Особенно, если плательщик постоянно возмещает налог на протяжении нескольких лет. По крупным суммам к проверке могут подключаться сотрудники регионального управления налоговой службы и даже центрального аппарата ФНС России.

Налоговая с неохотой отдает бюджетные деньги. Во-первых, из-за мошенничества налогоплательщиков. Прежде, чем отдать деньги, инспекции нужно проверить, нет ли схемы незаконного возмещения.

Во-вторых, у налоговиков есть план по возврату. При составлении бюджета, государство заранее определяют сумму, которую можно отдать и распределяет ее по инспекциям в зависимости от того, сколько каждая налоговая возместила в прошлые года.

Если вы не влезаете в план по возврату, инспекторы будут искать возможность отказать вам или хотя бы затянуть проверку, чтобы она перешла на следующий квартал.

Иногда плательщики, устав от бесконечных споров с налоговой, переходят на учет в другой более крупный регион, где лимиты возврата больше.

Действия налоговой при возмещении НДС

Главное орудие инспекторов в случае возмещения НДС — это углубленная камеральная проверка с обязательным истребованием документов: счетов-фактур, товарных накладных, договоров и др.

Возможны еще такие процедуры как допрос свидетеля, экспертиза, осмотр помещений и предметов.

С помощью программы АСК НДС-2 инспекторы проверят, уплатил ли ваш контрагент налог, который вы приняли к вычету. Если получится так, что он в своей декларации не показал сделку с вами, или поставил сумму операции меньше чем у вас, в возмещении могут отказать.

Если у налоговиков не найдется убедительных оснований для отказа, но останутся подозрения, плательщику возместят НДС и следом назначат выездную проверку.

На выездной проверке у инспекторов больше полномочий и времени, поэтому может получиться так, что ранее возмещенный НДС аннулируют и заставят вернуть.

Как не попасть под выездную проверку

Лучше всего распределять свои вычеты так, чтобы не было возмещения или, в крайнем случае, чтобы сумма к возмещению была небольшой. Закон разрешает откладывать вычеты на потом в пределах 3 лет.

Если вычетов много и возмещения не избежать, тогда нужно проверить на “чистоту” всех своих контрагентов.

Подозрительные поставщики часто становятся причиной отказа в возврате налога. Поэтому у вас должны быть доказательства, что перед заключением договоров вы тщательно проверили своих контрагентов: убедились, что они действительно существуют, у них есть работники, оборудование, они платят налоги, директор не подставное лицо.

Хоть Налоговый кодекс РФ и не обязывает вас доказывать налоговикам осмотрительность при выборе контрагента, лучше предоставить им такие доказательства во время камеральной проверки. Так вы и возмещение получите и выездной проверки избежите.

Возврат к списку