Отдел по банкротству налоговая

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Структура Федеральной налоговой службы (ФНС) России может быть представлена в следующем виде (п. 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • руководство ФНС России;
  • структурные подразделения центрального аппарата ФНС России;
  • территориальные органы ФНС России.

Какое место в структуре ФНС занимает отдел регистрации и учета налогоплательщиков, а также отдел работы с налогоплательщиками и чем занимаются эти отделы, расскажем в нашей консультации.

Отделы учета и работы с налогоплательщиками

В структуре Управлений ФНС по субъектам РФ, инспекций ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекций ФНС межрайонного уровня обычно выделяются отделы, ответственные за те или иные направления работы налогового органа. Наряду с отделом учета и регистрации налогоплательщиков, отделом работы с налогоплательщиками выделяют, к примеру, следующие отделы:

  • отдел камеральных проверок;
  • отдел выездных проверок;
  • отдел урегулирования задолженности;
  • аналитический отдел;
  • юридический отдел;
  • отдел информатизации.

Состав конкретных отделов налогового органа зависит от его расположения и загруженности. Как правило, в налоговом органе выделяются несколько отделов камеральных и выездных проверок, а отдел регистрации и учета налогоплательщиков, напротив, может объединяться с отделом по работе с налогоплательщиками и именоваться, к примеру, отделом учета и работы с налогоплательщиками или вовсе отделом учета налогоплательщиков.

Расскажем о типичных направлениях деятельности отдела регистрации и учета налогоплательщиков и о том, чем занимается отдел работы с налогоплательщиками.

Основные направления деятельности
отдела регистрации и учета налогоплательщиков отдела работы с налогоплательщиками
— учет юридических и физических лиц;
— предоставление сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестра дисквалифицированных лиц;
— информирование налогоплательщиков по вопросам государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учета налогоплательщиков
— прием и ввод отчетности (на бумажном носителе и в электронном виде), в том числе по телекоммуникационным каналам связи;
— сверка расчетов налогоплательщиков с бюджетом;
— информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками по вопросам применения налогового законодательства

Если вам необходимо связаться с отделом регистрации и учета налогоплательщиков или отделом работы с налогоплательщиками вашей налоговой инспекции, соответствующие контакты (включая номер телефона) можно найти в разделе «Контакты» на официальной странице налоговой инспекции в сети Интернет по адресу https://www.nalog.ru/.

Участие налоговых органов в делах о банкротстве

Е.Е. Смирнова,
к.э.н., доцент

Условия возбуждения дела о банкротстве

В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов и (или) осуществить платежи, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. руб., а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Закона о банкротстве.

Уполномоченный орган в делах о банкротстве — Федеральная налоговая служба

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, является ФНС России (см. Порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденный приказом ФНС России от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@).
ФНС России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы, выполняющие функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.

Подача налоговыми органами в суд заявления о введении процедуры банкротства

При подаче заявления о введении процедуры банкротства в арбитражный суд, включении в реестр кредиторов требований по уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, осуществлении иных действий, направленных на выполнение функций уполномоченного органа, в качестве такового в реестре кредиторов подлежит указанию ФНС России. При этом налоговый орган обязан сообщить суду и всем заинтересованным сторонам следующее: поскольку непосредственное осуществление функций уполномоченного органа возложено на работников территориальных налоговых органов, всю корреспонденцию по делу о банкротстве и процедуре банкротства следует направлять по адресу территориального налогового органа.
В случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, установленном Законом о банкротстве, уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо по истечении 30 дней с даты получения уведомления (уведомлений) о наличии задолженности по обязательным платежам или уведомления (уведомлений) о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в пятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Заявление о признании банкротом стратегического предприятия или организации подается в пятидневный срок с даты принятия соответствующего решения правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.
Уполномоченный орган откладывает подачу заявления о признании должника банкротом на срок до шести месяцев, если до истечения установленного срока должником представлены:
— по требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам — заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки их исполнения;
— по требованиям об уплате обязательных платежей — документы, подтверждающие осуществление должником взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график погашения задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей и требованиям Российской Федерации по денежным обязательствам.
В случае нарушения должником графика погашения задолженности уполномоченный орган обязан подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд в пятидневный срок.
Уполномоченный орган вправе отложить подачу заявления о признании должника банкротом, если:
— им получены документы, подтверждающие подачу должником в вышестоящий налоговый орган или суд до истечения установленных сроков жалобы (искового заявления) об обжаловании требований Российской Федерации к должнику по обязательным платежам при условии, что обжалование указанных требований может привести к прекращению оснований для подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, — до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;
— им получены документы, подтверждающие подачу до истечения установленных сроков должником в вышестоящий налоговый орган или суд жалобы (искового заявления) об обжаловании действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению должника, создали предпосылки для появления признаков несостоятельности (банкротства), — до вынесения соответствующего решения, но не более чем на два месяца;
— имеется решение уполномоченного органа в соответствии с порядком, устанавливаемым Минэкономразвития России.
Повторное отложение уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом не допускается, за исключением случаев, когда такое решение принято Президентом РФ или Правительством РФ.
Уполномоченный орган при получении соответствующего документа от судебного пристава-исполнителя (уведомления, постановления о наложении ареста, акта о наложении ареста на имущество должника, подлежащее взысканию в четвертую очередь) должен сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении (или неосуществлении) им действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника не позднее чем в 30-дневный срок с даты получения такого документа.
Далее уполномоченный орган запрашивает у должника информацию о федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах, являющихся его кредиторами. В целях определения федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, являющихся кредиторами должника, может быть использована информация, полученная уполномоченным органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля. Одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом указанный орган направляет уведомление о принятом решении этим кредиторам.
Уполномоченный орган также вправе запросить у федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций информацию, необходимую для представления требований Российской Федерации по обязательным платежам и денежным обязательствам.
Федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов не позднее недели со дня получения запроса уполномоченного органа представляют ему документы, после получения которых он предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.
Например, Пенсионный фонд РФ (ПФР) не включен в Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым уполномоченный (налоговый) орган по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам обязан направлять уведомление о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Группировка организаций для проведения процедуры банкротства

В целях наиболее полного представления интересов государства в деле о банкротстве и процедурах банкротства устанавливается разделение организаций на три группы.
К первой группе относятся:
— стратегические предприятия и организации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 09.01.2004 N 22-р, и перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 04.08.2004 N 1009, а также организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в сводный реестр таких организаций в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 N 96;
— организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности и подлежащие налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях в соответствии с приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»;
— предприятия и организации, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией в совокупности составляет не менее 100 млн. руб.;
— унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации (за исключением предприятий, в отношении которых ФНС России принято решение о передаче во вторую группу организаций);
— акционерные общества, доля Российской Федерации в которых составляет 25% и более (кроме организаций, в отношении которых процедура банкротства введена до 1 января 2007 года).
Во вторую группу входят:
— градообразующие предприятия и организации, не отнесенные к первой группе;
— организации, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией в совокупности составляет от 50 до 100 млн. руб.;
— унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъекту РФ или муниципальному образованию, а также унитарные предприятия, чье имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации, в отношении которых ФНС России принято решение о передаче во вторую группу организаций.
Третью группу составляют предприятия и организации, не отнесенные к первой и второй группам.
Если организация принята на контроль в ФНС России, она включается в первую группу вплоть до снятия с контроля ФНС России. Если организация принята на контроль в Управление ФНС России по субъекту РФ, она включается во вторую группу вплоть до снятия с контроля Управления ФНС России по субъекту РФ. Организации третьей группы контролируются инспекциями ФНС России.
По решению ФНС России организация первой группы может быть переведена во вторую, по решению УФНС России по субъекту РФ организация второй группы может быть переведена в третью группу.
На контроль вышестоящих налоговых органов принимаются (могут быть приняты) организации, в отношении которых поступили обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов субъектов РФ, руководителей общественных организаций, крупных кредиторов организации, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, иные организации по решению вышестоящего налогового органа.
Если в отношении организаций не введена процедура банкротства, при утрате оснований для отнесения ее к первой группе решение об исключении из первой группы принимается Управлением ФНС России по субъекту РФ самостоятельно.
Информацию и проекты решений по организациям, отнесенным к первой группе, ИНФС России направляет в ФНС России через УФНС России по субъекту РФ.

Мониторинг судебных процедур банкротства

В целях безусловного соблюдения интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства налоговыми органами осуществляется мониторинг хода процедур по делам о банкротстве, в которых ФНС России реализует функции уполномоченного органа.
Для организации надлежащего контроля над делами о банкротстве и процедурами банкротства ИФНС России в отношении всех организаций, имеющих задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией и в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), формируют дела о банкротстве должников.
ИФНС России контролирует исполнение должником обязательств согласно графику погашения задолженности, предусмотренному ст. 84 Закона о банкротстве, а также соблюдение им условий мирового соглашения.
В случае поступления информации о невыполнении графика погашения задолженности организаций первой и второй групп ИФНС России обязана направить сведения соответственно в ФНС и УФНС России по субъекту РФ и действовать согласно полученным указаниям.
Если нарушен график погашения задолженности организациями третьей группы, ИФНС России представляет ходатайство в арбитражный суд о досрочном прекращении финансового оздоровления и направляет требование арбитражному управляющему о созыве собрания кредиторов по вопросу досрочного прекращения финансового оздоровления.
В случае поступления сведений о невыполнении должником условий мирового соглашения ИФНС России направляет информацию в ФНС России через УФНС России по субъекту РФ. Направление в арбитражный суд заявления о расторжении мирового соглашения инспекции Федеральной налоговой службы согласовывают с ФНС России.
ИФНС России осуществляет контроль за выполнением должником, находящимся в процедуре банкротства, текущих обязательств. В случае выявления нарушений по уплате текущих платежей налоговый орган направляет арбитражному управляющему требование об уплате налога с указанием срока исполнения требования. Если эти требования не исполняются, налоговый орган в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ принимает решение о взыскании налога (сбора) за счет денежных средств и выставляет инкассовые поручения, а также направляет решения о приостановлении операций должника по его счетам в банке.
Одновременно с реализацией в отношении должника процедур финансового оздоровления либо внешнего управления ИФНС России обращается к арбитражному управляющему с уведомлением о том, что в случае непогашения задолженности по текущим платежам в двухнедельный срок после получения уведомления налоговый орган инициирует собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о смене процедуры банкротства. ИФНС России вправе инициировать собрание кредиторов по организациям третьей группы. По организациям первой и второй групп ИФНС России инициирует собрание кредиторов после согласования, соответственно, с ФНС и УФНС России по субъекту РФ.
После получения проекта решения, согласованного вышестоящим налоговым органом, нижестоящий налоговый орган принимает данное решение в течение трех дней.
Определение размера ежемесячного вознаграждения арбитражного управляющего для голосования на собраниях кредиторов оформляется решением налогового органа по утвержденной форме. Решение принимается исключительно ФНС России (п. 11 Порядка голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собрании кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219 «О порядке голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собрании кредиторов»). Вышестоящий налоговый орган вправе непосредственно осуществлять любые действия, относимые указанным Порядком к компетенции нижестоящего налогового органа, информируя об этом нижестоящий налоговый орган.
Мониторинг СМИ с целью выявления должников государства в стадии ликвидации. Управления ФНС России осуществляют контроль над своевременностью предъявления требований к должнику и обязательностью участия представителей уполномоченного органа на первом собрании кредиторов при инициировании банкротства организаций всех групп коммерческими кредиторами, в т.ч. путем осуществления мониторинга опубликованных сообщений в СМИ о введении процедуры наблюдения в отношении вышеуказанных организаций.
Управления ФНС России путем мониторинга сообщений о ликвидации в СМИ, размещаемых должниками, осуществляют контроль над принятыми решениями о предстоящем исключении юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
При выявлении факта принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего задолженность перед Российской Федерацией по денежным обязательствам или обязательным платежам, УФНС России по субъекту РФ в установленный срок направляет в ИФНС России, принявшую указанное выше решение, заявление о том, что соответствующее решение затрагивает права и законные интересы Российской Федерации как кредитора данного юридического лица.

11 ноября 2016 года в пресс-центре ИД «Аргументы и факты» состоялась пресс-конференция представителей УФНС России по г.Москве: «Банкротство юридических и физических лиц. Участие налоговых органов в делах о банкротстве».

В пресс-конференции приняли участие:

— заместитель Руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве Дмитрий Юрьевич Стрелецкий;

— исполняющий обязанности начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г.Москве Андрей Александрович Фомин;

— заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г.Москве Владимир Александрович Лахтиков.

Спикеры Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве рассказали журналистам о вступивших в силу в 2016 году нововведениях Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; пояснили, что представляет собой процедура банкротства юридических и физических лиц, в каких случаях налоговые органы участвуют в процедурах банкротства и как изменилась их роль, как уполномоченного органа, в делах о банкротстве.

Заместитель Руководителя Управления ФНС России по г.Москве Д.Ю. Стрелецкий сообщил о новом подходе Федеральной налоговой службы к процедурам банкротства налогоплательщиков, их инициированию и сопровождению.

«За 1,5 года произошли значительные изменения в законодательстве о банкротстве, благодаря которым существующая модель использования механизма банкротства как средства уклонения от уплаты долгов должна перестать быть экономически оправданной, — заявил спикер УФНС России по г.Москве. — В частности, введен институт банкротства физических лиц; налоговые органы получили право самостоятельно штрафовать недобросовестных руководителей должников, уклоняющихся от подачи заявления о своем банкротстве; увеличился срок включения в реестр налоговой задолженности, внесены изменения в части привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и т.д.».

«Наша сегодняшняя задача — поднять на качественно новый уровень работу по взысканию задолженности в процедурах банкротства, каждая из которых должна стать экономически эффективной для бюджета. Нам не интересно банкротство ради банкротства. Главная цель реализации данной концепции — достижение максимального погашения задолженности перед бюджетом», — отметил Д.Ю. Стрелецкий.

Так, в прошлом году налоговыми органами направлено в Арбитражный суд порядка 1300 заявлений о банкротстве юридических лиц, однако из-за отсутствия у должника каких-либо активов введена была всего 201 процедура банкротства. В текущем году налоговые органы г. Москвы инициировали лишь 57 процедур банкротства, поскольку в соответствии с установленной концепцией экономической эффективности банкротство инициируется только в тех случаях, где возможно формирование реальной конкурсной массы и поступление денежных средств в бюджет.

«При отсутствии у организации активов налоговые органы проводят работу с контролирующими и взаимозависимыми лицами, действуют как в рамках налогового законодательства, так и с применением механизма, предусмотренного Законом о банкротстве. В случаях, когда налогоплательщики не погашают долг перед бюджетом и при этом полностью переводят бизнес на другую организацию, мы взыскиваем задолженность с зависимых лиц посредством применения п. 2 ст. 45 НК РФ. Кроме того, в рамках процедуры банкротства идет работа по привлечению к субсидиарной ответственности бенефициаров должника», — добавил заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по г.Москве В.А. Лахтиков, подчеркнув, что «в настоящее время по данным категориям дел уже создана устойчивая судебная практика в пользу налоговых органов».

И.о. начальника отдела обеспечения процедур банкротства А.А. Фомин уточнил, что одним из приоритетов налоговых органов является заключение мировых соглашений в рамках дел о банкротстве. Так, в текущем году налоговыми органами было заключено 7 мировых соглашений на общую сумму 814 млн рублей. По ним в бюджет уже поступило порядка 60 млн рублей.

«Хочу отметить, — подчеркнул Д.Ю. Стрелецкий, — у нас нет задачи обанкротить предприятие. Напротив, у нас прямая заинтересованность в том, чтобы оно продолжало работать. Для добросовестных налогоплательщиков, которые хотят погасить долг, но по объективным причинам не могут сделать это сразу, мы всегда готовы рассмотреть варианты рассрочки, в том числе посредством заключения мировых соглашений. Это важно не только для бюджета, но и с социальной точки зрения, для сохранения рабочих мест. Аналогичные принципы реализуются и в отношении физических лиц».

Всего по состоянию на 1 октября текущего года на территории города Москвы в процедурах банкротства находятся 5496 налогоплательщиков-организаций и физических лиц с задолженностью 187 млрд рублей. В ходе инициирования и проведения процедур банкротства в 2015 году с участием уполномоченного органа должниками погашена задолженность в размере 4,5 млрд рублей; за 9 месяцев текущего года – на сумму 7,2 млрд рублей.

С начала действия положений закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении граждан в г. Москве всего введено 1118 процедур банкротства на сумму 272 млн рублей, при этом налоговыми органами инициировано только 16 процедур. Погашено 1,5 млн рублей задолженности перед бюджетом.

С начала 2016 года к административной ответственности налоговыми органами Москвы привлечено 426 руководителей должников.

За 2015 и первое полугодие 2016 года к субсидиарной ответственности по заявлениям инспекций привлечены 82 руководителя должников на общую сумму в размере 3,4 млрд рублей. В бюджет возвращено 88 млн рублей.

Для номинальных руководителей действуют принятые изменения в законодательство об административной ответственности — за неисполнение решения о привлечении к субсидиарной ответственности их станут дисквалифицировать, а значит, они не смогут повторно быть использованы в схемах со списанием долгов. Так, за неисполнение судебных актов о привлечении к субсидиарной ответственности уже дисквалифицировано 2 руководителя, и это только начало.

«Проверить, не участвует ли ваш потенциальный бизнес-партнер в процедуре банкротства можно с помощью сайта Арбитражного суда, где публикуются все судебные акты о банкротстве — добавил В.А. Лахтиков. – Есть также Единый федеральный реестр сведений о банкротстве – это открытая информация».

Отвечая на вопросы журналистов о будущем процедуры банкротства граждан и ожиданиях на следующий год, Д.Ю. Стрелецкий подчеркнул: «Не следует ожидать значительного увеличения количества банкротств граждан по нашим заявлениям в следующем году, поскольку мы подходим к данному вопросу индивидуально и инициируем процедуру только в отношении недобросовестных должников, уклоняющихся от уплаты долгов, имеющих при этом доходы и обладающих имуществом. Кроме того, помимо процедуры банкротства мы применяем также иные предусмотренные налоговым законодательством механизмы взыскания задолженности. Банкротство является крайней мерой».

Пресс-служба УФНС России по г.Москве